Поучение текст: полный текст, в чем смысл

Содержание

Отрывок «Поучения» Владимира Мономаха — https://www.korenovsk.ru

Прежде чем стать старшим князем на Руси, Владимир княжил на многих русских землях. Люди с большим уважением относились к нему, потому что чувствовали желание видеть Русь единой. Обращаясь к потомкам, Владимир Мономах всячески желал, чтобы они продолжили его дело.  

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра . Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдёшь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть мы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул её, и вот что мне вынулось: «О чём печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и переписал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землёй». И ещё немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдёшь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеётся над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешных. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Ибо грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадёт, то не разобьётся, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы даёт, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир, и отгони зло, и живи во веки веков».
«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость Его, то воды бы потопили нас».

«Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек: «Если есть награда праведнику — значит есть Бог, творящий суд на земле».
«Освободи меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня защити меня. Избавь меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости Его, а вся жизнь в воле Его: вечером водворится плач, а наутро радость».
«Ибо милость Твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя при жизни моей и во имя Твоё воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала Ему», и прочее. Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне:
«Еде и питию быть без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутёвыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни».
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — моли, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите, да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи ваши как обагрённые, — как снег обелю их», и прочее.

«Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: «Слава Тебе, человеколюбец!»
Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и нремилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше разумения нашего терпит, так и во всю жизнь нашу. Как отец, чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни недоеданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

«Что такое человек, как помыслишь о нём?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои». И снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твоё вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы, украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, — если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Всё же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык, онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил…
Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость свою: а то, дальнейшее, — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня: если не всё примете, то хоть половину.
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слёзы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря (Мытарь — сборщик податей, налогов).

помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете скакать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.

…более убогих не забывайте, но, насколько можете, по синим кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придётся крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души еноой. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но молвите: смертны суть; сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте и ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего. Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене, воздавши Богу хвалу, и потом на рассвете, увидев солнце восходящее, с радостью прославьте Бога и молвите: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой дивный!» И ещё: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спаньё в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и звери, и птицы, и люди.

Тиун — слуга, дворецкий, домомравитоль

(Отдельные наиболее важные места «Поучения»)

иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится».

 

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради»

лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех».

Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу

«Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: «Слава Тебе, Человеколюбец!

Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь.

Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию

Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. И те же птицы небесные умудрены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!

Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется.

Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.

Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.

с любовью принимайте от священнослужителей благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога

Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.

Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди

В своем «Поучении» Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни этот идеал сам Владимир? Трудно сказать. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками «Поучения» стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.

Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.

На современный русский язык «Поучение» Владимира Мономаха перевёл Дмитрий Лихачёв.

 

Поучение. Краткое содержание книги Мономаха

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Реклама

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей.

Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Реклама

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Пересказала А. В. Вигилянская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. —М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

загрузок

Чтобы начать использовать приложение цифрового курса TT, вам необходимо выполнить следующие шаги:

  1. #1 Иметь учетную запись Учебников.
    • Если у вас уже есть учетная запись клиента здесь, на сайте trainingtextbooks.com, этот шаг выполнен!
    • Если у вас нет учетной записи клиента на этом веб-сайте, щелкните здесь, чтобы создать ее.
    • Если вы считаете, что у вас есть учетная запись на веб-сайте trainingtextbooks.com, но ваш пароль не работает, нажмите здесь, чтобы получить ссылку для сброса пароля, отправленную вам по электронной почте.
  2. #2 Приобретите полный курс или зарегистрируйтесь для получения бесплатной пробной версии
    • Воспользуйтесь меню слева, чтобы купить курс. Прокрутите вниз страницу информации о курсе, чтобы добавить его в корзину.
    • Если вы не готовы покупать, но хотели бы увидеть, как работает наша программа, вы можете подписаться на бесплатную пробную версию здесь.
  3. #3 Загрузите приложения курса по ссылкам ниже.
    • Наши приложения работают на всех типах устройств! Для каждого уровня курса требуется собственное приложение, и на каждое устройство, используемое учащимся, должно быть загружено приложение.
  4. #4 После загрузки приложения на свое устройство настройте курс для своего ученика.
    • Вам нужно будет использовать адрес электронной почты и пароль своей учетной записи Teaching Textbooks, чтобы войти в приложение в качестве «Родителя». Настройте курс на устройстве (устройствах) для вашего учащегося, указав его имя и пароль учащегося.

Специальные инструкции для пользователей Chromebook
Math 3

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Математика 4

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Математика 5

ОКНА

Скачать

MAC

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Математика 6

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Математика 7

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Предварительная алгебра

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Алгебра 1

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Геометрия

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Алгебра 2

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Предварительный расчет

ОКНА

Скачать

МАК

Скачать

CHROMEBOOK И ANDROID

Скачать

айпады и айфоны

Скачать

РАЗЖИГАТЬ ОГОНЬ

Скачать

Обучение работе с текстом (Изучение ELA)

Сегодня я хотел прийти к вам сегодня, чтобы обсудить особенности обучения тексту. Это один из моих любимых стандартов для преподавания просто потому, что я ЛЮБЛЮ научно-популярный текст и все его красочные и полезные функции!

Стандарты Common Core

Итак, давайте взглянем на то, что предлагает Common Core для учащихся начальной школы. Вот стандарты первого, второго и третьего класса.

  • 1-й класс: знать и использовать различные функции текста (например, заголовки, оглавления, глоссарии, электронные меню, значки) для поиска ключевых фактов или информации в тексте.
  • 2-й класс: знать и использовать различные функции текста (например, подписи, жирный шрифт, подзаголовки, глоссарии, указатели, электронные меню, значки) для эффективного поиска ключевых фактов или информации в тексте.
  • 3-й класс: использование текстовых функций и инструментов поиска (например, ключевых слов, боковых панелей, гиперссылок) для эффективного поиска информации, относящейся к заданной теме.

В двух словах:

  • ЗНАТЬ функции текста
  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ функции текста

Учащиеся могут не только узнавать эти особенности текста, но и использовать их при чтении для дальнейшего улучшения своего понимания.

Начните с изучения словарного запаса и особенностей текста

Прежде чем углубляться в тексты и отрывки, потратьте несколько уроков и упражнений на простое изучение самих особенностей текста. Конечно, при обучении этим особенностям текста необходимо будет использовать тексты и отрывки в качестве примеров. Но сосредоточьтесь на изучении каждой функции текста и ознакомлении с терминологией.

(Источник: стиль второго класса)
Мне нравится эта якорная таблица из стиля второго класса. Она обозначила несколько популярных текстовых функций и привела реальный пример из журнала или текста для каждой. Всегда давать учащимся реальный пример — отличная практика, помогающая укрепить их знание терминологии.

Вот аналогичная якорная диаграмма, которую сделал мой друг-учитель. Она взяла детский научно-популярный журнал и вырезала примеры текстовых характеристик. Это может быть занятие, которое вы выполняете со студентами, или оно может быть точкой отсчета в вашем блоке текстовых функций.

(Источник: Пакет RI для текстовых функций для 1-го, 2-го или 3-го класса)Это мини-урок, который включен в мои пакеты RI для каждого уровня обучения. Задача состоит в том, чтобы помочь учащимся идентифицировать изображения каждого элемента текста, которому вы обучаете. Например, диаграмма слов, которую они извлекут из кучи текстовых терминов. Затем они будут искать в куче изображений с текстовыми характеристиками, чтобы сопоставить карточку со словами диаграммы с карточкой с изображением диаграммы. Если вы перейдете по ссылке, вы выберете свой уровень обучения: 1-й, 2-й или 3-й.

(Источник: BrainPopJr.)

В этом видео рассказывается о глоссариях, оглавлении, фотографиях, жирном шрифте, подписях и многом другом! Это базовое «обучающее научно-популярное» видео, но оно также охватывает множество важных текстовых функций. Посмотрите это видео, в котором учащиеся могут легко научиться читать документальную литературу.

Сосредоточьтесь на явном обучении текстовым функциям

(Источник: Text Features RI Pack for 1st, 2nd или 3rd)

Подробное обучение текстовым функциям невероятно важно. Погружение в тексты будет вашим следующим шагом, но сначала вы действительно должны дать учащимся возможность изучить, понять и запомнить каждую особенность текста. Если вы позволите им легко распознавать текстовые функции за пределами текстов, им будет так легко найти их в текстах. Выше вы видите фотографии моих практических уроков и графические органайзеры. Они предоставляют учащимся подробные инструкции по текстовым функциям самостоятельно.

Используйте на уроках много текстов наставников

(Источник: сообщение в блоге Informational Mentor Text)
В 2016 году я написал сообщение в блоге, в котором предлагалось читать вслух пять или шесть текстов наставников для каждого информационного и литературного стандарта. Каждый из этих предлагаемых текстов является партнерской ссылкой от Amazon. В частности, для обучения работе с текстом я взял шесть книг, которые раньше использовал в своей классной библиотеке. Я знаю, что у каждого есть несколько различных текстовых функций.

  • Читатели National Geographic: Планеты Элизабет Карни
  • Фотограф дикой природы Уильяма Дэвида Томаса
  • Интересно, почему море соленое Аниты Ганери of Why by Amy Shields 

Поищите настоящие тексты

При обучении функциям текста очень важно включать реальные примеры функций текста из журналов, отрывков и текстов. Проверьте эти действия, которые позволяют студентам охотиться самостоятельно!

(Источник: Scholastic)
В этом удивительном посте в блоге Scholastic показан класс, полный нетерпеливых детей, которые роются в детских журналах в поисках текстовых функций. Они также делают (бесплатно!) двухстраничную папку или презентацию того, что они нашли. Студентам предлагается найти определенные текстовые функции в Scholastic News!

(Источник: The Teaching Oasis)

Это замечательное бесплатное задание с папками, которое The Teaching Oasis предлагает выполнить своим ученикам. Они используют реальный текст из своей классной библиотеки и иллюстрируют или пишут о текстовых особенностях, которые они находят в этом тексте. Это отличный способ охоты и поиска текстовых признаков в информационных текстах.

Позвольте им практиковаться разными способами

Очень важно дать вашим ученикам множество различных практических способов отработки новых навыков. Вот несколько идей, которые могут помочь вашим ученикам во время блока ELA. Учащиеся учатся разными способами, поэтому предоставление множества различных вариантов обучения — это здорово.

(Источник: Scholastic)
Это изображение взято из той же записи в блоге, которую я обсуждал ранее. Здесь учащиеся делают плакаты в классе для каждой из различных функций текста. Это отличный способ связать навыки разговорной речи и аудирования, а также навыки работы с технологиями.

(Источник: Text Features RI Pack for 1st, 2nd или 3rd)
Слева вы видите текст, содержащий отрывки и задания на понимание. В каждый из моих наборов для 1-го, 2-го и 3-го класса входят отрывки уровня Lexile и графические органайзеры, которые можно использовать с любым научно-популярным текстом, будь то текст или отрывок.

На картинке справа вы видите карточки с заданиями и части интерактивного блокнота. Эти карточки с заданиями также входят в любой из наборов для 1-го, 2-го или 3-го класса! Карточки с заданиями и части блокнота можно использовать самостоятельно или с партнером/группой. Их можно использовать с любым текстом.

Не забывайте о текстовых онлайн-функциях и веб-текстах в классах 3+.

(Источник: 3-й класс RI3.5)

Стандарты 3-го класса немного отличаются от стандартов 1-го и 2-го классов, потому что в их обучении используются электронные меню и интернет-жаргон. Если вы преподаете на уровне 3 или выше, обязательно предоставьте много возможностей узнать о веб-страницах и их специфических текстовых функциях!

Самостоятельное применение

И, наконец, в моем посте с обучающими текстами я собираюсь обсудить способы самостоятельной практики. Мы обсудили способы изучения текстовых функций, как искать текстовые функции в тексте и как использовать эти текстовые функции, чтобы помочь их обучению. Теперь, вот несколько идей о том, как дать вашим ученикам возможность продолжать практику в центрах ELA, где они могут самостоятельно использовать свои новые знания в области текстовых функций.

(Источник: Цифровые задания с текстовыми функциями)

Эти готовые цифровые задания идеально подходят для практического обучения. Они позволяют учащимся практиковать все навыки, связанные с текстовыми функциями. Во-первых, они варьируются от простого определения текстовых функций. Затем они погружаются глубже в объяснение своих целей. И, наконец, учащиеся используют текстовые функции, чтобы узнать больше по теме.

(Источник: Text Features RI Pack for 1st, 2nd или 3rd)

  • ГРАФИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАТОРЫ:  В приведенном выше видеоролике Brain Pop Jr. обсуждалась важность создания заметок и использования графических органайзеров. Эти графические органайзеры, включенные в мои пакеты текстовых функций, можно использовать для самых разных текстов и отрывков. Это помогает учащимся использовать и понимать функции текста и делает их обучение осмысленным.
  • ОТЗЫВЫ:  В каждом из моих наборов текстовых функций есть 6-7 отрывков для каждого определенного уровня обучения. Это для студентов, чтобы попрактиковаться в использовании текстовых функций и их понимании одновременно!

Их можно использовать в небольших группах, самостоятельном чтении, чтении с партнером, для домашней работы, для утренней работы и многого другого!

Stock up on suggested resources

  • 1st Grade RI. 1.5 
  • 2nd Grade RI.2.5
  • 3rd Grade RI.3.5
  • Digital Text Features Activities

Want to погрузиться еще глубже в ВИРТУАЛЬНЫЕ идеи для текстовых функций?

В этом видеоролике YouTube «Советы для преподавателей за 12 минут или меньше» мы обсуждаем 3 идеи уроков и заданий, которые помогут сделать текстовые элементы виртуально привлекательными и интерактивными для учащихся. Преподаете ли вы лично, гибридно или виртуально, это текстовое видео для детей должно вдохновить вас на ваши уроки!

Хотите больше научно-популярных советов по обучению? Проверьте эти блоги.

  • Как сравнивать и противопоставлять документальные тексты
  • Использование документальных текстов Картинки и изображения
  • Точка зрения автора и причины в документальном тексте

Спасибо за прочтение!

Хотите сохранить все эти идеи, но сейчас вы в пути или не за компьютером? Нажмите кнопку закрепления ниже и добавьте ее на доску Pinterest, чтобы вернуться к ней, когда вы будете готовы начать планирование!

Наставнические тексты для ваших уроков начальной геометрии

При использовании правильных инструментов и стратегий преподавание геометрии может быть интересным и эффективным! От понимания атрибутов фигур до разделения фигур — читайте вслух и наставник

Подробнее »

Руководство по освоению стандартов измерений и данных

Преподаете ли вы измерения и стандарты данных вместе? Вы ищете способ идеально вписать стандарты MD в ваши занятия в классе?I

Подробнее »

3 интерактивных инструмента для чтения документальной литературы

Как только дети пойдут в школу, научно-популярные тексты станут частью их учебного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *