Позитивизм конта это: 74. Позитивизм О. Конта. Философия. Шпаргалки

Содержание

1.3.1. Первый позитивизм — Департамент философии

Основатель позитивизма француз Огюст Конт (1798-1857) объявляет метафизику, после появления эмпирических наук, историческим излишеством. “Вслед за Сен-Симоном Конт развил идею так называемых трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющих в конечном счёте всё развитие общества. На первой, теологической, стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений; вторая, метафизическая, стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии — критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю — позитивную, или научную, стадию, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации» [ФЭС, с. 274].

Ко второй стадии Конт относит почти всех описанных в первой главе лиц. Исключением являются Ф. Бэкон и Д. Юм. Конт и его последователи принимают простую исходную формулировку эмпиризма Ф.

Бэкона. Принимают они и юмовскую критику эмпиризма. Ее преодоление становится одной из главных проблем западной философии науки вплоть до нашего времени.

Общей чертой позитивизма (как 1-го, так и более поздних) было стремление решить характерные для философской (метафизической) теории познания проблемы, опираясь на естественнонаучный разум, противопоставляемый метафизике[1]. При этом одним из средств исключения метафизических аспектов было утверждение, что цель познания состоит в описании явлений, а не в поиске метафизических сущностей или причин.

Эта позиция феноменологизма – уход от вопроса «почему?» и ограничение вопросом «как?» – был и средством обхода проблемы, поставленной Юмом. «Наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований (т.е. поиска причин и сущности явлений – А.Л.)…, — провозглашает О. Конт, — и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения… Всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта

(каковыми являются утверждения о причине и сущности явлений – А. Л.), не может представлять никакого реального и понятного смысла… (эта линия будет развита позитивизмом  ХХ в. — А.Л.). Мы можем действительно знать, — говорил Конт, — только различные взаимные связи, … не будучи никогда в состоянии проникнуть в тайну их образования… Наши положительные исследования во всех областях должны по существу ограничиваться систематической оценкой того, что есть, отказываясь открывать первопричину и конечное назначение» [Конт,1910, с.17]. «…Мы видим, что основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа их до минимума и составляет цель всех наших усилий… Мы ограничиваемся тем, что точно анализируем условия, в которых явления происходят, и связываем их друг с другом естественными отношениями последовательности и подобия… » [АМФ, т. 3, с. 556, 559, 560].

По Конту, ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, “как” они происходят. В соответствии с этим наука, по Конту, познаёт не сущности, а только феномены.

 

Англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), искавший («(!?))закон совокупного перераспределения материи и движения, охватывающий все изменения (начиная с тех, которые медленно преобразуют структуру нашей галактики, и кончая теми, которые составляют процесс химического разложения [АМФ, т. 3, с. 611], пытался решить юмовскую проблему натуралистически, на основе биологической наследственности. «Врожденные» истины  — основа всякого научного знания; они обладают свойствами всеобщности и необходимости», — утверждал он (по [Грязнов II, с.59]).

Но источником этих «врожденных истин», в отличие от Декарта, является не разум, а опыт: «В настоящее время, — пишет он, — общепризнанно, что прямо или косвенно все общие истины индуктивны, т.е. они или сами проистекали от сопоставления наблюденных фактов или выведены из истин, происшедших таким путем» [Спенсер б), с.3] . Полученные таким эмпирическим путем истины впоследствии наследуются и становятся «врожденными». «Спенсер считал, что знания (как и биологические признаки особи) наследуются биологическим путем» [Грязнов II, с.59]. «Наука для Спенсера — средство приспособления человека к среде, это способ «достигать блага и избегать вреда» [Спенсер а), с.10]. «То, что мы называем истиной, указывающей нам путь к успешной деятельности и к последовательному поддержанию жизни, есть просто точное соответствие субъективных отношений, с объективными…» [Там же, с.49]. Эта линия была подхвачена эволюционной эпистемологией второй половины XX в.

Спенсер продолжает контовский феноменализм, несколько усиливая в нем роль механических понятий: «Снова и снова показывали мы различными способами, что глубочайшие истины, каких мы только можем достичь, состоят лишь в простой констатации широчайших единообразий в нашем опыте, касающихся отношений материи, движения и силы… Высшее достижение науки состоит в истолковании всех классов явлений как различно обусловленных проявлений этого одного рода действий при различно обусловленных формах этого одного единообразия. Но сделав это, наука не более как систематизирует наш опыт«[2] [Грязнов II, с.51].

«По всей вероятности, громадный успех, который выпал на долю Спенсера, был обусловлен (тем) обстоятельством, (что) интеллигенту XIX в. (впрочем и ХХ в. тоже) льстило, что в философском трактате он обнаруживал суждения здравого смысла, до которых он и сам додумывался, но только явно их не выражал. Наконец-то были выражены сами собой разумеющиеся идеи, понимание которых теперь не требовало специальной философской культуры. … Популярность Спенсера — это популярность «здравого ума». Восхищение Спенсером — это способ восхваления своего ума обывателем от науки (в XIX в. таковые уже появились)» [Грязнов II, сс.49-51].

[1] При этом позитивисты полагали, что естественнонаучный разум вырастает из обыденного, что между ними нет непроходимой границы.

[2] При этом «в отличие от Конта, считавшего науку, научные знания главным стимулом развития общества, Спенсер видит стимулы действия людей, а следовательно, и развития общества в их чувствах, а не в разуме.

» Мир управляется и изменяется через чувства…» — говорит Г. Спенсер в статье «Причины моего разногласия с О. Контом». «…Во всех случаях поведение определяется не знанием, а чувством» — пишет он в работе «Изучение социологии» (по /Грязнов II, с.51/).

Огюст Конт: позитивный взгляд в будущее

Возможно, вы не сильны в латыни, но мы рискнем у вас спросить: а с чем у вас могло бы ассоциироваться латинское слово positivus? Если вы перевели его как «позитивный», вы практически правы, поэтому мы приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика», где вы сможете еще лучше отточить приемы мыслительных процессов и научиться применять их на практике. Но статья, конечно, не об этом.

Действительно, понимать слово positivus следует как «положительный», но не в смысле положительных или позитивных эмоций, а в смысле полезности, точности и достоверности. Именно так определял французский философ Огюст Конт наивысшую ступень развития научного знания. А разработка принципов позитивной философии как некой интегрированной науки, призванной систематизировать все доступные на тот момент научные знания, стала делом всей его жизни.

Это не единственное его достижение, однако, так или иначе, за какую научную проблематику ни взялся бы Огюст Конт, позитивизм оставался краеугольным камнем его взглядов и убеждений. Забегая вперед, скажем, что в итоге позитивизм сформировался в философское учение, считающее единственным источником достоверного знания практический опыт и отрицающее теоретическую ценность научного исследования. Мы рассмотрим научные взгляды Конта подробнее, но для начала расскажем немного о нем самом.

Если же вы уже немного разбираетесь в данной теме, предлагаем небольшой тест на проверку знаний:

А теперь приступим к статье.

Начало жизненного и научного пути

Огюст Конт родился в 1798 году в Монпелье – городе на юге Франции. Он закончил местный лицей, где особо преуспевал в математике, после чего поступил в высшую Политехническую школу в Париже, готовившую инженеров. Тут следует сделать небольшое историческое отступление и напомнить, что начало 19 века во Франции – это бесконечные войны, в том числе Франции с Россией; правление, изгнание, возвращение и повторная ссылка Наполеона Бонапарта; активное участие студентов Политехнической школы во всевозможных акциях протеста общегосударственного и локального характера.

В одной из таких акций принял участие и Огюст Конт, причем не просто в качестве рядового члена, а в качестве автора текста с рядом требований, выдвинутых протестующими. После этого Политехническая школа была закрыта, все проходившие там обучение студенты отчислены, а преподавательский коллектив уволен в полном составе. Через год школа возобновила работу, однако Конт даже не пытался восстановиться. Сначала он ненадолго вернулся в Монпелье, а после снова уехал в Париж, где подрабатывал частными уроками математики. Затем он сменил несколько мест работы, где не задерживался из-за неуживчивого характера, и дольше всего проработал у философа Сен-Симона.

В этом сотрудничестве также скоро обнаружились противоречия глубинного характера. Конт помогал Сен-Симону работать над его изданием Catéchisme politique des industriels («Катехизис индустриалов») [Н. Saint-Simon, 1818], однако пришел к выводу, что Сен-Симон слишком много внимания уделяет религиозно-мистической составляющей в устройстве общества, а Сен-Симон, в свою очередь, считал, что Конт слишком сосредоточился на научном аспекте жизнеустройства в ущерб всему прочему. К слову, «Катехизис индустриалов» вошел в двухтомник работ Сен-Симона, изданный на русском языке в 1948 году под редакцией В. Волгина (см. том 2) [А. Сен-Симон, 1948].

Противоречия закончились разрывом сотрудничества и совместной работы ученых. Впрочем, существовавшие разногласия не помешали Огюсту Конту позаимствовать и развить одну из главных идей своего учителя. А именно, что все существующие науки – это только элементы некой общей объединяющей науки, каковой является положительная философия. Огюсту Конту осталось лишь придумать и ввести в научный оборот термин «позитивизм» и упорядочить его базовые постулаты в стройный пригодный для чтения и восприятия концепт. Что он и сделал.

Позитивная философия Огюста Конта

Философия Огюста Конта базировалась на его стремлении обобщить достижения точных и естественных наук, свести их в определенную систему и иерархию, и таким образом установить связь между предметами отдельных наук. Каждая из наук объясняет факты и явления из определенной области человеческого знания, выясняет связи и закономерности, выводит законы и формулы. Однако, по мнению Конта, на тот момент созрела необходимость сделать некое финальное обобщение всех достигнутых знаний, и именно эта роль отводилась позитивизму.

Таким образом, философия у Огюста Конта не должна иметь отдельного «философского» содержания, а должна базироваться исключительно на проверенных, точных, достоверных данных, полученных прочими науками. Как мы уже выяснили, слово «позитивный» как раз и употребляется в значении «проверенный, точный, достоверный», поэтому и философия получила название позитивной.

Конт выстроил собственную иерархию базовых наук в порядке, как он сам определял, «убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности». Рейтинг выглядел следующим образом:

  1. Математика.
  2. Физика.
  3. Астрономия.
  4. Химия.
  5. Биология.
  6. Социология.

Заметим, кстати, что Огюст Конт – основатель социологии как науки. На этом аспекте его научной деятельности мы потом остановимся подробнее, а пока вернемся к иерархии наук, выведенной Контом.

В соответствии с этой иерархией издавался главный труд Огюста Конта Cours de philosophie positive в 6 томах, работа над которыми продолжалась 12 лет, с 1830 по 1842 год. [A. Comte, 1830-1842].

Огюст Конт в книге Cours de philosophie positive уделил внимание каждой из наук, включенных им в общую иерархическую систему. Впоследствии труд был переведен на русский язык под названием «Курс положительной философии», том 1 «Философия математики и механики» [О. Конт, 1900], том 2 «Философия физики» [О. Конт, 1901] и т.д.

Интересный факт: в период подготовки данного издания Огюст Конт отказался от чтения литературы по тем предметам, которых касалась его работа, а также от чтения газет журналов и прочей периодики, дабы не засорять мозг отвлекающей информацией. Сам Конт называл это «мозговой гигиеной». Отказ от чтения научной литературы он компенсировал активным изучением литературы, в том числе чтением в подлине произведений итальянских, английских и других европейских авторов. Также в период работы над «Курсом положительной философии» Конт стал завсегдатаем культурных мероприятий, концертов и театральных премьер.

К слову, в этот же период Огюст Конт вернулся в высшую Политехническую школу в Париже, уже в качестве преподавателя.

Так или иначе, но точным наукам Конт уделял в своей работе значительное внимание, посвящая каждой из них отдельные издания. В частности, Traité élémentaire de géométrie analytique («Элементарный трактат по аналитической геометрии») [A. Comte, 2014], Traité philosophique d’astronomie populaire («Философский трактат о популярной астрономии») [A. Comte, 1985]. Так что свою уверенность в том, что философия должна основываться на точных науках, Конт подкреплял конкретными фактами и исследованиями.

В 1844 году вышла очередная книга Огюста Конта Discours sur l’esprit positif, которая также была переведена на русский язык и известна читателям под названием «Дух позитивной философии» [О. Конт, 1910]. В этой книге позитивная философия Огюста Конта дополнена новыми идеями. В частности, Конт вывел 3 стадии развития, которые неизбежно проживает общество.

Стадии развития общества по Конту:

  • Первая (теологическая) – господство религиозно-мифологического сознания, объяснение причин и сущности явлений воздействием сверхъестественных сил.
  • Вторая (метафизическая) – попытки объяснить сущность вещей и явлений при помощи абстрактных понятий.
  • Третья (позитивная) – отказ от попыток объяснить явления, т.к. они являются непостижимыми ввиду того, что их нельзя подтвердить или опровергнуть, и изучение объективных закономерностей явлений, которые выявляются путем наблюдений и экспериментов.

Тут мы видим практически прямую отсылку к агностицизму, т.е. пониманию невозможности абсолютного знания как такового. Но в отличие от агностиков, которые вовсе не призывали на этом основании отказываться от поиска причин и сути явлений, Огюст Конт предлагает полностью отказаться от теоретических изысканий в науке и сосредоточиться на экспериментальной составляющей.

Как это должно быть реализовано на практике, Конт изложил в 1848 году в своей книге Discours sur l’ensemble du positivisme, тоже переведенной на русский язык и вышедшей под названием «Общий обзор позитивизма» [О. Конт, 2012]. К слову, книга выдержала уже три переиздания на русском языке.

Огюст Конт в книге Discours sur l’ensemble du positivisme описывает социальное назначение позитивной философии в контексте революционного движения во Франции конца 18 – начала 19 столетия, выдвигает программу построения нового общества на основе идей позитивизма и рассматривает различные аспекты разработанного им общественного устройства. Вот некоторые постулаты из книги:

  1. Цель философии заключается в систематизации человеческой жизни.
  2. Теологическая система не смогла охватить практическую сторону человеческой жизни.
  3. Дух позитивизма имеет своим источником активную жизнь
  4. В человеческой природе и позитивном синтезе главную роль играет чувство.
  5. Назначение ума состоит в служении социальным чувствам.
  6. Ум – слуга сердца, а не раб сердца, как считает теология.
  7. Основание позитивизма – внешний мир, объясненный наукой.
  8. Внешний порядок сдерживает эгоистические инстинкты.
  9. Внешний мир видоизменяем в определенных пределах.
  10. Не стоит смешивать позитивизм с атеизмом.

Заметим, что философ нигде не углубляется в исследование причин революционного движения и прочих наблюдаемых в обществе явлений. И не считает, что социология должна этим заниматься. Зато, как заметно даже после беглого взгляда на основные идеи книги, в социологии Конта достаточно внимания уделено теологии.

В плане изучения отношения Конта к религии и теологии очень интересно выступление российского историка Владимира Соловьева на мероприятии, посвященном 100-летию со дня рождения Огюста Конта в публичном собрании Философского общества при Петербургском университете 7 марта 1898 года [В. Соловьев, 1988].

Текст выступления вошел в двухтомник сочинений Соловьева под названием «Идея человечества у Августа Конта». Уточним, что полное имя Конта на французском звучит как Isidore Marie Auguste François Xavier Comte, однако его имя Auguste предпочли перевести как Август. К слову, упоминая о роли Жанны д’Арк в истории Франции, Соловьев называет ее Иоанной д’Арк. Но вернемся к сути выступления и отношению к учению Конта.

Владимир Соловьев достаточно плотно изучал тему позитивизма в рамках подготовки к защите своей диссертации, и на заре научной карьеры активно критиковал идеи позитивизма. В целом, Соловьев остался на тех же идейных позициях, однако более лояльно отнесся к поздним идеям Конта и даже заявил, что тот, цитируем: «заслужил себе место в святцах христианского человечества». Как минимум, уточнил Соловьев, за свое «прямодушие, простоту и чистосердечие», с которым философ отстаивал свои взгляды. Вот этого великому мыслителю 19 столетия действительно было не занимать, что и нашло свое отражение во взглядах Огюста Конта как социолога.

Огюст Конт: социология

Тут будет логичным еще раз вспомнить период сотрудничества Огюста Конта с Сен-Симоном и элемент заимствования его идей. Так, Сен-Симон в своих трудах неоднократно акцентировал внимание, что человека нельзя рассматривать с какой-либо одной стороны, а нужно учитывать все многообразие факторов, влияющих на него.

Эти идеи Конт взял за основу и, по уже сложившейся традиции, придумал и презентовал научной общественности название для новой науки. Впервые из уст Огюста Конта термин «социология» прозвучал 27 апреля 1839 года. Этот день и считается официальной датой рождения науки.

Как мы уже упомянули ранее, Конт не просто предложил выделить социологию в отдельную науку. Огюст Конт – основатель социологии как науки в полном смысле этого слова. Он предложил свою модель социального общества на третьей или позитивной, согласно его классификации, стадии развития. Мы помним, что за какую научную проблематику ни взялся бы Огюст Конт, позитивизм оставался краеугольным камнем его взглядов и убеждений.

Итак, в его понимании, новое позитивное общество – это классовое общество, состоящее из управленцев и рабочих. Под управленцами Конт понимал всех собственников средств производства – промышленников, предпринимателей, землевладельцев, а также банкиров, купцов и прочих, кто распоряжался денежными потоками.

При этом собственность в представлении Конта – это не столько право, сколько обязанность правящего класса обеспечить надлежащий уровень жизни рабочим, социальную защиту, развитие культуры и общества. Интеллектуальное и духовное развитие социума должны обеспечить ученые и философы-позитивисты. Конт считал, что такая организация сделает социум самосовершенствующимся и саморазвивающимся организмом [О. Конт, 2012].

Основная идея социологии Конта – это «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». При таком устройстве общества революций и прочих социальных потрясений не будет, т.к. в них не будет объективной необходимости. Таким образом, общество превращается в органическое единство всех его членов, независимо от материального статуса, т.к. все они объединены единой целью – развитие и процветание всего общества в целом, и каждого члена общества в отдельности.

Общество, по Конту, будет складываться из множества так называемых подсистем. Например, семья будет олицетворять собой «истинное единство» в отличие от социума и государства, которые будут выполнять роль регулирующей силы. Излагая основы социологии, Огюст Конт выделил две составляющие науки.

Огюст Конт – социология:

  • Часть 1 – социальная статика, изучающая условия стабильности, состав и взаимодействие частей общества, а также общественные институты, такие как семья, религия, кооперация, прочее.
  • Часть 2 – социальная динамика, изучающая условия развития общества и базирующаяся на учении о трех стадиях этого развития.

Такое разделение, по мнению Конта, позволяло обосновать органическую связь порядка (статика) и прогресса (динамика) в социуме. Развивая мысль, что человека нельзя рассматривать в каком-то одном аспекте изолированно от социума, Конт предлагал рассматривать личность в контексте всего человечества как совокупности ныне живущих, уже ушедших и будущих поколений.

Интересно и назначение государства в понимании Конта. Прежде всего, обязанностью государства является объединение частных сил для общей цели и предупреждение склонности этих сил к расхождениям и разногласиям. Таким образом утвердится новый порядок мироустройства – социократия на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев.

Управление в новом обществе, построенном на основе идей позитивизма, должно быть светским и духовным одновременно. Под светским управлением подразумевается участие банкиров, промышленников, земледельцев, под духовным – влияние философов и священников, разделяющих идеи позитивизма. Также Конт выделяет 4 основные силы в социократии.

Силы социократии:

  • Патрициат – банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы, обеспечивающие последовательность развития, финансовое и экономическое управление обществом.
  • Священники и философы-позитивисты – будут отвечать за образование, воспитание, наставление преступников на путь истинный.
  • Пролетариат – основная производительная сила, способствующая переходу к промышленному строю.
  • Женщины – носительницы нравственности и воплощение чувства.

Во взаимодействии и взаимном дополнении этих сил будет обеспечен порядок, прогресс, духовное развитие общества. И еще одна интересная мысль: в государстве, построенном на основе позитивизма, должны главенствовать не права, а обязанности, т.к. права, по мнению Огюста Конта, подрывают спокойствие общества. Мысль неоднозначная, однако как участнику студенческих волнений в годы учебы в высшей Политехнической школе в Париже, Конту, возможно, виднее.

Таковы основные идеи великого философа и мыслителя 19 столетия Огюста Конта. Их можно принимать или не принимать, однако для своего времени эти взгляды были, безусловно, прогрессивны. Из основ позитивизма, заложенных Контом, выросли такие философские течения как эмпириокритицизм и махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Вокруг идей последователей Конта объединились члены «Венского кружка» и Львовско-Варшавской философской школы. Его взгляды вышли далеко за пределы философии и дали толчок развитию познания в самых разных направлениях. Но, конечно, не обошлось без критики.

Критика позитивизма

Разумеется, идеи, зародившиеся на основе позитивизма, также не всегда однозначны, однако процесс поиска истины неоднозначен всегда и вряд ли когда-то сможет считаться полностью завершенным. Само понятие «критика позитивизма» следует разделить на два направления:

  1. Понимание недостаточности идей позитивизма и их дальнейшее развитие.
  2. Отрицание идей позитивизма и выработка принципиально новых противоположных концепций.

Как мы начали говорить чуть раньше, на основе идей позитивизма возникли такие философские течения как эмпириокритицизм, махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Что же они собой представляли?

Философские течения на основе идей позитивизма:

  • Эмпириокритицизм – философское направление, считающее исходным пунктом познания так называемый «чистый опыт», получаемый людьми, и при этом считающие невозможным получение абсолютно «чистого опыта». Собственно изучаемый объект эмпириокритицизм оставляет как бы «за кадром». Родоначальником направления является Рихард Авенариус, его основная работа на эту тему – «Критика чистого опыта» [Р. Авенариус, 1907-1908].
  • Махизм – сходное с эмпириокритицизмом направление, получившее название по фамилии своего основателя Эрнста Маха. Он считал само деление на субъект и объект познания бессмысленным, привносящим путаницу в процесс познания и порождающим никому не нужные споры о первичности и вторичности субъекта и объекта. В этом плане интересна его книга «Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования», актуальная и переиздаваемая по сей день [Э. Мах, 2017].
  • Неопозитивизм, он же логический позитивизм – полностью подтверждает необходимость опыта как основы познания, но считает, что главным инструментом познания является разум. Это философское направление является продуктом коллективного разума, созданного группой ученых под руководством профессора Морица Шлика в Венском университете и потому получившая название «Венский кружок». Свои мысли он изложил в работе «Поворот в философии» [М. Шлик, 1993]. Подобные идеи господствовали и во Львовско-Варшавской школе, созданной Казимиром Твардовским. В отличие от позитивной философии Огюста Конта, он полагал, что философия – это самостоятельная наука, а не просто интеграция и систематизация знаний прочих наук. Эта мысль прослеживается во всех его работах, включенных в сборник «Избранные произведения» [К.Твардовский, 2019].
  • Постпозитивизм – это, по сути, несколько философских школ, пытавшихся усовершенствовать идеи позитивизма. Основным представителем принято считать Карла Поппера, полагавшего, что истина объективна, а знание всегда носит предположительный характер и должно регулярно перепроверяться и пересматриваться. В этом и зкалючается логика научного исследования», изложенная в одноименной работе Поппера [К. Поппер, 2004]. Тут много общего с агностицизмом, однако подобные пересечения с идеями агностицизма мы видим и в классическом позитивизме тоже.

Это философские направления, которые пытались развить и усовершенствовать идеи позитивизма. Желающих опровергнуть идеи Конта в научном мире тоже всегда было немало. Наиболее интересны в этом плане критические замечания относительно позитивистской социологии Конта и его попыток перенести принципы точных наук на гуманитарные.

В первую очередь, это представители Франкфуртской школы, которые критиковали Конта за «ограниченную рациональность» естественнонаучной ориентации в социальном познании. Наиболее внятно в этом плане высказывался один из основателей школы Теодор Адорно в своих лекциях, прочитанных в 1963 году, объединенных под общим названием «Проблемы философии морали» [Т. Адорно, 1963].

Также были «недовольны» Контом представители феноменологического направления, видевшие основной недостаток позитивистской социологии в натурализации общественных явлений. Идея недопустимости такого натуралистического подхода к обществу и личности особо явно прослеживается в книге Нила Дональда Уолша «Беседы с Богом» [Н. Уолш, 2007].

Критика идей позитивизма свидетельствует лишь о том, что, по сути, процесс познания бесконечен, а человек может лишь освоить новые приемы познания, чтобы хоть как-то расширить границы познанного. Всех желающих раздвинуть границы известного приглашаем пройти программу «Когнитивистика», после которой вам в этой жизни станет многое гораздо яснее, чем сейчас. Изучайте этот мир, развивайте свое мышление, и пусть процесс познания принесет вам массу интересных открытий! Удачи!

Ключевые слова:1Когнитивистика

Позитивизм: определение, теория и исследования

Позитивизм: определение, теория и исследования | StudySmarter

Выберите язык

Предлагаемые языки:

Европа

английский (DE) английский (Великобритания)

StudySmarter — универсальное учебное приложение.

4.8 • +11k оценок

Более 3 миллионов загрузок

Бесплатно

Позитивизм

СОДЕРЖАНИЕ :

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Вы знаете, в чем разница между позитивизмом и интерпретативизмом?

    Обе философские позиции в социологии с различными характеристиками и подходами к социологическим исследованиям. Интерпретативизм следует более качественному подходу, в то время как позитивизм адаптирует научный, количественный метод. Остановимся подробнее на позитивизме, упомянув его определение, характеристики и критику.

    • Сначала мы пройдемся по философским позициям в социологических исследованиях, учитывая, как в них вписывается позитивизм.
    • Затем мы коснемся определения позитивизма и связанных с ним методов исследования.
    • Наконец, мы рассмотрим преимущества и недостатки принятия позитивистского подхода в социологии.

    Философские позиции в социологии

    Важно рассмотреть, почему мы называем позитивизм философской позицией по социологии. Это связано с тем, что философские позиции представляют собой широкие всеобъемлющие идеи о том, что представляют собой люди и как их следует изучать. Они задают фундаментальные вопросы.

    • Что вызывает поведение человека? Это их личные мотивы или социальные структуры?

    • Как следует изучать людей?

    • Можем ли мы делать обобщения о людях и обществе?

    Позитивизм — это философская позиция, которая особым образом рассматривает людей и человеческое поведение. Поэтому, чтобы принять позитивистский подход, их также следует изучать особым образом.

    Рис. 1. Философские позиции в социологии рассматривают вопрос о том, как следует изучать людей социальные факты или законы (так же, как естественные законы управляют физическим миром). На поведение людей влияют внешние факторы , такие как институты, социальные структуры, системы, а не внутренние факторы, такие как мнения или мотивы людей. Этот подход называется макросоциология .

    Позитивизм в социологических исследованиях — это философская позиция, утверждающая, что познание социального явления основано на том, что можно наблюдать , измерять и регистрировать так же, как и в естествознании.

    «Противоположный» подход называется интерпретативизмом , который утверждает, что людей нельзя изучать с помощью чисел, потому что поведение имеет значения, которые нельзя понять с помощью количественных данных. Поэтому сторонники интерпретативизма предпочитают качественные методы. См. Интерпретация для получения дополнительной информации.

    Теория позитивизма в социологии

    Позитивизм был основан французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857), первоначально как философское течение. Он поверил и основал науку социологию, которая была изучением социальных явлений так же, как люди тогда (и теперь) изучали явления природы.

    Граф культивировал свои идеи о позитивизме у мыслителей 18-го и 19-го веков, таких как Давид Юм и Иммануил Кант. Он также черпал вдохновение у Анри де Сен-Симона, который признавал растущую важность науки и использования научных методов для изучения и наблюдения за обществом. Исходя из этого, Конт использовал термин «социология» для описания социальной науки, объясняющей социальные структуры и явления.

    Конт также известен как основатель социологии .

    É mile Позитивизм Дюркгейма

    Французский социолог Эмиль Дюркгейм был известным позитивистом. Находясь под сильным влиянием идей Огюста Конта, Дюркгейм сочетал социологическую теорию с методологией эмпирического исследования.

    Он был первым, кто сделал социологию академической дисциплиной во Франции, и стал первым профессором социологии.

    Позитивизм Дюркгейма усовершенствовал научный подход Конта к изучению общества. Он утверждал, что с помощью научных методов социологи должны иметь возможность с высокой точностью предсказывать последствия изменений в обществе.

    Изменения в обществе могут включать в себя такие вещи, как внезапный рост преступности и безработицы или снижение количества браков.

    Дюркгейм верил в использование сравнительного метода в исследовании общества. Сравнительный метод предполагает поиск корреляций, закономерностей или других отношений между переменными в разных группах. Его знаменитое исследование самоубийства является хорошим примером сравнительного метода в социологических исследованиях.

    Исследование самоубийства Дюркгейма

    Дюркгейм провел систематическое исследование самоубийств (1897 г.), чтобы выяснить, какие социальные силы или структуры влияли на уровень самоубийств, поскольку в то время они были особенно высоки. Для этого он использовал научный метод и изучил общие факторы среди людей, совершивших самоубийство.

    Таким образом, он установил «социальный факт» о высоком уровне самоубийств из-за высокого уровня аномии (хаоса). Низкий уровень социальной интеграции вызвал аномию , по Дюркгейму.

    Исследование самоубийства Дюркгеймом является примером того, как поведение человека можно изучать с помощью данных, логики и рассуждений.

    Характеристики позитивизма

    Социологи-позитивисты пытаются понять общество, используя научные методы. Остановимся подробнее на характеристиках позитивизма.

    «Социальные факты»

    Социальные факты — это то, что социологи-позитивисты стремятся раскрыть, используя объективные методы исследования. Согласно Эмиль Дюркгейм в Правила социологического метода (1895):

    Социальные факты состоят из внешних по отношению к индивиду способов действия, мышления и чувства, которые наделены силой принуждения, благодаря которой они могут осуществлять над ним контроль (стр. 142).

    Другими словами, социальные факты — это вещи, которые существуют извне по отношению к индивидууму и которые ограничивают индивидуума.

    Социальные факты включают:

    • Социальные ценности, такие как вера в то, что пожилых членов семьи следует уважать.

    • Социальные структуры, такие как структура социального класса.

    • Социальные нормы, такие как ожидание посещения церкви каждое воскресенье.

    • Законы, обязанности, общественная деятельность, субкультуры.

    Такие социальные факты являются внешними и наблюдаемыми ; поэтому они подлежат научному анализу .

    Позитивистский подход к методам исследования

    Исследователи, придерживающиеся позитивистского подхода, выбирают в своих исследованиях количественных методов.

    Это потому, что позитивисты верят, что природа человеческого поведения и общества является объективной и может быть научно измерена, а количественные методы делают упор на объективные измерения посредством чисел; то есть статистический, математический и численный анализ.

    Целью позитивистских исследований является изучение закономерностей и взаимосвязей между социальными факторами, что может помочь исследователям делать точные прогнозы об обществе и социальных изменениях. По мнению позитивистов, это лучше всего делать с помощью количественных методов.

    Количественные методы позволяют исследователям-позитивистам собирать данные из больших выборок и сопоставлять их в наборы данных, отслеживать закономерности, тенденции, корреляции и находить причинно-следственных взаимосвязей с помощью статистического анализа.

    Некоторые из наиболее типичных первичных методов исследования, выбранных социологами-позитивистами, включают в себя:

    Рис. 2. Для позитивистов данные должны быть объективно собраны и проанализированы

    Основной целью позитивистских методов исследования является сбор объективных и числовых данных, которые можно проанализировать.

    Положительная оценка позитивизма в социологии

    Рассмотрим некоторые преимущества позитивизма в социологии и социологических исследованиях.

    Позитивистский подход:

    • Понимает влияние социальных структур и социализации для физических лиц; поведение можно понять в контексте общества, в котором живут люди.

    • Сосредоточено на объективных измерениях, которые могут быть воспроизведены, что делает их очень надежными.

    • Предпочитает выявлять тенденции, закономерности и корреляции, которые могут помочь выявить социальных проблем в больших масштабах.

    • Часто используются большие выборки, поэтому результаты могут быть обобщены на более широкую или всю совокупность. Это также означает, что результаты высоко оценены.0026 представитель .

    • Включает полный статистический анализ , на основе которого исследователи могут делать прогнозы.

    • Включает более эффективных методов сбора данных; опросы и анкеты могут быть автоматизированы, легко вводятся в базу данных и далее манипулируются.

    Критика позитивизма в исследованиях

    Однако существует критика позитивизма в социологии и социологических исследованиях. Позитивистский подход:

    • Считает людей слишком пассивными. Даже если социальные структуры влияют на поведение, они не так предсказуемы, как считают позитивисты.

    • Игнорирует социальный контекст и человеческую индивидуальность. Интерпретативисты утверждают, что у каждого есть субъективная реальность.

    • Может затруднить интерпретацию данных без контекста или обоснования социальных фактов .

    • Ограничивает фокус исследования. это негибкий и не может быть изменен в середине исследования, так как это сделает исследование недействительным.

    • Может представлять проблемы предвзятости исследователя при сборе или интерпретации данных.

    Позитивизм – основные выводы

    • Позитивизм – это философская позиция, утверждающая, что знание социального явления основано на том, что можно наблюдать, измерять и записывать так же, как и в естественных науках. Поэтому исследователи-позитивисты склонны использовать количественные данные.
    • Систематическое изучение самоубийств Дюркгеймом использовало научный метод для установления социальных фактов.
    • Социальные факты — это вещи, которые существуют вне индивидуума и ограничивают его. Позитивисты стремятся раскрыть социальные факты посредством исследований. Примеры социальных фактов включают социальные ценности и структуры.
    • Типичные позитивистские первичные методы исследования включают лабораторные эксперименты, социальные опросы, структурированные анкеты и опросы.
    • У позитивизма в социологии есть несколько преимуществ и недостатков. Преимуществом является то, что собранные данные очень надежны и обобщаемы. К недостаткам относится восприятие людей и человеческого поведения как слишком пассивных.

    Ссылки

    1. Дюркгейм, Э. (1982). Правила социологического метода (1-е изд.)

    Часто задаваемые вопросы о позитивизме

    Позитивизм в социологии — это философская позиция, утверждающая, что знание социального явления основано на том, что можно наблюдать, измерять и записывать в так же, как и в естествознании.

    Систематическое исследование самоубийства Эмиля Дюркгейма (1897 г.) является хорошим примером позитивизма в социологии. Он использовал научный метод, чтобы установить «социальный факт» того, что существует высокий уровень самоубийств из-за высокого уровня 9. 0138 аномия (хаос).

    Социологи используют позитивизм по-разному. Мы можем назвать подходы Дюркгейма и Конта, например, различными типами позитивизма.

    Позитивизм — это онтология, и он верит, что существует одна-единственная объективная реальность.

    Исследователи, придерживающиеся позитивистского подхода, выбирают в своих исследованиях количественных методов. Качественное исследование более характерно для интерпретативизма,

    Финальная викторина по позитивизму

    Вопрос

    Что такое позитивизм в социологических исследованиях?

    Показать ответ

    Ответ

    Это философская позиция, утверждающая, что знание социального явления основано на том, что можно наблюдать, измерять и записывать так же, как и в естественных науках.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Позитивизм выступает за применение метода _____.

    Показать ответ

    Ответ

    Научный.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что, по мнению позитивистов, влияет на поведение людей?

    Показать ответ

    Ответ

    На поведение людей влияют внешние факторы, такие как институты, социальные структуры и системы.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Подход, согласно которому социальные структуры влияют на поведение людей, называется ______.

    Показать ответ

    Ответ

    Макросоциология.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какой известный социолог-позитивист использовал научный метод для установления социальных фактов о самоубийстве?

    Показать ответ

    Ответ

    Эмиль Дюркгейм

    Показать вопрос

    Вопрос

    Количественные методы позволяют позитивистам найти какие отношения?

    Показать ответ

    Ответ

    Причинно-следственные связи

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какой из этих методов НЕ является типичным основным методом исследования, выбранным позитивистами?

    Показать ответ

    Ответ

    Официальная статистика.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Размер выборки в количественном методе мал или велик?

    Показать ответ

    Ответ

    Большой.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Помимо причинно-следственных связей, что еще пытаются найти позитивисты из своих данных?

    Показать ответ

    Ответ

    Закономерности, тренды и корреляции.

    Показать вопрос

    Вопрос

    В чем преимущество больших выборок с использованием позитивистских методов?

    Показать ответ

    Ответ

    Использование больших выборок означает, что результаты могут быть обобщены на более широкое или целое население. Это также делает результаты высокой репрезентативности.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Почему позитивистские методы очень надежны?

    Показать ответ

    Ответ

    Они очень надежны, поскольку являются объективными измерениями и поэтому могут быть воспроизведены.

    Показать вопрос

    Вопрос

    В чем преимущество выявления тенденций, закономерностей и взаимосвязей?

    Показать ответ

    Ответ

    Это может помочь в выявлении социальных проблем в больших масштабах.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Как критикуют позитивизм за то, как он относится к людям?

    Показать ответ

    Ответ

    Утверждается, что позитивизм считает людей слишком пассивными. Даже если социальные структуры влияют на поведение, это не так предсказуемо, как считают позитивисты.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Позитивизм может представлять проблемы предвзятости исследователя в _____ или _____ данных.

    Показать ответ

    Ответ

    Сбор, интерпретация

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое «противоположный» подход к позитивизму?

    Показать ответ

    Ответ

    Интерпретация

    Показать вопрос

    Вопрос

    Позитивизм считает, что общество управляется совокупностью: 

    Показать ответ

    Ответьте

    «Социальные факты » или законы (так же, как естественные законы управляют физическим миром).

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какой известный французский философ основал позитивизм?

    Показать ответ

    Ответ

    Позитивизм был основан французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857), первоначально как философское течение.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Дайте определение социальным фактам.

    Показать ответ

    Ответ

    Согласно Дюркгейму (1895): «Социальные факты состоят из внешних по отношению к индивидууму способов действия, мышления и чувств, которые наделены силой принуждения, благодаря которой они могут осуществлять над ним контроль».

    Показать вопрос

    Вопрос

    Каковы некоторые примеры социальных фактов?

    Показать ответ

    Ответ

    Социальные факты включают:

    • Социальные ценности, такие как вера в то, что пожилых членов семьи следует уважать.

    • Социальные структуры, такие как структура социального класса.

    • Социальные нормы, такие как ожидание посещения церкви каждое воскресенье.

    • Законы, обязанности, общественная деятельность, субкультуры.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Дюркгейм верил в использование сравнительного метода в исследовательском обществе. Это правда или ложь?

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Еще о позитивизме

    Откройте для себя подходящий контент для ваших тем

    Не нужно обманывать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!

    Учебный план

    Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.

    Тесты

    Проверьте свои знания с помощью игровых тестов.

    Карточки

    Создавайте и находите карточки в рекордно короткие сроки.

    Заметки

    Создавайте красивые заметки быстрее, чем когда-либо прежде.

    Учебные наборы

    Все учебные материалы в одном месте.

    Документы

    Загружайте неограниченное количество документов и сохраняйте их в Интернете.

    Study Analytics

    Определите сильные и слабые стороны вашего исследования.

    Еженедельные цели

    Ставьте индивидуальные учебные цели и зарабатывайте баллы за их достижение.

    Умные напоминания

    Хватит откладывать на потом наши напоминания об учебе.

    Награды

    Зарабатывайте очки, открывайте значки и повышайте уровень во время учебы.

    Волшебный маркер

    Создавайте карточки в заметках полностью автоматически.

    Интеллектуальное форматирование

    Создавайте самые красивые учебные материалы, используя наши шаблоны.

    позитивизм

    Существует много интерпретаций позитивизма, но этот термин часто используется для описания убеждения, во-первых, в том, что мир поддается объективному толкованию и, во-вторых, в том, что социальные науки должны следовать методологиям и методам, установленным в естественных науках, в по крайней мере, в той мере, в какой это касается эмпирических данных и экспериментов. Следовательно, он противопоставляется интерпретативизму, который рассматривает мир как допускающий множество интерпретаций и стремится раскрыть смысл, который люди вкладывают в социальную деятельность.

    Слово «позитивист» вводит в заблуждение, поскольку оно имеет тенденцию вызывать в воображении кого-то, кто очень уверен в себе, или даже кого-то с «солнечным характером», но его этимология заключается в глаголе «полагать» — выдвигать и косвенно подвергать критическому анализу.

    Интеллектуальные корни позитивизма уходят еще к Платону и его убеждению в том, что в основе мира лежит объективный, даже совершенный порядок, даже если наше понимание мира было несовершенным. Здесь особое внимание уделялось математике, и Платон, и Пифагор рассматривали математические структуры как основу эстетических суждений. Более поздней и общепринятой точкой отсчета для позитивизма является Просвещение, термин, данный тем европейским интеллектуалам восемнадцатого века, которые стремились «принять» догму, традицию и метафизическую веру во имя прогресса. Ориентирами позитивизма в конце девятнадцатого и начале двадцатого века являются Конт, а иногда Маркс и Дюркгейм, хотя между этими мыслителями есть серьезные различия, причем Конт наиболее явно проявляет почтение к естествознанию и научному методу.

    Третьим ориентиром, приближающимся к нашему времени, является философия логического позитивизма, движение начала и середины двадцатого века, которое утверждало, что «гарантированное человеческое знание», чтобы иметь смысл, должно быть поддающимся проверке. Этого можно было бы достичь только с помощью аналитического или логического анализа, но, что более продуктивно для социальных наук, с помощью научных методов наблюдения и эксперимента. Логический позитивизм сузил рамки философии, отбросив вопросы веры как неподдающиеся проверке и сосредоточив внимание на вопросах логики и языка.

    Перенесемся в настоящее время. Если вообще есть, то философов или социологов, явных последователей позитивизма, очень мало, и, вероятно, нет ни одного, кто следовал бы весьма идиосинкразическим взглядам Конта. Скорее, развилось то, что Блейки (Blaikie, 2000) назвал «стандартным» взглядом на позитивизм, чтобы сигнализировать о широком интересе к разработке причинно-следственных обобщений, часто на основе проверки статистической корреляции. Для этого исследователям необходимо относиться к понятиям как к «реальным» объективным категориям и признать, что человеческое поведение можно объяснить, по крайней мере, на групповом уровне, факторами, воздействующими на соответствующих людей. Таким образом, позитивизм, или наше позитивистское наследие, заставляет нас задавать вопросы, направленные на выявление причинно-следственных связей: каковы были причины бума доткомов?; Что побуждает людей делать карьеру на государственной службе?; Связана ли бедность с низким социальным капиталом? В методологии позитивизм часто приводит к крупномасштабному анализу, метаанализу, дедуктивной и экспериментальной проверке гипотез. Позитивисты более уверенно говорят о базе знаний. Позитивисты обычно используют квазинаучный язык: они проводят тесты; они считают угрозы достоверности и устраняют предвзятость ; обычно пишут от третьего лица.

    Критики позитивизма найти нетрудно. На практике большинство согласится с тем, что социальная деятельность более сложна, чем предполагает позитивистская точка зрения, а идея о том, что «социальная наука» должна следовать процедурам естественных наук, подрывается постоянными разногласиями по поводу того, действительно ли ученые выполняют свою работу. Однако есть две основные причины, по которым нам следует быть более осторожными:

    Во-первых, позитивизм часто представляют как карикатуру: позитивисты — это люди, наивно верящие в объективность социальных наук и зацикленные на количественных методах. Это не отдает должного распространению интеллектуальных влияний внутри позитивизма или возможности рефлексивности со стороны позитивистов или «неопозитивистов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *