Портрет половцев: Конспект урока по музыке для 7 класса на тему: «Портрет половцев»

Бородин. «Половецкие пляски» (Polovtsian Dances)

Послушать:

Половецкие пляски

Хореографическая картина из оперы «Князь Игорь»

Действующие лица:

  • Лучник
  • Две девушки
  • Девушки, юноши, лучники, половецкие всадники, половецкие мальчики

Действие происходит в половецком стане в 1185 году.

История создания

Весной 1869 года видный искусствовед и музыкальный критик В. В. Стасов (1824—1906), бывший идеологом кружка петербургских музыкантов, получившего название Могучей кучки, предложил Бородину, к тому времени автору симфонии и романсов, написать оперу. В качестве сюжета он предлагал отвечающую, по его мнению, творческой натуре молодого композитора эпическую тему из древнерусской истории. В основу либретто, первоначальный набросок которого сделал сам Стасов, был положен памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). Бородин решился внять этому совету, взяв набросок Стасова за основу. К созданию либретто он подошел как ученый: изучил множество различных исторических источников, в том числе летописи, старинные повести «Задонщина» и «Мамаево побоище», исторические исследования, былины, музыку потомков половцев, и даже побывал в местах тех давних событий.

Содержанием оперы стал неудачный поход на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича, его пленение и побег из плена. Действие происходило как в Путивле, месте княжения Игоря, так и в половецком стане. Создавалась опера на протяжении многих лет, поскольку работа шла лишь урывками, в кратких промежутках между многочисленными служебными обязанностями: педагогическими занятиями, научными исследованиями, административной и общественной деятельностью. В целом «Князю Игорю» было посвящено 18 лет. Половецкие пляски композитор создал летом 1875 года, во время отдыха в Москве. Показанные осенью в кружке друзей, они, по сообщениям Бородина в письмах, произвели фурор. Полностью опера так и не была закончена. Ее после смерти композитора на основе оставшихся эскизов дописал Глазунов, а Римский-Корсаков оркестровал большую часть клавиpa. Премьера «Князя Игоря» состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре. Половецкие пляски были поставлены Л. Ивановым и произвели на публику колоссальное впечатление.

В 1909 году обратился к музыке Бородина и М. Фокин (1880—1942), выдающийся русский хореограф-новатор, настойчиво искавший пути пополнения репертуара Русских сезонов в Париже, организованных Дягилевым. Фокин поставил Половецкие пляски заново, намеренно ничего не взяв из оперной постановки Л. Иванова. Ему удалось не только с блеском воплотить в танце свои неистовые хореографические фантазии, но и убедительно раскрыть музыкальные образы. «Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, в зеленых одеяниях, испещренных красными и коричнево-желтыми пятнами, в ярких полосатых штанах, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан». Маняще прекрасная первая пляска — девушек — плавная, волнообразная, полная истомы. Ее как бы сметает пляска мужчин, основанная на бешеном вихревом движении. Половцы мчатся, «взвиваясь в воздух с поджатыми в коленях ногами. В их буйном танце возникал сразу бег коней, полет степных орлов, звон стрел» (В. Красовская). Впечатляет и пляска мальчиков — диковато-ритмичная, с прихотливо меняющимся групповым рисунком. Завершающая общая пляска захватывает стихийным напором, варварски грубой силой. Все прежде звучавшие темы здесь объединяются, сплетаются в исступленном движении. «… синхронный поток… заливал сцену, перекатываясь волнами, когда бегущая толпа резко сбивалась на другое направление, чтобы, отпрянув, вновь повторить мотив набега — прибоя… Тела раскачивались в мощном унисоне-заклинанье, как бы вторя хору, славящему хана. Колдовское, шаманское было в повторах торопливой припрыжки, разрезаемых внезапным приседаньем, в одинаковых всплесках рук, в одинаковом безумии пляски. Занавес опускался в момент полного ее разгула» (В. Красовская). Половцы в заключительном порыве неслись лавиной прямо на публику.

Спектакль впервые прошел в рамках Русских сезонов в парижском театре «Шатле» 19 мая 1909 года, а 22 сентября того же года был использован при возобновлении «Князя Игоря» на сцене Мариинского театра. Новая постановка была воспринята с энтузиазмом как критикой, так и театральными кругами.

Сюжет

Сюжет как таковой отсутствует. Действие происходит в половецком стане, в степи, бескрайнюю гладь которой нарушают лишь шатры кочевников. Девушки опоясывают пространство широким хороводом, на них вихрем налетают половцы, каждый выбирает себе жертву. Их пытаются заслонить юноши, но бегущая толпа сметает их. В колдовском движении пляски все славят хана.

Музыка

Музыка Половецких плясок отличается убедительным воплощением восточных образов, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем — грацией и пластичностью. Четыре разнохарактерные сцены сливаются в непрерывном действии. Контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и легкая мальчиков. Заканчивается сцена общим буйным, темпераментным вихревым танцем.

Л. Михеева


Балетный фрагмент из второго акта оперы А. Бородина «Князь Игорь».

Балетмейстер М. Фокин, художник Н. Рерих, дирижер Э. Купер.

Премьера состоялась 19 мая 1909 года в рамках «Русского сезона», Париж.

Мировая премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» состоялась в петербургском Мариинском театре в 1890 году. Тогда же балетмейстер Лев Иванов сочинил и поставил, полагающиеся по сюжету, танцы в этой опере. Хореография не сохранилась, мнения участников весьма разноречивы. Но ясно, что эти танцы не привлекли к себе особого внимания. Поэтому, когда Сергей Дягилев планировал парижский «Русский сезон» 1909 года, в котором оперная и балетная части были почти равноправны, он предложил режиссеру Александру Санину поставить второй акт «Князя Игоря», а Михаилу Фокину сочинить полагающиеся там танцы.

Балетмейстер так вспоминал о своем замысле: «В „Половецких плясках» я старался дать пример выразительного массового танца. До того задачи кордебалета в спектакле сводились главным образом к фону для танцев балерины или солистов, к аккомпанементу. Были танцы кордебалета совершенно без участия солистов. Все же задачи его сводились к орнаменту в движении, к объединению танцующих в одном ритме. Были ласкающие глаз переходы и группировки. Но о выражении чувств, об экстазе, о душевном подъеме с кордебалетом не говорили. Создать танец — волнующий, возбуждающий, — было для меня интересной задачей… „Половецкие пляски» я считаю одной из самых важных своих работ».

Второй акт оперы, как известно, происходит в половецком стане. Здесь в плену томится князь Игорь, его сын Владимир и другие русские воины. Плен физически не тяжел, а скорее «сладок». Хозяева, мечтая сделаться не врагами, а друзьями русских, всячески ублажают и развлекают их. Сами танцы половцев заключают действие, наполненное танцами пленниц «из-за Каспия», любовной сценой Кончаковны и Владимира, ариями Кончака и Игоря (последнюю в Париже купировали). Музыка Бородина не стремилась к этнографической правде, да и где ее можно было найти. Зато образ степного раздолья, необузданной воли бешено мчащихся диких всадников был передан композитором с удивительной для своего времени ритмической свободой. Хореограф старался совпасть с композитором в образной структуре, расцветив ее мощными узорами.

Медленно начинают свою партию девушки. Они, двигаясь плавно и томно, постепенно группируя два круга, между которыми танцуют три солистки. Музыка резко меняет свой темп — ремарка Бородина: «Пляска мужчин, дикая». В высоком прыжке с согнутыми ногами первым вылетает Половчанин, его лук угрожающе поднят вверх. За ним комбинацию повторяют еще четыре лучника. Ритм танца нарастает, лучники заполняют сцену, девушки жмутся к кулисе. Бросок к рампе сопровождается ударами луков о землю. Хор поет славу Хану. Начинается общий танец. Лучники то несутся навстречу друг другу, то зорко, как на охоте, высматривают добычу.

«Добыча» — девушки — появляется, пугливо медля шаг. В образованный ими круг вторгается Половчанин, а за ним и другие охотники. Пары то образуются, то рассыпаются. На внезапно прерванной музыке каждый воин перекидывал через плечо свою выбранную жертву. Их заслоняют стройные юноши. Стремительно начинается пляска молодых половцев, гарцующих по сцене, ритмично ударяющих себя по коленям и пяткам. Прыжки в разные стороны, прихотливые узоры танца заканчиваются падением на пол на авансцене. Тела уже выдохлись, а ноги и руки еще режут воздух, не успев подчиниться приказу мозга. Финал строился по принципу хореографической коды. Поток пляшущих половцев захватывал всю сцену, волны непрерывно меняли направление, снова и снова вытаптывая все на своем пути. Колдовские, шаманские повторы движений сливались с хоровыми заклинаниями. Безумие пляски все нарастало, и занавес опускался в момент полного разгула хорошо организованной стихии.

Александр Бенуа, как очевидец парижских гастролей, сообщал на родину: «Особенно удачным, каким-то центральным спектаклем оказался „Половецкий стан» из бородинского „Князя Игоря». И это не столько потому, что стройно пели хоры, прекрасна была Петренко в роли Кончаковны, а Смирнов восхитительно исполнил свою ласковую арию, не столько благодаря поэтичной, просторной, дикой декорации Рериха, с дымами, тянувшимися от юрт к жгучему вечернему небу, не столько из-за удачного подбора костюмов. Нет, „Половецкий стан» „победил Париж» благодаря изобретательности Фокина и присутствию на сцене наших незаменимых балетных артистов (эта балетная молодежь — в большинстве горячие поклонники кто Горского, кто Фокина), которые так отдались своей роли (можно сказать, что у всех именно одна роль), так пережили ее, так перевоплотились в каких-то древних героических дикарей и чутких степных девушек, что не поверить тому, что происходило на сцене, было невозможно».

Режиссер дягилевской труппы Сергей Григорьев подтверждает: «В конце акта шли танцы под аккомпанемент полного оркестра и большого хора московской оперы. Впечатление от этой сцены и от музыки было столь огромным, что бурные аплодисменты неоднократно прерывали действие, и, когда занавес опустился, ажиотаж был неописуемый. На время забыли даже про Шаляпина, певшего Кончака. Партию главного воина исполнил Адольф Больм, и никто не мог с ним сравниться в этой роли. Софья Федорова зажигательно станцевала Половецкую девушку, и вся труппа превзошла себя».

Императорский Мариинский театр уже 22 сентября того же 1909 года показал новую постановку оперы Бородина, куда вошли и «Половецкие пляски» Фокина. Декорации и костюмы Константина Коровина признавались удачными, хотя именно в половецком акте они, по общему мнению, уступали рериховским, ставшими знаменитыми во всем мире, благодаря гастролям труппы Дягилева. В последующих постановках «Князя Игоря» также старались сохранять хореографию Фокина. Теперь ее исполняют и на отдельных вечерах, вместе с «Призраком розы», «Умирающим лебедем» и другими фокинскими шедеврами. В Москве свои оригинальные «Половецкие пляски» продемонстрировали Александр Горский (1914), Касьян Голейзовский (1934) и Игорь Моисеев (1971).

А. Деген, И. Ступников

Записи

Бородин Александр. Записи в mp3 (classic-music.ru)

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭNothing found for %25D0%25B2%25D1%2581%25D1%2591 %25D0%25Be%25D0%25B1 %25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25Be%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25Ba%25D0%25Be%25D0%25B9 %25D1%258D%25D0%25Bf%25D0%25Be%25D1%2585%25D0%25B5 %25D0%25B2 %25D0%25Be%25D0%25B4%25D0%25Bd%25D0%25Be%25D0%25Bc %25D0%25Bc%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582 9

Ошибка 404: Не найдено

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Найти:

Новое на сайте


  • Л.И. Брежнев. Внешняя политика. Отношения со странами Восточной Европы.
  • Л.И. Брежнев. Внешняя политика. Задачи внешней политики. Отношения с Западом.
  • ТЕРМИНЫ. Децентрализация.
  • ТЕРМИНЫ. Волюнтаризм.
  • Готовимся к экзамену. Л.И. Брежнев (1964-1982). Внутренняя политика. ДАТЫ. Итоги деятельности.
  • ВАСХНИЛ.
  • Агрогорода.
  • Готовимся к экзамену. Н.С. Хрущёв. Внешняя политика. ДАТЫ. Итоги деятельности.
  • Готовимся к экзамену. Н.С. Хрущёв. Внутренняя политика. ДАТЫ. Итоги деятельности.

Страницы


  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Походы Святослава.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Русь до раздробленности. ТЕРМИНЫ. Культура. Письменность, литература, образование.
  • IX — XVII в.
    • Конец 10 — 1 пол. 11 века.Историческое сочинение
    • 1113-1125. Эпоха Владимира Мономаха. Материал к историческому сочинению
    • 12-13 вв. Историческое сочинение
    • 1359-1389. Эпоха Дмитрия Донского. Материал к историческому сочинению
    • 1462-1505. Эпоха Ивана III. Материал к историческому сочинению
    • 1505-1533. Эпоха Василия III. Материал к историческому сочинению
    • 1533-1584. Эпоха Ивана Грозного. Материал к историческому сочинению
    • 1598-1613. Историческое сочинение
    • 2 пол. 9 века — середина 10 века. Историческое сочинение
    • 2 пол.11- 1 пол.12 века. Историческая эпоха
    • 2 пол.15 века-начало 16 века. Историческое сочинение
    • 980-1015.Эпоха Владимира Святого. Материал к историческому сочинению
    • ЕГЭ . История 1613-1645. Эпоха правления Михаила Романова. (Материал к историческому сочинению)
    • Конец 13-середина 14 века. Историческое сочинение
    • Середина 14-середина 15 века.Историческое сочинение
  • XVIII-XIX в.
    • 1725-1762. Историческое сочинение
    • 1741-1761. Историческое сочинение
    • 1762-1796. Эпоха Екатерины II Материал к историческому сочинению
    • 1801-1825. Историческое сочинение.
    • 1825-1855. Историческое сочинение
    • 1855-1881. Историческое сочинение
    • 1881-1894. Историческое сочинение
    • ЕГЭ. История. Задание 25. Эпоха правления Анны Иоанновны (1730-1740).
    • Март 1801- май 1812 .Материал к историческому сочинению
  • XX-XXI в.
    • 1920-е годы.Историческое сочинение
    • 1941-1945. Историческое сочинение
    • Июнь 1941-ноябрь 1942. Историческое сочинение
    • Ноябрь 1942- конец 1943. Историческое сочинение
    • 1917-1921. Историческое сочинение
    • 1917. Историческое сочинение
    • 1930-е годы . Историческое сочинение
    • 1944 — 9 мая 1945. Историческое сочинение
    • 1953-1964. Историческое сочинение
    • 1964-1982. Историческое сочинение
    • 1982-1984. Историческое сочинение
    • 1985-1991. Историческое сочинение
    • 1990-е годы. Историческое сочинение
    • 2000-2008. Историческое сочинение
  • Архитекторы России. XIX век. Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814).
  • Борис Николаевич Ельцин.
  • Виктор Павлович Кочубей (1768-1834).
  • Владимиро-Суздальское княжество (1125-1389). Список князей.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Современники княгини Ольги.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Современники князя Олега (879-912).
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Русь и печенеги.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Современники князя Владимира I Святославича Святого.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Современники князя ИГОРЯ.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Современники князя Святослава (962-972).
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Современники Рюрика.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Культура.17 век. Русские путешественники и первопроходцы.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Русь периода феодальной раздробленности.XII — начало XIIIв.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Современники князя Владимира Мономаха.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Архитектурные памятники.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.
    ДАТЫ.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Деятели культуры. Кирилл и Мефодий.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Деятели культуры. Нестор.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Деятели церкви. Иларион.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Деятели церкви. Феопемпт.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Карты.Походы князя Олега.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Карты.Торговые пути.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Культура. Письменность, литература, образование.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Деятели церкви.Феодосий Печерский.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Образование Древнеруссского государства.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Племена восточных славян и их соседи.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Походы Владимира и Ярослава Мудрого.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Путь «из варяг в греки».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Походы князя Игоря.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Рюрик.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Русь периода ига Золотой Орды – образования централизованного государства. (XIII — XV в.)
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 10: «Правление Александра I».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 11. «Правление Николая I».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 12. «Правление Александра II».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 13: «Правление Александра III».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 14: «Правление Николая II».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 2. Русь периода феодальной раздробленности.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 2. Русь периода феодальной раздробленности.Владимиро-Суздальское княжество.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 2. Русь периода феодальной раздробленности.Галицко-Волынское княжество.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 2. Русь периода феодальной раздробленности.Новгородская земля.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 3. Русь периода ига Золотой Орды – образования централизованного государства. (XIII — XV в.). Личности эпохи. Александр Михайлович Тверской.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 4. «Россия в XVI веке».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 5. «Смутное время».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 6. Первые Романовы.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 7. «Правление Петра I».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 8. «Дворцовые перевороты».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 9: «Екатерина II. Павел I».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема: «Образование единого государства». Полководцы. Даниил Васильевич Щеня.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема: «Правление Петра I». Политика Петра Великого (1682-1725). ДАТЫ.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема: «Смутное время». Полководцы. М.Б. Шеин. М. В.Скопин-Шуйский.Д.М. Пожарский.
  • ВСЕ ПРАВИТЕЛИ МИРА +ПРАВИТЕЛИ РОСИИ. Синхронные таблицы.
  • Всемирная история. ТЕРМИНЫ. КРАТКО. СОДЕРЖАНИЕ.
  • Всеобщая история. Личности. События.
  • Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Командиры партизанских отрядов. Ковпак Сидор Артемьевич (1887-1967).
  • Герои Великой Отечественной войны.
  • Герои Великой Отечественной войны. Александр Матвеевич Матросов.
  • Герои Великой Отечественной войны. Алексей Петрович Маресьев.
  • Герои Великой Отечественной войны. В.С.Гризодубова.
  • Герои Великой Отечественной войны. И.Н. Кожедуб.
  • Герои Великой Отечественной войны. Михаил Петрович Девятаев.
  • Герои Великой Отечественной войны. Николай Гастелло.
  • ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ.
  • Даты.
  • ЕГЭ 2018. История. Демонстрационный вариант (проект) Критерии оценивания и баллы за задание № 25 – историческое сочинение.
  • ЕГЭ Задание № 25. Историческое сочинение. ПЕРИОД: июнь- декабрь 1812 г.
  • ЕГЭ С6 Теория
  • ЕГЭ-2020. Задание № 25. Историческое сочинение.Требования, критерии оценивания и баллы.
  • ЕГЭ-2021. История. Задание № 25. Историческое сочинение. Требования, критерии оценивания, баллы.
  • ЕГЭ.
  • ЕГЭ. Задание 25. Материал к историческому сочинению. В.С. Черномырдин.
  • ЕГЭ. Задание 27. Материал к историческому сочинению. Евгений Максимович Примаков.
  • ЕГЭ. Задание 27. Материал к историческому сочинению. Евгений Максимович Примаков.
  • ЕГЭ. Историческое сочинение. Формат 2021 года.
  • ЕГЭ. История .Историческое сочинение. Личности периода правления Александра II. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Александра III. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Анны Иоанновны (1730-1740). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Бориса Годунова (1589-1605). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Василия Шуйского ( 1606-1610). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Лжедмитрия I (1 июня 1605 — 17 мая 1606 г). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Николая II (1894-1917). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Павла I ( 1796- 1801) Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Екатерины II ( 1762-1796) Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Л.И. Брежнева (1964-1982). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Петра III (25 декабря 1761- 28 июня 1762) .
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Михаил Фёдорович Романов (1613-1645) Личности периода правления. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История России. Флотоводцы. Спиридов Григорий Андреевич. Материал к историческому сочинению по эпохе Екатерины II.
  • ЕГЭ. История. Задание 25. Сочинение в формате ЕГЭ.
  • ЕГЭ. История. Задание 29. Сочинение в формате ЕГЭ. 1801-июнь 1812 г.
  • ЕГЭ. История. Материал к историческому сочинению (формат 2021 г.) Исторический деятель: Иван IV Грозный.
  • ЕГЭ. История. Материал к историческому сочинению (формат 2021). Исторический деятель: Борис Годунов.
  • ЕГЭ. История. Задание № 29. Историческое сочинение. Личности эпохи правления Алексея Михайловича (1645-1676)
    • Знаете ли вы, что брак Дмитрия Донского был по расчёту и по любви?
  • ЕГЭ. История. Задание 25. Историческое сочинение. Период 1813-1825 гг.
  • ЕГЭ. История. Задание 25. ПЕРИОД: 1825-1855.
  • ЕГЭ. История. Задание 29. Историческое сочинение. КЛИШЕ.
  • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода правления Александра I(1801-1825).
  • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода правления Ивана I Калиты (1325-1340).
  • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода Ивана Грозного. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода правления Николая I(1825-1855).Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История. Личности по эпохам (таблицы).
    • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Дмитрия Донского (1359-1389).
    • ЕГЭ. История. Задание № 29. Историческое сочинение. Личности эпохи правления Ивана III (1462-1505)
    • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода правления Ярослава Мудрого. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История. Материал к заданию № 29 (историческое сочинение). Роль личности в эпохе. Пахомий Лагофет.
  • ЕГЭ. История. Материал к заданию № 29 (историческое сочинение). Роль личности в эпохе.Эпоха Ивана III. Афанасий Никитин.
  • ЕГЭ. История. Термины. IX — XI вв.
  • ЕГЭ. История. Термины. XII — XIII вв.
  • ЕГЭ. История. Термины. КУЛЬТУРА. IX — XI вв.
  • ЕГЭ. Материал к историческому сочинению. Правление Л.И. Брежнева (1964-1982). Исторические деятели. П.Н. Демичев (1917-2010). Министр культуры СССР (1974-1986).
  • ЕГЭ.Задание № 24.Точки зрения, аргументы в подтверждение и опровержение.
  • Запоминаем даты.
  • Запоминаем даты. Правление Николая II.
  • Запоминаем даты. Россия в 16 веке. Правление Василия III.
  • Запоминаем даты. Россия в 19 веке. Правление Александра III.
  • Запоминаем даты. Россия в XIX веке. Правление Александра I.
  • Запоминаем даты. Россия в XIX веке. Правление Александра I. КУЛЬТУРА. Кратко.
  • Запоминаем даты. Россия в XIX веке. Правление Александра II.
  • Запоминаем даты. Россия в XIX веке. Правление Николая I.
  • Запоминаем даты. Россия в XVI веке. Правление Алексея Михайловича.
  • Запоминаем даты. Россия в XVI веке. Правление Фёдора Алексеевича.
  • Запоминаем даты. Россия в XVII веке. Правление Софьи Алексеевны (регентство).
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Анны Иоанновны.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Екатерины I.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Екатерины II.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Елизаветы Петровны.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Петра II.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Петра III.
  • Запоминаем даты. Россия в конце XVIII — начале XIX века. Правление Павла I.
  • Знаете ли вы историю знаменитой «Катюши» — реактивного миномета БМ‑8, БМ-13и БМ-31?
  • Знаете ли вы?
  • Знаете ли вы? Почему князя Святослава Игоревича называют «Александром Македонским Восточной Европы»?
  • ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Содержание
  • Исторические личности периода правления Ивана Грозного. Иван Семёнович Пересветов.
  • История мира. ЛИЧНОСТИ. Путешественники и первооткрыватели. Христофор Колумб (1451-1506).
  • История России. XIX век. Развитие науки. МАТЕМАТИКА.
  • История России. Правление Александра I. Исторические деятели. Н.С. Мордвинов.
  • История России. Путешественники и первооткрыватели. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914 гг. )
  • История России. Путешественники и первооткрыватели. Фёдор Петрович Литке (1797-1882 гг.)
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Иван Фёдорович Крузенштерн.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVII век. Василий Поярков.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVII век. Семён Иванович Дежнёв.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVIII век. Братья Лаптевы.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVIII век. Семён Иванович Челюскин.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVIII век. Степан Петрович Крашенинников
  • История России. Великая Отечественная война. Герои войны и их подвиги.
  • История России. Интересные факты.
  • История России. Министерства при Александре I.
  • История России. Путешественники и первооткрыватели. XIV век. Александр Абакумович и Степан Ляпа
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Геннадий Иванович Невельской.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Михаил Петрович Лазарев
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Николай Михайлович Пржевальский.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Ф.Ф. Беллинсгаузен.
  • История России. Путешественники и первооткрыватели. XV век. Афанасий Никитин.
  • История России. Развитие науки. ИСТОРИЯ (до XX века).
  • История России. ТЕРМИНЫ. КРАТКО. СОДЕРЖАНИЕ.
  • История России. Точки зрения на правление Александра I.
  • История России. Точки зрения на правление Николая I (1825-1855).
  • История. Всё в одном месте. Русь периода феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество.1113-1263.
  • История. ЕГЭ -2021. ИЗМЕНЕНИЯ.
  • История. Правление Николая II. ЛИЧНОСТИ данного периода.
  • История. России. Общественно-политические деятели. Народники. Лавров Пётр Лаврович. Идеолог пропагандистского направления.
  • История. России. Общественно-политические деятели. Народники. Михаил Александрович Бакунин. Идеолог бунтарского направления в народничестве.
  • История. Термины. Период правления Николая II (1894-1917).
  • Контакты
  • КУЛЬТУРА. Исторические эпохи.
  • Культура. Эпоха Ивана Калиты. (1325-1340)
  • Л.И. Брежнев. Внешняя политика. Отношения со странами Восточной Европы.
  • Личности.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Александр Михайлович Василевский.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Георгий Константинович Жуков.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Иван Степанович Конев.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Иван Христофорович Баграмян.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Кирилл Афанасьевич Мерецков.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Константин Константинович Рокоссовский.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Семён Константинович Тимошенко.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Семён Михайлович Будённый.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Фёдор Иванович Толбухин.
  • Мировая история. АНГЛИЯ. Хронология главных событий.
  • Мировая история. Список правителей Англии и Великобритании. Правители России. Синхронная таблица.
  • Мировая история. ФРАНЦИЯ. Все правители.
  • Мировая история. Все президенты США + правители России, СССР, РФ (синхронная таблица).
  • Мировая история. Список правителей Англии и Великобритании.
  • ОГЭ. Всемирная история.
  • ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
  • Правление Александра II. КУЛЬТУРА. Просвещение и образование.
  • Правление Александра III. КУЛЬТУРА. Просвещение и образование.
  • ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Содержание
  • Россия в конце XIX – начале XX века. Правление Николая II. КУЛЬТУРА. Просвещение и образование.
  • Русские путешественники. XVII век. Ерофей Павлович Хабаров.
  • Русские путешественники. XVIII век. Витус Ионассен Беринг.
  • Русские путешественники. XVIIвек. Владимир Васильевич Атласов.
  • Русь периода феодальной раздробленности. ДАТЫ.
  • Термины.
  • ФРАНЦИЯ. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА исторических событий.
  • Экзамены — 2017
    • ЕГЭ-2017. Историческое сочинение. Задание № 25. Критерии
  • ЭКЗАМЕНЫ — 2018
    • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Карточка- подсказка.
  • Экзамены — 2021.
  • ЭКЗАМЕНЫ — 2021.
  • Экзамены- 2016. Критерии
    • ЕГЭ .История. Задание 25.
    • ЕГЭ-2016. История. Критерии оценивания исторического сочинения (задание № 25)
    • ЕГЭ. Историческое сочинение. План
  • Эпоха Александра I. Все председатели Комитета министров.
  • Эпохи.
  • О моем сайте
  • ПРАВИТЕЛИ
    • Рюриковичи
      • Всеволод I Ярославич
      • Даниил Александрович
      • Даниил Романович Галицкий
      • Исторический портрет Святополка II Изяславича
      • Константин Всеволодович. Пример исторического портрета
      • Рюрик
      • Олег Вещий
      • Игорь Старый
      • Ольга
      • Святослав
      • Владимир Красное Солнышко
      • Святополк Окаянный.
      • Ярослав Мудрый
      • Изяслав I Ярославич
      • Владимир Мономах
      • Мстислав Великий
      • Юрий Долгорукий
      • Андрей Боголюбский
      • Всеволод Большое Гнездо
      • Александр Невский
      • Иван I Калита
      • Иван II Красный.
      • Дмитрий Донской
      • Василий I.
      • Василий II Тёмный.
      • Иван III
      • Василий III
      • Иван IV Грозный
      • Лжедмитрий I
      • Борис Годунов
      • Василий IV Шуйский
    • Романовы
      • Михаил Фёдорович Романов
      • Алексей Михайлович
      • Фёдор Алексеевевич
      • Софья
      • Пётр I Великий
      • Екатерина I
      • Анна Иоанновна
      • Елизавета Петровна
      • Пётр III
      • Екатерина II
      • Павел I
      • Александр I
      • Николай I
      • Александр II
      • Александр III. Пример исторического портрета
      • Николай II
    • Руководители СССР
      • Ленин В.И.
      • Сталин И.В.
      • Хрущёв Н.С.
      • Брежнев Л.И.
      • Андропов Ю.В. Пример исторического портрета
      • Чернено К.У. Пример исторического портрета
      • Горбачёв М.С. Пример исторического портрета
    • Руководители РФ
      • Ельцин Б.Н. Пример исторического портрета
      • Медведев Д.А.
      • Путин В.В.
  • ЛИЧНОСТИ
    • Полководцы
      • Барклай де Толли
      • ЕГЭ. История России. Александр II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. М.Д.Скобелев
      • ЕГЭ. История России. Великая Отечественная война. Материал к историческому сочинению. Военные деятели. И.С.Конев
      • ЕГЭ. История России. Иван III. Материал к историческому сочинению. Военные деятели. Даниил Холмский
      • ЕГЭ. История России. Пётр I. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. А.С.Шеин
      • ЕГЭ. История России. Смутное время. В.Шуйский. Материал к историческому сочинению. Полководцы. М.Б.Шеин
      • Екатерина II. Материал к историческому сочинению. Военные деятели. П.А.Румянцев – Задунайский
      • Макаров С.О.
      • Нахимов П.С.
      • А.В. Суворов
      • М.И.Кутузов
      • Жуков Г.К.
      • Рокоссовский К.К. Пример исторического портрета
    • Общественно-политические деятели.
      • 1682-1725. Историческое сочинение. Государственные деятели. Апраксин Ф.М.
      • Адашев А.Ф.
      • Берия Л.П.
      • Бирон Э. И.
      • Бухарин Н.И.
      • Дзержинский Ф.Э.
      • ЕГЭ. История России. Материал к историческому сочинению по эпохе Александра II. Государственные деятели. Д.А.Милютин
      • ЕГЭ. История России. Николай I. Александр II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Ростовцев Я.И.
      • ЕГЭ. История России. Александр II. Александр III. Материалы к историческому сочинению. Государственные деятели. Д.А.Толстой.
      • ЕГЭ. История России. Александр II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. А.М.Горчаков
      • ЕГЭ. История России. Александр III. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Бунге Н.Х .
      • ЕГЭ. История России. Александр III. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Делянов И.Д.
      • ЕГЭ. История России. Б.Н.Ельцин . Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Е.Т.Гайдар
      • ЕГЭ. История России. Екатерина II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Н.И. Панин
      • ЕГЭ. История России. Екатерина II. Материал к историческому сочинению.
      • ЕГЭ. История России. Екатерина II. Материал к историческому сочинению.
      • ЕГЭ. История России. Елизавета Петровна.Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. П.С.Салтыков
      • ЕГЭ. История России. И.В.Сталин. Н.С.Хрущёв. Л.И.Брежнев. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. А.А.Громыко
      • ЕГЭ. История России. И.В.Сталин. Н.С.Хрущёв. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Шверник Н.М.
      • ЕГЭ. История России. Л.И.Брежнев. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Н.В.Подгорный
      • ЕГЭ. История России. Материал к историческому сочинению. Эпоха Петра I и Анны Иоанновны. Государственные деятели. А.И.Остерман
      • ЕГЭ. История России. Пётр I. Анна Иоанновна. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Миних Б.К.
      • ЕГЭ. История России. Пётр I. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Ф.Я.Лефорт
      • ЕГЭ. История России. Пётр I. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Я.В.Брюс
      • ЕГЭ. История России. Сталин И.В., Хрущёв Н.С. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Микоян АН.
      • Зиновьев Г.Е.
      • Каменев Л.Б.
      • Курбский А.М. Исторический портрет
      • Лорис-Меликов М. Т.
      • Малюта Скуратов
      • Минин К. Исторический портрет
      • Плеве В.К. Пример исторического портрета
      • Победоносцев К.П.
      • Пожарский Д.М. Исторический портрет
      • Сахаров А.Д.
      • Святополк-Мирский П.Д.
      • Троцкий Л.Д. Исторический портрет
      • Уваров С.С.
      • Меншиков А.Д. Пример исторического портрета
      • С. Ю. Витте
      • Аракчеев А.А.
      • М.М.Сперанский
      • П.А.Столыпин
      • Косыгин А.Н.
  • Деятели культуры
    • 1741-1761. Историческое сочинение. Видные деятели эпохи. М.В.Ломоносов
    • 1762-1796. Историческое сочинение. Скульпторы. Э.М. Фальконе (1716-1791)
    • 1801-1825. 1825-1855. Историческое сочинение. Архитекторы. О.И.Бове
    • 1825-1855. Историческое сочинение. Архитекторы. О.Монферран(1786-1858)
    • Аристотель Фиораванти
    • Баженов В.И.
    • Дионисий. Исторический портрет
    • Пересветов И.С. Исторический портрет
    • Феофан Грек
    • Андрей Рублёв
  • Деятели церкви
    • Иосиф Волоцкий
    • Митрополит Филипп
    • Нил Сорский. Исторический портрет
    • Патриарх Иов. Исторический портрет
    • Сергий Радонежский
    • Сильвестр. Исторический портрет
    • Симеон Полоцкий
    • Филарет
    • Патриарх Никон
    • Аввакум
  • Личности из народа
    • Пугачёв Е.И.
    • Разин Степан. Пример исторического портрета

После битвы Игоря Святославича с половцами — Виктор Васнецов

Когда Виктор Васнецов работал над картиной «После битвы Игоря Святославича с половцами» друзья его не узнавали: казалось, что он даже помолодел, а его сила увеличилась в три раза. Но когда кто-то входил в его мастерскую, полотно оказывалось зашторенным: Васнецов никому не показывал, что пишет, пока не закончил работу.

Сюжет картины навеян «Словом о полку Игореве» и «Русланом и Людмилой» Пушкина («О, поле, поле, костями мертвецами усыпавшее тебя»). Васнецова обвинили в том, что он не написал сам бой. На самом деле художник сделал одиннадцать эскизов, прежде чем создать окончательный вариант. Сначала он просто планировал показать поле боя, ход сражения и все то, чего не хватало критикам в его картине. Но он сознательно отказался от этой идеи.

Один из последних набросков перед окончательной картиной хранится в Третьяковской галерее. Художник уже пришел к мысли изобразить не сам бой, а именно «после боя». Есть разница в цвете, она более тревожна в эскизе, с использованием интенсивных цветовых контрастов. В окончательном варианте Васнецов отказался от них, отдав предпочтение более спокойным краскам и тем самым изменив общее настроение картины — теперь это не тот кровавый полумрак, а физически ощущаемая тишина. Заходящее солнце не багряное, а нежно-розовое. Как ни странно это звучит, в финальной версии даже есть некая безмятежность. Ярко-красные пятна есть только на сапогах одного из испытуемых слева и на щитах. Это явная отсылка к «Песне: 9».0003

Дети Дьявола загораживают поле
своим боевым кличем;
храбрые сыны Руси
с их багряными щитами.
(Перевод Владимира Набокова)

На данный момент на лицах погибших нет ни гнева, ни ненависти, хотя, судя по переплетенным телам, не так давно был жаркий бой. Смерть как будто уравняла всех. Юноша на переднем плане, пронзенный стрелой, кажется сияющим. На шее свисает нательный крест. Павел Чистяков, который был в восторге от картины, сказал по этому поводу: «Я вижу этого человека насквозь, я знал его живым!» Стервятники летают над телами, но они не вызывают чувства ужаса, а являются частью естественного хода вещей. И как ошибались критики, упрекая Васнецова в «упоении трупами»! Что значат обильные простые цветы, растущие на этом поле смерти — колокольчики, ромашки, незабудки — как не гимн жизни?

Васнецов показал картину на восьмой выставке передвижников, и она вызвала ожесточенные споры. Репин очень понравился. «Это необыкновенно чудесная, новая и глубоко поэтичная для меня вещь. Такого еще никогда не было в русской школе, — решительно заявил он. Именно с этой картины, пожалуй, Васнецов нашел свое направление, в котором у него не было предшественников. Крамской был озадачен. Известный критик и один из вдохновителей передвижников Владимир Стасов упрекал картину в академизме, а художника в увлечении условностями. Васнецов отплатил своей монетой, он язвительно заметил, что «художественная правда безусловно однобока для Стасова и, извините, без штанов». Но на самом деле его очень огорчало такое холодное отношение к его работе, в которую он вложил немало сил. В газетах публиковались разгромные рецензии, в которых Васнецова обвиняли в «восхвалении трупов». Большой поддержкой оказался комментарий Павла Чистякова, его учителя из Академии. Он принял картину с восторгом и сказал, что очень благодарен Васнецову за то, что он смог выразить то, что не удавалось никому до него, — самый дух Древней Руси, ее вечность и преемственность.

Автор: Алёна Есаулова

Картина Половецкого Шлема Алуа Тебеновой

Картина Половецкого Шлема Алуа Тебеновой | Saatchi Art

View in the Room

FullScreen

View FullScreen

View in My Room

13 видов

View in My Room

Alua Tebenova

Румыния

, Масло на Canvas

Размер: 19.7 W x 19. 7. В x 0,4 Г, дюйм

Поставки в коробке

info-circle

610 $USD

В корзину

Bubblesmake Предложение

чековая доставка включала

Check 7-дневная гарантия возврата денег

Информационно-циклпримир ImagePrimary ImagePrimary ImagePrimary ImagePrimary Изображение

TrustPilot Оценка

13 Вид

Признание

Artist. Показанный в коллекции

Картина представляет собой очень простую композицию, в центре которой шлем (маска) куманского (кыпчакского) воина. Картина отчасти философская, ей предшествует огонь, который загорается из глаз маски. Культ огня очень распространен во многих культурах, особенно у кочевников Средней Азии. В данном случае художник хотел подчеркнуть такие чувства, как сила, власть, независимость и в то же время страх, гнев и справедливость.

Детали и размеры

Картина: Холст, масло

Оригинал: Уникальная работа

Размер: 19,7 Ш x 19,7 В x 0,4 Г : Обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.

Алуа Тебенова – казахстанская художница из Румынии, чьи картины выставлялись в обеих странах. В своих работах она пытается объединить некоторые философские аспекты с символикой, приписываемой этногенезу кочевых народов Центральной Азии. Художественное выражение Тебеновой разнообразно, она чередует классический реализм и абстрактный экспрессионизм, сливая традиционное с современным.

Признание художника

Художник, представленный Saatchi Art в коллекции

Тысячи отзывов с пятью звездами

Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.

глобус

Global Selection

Исследуйте непревзойденную коллекцию произведений искусства художников со всего мира.

Гарантия качества

Наша 7-дневная гарантия возврата денег позволяет вам совершать покупки с уверенностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *