Поляне древляне вятичи это племенные союзы: Поляне,древляне,вятичи — это племенные союзы

Восточнославянские племенные союзы.

Древнерусский летописец, автор свода, известного под названием «Повесть временных лет», в 10-е гг. XII в. еще помнил о делении восточных славян на «племена». На территории Восточной Европы он размещает 13 таких племен: полян, древлян, волынян, северян, белых хорватов, уличей, тивирцев, вятичей, дреговичей, кривичей, полочан, радимичей и ильменских словен. В распоряжении историка есть еще два источника, дополняющих этнополитическую картину Восточной Европы до создания здесь славянского государства. Это т.н. «Баварский географ» (по месту создания правильнее было бы называть его «швабским»)36 второй половины IX в. и трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» середины X в. Если правильно понят текст немецкого источника, то в Восточной Европе он помещает следующие славянские «племена»: busani (бужане), sittici, stadici (предполагают, что это составные части хорватов), unlizi (уличи), nerivani (тиверцы?), lendizi (о них ниже), forsderen liudi (лесные люди – древляне?) и, наконец, ruzzi

37 (русы, локализуются в Среднем Поднепровье, на месте полян)38. В трактате Константина Багрянородного встречаются: древляне, дреговичи, кривичи, лензанины, северяне и уличи39. Некоторые данные позволяют предположить, что лендизи-лензанины представляли собой обозначение какой-то части славян, поселившихся на Волыни (восточнее?), в том время как другая часть называлась бужане (busani).40 Существует также предположение, что под лензанинами скрываются летописные поляне (ляда=поле)41. Анализ разновременных источников позволяет сделать вывод о сложных этнополитических процессах, происходивших в Восточной Европе после проникновения сюда славян. Восточнославянские «племена», зафиксированные в Повести временных лет, прошли долгий путь формирования, причем действовали как интеграционные (пример: волыняне-лензанины-бужане), так и дезинтеграционные процессы (кривичи).

Поселения восточных славян VIIIIX вв. располагались гнездами, расстояния между которыми могли достигать 100 км (при среднем 3040 км). Уже это свидетельствует о сложной структуре «племен». Их принято называть либо «племенными союзами», либо «союзами племен», либо «суперсоюзами», либо «союзами союзов»42. В летописных «племенах» накануне образования Древнерусского государства уже были разрушены племенные структуры и они представляли собой территориально-политические объединения.

Наиболее близкими между собой были племенные союзы волынян (бужан), древлян, дреговичей и полян. Ранее они составляли единое этнополитическое объединение (дулебы), но в процессе расселения разделились. Какие-то отголоски былого единства и последующего распада дулебского союза сохранились в рассказе арабского автора середины X в. ал-Мас’уди о славянах: «…к их числу (принадлежит) племя, у которого в древности в начале времен была власть… Это племя называется велиняне, и за этим племенем, бывало, следовали в древности все племена славян, так как главный царь был у них и все их цари повиновались ему… Это племя – корень из корней славян, который почитается среди их племен, и у него была старая заслуга у них (славян).

Потом распалось согласие между их племенами, исчезла их организация и их племена пришли в упадок…»43. Поляне осели в Среднем Поднепровье, волыняне жили на берегах Буга (отсюда их второе наименование: бужане), между ними в лесах поселились древляне. Дреговичей, само название которых связано с болотом, летописец размещает между Припятью и Двиной44. Но необходимо отметить, что в XXII вв. продолжалась миграция восточнославянских племен. Так, дреговичи осваивают области нижнего течения Березины и левых притоков Припяти, принадлежавшие балтам, а поляне проникают на левобережье Днепра
45
. Наибольшее внимание летописец уделяет полянам, считая их более развитыми в культурном отношении. Приводится легенда об основании тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом города Киева, ставшего столицей полянского союза. Значительность власти Кия летописец подтверждает тем фактом, что тот приходил к византийскому императору и «велику честь приял от царя»46.

Непосредственными потомками антов были хорваты, обитавшие в Северо-Восточном Прикарпатье, уличи, расположившиеся в лесостепной зоне от Днестра до Днепра, и тиверцы, жившие в Поднестровье (Тирас, от иранского «быстрый»  античное название Днестра). Белые хорваты – это часть большого антского племени, разделенного в ходе великой славянской миграции. В летописи сохранилась информация о том, что уличи и тиверцы некогда были довольно многолюдными племенами и «суть гради их и до сего дне»

47. Но уже в первой половине X в. уличи и тиверцы вынуждены были покинуть места проживания в связи с натиском печенегов. Предполагают, что частично они ушли на север48.

В Днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна, Сула, Псел и Ворскла, севернее полян проживали северяне (север или севера) – носители волынцевской культуры49. На юго-востоке северяне непосредственно соседствовали с кочевыми племенами (с конца IX в. это печенеги). Происхождение этнонима «север» связывают с иранским *seu, *sew – «черный», могущим иметь пространственное значение.

Освоение славянами северного лесного региона происходило независимо от миграций в южной части Восточной Европы. Наиболее отдаленные славянские поселенцы – вятичи – жили на верхней Оке. Здесь в условиях ассимиляции местного финно-угорского населения была создана мощинская культура. Вятичи заселяют и Рязанское Поочье, но происходит это позднее, уже в XII в. Ранее эту территорию освоили славяне, вынужденные оставить под давлением кочевников район Донского бассейна (на рубеже X и XI вв.)50. В бассейне Сожа в IX в. селятся радимичи, в культуре которых наиболее ярко проявляются балтские элементы. Автор Повести временных лет объединяет радимичей, вятичей и северян по этнокультурному признаку, якобы они «одинъ обычай имяху: живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто…» и т.д. В этом же древнерусском памятнике утверждается, что «радимичи бо и вятичи от ляховъ»51, но археологические данные не подтверждают миграцию этих «племен» с территории Польши.
Летопись объясняет происхождение их названий от родоначальников Радима и Вятко.

Балты определенное значение имели и при сложении племенного союза кривичей. Отдельные группы составляли псковские кривичи, размещавшиеся в бассейнах Псковского озера и реки Великой, и смоленско-полоцкие кривичи (Подвинье и Верхнее Поднепровье). Территория проживания последних была заселена в VIII в. со стороны псковских кривичей. Предполагают, что еще в более раннее время имело место проникновение сюда славян, какая-то группировка славян появляется на территории кривичей и позднее. Судя по находкам некоторых украшений, эти славяне пришли из далеких дунайских земель52. Часть смоленско-полоцких кривичей летопись называет полочанами, но археологи не обнаруживают их этнографического своеобразия. Сам этноним кривичи производят от имени предводителя Крива

53. Примечательно, что латыши до сих пор называют русских krievs54. Этот факт можно объяснить давним соседством латгалов с псковскими кривичами, которые позднее вошли в состав великорусской народности.

Самым северным славянским племенем в Восточной Европе были ильменьские словене, в генезисе которых большое место занимало прибалтийско-финское население.

Рано, возможно еще в VIVII вв., проникли славяне в междуречье Волги и Клязьмы. В X в. сюда переселяются славяне из Новгородской земли (словене), а в XIXII вв. наблюдается миграция из Смоленской земли (кривичи). Этноним славянского населения Поволжья не сохранился, есть мнение, что они назывались по имени ассимилированного финно-угорского племени меря55.

Главным этноопределяющим признаком восточнославянских «племен» являются височные кольца: украшения, прикреплявшиеся в районе виска к женскому головному убору. У каждого племенного союза обнаруживаются свои украшения: у северян спиральные височные кольца, у дулебских племен – перстнеобразные полуторооборотные, у радимичей – семилучевые, у ильменских словен – ромбощитковые и овальнощитковые, у смоленско-полоцких кривичей – браслетообразные завязанные, у вятичей — семилопастные

Восточные славяне в древности — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

ТЕМА №1
Восточные славяне в

древности.
ИСТОРИЯЕГЭ с Дарией
Римской

2. Этногенез славян – это процесс происхождения и формирования славянских народностей

• От Атлантики до Индии
• Современные европейские и
азиатские народы
Индоевропейцы
ИСТОРИЯЕГЭ с Дарией
Римской
Расселение на
большие
территории
• IV – III тыс. до н.э.
• Великое переселение
народов

3. Праславяне – АНТЫ, ВЕНЕДЫ, СКЛАВИНЫ – восточнославянские союзы, жившие между Эльбой и Одром

• Причины Великого Зад. 2 части!
переселения народов:
• 1)поиск благоприятных
климатических условий
• 2)демографический
взрыв
• 3)набеги движущихся
гуннов и готов

4. Расселение восточных славян в VI – VII веках по Дунаю и Днепру

• В VI – VII веках восточные славяне
делились на племенные союзы и
заселяли огромные пространства
Восточно-Европейской равнины.
• На севере они вступали в контакт с
финно-угорскими и балтийскими
племенами (весь, меря, чудь, мордва).
• На юге в нижнем течении Волги в 6-8
веке поселился кочевой народ тюркского
происхождения – хазары, которым после
образования Хазарского каганата
восточные славяне стали платить дань.

Запад и
С-З от
Киева
Восток и
С-В от
Киева
Север,
Под
словенами
Поляне – КИЕВ — Днепр
Древляне – ИСКОРОСТЕНЬ
Дреговичи
Северяне — ЧЕРНИГОВ
Вятичи – по р. Ока
Словене ильменские — НОВГОРОД
Кривичи – по р. Западная Двина

6. Первые письменные источники о славянах

• Византийские историки VI в.
— Прокопий Кесарийский «Эти племена, славяне и анты, не
управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве
(демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни
считается общим делом»
— Маврикий Стратег «Племена славян и антов сходны по своему образу
жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом
нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они
многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь,
наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они
относятся ласково. Находящихся у них в плену, они не держат в
рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но,
ограничивая определенным временем, предлагают им на выбор:
желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или
остаться там (где они находятся) на положении свободных и
друзей?»
• Римские авторы (Тит Ливий)
• Персидские грамоты

7. Повесть временных лет

• 1113 г. – Повесть Временных лет (ПВЛ) – Нестор-летописец
• «И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и
рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух языков произошел
и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля
Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и
прозвались именами своими от мест, на которых сели. …славяне
пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие —
древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между
Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и
назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели
около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами
(Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень и построили город, и
назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и
назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же
поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и
из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по
Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера
вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево и устье того озера
впадает в море Варяжское (А Днепр впадает устьем в Понтийское
море это море слывет Русским»
Антокольский Марк
Матвеевич. Нестор
летописец.1890.
Зад. 17-19!

8. Путь «Из Варяг в Греки» зародился в VII – IX веках

o Балтийское
море(Варяжское)
o Финский залив
o р. Нева
o Ладожское озеро
o р. Волхов
o оз. Ильмень
o р. Ловать
o волок (переволока)
o р. Днепр
o Чёрное
море(Понтийское)
o Константинополь
(Царьград)

9.

Роль торговых путей• Установление международных отношений
• Приобщение славянских земель к мировой централизованной
цивилизации
• Связь между городами и племенными союзами
Роль городов
• Место расположение власти
• Центр ремесла и торговли
• Крепость и защита от врагов
• Место отправления религиозных культов

10. Занятия славян

12. Общественный строй славян VI — VIII века

Военная
демократия
• Из руководителя войском –
во властители? Почему?
• 1) Князь – это судья в
межплеменных спорах
• 2)Подчинял непокорных с
помощью войска
Князь – военный
вождь
Вече – народное
собрание
Дружина –
постоянное войско
Отроки – младшие
дружинники
Племя
Зажиточные люди мужи, вои
Свободные люди смерды
Слуги – сироты,
холопы, убогие,
скудные, нищие, рабы

13. Вера славян — язычество

• Язычество – это мировоззрение и верования славян в многих
Богов (политеизм) до принятия христианства
• поклонение 4 стихиям
• обожествление явлений природы
• создание капищ, появление жнецов и кудесников
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Род –главный бог
Сварог – бог неба
Дажьдбог – бог солнца
Стрибог – бог ветра
Велес – покровитель скота
Перун – бог молнии, грозы
Макошь – богиня плодородия
Лада – богиня красоты
Хорс – бог солнечного диска

14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *