Советский Союз в первые послевоенные годы (1945 — 1953 гг.)
СССР в послевоенный период (1946 — 1953 годы) — это государство с этапом развития под названием «послевоенный сталинизм«. Данный этап существования Союза характеризовался активным восстановлением экономического потенциала страны благодаря трудовому подвигу народных масс, усилением тоталитарного режима, борьбой с оппозиционными проявлениями и началом холодной войны с западными государствами.
Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для жителей СССР, но одновременно поставило перед правительством страны ряд неотложных задач. Вопросы, решение которых было отложено на время войны, теперь нужно было решить срочно. Кроме этого, властям было необходимо обустроить демобилизированных красноармейцев, обеспечить социальную защиту жертв войны и восстановить разрушенные хозяйственные объекты на западе СССР.
- 1 Восстановление промышленного потенциала
- 2 Демобилизация
- 3 Укрепление репрессивного аппарата
- 4 Внешнеполитические ориентиры
- 5 Внутрипартийная борьба
- 6 Итоги послевоенных лет
Восстановление промышленного потенциала
В первую послевоенную пятилетку (1946–1950) была поставлена цель восстановить довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства.
Отличительной чертой восстановления промышленности было то, что не все эвакуированные предприятия возвращались на запад СССР, значительная их часть отстраивалась с нуля. Это позволило укрепить промышленность в тех регионах, которые до войны не имели мощной индустриальной базы.
Одновременно были приняты меры по возвращению промышленных предприятий к графикам мирной жизни: была сокращена продолжительность рабочего дня, и увеличилось число выходных. К концу четвёртой пятилетки во всех важнейших отраслях промышленности удалось достичь довоенного уровня производства.
Демобилизация
Хотя небольшая часть бойцов Красной армии вернулась на родину уже летом 1945 года, основная волна демобилизации началась в феврале 1946 года, а окончательное завершение демобилизации пришлось на март 1948 года. Было предусмотрено, что демобилизованные воины в течение месяца будут обеспечены работой.
Семьи погибших и инвалидов войны получали от государства особую поддержку: их дома в первую очередь снабжали топливом.
Однако в целом демобилизованные бойцы не имели каких-либо льгот в сравнении с гражданами, находившимися в годы войны в тылу.
Укрепление репрессивного аппарата
Аппарат репрессий, переживший расцвет в предвоенные годы, за время войны видоизменился. Ключевую роль в нём играли разведка и СМЕРШ (контрразведка). После войны эти структуры проводили фильтрацию возвращавшихся в Советский Союз военнопленных, остарбайтеров и коллаборантов.
Органы НКВД на территории СССР боролись организованной преступностью, уровень которой сразу после войны резко возрос. Однако уже в 1947 году силовые структуры СССР вернулись к репрессиям гражданского населения, а в конце 50-х годов страну потрясли громкие судебные процессы (дело врачей, ленинградское дело, мингрельское дело).
В конце 40-х и начале 50-х годов из новоприсоединённых территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтики проводились депортации «антисоветских элементов»: интеллигенции, крупных собственников, сторонников УПА и «лесных братьев», представителей религиозных меньшинств.
Внешнеполитические ориентиры
Ещё в годы войны будущие державы-победительницы заложили основы международной структуры, которая бы регулировала послевоенный миропорядок. В 1946 году начала свою работу ООН, в которой пять наиболее влиятельных государств мира имели блокирующий голос. Вхождение Советского Союза в Совет Безопасности ООН укрепило его геополитическое положение.
В конце 40-х годов внешняя политика СССР была направлена на создание, укрепление и расширение блока социалистических государств, позже ставшего известного как социалистический лагерь. Появившиеся сразу после войны коалиционные правительства Польши и Чехословакии были заменены на однопартийные, в Болгарии и Румынии были ликвидированы монархические институты, а в Восточной Германии и Северной Корее просоветские правительства провозгласили свои республики.
Незадолго до этого коммунисты взяли под свой контроль бо́льшую часть Китая. Попытки СССР создать советские республики в Греции и в Иране не увенчались успехом.
Внутрипартийная борьба
Считается, что в начале 50-х годов Сталин запланировал очередную чистку высшего партийного аппарата. Незадолго до своей смерти он также провёл реорганизацию системы управления партией.
В 1952 году ВКП(б) стала называться КПСС, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК, в котором не было должности Генерального секретаря. Еще при жизни Сталина наметилось противостояние между Берия и Маленковым с одной стороны и Ворошиловым, Хрущёвым и Молотовым – с другой.
Среди историков распространено такое мнение: члены обеих групп осознавали, что новая серия процессов направлена, в первую очередь, против них, а потому, узнав о болезни Сталина, позаботились, чтобы ему не оказали нужную медицинскую помощь.
Итоги послевоенных лет
В послевоенные годы, которые совпали с последними семью годами жизни Сталина Советский Союз из державы-победительницы превратился в мировую державу. Правительству СССР удалось сравнительно быстро отстроить народное хозяйство, восстановить государственные институты и создать вокруг себя блок союзных государств.
Одновременно усиливался репрессивный аппарат, направленный на искоренение инакомыслия и на «чистку» партийных структур.
Со смертью Сталина процесс развития государства претерпел резкие изменения. СССР вошёл в новую эпоху.
1945–1953 • Большая российская энциклопедия
Внутренняя политика. Восстановление и развитие народного хозяйства
Главной задачей внутренней политики СССР в 1945–50 было восстановление народного хозяйства. Оно началось ещё в 1943 и расширялось по мере изгнания оккупантов. После победы над Германией ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения; в июне 1945 принят закон о демобилизации армии; в августе Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства.
Возобновлению нормального режима труда на предприятиях способствовали отмена обязательных сверхурочных работ, восстановление 8-часового рабочего дня и ежегодных оплачиваемых отпусков.
4.9.1945 упразднён ГКО. Функции управления страной сосредоточились в СНК. 10.2.1946 состоялись выборы в ВС СССР 2-го созыва. 15 марта принят закон о преобразовании СНК в Совет Министров СССР.
Разногласия, имевшие место в руководстве СССР при разработке плана 4-й пятилетки, определялись различием представлений о тенденциях послевоенного мирового развития. А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский и др. считали, что с возвращением к миру в капиталистических странах наступит экономический кризис, усилятся противоречия между ними. Это сулило ослабление внешней угрозы и позволяло отказаться от форсированного развития тяжёлой промышленности.
Г. М. Маленков, Л. П. Берия и др. не исключали, что буржуазная экономика способна справиться с внутренними противоречиями. С этой точки зрения отказ от форсированного развития оборонных отраслей и от командно-административных методов руководства исключался.
4-й пятилетний план на 1946–50 предусматривал восстановление разрушенного войной народного хозяйства, а также увеличение выпуска промышленной продукции по сравнению с довоенным уровнем на 48%, сельскохозяйственной – на 23%. Конверсия промышленности, сопровождавшаяся сокращением объёмов производства на 17%, завершилась в 1946. В окт. 1947 в экономике уже был превышен довоенный уровень, через 4 года и 3 мес выполнены плановые задания, и к концу пятилетки увеличился выпуск промышленной продукции на 73% по сравнению с 1940. За пятилетку введено в строй 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий.
Особое место отводилось оборонной промышленности, в первую очередь решению атомной проблемы. Импульс этой работе придало образование 20.8.1945 Специального комитета при ГКО по осуществлению сов. «уранового проекта». В комитет вошли государственные и партийные деятели во главе с Берией. Для рассмотрения научных и технических вопросов создавался Технический совет под председательством Б. Л. Ванникова. В совет вошли академик А. И. Алиханов (учёный секретарь), академики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, В. Г. Хлопин, член-корреспондент АН СССР И. К. Кикоин, профессор Ю. Б. Харитон и др. Непосредственное руководство научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями, решавшими атомную проблему, осуществляло Первое главное управление (ПГУ) при СНК СССР (начальник Ванников), подчинённое Специальному комитету.
В апр. 1946 в системе ПГУ организовано КБ-11 во главе с П. М. Зерновым и Харитоном, работавшее непосредственно над изготовлением атомной бомбы. Испытание бомбы проведено 29.8.1949 на Семипалатинском полигоне. 20.8.1953 официально сообщено об испытании в СССР и водородной бомбы. Ведущую роль в её создании сыграли академики И. Е. Тамм, А. Д. Сахаров, В. Л. Гинзбург, Я. Б. Зельдович.
Параллельно развёртывалось ракетостроение. 13.5.1946 был создан Специальный комитет по реактивной технике под председательством Маленкова. 18.10.1947 на полигоне Капустин Яр испытана ракета среднего радиуса действия, в разработке которой участвовал С. П. Королёв. В 1950 принята на вооружение баллистическая ракета Р-1, шли испытания ракет Р-2 с дальностью полёта 600 км и Р-3 с дальностью полёта до 3000 км. В сент. 1952 подписано постановление о создании в СССР атомной подводной лодки.
Всё это требовало огромных затрат. В нач. 50-х гг. только прямые военные расходы СССР поглощали 25% годового бюджета страны. Президент Академии наук СССР А. П. Александров считал, что значительная доля трудностей, пережитых сов. народом в первые послевоенные годы, была связана с необходимостью мобилизации людских и материальных ресурсов для производства ядерного оружия.
Приоритетное развитие тяжёлой индустрии, распределение средств в её пользу привели к углублению разрыва в производстве продукции групп «А» и «Б». Планы по развитию лёгкой и пищевой промышленности не выполнялись. Тем не менее был начат выпуск сложных потребительских товаров – легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», радиоприёмников, телевизоров и т. д.
Аграрный сектор экономики вышел из войны ослабленным. В деревне почти на треть уменьшилось трудоспособное население.
На протяжении нескольких лет на село не поставлялась новая техника. Поголовье лошадей в колхозах сократилось за годы войны более чем наполовину. Поскольку руководство страны решило начать восстановление хозяйства с тяжёлой промышленности, постольку интересы села были подчинены выполнению этой задачи. Помощь города селу была минимальной. Положение осложнилось тем, что первый послевоенный год оказался неблагоприятным по погодным условиям. Валовой сбор зерновых в 1946 был в 2,2 раза меньше, чем в 1940. Начавшийся голод привёл к гибели 770,7 тыс. чел. и вызвал массовый отток сельского населения в города. Острота продовольственной проблемы была снята хорошими урожаями в 1947 и 1948.
Неурожай и голод 1946 заставили руководство страны обратить внимание на положение в деревне. Был увеличен выпуск тракторов, с.-х. машин и удобрений, расширились работы по электрификации села.
Это позволило к 1950 обновить материально-техническую базу производства. В колхозах и совхозах техники стало на 40–50% больше, чем до войны. Принятый правительством план развития сельской электрификации на 1948–50 позволил снабдить к концу пятилетки электроэнергией 15% колхозов (в 1940 – 4%), 80% МТС и 76% совхозов. Однако энергия использовалась гл. обр. для освещения.
На рубеже 40–50-х гг. проведено укрупнение мелких колхозов, число колхозов уменьшилось с 255 тыс. до 94 тыс. Новые коллективные хозяйства создавались в зап. областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. По официальным данным, в 1950 продукция земледелия всех категорий хозяйств составляла 97% от уровня 1940, показатели животноводства оказались выше довоенных, валовая продукция сельского хозяйства в целом составила 99% довоенного уровня.
Однако планы повышения уровня потребления продовольственных товаров не были выполнены. В 1950 этот уровень удалось лишь приблизить к довоенному. На протяжении 1946–51 42–65% (в некоторых районах до 90%) совокупного дохода колхозникам приносило подсобное хозяйство, в то время как оплата по трудодням составляла 15–20%.
В 1947 отменена карточная система, введённая в годы войны, проведена денежная реформа, носившая в значительной степени конфискационный характер. Одновременно с денежной реформой объявлено о снижении розничных цен на продукты питания и промышленные потребительские товары. Розничные цены на товары массового потребления к 1950 были на 43% ниже уровня 1947. Жизненный уровень населения в целом оставался довольно низким, но имел тенденцию к повышению.
В нач. 50-х гг. экономика развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций.
При выполнении плана новой пятилетки (1951– 1955), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжёлой и оборонной индустрии. Выпуск товаров народного потребления отставал от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство не удовлетворяло потребностей населения в продуктах питания, а также потребностей лёгкой и пищевой промышленности в сырье.
Идеология
Основой нового этапа долговременной пропагандистской кампании по воспитанию народов СССР в духе патриотизма стали положения из выступления Сталина на приёме в честь командующих войсками Красной Армии 24.5.1945. Исторический оптимизм сов. человека власти стремились подкрепить не только героизмом свершений за сов. период истории, но и всей многовековой культурой страны. Прославления деятелей отечественной культуры, с именами которых связывались «великие вклады в мировую науку», начались на заключительном этапе войны и с новой силой продолжились после её окончания.
В ходе идеологической кампании пропагандировалась концепция исторического приоритета нашей страны во всех важнейших областях науки, техники, культуры.
Во время 1-й послевоенной кампании по выборам в высшие органы власти в февр. 1946 Сталин подтвердил довоенный курс на построение полного социализма в ближайшие 15–20 лет.
В 1946–48 принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» подвергло критике творчество известных сов. писателей М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, названных представителями чуждого сов. народу безыдейного искусства. Постановление обличало «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада».
Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов и предоставление «сов.
сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали». Постановления «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» давали уничижительные оценки творчеству ряда известных деятелей сов. культуры. Им вменялись в вину безыдейность творчества, «заискивание перед Западом», отсутствие патриотизма.
В 1947 для кампании по искоренению «низкопоклонства перед Западом» использовалось «дело» члена-корреспондента Академии медицинских наук Н. Г. Клюевой и её мужа профессора Г. И. Роскина, предложивших опубликовать в США параллельно с сов. изданием книгу «Биотерапия злокачественных опухолей». Старт кампании был дан «судом чести», проведённым в июне 1947 в Мин-ве здравоохранения СССР и вынесшим учёным общественный выговор. Парторганизациям страны направлено закрытое письмо ЦК с предложением создать «суды чести» по всем аналогичным «проступкам».
Суды были созданы в научных и учебных заведениях, в гос. учреждениях по всей стране и действовали на протяжении двух лет.
В этот период из-за соперничества с быв. союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Сталин придавал большое значение борьбе с космополитизмом. Кампанию возглавляли Жданов и новые руководители Управления пропаганды и агитации ЦК партии – секретарь ЦК М. А. Суслов и редактор газ. «Правда» по отделу пропаганды Д. Т. Шепилов. К кон. 1948 она стала приобретать антисемитский характер. 28.11.1948 Политбюро ЦК ВКП(б) постановило закрыть Еврейский антифашистский комитет (в 1952 его руководители были расстреляны).
В идеологической жизни страны оставила след дискуссия, состоявшаяся в ноябре 1951. Она была связана с подготовкой учебника политической экономии. Сталин откликнулся на прошедшие дебаты «Замечаниями по экономическим вопросам, связанными с ноябрьской дискуссией 1951 г.
». Их содержание вошло в книгу «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952), ставшую последней теоретической работой Сталина. В этом «теоретическом завещании» отвергалась рыночная экономика, обосновывались ещё большее огосударствление экономики страны, приоритетность развития тяжёлой промышленности, необходимость свёртывания кооперативно-колхозной собственности и превращения её в государственную, сокращение сферы товарного обращения. Книга содержала положения о неизбежности войн между капиталистическими странами.
В нояб. 1952 началось расследование сфабрикованного МГБ «дела кремлёвских врачей». 13.1.1953 в газетах опубликована информация ТАСС о раскрытии органами госбезопасности «террористической группы врачей, ставящих своей целью путём вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза».
После смерти Сталина арестованные врачи были освобождены.
В политическом процессе 1945–53 тесно переплетались два курса – на сохранение и развитие репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Первая тенденция выразилась в росте численности арестованных и осуждённых по обвинениям в «контрреволюционных преступлениях и антисоветской агитации». Через исправительно-трудовые лагеря с 1930 по 1953 прошло 11,8 млн. чел., через колонии – 6,5 млн. По данным КГБ (февр. 1990), в СССР с 1930 по 1953 по политическим статьям осуждены 3778234 чел., из которых 786098 чел. приговорены к расстрелу. Вторая тенденция в послевоенном политическом процессе проявилась в оживлении общественной жизни, возобновлении после долгого перерыва съездов общественных и общественно-политических организаций СССР.
В 1949 состоялись 10-й съезд профсоюзов и 11-й съезд комсомола.
В 1946–47 велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал развитие демократических начал в жизни общества. В процессе обсуждения высказывались пожелания о децентрализации экономической жизни, о расширении хозяйственной самостоятельности местных организаций. Работа над проектами документов прекратилась в связи с ужесточением внутриполитического курса. На 19-м съезде партии в 1952 вновь поставлен вопрос о новой программе партии. Съезд, признав устаревшими многие положения действовавшей Программы, постановил руководствоваться при подготовке основного партийного документа положениями сталинской книги «Экономические проблемы социализма в СССР».
Внешняя политика
Относительная сплочённость держав-победительниц после войны наблюдалась недолго.
Она проявилась при создании ООН на конференции в Сан-Франциско в июне 1945, во время Нюрнбергского процесса 1945–46, при подписании мирных договоров государств – победителей во 2-й мировой войне с быв. союзницами гитлеровской Германии: Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Однако по ряду др. важных вопросов согласовать позиции не удавалось из-за притязаний СССР и США. Обе сверхдержавы стремились к усилению своего влияния в мире.
1947 стал переломным в оформлении просоветского блока государств. Коммунистические правительства после освобождения от оккупантов были созданы лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шёл в 2 этапа. До сер. 1947 осн. моделью гос. устройства была «народная демократия», в основе которой лежала концепция «национальных путей к социализму», опиравшаяся на признание эволюционного движения к новому строю.
С сер. 1947 Москва взяла курс на форсированное, с применением давления и репрессий, внедрение сов. модели в странах Восточной Европы. Политика США определялась стратегическими задачами – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советского Союза и коммунистической идеологии. Конкретным шагом к достижению этих целей стало оказание широкомасштабной экономической помощи странам Европы в соответствии с программой, обнародованной гос. секретарём США Дж. К. Маршаллом 5.6.1947 и вступившей в действие в апр. 1948. Той же цели было подчинено создание военно-политических союзов во главе с США, размещение у границ СССР сети американских военных баз, поддержка антисоциалистических сил внутри стран сов. блока. Начавшееся противостояние получило название «холодная война». Конфронтация отчётливо проявилась в связи с обсуждением плана Маршалла на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР в конце июня – начале июля 1947 в Париже.
Открытое противостояние быв. союзников возникло летом 1948. Поводом послужил германский вопрос. Сов. правительство в соответствии с решениями, согласованными на Ялтинской и Потсдамской конференциях, пыталось не допустить раскола оккупированной Германии. Американцы, англичане, а затем и французы, объединив свои зоны оккупации в «Тризонию», повели дело к образованию отдельной Западной Германии. В связи с обострением отношений Контрольный совет в Германии в марте 1948 прекратил существование. 17 июня в «Тризонии» введена особая валюта, позднее распространившаяся и на Западный Берлин. Вслед за этим Советский Союз 24 июня закрыл железнодорожное и автотранспортное сообщение с Западным Берлином. Возник кризис, ускоривший образование 20.9.1949 Федеративной Республики Германии. В ответ на это 7.10.1949 в сов. зоне оккупации создана Германская Демократическая Республика.
В 1948 произошёл раскол в советско-югославских отношениях. Причиной стало негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии занять руководящее положение на Балканах и объединить болгар и югославов в федерацию на условиях, ослаблявших позиции СССР в этом регионе.
После образования КНР (1.10.1949) установились дружественные отношения между советским и китайским руководством. В 1950 обеими странами подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. При поддержке СССР в КНР созданы первоклассные предприятия по производству военной техники. Китайские специалисты были ознакомлены с сов. достижениями в области ядерных технологий. СССР и Китай поддержали Северную Корею в войне против Южной Кореи (1950–53).
Изменения в политическом руководстве
К концу войны изменилась расстановка сил в Политбюро ЦК партии.
В ходе войны и в первые послевоенные годы укрепились позиции в партийном и государственном аппарате т. н. «ленинградской группы» – А. А. Жданова и его выдвиженцев (Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова, М. И. Родионова). Вместе с тем ослабевали позиции К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, А. И. Микояна. Однако положение «ленинградцев» оказалось непрочным. Их стремление к укреплению статуса РСФСР (проект создания российской компартии, перевода в Ленинград правительства России) и предложение отказаться от форсированного развития оборонных отраслей экономики вызвали противодействие со стороны Маленкова и Берии. Проигрыш «ленинградцев» обозначился в 1948 с назначением Маленкова секретарём ЦК и завершился их уголовным преследованием (1949) после смерти Жданова. «Ленинградское дело» ещё больше ослабило позиции Молотова и Микояна, поддерживавших эту группу по ряду вопросов.
Вслед за этим укрепились позиции Маленкова и Берии, а также заместителя председателя Совмина Н.
А. Булганина (в февр. 1948 стал членом Политбюро). Возросло влияние Н. С. Хрущёва (в дек. 1949 избран секретарём ЦК партии). К ноябрю 1951 положение Берии пошатнулось: близкие к нему лица подверглись преследованиям по обвинению в создании мингрельской националистической организации, ставившей целью отторжение Грузии от Советского Союза. В октябре 1952 Сталин выступил с резкой критикой Молотова и Микояна, обвиняя их в «нестойкости и капитулянтстве перед американским империализмом».
В ночь с 28.2 на 1.3.1953 Сталин перенёс инсульт. Незадолго до его смерти состоялось совместное заседание членов ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства. Председателем правительства избран Маленков, его первыми заместителями – Берия, Молотов, Булганин и Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета стал Ворошилов. Министром внутренних дел назначен Берия. На пост министра иностранных дел выдвинут Молотов, министра Вооружённых сил – Булганин, министра внутренней и внешней торговли – Микоян.
Все они, а также М. З. Сабуров и М. Г. Первухин вошли в состав Президиума ЦК, куда был включён и тяжело больной Сталин. Секретарями ЦК стали Хрущёв, С. Д. Игнатьев, П. Н. Поспелов, Н. Н. Шаталин. 5 марта Сталин умер. Постановление совещания было объявлено 7 марта.
На пути к биполярному миру (1945–1953 гг.) — Холодная война (1945–1989 гг.)
На пути к биполярному миру (1945–1953 гг.)
Окончание Второй мировой войны не означало возвращения к нормальной жизни; напротив, это привело к новому конфликту. Крупные европейские державы, которые были в авангарде международной арены в 1930-х годах, были истощены и разрушены войной, что подготовило почву для появления двух новых глобальных сверхдержав. Вокруг Советского Союза и США сложились два блока, а другие страны были вынуждены выбирать между двумя лагерями.
СССР вышел из войны территориально расширенным и с ореолом престижа после войны с гитлеровской Германией.
Страна получила новую жизнь благодаря героическому сопротивлению врагу, примером которого стала победа под Сталинградом. СССР также предложил идеологическую, экономическую и социальную модель, которая как никогда раньше распространялась на остальную Европу. Кроме того, Красная Армия, в отличие от армии США, не была демобилизована в конце войны. Таким образом, Советский Союз имел реальное численное превосходство в живой силе и тяжелом вооружении.
Соединенные Штаты были великим победителем во Второй мировой войне. Ее людские и материальные потери были сравнительно невелики, и хотя армия США была практически полностью демобилизована через несколько месяцев после окончания боевых действий, Соединенные Штаты оставались ведущей военной державой мира. Ее флот и военно-воздушные силы не имели себе равных, и до 1949 года она была единственной страной, способной производить ядерное оружие. Он также подтвердил свой статус ведущей экономической державы мира как по объему торговли, так и по объему промышленного и сельскохозяйственного производства.
США теперь владели более чем двумя третями мировых золотых запасов, а доллар стал основной международной валютой.
Конфликты интересов между новыми мировыми державами постепенно множились, и воцарилась атмосфера страха и подозрительности. Каждая страна боялась вновь обретенной силы другой. Советы чувствовали себя в окружении и угрозе со стороны Запада и обвиняли Соединенные Штаты в том, что они возглавляют «империалистическую экспансию». Со своей стороны, американцы были обеспокоены коммунистической экспансией и обвинили Сталина в нарушении Ялтинского соглашения о праве свободных народов на самоопределение. Результатом стал длительный период международной напряженности, перемежающийся драматическими кризисами, которые время от времени приводили к локальным вооруженным конфликтам, фактически не вызывая полномасштабной войны между США и СССР. с 1947 г. Европа, разделенная на два блока, оказалась в центре борьбы между двумя сверхдержавами. Холодная война достигла своего апогея с советской блокадой Берлина.
Взрыв первой советской атомной бомбы летом 1949 года укрепил роль СССР как мировой державы. Эта ситуация подтвердила предсказания Уинстона Черчилля, который в марте 1946 года был первым западным государственным деятелем, заговорившим о «железном занавесе», разделившем Европу надвое.
Глава 4: Послевоенная эпоха и мобилизация в Корейской войне 1945-1953
Когда Рузвельт Рузвельт умер при исполнении служебных обязанностей в апреле 1945 года, его сменил вице-президент Гарри С. Трумэн, ярый, но малоизвестный представитель Нового дилера из Миссури. Сразу после капитуляции Японии, положившей конец Второй мировой войне, Трумэн объявил о внутренней программе «Справедливой сделки», состоящей из 21 пункта, основанной на Новом курсе. «Справедливая сделка» включала ряд льгот для работающих и пенсионеров. Продвижением программы в Министерстве труда был секретарь Льюис Б. Швелленбах, заменивший Фрэнсис Перкинс, которая ушла в отставку и возглавила Комиссию по государственной службе.
Швелленбах, бывший сенатор США и федеральный судья от штата Вашингтон, был известен как убежденный сторонник нового курса и решительный сторонник прав рабочих. Он считался одним из самых многообещающих назначенцев Трумэна. Мало ли новый секретарь знал, насколько трудным и коротким будет его срок, и как трагично он закончится.
Благородные, но абстрактные цели для рабочих и страны быстро потерпели крах в суровых реалиях перестройки после Второй мировой войны. Как это произошло после «Великой войны», с военными агентствами и контролем над экономикой покончили как можно быстрее, темпами, сравнимыми только с демобилизацией вооруженных сил. Перспектива того, что миллионы жаждущих работы ветеранов будут искать работу до того, как они перейдут на мирное производство, вызвала опасения массовой безработицы. Однако, как и в случае с Первой мировой войной, такие опасения оказались необоснованными. Большинство ветеранов нашли работу вскоре после увольнения.
Вместо этого настоящей трудовой проблемой того времени была массовая, хотя и мирная волна забастовок.
Волна забастовок вызвала массовые антипрофсоюзные настроения, которые вскоре дали о себе знать в федеральном правительстве. Преодолев вето президента Трумэна, Конгресс принял закон Тафта-Хартли, который наложил ряд ограничений на профсоюзы. К ним относятся запрет «закрытого цеха» (в соответствии с которым рабочие должны были вступить в профсоюз, чтобы быть нанятыми) и разрешение президенту назначать временные периоды «охлаждения» для забастовок, которые, как считается, угрожают безопасности страны. Помимо Тафта-Хартли, Конгресс приказал резко сократить бюджет Министерства труда, которое снова многие ошибочно сочли рассадником пропрофсоюзных настроений.
Одним из наиболее пострадавших офисов было Бюро трудовой статистики. Это историческое ядро Департамента, созданное в 1884 г., спокойно, но эффективно выполняло свою статистическую работу на протяжении более 60 лет. Затем, после войны, Бюро подверглось драконовскому 40-процентному сокращению штата. В разгар сокращений был назначен новый комиссар Юэн Клейг. За два десятилетия его руководства Бюро восстановилось до полной эффективности и добавило новые программы для удовлетворения новых статистических потребностей.
В дополнение к деструктивным сокращениям, имело место множество перемещений агентств в Департаменте и за его пределами, продолжая тенденцию, начавшуюся во время войны. Служба занятости США, которая была переименована в Бюро по обеспечению занятости (BES), и Служба обучения учеников были переведены из Комиссии по военным кадрам. Детское бюро было окончательно ликвидировано в 1946 году. Позже функция детского труда была передана Отделу заработной платы и рабочего времени.
Программы основной группы бюро были адаптированы к послевоенным нуждам и дополнены новыми программами, особенно в области международного труда и прав ветеранов. В знак признания возросшего значения дел иностранной рабочей силы в послевоенном мире в 1947 Госсекретарь Швелленбах учредил Управление по международным трудовым вопросам для содействия международному обмену трудовой информацией между правительством США и зарубежными странами. В 1947 г. к Департаменту было передано Бюро прав ветеранов на повторное трудоустройство. Его функция, которая к тому времени в основном была выполнена, заключалась в том, чтобы помочь ветеранам и некоторым другим лицам восстановить свои прежние рабочие места.
Пока Департамент подвергался сокращениям из-за враждебного Конгресса, секретарь Швелленбах, изначально не в лучшем состоянии здоровья, серьезно ухудшился. Он уехал из Вашингтона, округ Колумбия, несколькими годами ранее из-за болезни, усугубленной местным климатом. Теперь, вернувшись по предложению президента, чтобы стать министром труда, Швелленбах поддался болезни спины, усугубленной разочарованием из-за неудач в министерстве. Он умер при исполнении служебных обязанностей в июне 1948 года.
В тот момент казалось, что администрация Трумэна наверняка потерпит поражение на осенних выборах, и было мало квалифицированных кандидатов, чтобы возглавить сокращенный Департамент труда во временном правительстве. Наконец, после того как несколько кандидатов отказались от этой должности, Трумэн с прицелом на выборы предложил ее Морису Дж.
Тобину, тогдашнему губернатору Массачусетса. Тобин был эффективным участником кампании, который пользовался популярностью у рабочих, и на которого можно было рассчитывать, что он передаст свое государство и, возможно, другие в лагерь Трумэна. После нескольких дней понятных колебаний Тобин наконец согласился и вступил в должность 19 августа.48.
Вопреки модели пребывания на посту секретаря Швелленбаха, Тобин пришел с низкими ожиданиями и в темный час для своей администрации и проработал достаточно долго, чтобы увидеть заметный подъем в судьбе Департамента. Трумэн обманул всех и выиграл переизбрание. Партия Трумэна также прошла через обе палаты Конгресса, что дало ему хорошие возможности для достижения некоторых из его целей «Справедливой сделки». Трумэн немедленно потребовал отмены закона Тафта-Хартли. Ему это не удалось, но ему удалось поднять минимальную заработную плату до 75 центов в час, а также увеличить пособия и расширить охват по линии социального обеспечения.
В то же время в Департаменте труда произошло нечто вроде возрождения. Были восстановлены более ранние сокращения бюджета, так что к тому времени, когда Тобин покинул свой пост в 1952 году, ассигнования удвоились по сравнению с 1948 годом, а штат увеличился на 50 процентов. В 1949 г. специальная комиссия во главе с Гербертом Гувером дала рекомендации по повышению эффективности правительства. Следуя их примеру, Тобин решил максимально консолидировать широко рассредоточенные трудовые функции федерального правительства. Он добился в этом определенных успехов. BES, как указано, была возвращена Департаменту, и к ней была добавлена система страхования по безработице, ранее находившаяся в ведении Администрации социального обеспечения. Кроме того, санкционированный Конгрессом план реорганизации впервые дал секретарю прямую власть над назначенными президентом руководителями бюро Департамента, что значительно повысило административную эффективность.
С началом войны в Корее в 1950 году усиленное Министерство труда сыграло жизненно важную роль в мобилизации рабочей силы для оборонного производства.
