Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Боспор, Меоты, Деревия, Сарматы, жители Тавриды, Скифия, Фракийцы, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирик, Словене, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море1. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, нарицаемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север Дунай, Днестр и Кавкасинские горы, то есть Угорские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток, в часть Симову2. Спустя много времени сели словени по Дунаю, где есть ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех словен разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых сели. Так одни, пришедши сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие нареклись чехами. А вот те же словене: хорваты белые3 и сербы и хорутане4. Когда же волохи напали на словен дунайских, и сели среди них и насилие творили им, словене эти пришли, сев на Висле, и прозвались ляхи, а от тех ляхов прозвались поляне, другие ляхи — лютичи, иные — мазовшане, иные — поморяне. Так же и те словене, что пришли и сели по Днепру и нареклись поляне, а другие — древляне, потому что сели в лесах; а другие сели между Припятью и Двиною и нареклись дреговичи; иные сели на Двине и нареклись полочане по имени речки, что впадает в Двину, имянем Полота, от нее прозвались полочане. Словене же сели около озера Ильменя и прозвались своим именем и сделали град и нарекли его Новгород. А другие сели по Десне, и по Семи, по Суле, и нареклись север. И так разошелся словенский язык [… ] Поляне же жили в те времена особо и владели родами своими, ибо и до сей братии были поляне, и жили кождый со своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим. И были братья: одному имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвалась Хоревица. И построили град в честь брата своего старейшего, и нарекли имя ему Киев. Был около града лес и бор велик, и ловили там зверей, были мужи мудры и смыслены, нарицались поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дня [. И после этой братии стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у словен свое в Новгороде, а другое на Полоте, у полочан. От них же кривичи, что сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины и в верховьях Днепра, их же град — Смоленск; там и сидят кривичи. Дальше от них (?) сидят северяне. На Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оке реке, там где она впадает в Волгу, — мурома с языком своим, и черемисы со своим языком, мордва со своим языком. Есть только словенский язык в Руси: поляне, деревляне, новгородцы, полочане, дреговичи, север, бужане, что сидели по Бугу, после же стали называться волыняне. А вот иные языки, что дань дают Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь: эти имеют свой язык, будучи от колена Иафетова, и живут в странах северных. Когда же словенский язык […] жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар5, так называемые болгары и сели по Дунаю, и были поселенцами в земле словен. Потом пришли угры белые и наследовали землю словенскую. Эти угры появились при Ираклии царе, и ходили на Хосрова, царя персидского6. В те же времена были и обры, что ходили на Ираклия царя и чуть было его не пленили. Эти обры воевали и против словен и притесняли дулебов, бывших словенами, и насилие творили женам дулебским: собираясь в поездку, обрин не давал впрячь коня или вола, но велел впрячь трех, четырех или пять жен в телегу и повезти обрина, и так мучали дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни единого обрина. И есть притча в Руси и до сего дня: «Погибоша аки обре»; их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли угры черные мимо Киева, уже после — при Олеге. Имели обычаи свои, и закон отцов своих и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют своих отцов обычай кроток и тих, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями своими; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют, а брачный обычай имеют такой: не ходит зять за невестой, но приводят ее накануне, а назавтра приносят за нее, что дают. А древляне жили звериным образом, по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не было, но умыкали у воды девиц8. И радимичи, и вятичи, и север один обычай имели: жили в лесу, как и всякий зверь, ели все нечистое, и срамословили перед отцами и перед снохами, и браков не было у них, но игрища между селами: сходились на игрища, на плясанье и на всякие бесовские песни, и тут умыкали жен себе по сговору; имели же по две и по три жены. (Перевод с уточнениями по книге: ПВЛ, 2-е изд., 7—11.) КОММЕНТАРИЙ 1 В список стран, заимствованный в «Хронике» Георгия Амартола и включающий Кавказ (Армения, Албания Кавказская), Северное Причерно-моье (Сарматы, Скифия) и Балканы, летописец вставил славян вслед за Ил-лириком, дунайской провинцией Византии.
3 Хорваты белые — часть хорватского племенного объединения, видимо, переселившегося на Балканы в VII в. 4 Хорутане — славянское население Каринтии. 5 Традиционное отождествление кочевых народов причерноморских степей, в данном случае хазар, со скифами заимствовано летописцем из «Хроники» Амартола. 6 Угры-венгры (ниже — «черные угры») смешаны здесь с хазарами или оногурами («белыми уграми» у Амартола). 7 Великая Скифия — традиционное обозначение в греческой традиции причерноморских степей. 9 Летописец дает описание языческого обряда трупосожжения, характерного для общеславянской (праславянской) культуры в языческий период. Археологи фиксируют остатки кладки погребального костра; обычай установки урны «на столпе» археологически не прослеживается. |
Конспект урока «Из «Повести временных лет» «Расселение славян».
5 класс
Урок № 9.
Тема. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».
Цель:
· воссоздать атмосферу эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство;
· формировать умения выделять главное в прослушанном сообщении, формулировать вопросы к статье учебника, навыков выразительно чтения, работы с учебником и иллюстрациями;
· воспитывать интерес к отечественной истории.
Оборудование: аудиозапись арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов», мультипликационный фильм «Создание русской азбуки».
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Работа со статьями учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», прочитанными учащимися дома.
Учащиеся задают классу вопросы, составленные по статьям.
— В каких целях использовалась письменность на Руси в X веке?
— Когда назрела необходимость в распространении книг?
— Как выглядели древние книги?
— Где была издана первая печатная книга?
— Кто является создателем славянской азбуки?
— Каково происхождение названия жанра летописи?
— Кто является автором новой редакции летописи, которую мы называем «Повесть временных лет»?
— В каком году была составлена «Повесть временных лет»?
— Каковы главные темы «Повести временных лет»?
3. Письменность в дохристианский период.
Сообщение подготовленного ученика.
Открытия, сделанные Новгородской экспедицией Академии наук и Московского университета, свидетельствуют о том, что в дохристианской Руси кириллица использовалась в быту. Старшие берестяные грамоты относятся к первой половине – середине XI в. Однако в Новгороде было найдено два костяных орудия письма, которые датируются, по археологическим данным, временем до крещения Руси: одно – 953-957 гг., а другое – 972-989 гг. Такие орудия письма на бересте или дощечке с воском представляют собой металлический или костяной стержень с остриём на одном конце и лопаточкой на другом для стирания написанного. В Древней Руси их называли писалом.
Беседа.
— Как в Древней Руси называли орудия письма?
— К какому времени относятся старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных?
4. Крещение Руси и его значение.
Сообщение подготовленного ученика.
Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры константинопольских императоров Василия и Константина. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира.
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Беседа.
— Назовите дату крещения Руси.
— Почему произошло это историческое событие?
5. Обращение к учебнику. Знакомство с определениями летописи и повести, с.59-60, ч. 1.
6. Просмотр мультипликационного фильма «Повесть временных лет. Создание славянской азбуки».
7. Образ летописца в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов». Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена.
Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто… угадать хотел, о чем он пишет»:
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум.
Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.
Так точно дьяк в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных.
Добру и злу внимая равнодушен,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»: для Пимена зло есть зло, а благо— наивысшее человеческое счастье. С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело,/ Кровавый грех».
Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают потомки православных/ Земли родной минувшую судьбу…»
Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности.
8. Выразительное чтение учащимся наизусть отрывка из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Немного лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно. ..
Но близок день, лампада догорает.
9. Прослушивание арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
10. Обращение к иллюстрации в учебнике «Нестор-летописец», скульптор М.М.Антокольский.
Для творчества М.М.Антокольского характерны черты историзма, то есть приверженность исторической теме и стремление к скрупулёзной точности, суховатой документальности. В образах Антокольского раскрывались особенности конкретных исторических личностей, например скульптура «Нестор-летописец» (1890). Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешённости от мирской суеты.
В Ближних пещерах Киево-Печёрской лавры среди святых останков преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца.
11. Слово учителя о «Повести временных лет».
Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в её средневековом понимании. «Повесть временных лет» открывается историко-этнографическим введение. Нестор ведёт свой рассказ от Всемирного потопа и распределения земель между сыновьями Ноя. Он перечисляет страны, отошедшие к Симу, затем земли Хама и, наконец, особенно подробно останавливается на тех «полунощных» (северных) и западных странах, которые отошли к Иафету. Затем Нестор рассказывает об образовании народов и языков. Он передаёт библейскую легенду о Вавилонском столпотворении, во время которого люди разделились на народы и заговорили на разных языках, и отмечает происхождение славян «от племени» Иафета.
Первоначально, утверждает Нестор, славяне жили вдоль Дуная – там, где ныне Венгерская («Угорьска») и Болгарские земли. Отсюда-то и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племён и народностей.
III. Закрепление изученного.
— Какие географические названия и названия славянских племён вы вписали из фрагмента «Повести временных лет» о расселении славян?
— Чем было вызвано расселение славян?
2. Слово учителя.
Волохи (влохи, влахи, волхва), по преданиям начальной летописи, народ, принудивший славян двинуться с Дуная на Вислу, Днепр и др. места. Этим именем древние славяне называли также итальянцев. Теперь волохами называют жителей Молдавии и Валахии.
Летописец называет западных славян – мораву и чехов, южных – белых хорватов, сербов и хорутан. Часть славян ушла от волохов на Вислу и прозвалась ляхами (поляками). Некоторые из дунайских славян осели по Днепру и назвались полянами, другие – древлянами, третьи – дреговичами, четвёртые – половчанами. Наконец, часть «словен» оказалась около озера Ильменя и прозвалась «своим именем» (то есть славянами), и построили город, названный Новгородом. Затем Нестор указывал место поселения племени севера, после чего следовала заключительная фраза – «тако разидеся словеньский язык» — и сообщалось, что по имени славян назвалась и грамота славянской.
За этими обстоятельными сведениями о расселении племён летописец переходит к сообщению географических сведений о Русской земле. Просто и наглядно даёт летописец географическое описание Руси, путей, связывающих её с другими странами.
IV. Подведение итогов урока.
— Какие сведения содержатся в части летописи «Расселение славян»?
V. Домашнее задание.
1.Прочитать отрывки из «Повести временных лет»: «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам», с.57-58, часть 1.
2.Подготовить пересказ одного из отрывков, используя старинные слова и выражения.
3. Инд.задание: подготовить сообщение «Происхождение имён и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».
4. Инд.задание: подготовить сообщение о Константинополе и хазарах.
panrus.com/images/layout/gen_table_border_right.gif» rowspan=»3″> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Панорама России, 2004 — 2023 |
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ, Страницы истории России: КИЕВА…
Страницы российской истории: Киевская Русь.
Русь — название первого русского государства, возникшего к восьмому веку нашей эры.
Это было общее правительство восточных славян, то есть русских, украинцев и белорусов. Языки этих современных народов содержат большое количество общих слов. Родиной всех славян считаются Карпаты, откуда они мигрировали на запад, юг и восток во время великого переселения людей, в четвертом-седьмом веках нашей эры.
Те, кто поселился на западе, позже образовали Польшу, Чехию и Словакию; те, кто ушел на юг, образовали Сербию, Словению, Хорватию, Македонию, Черногорию и Болгарию, а восточные поселенцы образовали полунезависимые княжества от Карпат до Днепра, верховий Волги и Дона. Киев был столицей древнерусского государства, которое считалось главным княжеством, а его князь считался главным правителем восточных славян.
Киев стоит на берегу Днепра, крупной реки, что очень выгодно для ведения торговых отношений как с центральной, так и с южной Европой. Соответственно, поскольку Киев был столицей древнерусского государства, само государство часто называют Киевской Русью, в отличие от Московской Руси, возникшей примерно к пятнадцатому веку.
Двенадцать основных племен поселились в Киевской Руси в шестом-восьмом веках. Северный город Великий Новгород («великий новый город») играл важную роль и неофициально считался второй столицей древней Руси, так же как Санкт-Петербург считается второй столицей современной России.
Великий Новгород вел активную торговлю с прибалтийскими народами и государствами Центральной Европы. Помимо торговли, русские занимались рыболовством, охотой, скотоводством и земледелием.
Многочисленные реки служили хорошим средством передвижения и сообщения между различными городами и княжествами Древней Руси. Густые леса служили защитой от врагов, служили источником для сбора грибов, ягод и дикого меда. В то же время надо сказать, что отношения между княжествами не всегда были мирными; часто они воевали друг против друга за плодородные земли или потому, что хотели стать независимыми от князя в Киеве.
Согласно легенде, русские князья, не в силах решить, кто из них более всего достоин называться главным князем и селиться в Киеве, пригласили к себе на управление варягов (варягов) из Скандинавии, предводителем которых был князь Рюрик.
Так была основана первая правящая династия Рюриковичей (или династия Рюриковичей), просуществовавшая до Ивана Грозного. Принятие восточного православия в 988 году стало важным событием в политической и культурной жизни Киевской Руси.
Монахи Кирилл и Мефодий создали кириллицу и глаголицу на основе греческого алфавита с дополнительными буквами для обозначения звуков, которых не было в греческом языке. Киевская Русь имела самобытную культуру.
Высокого уровня достигли ручное ремесло, производство украшений, игр и игрушек, строительство из дерева. В это время создаются русские народные сказки, а также «Былины» (эпические поэмы), главным героем которых часто был князь Владимир, «Солнце яркое», под властью которого Русь приняла христианство. В этот период были основаны монастыри, которые были центрами грамотности и культуры. Русские монахи стали записывать «Летописи» (Летописи), куда записывались важные события разных лет. При киевском князе Ярославе Мудром был создан свод законов Киевской Руси, названный «Русской Правдой». После смерти Ярослава Мудрого снова возникла междоусобная война между князьями, усугублявшаяся сражениями и стычками с польскими, шведскими и немецкими правителями на западных границах Киевской Руси, кровопролитными войнами с половцами, а затем с печенегами на южные границы.
Одно из таких сражений, закончившееся поражением русской армии, описано в известном произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это произведение считается началом русской литературы, наряду с «Повестью временных лет» (или «Изначальной летописью»), фиксирующей русскую историю. Из-за постоянного давления с юга и запада русские князья пытались найти новые земли к северо-востоку, в районах, малонаселенных финно-угорскими племенами.
Русские племена смешались с этими финно-ургическими племенами — большей частью мирно — в течение десятого и двенадцатого веков и продвинулись к берегам Белого моря, к бассейну реки Оки и к предгорьям Северного Урала. Однако это наступление положило начало постепенному разделению восточных славян на русских (ушедших на северо-восток), белорусов (оставшихся на западе древней Руси) и украинцев (оставшихся на юге древней Руси, вокруг Киева).
В 1147 году князь Северной Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий («длиннорукий») со столицей во Владимире после удачной охоты расположился лагерем на берегу речки Москвы.