Полтавский бой в поэме Пушкина «Полтава»
4.4
(13)
В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.
Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа. Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.
Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.
Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.
Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.
Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »
27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.
Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.
Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.
Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.
Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки …
Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.
В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»
Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог браней», то есть войн, Пушкин имеет в виду Марса, бога войны древних римлян. Чем же достигает поэт живости, яркости в описании боя?
Перечитываем текст: со слов «Грохочут пушки» до слов: «И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлён » Все изображено в движении, в действии: грохочут пушки, катятся ядра, свищут пули, рассыпались стрелки, рвутся шведы, конница летит и т. д.
Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.
Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.
Так, топот ног множества людей хорошо передаётся рядом слов, начинающихся на букву «т» (тяжкой твёрдостью), а также имеющих «т» в окончании («крепит»).
Рассмотрим, как изображен у поэта сам Петр. Его образ производит впечатление красоты, силы, величия. Обратим внимание на описание внешности царя, его «звучный глас» (отметим старинную неполно-гласную форму слова «глас»). «Его глаза сияют. Лик его (отметим архаизм «лик» вместо «лицо») ужасен» (то есть грозен, страшен для врага).
«Движенья быстры. Он прекрасен / Он весь, как Божия гроза».
Смысл сравнения Петра с «Божьей грозой» состоит в том, что Петр так же прекрасен и грозен, как величественное явление природы — гроза, буря.
О чем говорят слова Петра, обращённые к войскам: «За дело, с богом!»? Для Петра война со шведами — это общее, народное справедливое дело. Вот почему «его глаза сияют», он верит в победу, в то, что правое дело должно победить.
Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.
В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.
Проанализируем картину передышки в бою. Какой замечательный образ битвы дает поэт («Как пахарь, битва отдыхает»). В чем смысл этого образа, почему битва сравнивается с отдыхающим пахарем?
Эта битва в понимании поэта — дело народное, дело трудное и тяжелое. Но необходимое и благородное. Образ этот навеян народной поэзией. Как замечателен и выразителен эпитет при описании образа пушек! («На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев»).
Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…
Пётр не один, он появляется в окружении своих «товарищей, сынов», их много, они «за ним вослед неслись толпой».
Замечательна характеристика Меншикова, в нескольких словах поэт рассказал обо всей его жизни. Он был «безродный», незнатного происхождения, но благодаря Петру, умевшему разбираться в людях и оценившему острый ум Меншикова, он быстро возвысился, стал вельможей, ближайшим другом и советником царя, «полудержавным властелином».
Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.
Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.
Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:
Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.
Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.
Пирует Пёцз. и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
4.4 / 5. 13
.
«Полтавский бой» — анализ отрывка поэмы Пушкина «Полтава» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Русский поэт Александр Пушкин известен как сказочник и тонкий лирик. Но в сферу его интересов входила также история России. К петровским временам автор питал особую слабость. Петр I казался ему идеальным правителем. В поэме Пушкина «Полтава» видим художественное воплощение русского царя-реформатора. Здесь эта историческая личность предстает, прежде всего, как человек, решивший судьбу молодой державы.
Название «Полтава» говорит о том, что центральным событием в поэме есть Полтавский бой. Он стал решающим в ходе русско-шведской войны начала 18 века.
Воинственный бродяга» Карл XII избороздил просторы почти всей Европы, введя захватнические войны. Но на его пути встал русский царь, который сумел взять под свой контроль часть прибалтийских земель. И тогда решил Карл проучить смелого русского правителя, напав на Москву. Когда шведский король понял, что не так просто справится с русским войском, то перебрасывает свои силы на территорию Украины и заручается поддержкой украинского гетмана Ивана Мазепы. Пушкин считает это низким поступком, так как Петр доверял Мазепе, считая того своим союзником. Однако даже вероломный план не спасает Карла от поражения. Бой под Полтавой имел большое значение. Победа Петра означала свободу молодой России.
Только понимая значение главного сражения для страны, можно принять торжественно-пафосный стиль его описания. Автор не приукрашает военные действия, но, несмотря на кровавость, этот бой был великим, по мнению поэта. «И грянул бой! Полтавский бой!», — так начинается непосредственное описание сражения. Все дальнейшие события изображены стремительно и динамично. Одна картина моментально сменяется другой, мелькает множество лиц. Расстановка сил меняется, создавая напряженность момента.
В строках, посвященных Петру и русскому войску, можно разглядеть намек на их победу. И наоборот шведам автор предсказывает, что слава их знамен темнеет. А ведь шведы до этого боя были «любимыми сынами победы».
Автор смотрит на бой с позиции заинтересованного наблюдателя. Вначале он описывает общую картину сражения, потом отдельные его моменты.
Характеристика Петра в момент боя особенно емкая. Автор использует яркий оксюморон «ужасен — прекрасен». Царь не прячется за спины солдат, а сражается вместе с ними. Когда он рвется в бой, то «лик его ужасен». Это слово в основном имеет негативную окраску, но не в этом случае. Настоящий полководец страшен для своих врагов, только так он может одержать победу. Петр для шведов является грозой, тогда как для своих солдат – он мудрый защитник, поэтому он прекрасен.
Полтавский бой закончился победой благородного Петра. Во время этого сражения раскрываются лучшие качества царя. После победы герой устраивает пир, на котором проявляет свою щедрость и милосердие.
Понравилось сочинение? А вот еще:
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, 1. ПОЛТАВСКАЯ БИТВА
ПОЛТАВСКАЯ БИТВА
Полтавская битва была решающим сражением Северной войны, в которой Россия боролась со Швецией за выход России к морскому выходу на побережье Балтийского моря.
Битва произошла 8 июня 1709 года, и победа русских стала поворотным моментом в Северной войне в пользу России и положила конец шведскому военному владычеству в Европе. Битве и роли Петра I посвятил свою знаменитую поэму «Полтава» русский поэт Александр Пушкин. Несколько слов о предыстории этого сражения: Северная война началась для России с разгромным поражением в 1700 году и потерей половины армии и всей артиллерии.
Шведский король Карл 12-й думал, что Россия еще долго не оправится после такого тяжелого поражения. Он вернулся в Европу, где разгромил Польшу и Латвию и заставил Данию подчиниться северно-германскому княжеству. Но Петр Первый не считал, что война окончательно проиграна.
Он приказал привлечь новые войска и взял металл с каждого третьего церковного колокола для изготовления новых пушек. Все это дало результат через несколько лет.
В 1703 году Петр захватил шведскую крепость на Неве и начал строить в устье Невы новую столицу — город Санкт-Петербург. Он торопился, так как понимал, что война еще не выиграна и что Карл обязательно вернется в Россию. Одновременно Петр расширил выход русских к Балтийскому морю, захватив в течение нескольких лет шведские города Ревель (ныне Таллинн) и Ригу.
Однако его попытка помочь Польше в ее войне со Швецией не увенчалась успехом — в конце 1706 года русская армия чудом избежала поражения под Гродно. В июне 1708 года Карл начал новый поход на Россию.
Сначала он хотел захватить Москву, но неожиданно для русских украинский «гетман» Мазепа со своей Ярапожкой казачьей дружиной перешел на сторону Карла. Удовлетворенный этим, Карл решил перезимовать на Украине, предоставив возможность отдохнуть своим войскам, и в 1709 г. возобновил поход на Москву. В свете недавнего «майданного» националистического переворота на Украине в феврале 2014 года предательство гетмана Мазепы не кажется таким уж неожиданным.
В украинской общине всегда было две стороны – одна сторона украинской общины, напоминающая Киевскую Рысь, где они всегда ощущали себя русскими по духу и даже по национальности.
Поэтому они органично входили в корпус Российской империи, занимая высокий статус и соединяя украинскую культуру с культурой России, как это сделали писатель Николай Гоголь и художники Киндж, Репин и Ярошенко. Однако всегда были и другие, которые хотели «освободиться» от братских объятий большой родины и построить свое украинское государство, как, например, поэт Тарас Шевченко идеологии украинского национализма профессор Гришевский. Я не хочу касаться таких спорных фигур, как Бандера и Шухевич, которых в свое время обожествляли украинские националисты. Войска Карла провели зиму 1708–1709 гг.на Украине пользовался гостеприимством гетмана Мазепы.Но войскам Карла в украинскую зиму пришлось не так легко, так как не все украинцы одобряли предательство Мазепы, а многие из них остались верными Петру и ночью напали на войсковой обоз Карла, убив или взяв в плен его солдат. Полтава оказалась особенно тяжелой для Карла.
В апреле 1709 года Карл хотел захватить Полтаву, но ему это не удалось. В мае и июне Полтава была взята в осаду, но не сдалась. В течение зимы и весны русские войска постепенно продвигались к Полтаве с постоянными стычками с казаками, верными Мазепе.
Ставку изменника Мазепы в городе Батурине русские сожгли, захватив все продовольственные запасы, на которые рассчитывал Карл, а затем уничтожили Запорожскую Сечь, лагерь запорожских казаков, перешедших на сторону Карла. В начале июня русские войска Петра столкнулись лицом к лицу с войсками Карла.
Оба императора были настроены решительно, и каждый, казалось, считал, что победа должна принадлежать им. Битва за Полтаву продолжалась с 8 по 9июня 1709 года.
На стороне Карла в бой вступили казаки, верные Мазепе, а на стороне Петра — украинские казаки нового гетмана Скоропадского. Однако ни Петр, ни Карл не очень верили в украинское казачество, поэтому в основных боях они не участвовали, а играли лишь второстепенную роль. Накануне битвы Петр объехал свои полки.
Его короткое патриотическое обращение к солдатам и офицерам заключало в себе пышный порядок, требуя от войск сражаться не за Петра, а «за Россию и русское благочестие». Карл, со своей стороны, воодушевил солдат, пообещав им богатые трофеи и победный обед.
Шведы начали неожиданную атаку в 3 часа ночи.
8 июня 1709 г. В это время у русских редутов произошел ожесточенный бой. Шведам удалось взять два из четырех редутов, но их силы угасли. В бою было много опасных моментов. Например, русские снаряды уничтожили паланкин Карла, но король не пострадал. С другой стороны, когда передовая русская позиция дрогнула перед опытной шведской кавалерией, Петр лично принял на себя командование контратакой, во время которой под ним была убита его лошадь. Когда шведам удалось вбить клин в оборону русских в центре, русским удалось обойти шведов справа и броситься в тыл врага.
Переброшенные туда шведские войска не смогли сдержать наступление русских и потерпели поражение. К вечеру 8 июня русские одержали полную победу, и преследование шведских войск продолжалось 9 и 10 июня. Большая часть армии распалась и попала в плен, но Карлу и Мазепе удалось бежать с небольшим отрядом казаков. После этой грозной Полтавской битвы Россия окончательно заселила Балтийское побережье, а в Украине имя Мазепы стало символом измены, ведущей к анафеме, которая была провозглашена во всех православных церквях по всей Российской империи.
/ вы можете найти эту статью также на русском и немецком языках в библиотеке Lingq.com/
(написано Евгением Бохановским, переведено на английский и прочитано Тимом Койлом, 2014 г.)
«Самая зрелая моя поэма»: пушкинская «Полтава» и ирония русской национальной культуры | Сравнительная литература
Skip Nav Destination
Исследовательская статья| 01 марта 2009 г.
ЛИНА ШТЕЙНЕР
Сравнительная литература (2009) 61 (2): 97–127.
https://doi.org/10.1215/00104124-2009-001
Иконка Цитировать Цитировать
- Делиться
- Твиттер
- MailTo
Разрешения
- Поиск по сайту
Цитата
ЛИНА ШТАЙНЕР; «Самая зрелая моя поэма»: Пушкинская Полтава и ирония русской национальной культуры. Сравнительная литература 1 марта 2009 г.; 61 (2): 97–127. doi: https://doi.org/10.1215/00104124-2009-001
Скачать файл цитаты:
- Zotero
- Менеджер ссылок
- EasyBib
- Подставки для книг
- Менделей
- Бумаги
- Конечная примечание
- РефВоркс
- Бибтекс
Расширенный поиск
Написанная в 1828 году поэма Пушкина « Полтава » открыла новый период в творчестве поэта, когда задача Пушкина состояла в том, чтобы стать народным бардом (или, пользуясь романтической терминологией того времени, национальным «гением» ), чья поэзия выразила сокровенный «дух» России и раскрыла метафизический смысл исторической судьбы нации. Пушкин (в карьере которого уже было два политических ссыльных и авторство ряда разгромных эпиграмм, направленных против Александра I и ряда видных государственных деятелей) сознавал, что для восхождения на новую художественную фазу ему необходимо обрести новый голос и более зрелую литературную персона. Однако «зрелость», которая для древних была синонимом политической свободы, представляла значительную проблему для поколения, чья ранняя юность совпала с наполеоновскими войнами и романтической революцией в поэзии, но чье взросление пришлось на период постнаполеоновской реакции. . Как мог энергичный юноша «повзрослеть», не капитулировав перед такими приземленными требованиями, как финансовая обеспеченность и социальное продвижение, и, следовательно, не превратившись в обывателя? Точнее, как мог Пушкин достичь следующего этапа своей карьеры, не отказавшись от своей политически компрометирующей юности? В этом эссе я утверждаю, что Полтава — ответ Пушкина на эти вопросы.
Названный в честь исторической битвы, которая сделала Россию европейской державой, Полтава был, я полагаю, продуктом давнего желания Пушкина сочинить национальный эпос, воспевающий петровскую «молодую Россию», Россию, уже не скованную своими «византийскими» корнями и славным будущим, а также его недавнее желание создать для своей родины то, что Ханна Арендт назвала «основополагающим нарративом», то есть нарративом, который не только возвещает о наступлении «нового мирового порядка », но также узаконивает этот новый порядок, связывая его с каким-то предшествующим историческим или легендарным событием.