Полтава о чем: «Полтава» краткое содержание поэмы Александра Пушкина – читать пересказ онлайн

Анализ поэмы «Полтава» Пушкина | ReadCafe

Пушкин всегда интересовался русской историей, которую он внимательно изучал, зачастую проводя параллели между историческими событиями и современностью. Образ Петра Первого не раз появляется на страницах пушкинских произведений, таких как поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого», стихотворение «Стансы». Сейчас вы сделаем анализ поэмы «Полтава» Пушкина, обратив внимание на ключевые детали написания и замысел автора. На нашем сайте вы найдете также краткое содержание поэмы «Полтава».

Историческая основа поэмы «Полтава» Пушкина

Начнем мы анализ поэмы «Полтава» с ее предназначения: поэму Пушкин посвятил ключевому событию Северной войны (1700 – 1721) – произошедшей в 1709 году Полтавской битве между русским войском под началом Петра Первого и шведской армией под командованием Карла XII.

Битва началась в 3 часа утра. Вначале перевес был на стороне шведов, но артиллерия под руководством Меньшикова смогла исправить ситуацию. После временного затишья начались новые атаки. Незадолго до решающего момента царь обратился к солдатам со знаменитой речью, в  которой сказал им, что они сражаются не за Петра, а за Отечество, «за род свой, за народ всероссийский». Он сам возглавил войско, пули прострелили шляпу и седло царя. К 11 часам утра сражение было выиграно.

Победа над «непобедимой» шведской армией обозначила перелом во всём ходе войны и поставила Россию в ряды сильных военных держав. Без рассмотрения этих фактов анализ поэмы «Полтава» был бы неполным. Более подробно читайте о событиях, описанных Пушкиным, в кратком содержании «Полтава». Теперь обратимся к образу Петра Первого.

Анализ образа Петра Первого в поэме «Полтава» Пушкина

Образ Петра привлекал внимание Пушкина как значительная и неоднозначная фигура в российской истории. Однако в поэме «Полтава» Пушкин сосредоточил внимание на ратных подвигах царя, его роли в формировании военного могущества государства.

Анализ поэмы «Полтава» показывает, что Петр Первый изображен как бесстрашный полководец, настоящий герой и защитник Отечества. В решительные минуты боя он появляется перед войском и смело ведёт его за собой. Пушкин подчёркивает, что царь сражается за правое дело: он выходит из шатра «свыше вдохновенный», сподвижники слышат: «За дело, с Богом!» «Звучный глас Петра» воодушевляет войско. Описание царя говорит об отношении самого Пушкина:

… Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Короткие, рубленые фразы отражают стремительность, динамичность образа Петра, его грозную красоту и силу. Полки встречают Петра криками «ура». Вдохновляющую энергию царя Пушкин подчёркивает глаголом «промчался» и сравнением «могущ и радостен, как бой». Продолжим анализ поэмы «Полтава».

Важные детали и выводы при анализе поэмы «Полтава»

Петру в поэме «Полтава» противопоставлен шведский король Карл XII. Обычно отмечают приём контраста, использованный Пушкиным при изображении двух полководцев. Раненый Карл явился на поле боя «несомый верными слугами, в качалке, бледен, недвижим». Его медлительные движения противопоставлены одухотворённой решимости Петра. Тем не менее Пушкин не умаляет достоинства противника. Карл назван «героем», войско послушно каждому ему движению: неслучайно «слабым манием руки на русских двинул он полки».

Примечательно, что после победы Петр угощает в своём шатре не только «своих вождей» (полководцев и соратников), но и «вождей чужих» (генералов шведской армии). Такой поступок говорит о великодушии, душевной щедрости и истинном могуществе царя. Ведь только по-настоящему сильный человек способен уважительно относиться к побеждённому противнику.

Анализируя эпилог поэмы «Полтава», можно увидеть, что Пушкин ещё раз подчёркивает важную для него мысль: справедливость и важность деяний Петра Первого проверена временем, он остался в народной памяти как герой. Победы Петра стали «огромным памятником», воздвигнутым им не ради собственной славы, а во славу России.


Надеемся, что представленный выше анализ поэмы «Полтава» Пушкина оказался полезным для вас, и эту информацию вы сможете учесть, когда будете читать произведение или краткое содержание поэмы «Полтава». Наш литературный блог создан с целью собрать анализы известных произведений и характеристики персонажей. Посетите его. Читайте также по теме:

  • Краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина
  • Биография Александра Пушкина

Теги: 

анализ

книги

Анализ поэмы «Полтава» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный ·

Александр Сергеевич Пушкин — законодатель русского литературного языка, влиятельнейший русский поэт первой трети двадцатого века, прозаик, публицист, историк и просто выдающаяся и многогранная личность. О нем узнают в раннем возрасте, его имя — синоним слова поэзия, его наследие — великий дар для ценителей истории русской словесности. Однако весьма часто (по крайней мере на современном этапе развития общества) интерес к его творчеству угасает после первого знакомства. Ребенок готов воспринимать сказки Пушкина, но даже в подростковом возрасте сложными кажутся его стихи, поэмы, прозаические произведения.

Очевидно, что для чтения Пушкина необходимо «созреть». Это не значит набраться жизненного опыта и получить хорошее образование. Это значит отдалиться от него настолько, чтобы захотеть приблизиться снова; значит вспомнить о Пушкине как о друге детства и заинтересоваться его взглядом на многие уже не детские вопросы.

Пушкин, любящий историю как занятие и, в частности, историю России, посвятил солидную часть своих произведений именно ей. Значимое место среди них занимает поэма «Полтава», разбором которой сегодня и займется Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Суть: о чем?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Главная мысль
  • 8 Чему учит? 
  • 9 Критика

История создания

«Полтава» была написана в период с апреля по октябрь 1828 г. Отдельным изданием вышла в конце марта 1829 г. Эпиграф взят из поэмы Байрона «Мазепа». Посвящение обращено к М. Н. Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Пушкин считал «Полтаву» «самой зрелой» из всех своих поэм, до того им написанных, в которой «почти все оригинально» (слова в его заметке о «Полтаве» 1830 г. ).

Надо сказать, что Пушкин был не первым, кто взялся изобразить Мазепу. Поэмы «Мазепа» Джорджа Гордона Байрона (1819) и Виктора Гюго (1828), а также картины «Муки Мазепы» (1827) за авторством Луи Буланже, «Мазепа на умирающей лошади» (1828) Эжена Делакруа изображают другой период жизни будущего предателя. Это молодой человек, служащий при польском дворе Яна II Казимира, который поплатился за «разврат» с замужней дамой. За это его обнаженным привязали к коню и пустили через поля и леса. Конь домчал его до Украины, где он и стал гетманом.

Жанр, направление, размер

Безусловно, перед нами поэма. Лиро-эпический жанр «Полтавы» позволяет сочетать поэтическую форму и историчность содержания. Особенно умело это сочетание применяется Пушкиным при описании самого сражения:

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.

Пушкин известен как пионер русского реализма. В рамках данного направления написаны многие его произведения, в том числе «Полтава». Однако мы также можем видеть и фрагменты, больше свойственные романтическому направлению:

Обычный круг семьи, друзей,
Минувших дней богатство, славу,
И песни дочери своей,
И старый дом, где он родился,
Где знал и труд, и мирный сон,
И всё, чем в жизни насладился,
Что добровольно бросил он,
И для чего?

Поэма «Полтава» написана четырехстопным ямбом (ударение на каждый второй слог): полкИ(1) увИ(2)делИ(3) ПетрА(4).

Суть: о чем?

1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. Кочубей — генеральный судия — живет богато, но гордится не своими лугами и мехами, а прекрасной дочерью Марией. К ней шлют женихов с России и Украины, но она всем отказывает. Шлет к ней сватов и ее крестный отец — сам гетман Мазепа. Как выяснится позже, она не принимала женихов, потому что ждала возможности воссоединиться с Мазепой, поскольку любовь их была взаимна.

Родители выступают против: «Бесстыдный! старец нечестивый! .. «. Мария бежит из дома к гетману. Кочубей, подстрекаемый своей женой, пишет на Мазепу донос самому Петру I. Кочубей и его товарищ Искра отправляют гонца в столицу, в шапке его донос. Царь считает информацию ложной, поскольку помнит гетмана, преданно служащего родине более двух десятилетий, и велит казнить двух невинных людей. Казнь совершается в лагере Мазепы. Мария узнает о казни отца от пришедшей накануне матери, просящей ее повлиять на решение гетмана. Утром они с матерью не успевают попасть на представление.

Сам Мазепа, активно переписывавшийся со шведским королем Карлом XII, готовит заговор против Петра. В разгаре Северная война, Карл готовит нападение, но не через Смоленск на Москву, а через Украину, поскольку с этой стороны имеет поддержку в лице собирающихся сменить руководство казаков. Перед сражением Петр узнает о предательстве, вызывает в Москву семьи Кочубея и Искры, пытается загладить вину. После чего выезжает к Полтаве. Начинается битва, русские одерживают верх, Мазепа и Карл, чудом оставшийся в живых, убегают с горсткой уцелевших слуг.

Главные герои и их характеристика

Система образов в поэме «Полтава» систематизирована Многомудрым Литреконом в таблице:

герои поэмы «полтава»
характеристика
кочубейзнатен и богат, имеет земли и сады, но главным сокровищем считает дочь марию. у него много друзей, он влиятелен, поэтому ему кажется, что он сможет «мщением отца постигнуть гордого злодея», с которым они ранее были друзьями. мысли кочубея непоследовательны: узнав о побеге дочери, он желает отомстить гетману собственноручно, но тут же придумывает иной план мести. однако тут же «предприимчивую злобу он крепко в сердце затаил». его положение зыбко, он разрывается между желанием отомстить за дочь и обескураживающим отчаянием. кочубей рассказывает готовящемся доносе жене – в этом фрагменте видна ее власть над ним. искра – друг судьи – поддерживает его инициативу. царь не поверил доносу, кочубей сидит в темнице и ждет казни. смерть для него – не наказание, а избавление. жизнь утратила смысл, он не боится с ней расстаться. теперь его волнует лишь утерянная честь, друг, которого он вместе с собой привел на плаху, и злодей, который так и не будет наказан. главными своими сокровищами в жизни считал честь и семью.
марияпрекрасная дочь страдальца. по красоте ей нет равных. она юна, ее любовь к старому и опытному гетману сильна настолько, что вынуждает ее покинуть родной дом. она счастлива с мазепой, она не думает о родителях в той степени, в какой провинилась перед ними. иногда их образы возникают у нее перед глазами. сам рассказчик порицает поведение марии: «тебе приятен твой позор, ты им, в безумном упоенье, как целомудрием горда — ты прелесть нежную стыда в своем утратила паденье».
мазепаукраинский гетман. стар, опытен, но еще способен по-настоящему любить. он своенравен, злопамятен, целеустремлен. решает предать петра лишь из-за собственных интересов и обид: вспомним хотя бы случай, не дававший ему покоя, когда петр «дергал его за усы» во время празднества. он готов отправить на растерзание палачу бывшего товарища – отца своей возлюбленной. внешне он решителен, но душа его не мертва совсем – он задумчив, боится причинить боль марии. однако другие его действия направлены на реализацию исключительно его замыслов. гетман изворотлив, хитер, лицемерен: «с какой доверчивостью лживой, как добродушно на пирах со старцами старик болтливый, жалеет он о прошлых днях, свободу славит с своевольным, поносит власти с недовольным, с ожесточенным слезы льет, с глупцом разумну речь ведет!».
петрмосковский царь. говоря о системе образов в поэме, часто спорят о том, кого пушкин хотел показать как главного героя: царя или предателя? распространено мнение, что они оба являются главными героями, только петр – как символ государственности, как исторический контекст, а мазепа – как личность, историю «подвигов» и переживаний которой рассказывает пушкин. как бы то ни было, введение петра в повествование начинается с его отказа верить доносу. нельзя говорить о консерватизме царя (хотя он доверял гетману как долголетнему служащему), однако то, что он совершил ошибку – очевидно, в том числе и для него самого. он чувствует свою вину перед родными казненных. описание царя во время битвы есть воплощение вербализация уважения к нему и патриотизма: «раздался звучный глас петра: «за дело, с богом! » из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит петр. его глаза сияют. лик его ужасен. движенья быстры. он прекрасен, он весь, как божия гроза. идет».

Темы

  1. В начале поэмы «Полтава» тесно переплетаются основные темы семьи и любви. Часто случается, что чем старше человек, тем большую ценность представляет для него семья. Кочубей дорожит своей дочерью, однако сама она предает родителей. Мазепа, однако, не вписывается в приведенный выше тезис. Он стар, но не имеет семьи. В нем преобладает дух авантюризма, он в первую очередь гетман, а потом любовник, семьянин.
  2. Любовь между Мазепой и Марией в поэме представлена как чувство настоящее, бескорыстное, светлое. Единственное, что осталось человеческого от гетмана. Все свои шаги он обдумывает с позиции реакции на них своей возлюбленной. Важно заметить, что любовь к нему Марии побеждает любовь к отцу, что часто соответствует реальной жизни.
  3. Тема патриотизма начинается там, где читатель узнает о готовящемся предательстве. При этом нельзя сказать, что Мазепа не патриот. Можно любить родные края и свою страну, но быть против действующей власти. Для Пушкина эта тема – не пустой звук. По описаниям батальных сцен видно, как высока его национальная идентичность: «Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам»; или «Ура! мы ломим; гнутся шведы».

Тематика поэмы «Полтава» может быть расширена, если Вы попросите об этом Многомудрого Литрекона в комментариях.

Проблемы

Проблематика поэмы «Полтава» выстроена вокруг двух предательств. Вообще, проблема предательства проходит прочной нитью через все творчество Пушкина (вспомним, например, драму «Борис Годунов»). Этот вопрос глубоко волновал его, он возвращался к его переосмыслению посредством исторических событий снова и снова.

  • Губительная страсть предстает как уничтожающая сила. Во-первых, она уводит Марию из родного дома. Во-вторых, желание Кочубея отомстить за дочь приводит его на помост в руки палача. В-третьих, сам Мазепа из-за личных обид и оскорбленного достоинства проигрывает битву и бежит, спасаясь от преследования правосудия.
  • Проблема безграничной алчности Мазепы, перерастающей в измену родине, в войну (не между шведами и русскими, но еще более горькую между гетманом и возненавидевшим его бывшим товарищем Кочубеем) лежит глубже, чем вышеописанные проблемы, поскольку определяет все остальные.

Главная мысль

Одно из редких произведений, которые четко показывают авторскую позицию. Пушкин критикует Марию за предательство родителей и за побег из семьи, а Мазепу — за предательство Петра и побег после поражения. В этом смысле они похожи: горячие сердца, активные, живые, способные совершить поступок. Однако для обоих эта деятельность заканчивается крахом. Таким образом, смысл поэмы «Полтава» — прославление верности и порицание предательства, даже обусловленного любовью или национальной идеей.

Это также одна из первых поэм, написанных Пушкиным-государственником. Поэтому основная идея в произведении «Полтава» – прославление подвигов царя и русской армии. Несмотря на промах, связанный с Кочубеем, Петр показан как сильный и уверенный в себе правитель, чьи преобразования привели к усилению армии и тем самым к победе.

Чему учит? 

Что же хотел сказать автор «Полтавы»? Во-первых, он показал современникам Мазепу с новой стороны. Изобразив его ранимым и честолюбивым, аморальным владыкой, оппортунистом и конформистом, Пушкин показал, как личные мотивы могут определять судьбы тысяч людей. Во-вторых, он ввел в поэму мораль, предписывающую каждому из нас оставаться верным отечеству и своей семье.

Прочитав поэму, можно сделать несколько выводов. Во-первых, даже если семья для человека не является главной ценностью, нельзя отвергать ее. Во-вторых, даже ближайший друг и боевой товарищ может оказаться врагом, поэтому необходимо быть осмотрительным.

«Полтава» также заставляет задуматься о великих личностях в истории и о том, какая ответственность за каждое принятое решение лежит на них. Современникам и потомкам остается лишь обсуждать их деяния, когда все кончено, но правители действуют сиюминутно, полагаясь лишь на имеющуюся осведомленность и интуицию.

Критика

Пушкин гордился своем творением, но современники были иного мнения. Они не считали правдоподобной любовь Марии к Мазепе. Самого гетмана называли «злым дураком». Были вопросы и к названию поэмы. 

«Почему назвал он свою поэму «Полтавою», которая поставлена у него почти в невидимом уголке? Главное действие только скользит, так сказать, мимо Полтавы. ». 

Н. И. Надеждин сравнивал поражение Карла с литературным поражением Пушкина при написании «Полтавы». Он считал ее ниже всех прочих его произведений с точки зрения языка, стилистики.

Хвалили поэму за народность, за точное изображение русского ума и русской души. «Сердце трепещет, когда читаете, например. .. ответ Кочубея Орлику. .. ». По мнению Ф. Булгарина, лучшее место в поэме – изображение казака, везущего к Петру донос на Мазепу.

Автор: Александр Ладонцев

Метки: 8 класс9 классАлександр Пушкинпоэма Полтаваразбор

Читайте также:

Рождение Российской Империи.

Твердый переплет из черных матерчатых досок, позолоченные заголовки, в почти отличном состоянии, пыльная упаковка в почти отличном состоянии. Первое издание, стр. 294. Понедельник, 26 июня 1709 года, стал датой одного из самых кровавых и значительных военных столкновений в европейской истории. Полтавская битва знаменует собой конец эпохи величия Швеции и начало подъема и расширения на запад обширной Российской империи, повлиявшей на последующую историю бесчисленных миллионов жителей Восточной Европы.

На унылой равнине, недалеко от незначительного городка в самом сердце России на Украине, армия короля Швеции Карла XII, превосходящая численностью четыре к одному, столкнулась с армией царя России Петра Великого. Шведское командование не было непривычно к такому порядку: бесчисленное количество раз в течение предыдущих девяти лет в боях, бушевавших в Дании, Германии, Польше, Прибалтике и в самой России, оно сталкивалось с такими же или худшими трудностями и неизменно выходило победителем. . Ни изнуренное состояние их войск, ни слабая огневая мощь, ни неисправный порох не мешали им теперь полагаться на грубую храбрость и холодное оружие, железную дисциплину, вдохновляющее присутствие своего короля и благосклонную руку Бога. Однако в этот день Бог перестал улыбаться шведскому оружию. В подробном аналитическом отчете о том, что именно пошло не так, эта книга оживляет ужас войны 18-го века: мы чувствуем запах кровавой бойни на поле боя, присоединяемся к обреченным людям в их героической последней атаке и чувствуем агонию раненых и умирающих. Множество свидетельств очевидцев из писем, дневников и воспоминаний позволяет нам услышать голоса тех, кто был там. Центральная драма подкреплена глубоким пониманием действующих экономических, политических, социальных и военных факторов. По окончании битвы царь Петр писал, что «последний камень в основание Санкт-Петербурга уже заложен». Между тем, шведский хозяин из 49500 человек, которые двинулись на Москву в предыдущем году, фактически сократились до разбитого остатка из 1300 человек, избежавших смерти или плена, перейдя Днепр со своим королем. И хотя неукротимый Карл еще десятилетие продолжал вести Северную войну против своего все более торжествующего врага, шрамы, оставленные в шведской психике, были таковы, что с точки зрения всемирной истории, по выражению автора, Швеция «сошла со сцены и заняла место среди зрителей».

Название: Полтавская битва: Рождение Российской империи.

Имя автора: Инглунд, Питер.

Edition: 1-е издание

Номер ISBN: 0575051078

ISBN-13: 9780575051072

Расположение. 0003

Состояние книги: Почти хорошее

Состояние оболочки: Почти хорошее

Тип: Книга

Категории: История, Военная история

Код продавца: 011446


Анализ знаний студентов высших учебных заведений г. Полтавы о вреде употребления наркотиков

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2018;71(7):1295-1297.

Голованова Ирина А 1 , Владислав А Смиянов 2 , Плужникова Татьяна В 1 , Владимир I Поцелуев 2 , Елена В Филатова 1

Принадлежности

  • 1 Высшее государственное образовательное учреждение Украины, Украинская медицинская стоматологическая академия, г. Полтава, Украина.
  • 2 Сумской государственный университет, г. Сумы, Украина.
  • PMID: 30448799

Голованова Ирина А и др. Вид Лек. 2018.

. 2018;71(7):1295-1297.

Авторы

Голованова Ирина А 1 , Владислав А Смиянов 2 , Плужникова Татьяна В 1 , Владимир I Поцелуев 2 , Елена В Филатова 1

Принадлежности

  • 1 Высшее государственное образовательное учреждение Украины, Украинская медицинская стоматологическая академия, г. Полтава, Украина.
  • 2 Сумской государственный университет, г. Сумы, Украина.
  • PMID: 30448799

Абстрактный

Цель: Введение: Актуальность темы обусловлена ​​тем, что в последние годы в Украине растет доля молодежи, употребляющей наркотические средства и психоактивные вещества. Сегодня в мире насчитывается более четверти миллиарда наркоманов. В это число входят и те, кто хотя бы раз пробовал наркотики. Среди них — около 27 миллионов наркоманов, нуждающихся в лечении. Цель: проанализировать знания студентов высших учебных заведений Полтавы по различным вопросам, связанным с наркоманией.

Пациенты и методы: Материалы и метод: 600 анкет студентов, обучающихся в вузах (г. Полтава). Использовались следующие методы: историко-аналитический и библиосемантический, медико-статистический, социологический, системный подход и системный анализ.

Полученные результаты: Результаты: Студенческая молодежь ответила на различные вопросы, которые были представлены в анкете, о различных проблемах, связанных с наркоманией. 26 % респондентов указали, что знают места, где можно приобрести наркотики. На вопрос «Знаете ли вы, что такое наркотики?» только 7 % ответили «Нет». 2,5 % опрошенных встречались с наркопотребителями на улице. 13 ± 1,51 % (р<0,05) респондентов признались, что их раздражает критика за употребление наркотических средств, и только 9± 1,25 % (р<0,05) чувствовали себя виноватыми в жестоком обращении.

Заключение: Выводы: Студенты должны быть осведомлены о проблеме употребления психоактивных веществ, знать законодательную базу по предупреждению потребления, оборота и любых манипуляций с психоактивными веществами.

Ключевые слова: Полтава; анализировать; вредоносность; студенты; наркотическая зависимость.

Похожие статьи

  • Факторы риска курения среди студентов высших медицинских учебных заведений украины.

    Голованова И.А., Смиянов В.А., Хорош М.В., Смиянов Ю.В., Смиянова Л.И. Голованова И.А., и соавт. Вид Лек. 2018;71(6):1175-1181. Вид Лек. 2018. PMID: 30267496

  • Двигательная активность как основа здорового образа жизни студенческой молодежи.

    Грибань Г.П., Яворская Т.Ю., Ткаченко П.П., Кувалдина О.В., Дихтяренко З.М., Ероменко Е.А., Литвиненко А.М., Хреса Н.В., Охрименко И.М., Овчарук И.С., Пронтенко К.В. Грибань Г.П. и соавт. Вид Лек. 2020;73(6):1199-1206. Вид Лек. 2020. PMID: 32723953

  • Анализ заболеваемости и инвалидности детей г. Полтавы.

    Беликова И.В., Плужникова Т.В., Краснова О.И., Звягольская И.Н., Деревянко Т.В. Беликова И.В. и соавт. Вид Лек. 2020;73(6):1296-1298. Вид Лек. 2020. PMID: 32723972

  • Татуировки: Оценка знаний об осложнениях здоровья и их профилактике среди студентов университетов Трисити.

    Роговска П., Щерковска-Добош А., Качоровска Р., Сломка Ю., Новицкий Р. Роговска П. и др. J Космет Дерматол. 2018 фев; 17 (1): 27-32. doi: 10.1111/jocd.12479. Epub 2017 28 декабря. J Космет Дерматол. 2018. PMID: 29285860 Обзор.

  • Злоупотребление наркотиками и наркомания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *