Полтава год написания: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Полтава (поэма) | это… Что такое Полтава (поэма)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Полтава (значения).

Полтава — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву, ]а. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние народных песен, сказочных мотивов на её содержание и характер изображения её персонажей.

Содержание

  • 1 Действующие лица поэмы
  • 2 Сюжет
  • 3 Цитаты
  • 4 Интересные факты
  • 5 Исполнение
  • 6 Примечания

Действующие лица поэмы

  • Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман
  • Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья
  • Любовь — жена его
  • Мария Кочубей — их дочь (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
  • Пётр Великий — русский царь
  • Карл XII — шведский король

Сюжет

Действие происходит на Украине в городе Полтава. Поэма состоит из трёх песен.

В первой песне повествуется о Марии, дочери генерального судьи Кочубея и крестника, украинского гетмана Мазепы, ставшего, согласно сюжету, любовником Марии.[1] Упоминаются также события Великой Северной войны.

Во второй песне рассказывается о неудачной интриге Кочубея, направленной на устранение Мазепы, о последовавшей казни Кочубея, которую Мария не предотвратила. За исключением роли Марии, данная часть сюжета основана на исторических фактах.

В третьей песне идет описание перехода Мазепы на сторону Швеции, описываемого русскими источниками как измена, собственно Полтавской баталии и дальнейшей судьбы героев.

Цитаты

Оригинальный текст  (англ.)  

The power and glory of the war,
Faithless as their vain votaries, men,
Had pass’d to the triumphant Czar.
Мощь и слава войны,
Как и люди, их суетные поклонники,
Перешли на сторону торжествующего царя.

Байрон

— Мазепа (Байрон)

Интересные факты

Читая поэму Пушкина «Полтава», не один, вероятно, читатель остановился в недоумении на строках 378-й и следующей, которые звучат так:

Во тьме ночной они, как воры,
Слагают цифр универсалов…

«Универсалами» назывались на украинском языке тех дней гетманские указы. Слово «цифр» здесь употребляется в смысле ], тайнопись[2].

Исполнение

Художественное чтение

  • 1934 — Антон Шварц.2 Хрестоматийный
    [3]
    отрывок «Полтавский бой» слушать
  • 1948 — Василий Качалов [4]
  • 1960 — Всеволод Аксенов [4]

Радиоспектакли

  • 1947 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Михаил Лебедев; Мазепа — Борис Оленин; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Борис Нечаев; Мать Марии — Евдокия Турчанинова; Орлик — Григорий Кириллов. Композитор Виссарион Шебалин. [4]
  • 1953 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Рубен Симонов; Мазепа — Михаил Астангов; Мать — Елизавета Алексеева; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Андрей Абрикосов; Орлик — Владимир Осенев. [4]
  • 1975 — Страницы поэмы читают Константин Вахтеров и Наталья Литвинова. Редактор Мириам Ашкинезер. [4]
  • 1981 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Алексей Консовский; Кочубей — Владимир Самойлов; Мазепа — Леонид Марков; Мария — Ирина Акулова; Мать — Нина Архипова; Орлик — Агрий Аугшкап. Режиссёр Вера Дубовская
    [5]
    . Редактор Татьяна Абрамова. слушать
  • 1987 — Авторский текст читает Кирилл Лавров. Режиссёр Евгений Агафонов. слушать
Поэмы Александра Пушкина

Руслан и Людмила | Кавказский пленник | Гавриилиада | Бахчисарайский фонтан | Цыганы
Граф Нулин | Полтава | Домик в Коломне | Медный всадник
Фрагменты: Вадим | Братья-разбойники | Тазит | Езерский | Анджело

Примечания

  1. Историческими источниками подтверждаются лишь сватовство Мазепы к дочери Кочубея и отказ родителей.
  2. Депман И. Я. История Арифметики. — изд. «Просвещение», Москва, 1965, стр.90
  3. Фонохрестоматия по литературе Э.Конокотина (1973) [1]
  4. 1 2 3 4 5 Литературно-драматический раздел Радиофонда каталога Гостелерадиофонда [2]
  5. Толоконникова И. Вслед за пушкинской строкой… — Телевидение. Радиовещание, 1982, № 6. О премьере «Полтавы» в радиотеатре. [3]

Анализ поэмы «Полтава» (А. С. Пушкин)

Автор: Guru ·

А. С. Пушкину не давали покоя мысли о будущем России, которое «прочными нитями» было связано с её историческим прошлым. Изучая историю своей страны, писатель прекрасно понимал, какую неоценимую роль в становлении государства сыграл Петр Великий. Император мечтал о процветании России, о том, чтобы она заняла достойное место среди других европейских держав. Смелым, храбрым, трудолюбивым сынам России, свято выполняющим свой долг перед Отечеством, посвятил поэму «Полтава» Пушкин. Произведение проникнуто духом высокого патриотизма и свободолюбия.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Композиция
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы и проблемы
  • 7 Главная мысль
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

Поэма написана в 1828 году. Отдельным изданием выходит в марте 1829. Пушкин посвящает поэму Марии Волконской, отважной женщине, самозабвенно отправившейся в сибирскую ссылку вслед за мужем-декабристом.

В названии произведения нашло своё отражение историческое событие, произошедшее 27 июня 1709 года. Озаглавив поэму «Полтава», автор посвящает её русским солдатам, совершившим ратный подвиг ради светлого будущего отчизны.

Одним из источников замысла книги была поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский». Пушкин высоко ценил это произведение поэта-декабриста. Леденящие кровь картины казней и мятежей, омрачающие первые годы правления Петра, многострадальная судьба Кочубея – всё это не могло оставить писателя равнодушным.

Созданию поэмы предшествует обращение автора к многочисленным историческим источникам, среди которых значительное место занимает описание «свейской» (шведской) войны. Книга была составлена приближенными царя по его достоверным материалам. Пушкин изучает свод материалов о Петре в «Деяниях Петра Великого» историка конца XVIII века Голикова, а также труд Бантыша-Каменского по истории Украины.

Однако Александр Сергеевич, будучи писателем, не отражает в произведении все «документальные» указания ученых. Так, три доноса Кочубея на Мазепу он объединяет в один. Писатель создаёт образ влюбленного казака, о котором нет сведений в документах. Историческую Матрену Кочубей Пушкин превращает в Марию. Эти изменения, сделанные гениальным художником, усиливают выразительность поэмы.

Жанр, направление, размер

«Полтава» — первая историко-героическая трагедия Пушкина. Автор использует множество элементов, убедительно свидетельствующих о реализме гениальной поэмы: исторически верное изображение деталей прошлого, широкий круг персонажей, из которых каждый имеет самостоятельное значение, глубокое раскрытие внутреннего мира героев, близость языка к народной речи.

Поэма написана четырехстопным ямбом. В повествование включены портретные зарисовки Марии и Мазепы, дано описание пейзажей, есть сцены допроса и казни, «развёрнута» гениальная картина Полтавской битвы. Пушкин дополняет свой рассказ историческими пояснениями и отступлениями о политических настроениях общества начала XVIII века.

Композиция

Композиция поэмы, при всей своей сложности, поражает четкостью, последовательностью и слаженностью. Мыслями о родине и судьбах людей объединяются отдельные части поэмы: романтическая история «преступной» дочери, поучительная повесть о ненужном удовольствии, суровый рассказ о кровавом преступнике и торжественная песня о герое-патриоте.

«Полтава» проникнута глубоким духом народности, как в содержании, так и в стиле произведения. Преобладает величавая интонация. Могучую выразительность поэмы усиливают разнообразие и быстрая смена различных типов предложений. Они то разворачиваются в длинные периоды, приобретая характер трибунной, взволнованной речи, то сжимаются в короткие фразы. В поэме выделяются лирически окрашенные обращения к героям («Мария, милая Мария…») и бытовые эпизоды с просторечной фразеологией.

Суть

1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. У Кочубея, генерального судии, есть прекрасная дочь — Мария, которой он очень гордится. Мазепа, пожилой крестный девушки, тайно питает к ней теплые чувства. Через некоторое время тайно увозит ее из отчего дома. Кочубей, не в силах простить оскорбление, нанесенное его семье, пишет донос на гетмана Петру I. Однако царь не верит словам опозоренного отца, и Кочубея казнят вместе с его верным последователем Истрой.

В произведении есть не только романтическая, но и историческая сюжетная линия. Мазепа, заключив договор со шведским королем Карлом XII, хочет отделить Украину от Российского государства. 27 июня 1709 года происходит масштабное полтавское сражение между войсками Петра и Карла XII. Бой выигрывает Петр Великий, а Мазепа, вместе с королем вынужден бежать, тем самым признав свое поражение. Более подробно основные события из книги мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Степанович Мазепа — удрученный годами украинский гетман. Умен, хладнокровен и хитер. В нем живет мятежная и ненасытная душа, рождающая в сердце неутомимый преступный жар. Государственный изменник, закоренелый в коварствах и злодеяниях. Поэт со строгостью патриота сурово перечисляет пороки падшего гетмана: злобность, мстительность, ненависть к людям, отсутствие благодарности. Мазепа с легкостью проливает человеческую кровь, с каждым разом искореняя в своем сердце последние крупицы жалости и сострадания. Для него нет отчизны, он предательств никогда не забывает не только в душе, но и на деле. Никогда не забывает и не прощает нанесённых ему обид.
  2. Мария — дочь Кочубея. Ее лицо обрамляют черные локоны, взгляд сияет чистотой, а стан поражает стройностью. Нежна и разумна. Отличается скромностью. Девушка обладает мужественным характером, иначе она не смогла бы пойти против воли отца и матери. Увлечена воинской славой гетмана, песни которого она очень любила петь. До последнего момента не осознавала, какое страшное деяние совершила. Ее окутал любовный дурман, сладкие речи Мазепы проникли в самое сердце, заставив уснуть разум. Однако пробуждение не заставило себя долго ждать. Став свидетельницей гибели отца, девушка сходит с ума. Горе побеждает разум.
  3. Василий Леонтьевич Кочубей — украинский генеральный судья. Храбр и мужественен. Ему не чужды честь и любовь к родине. Глубоко оскорблен Мазепой, когда тот похищает его дочь. Жажда мести находит приют в его сердце. После того, как Петр I не верит его доносу на гетмана, с достоинством переносит наказание за клевету. Сначала его жестоко пытают, а затем казнят на глазах у сотен зрителей.
  4. Пётр Великий – первый Всероссийский император. А. С. Пушкин в каждом своем произведении, посвященном Петру, освещает различные стороны его облика. В поэме «Полтава» царь выступает как воитель, полководец и патриот. Автор рисует внешность Петра в стиле героических портретов XVIII века: сияющие глаза, внушающее ужас лицо, быстрые движения. Портретная зарисовка соответствует духовному облику героя. Петр выступает в поэме как организатор военной мощи России. Он, словно молния, стремительно появляется на страницах произведения. Его думы заняты мыслями о родине и ее благе.
  5. Карл XII — шведский король. Храбр, но честолюбив. Ведет себя легкомысленно, вступая в стычку с казаками накануне Полтавского боя. В результате получает тяжелую травму ноги, которая не позволяет ему участвовать в сражении.
  6. Любовь — властная жена Кочубея. Разделяет взгляды мужа и всячески его поддерживает. В ней пылает огонь страсти, гордости и жажды справедливости. Нетерпелива и умна.
  7. Филипп Орлик – генеральный писарь, гетманов делец. Обладатель «каменного» сердца. Жесток, расчетлив. Получает удовольствие, расправляясь с врагами Мазепы. После смерти «хозяина» получает от Карла XII пустой титул малороссийского гетмана.

Темы и проблемы

  1. Тема войны раскрывается в произведении ярко и живо. Великолепная картина Полтавского боя достигает высшего звучания. Фрагменты битвы следуют один за другим в определённой последовательности: начало сражения, победа над отдельными отрядами врагов, появление Петра и «несомого» Карла, и, наконец, решающий момент боя и бегство шведской армии. Точность и зримость описания достигают того эффекта, когда читатель «ощущает» себя свидетелем происходящей битвы.
  2. Тема любви звучит на протяжении всей поэмы. При всем своем лукавстве Мазепа полон искренней любви к Марии. Но коварство честолюбца не отступает перед старческой любовью. Злые замыслы в гетмане сильнее, чем его чувство к девушке. Он лжет ей, когда говорит, что любит ее больше власти и славы.
  3. Тема великодушия и милосердия. Одержав победу в битве, Петр не убивает своих противников. Он «ласкает» пленников и поднимает за них заздравный кубок.
  4. Пушкин использует выразительное противопоставление для создания двух обликов: Петра и Карла. Во время Полтавского сражения могучий и радостный, Петр проносится перед полками, а бледный, недвижимый Карл, которого несут на носилках, оказывается раненным в бесполезной схватке с казаками. Художественный приём антитезы помогает раскрыть мысль поэта о том, что победа русских — не случайная удача. Она была предопределена победой высоких идей, за которые боролся Петр.
  5. Проблема духовной слепоты является одной из ключевых в поэме. Мария любит Мазепу. Она жертвует всем ради старого гетмана. Ей приходится совершить страшное предательство, покинув отца и мать. Властолюбец, словно искуситель, завораживает сердце наивной девушки. Он буквально вырывает из несчастной дочери роковое «разрешение» на казнь отца. Мария не понимает зловещего смысла страшного вопроса: «Отец или супруг тебе дороже?»
  6. Проблема предательства и тщеславия. Мазепа предает не только бывшего друга, похищая крестницу, но и втаптывает в землю доверие Петра, пытаясь отделить Украину от Российской империи.
  7. Может ли в падшей душе появиться проблеск совести и искреннего раскаяния? Вопреки всем своим злодеяниям Мазепа все же чувствует смущение при мысли о том, какие страдания он готовит Марии. Казнить отца в ответ на нежные и искренние чувства, которые испытывает к нему девушка! Недаром гетману кажется, что обвинительными очами смотрят на него звезды ночи, и что тополя, словно судьи, шепчутся о нем. Страшной пустотой терзается он, возвращаясь с казни Кочубея. Увидев опустевший по его вине двор судьи, он испытывает чувство страха и дрожит, как под топором, под грозящим перстом безумной Марии.
  8. Проблема «слепой» доверчивости. Пушкин показывает Петра не только как полтавского героя, но и как доверчивого и простосердечного человека. Не подозревая подвоха, он убежден в искренности Мазепы. Царь не верит в измену потому, что сам не изменял. Но, когда становится известна правда, Петр стремится исправить свою ошибку, призывая к себе семьи Искры и Кочубея, проливая с ними слезы и осыпая их милостями.

Главная мысль

В поэме А. С. Пушкин восхваляет мощь России и призывает к подвигам во имя счастья страны. Главная идея автора заключается в том, что никакие перипетии, как внешние, так и внутренние, не способны разрушить единство многонационального российского государства. Это происходит потому, что в России всегда больше преданных и честных людей, которые скорее умрут, чем отрекутся от своей правды.

Также смысл, заложенный автором, говорит о том, что залогом сохранения страны является уважение к семье. Она и есть фундамент государства. Когда вражда селится в доме, среди родных и близких, разрушается основа основ. Тот, кому не жаль разрывать кровные узы дочери и родителей, не остановится перед любым преступлением. Поэтому каждый человек должен ответственно и честно выстраивать отношения с окружением, иначе его нравственное падение предрешено.

Чему учит?

Поэма учит любви к Родине. Только надежные и верные защитники могут отразить атаку неприятеля и сохранить русскую землю в целости. Любовь к отчизне начинается с семьи, поэтому каждый человек должен оберегать свой домашний очаг.

Автор призывает не забывать о том, что даже самые искренние последователи через некоторое время могут «поменять маску» и без какого-либо зазрения совести предать близкого человека. Писатель убеждён, что нельзя пренебрегать отчим домом и родными людьми, причиняя им тем самым страшные страдания.

Критика

«Полтава» — одно из величайших произведений Пушкина. Однако большинство критиков встречают поэму отрицательно. Они поголовно утверждают, что Мария не может любить честолюбивого старика. Самого же Мазепу называют «злым дураком». В журналах становится популярно сравнение, что Александр Сергеевич, написав столь новаторское произведение, терпит поражение, словно Карл XII на поле битвы.

Пушкин встречает критические отклики с удивлением. Его расстраивает, что «Полтава» не имеет должного успеха. Однако критики просто не понимают своеобразия поэмы, глубину раздумий поэта и народность его стиля.

В. Белинский же считает «Полтаву» удавшимся произведением. Он тонко отмечает, что в поэме много оригинального и самобытного. Однако и его не все удовлетворяет. Рецензент считает ошибкой Пушкина то, что первые две песни заняты романтическими событиями, между тем как Петр и Полтавская битва описаны лишь в третьей песне.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Полтава – край художественного и литературного вдохновения

Полтава – великий город с великой историей. Мы помним этот город как город, в котором зародилась украинская история и культура, давший Украине гениев, чьи имена навсегда останутся в истории. Живописные пейзажи и ни с чем не сравнимый дух Полтавы и Полтавщины тронули души таких великих писателей, как Иван Котляревский, Николай Гоголь, Тарас Шевченко и Александр Пушкин. Есть много причин, по которым Полтава является идеальным местом для знакомства с украинской историей и культурой.

Первое, что вы должны знать, это то, что город Полтава довольно маленький, но пусть это не заставляет вас думать, что в нем нет особых достопримечательностей или историй, которые можно услышать. На самом деле компактный размер города является преимуществом, если вам не нравится тратить много времени на поездку из одного места в другое, или если у вас просто не так много свободного времени. Начав с главной достопримечательности, а именно Круглой площади, вы можете уверенно идти к Соборному Майдану, где вы найдете Успенский собор, знаменитый памятник Полтавской Галушке и старейший храм Полтавщины — Спасская православная церковь. Другими значимыми культурно-историческими достопримечательностями являются Белая беседка, Иванова гора и Крестьянский берег.

Конечно, не стоит забывать, что еще один важный аспект путешествий — знакомство с людьми, живущими в городе. Их темперамент и относительный уровень гостеприимства дадут вам более полное представление о месте, которое вы посещаете. И если вы оцениваете Полтаву по ее жителям, есть большая вероятность, что город может получить ваш самый высокий балл. Полтавчане, как правило, добрые, дружелюбные и всегда расскажут вам о более замечательных местах, которые стоит увидеть, они очень гордятся тем, что являются местными жителями. Не каждый город может похвастаться своими зелеными насаждениями, но в Полтаве вас удивит обилие парков и скверов. Так что если вы планируете поездку в Полтаву, то, пожалуй, лучше всего бронировать поездку весной или летом и любоваться красивыми пейзажами и, конечно же, посетить Полтавский дендрарий!

Даже если вас не интересуют городские достопримечательности или природа, есть много других занятий! Полтава также известна своими многочисленными музеями. Среди них Музей Полтавской битвы, Музей-усадьба Ивана Котляревского, Полтавский краеведческий музей, Мемориальный литературный музей и музей-усадьба Панаса Мирного, Музей космонавтики и авиации… Список можно продолжать, но если вам нужно выбрать только во-первых, посетить Полтавский художественный музей. Коллекция музея основана на произведениях полтавского художника Николая Ярошенко. Несмотря на уничтожение большей части коллекции во время Великой Отечественной войны, двери Полтавского художественного музея по-прежнему открыты для гостей города. Музей поразит вас яркими произведениями мастеров, среди которых Клара Петерс, Марчелло Баччарелли, Иван Шишкин, Франческо Гварди, Иван Репин. Если вы хотите узнать больше о современной арт-жизни Полтавы, есть также новая площадка для молодых художников Jump Art Gallery, которая может похвастаться чередующимися выставками..

Полтава вдохновляет не только художников, но и писателей. Окрестности города горячо любил и с нежностью описывал один из самых загадочных авторов девятнадцатого века — Николай Гоголь. Полтавчане, в свою очередь, с любовью и честью вспоминают его имя. Во время прогулки по городу ваше внимание может привлечь красивое здание с колоннами: это театр им. Н. В. Гоголя, особое место с уникальной историей. Сегодня на сцене театра представлен современный и классический репертуар, но одними из самых популярных мероприятий являются концерты Полтавского симфонического оркестра.

Память о Гоголе жива не только в городе — отголоски жизни автора можно найти во многих местах Полтавщины. Например, Музей-заповедник Н. В. Гоголя — отреставрированная усадьба семьи Гоголь-Яновских, которая находится в деревне Васильевка (современное Гоголево). Это место, где Гоголь вырос и познал всю специфику украинской традиции и исторических обрядов. Даже когда писатель переехал в Санкт-Петербург, ему удалось сохранить связь с культурой своего дома через письма, которыми он обменивался с матерью.

Стоит совершить еще одну поездку в поселок с известным названием Диканька, оживленное место, которое знакомит нас с жизнью Кочубеев. Там вы найдете триумфальную арку, церковь Святого Николая, Кочубейскую усыпальницу и Свято-Троицкую церковь. В самом сердце Диканьки есть два совершенно особенных места: четыре шестисотлетних дуба и сиреневая роща. Существует легенда, что роща была засажена разными цветами сирени для одной из дочерей Кочубея, которая болела неизлечимой болезнью. С тех пор, во время цветения рощи, в Диканьке отмечают «Песни сиреневой рощи» — незабываемое событие для гостей поселка.

Полтава — красивое и знаковое место. Он наполнен воспоминаниями о далеком прошлом, но все же заставляет вас чувствовать себя как дома. К сожалению, вы не найдете Полтаву в списке обязательных к посещению городов Украины. Не каждый сможет открыть для себя великолепные места и оценить радостный дух этого города. Тем не менее, если вы все-таки решите посетить Полтаву, чтобы увидеть все своими глазами, то вас тепло встретят и щедро вознаградят за любопытство.

 

Книжное обозрение Полтавы 1709 года: Битва и миф

Сергей Плохий, редактор. Полтава 1709: Битва и миф . Гарвардские статьи в серии украиноведения. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт Гарвардского университета, 2012. ISBN 978-1-932650-09-9. Карты. Иллюстрации. Заметки. Индекс. Стр. xxv, 703. 29,95 долларов США (мягкая обложка).

Полтавская битва (1709 г.) произошла на Украине между войсками Петра I (годы правления 1682-1725) и Карла XII, шведского (годы правления 169).7-1718) рассматривается как решающее событие в Северной войне (1700-1721). Карл XII временно разгромил коалицию Дании, России и Польши и Саксонии в начале этого длительного конфликта. Однако после зачистки в Речи Посполитой шведский монарх вновь обратил свое внимание на Россию. Шведское вторжение было остановлено русскими под Полтавой в 1709 году, и Карл XII был вынужден отступить с остатками своей армии на территорию Османской империи. Россия будет признана великой державой в Балтийском регионе. Поражение под Полтавой явилось фактором упадка Швеции как великой державы. И неудачная поддержка гетманом Иваном Мазепой Карла XII против царя привела к серьезному откату независимости Украины.

В Украинском научно-исследовательском институте Гарварда состоялась встреча группы международных ученых, посвященная 300-летию Полтавской битвы в 2009 году. Битва и ее значение в русской и украинской истории и культуре. Читателей International History больше всего заинтересуют статьи о военном и геополитическом значении Полтавы.

Обсуждая Полтавскую битву, доктор Дональд Островский, преподаватель Высшей школы Гарвардского университета, оспаривает традиционное мнение о том, что Петр I взял устаревшую армию, довел ее до стандартов западной армии и победил Карла XII в бою. Вместо этого Островский предполагает, что царь унаследовал армию, которая уже подвергалась вестернизации со времен правления его отца, царя Алексея (годы правления 1645–1676). Но в начале Северной войны Карл XII разбил русские войска, осаждавшие шведскую крепость Нарву (1700 г.). Царь считал, что его армия потерпела поражение, потому что его кавалерия отступила, оставив пехоту перед лицом атаки шведов. Он списал это на неопытность (с.92). Что изменилось в следующие девять лет, так это набор и подготовка Петром I большого количества драгунских (конно-пехотных) полков. Ему нужны были драгуны, чтобы противостоять большому количеству конных войск, задействованных в шведской армии. Автор показывает, что Швеция отличалась от западных армий тем, что почти пятьдесят процентов армии Карла XII состояла из конных войск (с. 90).

В 1708 году армия Карла XII вторглась на территорию России. Русские отступили и применили степную тактику выжженной земли, чтобы создать проблемы с логистикой и ослабить шведскую армию. Карл XII был вынужден повернуть свою армию на юг, на Украину, в поисках поддержки и припасов. В июне 1709 г., шведская армия наступала на укрепленные позиции гораздо более многочисленной русской армии. Островский показывает, что Петр I использовал под Полтавой двадцать шесть драгунских полков и четыре драгунских эскадрона (с. 89). Эти полки, как указывает Островский, «соответствовали шведским драгунским и кавалерийским полкам, на которые опирался Карл XII» (стр. 82). Драгуны, около 30 000 из 70 000 русских войск под Полтавой, служили как кавалерией, так и пехотой, давая русским высокомобильную силу, чтобы противостоять любым действиям шведов в битве (стр. 9).5). Драгуны позволили российской пехоте и артиллерии одержать победу.

Доктор Питер Б. Браун, профессор кафедры изучения России и Восточной Европы Колледжа Род-Айленда в Провиденсе, предполагает, что победа Петра I под Полтавой была результатом долгой эволюции участия русской армии в так называемой Военной революции или то, что он любит называть «гонкой вооружений в Европе раннего Нового времени». Эта трансформация военного вооружения началась при царе Иване III в конце 1480-х годов, проявилась в войне царя Алексея против Польши и Литвы в Тринадцатилетней войне (1654-1667), войнах русских против османов в конце семнадцатого века и достигла кульминации при Петре. Мой успех против Швеции в Полтаве.

В своем эссе д-р Пол Бушкович, профессор истории Йельского университета, рассматривает влияние победы России в Северной войне на вопрос о местной автономии во время правления Петра I. Прибалтийские провинции Эстляндия и Ливония. В первом случае победа русских была катастрофой для Украинской Гетманщины как автономной политической единицы в составе Российского государства. Царь не забыл и не простил поддержки гетманом Иваном Мазепой шведского Карла XII. Победа России привела к значительному сокращению политической автономии. С другой стороны, успех России освободил прибалтийские провинции от Швеции и привел к восстановлению политической автономии в регионе.

Аналогичным образом доктор Роберт И. Фрост, профессор истории раннего Нового времени в Абердинском университете в Шотландии, обращает наше внимание на влияние победы русских на Речи Посполитой. Король Станислав I Лещинский, поддерживаемый Карлом XII с 1704 года, потерял свой престол, и Август II Саксонский был восстановлен в качестве монарха Польши и Литвы. Историки традиционно указывают на этот период как на начало господства России над Речью Посполитой и упадком международного положения Польши-Литвы. Но Фрост показывает, что недавние исторические взгляды не согласны с этой интерпретацией, утверждая, что Россия еще не была в состоянии доминировать в Содружестве. Тем не менее, Фрост считает, что недостаточно доказательств того, что победа под Полтавой привела к спирали польско-литовской зависимости от России.

«Вопреки распространенному мнению, победа под Полтавой не вывела Россию в ряды европейских держав» (с.188). Сосредоточив внимание на геополитике Западной Евразии, доктор Джон ЛеДонн из Центра российских и евразийских исследований Гарвардского университета и Украинского исследовательского института объясняет полное геополитическое значение Полтавской битвы. Основные державы Западной Евразии в то время состояли из России, Швеции, Польши-Литвы и Османской империи. Передовая политика Петра I была направлена ​​против Швеции, Польши-Литвы и Османской империи. Россия победила Швецию под Полтавой, в результате чего Швеция и Речь Посполитая ослабли. «В конечном счете, — по словам Ледонна, — победа под Полтавой превратила Россию в величайшую державу Западной Евразии и заложила основу для долговременной наступательной политики против турок с целью достижения гегемонии в бассейне Черного моря» (с. .187).

В очерках Полтава 1709: Битва и миф представлены самые разные взгляды на Россию, Украину и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *