Повести белкина пушкин барышня крестьянка краткое содержание: «Барышня-крестьянка» краткое содержание повести Александра Пушкина – читать пересказ онлайн

Содержание

«Барышня-крестьянка» краткое содержание повести Александра Пушкина – читать пересказ онлайн

8 мин.

Александр Пушкин

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 10141.

Обновлено 12 Октября, 2022

О произведении

Повесть «Барышня-крестьянка» Пушкин написал осенью 1830 года в Болдино. Произведение входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»).

«Барышня-крестьянка» написана в рамках литературного направления реализм. В рассказе Пушкин делает иронические отсылки к произведению Карамзина «Бедная Лиза», трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Для создания комического эффекта автор использует художественный метод масок, переодеваний.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Барышни-крестьянки», а также пройти тест, чтобы проверить знание сюжета произведения, подготовиться к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повести происходят в первой половине XIX века в русской провинции, в имениях помещиков-соседей Берестова и Муромского.

Главные герои

  • Лизавета Григорьевна Муромская – 17 лет, «единственное и следственно балованное дитя» отца. Переодевалась деревенской девушкой.
  • Алексей Иванович Берестов – был воспитан в университете, хотел поступить на военную службу, полюбил Лизу в образе Акулины.

Другие персонажи

  • Григорий Иванович Муромский«настоящий русский барин», западник, любитель всего английского, вдовец, отец Лизы.
  • Иван Петрович Берестов – барин, вдовец, владелец суконной фабрики, отец Алексея.
  • Настя – крепостная девушка, горничная Лизы.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Имение Ивана Петровича Берестова находилось в одной из отдаленных губерний. В молодости он служил в гвардии, затем вышел в отставку, уехал в деревню. Вскоре он построил дом, «завел суконную фабрику».

Берестов не ладил с ближайшим соседом Григорием Ивановичем Муромским. Муромский промотал в Москве большую часть имения и приехал в деревню, где «развел английский сад», поля обрабатывал «по английской методе», хотя это и было не прибыльно. Берестову не нравились нововведения соседа, Муромский же в свою очередь прозвал Ивана Петровича «медведем и провинциалом».

В деревню приехал сын Берестова Алексей. Молодой человек был хорошо сложен, прекрасно держался в седле и пользовался большим успехом у барышень, однако сам к женскому полу был холоден.

Дочь Муромского, Лиза, заинтересовалась Алексеем, но отцы их не общались и потому познакомиться им было негде. После гуляний у соседей служанка Лизы Настя, рассказала, что Алексей

«удивительно хорош», что он во время праздника играл с крестьянскими девушками в горелки.

Чтобы молодой человек не подумал, что «она за ним гоняется», Лиза переоделась в крестьянскую одежду и рано утром пошла в рощу, где обычно в это время охотился молодой Берестов. Она, задумавшись, ждала. Внезапно к ней подбежала собака, а вскоре подъехал и охотник. Алексей успокоил притворившуюся «полуиспуганной, полузастенчивой» девушку. Лиза, говоря на крестьянском наречии, представилась Акулиной, дочерью кузнеца. Алексей собрался наведаться к ее отцу, но девушка пообещала, что завтра сама придет на это же место.

Весь день Лиза была рассеянной. Она даже думала не пойти завтра, но боялась, что Алексей познакомится с настоящей Акулиной – «толстой, рябой девкой». Алексей же был восхищен новой знакомой. Утром он сразу побежал на свидание.

Встретившись с Алексеем, Лиза сказала, что это их последнее свидание. Но молодой человек просил ее хотя бы о редких встречах. Девушка взяла с него слово, что он никогда сам не будет ее искать и они будут встречаться только тогда, когда она сама назначит свидание. Встречи молодых людей продолжались. Алексей влюбился без памяти, «Лиза была не равнодушнее».

Как-то во время утренней прогулки Берестов и Муромский столкнулись. Лошадь Муромского напугал выбежавший заяц, и она сбросила седока. Берестов помог соседу оправиться и пригласил к себе. Они дружелюбно разговаривали за завтраком. Муромский пригласил Берестова с сыном к себе в Прилучино. Узнав об этом, Лиза наотрез отказалась появляться перед Берестовыми. Но вскоре придумала уловку, попросив отца ничему не удивляться. Когда Берестовы приехали и расположились в гостиной, девушка вышла к ним: она

«набелена была по уши», со светлыми фальшивыми локонами на голове, взбитыми как парик Людовика XIV. Алексей не узнал в ней Акулины. За столом Алексей играл «роль рассеянного и задумчивого. Лиза жеманилась».

На следующее утро на свидании Лиза спросила, понравилась ли Алексею барышня. Он ответил, что та «урод уродом». Молодой человек предложил обучить якобы неграмотную Акулину грамоте и очень удивлялся тому, как она за три занятия освоила азбуку и письмо. Между ними завязалась переписка, письма они оставляли в дупле старого дуба. «Настя втайне исправляла должность почтальона».

Берестов и Муромский вскоре стали хорошими друзьями. Они решили поженить своих детей. Алексей отказывался брать в жены Лизу, и тогда отец поставил перед ним условие: или свадьба, или лишит наследства. Молодой человек написал Акулине о случившемся, предложил в письме выйти за него замуж (хотя и знал, что потом придется вести жизнь бедную).

На следующий день Алексей сразу поехал к Муромскому объясниться, но дома была только Лиза. Молодой человек без предупреждения вошел в дом и остолбенел: перед ним была его Акулина, но «в белом утреннем платьице». Девушка внимательно читала его письмо, поэтому не заметила, как он вошел. Алексей бросился к ней и начал целовать ее руки. Как раз в этот момент вошел Григорий Иванович.

«— Ага! — сказал Муромский, — да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…

Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».

И что в итоге?

Иван Берестов и Григорий Муромский — враги постепенно становятся хорошими друзьями, решают поженить своих детей.

Алексей Берестов — узнав, что Лиза и есть Акулина, женится на ней.

Лиза Муромская — выходит замуж за Алексея.

Заключение

В повести «Барышня-крестьянка» Пушкин иронически раскрывает проблему социальных предрассудков. И Лиза, и Алексей оказываются выше предрассудков: герой готов был жениться на простой девушке по любви, даже лишившись наследства. Пушкин показывает любовь, перед которой меркнут все социальные условности.

Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Барышни-Крестьянки», а оценить полный вариант повести.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг пересказа

4. 5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 10141.


А какую оценку поставите вы?

ЛитКульт — Краткое содержание повести «Барышня-крестьянка» Александра Пушкина

Из цикла «Повести Белкина»

В одной дальней губернии в своем имении Тугилово жил отставной военный, владелец суконной фабрики, вдовец Иван Петрович Берестов. У него был единственный сын Алексей, выпускник университета. Берестову удалось поладить со всей округой, кроме соседа Григория Ивановича Муромского из усадьбы Прилучино. Тот тоже был вдовцом, отцом 17-летней дочери Лизы, а еще – заядлым англоманом. Даже хозяйство вел на английский манер, что Берестову казалось непрактичной глупостью. Его насмешки Муромскому были известны.

Алексей Берестов приезжает в деревню. Он хочет стать гусаром – отец против. Алексей остается дома, много охотится и привлекает внимание барышень всего уезда. Сам же он ими не интересуется – и девушки решают, что сердце его занято. Заинтригована молодым соседом и черноглазая Лиза Муромская. Разведать, каков из себя молодой барин, она поручает своей крепостной подруге Насте: та идет в соседнее имение в гости. Юноша оказался не задумчивым, а веселым: весь вечер пробегал с девушками в горелки. После таких новостей Лиза еще больше захотела его увидеть. На прогулке нельзя: чего доброго, догадается, что она нарочно вышла его повидать. Да и отец будет недоволен. Созрел план: идти в Тугилово, нарядившись крестьянкой. Обнова была сшита, и однажды утром хорошенькая крестьянка-смуглянка в сарафане, лаптях и с корзинкой для грибов отправилась навстречу судьбе.

В роще ее напугала легавая собака – ее хозяин (это и был Алексей) увязался провожать девушку. Он назвался камердинером молодого барина. Однако Лиза объявила, что он сам барин и есть. Когда же юноша хотел приобнять селянку, Лиза «отпрыгнула от него». Пришлось ему соблюдать приличия. Алексей хотел видеться с «кузнецовой дочерью» в самом Прилучине, но девушка настояла на встречах в роще. Спустя два месяца Алексей и Лиза уже не могли друг без друга. Однако пропасть в их происхождении смущала юношу, а Лиза боялась реакции отца.

Между тем, отцы их нечаянно повстречались на охоте. Лошадь Муромского сбросила хозяина. Берестов решил помочь охромевшему несносному соседу и зазвал его к себе. За завтраком старинная вражда улетучилась. Условились, что завтра Берестовы приедут к Муромскому на обед. Лиза стыдилась показаться перед Алексеем в своем настоящем виде. Что он подумает о ней, дурачившей его столько времени. В назначенный час Лиза вышла к столу разряженная, в парике, с подведенными бровями и набеленным лицом. Алексею барышня не понравилась, и наутро он со смехом рассказывал о ней своей милой Акулине. Притворщица попросила выучить ее грамоте – и тогда у влюбленных завязалась еще и переписка, а почтой им служил старый дуб.

Отцы их задумали породниться. Такой брак был выгоден обеим сторонам. Однако Алексей воспротивился родительской воле. Даже проклятие отца и угроза остаться без наследства не поколебали его желания жениться только на милой Акулине. Он написал девушке письмо, поразмыслил на досуге о том, как они будут вместе жить своим трудом, и отправился к Муромским. Он хотел им честно во всем признаться. Дома оказалась только барышня – и это была его милая «Акулина». Она читала его письмо. Обрадованный донельзя, он не позволил ей убежать. Отец Лизы увидел его целующим руки своей дочери. На этом месте автор оставляет влюбленную пару: «читатели избавят меня от обязанности расписывать развязку». Ясно, что история завершилась самым счастливым образом для всех.

 

Сюжет

Два барина-соседа, Иван Петрович Берестов из Тугилово и Григорий Иванович Муромский из Прилучино, враждуют и соперничают между собой. У первого есть сын Алексей, у второго – дочка Лиза. Девушка переодевается крестьянкой, чтобы увидеть молодого соседа. Они влюбляются друг в друга. Между тем, отцы их неожиданно мирятся, встретившись на охоте. Они решают обвенчать своих детей, знакомят их на обеде, но Алексей верен своей милой Акулине, «дочке кузнеца». Его не страшит потеря отцовского наследства. Он пишет Акулине и едет к Муромским: они должны знать, что брак этот невозможен. Там он встречает свою Акулину, точнее, Лизу. Она как раз читает его письмо. Ее отец видит, что дело улажено. Автор оставляет влюбленных в этот счастливый момент.

Отзыв

Настоящая любовь не боится никаких преград, предрассудков, социального неравенства. Нужно бороться за свое счастье, даже жертвовать своим материальным благополучием. Ради этого все средства и наряды хороши. Жизнь с нелюбимым человеком до добра не доведет. Судьба благоволит к тем, кто действует, а не сидит сложа руки. Внешнее обманчиво, главное находится в сердце человека.

Краткое содержание выстрела Белкина

Рассказчик — армейский офицер, который рассказывает о жизни своего полка, остановившегося в месте ***. Каждый день офицеры полка также посещали дом Сильвио. Это был военный, лет тридцати пяти, «казался русским, а носил иностранное имя».

Его основным занятием была стрельба из пистолета. Однажды у Сильвио собралось человек десять из полка, чтобы поиграть в карты на деньги. Среди игроков появился новый — офицер г***, который начал спорить с Сильвио. Незаметно спор перерос в перепалку, по окончании которой Сильвио встал, побледнев от гнева, и попросил офицера удалиться. Прошло некоторое время, и никто не вспомнил об этом случае.

Однажды Сильвио получил письмо и, прочитав его, пригласил всех на обед по случаю своего внезапного отъезда. Когда все ушли, Сильвио остался с рассказчиком и рассказал ему о происшествии с Р***. Шесть лет назад Сильвио служил в гусарах, имел буйный нрав и участвовал во всех дуэлях. В полку появился молодой человек из «богатой и знатной семьи». Сильвио сразу возненавидел его и стал искать повод для ссоры. На балу с польским помещиком Сильвио был груб с ним. Он дал ему пощечину, и в ту же ночь они пошли драться. Сильвио прибыл раньше и уже ждал врага в условленном месте. Потом появился он в сопровождении секунданта. Ему выпал жребий стрелять первым. Он прицелился и прострелил кепку Сильвио. Наконец дошла очередь до Сильвио, и теперь жизнь молодого офицера была в его руках.

«Какая мне польза от того, что я лишу его жизни, когда он совсем ею не дорожит», — подумал Сильвио. Он опустил пистолет, сказав, что последний выстрел был его.

И теперь Сильвио собирался ехать в Москву, чтобы отомстить ему прямо на его свадьбе. — Посмотрим, — сказал Сильвио, — примет ли он смерть с таким равнодушием до своей свадьбы.

Прошло несколько лет, и рассказчик встретил богатого графа, жившего по соседству с ним в той же деревне. Рассказчик решил навестить его.

Осмотрев дом, он обратил внимание на одну из картин, простреленную двумя пулями, и спросил об истории этой картины. Выяснилось, что граф и есть тот самый молодой офицер, которому Сильвио собирался отомстить.

Однажды граф, войдя в комнату, увидел в темноте человека и узнал в нем Сильвио. — Выстрелили в меня, — сказал Сильвио, — я пришел разрядить свой пистолет. Сильвио решил бросить жребий, и снова ему пришлось стрелять первым. Он выстрелил и попал в картину. Вот Сильвио прицелился, но потом сказал: «Я не буду стрелять, я доволен: я видел ваше смятение, вашу робость; Я заставил тебя застрелить меня, с меня достаточно. Ты будешь помнить меня. Я вверяю тебя твоей совести».

Уходя, Сильвио остановился у двери, огляделся и выстрелил в картину.

Искал здесь:
  • Сводка Пушкина
  • Сводка
  • Сводка

Пушкин написал «Выстрел» (краткое содержание рассказа приводится в этой статье) в 1830 году, а опубликован он был через год. Историки, изучающие биографию писателя, утверждают, что это произведение носит явно автобиографический характер. В жизни Александра Сергеевича был похожий случай. Итак, краткое содержание рассказа.

Описание главного героя

История начинается с рассказа о том, что офицерский полк был расквартирован в неком месте, назовем его N. Скука здесь была жуткая. Офицерам делать нечего. Ведь все учения проходили только утром, а в остальное время они были предоставлены сами себе. В этом месте жил бывший гусар, который устраивал в своем доме обеды для молодых армейцев. Его звали Сильвио. Он был странным и загадочным человеком. Известно, что когда-то он служил гусаром, а потом уволился и поселился в этой глубинке. Никто не знал, почему он должен был это сделать. Сам он был мрачен и молчалив, в споры и разговоры не вступал. Ни у кого не было желания лезть ему в душу и расспрашивать о прошлом. Со знакомства с главным героем Пушкин начинает свой рассказ в произведении «Выстрел». Краткое содержание этого эпизода доступно здесь.

Перепалка при карточной игре офицеров

Однажды, когда офицеры в очередной раз обедали у Сильвио, между хозяином дома и одним молодым служакой произошел неприятный инцидент. Гости, как всегда, играли в карты. Это было их единственным развлечением. Сам Сильвио очень редко принимал участие в подобных мероприятиях. А если все-таки играл, то по своим правилам. Он никогда не делал замечаний своим партнерам. А если замечал их ошибки, то просчеты противников записывал в тетрадку, не говоря ни слова. На этот раз его уговорили сыграть. В процессе Сильвио заметил ошибку понтера и начал что-то писать мелом. Его оппонент заметил это и стал возражать. Бывший гусар молчал, продолжая делать свое дело. И молодой офицер, потеряв самообладание, бросил в хозяина дома медный шандал. Все ожидали, что дело закончится дуэлью. Однако Сильвио этого не сделал. Сквозь зубы он просил врага уйти. Краткое содержание повести Пушкина «Выстрел» не позволяет передать тот накал страстей, который был в тот момент вокруг главного героя и его противника.

Сильвио рассказывает о своей старой дуэли

Однажды бывший гусар получил по почте конверт. Прочитав ее содержимое, он срочно решает уйти. Причину столь скорого отъезда он выдает только одному молодому офицеру, с которым сблизился и которому мог доверить свою тайну. Сильвио рассказал ему историю, случившуюся с ним много лет назад, когда он был еще гусаром. Выяснилось, что тогда он вызвал на дуэль дерзкого офицера за оскорбление его. Дуэль состоялась. Офицер прострелил кепку Сильвио. Когда пришло время стрелять в гусара, он отказался это сделать. Ведь его обидчик стоял, ел вишни и всем своим видом выказывал ему свое пренебрежение. После этого случая Сильвио ушел из армии и поселился в этой глубинке, где его и нашли офицеры. В полученном им письме содержалась информация о том, что его бывший противник, ныне граф, недавно женился. Сильвио решил вернуть свой долг, убив его на дуэли. Так загадочно описывает события давно минувших лет жизни главного героя повести «Расстрелянный» Пушкин. Краткое содержание эпизода, в котором Сильвио делится своим секретом с другом, приведено здесь.

Ответный выстрел гусара спустя много лет

И вот наш герой появляется в доме графа, который не ожидал увидеть своего бывшего коллегу спустя столько лет. Узнав, что Сильвио хотел произвести выстрел, право которого оставалось за ним, граф побледнел. В конце концов, теперь ему было что терять. У него была молодая жена. Так заканчивается рассказ «Выстрел» (краткое содержание). Пушкин, возможно, в этом произведении описал случай, случившийся с ним на дуэли. Потом поэт явился на поединок с вишнями — он ими завтракал. На тот момент все закончилось для него благополучно.

В 1830 году Пушкин написал рассказ «Выстрел». Вы только что прочитали краткое содержание произведения. Время создания повести в жизни России ознаменовалось народными волнениями и потерей политической стабильности. Возможно, именно это и побудило автора написать данное произведение.

В неизвестном месте *** расквартирован армейский полк. Все в жизни армейца идет по одному и тому же распорядку, но однажды офицеры встречают Сильвио, который живет в ***. Он намного старше всех офицеров, довольно сдержан и имеет дерзкий язык. Сильвио скрывает от всех страшную тайну. Когда-то он служил, но это закончилось отставкой и причины этого никто не знает. Его финансовое состояние также является загадкой, но на всех застольях он прикрывает все и всегда. Стреляет умело, но не любит разговоров о драках, а если кто-то задает вопросы, был ли он на них, то ответ сухой — «Был».

Каждый считает, что именно дуэль, закончившаяся трагедией, угнетает его.

Однажды вечером на собрании у Сильвио офицеры сильно выпили и попросили Сильвио подмести банку. Он всегда молчал в игре, только исправлял ошибки. Новый офицер, только что прибывший на службу, не зная Сильвио, пришел в ярость от его молчания и швырнул ему в голову шандал. Сильвио вежливо попросил его уйти. Офицеры были расстроены этим происшествием, но вскоре все забыли об этой ситуации.

Только один из них не смог смириться с позором Сильвио.

Однажды Сильвио получил письмо в офис, он был в восторге от его содержания. Он сказал, что уходит, и пригласил меня на ужин. К вечеру, когда все уже разошлись, Сильвио попросил остаться офицера, который был ближе к нему, и рассказал ему, в чем его секрет.

Он сказал, что это произошло несколько лет назад, его обидчик не умер, он где-то живет. Так вот, Сильвио получил от него пощечину. Сильвио всегда был смелым. Все его радовали и уважали, пока в полк не прибыл знатный офицер из богатой семьи, счастливчик и душа похода. Сильвио пытался установить с ним дружеские отношения, но все его попытки были тщетны. На балу молодой офицер ударил Сильвио по щеке. Была дуэль. Офицер был весьма самонадеян и явился на дуэль с шапкой черешни, косточки от которой тактично попали в Сильвио. Он был в ярости и удалился с дуэли. Офицер сказал, что Сильвио будет иметь право использовать свой выстрел в любой момент, так как он уже выстрелил и промазал.

Вот он и попал сюда, его всегда поглощала жажда мести, и наконец правосудие имеет возможность свершиться. Ему сообщили, что тот офицер собирается жениться, и это был отличный повод узнать, хочет ли он теперь расстаться со своей жизнью так же просто, как это было на дуэли. Сильвио ушел.

Прошло несколько лет, тот молодой офицер, который был близок к Сильвио, каким-то образом оказался в поместье, куда прибыл граф Б*** с женой. Они приняли его с почестями. Внезапно офицер замечает картину, простреленную дважды, причем в одном месте. Он сказал, что знает человека, который так же умело стреляет, и сказал, что его зовут Сильвио. Граф и графиня стали расспрашивать его, знает ли он историю, которую скрывает Сильвио, и он ответил, что знает. Граф рассказал продолжение истории.

Прошло пять лет с тех пор, как граф во второй раз встретился с Сильвио. Преступник не сразу узнал Сильвио, но сказал, что хочет воспользоваться выстрелом. Граф не посмел отказать, он только попросил сделать все быстрее, так как скоро вернется его жена. Сильвио предложил снова бросить жребий, и снова право стрелять первым было за счетом. Он выстрелил и промахнулся. Жена вошла, и граф стал быстрее просить рюмку, не обращая внимания на жену. Сильвио, сказал, что уже видел его страх, и, подойдя к двери, выстрелил в то же место, куда попал граф. Вскоре Сильвио погиб, участвуя в греческом восстании, и больше они никогда не встречались.

Прозаический цикл «Повесть Белкина» был написан А. С. Пушкиным в знаменитой «Болдинской осени» 1830 года и затем опубликован анонимно. По возвращении из Болдина Пушкин познакомил Баратынского со «Сказками». «Баратынский ржет и бьет», — в шутку писал он вскоре после этого Плетневу.

Этот пушкинский цикл состоит из предисловия («От издателя») и пяти рассказов: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».

Пушкин «Сказки Белкина — От издателя»

В предисловии к циклу Пушкин говорит, что автором рассказов якобы был покойный юноша Иван Петрович Белкин, родившийся в селе Горюхино. После смерти родителей он оставил службу в егерском полку и вернулся в эту свою вотчину. Вымышленный Белкин не имел хозяйственных способностей и вскоре разорил имение. Но он проявлял необыкновенную склонность к женскому полу, а также к прослушиванию и записи забавных историй из жизни. По словам Пушкина, Белкин умер в конце 1828 года от «катаральной лихорадки, перешедшей в лихорадку». Его рассказы теперь предлагаются читателям как «памятник благородному образу мыслей и трогательной дружбе».

Пушкин «Рассказы о Белкине — Расстрелянном»

Коллеги по полку боготворят заводилу, дебошира и умелого стрелка Сильвио. Но у него есть соперник — новоявленный юный граф из богатой семьи, который больше нравится женщинам и тратит больше денег на друзей. Соперничество между ними доходит до дуэли. Враг протыкает своей пулей фуражку Сильвио всего в дюйме от лба, а затем стоит под его пистолетом, со спокойным презрением поедая вишни.

В ярости Сильвио отказывается стрелять прямо сейчас и договаривается со своим противником о праве стрелять в момент, который он сам выберет позже. Уже несколько лет он горит мрачной местью, ожидая момента, когда граф не захочет умирать. Наконец Сильвио узнает: его соперник только что женился на красивой девушке. Он идет к графу в деревню и требует завершить незаконченный поединок. Чтобы еще больше унизить врага, Сильвио позволяет ему снова выстрелить.

Граф снова промахивается, попав в картину, висящую на стене комнаты. Его молодая жена бежит на шум и падает к ногам Сильвио, умоляя его не убивать ее мужа. Насладившись растерянностью и робостью противника, Сильвио отказывается стрелять в него. Уходя, он делает выстрел в картину на стене — и метко попадает в след, оставленный пулей графа.

Пушкин. Выстрелил. аудиокнига

Пушкин «Сказки Белкина — Метель»

Молодые дворяне, соседи по имениям, Маша и Владимир, любят друг друга. Но их браку мешают родители Машины. По предложению Владимира Маша решает ночью сбежать из дома, чтобы вселиться с суженым в ближайшую церковь, обвенчаться там, а затем поставить отца и мать перед свершившимся фактом.

Полет происходит зимой, в страшную метель. Маша и выбранные Владимиром свидетели добираются до церкви, но сам он заблудился в густом снегу и оказывается совсем в другом направлении. У церкви, где невеста уже почти без сознания ждет жениха, останавливается по дороге войско гусар. Спутав его с Владимиром, свидетели тащат гусара к попу. Только в конце церемонии пришедшая в сознание Маша понимает: она вышла замуж не за того. Гусар, поняв, что попал в неприятную историю, спешит уйти.

Но ритуал уже завершен. Владимир больше не может жениться на Маше. С горем он отправляется на войну 1812 года с Наполеоном и там погибает. Выйдя замуж за незнакомца, Маша уже несколько лет отталкивает всех претендентов на свою руку, пока ее внимание не привлекает вернувшийся из похода в Европу кавалерист Бурмин. Бурмину очень нравится Маша, но он долго не решается завести с ней решительное объяснение. Наконец, в порыве откровенности, он сообщает ей причину этого. Бурмин женат — он был тем самым гусаром, который ранее женился на Маше Церковной. Теперь он ее не узнает. Маша открывает правду Бурмину, и он падает к ее ногам.

Фильм по повести А. С. Пушкина «Метель», 1984

Пушкин «Сказки Белкина-Гробовщика»

Москва Немецкий сапожник Готлиб Шульце приглашает своего соседа, гробовщика Адриана Прохорова, на свою серебряную свадьбу. На праздник собираются местные ремесленники. Во время запоя один из них предлагает выпить «за здоровье наших клиентов». Все гости тут же начинают смеяться над Адрианом, говоря, что он тоже должен выпить за здоровье своих умерших.

Раньше Адриан собирался пригласить соседей на новоселье, но теперь от обиды решает этого не делать. Вернувшись пьяным домой и ложась спать, гробовщик говорит служанке, что ему лучше позвонить тем, на кого он работает: православным умершим.

Весь следующий день Адриан проводит на похоронах купчихи Трюхиной. Возвращаясь вечером домой, он видит, как в его ворота входят несколько незнакомцев. Войдя в комнату, гробовщик обнаруживает: она полна мертвецов, которые ранее были погребены в его гробах. Все они радостно приветствуют Прохорова, а один скелет даже пытается его обнять. От страха гробовщик начинает кричать — и просыпается. Оказывается, не только сцена с покойником, но и похороны Трюхиной приснились ему в пьяном сне после попойки с немцем.

У начальника станции Самсона Вырина есть дочь Дуня от покойной жены, девушка необыкновенной красоты. В нее влюбляется состоятельный гусар Минский, однажды остановившийся на вокзале. Притворившись больным, гусар остается у смотрителя на несколько дней. За это время он тесно сближается с Дуней и, уходя, предлагает ей прокатиться вместе к церкви на окраине села.

Уехав с гусаром, Дуня не возвращается. Ее безутешный отец узнает с дороги, что Минский едет в Петербург. Начальник станции едет в столицу, находит Минского и требует вернуть его дочь. Но Минский уверяет, что Дуня уже отвыкла от прежнего бедственного состояния и будет с ним счастлива. Он прогоняет Вырина. Дворник начинает следить за гусаром, узнает дом, где он живет на деньги Минского Дуна, и пробирается к ней в комнату. Дуня, увидев отца, теряет сознание, и Минский снова выбрасывает его на улицу.

Не сумев узнать правду, смотритель возвращается на свою станцию, спивается и умирает. Спустя несколько лет соседи видят, как к его могиле приходит богато одетая дама с тремя маленькими детьми и долго лежит на кладбищенской насыпи.

Пушкин «Сказки Белкина — Барышня-крестьянка»

Враги-соседи, помещики Берестов и Муромский, друг к другу не ходят. После окончания Московского университета красавец-сын Алексей возвращается в имение Берестовых. О пылком молодом человеке судачат все окрестные барышни. Желание увидеть Алексея сжигает и дочь Муромца Лизу, но она не имеет возможности сделать это из-за вражды их отцов.

Игривая Лиза все же находит способ осуществить свою мечту. Она переодевается в одежду крестьянки и идет на рассвете в рощу на границе с имением Берестовых. Там ее встречает охотящийся Алексей. Молодые люди очень нравятся друг другу. Они начинают часто встречаться. Барышня Лиза из скромности не открывает Алексею своего настоящего имени, называя себя крестьянкой Муромских Акулиной.

Тем временем Берестов-старший однажды видит в лесу Муромского, упавшего с лошади и ушибленного. Из благородной вежливости он помогает ему вернуться домой. После этого давняя вражда двух помещиков быстро сменяется дружбой. Муромский приглашает Берестова и его сына к себе домой. Не желая, чтобы Алексей узнал ее во время этого визита, барышня Лиза начисто красится сурьмой и белилами, наряжается в старое чудесное платье, говорит только по-французски и нараспев. Алексей остается в неведении, кто она такая, и с удовольствием продолжает встречаться с «крестьянкой Акулиной».

Берестов и Муромский тем временем решают поженить своих детей. Страстно влюбленный в Акулину, Алексей наотрез отказывается жениться на Лизе. На этом угрожающе настаивает его отец. В страшном волнении Алексей без предупреждения едет к Муромскому — объяснять невозможность женитьбы на его дочери. Но войдя в дом, он вдруг видит там свою «Акулину», одетую не по-крестьянски, а в платье барышни…

Рассказы Белкина: Расстреляны

В городке стоит армейский полк*** . Жизнь проходит по армейскому распорядку, и только знакомство офицеров с неким человеком по имени Сильвио, живущим в этом месте, развеивает скуку гарнизона. Он старше большинства офицеров полка, угрюм, имеет крутой нрав и злой язык. В его жизни есть какая-то тайна, которую Сильвио никому не открывает. Известно, что Сильвио когда-то служил в гусарском полку, но причину его отставки, как и причину проживания в этой глубинке, никто не знает. Ни его доход, ни его состояние неизвестны, но он держит открытый стол для офицеров полка, а за обедом шампанское льется рекой. За это все готовы его простить. Загадка фигуры Сильвио подчеркивает его почти сверхъестественное умение стрелять из пистолета. В разговорах офицеров о дуэлях участия не принимает, а на вопрос, дрался ли он когда-нибудь, сухо отвечает, что дрался. Между собой офицеры считают, что на совести Сильвио лежит какая-то несчастная жертва его бесчеловечного искусства. Однажды, как обычно, у Сильвио собралось несколько офицеров. Вдоволь напившись, они затеяли карточную игру и попросили Сильвио подмести банк. В игре он по обыкновению молчал и без слов исправлял ошибки игроков в рекордах. Одному молодому офицеру, недавно поступившему в полк и не знавшему повадок Сильвио, показалось, что он ошибся. Разгневанный молчаливым упорством Сильвио, офицер метнул ему в голову шандал. Сильвио, побледнев от гнева, попросил офицера уйти. Все считали дуэль неизбежной и не сомневались в ее исходе, но Сильвио не вызвал офицера, и это обстоятельство испортило его репутацию в глазах офицеров, но постепенно все пришло в норму и инцидент был забыт. Только один офицер, которому Сильвио симпатизировал больше других, не мог смириться с мыслью, что Сильвио не смыл обиды.

Однажды в полковой канцелярии, куда приходила почта, Сильвио получил посылку, содержимое которой его сильно взволновало. Он объявил о своем неожиданном отъезде собравшимся офицерам и пригласил всех на прощальный ужин. Поздно вечером, когда все расходились из дома Сильвио, хозяин попросил самого отзывчивого офицера задержаться и открыл ему свою тайну.

Несколько лет назад Сильвио получил пощечину, а его обидчик до сих пор жив. Это произошло в годы его службы, когда у Сильвио был буйный нрав. Он отличился в полку и пользовался этой должностью до тех пор, пока в полк не был определен «молодой человек из богатой и знатной семьи». Он был самым блестящим счастливчиком, которому всегда сказочно везло во всем. Сначала он пытался завоевать дружбу и благосклонность Сильвио, но, не преуспев в этом, без сожаления отдалился от него. Первенство Сильвио пошатнулось, и он возненавидел этого баловня судьбы. Однажды на балу с польским помещиком они поссорились, и Сильвио получил оплеуху от своего врага. На рассвете произошла дуэль, на которую явился преступник Сильвио с шапкой, полной спелых вишен. По жребию он получил первый выстрел, выстрелив из него и прострелив фуражку Сильвио, он спокойно стоял у дула своего пистолета и с удовольствием ел вишни, выплевывая косточки, которые иногда долетали до его противника. Его равнодушие и невозмутимость привели Сильвио в бешенство, и он отказался стрелять. Его противник равнодушно сказал, что Сильвио будет иметь право использовать свой удар, когда ему заблагорассудится. Вскоре Сильвио удалился и удалился на это место, но не проходило дня, чтобы он не мечтал о мести. И, наконец, его время пришло. Ему сообщают, что «известный человек скоро вступит в законный брак с молодой и красивой девушкой». И Сильвио решил посмотреть, примет ли он смерть с таким равнодушием перед своей свадьбой, как когда-то ждал ее за вишнями! Друзья распрощались, и Сильвио ушел.

Через несколько лет обстоятельства вынудили офицера уйти в отставку и поселиться в своей бедной деревне, где он умирал от скуки, пока в соседнее поместье не приехал граф Б*** со своей молодой женой. Рассказчик идет к ним в гости. Граф и графиня очаровали его своей светской привлекательностью. На стене гостиной внимание рассказчика привлекает картина, простреленная «двумя пулями, вонзившимися одна в другую». Он похвалил удачный выстрел и сказал, что знал в своей жизни человека, чье мастерство в стрельбе было поистине потрясающим. На вопрос графа, как звали этого стрелка, рассказчик назвал Сильвио. При этом имени граф и графиня смутились. Граф спрашивает, не рассказывал ли Сильвио своему другу о странной истории, и рассказчик догадывается, что граф — тот самый старый обидчик своего друга. Оказывается, у этой истории было продолжение, а отснятая картина — своеобразный памятник их последней встрече.

Это случилось пять лет назад в этом самом доме, где граф и графиня провели свой медовый месяц. Однажды графу сообщили, что его ждет некий человек, который не пожелал назвать своего имени. Войдя в гостиную, граф застал там Сильвио, которого не сразу узнал и который напомнил ему о оставшемся позади выстреле и сказал, что пришел разрядить свой пистолет. Графиня могла прийти в любую минуту. Граф нервничал и торопился, Сильвио медлил и, наконец, заставил графа снова бросить жребий. И снова граф получил первый выстрел. Вопреки всем правилам, он стрелял и простреливал картину, висевшую на стене. В этот момент вбежала испуганная графиня. Муж стал ее уверять, что они просто шутят со старым другом. Но то, что произошло, было не слишком шуткой. Графиня была на грани обморока, и разъяренный граф крикнул Сильвио, чтобы тот стрелял, но Сильвио ответил, что не сделает этого, что он видит главное — страх и смятение графа, и этого ему достаточно. . Остальное — дело совести самого графа. Он повернулся и пошел к выходу, но остановился у самой двери и, почти не целясь, выстрелил и попал точно в то место, которое прострелил граф на картине. Рассказчик больше не встречался с Сильвио, но слышал, что он погиб, участвуя в восстании греков под предводительством Александра Ипсиланти.

Рассказ Белкина — основная идея всех рассказов. Евгения Сафонова, Петро-Дубравская школа Самарской области

Гробовщик

Лекция №15.

Напомню обстоятельства написания рассказов Болдина. Жизнь в Михайловском перевернула внутренний мир Пушкина, пробудила в нем христианина. Пушкин столкнулся с возможной гибелью, готовясь к поистине опасной дуэли с Ф.И. Толстой. Рассказы Болдина, написанные в Михайловском, — это размышления о жизни и смерти, о грехе и спасении души, об истине и чести, но размышления так гениально тонкие, не выпирающие сквозь ткань повествования, а как бы прикрытые с одеждой обычной жизни.

Краткое содержание рассказа «Гробовщик» таково. Гробовщик Адриан Прохоров переехал из одного района Москвы в другой и вскоре был приглашен вместе с дочерьми соседом, немцем-сапожником Шульцем, на празднование серебряной свадьбы. Собирались в основном немецкие мастера, пили за здоровье всех гостей по очереди, потом за Москву и немецкие города, и, наконец, за здоровье заказчиков. Дошла очередь до Адриана, и сторож Юрко, сосед по столу гробовщика, в шутку предложил выпить за здоровье клиентов гробовщика, за мертвых. Немцам шутка понравилась и вызвала всеобщий смех. Адриан обиделся и вернулся домой в плохом настроении. Ложась спать, несмотря на причитания слуг, он поклялся, что завтра устроит пир своим клиентам, православным умершим. На следующий день (который наяву оказался сном) пришли от купчихи Трюхиной с известием, что она умерла. Адриан ждал ее смерти больше года, надеясь все исправить с ее похоронами. Проработав весь день, уставший, он вернулся в дом и обнаружил у ворот незнакомца. Он вошел в дом, который был полон гостей. Гости были его мертвыми клиентами. Один полез обниматься, Адриан оттолкнул его, он упал и рассыпался. Погибшие возмутились, Адриан потерял присутствие духа, упал без сознания. Проснувшись, он ожидал неприятного разговора о вчерашних событиях и не сразу поверил, что все это было сном. Обрадованный гробовщик оживился, заказал чай и позвал дочерей.

Как Пушкину могла прийти в голову такая, на первый взгляд, не совсем обычная история? Предположим, в один из своих приездов в Москву…

Александр Сергеевич едет по Большой Никитской в ​​карете, рассеянно вглядываясь в мокрые фасады домов, в яркие буквы надписей над магазинчиками, и вдруг его внимание привлекает странная выцветшая вывеска, словно привезенная из бедного пригорода. Пушкин читает. Слова на нем настолько незнакомы, что не могут не цепляться за здравый смысл внимательного наблюдателя и не сталкиваться с ним. При всем при этом своей несвежей краской и какой-то заурядной практичностью вывеска как бы настаивает на том, что она не призвана эпатировать прохожих, а решает утилитарную задачу привлечения клиента. Вот ее текст: «Здесь продают и обивают простые и расписные гробы, а также сдают и ремонтируют старые». Как можно арендовать гробы? Может ли пользователь гроба, как и обычный живой человек, взявший напрокат карету или платье, спустя время, когда надобность отпала, спокойно вернуть его в лавку? Кто тот сумасшедший, который мог такое придумать, да еще и выставить перед всеми, не замечая своего безумия? Какая у него жизнь, и какие мысли, о чем он думает и как живет?

Воображение художника постепенно воспроизводит жизнь владельца вывески, висящей над воротами магазина, его переезд из лачуги на окраине в новый район, знакомство с соседями-лавочниками. Пушкин представляет их беседы. Вот пришел сапожник Шульц пригласить соседа на годовщину своей свадьбы и начинает говорить о самом главном, о ремесле, жалуется на трудности, ничуть не смущаясь какой-то странностью заказчиков гробовщика, хвалит ремесло соседа, сравнивая его со своим: не живет». Гробовщик Адриан возражал ему, жалуясь на бедных покупателей, рассчитывающих на товары без оплаты: «… впрочем, если живому человеку не на что купить сапог, то не сердись, он ходит босиком; но нищий покойник даром берет свой гроб. Лавочники как будто не замечают существенной разницы между покупателями: одни еще живы, а другим должно быть уже безразлично и обслуживание, и качество товара. Но интересует ли предпринимателя такое незначительное свойство покупателя, как жив он или мертв, если и живой, и мертвый одинаково способны совершить покупку? Для сапожника важен размер стопы и кошелек в кармане. Для гробовщика в живом человеке вообще нет ничего интересного, кроме тела. Да и тело, пока оно находится в рабстве у души и слушается ее во всем, не может стать ни ее другом, ни клиентом. Сам Адриан во всем стал похож на своих клиентов. Общаясь с умершими, как с живыми, а с живыми, как с мертвыми, он всегда был мрачен и задумчив, нарушая свое молчание только для того, чтобы выменять товар по преувеличенной цене или поругать дочерей. Привыкший так жить, он однажды нарисовал вывеску, вовсе не веселясь и не шутя, и не видел в ней ничего странного.

Писателю, как видим, не пришлось прилагать больших усилий, чтобы воссоздать из нескольких слов на доске всю незатейливую жизнь лавочника. Но он просто не хотел оставлять своего героя в таком жалком состоянии! Может ли такой мертвец, как он, осознать себя мертвецом и проснуться, воскреснуть? Этот вопрос был несомненно интересен и важен для Пушкина. И вот, он отправляет Адриана на шумную вечеринку к соседу Шульцу. Пили много и шумно, и, наконец, когда они подняли рюмки за здоровье клиентов, сторож Юрков весело закричал: «Что такое? Пей, отец, за здоровье твоих мертвецов. Неожиданная шутка Юрко на мгновение открыла Адриану особенность его ремесла и некоторую странность его клиентов. Как он может пить за здоровье своих клиентов, если они мертвы? Какой смех? Адриану не нравилось веселое кудахтанье немцев, он считал себя обиженным. И в самом деле, «почему моя торговля нечестнее других!» — рассуждал он, — Неужели такая большая разница между моими клиентами и их? Хотя он и существует, но совсем не существенно, чтобы их посрамить! Адриан чувствовал несправедливость немцев, смеющихся над его «православной» клиентурой: разве для всех остальных гостей имело значение, живы их клиенты или мертвы? Адриан чувствовал, что нет, не знал. По воле случая обстоятельства сложились так, что немцы служили живым: эти «басурманы» в православной стране не могли подготовить «православных мертвецов» к похоронам — вот и занялись другими ремеслами!

Рассуждения о вывеске постепенно приводят нас вслед за писателем к более печальной картине, чем душевная или мировоззренческая проблема одного мелкого лавочника. Это незаметное для всех помешательство — привычка общаться не с живым человеком, а с его полезной стороной, когда дело оказывается доведенным до абсурда, вдруг удивляет. И когда такое психическое расстройство проявляется не так ярко, оно ни у кого не вызывает ни малейшего недоумения. Как-то в суете жизни не замечается, что некий атрибут, чаще всего деньги, присущий как живым, так и мертвым, заменяет в общении человека целиком. В этом суть делового общения, к которому сейчас сводится вся жизнь людей. Клиенты, клиенты, которым улыбаются и за которых напиваются на вечеринках, могут быть мертвыми, марионетками или кем-то еще. Главное, чтобы им нужны были сапоги, например, или, скажем, булочки или пиво.

Такие размышления не могли не привести Пушкина к безрадостному выводу о распространенности явления. Нет сомнения, что, вспоминая балы и приемы, которые он регулярно посещал и от которых у него почти всегда оставалась невыносимая тоска и дурное настроение, Пушкин находил своего рода гробовщика и своих клиентов среди обывателей высшего света. Возможно, поэтому следующим сюжетным поворотом повести является гротескная сцена приема усопших высшим светом в новом «дворце» Адриана. Такого сатирического накала русская литература вновь достигла лишь в произведениях Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а затем и у М. Булгакова.

Этот ход начинается так. На следующий день после пира у немца купчиха Трюхина как будто умерла. Пока ее душа была на свете, купчиха Трюхина никому не была нужна и не интересна. Она только что умерла, и вот: «Полицейские уже стояли у ворот покойной, а купцы ходили, как вороны, нюхали мертвое тело. Вокруг нее столпились родственники, соседи и домочадцы. Как позже узнает читатель, смерть Трюхиной приснилась Адриану. Но приход гостей и само светское мероприятие в доме гробовщика описывается Пушкиным с такой реалистичностью, что воспринимается не как сон, а как реальное событие. Кстати, Трюхина на приеме отсутствовала, так как, видимо, была чрезвычайно занята отпеванием и другими делами перед похоронами. Сон был очень реальным, до такой степени, что проснувшись, Адриан не сразу поверил, что все происходит не наяву. Здесь Адриан думал о своей жизни. Совершенно сверхъестественные события, по замыслу Пушкина, могли как-то встряхнуть его и обратить его внутренний взор в мир живых, вернуть его к смыслу жизни, к любви, идеалам, хотя бы намекнуть, что он еще жив и мог бы провести остаток дней своих с пользой для души твоей. Но художественная честность не позволяет рассказу закончиться таким образом — такой конец был бы неверным. Вердикт ясен. В известной евангельской притче богатый человек, всю жизнь заботившийся о своей плоти, после смерти просит Авраама послать умершего Лазаря к его братьям, чтобы они увидели, уверовали и покались. Но получил ответ, что если кто из мертвых воскреснет, то не поверят. Адриан в своем сверхъестественном сне живет и действует так же, как жил бы, если бы все это происходило на самом деле. Также неосведомленные о сне читатели вряд ли усмотрели художественную натяжку в том, что общение с уже настоящими мертвецами, не осужденными как живая плоть, как раньше, а уже вполне откровенно мертвыми, лишь немного смутило Адриана. Ровно настолько, чтобы вздохнуть с облегчением, когда оказалось, что все это было сном. И спокойно продолжил свой путь как еще живой гражданин царства мертвых.

Идея повести перекликается с той, которую, как известно, Пушкин дал Гоголю, а Гоголь превратил в роман «Мертвые души». Покупка и закладывание мертвых крестьян естественно для персонажей Гробовщика.

>Сочинения по мотивам Гробовщика

основная мысль

Повесть «Гробовщик» написана А. С. Пушкиным в 1830 году в селе Большое Болдино и вошла в цикл «Повести о покойном Иване Петровиче Белкине». » Это одна из самых оригинальных по сюжету и композиции историй. История гробовщика начинается с описания главного героя и его образа жизни. По сути, гробовщик Адриан Прохоров — единственный персонаж произведения, которого описывает автор.

Это угрюмый и угрюмый житель Москвы, который всей семьей переехал в новый дом и пытается обустроить свой быт. Главная забота Адриана – быстро получить заказ от родственников умерших людей, чтобы опередить конкурентов. Казалось бы, ничего необычного в его ремесле нет. Он, как и все остальные, зарабатывает деньги, выполняя свою работу. Однако по мере развития сюжета становится понятно, что люди для него не люди, а потенциальные наполнители гроба. Смерть других стала для него жизнью.

Одно обстоятельство все проясняет. Во время застолья у соседей по случаю серебряной свадьбы все гости-ремесленники угощают своих клиентов выпивкой. Одному Адриану не с кем выпить, потому что его клиенты давно мертвы. Гости застолья высмеивают эту тему, что сильно задевает гробовщика. Вернувшись домой пьяный и злой, он сообщает своей работнице Аксинье, что намерен пригласить на новоселье своих бывших клиентов, то есть умерших, вместо соседей. Адриан не обращает внимания на уговоры Аксиньи передумать и перекреститься.

В результате ему снится сон, в котором к нему в гости пришли умершие — те люди, для которых он делал гробы. В одном из них он узнает бригадира, похороненного во время проливного дождя; в другом — отставной сержант гвардии — Петр Петрович Курилкин. От страха он теряет сознание, а проснувшись на следующее утро, понимает, что это был всего лишь сон. Обида на соседей быстро забывается, и душевное равновесие героя восстанавливается.

Остается только понять, с какой целью автор изобразил человека именно такой профессии. Основной акцент в рассказе делается на хмуром и мрачном характере Адриана Прохорова. Возможно, поэтому Пушкин избрал для своего героя такое мрачное ремесло. Даже эпиграф к произведению подобран в соответствии с содержанием. На мой взгляд, автор хотел показать, что любому человеку присуще стремление радоваться жизни. Неважно, гробовщик он или сапожник. Даже самый «маленький» заслуживает уважения и понимания. социальный статус Человек.

Письмо

«Рассказы покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина положили начало русской реалистической повести XIX века. Пять рассказов объединены общим названием («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

В «Повестях Белкина» Пушкин опирается на традиции повествовательной прозы конца 1920-х годов.

В «Выстреле» и «Метели» романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места загадкам и мелодраматическим концовкам, столь популярным в романтической истории.

В «Барышне-крестьянке» внешне романтичный герой, который даже носил кольцо с изображением черепа, оказывается простым и добрым парнем, который находит свое счастье с милой, обычной девушкой, а ссора их отцов, не порождая ничего трагического, кончается добрым миром.

В рассказе «Гробовщик» всевозможные чудесные и загадочные ситуации, связанные с загробным миром, присущие романтическим балладам и рассказам, сводятся к весьма прозаичной торговле гробами. Появление призраков оказалось лишь мечтой подвыпившего гробовщика Адриана. Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический ореол.

Своей правдивостью, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием какой-либо мелодрамы повесть «Станционный смотритель» положила конец влиянию сентиментально-поучительной повести о «маленьком человеке», ведущей из «Карамзина» Бедная Лиза». Идеализированные образы, сентиментальные сюжетные ситуации, нравоучения сменяются реальными типами и бытовыми картинами невидимых, но хорошо известных уголков русской действительности. Такова почтовая станция, где писатель находит настоящие радости и горести жизни. Маньерный язык уступает место простому и бесхитростному рассказу, основанному на народно-бытовом просторечии, вроде рассказа старого дворника о своем Дуне.

Рассказ «Выстрел» с первых строк окружен атмосферой таинственности, «какая-то тайна окружала его судьбу», — говорит рассказчик о герое повести.

Перед нами первый персонаж «наполеоновского» типа в русской прозе. Это натура, сильная духовно, стремящаяся к первенству, не слишком придирчивая в достижении цели.

В то же время эта личность живая, противоречивая, наделенная яркой индивидуальностью и социальной типичностью, развивающаяся на протяжении всего повествования.

Ненависть Сильвио — это почти плебейская ненависть, на самом деле, даже не к графу как к личности, а к воплощению всех тех, кто без труда получил счастье, кто по праву рождения наделен громким именем и богатством. Но уже через шесть лет после ссоры, когда Сильвио делает свое признание, нельзя не почувствовать, что это во многом другой человек: вспомним его беспощадность к себе, его невольное преклонение перед молодым соперником.

Глаза Сильвио сверкают, когда он читает письмо — новость о том, что пришло время выстрела. Однако в герое был явный душевный надлом. «Я предаю тебя твоей совести, — говорит Сильвио графу. По сути, он одержал над собой духовную победу, предал себя на суд собственной совести — и потому отказался от «права» убивать.

Другие сочинения по данному произведению

Сказки Белкина «Сказки Белкина» А. С. Пушкина как отдельное произведение Идеологическое и художественное своеобразие «Рассказов Белкина». Метель в рассказе А.С. Пушкин (композиция-медитация) Рассказ А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» Романтизм и ирония в «Повестях о Белкине» А. С. Пушкина Сильвио — главный герой рассказа А. С. Пушкина «Выстрел». Сильвио — романтический герой (по повести А. С. Пушкина «Выстрел») Целостный анализ романа А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» Что принесла метель героям А.С. Рассказ Пушкина «Метель».

План сочинения
1. Введение. Мистический элемент в мировоззрении поэта.
2. Основная часть. Философские идеи «Рассказов Белкина».
— Развитие идеи судьбы в «Сказках Белкина».
— Трагическое звучание идеи судьбы в рассказе «Выстрел».
— Тема неизбежности судьбы в Метели.
— Мудрость жизни в рассказе «Станционный смотритель».
— Трагическое столкновение в конфликте «Станционный смотритель».
— Тема личной ответственности человека в повести «Гробовщик».
— «Шутка гения» (рассказ «Барышня-крестьянка»).
3. Заключение. Особенности мироощущения поэта.

Вместе с художественной правдой он утверждал в своих произведениях и свои нравственные идеалы. Все мы знаем, как бережно и уважительно он относился к жизни, вдохновению, ко всему, что предлагается человеку в этом мире. И было в этом что-то поистине мистическое. Вообще отец поэта, Сергей Львович, тоже был известен своим пристрастием ко всему, что неподвластно человеческому разуму, библиотека которого была полна произведений писателей-мистиков. На Пушкина повлияло и общение с генералом Инзовым, известным своими мистическими настроениями. Поэт был суеверен по жизни: верил в народные приметы, вещие сны, предсказания гадалок, в неотвратимую судьбу или рок.
Подобные настроения мы часто встречаем в пушкинской прозе, например, в «Повестях» Белкина. Утверждение, что это не простое сочетание отдельных произведений, а сложная система, стало общепринятым в пушкиноведении. В качестве единой общей идеи цикла выдвигается пушкинская интерпретация вечной философской проблемы — роли судьбы в жизни человека.
Уже в «Выстреле» эта мысль приобретает трагическое звучание. В рассказе Пушкин поднимает одну из серьезнейших философских проблем: возможно ли кому-то распоряжаться судьбой другого человека? И ответ Пушкина однозначен: нет, это невозможно, этого не должно быть в жизни. Писатель ведет своего героя через тяжелейшие нравственные испытания. Во время последней встречи с Сильвио противник полностью в его власти, и если он (Сильвио) убьет графа сейчас, никто его не осудит. Однако оказывается, что общественное мнение для героя не важно: он не может стрелять в безоружного человека и в конце концов прощает своего врага.
Идея Метелицы в том, что у каждого человека своя судьба, которой не избежать. Вьюга сыграла роковую роль в жизни Владимира Николаевича. Обиженный на Марью Гавриловну, он ушел в армию и вскоре умер. Для Бурмина и Марьи Гавриловны вьюга оказалась счастливой случайностью, навеки соединившей их судьбы. Формулировку основной мысли рассказа мы находим непосредственно в тексте, в оброненной Прасковьей Петровной пословице: «На коне суженого не объедешь…»
Идея судьбы приобретает более широкое значение в рассказе «Станционный смотритель». В сюжете произведения заложен конфликт, постоянно будоражавший ум Пушкина: столкновение общепринятых житейских представлений с неожиданностью, парадоксальностью жизни. В «немецких» картинах, изображающих историю блудного сына, содержится недвусмысленная мораль, мораль «здравого смысла». Той же моралью руководствуется Самсон Вырин, пытающийся вернуть дочь и созерцающий ее печальную участь. Однако развязка рассказа противоречит всем ожиданиям здравого смысла, общепринятой немецкой морали, уверенности дворника: Дуня выходит замуж за Минского и, по-видимому, счастлива в браке.
Стоит отметить, что проблема личного счастья за счет несчастья другого человека также очень важна в повести. И этот вопрос не решен в работе. В этой ситуации счастье Дуни и Минского возможно только при одном раскладе, когда Вырин глубоко несчастен. И наоборот, представления о счастье смотрителя, по-видимому, далеки от понимания счастья его дочери. Критика часто высказывала мнение, что Минскому и Вырину не хватает уважения к тому, что выходит за рамки традиционных идей. И именно поэтому встреча отца и дочери не состоялась. Однако, похоже, эта встреча могла и не состояться. Не следует забывать, что эти рассказы являются реалистическими произведениями. И мы не можем требовать от Минского слишком многого, как нельзя требовать большего от Вырина. Если бы Пушкин изобразил нам добрую встречу героев или установившиеся между ними теплые отношения, реализм рассказа был бы грубо нарушен, это была бы какая-то сентиментальная идиллия, близкая к сказке. Однако, несмотря ни на что, взгляд автора оптимистичен: поэтесса как бы говорит нам, что не нужно испытывать страх перед жизнью, и тогда она сама будет к нам благосклонна.
В «Гробовщике» Пушкин напоминает нам, что жизнь сосуществует со смертью. Не находя понимания среди живых и подвергаясь их насмешкам, гробовщик Адриан Прохоров пытается найти понимание среди своих клиентов. Он начинает созывать «мертвых православных» на новоселье. И мертвые как бы исполняют свой приговор над гробовщиком, пробуждая его совесть. Появляется сержант Курилкин и начинает упрекать гробовщика в том, что тот продал ему сосновый гроб, выдав его за дубовый. А в подтексте рассказа угадывается мысль о том, что беспричинных явлений в жизни не бывает, за все наши поступки, хорошие или плохие, мы будем нести ответственность.
«Барышня-крестьянка», казалось бы, не несет в себе особого философского подтекста. Особая мудрость жизни, непредсказуемость судьбы — вот мотивы повести.
Таким образом, идеи, лежащие в основе подтекста «Рассказов Белкина», необычайно нравственны, гуманны и поэтичны. За ними угадывается яркая человеческая личность, которая не выдержала соприкосновения с беспредельным злом. Любую дисгармонию в своих произведениях Пушкин стремился разрешить тем или иным способом.

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» создан А. С. Пушкиным в очень короткие сроки (сентябрь — октябрь 1830 г.). Он относится к известному плодотворному периоду в творчестве поэта — Болдинской осени.

Белкин И.П.

В авторском предисловии «От издателя» Пушкин приводит вымышленные подробности жизни Белкина И.П. Он был необычайно добрым и мягким человеком, не имевшим понятия о ведении домашнего хозяйства. Выйдя на пенсию, он поселился в своем имении и занялся литературной деятельностью.

Воспользовавшись молодостью хозяина, крестьяне совсем вышли из-под контроля. «По… неопытности и доброте» хозяйство окончательно пришло в упадок. Белкин не обратил на это внимания. Все свободное время он читал, слушал рассказы домработницы, разговаривал с лучшим другом.

Иван Петрович скоропостижно скончался, не дожив до тридцати лет. Он оставил после себя много бесполезных рукописей, некоторые из которых составили «Рассказы Белкина».

По словам друга погибшего, все рассказы «по большей части справедливы и услышаны им (Белкиным) от самых разных людей».

Обзор цикла

a. Shot

История армейского офицера Сильвио, известного своей меткостью и хладнокровием. Однажды он ударил своих товарищей, отказавшись участвовать в дуэли, что было расценено как проявление трусости.

Сильвио объясняет рассказчику причину своего поведения. В молодости у него была дуэль. Противник промазал, и Сильвио отложил свой выстрел. Он все еще ждет подходящего момента, чтобы отомстить, поэтому не может подвергать свою жизнь опасности.

Через несколько лет автор узнал концовку этой истории. Сильвио потребовал продолжить поединок, когда его бывший соперник удачно женился. Граф снова промазал, но Сильвио не стрелял, довольствуясь замешательством и страхом перед противником.

б. Blizzard

История, в которой главную роль играет слепой случай. Бедный прапорщик Владимир Николаевич собирался тайно жениться на любимой девушке Марье Гавриловне. В ночь побега разразилась сильная метель. Владимир, потерявшись, опоздал в церковь, а Марья Гавриловна случайно вышла замуж за незнакомца.

Через несколько лет Марья Гавриловна познакомилась с полковником Бурминым. Он признался ей в любви, но заявил, что уже женат на неизвестной женщине. После рассказа полковника выясняется, что это был случайно подвернувшийся жених, за которого когда-то была замужем Марья Гавриловна.

v. Гробовщик

Короткая юмористическая история о мастере гробов, которого в кошмарном сне посетили его «клиенты» — мертвецы.

Печальная история о мелком чиновнике Самсоне Вырине. Дворник жил с единственной любимой дочерью Дуней. Проходивший через станцию ​​капитан с помощью обмана забрал с собой Дуню. Попытки вернуть дочь ни к чему не привели. Самсон потерял смысл жизни, начал пить и вскоре умер. Раскаявшаяся Дуня поздно нашла отца живым.

д. Барышня-крестьянка

Самая веселая и жизнерадостная история цикла. Барышня Лиза выдает себя за крестьянку Акулину, чтобы познакомиться с сыном соседнего помещика Алексеем. Тайные встречи приводят к взаимной любви. Узнав, что отец собирается женить его на дочери соседа Лизе, Алексей отправляется в соседнее имение, чтобы предотвратить этот брак. Там он неожиданно узнает, что его возлюбленная Акулина — Лиза.

Основной смысл и идеи Белкина Сказки

Пушкин стремился показать широкую картину русской жизни, включая представителей разных сословий. В первую очередь его интересуют живые конкретные люди, а не их классовая принадлежность.

Положительные или отрицательные человеческие качества не зависят от знатности и богатства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *