Послевоенное время 1945 1953: Советский Союз в первые послевоенные годы (1945 — 1953 гг.)

Советский Союз в первые послевоенные годы (1945 — 1953 гг.)

СССР в послевоенный период (1946 — 1953 годы) — это государство с этапом развития под названием «послевоенный сталинизм«. Данный этап существования Союза характеризовался активным восстановлением экономического потенциала страны благодаря трудовому подвигу народных масс, усилением тоталитарного режима, борьбой с оппозиционными проявлениями и началом холодной войны с западными государствами.

Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для жителей СССР, но одновременно поставило перед правительством страны ряд неотложных задач. Вопросы, решение которых было отложено на время войны, теперь нужно было решить срочно. Кроме этого, властям было необходимо обустроить демобилизированных красноармейцев, обеспечить социальную защиту жертв войны и восстановить разрушенные хозяйственные объекты на западе СССР.

  1. 1 Восстановление промышленного потенциала
  2. 2 Демобилизация
  3. 3 Укрепление репрессивного аппарата
  4. 4 Внешнеполитические ориентиры
  5. 5 Внутрипартийная борьба
  6. 6 Итоги послевоенных лет

Восстановление промышленного потенциала

В первую послевоенную пятилетку (1946–1950) была поставлена цель восстановить довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства.

Отличительной чертой восстановления промышленности было то, что не все эвакуированные предприятия возвращались на запад СССР, значительная их часть отстраивалась с нуля. Это позволило укрепить промышленность в тех регионах, которые до войны не имели мощной индустриальной базы.

Одновременно были приняты меры по возвращению промышленных предприятий к графикам мирной жизни: была сокращена продолжительность рабочего дня, и увеличилось число выходных. К концу четвёртой пятилетки во всех важнейших отраслях промышленности удалось достичь довоенного уровня производства.

Демобилизация

Хотя небольшая часть бойцов Красной армии вернулась на родину уже летом 1945 года, основная волна демобилизации началась в феврале 1946 года, а окончательное завершение демобилизации пришлось на март 1948 года. Было предусмотрено, что демобилизованные воины в течение месяца будут обеспечены работой.

Семьи погибших и инвалидов войны получали от государства особую поддержку: их дома в первую очередь снабжали топливом. Однако в целом демобилизованные бойцы не имели каких-либо льгот в сравнении с гражданами, находившимися в годы войны в тылу.

Укрепление репрессивного аппарата

Аппарат репрессий, переживший расцвет в предвоенные годы, за время войны видоизменился. Ключевую роль в нём играли разведка и СМЕРШ (контрразведка). После войны эти структуры проводили фильтрацию возвращавшихся в Советский Союз военнопленных, остарбайтеров и коллаборантов.

Органы НКВД на территории СССР боролись организованной преступностью, уровень которой сразу после войны резко возрос. Однако уже в 1947 году силовые структуры СССР вернулись к репрессиям гражданского населения, а в конце 50-х годов страну потрясли громкие судебные процессы (дело врачей, ленинградское дело, мингрельское дело).

В конце 40-х и начале 50-х годов из новоприсоединённых территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтики проводились депортации «антисоветских элементов»: интеллигенции, крупных собственников, сторонников УПА и «лесных братьев», представителей религиозных меньшинств.

Внешнеполитические ориентиры

Ещё в годы войны будущие державы-победительницы заложили основы международной структуры, которая бы регулировала послевоенный миропорядок. В 1946 году начала свою работу ООН, в которой пять наиболее влиятельных государств мира имели блокирующий голос. Вхождение Советского Союза в Совет Безопасности ООН укрепило его геополитическое положение.

В конце 40-х годов внешняя политика СССР была направлена на создание, укрепление и расширение блока социалистических государств, позже ставшего известного как социалистический лагерь. Появившиеся сразу после войны коалиционные правительства Польши и Чехословакии были заменены на однопартийные, в Болгарии и Румынии были ликвидированы монархические институты, а в Восточной Германии и Северной Корее просоветские правительства провозгласили свои республики.

Незадолго до этого коммунисты взяли под свой контроль бо́льшую часть Китая. Попытки СССР создать советские республики в Греции и в Иране не увенчались успехом.

Внутрипартийная борьба

Считается, что в начале 50-х годов Сталин запланировал очередную чистку высшего партийного аппарата. Незадолго до своей смерти он также провёл реорганизацию системы управления партией.

В 1952 году ВКП(б) стала называться КПСС, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК, в котором не было должности Генерального секретаря. Еще при жизни Сталина наметилось противостояние между Берия и Маленковым с одной стороны и Ворошиловым, Хрущёвым и Молотовым – с другой.

Среди историков распространено такое мнение: члены обеих групп осознавали, что новая серия процессов направлена, в первую очередь, против них, а потому, узнав о болезни Сталина, позаботились, чтобы ему не оказали нужную медицинскую помощь.

Итоги послевоенных лет

В послевоенные годы, которые совпали с последними семью годами жизни Сталина Советский Союз из державы-победительницы превратился в мировую державу. Правительству СССР удалось сравнительно быстро отстроить народное хозяйство, восстановить государственные институты и создать вокруг себя блок союзных государств. Одновременно усиливался репрессивный аппарат, направленный на искоренение инакомыслия и на «чистку» партийных структур.

Со смертью Сталина процесс развития государства претерпел резкие изменения. СССР вошёл в новую эпоху.

1945–1953 • Большая российская энциклопедия

Внутренняя политика. Восстановление и развитие народного хозяйства

Глав­ной за­да­чей внут­рен­ней по­ли­ти­ки СССР в 1945–50 бы­ло вос­ста­нов­ле­ние на­род­но­го хо­зяй­ст­ва. Оно на­ча­лось ещё в 1943 и рас­ши­ря­лось по ме­ре из­гна­ния ок­ку­пан­тов. По­сле по­бе­ды над Гер­ма­ни­ей ГКО по­ста­но­вил пе­ре­вес­ти часть обо­рон­ных пред­при­ятий на вы­пуск то­ва­ров для на­се­ле­ния; в ию­не 1945 при­нят за­кон о де­мо­би­ли­за­ции ар­мии; в ав­гу­сте Гос­план СССР по­лу­чил за­да­ние под­го­то­вить про­ект пла­на вос­ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяй­ст­ва. Во­зоб­нов­ле­нию нор­маль­но­го ре­жи­ма тру­да на пред­при­яти­ях спо­соб­ст­во­ва­ли от­ме­на обя­за­тель­ных сверх­уроч­ных ра­бот, вос­ста­нов­ле­ние 8-ча­со­во­го ра­бо­че­го дня и еже­год­ных оп­ла­чи­вае­мых от­пус­ков.

4.9.1945 уп­разд­нён ГКО. Функ­ции уп­рав­ле­ния стра­ной со­сре­до­то­чи­лись в СНК. 10.2.1946 со­стоя­лись вы­бо­ры в ВС СССР 2-го со­зы­ва. 15 мар­та при­нят за­кон о пре­об­ра­зо­ва­нии СНК в Со­вет Ми­ни­ст­ров СССР.

Раз­но­гла­сия, имев­шие ме­сто в ру­ко­во­дстве СССР при раз­ра­бот­ке пла­на 4-й пя­ти­лет­ки, оп­ре­де­ля­лись раз­ли­чи­ем пред­став­ле­ний о тен­ден­ци­ях по­сле­во­ен­но­го ми­ро­во­го раз­ви­тия. А. А. Жда­нов, Н. А. Воз­не­сен­ский и др. счи­та­ли, что с воз­вра­ще­ни­ем к ми­ру в ка­пи­та­ли­сти­че­ских стра­нах на­сту­пит эко­но­ми­че­ский кри­зис, уси­лят­ся про­ти­во­ре­чия меж­ду ни­ми. Это су­ли­ло ос­лаб­ле­ние внеш­ней уг­ро­зы и по­зво­ля­ло от­ка­зать­ся от фор­си­ро­ван­но­го раз­ви­тия тя­жё­лой про­мыш­лен­но­сти. Г. М. Ма­лен­ков, Л. П. Бе­рия и др. не ис­клю­ча­ли, что бур­жу­аз­ная эко­но­ми­ка способна спра­вить­ся с внут­рен­ни­ми про­ти­во­ре­чия­ми. С этой точ­ки зре­ния от­каз от фор­си­ро­ван­но­го раз­ви­тия обо­рон­ных от­рас­лей и от ко­манд­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных ме­то­дов ру­ко­вод­ства ис­клю­чал­ся.

4-й пя­ти­лет­ний план на 1946–50 пре­ду­смат­ри­вал вос­ста­нов­ле­ние раз­ру­шен­но­го вой­ной на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, а так­же уве­ли­че­ние вы­пус­ка про­мыш­лен­ной про­дук­ции по срав­не­нию с до­во­ен­ным уров­нем на 48%, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной – на 23%. Кон­вер­сия про­мыш­лен­но­сти, со­про­во­ж­дав­шая­ся со­кра­ще­ни­ем объ­ё­мов про­из­вод­ст­ва на 17%, за­вер­ши­лась в 1946. В окт. 1947 в эко­но­ми­ке уже был пре­вы­шен до­во­ен­ный уро­вень, че­рез 4 го­да и 3 мес вы­пол­не­ны пла­но­вые за­да­ния, и к кон­цу пя­ти­лет­ки уве­ли­чил­ся вы­пуск про­мыш­лен­ной про­дук­ции на 73% по срав­не­нию с 1940. За пя­ти­лет­ку вве­де­но в строй 6200 вос­ста­нов­лен­ных и вновь по­стро­ен­ных пред­при­ятий.

Осо­бое ме­сто от­во­ди­лось обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти, в пер­вую оче­редь ре­ше­нию атом­ной про­бле­мы. Им­пульс этой ра­бо­те при­да­ло об­ра­зо­ва­ние 20.8.1945 Спе­ци­аль­но­го ко­ми­те­та при ГКО по осу­ще­ст­в­ле­нию сов. «ура­но­во­го про­ек­та». В ко­ми­тет во­шли го­су­дар­ст­вен­ные и пар­тий­ные дея­те­ли во гла­ве с Бе­рией. Для рас­смот­ре­ния на­уч­ных и техниче­ских во­про­сов соз­да­вал­ся Тех­нический со­вет под пред­се­да­тель­ст­вом Б. Л. Ван­ни­ко­ва. В со­вет во­шли ака­де­мик А. И. Али­ха­нов (учё­ный сек­ре­тарь), ака­де­ми­ки А. Ф. Иоф­фе, П. Л. Ка­пи­ца, И. В. Кур­ча­тов, В. Г. Хло­пин, член-кор­рес­пон­дент АН СССР И. К. Ки­ко­ин, про­фес­сор Ю. Б. Ха­ри­тон и др. Не­посред­ст­вен­ное ру­ко­во­дство на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми и про­мыш­лен­ны­ми пред­при­ятия­ми, ре­шав­ши­ми атом­ную про­бле­му, осу­ще­ст­в­ля­ло Пер­вое глав­ное управ­ле­ние (ПГУ) при СНК СССР (на­чаль­ник Ван­ни­ков), под­чи­нён­ное Спе­ци­аль­но­му ко­ми­те­ту. В апр. 1946 в сис­те­ме ПГУ ор­га­ни­зо­ва­но КБ-11 во гла­ве с П. М. Зер­но­вым и Ха­ри­то­ном, ра­бо­тав­шее не­по­сред­ст­вен­но над из­го­тов­ле­ни­ем атом­ной бом­бы. Ис­пы­тание бом­бы про­ве­де­но 29.8.1949 на Семи­па­ла­тин­ском по­ли­го­не. 20.8.1953 офи­ци­аль­но со­об­ще­но об ис­пы­та­нии в СССР и во­до­род­ной бом­бы. Ве­ду­щую роль в её соз­да­нии сыг­ра­ли ака­де­ми­ки И. Е. Тамм, А. Д. Са­ха­ров, В. Л. Гинз­бург, Я. Б. Зель­до­вич.

Па­рал­лель­но раз­вёр­ты­ва­лось ра­ке­то­строе­ние. 13.5.1946 был соз­дан Спе­ци­аль­ный ко­ми­тет по ре­ак­тив­ной тех­ни­ке под пред­се­да­тель­ст­вом Ма­лен­ко­ва. 18.10.1947 на по­ли­го­не Ка­пус­тин Яр ис­пы­та­на ра­ке­та сред­не­го ра­диу­са дей­ст­вия, в раз­ра­бот­ке ко­то­рой уча­ст­во­вал С. П. Ко­ро­лёв. В 1950 при­ня­та на во­ору­же­ние бал­ли­сти­че­ская ра­ке­та Р-1, шли ис­пы­та­ния ра­кет Р-2 с даль­но­стью по­лё­та 600 км и Р-3 с даль­но­стью по­лё­та до 3000 км. В сент. 1952 под­пи­са­но по­ста­нов­ле­ние о соз­да­нии в СССР атом­ной под­вод­ной лод­ки. Всё это тре­бо­ва­ло ог­ром­ных за­трат. В нач. 50-х гг. толь­ко пря­мые во­ен­ные рас­хо­ды СССР по­гло­ща­ли 25% го­до­во­го бюд­же­та стра­ны. Пре­зи­дент Ака­де­мии на­ук СССР А. П. Алек­сан­д­ров счи­тал, что зна­чи­тель­ная до­ля труд­но­стей, пе­ре­жи­тых сов. на­ро­дом в пер­вые по­сле­во­ен­ные го­ды, бы­ла свя­за­на с не­об­хо­ди­мо­стью мо­би­ли­за­ции люд­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов для про­из­вод­ст­ва ядер­но­го ору­жия.

При­ори­тет­ное раз­ви­тие тя­жё­лой ин­ду­ст­рии, рас­пре­де­ле­ние средств в её поль­зу при­ве­ли к уг­луб­ле­нию раз­ры­ва в про­из­вод­ст­ве про­дук­ции групп «А» и «Б». Пла­ны по раз­ви­тию лёг­кой и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти не вы­пол­ня­лись. Тем не ме­нее был на­чат вы­пуск слож­ных по­тре­би­тель­ских то­ва­ров – лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «По­бе­да» и «Мо­ск­вич», ра­дио­при­ём­ни­ков, те­ле­ви­зо­ров и т. д.

Аг­рар­ный сек­тор эко­но­ми­ки вы­шел из вой­ны ос­лаб­лен­ным. В де­рев­не поч­ти на треть умень­ши­лось тру­до­спо­соб­ное на­се­ле­ние. На про­тя­же­нии не­сколь­ких лет на се­ло не по­став­ля­лась но­вая тех­ни­ка. По­го­ло­вье ло­ша­дей в кол­хо­зах со­кра­ти­лось за го­ды вой­ны бо­лее чем на­по­ло­ви­ну. По­сколь­ку ру­ко­во­дство стра­ны ре­ши­ло на­чать вос­ста­нов­ле­ние хо­зяй­ст­ва с тя­жё­лой про­мыш­лен­но­сти, постоль­ку ин­те­ре­сы се­ла бы­ли под­чи­не­ны вы­пол­не­нию этой за­да­чи. По­мощь го­ро­да се­лу бы­ла ми­ни­маль­ной. По­ло­же­ние ос­лож­ни­лось тем, что пер­вый по­сле­во­ен­ный год ока­зал­ся не­бла­го­при­ят­ным по по­год­ным ус­ло­ви­ям. Ва­ло­вой сбор зер­но­вых в 1946 был в 2,2 раза мень­ше, чем в 1940. На­чав­ший­ся го­лод при­вёл к ги­бе­ли 770,7 тыс. чел. и вы­звал мас­со­вый от­ток сель­ско­го на­се­ле­ния в го­ро­да. Ост­ро­та про­до­воль­ст­вен­ной про­бле­мы бы­ла сня­та хо­ро­ши­ми уро­жая­ми в 1947 и 1948.

Не­уро­жай и го­лод 1946 за­ста­ви­ли руко­во­дство стра­ны об­ра­тить вни­ма­ние на по­ло­же­ние в де­рев­не. Был уве­ли­чен вы­пуск трак­то­ров, с.-х. ма­шин и удоб­ре­ний, рас­ши­ри­лись ра­бо­ты по элек­три­фи­ка­ции се­ла. Это по­зво­ли­ло к 1950 об­но­вить ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­скую ба­зу про­из­вод­ст­ва. В кол­хо­зах и сов­хо­зах тех­ни­ки ста­ло на 40–50% боль­ше, чем до вой­ны. При­ня­тый пра­ви­тель­ст­вом план раз­ви­тия сель­ской элек­три­фи­ка­ции на 1948–50 по­зво­лил снаб­дить к кон­цу пя­ти­лет­ки элек­тро­энер­ги­ей 15% кол­хо­зов (в 1940 – 4%), 80% МТС и 76% сов­хо­зов. Од­на­ко энер­гия­ ис­поль­зо­ва­лась гл. обр. для ос­ве­щения.

На ру­бе­же 40–50-х гг. про­ве­де­но ук­руп­не­ние мел­ких кол­хо­зов, чис­ло кол­хо­зов умень­ши­лось с 255 тыс. до 94 тыс. Но­вые кол­лек­тив­ные хо­зяй­ст­ва соз­да­ва­лись в зап. об­лас­тях Бе­ло­рус­сии и Ук­раи­ны, в рес­пуб­ли­ках При­бал­ти­ки, в Пра­во­бе­реж­ной Мол­да­вии. По офи­ци­аль­ным дан­ным, в 1950 про­дук­ция зем­ле­де­лия всех ка­те­го­рий хо­зяйств со­став­ля­ла 97% от уров­ня 1940, по­ка­за­те­ли жи­вот­но­вод­ст­ва ока­за­лись вы­ше до­во­ен­ных, ва­ло­вая про­дук­ция сель­ско­го хо­зяй­ст­ва в це­лом со­ста­ви­ла 99% до­во­ен­но­го уров­ня. Од­на­ко пла­ны по­вы­ше­ния уров­ня по­треб­ле­ния про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров не бы­ли вы­полне­ны. В 1950 этот уро­вень уда­лось лишь при­бли­зить к до­во­ен­но­му. На про­тя­же­нии 1946–51 42–65% (в не­ко­то­рых рай­о­нах до 90%) со­во­куп­но­го до­хо­да кол­хоз­ни­кам при­но­си­ло под­соб­ное хо­зяй­ст­во, в то вре­мя как оп­ла­та по тру­до­дням со­став­ля­ла 15–20%.

В 1947 от­ме­не­на кар­точ­ная сис­те­ма, вве­дён­ная в го­ды вой­ны, про­ве­де­на де­неж­ная ре­фор­ма, но­сив­шая в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни кон­фи­ска­ци­он­ный ха­рак­тер. Од­но­вре­мен­но с де­неж­ной ре­фор­мой объ­яв­ле­но о сни­же­нии роз­нич­ных цен на про­дук­ты пи­та­ния и про­мыш­лен­ные по­тре­би­тель­ские то­ва­ры. Роз­нич­ные це­ны на то­ва­ры мас­со­во­го по­треб­ле­ния к 1950 бы­ли на 43% ни­же уров­ня 1947. Жиз­нен­ный уро­вень на­се­ле­ния в це­лом ос­та­вал­ся до­воль­но низ­ким, но имел тен­ден­цию к по­вы­ше­нию.

В нач. 50-х гг. эко­но­ми­ка раз­ви­ва­лась на ос­но­ве сло­жив­ших­ся в пред­ше­ст­вующий пе­ри­од тен­ден­ций. При вы­пол­не­нии пла­на но­вой пя­ти­лет­ки (1951– 1955), как и пре­ж­де, пер­во­сте­пен­ное вни­ма­ние уде­ля­лось тя­жё­лой и обо­рон­ной ин­ду­ст­рии. Вы­пуск то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния от­ста­вал от пла­но­вых за­да­ний и нужд на­се­ле­ния. Сель­ское хо­зяй­ст­во не удов­ле­тво­ря­ло по­треб­но­стей на­се­ле­ния в про­дук­тах пи­та­ния, а так­же пот­реб­нос­тей лёг­кой и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти в сы­рье.

Идеология

Ос­но­вой но­во­го эта­па дол­го­вре­мен­ной про­па­ган­ди­ст­ской кам­па­нии по вос­пи­та­нию на­ро­дов СССР в ду­хе пат­рио­тиз­ма ста­ли по­ло­же­ния из вы­сту­п­ле­ния Ста­ли­на на приё­ме в честь ко­ман­дую­щих вой­ска­ми Крас­ной Ар­мии 24.5.1945. Ис­то­ри­че­ский оп­ти­мизм сов. че­ло­ве­ка вла­сти стре­ми­лись под­кре­пить не толь­ко ге­ро­из­мом свер­ше­ний за сов. пе­ри­од ис­то­рии, но и всей мно­го­ве­ко­вой куль­ту­рой стра­ны. Про­слав­ле­ния дея­те­лей оте­че­ст­вен­ной куль­ту­ры, с име­на­ми ко­то­рых свя­зыва­лись «ве­ли­кие вкла­ды в ми­ро­вую нау­ку», на­ча­лись на за­клю­читель­ном эта­пе вой­ны и с но­вой си­лой про­дол­жи­лись по­сле её окон­ча­ния. В хо­де идео­ло­ги­че­ской кам­па­нии про­па­ган­ди­ро­ва­лась кон­цеп­ция ис­то­ри­че­ско­го при­ори­те­та на­шей стра­ны во всех важ­ней­ших об­лас­тях нау­ки, тех­ни­ки, куль­ту­ры.

Во вре­мя 1-й по­сле­во­ен­ной кам­па­нии по вы­бо­рам в выс­шие ор­га­ны вла­сти в февр. 1946 Ста­лин под­твер­дил до­во­ен­ный курс на по­строе­ние пол­но­го со­циа­лиз­ма в бли­жай­шие 15–20 лет.

В 1946–48 при­ня­то не­сколь­ко по­ста­нов­ле­ний ЦК ВКП(б) по во­про­сам куль­ту­ры. По­ста­нов­ле­ние о жур­на­лах «Звез­да» и «Ле­нин­град» под­верг­ло кри­ти­ке твор­че­ст­во из­вест­ных сов. пи­са­те­лей М. М. Зо­щен­ко и А. А. Ах­ма­то­вой, на­зван­ных пред­ста­ви­те­ля­ми чу­ж­до­го сов. на­ро­ду бе­зы­дей­но­го ис­кус­ст­ва. По­ста­нов­ле­ние об­ли­ча­ло «дух низ­ко­по­клон­ст­ва пе­ред со­вре­мен­ной бур­жу­аз­ной куль­ту­рой За­па­да».

По­ста­нов­ле­ние «О ре­пер­туа­ре дра­ма­ти­че­ских те­ат­ров и ме­рах по его улуч­ше­нию» тре­бо­ва­ло за­пре­тить по­ста­нов­ки те­ат­ра­ми пьес бур­жу­аз­ных ав­то­ров и пре­дос­тав­ле­ние «сов. сце­ны для про­па­ган­ды ре­ак­ци­он­ной бур­жу­аз­ной идео­ло­гии и мо­ра­ли». По­ста­нов­ле­ния «О ки­но­филь­ме «Боль­шая жизнь»», «Об опе­ре «Ве­ли­кая друж­ба» В. Му­ра­де­ли» да­ва­ли уни­чи­жи­тель­ные оцен­ки твор­че­ст­ву ря­да из­вест­ных дея­те­лей сов. куль­ту­ры. Им вме­ня­лись в ви­ну бе­зы­дей­ность твор­че­ст­ва, «за­ис­ки­ва­ние пе­ред За­па­дом», от­сут­ст­вие пат­рио­тиз­ма.

В 1947 для кам­па­нии по ис­ко­ре­не­нию «низ­ко­по­клон­ст­ва пе­ред За­па­дом» ис­поль­зо­ва­лось «де­ло» чле­на-кор­рес­пон­ден­та Ака­де­мии ме­ди­цин­ских на­ук Н. Г. Клюе­вой и её му­жа про­фес­со­ра Г. И. Рос­ки­на, пред­ло­жив­ших опуб­ли­ко­вать в США па­рал­лель­но с сов. из­да­ни­ем кни­гу «Био­те­ра­пия зло­ка­че­ст­вен­ных опу­хо­лей». Старт кам­па­нии был дан «су­дом чес­ти», про­ве­дён­ным в ию­не 1947 в Мин-ве здра­во­охра­не­ния СССР и вы­нес­шим учё­ным об­ще­ст­вен­ный вы­го­вор. Парт­ор­га­ни­за­ци­ям стра­ны на­прав­ле­но за­кры­тое пись­мо ЦК с пред­ло­же­ни­ем соз­дать «су­ды чес­ти» по всем ана­ло­гич­ным «про­ступ­кам». Су­ды бы­ли соз­да­ны в на­уч­ных и учеб­ных за­ве­де­ни­ях, в гос. уч­ре­ж­де­ни­ях по всей стра­не и дей­ст­во­ва­ли на про­тя­же­нии двух лет.

В этот пе­ри­од из-за соперничества с быв. союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Ста­лин при­да­вал боль­шое зна­че­ние борь­бе с кос­мо­по­ли­тиз­мом. Кам­па­нию воз­глав­ля­ли Жда­нов и но­вые ру­ко­во­ди­те­ли Управ­ле­ния про­па­ган­ды и аги­та­ции ЦК пар­тии – сек­ре­тарь ЦК М. А. Су­слов и ре­дак­тор газ. «Прав­да» по от­де­лу про­па­ган­ды Д. Т. Ше­пи­лов. К кон. 1948 она ста­ла при­об­ре­тать ан­ти­се­мит­ский ха­рак­тер. 28.11.1948 По­лит­бю­ро ЦК ВКП(б) по­ста­но­ви­ло за­крыть Ев­рей­ский ан­ти­фа­ши­ст­ский ко­ми­тет (в 1952 его ру­ко­во­ди­те­ли бы­ли рас­стре­ля­ны).

В идео­ло­ги­че­ской жиз­ни стра­ны ос­тави­ла след дис­кус­сия, со­сто­яв­шая­ся в но­ябре 1951. Она бы­ла свя­за­на с под­го­тов­кой учеб­ни­ка по­ли­ти­че­ской эко­но­мии. Ста­лин от­клик­нул­ся на про­шед­шие де­ба­ты «За­ме­ча­ния­ми по эко­но­ми­че­ским во­про­сам, свя­зан­ны­ми с но­ябрь­ской дис­кус­си­ей 1951 г. ». Их со­дер­жа­ние во­шло в кни­гу «Эко­но­ми­че­ские про­бле­мы со­циа­лиз­ма в СССР» (1952), став­шую по­след­ней тео­ре­ти­че­ской ра­бо­той Ста­ли­на. В этом «тео­ре­тиче­ском за­ве­ща­нии» от­вер­га­лась ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, обос­но­вы­ва­лись ещё боль­шее ого­су­дар­ст­вле­ние эко­но­ми­ки стра­ны, при­ори­тет­ность раз­ви­тия тя­жё­лой про­мыш­лен­но­сти, не­об­хо­ди­мость свёр­ты­ва­ния коо­пе­ра­тив­но-кол­хоз­ной соб­ст­вен­но­сти и пре­вра­ще­ния её в го­су­дар­ст­вен­ную, со­кра­ще­ние сфе­ры то­вар­но­го об­ра­ще­ния. Кни­га со­дер­жа­ла по­ло­же­ния о не­из­беж­но­сти войн ме­ж­ду ка­пи­та­ли­сти­че­ски­ми стра­на­ми.

В но­яб. 1952 на­ча­лось рас­сле­до­ва­ние сфаб­ри­ко­ван­но­го МГБ «де­ла крем­лёв­ских вра­чей». 13.1.1953 в га­зе­тах опуб­ли­ко­ва­на ин­фор­ма­ция ТАСС о рас­кры­тии ор­га­на­ми гос­безо­пас­но­сти «тер­ро­ри­сти­че­ской груп­пы вра­чей, ста­вя­щих сво­ей це­лью пу­тём вре­ди­тель­ско­го ле­че­ния со­кра­тить жизнь ак­тив­ным дея­те­лям Со­вет­ско­го Сою­за». По­сле смер­ти Ста­ли­на аре­сто­ван­ные вра­чи бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны.

В по­ли­ти­че­ском про­цес­се 1945–53 тес­но пе­ре­пле­та­лись два кур­са – на со­хра­не­ние и раз­ви­тие ре­прес­сив­ной ро­ли го­су­дар­ст­ва и на фор­маль­ную де­мо­кра­ти­за­цию по­ли­ти­че­ской сис­те­мы. Пер­вая тен­ден­ция вы­ра­зи­лась в рос­те чис­лен­но­сти аре­сто­ван­ных и осу­ж­дён­ных по об­ви­не­ни­ям в «контр­ре­во­лю­ци­он­ных пре­сту­п­ле­ни­ях и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции». Че­рез ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вые ла­ге­ря с 1930 по 1953 про­шло 11,8 млн. чел., че­рез ко­ло­нии – 6,5 млн. По дан­ным КГБ (февр. 1990), в СССР с 1930 по 1953 по по­ли­ти­чес­ким ста­ть­ям осу­ж­де­ны 3778234 чел., из ко­то­рых 786098 чел. при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу. Вто­рая тен­ден­ция в по­сле­во­ен­ном по­ли­ти­че­ском про­цес­се про­яви­лась в ожив­ле­нии об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, во­зоб­нов­ле­нии по­сле дол­го­го пе­ре­ры­ва съез­дов об­ще­ст­вен­ных и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций СССР. В 1949 со­стоя­лись 10-й съезд проф­сою­зов и 11-й съезд ком­со­мо­ла.

В 1946–47 ве­лась раз­ра­бот­ка про­ек­тов но­вой Кон­сти­ту­ции СССР и Про­грам­мы ВКП(б). Кон­сти­ту­ци­он­ный про­ект пре­ду­смат­ри­вал раз­ви­тие де­мо­кра­ти­че­ских на­чал в жиз­ни об­ще­ст­ва. В про­цес­се об­су­ж­де­ния вы­ска­зы­ва­лись по­же­ла­ния о де­цен­тра­ли­за­ции эко­но­ми­че­ской жиз­ни, о рас­ши­ре­нии хо­зяй­ст­вен­ной са­мо­стоя­тель­но­сти ме­ст­ных ор­га­ни­за­ций. Ра­бо­та над про­ек­та­ми до­ку­мен­тов пре­кра­ти­лась в свя­зи с уже­сто­че­ни­ем внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го кур­са. На 19-м съез­де пар­тии в 1952 вновь по­став­лен во­прос о но­вой про­грам­ме пар­тии. Съезд, при­знав ус­та­рев­ши­ми мно­гие по­ло­же­ния дей­ст­во­вав­шей Про­грам­мы, по­ста­но­вил ру­ко­во­дство­вать­ся при под­го­тов­ке ос­нов­но­го пар­тий­но­го до­ку­мен­та по­ло­же­ния­ми ста­лин­ской кни­ги «Эко­но­ми­че­ские про­бле­мы со­циа­лиз­ма в СССР».

Внешняя политика

От­но­си­тель­ная спло­чён­ность дер­жав-по­бе­ди­тель­ниц по­сле вой­ны на­блю­да­лась не­дол­го. Она про­яви­лась при соз­да­нии ООН на кон­фе­рен­ции в Сан-Фран­ци­ско в ию­не 1945, во вре­мя Нюрн­берг­ско­го про­цес­са 1945–46, при под­пи­са­нии мир­ных до­го­во­ров го­су­дарств – по­бе­ди­те­лей во 2-й ми­ро­вой вой­не с быв. со­юз­ни­ца­ми гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии: Ита­ли­ей, Фин­лян­ди­ей, Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей и Ру­мы­ни­ей. Од­на­ко по ря­ду др. важ­ных во­про­сов со­гла­со­вать по­зи­ции не уда­ва­лось из-за при­тя­за­ний СССР и США. Обе сверх­дер­жа­вы стре­ми­лись к уси­ле­нию сво­его вли­я­ния в ми­ре.

1947 стал пе­релом­ным в оформ­ле­нии про­со­вет­ско­го бло­ка го­су­дарств. Ком­му­ни­сти­че­ские пра­ви­тель­ст­ва по­сле ос­во­бо­ж­де­ния от ок­ку­пан­тов бы­ли соз­да­ны лишь в Юго­сла­вии и Ал­ба­нии. В Вос­точ­ной Ев­ро­пе про­цесс ус­та­нов­ле­ния ком­му­ни­сти­че­ских ре­жи­мов шёл в 2 эта­па. До сер. 1947 осн. мо­де­лью гос. уст­рой­ст­ва бы­ла «на­род­ная де­мо­кра­тия», в ос­но­ве ко­то­рой ле­жа­ла кон­цеп­ция «на­цио­наль­ных пу­тей к со­циа­лиз­му», опи­рав­шая­ся на при­зна­ние эво­лю­ци­он­но­го дви­же­ния к но­во­му строю. С сер. 1947 Мо­ск­ва взя­ла курс на фор­си­ро­ван­ное, с при­ме­не­ни­ем дав­ле­ния и реп­рес­сий, внед­ре­ние сов. мо­де­ли в стра­нах Вос­точ­ной Ев­ро­пы. По­ли­ти­ка США оп­ре­де­ля­лась стра­те­ги­че­ски­ми за­да­ча­ми – не до­пус­тить даль­ней­ше­го рас­ши­ре­ния сфе­ры влия­ния Со­вет­ско­го Сою­за и ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии. Кон­крет­ным ша­гом к дос­ти­же­нию этих це­лей ста­ло ока­за­ние ши­ро­ко­мас­штаб­ной эко­но­ми­че­ской по­мо­щи стра­нам Ев­ро­пы в со­от­вет­ст­вии с про­грам­мой, об­на­ро­до­ван­ной гос. сек­ре­та­рём США Дж. К. Мар­шал­лом 5.6.1947 и всту­пив­шей в дей­ст­вие в апр. 1948. Той же це­ли бы­ло под­чи­не­но соз­да­ние во­ен­но-по­ли­ти­че­ских сою­зов во гла­ве с США, раз­ме­ще­ние у гра­ниц СССР се­ти аме­ри­кан­ских во­ен­ных баз, под­держ­ка ан­ти­со­циа­ли­сти­че­ских сил внут­ри стран сов. бло­ка. Начавшееся противостояние получило название «холодная война». Кон­фрон­та­ция от­чёт­ли­во про­яви­лась в свя­зи с об­су­ж­де­ни­ем плана Мар­шал­ла на со­ве­ща­нии ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и СССР в кон­це ию­ня – на­ча­ле июля 1947 в Па­ри­же. От­кры­тое про­ти­во­стоя­ние быв. со­юз­ни­ков воз­ник­ло ле­том 1948. По­во­дом по­слу­жил гер­ман­ский во­прос. Сов. пра­ви­тель­ст­во в соответствии с решениями, согласованными на Ялтинской и Потсдамской конференциях, пы­та­лось не до­пус­тить рас­ко­ла ок­купи­ро­ван­ной Гер­ма­нии. Аме­ри­кан­цы, анг­ли­ча­не, а за­тем и фран­цу­зы, объ­е­динив свои зо­ны ок­ку­па­ции в «Три­зо­нию», по­ве­ли де­ло к об­ра­зо­ва­нию от­дель­ной За­пад­ной Гер­ма­нии. В свя­зи с обо­ст­ре­ни­ем от­но­ше­ний Кон­троль­ный со­вет в Гер­ма­нии в мар­те 1948 пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние. 17 ию­ня в «Три­зо­нии» вве­де­на осо­бая ва­лю­та, позд­нее рас­про­стра­нив­шая­ся и на За­пад­ный Бер­лин. Вслед за этим Со­вет­ский Со­юз 24 ию­ня за­крыл же­лез­но­до­рож­ное и ав­то­транс­порт­ное со­об­ще­ние с За­пад­ным Бер­ли­ном. Воз­ник кри­зис, ус­ко­рив­ший об­разо­ва­ние 20.9.1949 Фе­де­ра­тив­ной Рес­пуб­ли­ки Гер­ма­нии. В от­вет на это 7.10.1949 в сов. зо­не ок­ку­па­ции соз­да­на Гер­ман­ская Де­мо­кра­ти­че­ская Рес­пуб­ли­ка.

В 1948 про­изо­шёл рас­кол в со­вет­ско-юго­слав­ских от­но­ше­ни­ях. При­чи­ной ста­ло не­га­тив­ное от­но­ше­ние Ста­ли­на к стрем­ле­нию ком­пар­тии Юго­сла­вии за­нять ру­ко­во­дя­щее по­ло­же­ние на Бал­ка­нах и объ­е­ди­нить бол­гар и юго­сла­вов в фе­де­ра­цию на ус­ло­ви­ях, ос­лаб­ляв­ших по­зи­ции СССР в этом ре­гио­не.

По­сле об­ра­зо­ва­ния КНР (1.10.1949) ус­та­но­ви­лись дру­же­ст­вен­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду со­вет­ским и ки­тай­ским ру­ко­вод­ством. В 1950  обеи­ми стра­на­ми под­пи­сан до­го­вор о друж­бе, сою­зе и вза­им­ной по­мо­щи. При под­держ­ке СССР в КНР соз­да­ны пер­во­класс­ные пред­при­ятия по про­из­вод­ст­ву во­ен­ной тех­ни­ки. Ки­тай­ские спе­циа­ли­сты бы­ли оз­на­ком­ле­ны с сов. дос­ти­же­ния­ми в об­лас­ти ядер­ных тех­но­ло­гий. СССР и Ки­тай поддержали Се­вер­ную Ко­рею в вой­не про­тив Юж­ной Ко­реи (1950–53).

Изменения в политическом руководстве

К кон­цу вой­ны из­ме­ни­лась рас­ста­нов­ка сил в По­лит­бю­ро ЦК пар­тии. В ходе войны и в первые послевоенные годы укрепились позиции в партийном и государственном аппарате т. н. «ленинградской группы» – А. А. Жданова и его выдвиженцев (Н. А. Вознесен­ского, А. А. Кузнецова, М. И. Родионова). Вместе с тем ослабевали позиции К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, А. И. Микояна. Однако положение «ленинградцев» оказалось непрочным. Их стремление к укреплению статуса РСФСР (проект создания российской компартии, перевода в Ленинград правительства России) и предложение отказаться от форсированного развития оборонных отраслей экономики вызвали противодействие со стороны Маленкова и Берии. Проигрыш «ленинградцев» обозначился в 1948 с назначением Маленкова секретарём ЦК и завершился их уголовным преследованием (1949) после смерти Жданова. «Ленинградское дело» ещё больше ослабило позиции Молотова и Микояна, поддерживавших эту группу по ряду вопросов.

Вслед за этим укрепились позиции Маленкова и Берии, а также заместителя председателя Совмина Н.  А. Булганина (в февр. 1948 стал членом Политбюро). Возросло влияние Н. С. Хрущёва (в дек. 1949 избран секретарём ЦК партии). К ноябрю 1951 положение Берии пошатнулось: близкие к нему лица подверглись преследованиям по обвинению в создании мингрельской националистической организации, ставившей целью от­торжение Грузии от Советского Союза. В октябре 1952 Сталин вы­ступил с резкой критикой Молотова и Микояна, обвиняя их в «нестойкости и капитулянтстве перед американским империализмом».

В ночь с 28.2 на 1.3.1953 Сталин перенёс инсульт. Незадолго до его смерти состоялось совместное заседание членов ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства. Председателем правительства избран Маленков, его первыми заместителями – Берия, Молотов, Булганин и Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета стал Ворошилов. Министром вну­тренних дел назначен Берия. На пост министра иностранных дел выдвинут Молотов, министра Вооружённых сил – Булганин, министра внутренней и внеш­ней торговли – Микоян. Все они, а также М. З. Сабуров и М. Г. Первухин вошли в состав Президиума ЦК, куда был включён и тяжело больной Сталин. Се­кретарями ЦК стали Хрущёв, С. Д. Игнатьев, П. Н. Поспелов, Н. Н. Шаталин. 5 марта Сталин умер. Постановление совещания было объявлено 7 марта.

На пути к биполярному миру (1945–1953 гг.) — Холодная война (1945–1989 гг.)

На пути к биполярному миру (1945–1953 гг.)

Окончание Второй мировой войны не означало возвращения к нормальной жизни; напротив, это привело к новому конфликту. Крупные европейские державы, которые были в авангарде международной арены в 1930-х годах, были истощены и разрушены войной, что подготовило почву для появления двух новых глобальных сверхдержав. Вокруг Советского Союза и США сложились два блока, а другие страны были вынуждены выбирать между двумя лагерями.

СССР вышел из войны территориально расширенным и с ореолом престижа после войны с гитлеровской Германией. Страна получила новую жизнь благодаря героическому сопротивлению врагу, примером которого стала победа под Сталинградом. СССР также предложил идеологическую, экономическую и социальную модель, которая как никогда раньше распространялась на остальную Европу. Кроме того, Красная Армия, в отличие от армии США, не была демобилизована в конце войны. Таким образом, Советский Союз имел реальное численное превосходство в живой силе и тяжелом вооружении.

Соединенные Штаты были великим победителем во Второй мировой войне. Ее людские и материальные потери были сравнительно невелики, и хотя армия США была практически полностью демобилизована через несколько месяцев после окончания боевых действий, Соединенные Штаты оставались ведущей военной державой мира. Ее флот и военно-воздушные силы не имели себе равных, и до 1949 года она была единственной страной, способной производить ядерное оружие. Он также подтвердил свой статус ведущей экономической державы мира как по объему торговли, так и по объему промышленного и сельскохозяйственного производства. США теперь владели более чем двумя третями мировых золотых запасов, а доллар стал основной международной валютой.

Конфликты интересов между новыми мировыми державами постепенно множились, и воцарилась атмосфера страха и подозрительности. Каждая страна боялась вновь обретенной силы другой. Советы чувствовали себя в окружении и угрозе со стороны Запада и обвиняли Соединенные Штаты в том, что они возглавляют «империалистическую экспансию». Со своей стороны, американцы были обеспокоены коммунистической экспансией и обвинили Сталина в нарушении Ялтинского соглашения о праве свободных народов на самоопределение. Результатом стал длительный период международной напряженности, перемежающийся драматическими кризисами, которые время от времени приводили к локальным вооруженным конфликтам, фактически не вызывая полномасштабной войны между США и СССР. с 1947 г. Европа, разделенная на два блока, оказалась в центре борьбы между двумя сверхдержавами. Холодная война достигла своего апогея с советской блокадой Берлина. Взрыв первой советской атомной бомбы летом 1949 года укрепил роль СССР как мировой державы. Эта ситуация подтвердила предсказания Уинстона Черчилля, который в марте 1946 года был первым западным государственным деятелем, заговорившим о «железном занавесе», разделившем Европу надвое.

Глава 4: Послевоенная эпоха и мобилизация в Корейской войне 1945-1953

Когда Рузвельт Рузвельт умер при исполнении служебных обязанностей в апреле 1945 года, его сменил вице-президент Гарри С. Трумэн, ярый, но малоизвестный представитель Нового дилера из Миссури. Сразу после капитуляции Японии, положившей конец Второй мировой войне, Трумэн объявил о внутренней программе «Справедливой сделки», состоящей из 21 пункта, основанной на Новом курсе. «Справедливая сделка» включала ряд льгот для работающих и пенсионеров. Продвижением программы в Министерстве труда был секретарь Льюис Б. Швелленбах, заменивший Фрэнсис Перкинс, которая ушла в отставку и возглавила Комиссию по государственной службе. Швелленбах, бывший сенатор США и федеральный судья от штата Вашингтон, был известен как убежденный сторонник нового курса и решительный сторонник прав рабочих. Он считался одним из самых многообещающих назначенцев Трумэна. Мало ли новый секретарь знал, насколько трудным и коротким будет его срок, и как трагично он закончится.

Благородные, но абстрактные цели для рабочих и страны быстро потерпели крах в суровых реалиях перестройки после Второй мировой войны. Как это произошло после «Великой войны», с военными агентствами и контролем над экономикой покончили как можно быстрее, темпами, сравнимыми только с демобилизацией вооруженных сил. Перспектива того, что миллионы жаждущих работы ветеранов будут искать работу до того, как они перейдут на мирное производство, вызвала опасения массовой безработицы. Однако, как и в случае с Первой мировой войной, такие опасения оказались необоснованными. Большинство ветеранов нашли работу вскоре после увольнения.

Вместо этого настоящей трудовой проблемой того времени была массовая, хотя и мирная волна забастовок.

Профсоюзы стремились получить то, что они считали заслуженной прибылью после замораживания заработной платы, введенного во время войны. Рабочих также подстегивала резкая инфляция, вызванная неудовлетворенным потребительским спросом, которая последовала за отменой ценовых ограничений военного времени. Забастовки следовали за забастовками в таких важных отраслях, как железные дороги, уголь, сталь, автомобили и нефть.

Волна забастовок вызвала массовые антипрофсоюзные настроения, которые вскоре дали о себе знать в федеральном правительстве. Преодолев вето президента Трумэна, Конгресс принял закон Тафта-Хартли, который наложил ряд ограничений на профсоюзы. К ним относятся запрет «закрытого цеха» (в соответствии с которым рабочие должны были вступить в профсоюз, чтобы быть нанятыми) и разрешение президенту назначать временные периоды «охлаждения» для забастовок, которые, как считается, угрожают безопасности страны. Помимо Тафта-Хартли, Конгресс приказал резко сократить бюджет Министерства труда, которое снова многие ошибочно сочли рассадником пропрофсоюзных настроений.

Одним из наиболее пострадавших офисов было Бюро трудовой статистики. Это историческое ядро ​​Департамента, созданное в 1884 г., спокойно, но эффективно выполняло свою статистическую работу на протяжении более 60 лет. Затем, после войны, Бюро подверглось драконовскому 40-процентному сокращению штата. В разгар сокращений был назначен новый комиссар Юэн Клейг. За два десятилетия его руководства Бюро восстановилось до полной эффективности и добавило новые программы для удовлетворения новых статистических потребностей.

В дополнение к деструктивным сокращениям, имело место множество перемещений агентств в Департаменте и за его пределами, продолжая тенденцию, начавшуюся во время войны. Служба занятости США, которая была переименована в Бюро по обеспечению занятости (BES), и Служба обучения учеников были переведены из Комиссии по военным кадрам. Детское бюро было окончательно ликвидировано в 1946 году. Позже функция детского труда была передана Отделу заработной платы и рабочего времени.

В результате принятия закона Тафта-Хартли Служба примирения США была отделена от министерства в 1919 г.47 и стала независимой Федеральной службой посредничества и примирения. Единственными «линейными бюро», которые оставались неизменными в этот период организационных беспорядков, были Бюро трудовой статистики, Отдел трудовых стандартов, Женское бюро, а также отделы заработной платы и рабочего времени и государственных контрактов.

Программы основной группы бюро были адаптированы к послевоенным нуждам и дополнены новыми программами, особенно в области международного труда и прав ветеранов. В знак признания возросшего значения дел иностранной рабочей силы в послевоенном мире в 1947 Госсекретарь Швелленбах учредил Управление по международным трудовым вопросам для содействия международному обмену трудовой информацией между правительством США и зарубежными странами. В 1947 г. к Департаменту было передано Бюро прав ветеранов на повторное трудоустройство. Его функция, которая к тому времени в основном была выполнена, заключалась в том, чтобы помочь ветеранам и некоторым другим лицам восстановить свои прежние рабочие места.

Закон о занятости 1946 года создал Совет экономических советников президента, но не создал никаких новых программ в Департаменте. Однако закон придал дополнительную срочность существующим усилиям Департамента по трудоустройству.

Пока Департамент подвергался сокращениям из-за враждебного Конгресса, секретарь Швелленбах, изначально не в лучшем состоянии здоровья, серьезно ухудшился. Он уехал из Вашингтона, округ Колумбия, несколькими годами ранее из-за болезни, усугубленной местным климатом. Теперь, вернувшись по предложению президента, чтобы стать министром труда, Швелленбах поддался болезни спины, усугубленной разочарованием из-за неудач в министерстве. Он умер при исполнении служебных обязанностей в июне 1948 года.

В тот момент казалось, что администрация Трумэна наверняка потерпит поражение на осенних выборах, и было мало квалифицированных кандидатов, чтобы возглавить сокращенный Департамент труда во временном правительстве. Наконец, после того как несколько кандидатов отказались от этой должности, Трумэн с прицелом на выборы предложил ее Морису Дж. Тобину, тогдашнему губернатору Массачусетса. Тобин был эффективным участником кампании, который пользовался популярностью у рабочих, и на которого можно было рассчитывать, что он передаст свое государство и, возможно, другие в лагерь Трумэна. После нескольких дней понятных колебаний Тобин наконец согласился и вступил в должность 19 августа.48.

Вопреки модели пребывания на посту секретаря Швелленбаха, Тобин пришел с низкими ожиданиями и в темный час для своей администрации и проработал достаточно долго, чтобы увидеть заметный подъем в судьбе Департамента. Трумэн обманул всех и выиграл переизбрание. Партия Трумэна также прошла через обе палаты Конгресса, что дало ему хорошие возможности для достижения некоторых из его целей «Справедливой сделки». Трумэн немедленно потребовал отмены закона Тафта-Хартли. Ему это не удалось, но ему удалось поднять минимальную заработную плату до 75 центов в час, а также увеличить пособия и расширить охват по линии социального обеспечения.

В то же время в Департаменте труда произошло нечто вроде возрождения. Были восстановлены более ранние сокращения бюджета, так что к тому времени, когда Тобин покинул свой пост в 1952 году, ассигнования удвоились по сравнению с 1948 годом, а штат увеличился на 50 процентов. В 1949 г. специальная комиссия во главе с Гербертом Гувером дала рекомендации по повышению эффективности правительства. Следуя их примеру, Тобин решил максимально консолидировать широко рассредоточенные трудовые функции федерального правительства. Он добился в этом определенных успехов. BES, как указано, была возвращена Департаменту, и к ней была добавлена ​​система страхования по безработице, ранее находившаяся в ведении Администрации социального обеспечения. Кроме того, санкционированный Конгрессом план реорганизации впервые дал секретарю прямую власть над назначенными президентом руководителями бюро Департамента, что значительно повысило административную эффективность.

С началом войны в Корее в 1950 году усиленное Министерство труда сыграло жизненно важную роль в мобилизации рабочей силы для оборонного производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *