Положительные моменты французской революции: Плюсы и минусы Великой французской революции

Содержание

Плюсы и минусы Великой французской революции

Плюсы и минусы > История > Плюсы и минусы Великой французской революции

Великая французская революция произошла в конце XVIII века, это было крупнейшее событие в европейской истории. Идеи Просвещения, недовольство крестьянства и нарождающейся буржуазии старыми порядками, кризис монархического уклада стали ее причинами. В ней принимали участие все слои общества, она объявила равенство всех людей от рождения.

Начавшись 14 июля 1789 г. со взятия Бастилии, революция завершилась приходом к власти Наполеона в ноябре 1799 г. Ее события отозвались эхом во всем мире, они изменили Францию и Европу.

Основные этапы

Во Франции конца XVIII века господствовали дворянство и духовенство. Меньше всего прав было у представителей третьего сословия:

  1. Крестьянства (девять десятых населения страны)
  2. Буржуазии (банкиры, торговцы)
  3. Рабочих и городской бедноты

Крестьянин, этот

«мул государства» (по выражению Ришелье), страдал от непомерных налогов и сборов. Неурожай 1788 года, следом суровая зима привели к голоду и обнищанию населения. Буржуа были презираемы аристократами и хотели большего веса в обществе. Рабочие и плебс не имели ни прав, ни собственности.

Созванные королем Людовиком XVI в мае 1789 г. Генеральные штаты не утвердили новые налоги. Третье сословие объявило о создании Национального собрания и потребовало конституции. Народное восстание в Париже не позволило королю разогнать депутатов.

Дальнейшие события:

  1. 1792 г. — Франция объявлена республикой, казнен Людовик XVI
  2. 1793 г. — к власти пришли якобинцы, сторонники радикальных мер; введение террора
  3. 1794 г. — термидорианский переворот, к власти приходит крупная буржуазия
  4. 1799 г. — генерал Бонапарт устанавливает власть трех консулов

Плюсы французской революции

Десять лет революции перевернули весь уклад французского государства. Можно отметить положительные моменты:

  • Отмена сословий, уничтожение привилегий дворянства и духовенства. Дворянство паразитировало на крестьянском труде, духовенство обогащалось и вело мирской образ жизни. Революция отменила наследственное дворянство, национализировала церковное имущество, церковники стали чиновниками.
  • Свержение прогнившей монархии. Система управления государственными делами была неэффективной, королевский двор пребывал в роскоши, процветала коррупция.
  • Провозглашение равенства всех людей. В Средние века человек рождался господином или рабом, французская революция впервые громко заявила о равных правах всех людей.
  • Изменение финансовой системы
    . Налоги стали платить по размеру доходов и имущества.
  • Рост патриотизма. В течение всей революции велись войны с внешним врагом. Угроза независимости страны сплотила все слои общества, сформировала французскую нацию.
  • Развитие промышленности, торговли. Были сняты ограничения на гильдии (до революции ремесленники могли заниматься только одним видом деятельности). Убраны препятствия в торговле (внутренние таможни).
  • Созданы избираемые органы власти. Талантливые и способные люди получили больше возможностей пробиться к управлению страной. Представители третьего сословия стали участвовать в законотворчестве.
  • Принятие конституций, в которых обозначены права людей на равенство перед законом, на собственность, на работу.
  • Административная реформа, поделившая государство на департаменты, округа и коммуны. Управление стало более эффективным.
  • Распространение идей по всему миру. В Латинской Америке страны – колонии добились независимости, в Европе одна за другой в 19 веке рушились старые монархии, формировался более прогрессивный строй.

Минусы революции

Главный лозунг революции («свобода, равенство, братство») не был воплощен в жизнь, ход событий и последствия реформ имели негативные моменты:

  • Крестьяне и рабочие не стали свободными. Часть крестьян получила в собственность или в аренду земельные участки, но большинство по-прежнему осталось вынуждено батрачить на господ, платить непосильные налоги и еле сводить концы с концами. Развитие промышленности дало работу значительному числу людей, но эксплуатация рабочих только увеличилась.
  • Высокий имущественный ценз для участия в выборах
    . Органы власти стали выборными, но право избирать имели люди с определенным доходом и имуществом. Поэтому огромные массы простого люда не имели возможности влиять на состав власти, на политику и принимаемые решения.
  • Закон Ле-Шапелье о запрете рабочих стачек и организаций. Возникавшие одна за другой фабрики и различные производства требовали дешевую рабочую силу, но рабочие не могли поднимать свой голос против низкой оплаты, тяжелых условий труда, длинного рабочего дня. Нарождающийся капитализм требовал прибыли любой ценой.
  • Огромное количество жертв. По некоторым оценкам, погибло 2 млн граждан от террора, и до 2 млн солдат и офицеров в войнах. В годы якобинской диктатуры «республиканская бритва» (так прозвали гильотину, изобретение некоего «доктора Гильотена»), унесла жизни тысяч людей. Казнили за недостаточный энтузиазм, за высказывание недовольства действиями властей.
  • Деспотизм, завершивший годы перемен и потрясений. Генерал Бонапарт, захватив власть и позднее провозгласивший себя императором, создал авторитарный режим, далекий от идеалов революции. После его свержения в 1815 г. во Франции была восстановлена монархия, против которой бился народ, штурмуя Бастилию.

Итоги

Причины и значение Великой французской революции по-разному истолковываются. Современные этим событиям монархические режимы Европы с ужасом взирали на потрясение основ. Для стран, борющихся за независимость от колониальных властей, революция во Франции была вдохновляющим примером. Одни историки видят в ней бунт против старых порядков, другие считают, что люди восстали против неумелых реформ, навязывающих новые буржуазные отношения. По мнению некоторых мыслителей, Франция пришла бы к такому же результату за 10-15 лет мирным путем, без насилия, восстаний и войн.

Каразин Василий Назарович



Каразин Василий Назарович

1773-1842

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Василий Назарович Каразин

Каразин Василий Назарович (1773-1842), российский просветитель, ученый. Основатель Харьковского университета (1805). Автор либеральных проектов преобразования государственного строя и народного хозяйства. Труды по метеорологии, агрономии, конструированию сельскохозяйственных машин и др.

+ + +

Каразин Василий Назарович [30.1(10.2).1773, с. Кручик, ныне Богодуховского района Харьковской области, ‒ 4(16).11.1842, Николаев], русский и украинский либерально-дворянский просветитель, общественный деятель и учёный, основатель Харьковского университета. Из дворян. Испытал влияние идей Великой французской революции и был одно время близок с А. Н. Радищевым. Общественно-политические воззрения Каразина были противоречивы. В письме Александру I (1801) Каразин предлагал ограничить самовластие «непреложными законами», облегчить положение крепостных крестьян, ввести гласность суда, развивать народное просвещение, промышленность и торговлю и прочее. Проекты Каразина содержали решительную критику многих отрицательных сторон существовавшего самодержавного строя. Каразин подвергался репрессиям: в 1820 году на полгода был заточен в Шлиссельбургскую крепость, находился под надзором полиции, не имел права жить в Петербурге и Москве. Со временем Каразин отошёл от прогрессивных взглядов и подчёркивал свою приверженность монархическому образу правления. Отмену крепостного права считал недопустимой. Положительное значение имели работы Каразина о рациональном ведении сельского и лесного хозяйства и деятельность созданного им Филотехнического общества (1811‒1818).

Л. Б. Светлов.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.


Каразин Василий Назарович (30.I.1773 — 4.XI.1842) — русский либерально-дворянский просветитель, общественный деятель, основатель Харьковского университета. Родился в Харьковской губернии в дворянской семье. Испытал известное влияние идей французской буржуазной революции конца 18 века и был одно время близок с А. Н. Радищевым, от которого воспринял ряд мыслей о государственном устройстве России.

Общественно-политические воззрения Каразина, выраженные в многочисленных проектах и планах, были крайне противоречивы. В письме Александру I (1801) Каразин предлагал ограничить самовластие «непреложными законами», облегчить положение крепостных крестьян, ввести гласность суда, развивать народное просвещение, промышленность, торговлю и пр. Однако со временем Каразин отошел от этих прогрессивных планов и неизменно подчеркивал свою приверженность монархическому образу правления. Отмену крепостного права считал недопустимой. В 20-х годах 19 века дошел до прямого доносительства на прогрессивных деятелей и писателей. Проекты Каразина содержали и положительные моменты — решительную критику многих отрицательных сторон существовавшего строя, за что Каразин неоднократно подвергался репрессиям: в 1820 году на полгода был заточен в Шлиссельбург, затем находился под надзором полиции, не имел права жить в Петербурге и Москве. Положительное значение имели и работы Каразина о рациональном ведении сельского и лесного хозяйства и др.

Л. Б. Светлов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА — КАРАКАС. 1965.

Сочинения: Разные бумаги из собрания В. Н. Каразина, равно как его статьи и о нем, М., 1861; Сочинения, письма и бумаги, X., 1910.

Литература: Абрамов Я. В., В. Н. Каразин (основатель Харьковского ун-та). Его жизнь и обществ. деятельность, СПБ, 1891; Багалей Д. И., Просветит. деятельность В. Н. Каразина, X., 1893; Светлов Л. Б., Рукописное наследие А. Н. Радищева, «Новый мир», 1956, No 6; Слюсарский А. Г., В. Н. Каразин, его научная и обществ. деятельность, X., 1955; В. Н. Каразин. 1773-1842. Биобиблиография, X., 1953.


Каразин Василий Назарович (1773- 1842), русский либерально-дворянский просветитель, общественный деятель. Образование получил вольнослушателем в Петербургском горном корпусе. Испытал известное влияние идей французской буржуазной революции, был одно время близок с А. Н. Радищевым. Однако в целом его общественно-политические воззрения оставались крайне умеренными. Каразин был одним из инициаторов создания Харьковского университета (1805) и активно занимался научной деятельностью, в том числе изучением народонаселения. Он впервые в отечественной науке поставил и частично разрешил проблему изучения естественного прироста населения в различных сословно-социальных группах. Основной труд Каразина в этой области посвящен изучению воспроизводства населения губерний Слободской Украины за 1808-1817 годы. В нем Каразин рассмотрел некоторые особенности воспроизводства движения городского населения, крепостных и государственных крестьян, военных поселенцев. В результате исследования им была обнаружена более высокая смертность крепостного крестьянства в сравнении с другими группами сельского населения.

А. Л. Перковский.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д. И. Валентей. 1985.


Далее читайте:

Каразин В.Н. Польский вопрос в 1839 году. // «Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1870 г. Том II. Санкт-Петербург, 1870, стр. 307-313.

Лобойко И.Н. В.Н. Каразин. (И.Н. Лобойко. Мои воспоминания. Мои записки. М., 2013, с. 133-135).

Сочинения:

Сочинения, письма и бумаги, Хар., 1910.

Литература:

Каразин В. Н., Биобиблиография, Хар., 1953.

Светлов Л. Б., Рукописное наследие А. Н. Радищева, «Новый мир», 1956, № 6;

Слюсарский А. Г., В. Н. Каразин, его научная и общественная деятельность, Хар., 1955;

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Влияние Французской революции: насколько оно было прогрессивным?

Какое влияние оказала Французская революция? Читайте дальше о 10 способах, которыми она продвигала дела свободы, братства и равенства…

1

Она дала нам Декларацию прав человека и гражданина

Она дала нам Декларацию прав человека и гражданина (август 1789 г. ). Этот набор принципов (на которых революционеры должны были основывать новую конституцию) включал: свободу личности, равенство прав и возможностей, национальный суверенитет, свободу вероисповедания, свободу слова и свободу политических мнений.

2

Привела к введению религиозных свобод

Французская революция привела к введению религиозных свобод. В декабре 1789 г. протестанты получили гражданские права; в сентябре 1791 г. евреям были предоставлены полные гражданские права.

3

Покончила с системой привилегий

4 августа 1789 г. прекратилась система привилегий, согласно которой одно лицо имело особые права или льготы, на которые другое лицо не имело права. Это включало налоговые льготы для дворянства.

4

Дал право голоса

Дал активным гражданам (соответствующим налоговым критериям) право голоса. Затем, со свержением монархии, различие между активными и пассивными гражданами было упразднено, что дало избирательное право всем гражданам мужского пола.

5

Равные права на правосудие и защиту в соответствии с законом

Всем гражданам (активным и пассивным) предоставлены равные права на правосудие и защиту в соответствии с законом.

6

Конец благородному статусу

В июне 1790 года, в связи с прекращением наследственных привилегий, дворянский статус был упразднен.

7

Больше прав для женщин

Женщинам были предоставлены многие социальные и юридические права, основанные на принципах равенства. В новых законах о наследовании говорится, что все дети в браке, независимо от пола, должны наследовать в равной степени после смерти родителей. Женщинам и мужчинам был предоставлен равный доступ к разводу на простых основаниях несовместимости, что сделало развод гражданским делом, легким и доступным. Женщины активно участвовали в некоторых политических клубах и добились того, что их голоса были услышаны.

8

Конец рабству

4 февраля 1794 года революционеры издали декрет о немедленном прекращении рабства. Позже Наполеон Бонапарт насильственно восстановил рабство на тех территориях, которые все еще принадлежали Франции, но не на Сан-Доминго, где сохранилась свобода, прежняя рабы воевали и держали. Революционеры издали указ о немедленном прекращении рабства 4 февраля 1794 года. Позже Наполеон Бонапарт насильственно восстановил рабство на тех территориях, которые все еще принадлежали Франции, но не на Сен-Доминго, где сохранилась свобода, за которую боролись и сохраняли бывшие рабы.

  • Подробнее: Гаитянская революция: порабощенные африканцы, восставшие против Франции

9

Пытки объявлены незаконными

Хотя смертная казнь была сохранена, гильотина была введена, чтобы сделать смертную казнь менее бесчеловечной чем затяжные казни при старом режиме.

  • Подробнее: Гильотинированные во время Французской революции: кровавая история через 7 отрубленных голов

10

Повышение личной свободы

Конституция 1791 г. декриминализовала гомосексуальные действия – в соответствии с принципами личной свободы.

Эта статья впервые была опубликована в августовском выпуске журнала BBC History за 2021 год

Чему мы можем научиться у Французской революции сегодня?

Если Французская революция 1789 года была таким важным событием, посетители столицы Франции Парижа часто задаются вопросом, почему они не могут найти никаких следов Бастилии, средневековой крепости, штурм которой состоялся 14 июля 1789 года?был самым драматичным моментом революции? Решив уничтожить то, что они считали символом тирании, «победители Бастилии» немедленно приступили к сносу сооружения. Даже колонна посреди оживленной площади Бастилии не связана с 1789 годом: она увековечивает память тех, кто погиб поколением позже во время другого восстания, «Июльской революции» 1830 года.

Наследие Французской революции не в физических памятниках, но и в идеалах свободы, равенства и справедливости, которые до сих пор вдохновляют современные демократии. Амбициознее американских революционеров 1776 г., французов 1789 г.боролись не только за свою национальную независимость: они хотели установить принципы, которые заложили бы основу свободы для людей во всем мире. В Декларации независимости Соединенных Штатов кратко упоминаются права на «свободу, равенство и стремление к счастью», не объясняя, что они означают и как их следует реализовать. Французская «Декларация прав человека и гражданина» разъясняла права, включающие свободу и равенство, и обрисовывала в общих чертах систему правления, основанную на участии, которая давала бы гражданам возможность защищать свои права.

Гораздо более открыто, чем американцы, французские революционеры признали, что сформулированные ими принципы свободы и равенства ставят фундаментальные вопросы, касающиеся таких вопросов, как положение женщин и оправдание рабства. Во Франции, в отличие от США, эти вопросы обсуждались горячо и открыто. Первоначально революционеры решили, что «природа» лишает женщин политических прав и что «властная необходимость» диктует сохранение рабства в заморских колониях Франции, чьи 800 000 порабощенных рабочих превосходили численностью 670 000 в 13 американских штатах в 1789 году. .

Однако по мере развития революции ее законодатели предпринимали более радикальные шаги. Закон, дающий новое определение браку и узаконивший развод в 1792 году, предоставил женщинам равные права предъявлять иски о раздельном проживании и опеке над детьми; к тому времени женщины сформировали свои собственные политические клубы, некоторые открыто служили во французской армии, а красноречивая «Декларация прав женщины» Олимпии де Гуж настаивала на том, чтобы им было разрешено голосовать и занимать должности. Женщины добились такого большого влияния на улицах революционного Парижа, что заставили законодателей-мужчин попытаться объявить их деятельность вне закона. Почти в то же время в 179 г.4, столкнувшись с массовым восстанием порабощенных чернокожих в самой ценной карибской колонии Франции, Сен-Доминго, Французское национальное собрание отменило рабство и сделало его бывших жертв полноправными гражданами. Чернокожие были депутатами французского законодательного собрания, и к 1796 году черный генерал Туссен-Лувертюр был официальным главнокомандующим французскими войсками в Сен-Доминго, который в 1804 году стал независимым государством Гаити.

Инициативы Французской революции, касающиеся прав женщин и рабства, — всего лишь два примера того, как французские революционеры экспериментировали с радикальными новыми идеями о значении свободы и равенства, которые все еще актуальны. Но Французская революция важна сегодня не только потому, что она предприняла такие радикальные шаги для расширения определений свободы и равенства. Движение, начавшееся в 1789 г.также показал опасность, связанную с попыткой переделать все общество за одну ночь. Французские революционеры первыми предоставили право голоса всем взрослым мужчинам, но они также первыми столкнулись с теневой стороной демократии, демагогическим популизмом и последствиями взрыва «новых медиа», трансформировавшего политическую коммуникацию. Революция стала первой полномасштабной попыткой навязать светские идеи перед лицом громкой оппозиции со стороны граждан, провозгласивших себя защитниками религии. В 1792 революционная Франция стала первой демократией, начавшей войну за распространение своих ценностей. Главным последствием той войны стало создание первой современной тоталитарной диктатуры, правления Комитета общественной безопасности во время правления террора. Через пять лет после окончания Террора Наполеон Бонапарт, прославившийся в результате войны, возглавил первый современный государственный переворот года , оправдывая его, как и многие диктаторы того времени, утверждением, что только авторитарный режим может гарантировать общественный порядок.

Тот факт, что Наполеон обратил вспять начатое революционерами расширение прав женщин и вновь ввел рабство во французских колониях, напоминает нам, что он, как и многие его подражатели в последние два века, определял «социальный порядок» как отказ от любого расширительного определения. свободы и равенства. Наполеон также отменил значимые выборы, положил конец свободе печати и восстановил общественный статус католической церкви. Будучи преисполнен решимости сохранить и даже расширить зарубежные завоевания революционеров, он продолжил войну, которую они начали, но теперь французские армии сражались за создание империи, отбросив любые претензии на то, чтобы принести свободу другим народам.

Актуальность Французской революции для современных дебатов является причиной, по которой я решил написать Начало нового мира: история Французской революции (2020), первый всеобъемлющий отчет об этом событии на английском языке для всеобщего сведения. читателей за более чем 30 лет. Однако, посвятив свою карьеру изучению и преподаванию истории Французской революции, я очень хорошо знаю, что это было больше, чем идеалистический крестовый поход в защиту прав человека. Если падение Бастилии остается неизгладимым символом стремления к свободе, то другой общепризнанный символ Французской революции, гильотина, напоминает нам о том, что это движение также было отмечено насилием. Американские отцы-основатели, чей отказ рассмотреть вопрос о предоставлении прав женщинам или прекращении рабства, который мы сейчас справедливо ставим под сомнение, имели здравый смысл не допустить, чтобы их разногласия превратились в кровопролитную вражду; никому из них не пришлось задуматься, как это сделал французский законодатель Пьер Верньо накануне своей казни, что их движение, «подобно Сатурну, пожирает собственных детей».

Трудно не прийти к выводу, что существует связь между радикализмом идей, возникших во время Французской революции, и насилием, характерным для этого движения. В своей книге я знакомлю читателей с персонажем, «Отцом Дюшеном», который стал олицетворением популистских импульсов революции. Сегодня мы бы назвали отца Дюшена мемом. Он не был реальным человеком: вместо этого он был персонажем, знакомым публике в популярных театрах Парижа, где он выступал в качестве представителя простых людей страны. Когда началась революция, ряд журналистов начали публиковать брошюры, предположительно написанные отцом Дюшеном, в которых они требовали, чтобы Национальное собрание делало больше для бедных. Небольшие газеты, которые использовали его имя, поместили на первой полосе грубую гравюру на дереве, изображающую отца Дюшена в грубой рабочей одежде. Отец Дюшен с топором над головой, двумя пистолетами за поясом и мушкетом на боку был визуальным символом связи между революцией и народным насилием.

Элита обогатилась за счет народа, и ее нужно было заставить разделить свою власть

Хотя его грубый язык и его постоянная угроза прибегнуть к насилию оттолкнули более умеренных революционеров, отец Дюшен был живым воплощением одного из основных принципов, включенных в Декларацию прав человека и гражданина. В шестой статье этого документа утверждалось, что «закон есть выражение всеобщей воли» и обещалось, что «все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его установлении». Вымышленное послание отца Дюшена читателям, какими бы бедными и необразованными они ни были, заключалось в том, что обычный человек может претендовать на голос в политике.

Великий гнев и великая радость отца Дюшена, радикальная и подстрекательская брошюра Эбера. Courtesy Musée Carnavalet, Paris

Подобно современным популистам, отец Дюшен имел простую политическую программу. Элиты, правившие Францией до 1789 года, обогатились за счет народа. Их нужно было заставить поделиться своей властью и богатством. Когда революция не сразу улучшила жизнь масс, отец Дюшен обвинил более умеренных лидеров движения, обвинив их в использовании его в своих интересах. Журналисты, писавшие под именем отца Дюшена, использовали красочные выражения с примесью непристойностей; они настаивали на том, что их вульгарность свидетельствует о том, что они «говорят все как есть». Их тон был мстительным и мстительным; они хотели, чтобы их цели были унижены и, во многих случаях, отправлены на гильотину. Самый успешный журналист отца Дюшена, Жак-Рене Эбер, построил политическую карьеру благодаря своему успеху в использовании средств массовой информации. В разгар террора он протолкнул создание «революционной армии», контролируемой его друзьями, чтобы запугать врагов революции, и, казалось, был на грани захвата власти.

Максимилиан Робеспьер и его коллеги по Комитету общественной безопасности, принадлежащие к среднему классу, опасались, что популистское движение Эбера может лишить их власти. Они решили, что у них нет другого выбора, кроме как противостоять Эберу и его последователям, даже если это будет означать отчуждение «основы» простых парижан, знаменитых санкюлотов . Используя ту же клеветническую тактику, которую усовершенствовал отец Дюшен, они обвинили Эбера в сомнительных интригах с иностранцами и других сомнительных действиях. Как и многие хулиганы, Эбер быстро потерял сознание, когда столкнулся с серьезными противниками, решившими дать отпор; толпа, приветствовавшая его отправку на гильотину в марте 179 г. 4 было больше, чем для многих казней, которые он спровоцировал. Но он и другие отцы Дюшен, а также их коллеги-женщины, матушки Дюшен, которые процветали в некоторые периоды революции, много сделали для того, чтобы превратить движение из благородного крестового похода за права человека в открытое для всех движение. в котором могли быть услышаны только самые громкие голоса.

Двойственное наследие демократического импульса Французской революции, столь ярко воплощенное в образе отца Дюшена, подчеркивает то, как движение началось в 1789 году.остается и источником вдохновения, и предупреждением для нас сегодня. За более чем 200 лет, прошедших после штурма Бастилии, никто не сформулировал человеческое стремление к свободе и справедливости более красноречиво, чем французские революционеры, и никто не показал более ясно, какие опасности может вызвать одностороннее стремление к этим целям. создавать. Карьера самого известного из радикальных французских революционеров, Робеспьера, является наиболее ярким подтверждением этого факта.

Робеспьера помнят, потому что он был самым красноречивым защитником диктатуры, созданной в самый радикальный период революции, месяцы, известные как Царство Террора. Речь Робеспьера о принципах революционного правления, произнесенная 25 декабря 179 г.3, бескомпромиссно доказывал правомерность крайних мер для победы над теми, кого он называл «врагами свободы». Как это ни парадоксально, настаивал он, единственный способ создать общество, в котором граждане могли бы пользоваться личными свободами, обещанными в Декларации прав, — это приостановить действие этих прав до тех пор, пока противники революции не будут окончательно побеждены.

Коллеги Робеспьера по всемогущему Комитету общественной безопасности выбрали его для защиты своей политики, потому что он был не просто сторонником жестких мер против их противников. С того времени, как он впервые появился на сцене в качестве одного из 1200 депутатов Генеральных штатов, созванных Людовиком XVI в мае 1789 г.коллеги-законодатели признали ум молодого провинциального адвоката и его непоколебимую приверженность идеалам демократии. Аристократ-ренегат граф де Мирабо, самый видный представитель революционных «патриотов» в 1789 году, но часто циничный прагматик, быстро оценил своего коллегу: «Этот человек далеко пойдет, потому что верит всему, что говорит». Дюшен, Робеспьер всегда тщательно одевался и говорил на чистом, образованном французском языке. Другие революционные лидеры, такие как красноречивый оратор Жорж Дантон, с удовольствием присоединялись к уличным мятежным толпам; Робеспьер никогда лично не принимал участия ни в одном из взрывов насилия Французской революции. Тем не менее, никто больше не ассоциируется с жестокостью Эпохи Террора, чем Робеспьер.

Сводить наследие Робеспьера к его связи с террором — значит упускать из виду важность его роли как одного из самых красноречивых сторонников политической демократии в истории. Когда большинство депутатов революционного Национального собрания Франции попыталось ограничить полные политические права более состоятельным представителям мужского пола, Робеспьер напомнил им об утверждении Декларации прав о том, что свобода означает право голоса при принятии законов, которые граждане должны были подчиняться. «Является ли закон выражением всеобщей воли, когда большее число тех, для кого он создан, не может способствовать его формированию?» — спросил он. Задолго до наших сегодняшних дебатов о неравенстве доходов он осуждал систему, которая давала реальную политическую власть в руки богатых: «А что за аристократия! Невыносимее всего — у богатых». В первые годы революции Робеспьер твердо отстаивал свободу печати и призывал к отмене смертной казни. Когда белые колонисты утверждали, что Франция не может экономически выжить без рабства, Робеспьер воскликнул: «Лучше погибнуть колониям, чем отказаться от принципа!»

Большинство населения не было готово принять радикальное секуляристское движение

Объясняя, как Робеспьер, принципиальный защитник свободы и равенства, всего за несколько коротких лет стал ведущим сторонником системы революционного правления, которая предвещала 20-е тоталитарных диктатур века, пожалуй, самая большая проблема в защите наследия Французской революции. Робеспьер не был невиновным, и в последние месяцы своей короткой политической карьеры — когда он умер, ему было всего 36 лет — его неуклюжие столкновения с коллегами нажили ему опасное количество врагов. Однако, в отличие от отца Дюшена, Робеспьер никогда не воспринимал насилие как самоцель, и внимательное изучение его карьеры показывает, что он часто пытался найти способы ограничить ущерб, причиняемый политикой, которую он изначально не одобрял. В 1792, когда большинство его коллег-радикалов-якобинцев поддержали призыв к революционной войне для обеспечения безопасности Франции путем свержения окружающих ее враждебных монархий, Робеспьер предостерег от иллюзии, что другие народы повернутся против своих собственных правительств, чтобы поддержать французов. «Никто не любит вооруженных миссионеров», — настаивал он, предупреждение, к которому недавние лидеры США могли бы прислушаться.

Когда такие радикалы, как Эбер, начали кампанию по «дехристианизации» Франции, чтобы заставить замолчать оппозицию усилиям движения по реформированию католической церкви и распродаже ее имущества на благо революции, Робеспьер обуздал их. Он признали, что большинство населения не готово принять радикальное секуляристское движение, стремящееся превратить церкви в «храмы разума» и вешать на кладбищах таблички, призывающие смерть к «вечному сну». Вместо этого Робеспьер предложил ввести очищенный и упрощенный «культ Высшего Существа», который, по его мнению, могли принять верующие, не отказываясь от своей веры в высшую силу и своей веры в бессмертие души.

Чтобы провозгласить новую государственную религию, Робеспьер объявил 8 июня 1794 года (20 прерия II года) Праздником Верховного Существа. Фестиваль был организован художником Жаком-Луи Давидом и проходил вокруг искусственной горы на Марсовом поле. Courtesy Musée Carnavalet, Paris

Робеспьер знал, что многие из злейших противников революции были мотивированы верностью католической церкви. Революция началась не как антирелигиозное движение. Согласно правилам, использованным на выборах в Национальное собрание Франции в 1789 г., четверть всех депутатов составляли священнослужители от католической церкви, учреждения, настолько вплетенного в ткань жизни населения, что вряд ли кто-то мог представить себе его исчезновение. Критика того, что церковь стала слишком богатой и что многие из ее верований не соответствуют стандартам разума, продвигаемым Просвещением, была широко распространена даже среди священников, но большинство надеялось увидеть религию, как и любой другой аспект французской жизни. возрожденные импульсами революции, а не уничтоженные.

Конфронтация революционеров с церковью началась не со спора о верованиях, а из-за острой необходимости справиться с кризисом государственных доходов, который в первую очередь вынудил короля Людовика XVI созвать национальное собрание. Решив избежать хаотического публичного банкротства и не желая повышать налоги на население, законодатели решили через четыре месяца после штурма Бастилии передать огромное имущество католической церкви «в распоряжение нации». Многие католические священнослужители, особенно малооплачиваемые приходские священники, которых возмущала роскошь, в которой жили их аристократические епископы, поддерживали экспроприацию церковной собственности и идею о том, что правительство, которое теперь взяло на себя ответственность за финансирование учреждения, имеет право реформировать его. Другие, однако, видели в реформе церкви прикрытие для вдохновленной Просвещением кампании против их веры, и большая часть мирян поддержала их. В одном регионе Франции крестьяне сформировали «католическую и королевскую армию» и восстали против революции, которая якобы была совершена в их интересах. Женщины, которые находили в культе Марии и женских святых источник психологической поддержки, часто были в авангарде этого религиозно вдохновленного сопротивления революции.

Для сторонников революции эта религиозная оппозиция их движению выглядела как общенациональный заговор, препятствующий прогрессу. Все более жесткие меры, принимаемые для подавления сопротивления церковной реформе, стали прообразом политики эпохи террора. Погружение в войну весной 1792 года, частично оправданное для того, чтобы показать внутренним противникам революции, что они не могут надеяться на какую-либо поддержку из-за рубежа, позволило революционерам определить нарушения, вызванные несгибаемыми католиками, как формы измены. Подозрения в том, что Людовик XVI, принявший требование об объявлении войны, и его жена Мария-Антуанетта втайне надеялись на быстрое поражение Франции, которое позволило бы иностранным армиям восстановить свои силы, привели к их тюремному заключению и казни.

Обвинения в иностранном вмешательстве в революционную политику, так называемый иностранный заговор, который предположительно включал выплату крупных сумм денег ведущим депутатам для продвижения особых интересов и подрыва французской демократии, были еще одним источником опасений, которые подпитывали царство террора. . Окунувшись в море «фейковых новостей», политические лидеры и рядовые граждане утратили всякое чувство перспективы и стали все более готовы поверить даже самым надуманным обвинениям. Робеспьер, чья личная честность принесла ему прозвище «Неподкупный», особенно быстро подозревал любого из своих коллег, которые, казалось, были готовы терпеть тех, кто обогатился за счет революции или имел контакты с иностранцами. Это была не жажда власти, а слабость Робеспьера видеть любое несогласие с ним как признак коррупции, что побудило его поддержать устранение многих других революционных лидеров, включая таких деятелей, как Дантон, которые когда-то были его близкими союзниками. Другие, более циничные политики присоединились к Робеспьеру в расширении царства террора, рассчитывая, что их собственный лучший шанс на выживание — это сразить своих соперников, прежде чем они сами станут мишенью.

Хотя токсичная политика ее наиболее радикальной фазы во многом дискредитировала революцию, «царство террора», которое длилось немногим более одного года из 10 между штурмом Бастилии и наполеоновским государственным переворотом , был также временем важных экспериментов в области демократии. В то время как тысячи простых французских мужчин и женщин оказались несправедливо заключенными во время террора, тысячи других — правда, только мужчин — впервые заняли государственные должности. Тот же самый революционный законодательный орган, который поддерживал Робеспьера и Комитет общественной безопасности, сделал первые шаги к созданию современной системы национального благосостояния и принял планы всеобъемлющей системы государственного образования. Революционная Франция стала первой страной, создавшей систему всеобщей воинской повинности и пообещавшей рядовым солдатам, что, если они проявят себя на поле боя, не будет звания, к которому они не могли бы стремиться. Идея о том, что обществу нужен привилегированный класс лидеров, чтобы функционировать, была оспорена как никогда раньше.

Среди людей скромного происхождения, достигших должностей, которых они никогда не могли достичь до 1789 года, был молодой артиллерийский офицер, чей сильный корсиканский акцент выдавал в нем провинциала: Наполеон. Будучи простым лейтенантом во время штурма Бастилии, он был произведен в генералы всего четыре года спустя после того, как произвел впечатление на брата Робеспьера Огюстена своим умением разгромить британские силы вторжения на южном побережье Франции. Через пять лет после свержения Робеспьера 27 июля 1794 г. – или 9Год II термидора, согласно новому календарю, который революционеры приняли, чтобы подчеркнуть свой полный разрыв с прошлым, — Наполеон объединился с рядом революционных политиков, чтобы свергнуть республиканский режим, возникший в результате революции, и заменить его тем, что вскоре стало система единоначалия. С тех пор захват власти Наполеоном приводится как свидетельство того, что Французская революция, в отличие от американской, по сути, потерпела неудачу. Часто говорят, что французские революционеры слишком быстро пытались произвести слишком много изменений, а жестокость движения оттолкнула слишком большую часть населения, что не позволило ему добиться успеха.

Принять этот вердикт Французской революции означает игнорировать важнейший, но малоизвестный аспект ее наследия: то, как действовали собственные лидеры движения, полные решимости избежать разрушительной политики эпохи террора после смерти Робеспьера. «выйти из террора», как выразился один историк, и создать стабильную форму конституционного правления. Годы, которые исторические книги называют периодом «термидорианской реакции» и периодом Директории, с июля 179 г.С 4 по ноябрь 1799 г. составляют половину десятилетия Французской революции. Они дают поучительный урок того, как общество может попытаться восстановить равновесие после того, как все обычные правила политики были нарушены.

Постробеспьеровская республика была повержена нелояльностью собственной политической элиты

Один простой урок посттеррорных лет революции, который усвоили многие последующие политики, состоит в том, чтобы винить во всех ошибках одного человека. После смерти Робеспьер превратился в «жаждущего крови тигра», который якобы хотел сделать себя диктатором или даже королем. Однако, прекрасно осознавая, что на самом деле тысячи других людей помогли заставить революционное правительство функционировать, преемники Робеспьера оказались перед необходимостью привлечь к ответственности по крайней мере некоторых других лидеров террора. Временами процесс выходил из-под контроля, как, например, когда разъяренные толпы убивали политических заключенных в городах на юге во время «белого террора» в 179 г.5. В целом, однако, республиканским лидерам после 1794 г. удалось убедить население в том, что эксцессы Террора не повторятся, даже если бы некоторые из людей у ​​власти были так же глубоко замешаны в этих эксцессах, как Робеспьер.

В течение пяти лет после казни Робеспьера Франция жила в условиях квазиконституционной системы, при которой законы обсуждались двухпалатным законодательным органом и обсуждались в относительно свободной прессе. Правда, в нескольких случаях Директория, правящий совет из пяти человек, «исправляла» результаты выборов, чтобы обеспечить себе власть, подрывая авторитет конституции, но массовые аресты и произвольные судебные процессы, ознаменовавшие Reign of Terror не повторялись. Политика Директории позволила экономике страны восстановиться после разрухи революционных лет. Жестокий по отношению к беднякам, идентифицировавшим себя с Отцом Дюшеном, он закрепил образовательные реформы, начатые во время террора. Наполеон будет опираться на успех Директории в создании современной централизованной системы управления. Сам он был одним из многих военачальников, которые позволили Франции победить своих континентальных врагов и заставить их признать ее территориальные приобретения.

Хотя законодательные дебаты в этот период отражали колебания против расширения прав, предоставленных женщинам в начале революции, принятые ранее законы не были отменены. Несмотря на активную кампанию перемещенных плантаторов, термидорианцы и Директория сохранили права, предоставленные освобожденным чернокожим во французских колониях. Чернокожие жители Сен-Доминго и Гваделупы избирались депутатами и принимали участие в парламентских дебатах. В Сен-Доминго черный генерал Лувертюр командовал французскими войсками, отразившими британское вторжение; к 1798, он был назначен губернатором колонии. Его власть была настолько велика, что американское правительство, к этому времени вовлеченное в «квазивойну» с Францией, вело переговоры напрямую с ним, надеясь оказать давление на Париж, чтобы положить конец преследованию американских торговых судов в Карибском море.

Постробеспьеровскую французскую республику больше всего погубила нелояльность ее собственной политической элиты. Еще до того, как Наполеон неожиданно вернулся из экспедиции в Египет, в которую он был отправлен в середине 179 г.8 многие из ключевых фигур режима решили, что конституция, которую они сами помогли разработать после падения Робеспьера, предоставляет соперникам слишком много возможностей бросить им вызов. То, что Наполеон обнаружил осенью 1799 года, было не страной на грани хаоса, а толпой политиков, соревнующихся друг с другом в планировании переворотов, чтобы сделать свои позиции постоянными. Он мог выбирать союзников, которые казались ему наиболее подходящими для его целей, зная, что ни у кого из них не было популярности или харизмы, чтобы противостоять ему после свержения Директории.

Таким образом, нельзя просто заключить, что история Французской революции доказывает, что радикальные попытки изменить общество обречены на провал или что диктатура Наполеона была неизбежным конечным пунктом, к которому была обречена революция. Но и нельзя просто приветствовать французское движение как предшественника современных идей о свободе и равенстве. Преследуя эти цели, французские революционеры обнаружили, как яростно некоторые люди — не только привилегированная элита, но и многие простые мужчины и женщины — могут сопротивляться этим идеям и насколько опасным может стать нетерпение их собственных сторонников. Оправдание Робеспьером диктаторских методов преодоления сопротивления революции имело под собой определенную логику, но открывало двери для многих злоупотреблений.

Однако, несмотря на всю свою жестокость и противоречия, Французская революция остается значимой для нас и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *