Поучение в стиле мономаха: Поучения в стиле Владимира Мономаха

«Поучение Владимира Мономаха». Особенности стиля -Русская литература XI

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись: «Поучение Владимира Мономаха». Особенности стиля. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/pouchenie-vladimira-monomaxa-osobennosti-stilya/ (дата обращения: 5.11.2022)

Содержание

    Особое место в литературе XI—XII вв. занимает «Поучение» Владимира Мономаха, внесенное в Лаврентьевскую летопись под 1096 г. По-видимому, это произведение рассматривалось летописцами как предсмертное завещание князя, аналогичное завещанию Ярослава Мудрого (1054).

    «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им «седя на санех», т. е. незадолго до смерти, где-то около 1117г., было отнесено летописцами к подобным завещаниям, адресованным детям. Однако его поместили не под 1125 г.— годом смерти Мономаха, а под 1096.

    Это можно объяснить следующим: 1096 г. было датировано письмо Мономаха Олегу Черниговскому, непосредственно примыкавшее к «Поучению». Кроме того, события, описанные в летописи под следующим 1097 г. (Любеческий съезд князей, ослепление Василька, заключение Мономахом мира с киевлянами и Святополком), давали весьма наглядное подтверждение справедливости основных наставлений, связанных с необходимостью соблюдения князьями взятых на себя обязательств, скрепленных «крестным целованием».

    Выдающийся государственный деятель конца XI — начала XII столетия Владимир Всеволодович Мономах (1052—1125) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон, так что половцы его именем детей в колыбели устрашали. Став в 1113 г.

    великим князем киевским, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли.

    Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. «Поучение» выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение.
    На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли.
    Характерная особенность «Поучения» — тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления Мономаха подкрепляются не только сентенциями из «священного писания», но в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни.

    На первый план в «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя — забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров.

    Князь должен «пещись о хрестьянских душах», «о худом смерде» и «убогой вдовице». Междоусобные распри подрывают экономичес-кое и политическое могущество государства. Только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.
    Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению Мономаха, является попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь является верной помощницей князя. Поэтому ради упрочения своей власти князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине. Правда, Мономах не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре, т. е. идти в монахи. Аскетический монашеский идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному человеку. Однако он призывает к соблюдению религиозной обрядности, считая, что тремя добрыми делами — покаянием, слезами и милостыней — можно «избыти грехов своих».

    В соответствии с христианской моралью требует Владимир заботливого отношения к «убогим» (бедным). В то же время князь должен быть стражем справедливости и не давать «сильным погубить человека», как сам Владимир «не дал есм сильным обидети» ни «худаго смерда», ни «убогые вдовице».

    Князь должен быть сам примером высокой нравственности. Основным положительным качеством человека является трудолюбие. Труд, в понимании Мономаха,— это прежде всего воинский подвиг, а затем занятие охотой, когда в непрестанной борьбе с опасностями закаляются тело и душа человека.

    Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил только 83 больших похода, а малых и не упомнит, заключил 20 мирных договоров. На охоте он подвергался постоянной опасности, не раз рисковал своей жизнью: «Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; …лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже».

    Основным пороком Владимир считает лень: «Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умеешь, а тому ся не учить». Лень поможет повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов, нанести ущерб хозяйству князя. Опытный хозяин-вотчинник, полководец, Владимир советует детям в ведении дел не доверять ни тиунам, ни отрокам, а самому вникать во все мелочи, также и во время военных походов не следует во всем полагаться на воевод, а самим «наряжать» сторожей и спать возле воинов, не снимая оружия. Предостерегает Владимир и от лжи, пьянства и блуда: «…в том бо душа погыбаетъ и тело»,— пишет он.

    Сам Мономах предстает в своем «Поучении» человеком необычайно деятельным: «Еже было творити отроку моему, то сам есмъ створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не доя собе упокоя».

    Владимир выступает ревностным поборником просвещения: «Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите», — говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который «дома седя», т. е. находясь в Киеве, изучил пять языков, «в том бо честь есть от инех земль».

    Одним из положительных качеств князя является его щедрость, постоянная забота о приумножении и распространении своего доброго имени. Поэтому необходимо, отмечает Владимир, пришедшего «гостя», простого или знатного, одарить, накормить и напоить, поскольку эти люди «мимоходячи прославлять человека по всем землям, любо добрым, любо злым».

    В быту князь должен быть образцом для окружающих: посетить больного, проводить покойника, ибо все смертны.

    Семейные отношения нужно строить на уважении мужей к женам: «Жену свою любите, но не дайте им над собою власти», — наставляет он.
    Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Он дает четкие ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

    Вместе с тем «Поучение» является весьма ценным материалом для представления о личности самого автора — первого известного нам мирского писателя Древней Руси. Прежде всего, это человек широко образованный, хорошо знающий литературу своего времени. В своем произведении он использует Псалтырь, Паремийник, поучения Василия Великого, Ксенофонта и Феодоры к детям, помещенные в «Изборнике 1076 г.», «Шестоднев». При этом Псалтырь служит Мономаху средством выражения своего психологического состояния. Опечаленный встречей с послами братьев, предложивших ему объединиться, чтобы выгнать Ростиславича, Владимир берет Псалтырь: «…в печали разгнух я, и то ми ся выня: «Векую печалуеши, душе? Векую смущавши мя?» Его душа опечалена намерениями братьев начать междоусобную войну, а они гневаются на него, Владимира, отказавшегося с ними объединиться и «креста переступити».

    Встреча, происшедшая в 1098 г., явилась тем толчком, который заставил Мономаха создать «Поучение»,— он «собрах словца си любая, и складах по ряду, и написах». Эти слова дают возможность судить о процессе создания «Поучения»: сначала отбор материала из книжных источников, затем приведение его в порядок, т. е. придание ему определенного плана, и, наконец, написание.

    «Поучение» построено по определенному плану: вступление, обращенное к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением — не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое, не браниться, а сказать, что «на долечи пути, да на санех седя, безлепицю есимолвил», и, наконец, просьба: «…ащевы последняя не люба, апередняя приймайте».

    Центральная дидактическая часть «Поучения» начинается с общего философского рассуждения о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, залогом чему является красота, гармония созданного Богом мира. Используя «Шестоднев», Владимир с большим лирическим воодушевлением говорит о том, «како небо устроено, како ли сонце, како ли луна, како ли звезды, и тма и свет, и земля на водах положена. ..». Он удивляется чуду — человеку, «како образи розноличнии в человечъскых лицих,— аще и весь мир совокупить, не ecu в один образ, но кый своим лицъ образом…». Он любуется, и как «птица небесныя из ирья (теплых стран) идуть… и худыя идуть по всем землям…».

    Воздав хвалу божественной гармонии мира, Владимир снова обращается к детям с просьбой послушать его от «худаго… безумья наказание», т. е. поучение. И начинается оно с рассуждения о пользе молитвы, а затем Владимир переходит к практическим наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственной деятельности и, наконец, поведения в быту.

    Завершающим аккордом «Поучения» служит вновь произнесенный с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру, при восходе солнца, при решении государственных дел («седше думати с дружиною», или «люди оправливати», т. е. судить), или выезжая на охоту, или отправляясь в походы, или ложась спать.

    «Поучение», казалось бы, логически завершено, но Мономах решает подкрепить его описанием своих «трудов». И сначала дает своеобразный дневник военных походов, по манере напоминающий краткие летописные погодные записи, только без дат.

    Перечисляя свои «пути», Владимир располагает их в хронологической последовательности начиная с 1072 г. по 1117 г.

    После походов Мономах перечисляет заключенные им мирные договоры, а затем переходит к описанию своих «ловов», обнаруживая страстную душу смелого охотника.

    И вновь следует заключение. Обращаясь к детям или иным, «кто прочтет», Мономах просит не осуждать его. Он восхваляет не себя, не свою храбрость, а хвалит Бога, который его «худаго и грешного» столько лет сохранял от смерти и сотворил «не ленива», «худаго», «на вся дела человечьская потребна». Мономах отводит таким образом от себя, как писателя, обвинение в гордости, в самовосхвалении. Обращаясь к детям, он уверен, что, «сю грамотицю прочитаючи», они устремятся на добрые дела, и призывает их без страха творить «мужьское дело».

    К «Поучению» примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому. Олег Черниговский прославился своими крамолами — не случайно автор «Слова о полку Игореве» называет его Гориславличем. Разбитый Владимиром и Святополком, Олег вынужден был покинуть Чернигов и отправиться в Ростовскую землю, где произошло его столкновение с сыном Владимира Изяславом, который был убит в бою Олегом, а жена Изяслава захвачена в плен. Это событие, происшедшее 6 сентября 1096 г., и послужило поводом для написания письма Владимиром к Олегу Черниговскому.

    Письмо Владимир пишет, понуждаемый сыном Мстиславом, приславшим отцу грамоту с просьбой «ладиться» и «смириться» и не мстить, чтобы не погубить Русской земли. В письме ярко выражено чувство скорби отца, преждевременно потерявшего своего сына: «егда жеубиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю, яко цвету нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: «Увы мне! что створих? И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех себе, отцю и матери слезы», т. е. Владимир взывает к общечеловеческим чувствам своего врага, призывает его «вникнуть» в помыслы своей души. Желая добра «братьи» и «Русьскей земли», Владимир говорит о своем примирении с Олегом и только просит его освободить свою сноху (жену Изяслава) «да с нею кончав слезы, посажю на месте, и сядеть акы горлица на сусе древе желеючи, а яз утешюся о дозе». Поэтический образ тоскующей горлинки связан с традицией устной народной поэзии.

    Письмо Владимира Мономаха Олегу Черниговскому дополняло «Поучение» и, возможно, было присоединено к нему самим автором. В нем ярко проявилось торжество общегосударственного долга над личным чувством убитого горем отца.

    В стиле «Поучения» легко обнаруживаются, с одной стороны, книжные его элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, а с другой — элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании «путей» и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля «Поучения» — наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений.

    В целом «Поучение» и письмо ярко раскрывают облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

    «Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения


    «Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения

    Это произведение древнерусской литературы занимает в ней особое место, исследователи признают, что «несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси — так называемое «Поучение Владимира Мономаха». Анализ произведения вы найдете в данной статье.

    Интересно, что (это присуще древнерусской литературе) еще не так давно Владимиру Мономаху приписывалось авторство одного из фрагментов памятника, который был переписан вместе с собственно авторским текстом, но сейчас установлено, что князь создал собственно «Поучение», свою автобиографию и письмо к Олегу Черниговскому, которые оказались вписаны в «Повесть временных лет», в текст так называемой Лаврентьевской летописи. Отличие «Поучения» от литературы своего времени заключается в первую очередь в том, что оно создано не духовным лицом, который имел на это право, а государственным деятелем, человеком, обладавшем светской властью и сумевшим использовать эту власть во благо Руси.

    Владимир Мономах (1053 — 1125) был в 1113 — 1125-м годах великим князем киевским, он был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии и византийского императора Константина Мономаха по материнской (за что и получил свое прозвище). Это был исключительно деятельный и умный политик, который оставил заметный след в истории Киевской Руси, он был сторонником единения её для организации совместной защиты русской земли от половцев. Долгая и трудная жизнь, посвященная служению интересам родины, убедила князя в том, что его жизненный опыт может оказаться полезным потомкам, поэтому он и создает своё «Поучение», которое называют его «политическим и нравственным завещанием», в котором изложена особого рода «программа» княжеского поведения, целью которого должно стать всемерное служение делу объединения и процветания Киевской Руси.

    Уже в самом начале «Поучения» Владимира Мономаха мы видим поэтический образ, с помощью которого князь указывает на завещательный характер своего обращения: «Сидя на санях…» Здесь указывается на ожидание близкой смерти (ведь по древнерусскому обычаю тело усопшего доставляли к месту погребения обязательно на санях — независимо от времени года). Такое начало должно было придать особое значение всему тому, что говорит старый князь, за словами которого стоит честно прожитая жизнь, дающая ему право на «поучение».

    Может показаться, что «Поучение» Владимира Мономаха обращено только к «детям» князя, но нельзя забывать, что киевский князь был в то время великим князем, по отношению к которому все остальные князья были «детьми» (позже Святослав так же обратится к Игорю и Всеволоду в «Слове о полку Игореве»), поэтому обращение князя адресовано князьям Киевской Руси, которых он призывает в первую очередь помнить о своём княжеском предназначении, быть скромными и верными служителями интересам родной земли: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам лишь на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет». Здесь отчётливо видно обращение князя к Библии, на основе которой он строит своё понимание княжеского поведения, оценивает сделанное собой и предлагает другим следовать этим же путём. Кроме того, Владимир Мономах предстает в «Поучении» как образованный, знакомый с книжной традицией и владеющий «даром слова» человек, его речь образна и поэтична, он использует ассоциации с миром природы и общекультурные ассоциации, что создаёт особый язык его произведения, являющийся примером владения художественной речью.

    Для того, чтобы его речь была более убедительной, автор обращается к примерам из собственной долгой и славной жизни, он приводит «длинный перечень «путей и ловов» (т е. походов и охот), в которых принимал участие с тринадцати лет». Это служит доказательством того, что он сам придерживался в жизни тех же правил, которые рекомендует другим: не злоупотреблял княжьей властью, старался быть справедливым, не давал в обиду слабых, избегал бессмысленного кровопролития, не предавался лени и во всё, что происходило с ним и государством, вникал сам — чтобы понимать причины происходящего и уметь правильно вести себя. Такое завершение «Поучения» Владимира Мономаха показывает нам действительное желание князя оставить после себя след, передать свой жизненный опыт тем, кто после него будет ответственен за судьбу Руси.

    Именно потому, что он сам в своей жизни следовал таким принципам, он мог со спокойной совестью закончить «Поучение» следующим наставлением: «Прочитав эту грамотку, постарайтесь, дети, совершать всякие добрые дела. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог даст». Не случайно здесь обращение к Богу — ведь княжья власть, как считалось, дается свыше, поэтому и ответственность за то, как ты будешь править, необходимо нести перед Богом.

    Исследователи древнерусской литературы находят определенную связь между «Поучением» Владимира Мономаха, анализ которого мы провели, и произведениями подобного рода, созданными в других средневековых литературах. Однако нужно помнить, что русский князь не писал литературное произведение, он пытался сохранить для потомков свой духовно-политический опыт, который дался ему слишком дорогой ценой, он хотел предостеречь от повторения своих ошибок тех, на ком лежала ответственность за укрепление на Руси «братолюбия», от которого зависела судьба Руси; «Поучение», таким образом, «не столько опиралось на традиции разных литературных жанров, сколько отвечало политическим потребностям своего времени». И, как оказалось, не только своего, потому что проблема единства народа и страны — проблема вечная, ведь именно от единства зависит, какой будет их, народа и страны, жизнь.

    Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

    Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе

    Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе

    Г.Ю.Филипповский

    «Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха» (так оно озаглавлено в средневековой рукописи) заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.

    Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским (например, трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» X в. написан в форме наставления сыну-наследнику).

    Отмеченные качества «Поучения» Владимира Мономаха позволяют считать его своего рода образцовым произведением древнерусской книжной словесности для изучения в высшей или средней школе. Если говорить о современной средней школе, где проблемы образования и воспитания идут рука об руку, «Поучение» Мономаха, казалось бы, не может быть широко востребовано. Между тем дело обстоит как раз наоборот. В 9 классе курс литературы включает традиционно из средневековой русской книжности лишь «Слово о полку Игореве», как, впрочем, и программа литературы 8 класса. В общем литературном обзоре, правда, учебник 8 класса под редакцией Д.С.Лихачёва всё же уделяет «Поучению» Мономаха полстраницы текста, где на бытовом уровне князь Владимир Мономах охарактеризован как образец уступчивости и миролюбия, умения прощать личные обиды. Речь идёт об очень узком комментарии к известному посланию Владимира Мономаха к князю Олегу Святославовичу Черниговскому — убийце его сына князя Изяслава. Что же касается фрагмента текста «Поучения» в школьном учебнике 7 класса, то там речь не идёт даже и об эпизоде, а дан сюжетно нивелированный набор общедидактического характера, главным образом высказываний Владимира Мономаха, направленных против лени, причём речь отнюдь не заходит о лености души, то есть, о том, что имел прежде всего в виду автор, подбор опять же исполнен чисто в бытовом ключе. Лучше было бы уж совсем не делать этого, нежели представлять «Поучение» Мономаха и его автора в искажённом свете! Между тем, отдельным продвинутым школьникам наверняка известны созвучные самой сути «Поучения» Мономаха строки великого русского поэта XX в. Н.Заболоцкого:

    Не позволяй душе лениться!

    Чтоб воду в ступе не толочь,

    Душа обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь.

    Встаёт естественный вопрос: если включать «Поучение» Мономаха в программу литературы средней общеобразовательной школы (чего оно в высшей степени заслуживает), то как подобрать научно-методические ключи к тексту произведения, чтобы по необходимости кратко и внятно, с пользой для литературного образования и духовного воспитания детей, уважительно и достойно, без искажений представить бессмертное творение Владимира Мономаха. Задача непростая, но разрешимая, и такой ключ на самом деле существует.

    Школьников во все времена (особенно в гимназические) обучали на примерах из жизни великих людей. Нет основания сомневаться в величии личности князя Владимира Всеволодовича Мономаха как исторического, военного, государственного и литературного деятеля. Содержит ли «Поучение» (исповедь или автобиография Владимира Мономаха) рассказ о событиях его жизни? Да, конечно. Больше того, каждая из 3-х частей произведения (видимо, сознательно) строилась как бы вокруг одного из событий, но не простых, а судьбоносных, значимых в том числе и по своему жизненному уроку и лично для князя и для Русской земли в целом. Для того, чтобы в школе лучше понять великие духовные откровения «Поучения» Мономаха (а не некий бытовой суррогат), необходима предметность, которая позволила бы раскрыть содержание и нравственный урок трёх ключевых жизненных ситуаций, реальных опытов жизни, положенных Владимиром Мономахом в основу каждой из 3-х частей своего произведения. Охарактеризуем эти три событийные ситуации.

    В первой части своего произведения Владимир Мономах как бы отталкивается от драматической коллизии столкновения с братьями-князьями, которые прислали к нему (он при этом, по словам автора «Поучения», находился зимой на санном пути по Верхней Волге) посла с ультиматумом: «Или ты присоединяешься к нам в походе против Ростиславичей, чтобы отобрать их земли, или между нами всё кончено». За этой фразой — целая драматическая эпоха междукняжеских отношений: клятва князей 1097 года на съезде в Любече жить в мире, любви и согласии, нарушение этой крестной клятвы-ослепление одного из братьев, участников съезда, князя Василька Ростиславича Теребовльского, последовавшие распри, возмездие от Бога крестопреступникам (Владимир Мономах в этой трагической истории — инициатор съезда, жертва клеветы, миротворец, выстрадавший и восстановивший согласие и любовь в Русской земле). На предложение князей идти и отобрать земли у ослеплённого Ростиславича Мономах ответил отказом, что неизбежно было связано с душевными терзаниями и муками сомнений. Чтобы заглушить боль души, исцелить душевные раны, Мономах обращается к гаданию на Псалтири (так было принято тогда на Руси, да, кстати, и в более поздние времена). Он открывает наугад святую книгу, и вот что ему вынулось: «Что печалуеши, душе, что тревожишь меня. Уповай на Бога, яко исповедуемся ему,» — вынулась исповедь души Богу. И Мономах исполняет обет — создаёт своё «Поучение» — исповедь души, подборку выписок учительного характера из книг Писания, направленных против творящих зло и беззаконие.

    Во второй части — другие записки: хроника его дружинных путей-походов-деяний. И снова только один эпизод как бы развёрнут — добровольный уход из Чернигова, осаждённого войсками князя Олега Святославича и половцами, чтобы спасти, не дать им загубить невинные души осаждённых мирян и окрестных крестьян, а также монахов близлежащих монастырей. Снова — душевная рана, принятая во спасение людей, снова гуманистический поступок. Заканчивается 2-я часть характерной фразой: «Душа ми моя выше всего света сего». Третья часть — особенная, заключительная (если не считать молитвенного обращения, в принадлежности которого Владимиру Мономаху, кстати, некоторые учёные сомневаются). Мономах даже не пишет эту часть заново (в 1117 г.), а использует своё же старое послание (1096 г.) к князю Олегу Святославичу — убийце его сына, молодого князя Изяслава. И снова — о драматическом событии из личного опыта жизни, и снова о душе: «О многострастный и печальный азъ! Долго боролась моя душа с сердцем, и одолела душа сердце мое». Внутреннее единство «Поучения» достигается не механическим сцеплением разновременных и разножанровых частей этого произведения, а единым духовным стержнем, характеризующим те разнообразные жизненные ситуации, которые автор выделяет в каждой из 3-х частей. Духовный поступок, нравственнная позиция христианина — вот истинный стержень, сюжетно и жанрово скрепляющий все части произведения.

    Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую. Потому и для школы подобный путь раскрытия литературного и историко-культурного своеобразия «Поучения» Владимира Мономаха и интересен и полезен.

    В заключение приведём вопросы возможной игры-викторины, организуемой в классе школы, лицея или гимназии по тексту «Поучения» князя Владимира Мономаха на 7-м или во 8-м уровне. Задача подобной игры: развить познавательные способности учащихся, их нравственно-культурный кругозор через подключение «Поучения» Мономаха к историко-культурному контексту русского и мирового Средневековья, его литературы и культуры [1].

    1. Как вы датируете историко-документальные эпизоды, особо отмеченные автором «Поучения» соответственно в 1, 2, и 3 частях своего произведения? Найдите соотносительные моменты в тексте «Повести временных лет».

    2. Какова, по вашему мнению, внутренняя логика их следования в едином тексте «Поучения»?

    3. Почему в тексте «Повести временных лет» её редактор обозначил произведение Владимира Мономаха словом «Поучение», а не словом «Исповедь»? Дайте соответствующее обоснование.

    4. В каком году умер Владимир Мономах и какова, по вашему мнению, продолжительность его жизни?

    5. Каковы были, по вашему мнению, самые выдающиеся военные заслуги князя Владимира Всеволодовича Мономаха?

    6. Имел ли отношение образ Владимира Мономаха к образу князя Владимира Красное Солнышко русских былин? Если имел, то какое?

    7. Почему князь Владимир Всеволодович имел прозвание («прирок» по-древнерусски) «Мономах»? Обоснуйте ваш ответ.

    8. Почему старший сын Владимира Мономаха Мстислав имел второе княжеское имя «Гаральд»? Ответ обоснуйте.

    9. Мог ли, по вашему мнению, Владимир Мономах быть соредактором «Повести временных лет» (одной из её основных редакций)? Если да, то почему? Обоснуйте.

    10. Существует ли жанровая связь «Поучения» Владимира Мономаха с каким-либо кругом произведений мировой литературы Средневековья? Если да, то с какими, приведите несколько примеров.

    Примечания

    1. Лихачёв Д.С. Владимир Всеволодович Мономах //Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV вв. Вып. I /Отв. ред. Д.С.Лихачёв. Л., 1987. С.98-102 (там и список научной литературы по «Поучению» Мономаха).

    Список литературы

    Учение Владимира Мономаха

    Великий князь Киевский Владимир Всеволодович Мономах, правивший Древнерусским государством в первой половине XIX века. XII на века, оказался последним, кто оставил после себя сильные и развивающиеся территории. Владимир Мономах всю свою каденцию посвятил борьбе с половцами и своим двоюродным братом Олегом Святославовичем, но вошел в историю прежде всего как автор одного из первых этико-нравственных произведений.

    До настоящего времени сохранились три полных княжеских произведения, написанных им во время войн с братом, одно из которых было отправлено Олегу в знак примирения сразу после убийства последним его младшего сына Мономаха. Наибольший интерес представляет первое произведение, названное автором «Учение», которое написано в форме обращения Владимира Всеволодовича к своим преемникам, которых внутри произведения называют детьми.

    Владимир видит в страхе Божием первопричину всякого добра, то есть каждый человек должен совершать свои действия только под этим постулатом, и только почитая Господа, он сможет защитить себя от зла. Автор советует людям уповать на Бога в своих делах, а не обращаться к беззаконию, он верит, что злодеи будут уничтожены, а некоторые кроткие люди будут наслаждаться покоем и никогда не останутся в беде.
    В своем «Слове» Владимир цитирует Василия Великого и, подобно ему, призывает стремиться к чистоте души и гармонии тела; уважать старших и следовать их советам; не оскорблять других и не спорить. Кто найдет себя хозяином своего благочестия, научится контролировать свои глаза и язык, сдерживать свой ум, тот вправе рассчитывать на милость и благодать Божию.

    По Мономаху, человек должен избавиться от нажитых грехов и постараться добрыми делами усмирить дальнейшие греховные мысли. Последнее автор видит в триаде покаяние-слезы-милостыня, которая, по его мнению, поможет душе попасть в Царство Небесное.

    Вторая часть работы начинается с наставления о молитвах к Богу и постоянных земных поклонах. Даже не зная молитв, Владимир советует постоянно повторять: «Господи, помилуй!» ибо пока уста заняты обращением, ум будет свободен от суеты.
    Особое внимание в «Учении» уделяется мирским делам, личной жизни и военным походам. В домашних делах и военных походах Мономах призывает полагаться только на себя, чтобы никто не смог посмеяться над вами или убить вас. Будучи правителем, ты не должен сам совершать безобразия и позволять это делать своим подопечным, но по праву чести должен судить и обсуждать государственные дела.
    Наконец, третья часть рассказывает о достижениях Великого Князя, начиная с его тридцатилетнего возраста. Мономах рассказывает о своем первом походе на Ростов, о битвах с вятичами и половцами, вспоминает 83 больших сражений и 19 заключенных договоров с неприятелем. Значительное внимание уделено рассказам об охоте, приручении диких лошадей, борьбе с медведями, волками и лосями.
    В заключение Владимир призывает детей не осуждать его за дела, а только славить Господа и идти на добрые дела. Ко всем, кто читает послание, он призывает не бояться смерти ни на войне, ни от дикого зверя, и славить Господа, Который всегда защитит от беды, как в свое время сам Мономах.

    По мнению последователей князя, основной целью произведения «Учение» было укрепление новой политической системы высокой нравственностью и нравственностью человеческих отношений. Однако прекрасный литературный памятник не мог дойти до наших дней, так как должен был погибнуть в московском пожаре 1812 , но чудесным образом, накануне был увезен историком Карамзиным на анализ и таким образом был сохранен для потомков.

    Скачать МОНОМАХ-САПР

    Скачать документацию, драйвера и дистрибутивы


    на программу для расчета и проектирования строительных и машиностроительных конструкций различного назначения.

    ЛИРА-САПР Некоммерческая версия ЛИРА-САПР Демонстрация 2021

    Выберите программное обеспечение и его версию

    ЛИРА-САПР ЛИРА-САПР 2022ЛИРА-САПР 2021ЛИРА-САПР 2020ЛИРА-САПР 2019ЛИРА-САПР 2018ЛИРА-САПР 2017ЛИРА-САПР 2016ЛИРА-САПР 2015ЛИРА-САПР 2014ЛИРА-САПР 2013ЛИРА-САПР 2012ЛИРА-САПР 2011Все версии0003

    МОНОМАХ-САПР МОНОМАХ-САПР 2016МОНОМАХ-САПР 2013МОНОМАХ-САПР 2011Все версии МОНОМАХ-САПР

    САПФИР-3Д САПФИР-3Д 2021САПФИР-3Д 2020САПФИР-3Д 2019САПФИР-3Д 2018САПФИР-3Д 2017САПФИР-3Д 2016САПФИР-3Д 2015САПФИР-3Д 2014САПФИР-3Д 2013Все версии САПФИР-3Д

    ESPRI ESPRI 2020ESPRI 2018ESPRI 2016ESPRI 2014Все версии ESPRI

    Удаленное обновление аппаратного ключа

    МОНОМАХ-САПР 2016

    Модификации МОНОМАХ-САПР 2016

    Учебник по МОНОМАХ-САПР версии 2016.

    Пример 2

    Импорт и анализ плиты перекрытия в модуле SLAB

    0,9 Мб Скачать 0,9Мб

    Учебник по МОНОМАХ-САПР версии 2016. Пример 1

    Генерация модели и анализ многоэтажного здания в модуле ЗДАНИЕ

    2,3 Мб Скачать 2,3 Мб

    Буклет по продажам 13 сентября 2017 г.

    13 сентября 2017 г. 2,4 Мб Скачать 2,4 Мб

    МОНОМАХ-САПР 2016 R2 27 декабря 2016 г.

    Полный монтаж. Без аппаратного ключа защиты можно использовать как Демо-версию

    27 декабря 2016 г. 141,1 Мб Скачать 141,1 Мб

    МОНОМАХ-САПР 2013

    Модификации МОНОМАХ-САПР 2013

    Буклет по продажам 30 декабря 2014 г.

    30 декабря 2014 г. 2,4 Мб Скачать 2,4 Мб

    МОНОМАХ-САПР 2013 R5 04 декабря 2014 г.

    Полный монтаж. Без аппаратного ключа защиты можно использовать как Демо-версию

    04 декабря 2014 г. 120,2 Мб Скачать 120,2 Мб

    Патч для Windows 25 октября 2013 г.

    Windows Vista/7/8/Windows Server 2008
    Используйте этот патч в случае некорректной работы справочной системы (WinHelp)

    25 октября 2013 г. 5,5 Мб Скачать 5,5 Мб

    МОНОМАХ-САПР 2011

    Модификации МОНОМАХ-САПР 2011

    МОНОМАХ-САПР 2011 R3 16 января 2012 г.

    Полный монтаж. Без аппаратного ключа защиты можно использовать как Демо-версию

    16 января 2012 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *