Половцы: степные ветры. Как они не давали Руси скучать
В истории России есть и такие народы, о которых мы знаем только из летописей и легенд. Они когда-то очень давно населяли наши земли, воевали или дружили с Русью (что, впрочем в иные времена мало чем различалось), соперничали с ней или вливались в неё со своей культурой и традициями, оставаясь в нашей исторической памяти и этногенезе. Сегодня мы рассказываем об одном из таких народов.
…Арабо- и персоязычные авторы называли их кипчаками. Византийские и мадьярские источники именовали их команами, куманами и кунами. В русских источниках этот народ известен как половцы. И это название знает каждый, кто хотя бы поверхностно знаком со «Словом о полку Игореве».
Собственно, этим «общеизвестные» представления о половцах – между прочим, в известной мере наших предках – и ограничиваются. И, признаться, научные знания тоже не сильно балуют нас подробностями.
Кто это такие и откуда пришли
Практически общепризнанно, что половцы – это тюркские племена. Историки полагают, что в этом конгломерате племён, который нельзя назвать этносом, изначально присутствуют тюркский и монгольский этнокультурные компоненты.
Первые сведения о кипчаках восходят к 40-м годам VIII в., когда в среднеазиатском регионе окончательно распался Тюркский (т.н. Второй Тюркский) каганат. Будучи потомками сиров, разбитых уйгурами, кипчаки вошли в состав Кимакского каганата, в котором находились в IX – начале XI вв. Кстати, «кипчак» – первоначально презрительное прозвище, данное уйгуруами побеждённым тюркам, означавшее «неудачники», «беглецы».
К началу XI в. кипчаки сумели полностью освободиться от опеки кимаков и стали претендовать на гегемонию в среднеазиатских и казахских степях. Именно в этот период само слово «кипчак» приобретает новое значение: теперь это «пустое, дуплистое дерево». Распад Кимакского каганата, обусловленный внешним давлением (новой волной кочевой экспансии, возглавляемой монгольскими племенами) и внутренними противоречиями, высвободил активные кипчакские племена, которые двинулись в западном направлении.
Проникновение кипчаков в степи Восточной Европы было широкой миграцией слабо связанных между собой политически тюркоязычных племён. Миграция развивалась по двум направлениям. В первом – южном, на Сырдарью, преобладал кипчакский элемент, поэтому в арабском мире встречали именно кипчаков. Кимакские племена доминировали во втором – западном направлении (в Поволжье). Этим объясняется распространение в Византии, на Руси и Восточной Европе названий «куманы», «половцы». Таким образом, привычное нам название «половцы» тюркские племена получили уже после продвижения в степи Северного Причерноморья.
В отечественной науке утвердилось мнение, что название «половцы» происходит от старославянского «плава» (солома), которым обозначали внешний вид новых кочевников. Из этого часть исследователей делает вывод, что там к тюркской и монгольской компоненте где-то ещё и европеоидная затесалась, а то и вовсе преобладала. Впрочем, тезис о «европеоидном преобладании» не подтверждается антропологическим анализом большинства половецких захоронений. В этой связи Е.Ч. Скржинская обратила внимание на географическую традицию русского летописания: в её версии слово «половец» обозначало не этническую характеристику, а место обитания кочевников – «ту» («он пол») сторону Поднепровья.
В середине XI в. ареал кочевания кипчаков (кимаков) простирался от Иртыша на востоке до Волги на западе. Современники назвали эту огромную территорию Дешт-и-Кипчак (Половецкая степь).
Увеличить карту
Вытеснив гузов, которые в свою очередь сменили печенегов, половцы стали окончательными хозяевами на юге Восточной Европы, вплотную приблизившись к границам Древнерусского государства. В современной историографии преобладает мнение о том, что половцы оказали огромное влияние на все стороны экономической, социально-политической и культурной жизни Руси в период феодальной раздробленности.
Беспокойные соседи и «многовекторность» по-русски
Первое летописное упоминание о появлении половцев у границ Руси относится к 1055 г. и содержится в одном из списков «Повести временных лет». В тексте указано: «В семъ лете приходи Болушь с половьци, и сотвори Всеволодъ миръ с ними, и возвратишася половци вспять, отнюду же пришли».[1]Несмотря на отсутствие каких-либо указаний в источнике на воинственное поведение половцев, в отечественной историографии ещё с XIX в. утвердилось восприятие кочевников, как враждебной «азиатской» силы, препятствующей экономическому и политическому развитию Руси.
Современный российский историк Александр Инков считает, что устоявшаяся в отечественной исторической литературе негативная оценка первых контактов Руси с половцами носит чисто умозрительный характер и не подтверждается источниками. Он также отмечает, что первая встреча не стала началом регулярных отношений Руси с половцами, поскольку была мимолётной, локальной и осталась практически незамеченной в русских землях.
Известно, впрочем, что с начала 60-х гг. XI в. отношения с половцами становятся регулярными и вдумчивыми: то есть кочевники начинают нападать на русские княжества. «Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Искал».[2] С этого времени и вплоть до монгольского нашествия половцы стали главным внешнеполитическим фактором развития Руси.
При этом надо помнить, что ослабление центральной власти при сыновьях Ярослава Мудрого не позволяло выстраивать единую линию отношений с кочевниками. Поэтому «суверенные» Ярославичи выстраивали половецкую политику кто во что горазд. Тем не менее, Изяслав, Святослав и Всеволод в 1068 г. предприняли совместный поход против половцев, который закончился полным поражением русских. Княжеская рать была разбита кочевниками в сражении на р. Альте. В дальнейшем противоречия между братьями привели к краху триединой политической системы на Руси, сложившейся после смерти Ярослава. Половцы, своим вторжением обострившие назревавшие противоречия между братьями, ускорили её крах.
Ослабление власти великого киевского князя, рост претендентов на великокняжеский престол и углубление междоусобицы способствовали активизации половецких набегов на русские рубежи. Инициаторами выступали как сами кочевники, искавшие наживу, так и русские князья, которые использовали половцев в качестве военной силы в междоусобных противостояниях. Так, относительно мирные отношения Черниговского княжества с половцами были обусловлены не столько географическим фактором (защищённость Чернигова от Степи лесами), сколько борьбой Черниговских князей за политическое преобладание на юге Руси. Летописи указывают, что в 1073, 1078 и 1079 годах отряды половцев поддерживали Святославичей в противостоянии Ярославичам.
Как отмечал автор первой и наиболее крупной работы по русско-половецким отношениям П.В. Голубовский, половцы выступали своеобразным регулятором политического равновесия на Руси: поддерживая в усобицах то одних, то других князей, они никому не давали усилиться настолько, чтобы подчинить себе остальных. Впрочем, прельщало кочевников, конечно, не «влияние на политические процессы», а банальная возможность невозбранно пограбить русские земли. Из тех же соображений половцы нередко помогали русским князьям в вооружённых конфликтах с «третьими сторонами» – поляками, булгарами…
Звонким булатом и мужским семейным авторитетом
К 1093-1094 гг. становится очевидной необходимость объединения усилий для сдерживания половцев. Однако князьям потребовалось почти десять лет для того, чтобы урегулировать взаимоотношения друг с другом. В начале XII в. меняется также военная тактика русских князей, которые переходят к активному наступлению. Убедительными победами закончились походы в половецкую степь 1103 и 1106 годов. А самым успешным и самым знаменитым стал поход 1111 года, организованный Владимиром Мономахом: разгром половцев в битве при Сальнице, взятие крупнейших становищ Шарукань и Сугров.
При этом русские князья не ограничивались исключительно военными акциями в отношениях с половцами, часто прибегая к «брачной» дипломатии. В 1107 г. Владимир Мономах женил своего сына Юрия на дочери половецкого хана Аепы, а в 1117 г. другой сын великого князя киевского Андрей Владимирович женился на внучке Тугоркана. Также узами брака связали себя с половецкими родами Святополк II и Святослав Ольгович.
В итоге благодаря дипломатии и успешным военным походам удалось вытеснить половецкие орды за Дон и Волгу, владения Мономаховичей расширились, и на южных и юго-восточных границах русских княжеств установилось относительное спокойствие.
Победы над половцами, впрочем, сыграли с Русью и злую шутку. С одной стороны, великий князь, будучи уверенным в ликвидации половецкой угрозы, отказался от союзнических отношений с другими кочевыми племенами – торками и печенегами, которые вносили свой вклад в поддержание безопасности на степных границах. С другой стороны, ослабление общей половецкой угрозы придало князьям бодрости в дроблении Руси. Если сыну Мономаха Мстиславу удавалось поддерживать верховенство Мономаховичей в отношении всех ветвей династии Рюриковичей, то после его смерти в 1132 г. киевские князья утратили контроль над Полоцком и Смоленском, что положило начало окончательному распаду Древнерусского государства.
В этих условиях половцы не только смогли восстановиться от поражений начала XII в., но с 40-х годов начали регулярно вторгаться в русские земли как для участия в противоборстве русских князей, так и ради добычи.
Половецкий натиск конца XII в. связан с формированием крупного кочевого объединения вокруг орда хана Кончака. Историк Г.А. Фёдоров-Давыдов писал: «Тенденции к полному объединению половцев под единой ханской властью прослеживаются только в конце XII – начале XIII вв. и связаны с деятельностью хана донских и донецких половцев Кончака, который в 1185 г. заявил о своих притязаниях и на днепровское объединение половцев. Однако деятельность Кончака не увенчалась успехом». Последнее объяснялось прежде всего ожесточенной борьбой за власть, что отрицательно сказывалось на боеспособности половецких войск.
В итоге подавляющая часть набегов второй половины XII в. успешно отражалась силами порубежных княжеств, поэтому половцы появлялись в русских княжествах главным образом в качестве наёмников местных князей, враждовавших между собой. Впрочем, и попытки русских князей повторить успешный поход Мономаха в половецкую степь оказывались неудачными – об одной такой конфузии Игоря Святославича Северского 1185 года как раз и повествует «Слово о полку Игореве».
Куда ушли и что нам оставили
Монгольское нашествие застало половецкую степь неспособной к объединённому отпору завоевателям. После неудачной попытки совместно с русскими князьями остановить монголов у р. Калки в 1223 г. половцы были вынуждены либо покинуть Половецкую степь, либо погибнуть.
Вторжение монголов в степи Причерноморья заставило половцев переселиться на Балканы, в Венгрию, Византию и Закавказье. Часть кипчаков ушла на Северный Кавказ, дав начало формированию кумыкского, карачаевского и балкарского этносов. Переселившиеся в Венгрию половцы (составляли там до 8 % общего населения) к XIV в. были полностью ассимилированы. В Болгарии и Византии половцы стали использоваться в качестве военной силы. Наконец, часть половцев бежала в русские княжества.
Пришедшие в Половецкую степь ордынцы постепенно стали ассимилироваться с половцами. Этот процесс нашел отражение в сочинении арабского автора ал-Омари: «В древности это государство (имеется в виду Золотая Орда) было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто от одного (с ними) рода, оттого что монголы (и татары) поселились на земле кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их (кыпчаков)».
Таким образом, став частью Золотой Орды, половцы приняли активное участие в этногенезе таких народов как казахи, татары, башкиры, киргизы, узбеки и других тюркоязычных народов.
Литература:
Гуркин С. В. Половцы евразийских степей (проблемы этнополитической истории VII – первая треть XII вв.) // Дисс… канд.ист. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
Инков А.А. Древняя Русь и кочевники южнорусских степей в X-XIII вв. (Русь и половцы). М., 2007.
Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.
Талашов М.В. Динамика русско-половецких отношений во второй половине XI-XII вв. // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 1. № 3.
Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.
Читайте также:
Иван Зацарин. Наш великий 1937-й. К 79-летию возвращения в Россию писателя Куприна
Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 6: разлад России с союзниками и вероятность сепаратного мира в 1916 году
Полина Яковлева. Второй фронт Клементины Черчилль
Иван Зацарин. Хороший парень, чуть не взорвавший мир. К 99-летию Джона Кеннеди
Иван Зацарин. К 19-летию раздела Черноморского флота: почему в итоге он ушёл к нам
Андрей Смирнов. Воссоединение Украины: как получилась Россия. Что об этом надо знать
Александр Шубин. Четыре Сталина, или Перспективный бренд современной политики
Дмитрий Михайличенко. Башкиры: жизнь в движении. Часть 3: свой путь в российском поле
Иван Зацарин. «Честный князь украл броненосцы», или Как утонула империя. К 111-летию Цусимы
[1] Повесть временных лет.
[2] Там же.
их история, описание, происхождение, культура, быт
Происхождение половцевПоловцы, они же кипчаки, они же куманы (в западном варианте), воинственный степной народ, живший по соседству, в том числе, с нашими предками – Киевской Русью. Соседство это было весьма неспокойным и много раз случались войны между половцами и Русью, а порой русские князья и вовсе использовали их в своих княжеских междоусобицах, часто половецкие ханы выдавали своих дочерей замуж за наших князей. Одним словом отношение Киевской Руси с половцами всегда было противоречивым от вражды до дружбы. В последний раз былые закадычные враги/друзья объединились перед новым грозным врагом – монголо-татарским нашествием, но увы, не устояли, Русь была разрушена и разграблена дотла, половцы же частично уничтожены монголо-татарами, частично смешались с ними, частично бежали на Запад, где поселились на территории Венгрии, поступив на службу венгерскому королю.
Происхождение
Но с чего все начиналось и вообще откуда пришли половцы? Ответить на эти вопросы не так уж и просто, учитывая тот момент, что сами половцы письменных свидетельств о себе не оставили, все что мы знаем об этом народе – из рассказов русских и болгарских летописцев, византийских и венгерских историков.
Впервые на страницах истории половцы всплывают в 1055 году, когда Переяславльский князь Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода на торков, повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем. Впрочем, первая встреча прошла мирно, новые кочевники получили название «половцев», под которым они и вошли в нашу историю.
Чуть позже, в 1064-1068 годах это же кочевое племя уже под именем куманов или кунов начинает упоминаться в византийских и венгерских исторических хрониках.
Впрочем, ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не дает ответ о достоверном происхождении половцев, вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков. На этот счет есть несколько версий. Согласно одной из них родиной половцев является территория Алтая и восточного Тянь-шаня. Там примерно в V веке обитали их предки, кочевое племя сары, которое будучи разбитым китайцами ушло в степи современного восточного Казахстана. Там они получили прозвище «кипчаки», что означает «злосчастные». Так постепенно мигрируя на Запад, половцы и оказались на границах Киевской Руси.
Что же касается происхождения самого названия «половцы», то по одной версии оно происходит от древнерусского слова «половь», что значит «желтый» и служит описанием внешности этих кочевников. По другой версии название «половцы» происходит от привычного всем слова «поле», дескать, в былые времена всех кочевников называли жителями полей – половцами, вне зависимости от их племенной принадлежности.
Как выглядели половцы? Примерно так.
История: половцы и Киевская Русь
Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.
Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.
С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.
Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой смутой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».
Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.
В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.
Битва с половцами.
Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.
В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».
Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.
Поздняя история
Бежав на территорию Венгрии, некогда могущественный половецкий хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить половцам в качестве земель восточные окраины королевства взамен на верную службу и военную помощь. Зная о надвигающейся монголо-татарской угрозе, Бела согласился и даже женил своего сына и приемника на венгерском троне принца Стефана на одной из дочерей Котяна. Правда, впоследствии Стефан казнил своего половецкого тестя под предлогом государственной измены, что вызвало восстание половецких беженцев.
И хотя половцы вызывали немало беспокойств и недовольств, как венгерской знати, так и простых венгров, в том числе из-за грабительских набегов (старые кочевые привычки не так просто изживаются), тем не менее, они начали постепенно ассимилироваться с венграми. Ускорению ассимиляции поспособствовало, наконец таки принятие ими христианства в католическом варианте. Правда, тут тоже не обошлось без конфликтов, так из венгерских исторических хроник мы знаем, что полной христианизации половцев предшествовало несколько восстаний кочевников, не желавших принимать новую веру.
Последнее упоминание о половцах относится ко времени правления венгерского короля Сигизмунда Люксембурга, который использовал половецких наемников в некоторых своих военных авантюрах.
Половцы в исторической компьютерной игре Kingdom Come Deliverance.
Культура и религия. Половецкие бабы.
Культура половцев, как и многих других кочевых народов, не может похвастаться своим богатством и разнообразием, но, тем не менее, она оставила свои следы – половецкие каменные бабы. Эти бабы, пожалуй, единственный культурный след, оставленный половцами в истории.
Ученые историки до сих пор спорят о предназначение половецких баб, считается, что согласно половецким верованиям они были призваны «сторожить» мертвых и защищать живых. Причем интересно, что половецкие бабы это не обязательно каменные изображения женщины, среди них много и мужских лиц, да и вообще в тюркском языке этимология слово «баба» восходит к слову «бабал» – «пращур». То есть половецкие бабы представляют собой не столько почитание женщин, как почитание предков, и представляют собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.
Все это согласуется с языческой религией половцев, которая представляла собой смесь шаманизма с тенгрианством (поклонением небу). Души мертвых в половецких верованиях наделялись особенной силой, способной как помогать, так и вредить живим. Проводником и посредником между миром живых и миром мертвых был человек с особенными духовными способностями – шаман, чье значение в половецком обществе было очень велико.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.
Исторический сайт Путешествия во времени
Половцы. Объяснение цивилизации ⋆ Medieval Reporter
Половцы жили на территории, простирающейся от Румынии, Венгрии и Молдавии в Восточной Европе до Монголии во Внутренней Азии. Это была степная местность, равнинная и лишенная крупных горных хребтов. Таким образом, лошади занимали центральное место в половецкой культуре.
Со временем половцы слились со знаменитым тюркским племенем кыпчаков. Таким образом, в конфедерации, которую они создали, было много жителей азиатского вида, но сами половцы славились тем, что были белокурыми, голубоглазыми и светлокожими.
В конце концов монголы рассеяли их по ветру. Многие половцы бежали в Восточную Европу и поселились там, в то время как другие захватили власть в Египте.
Очевидно, как и у большинства кочевых народов, история половцев была рассказом о путешествиях.
Доступно глубокое погружение!
Это краткое введение из нашего Средневекового путеводителя. Погрузитесь глубже в тему, прочитав наши статьи об этом.
Обновите мои знания
Где именно находилась Кумания?
Половцы-Кыпчаки вели кочевой образ жизни, перегоняя свои стада с одного пастбища на другое – туда, где трава была самой зеленой. Таким образом, они перемещались вверх и вниз по Великой Евразийской степи с 10 по 13 века нашей эры. Поэтому границы их конфедерации не были такими прочными, как современные национальные границы. Куманско-кипчакское государство не было территориальным; скорее, где бы они ни бродили, там было их государство. Отсутствие политического объединения сильной центральной власти было именно тем, почему они могли «оккупировать» такие обширные земли: царство состояло из слабо связанных между собой племенных единиц, представлявших собой господствующую военную силу, во главе с ханами, действовавшими по собственной инициативе.
[ HD версия ] — Кумания (желтым цветом), около 1200 г. н.э. Обратите внимание, что это была не настоящая «территория» в современном смысле, а примерно та территория, по которой они перемещались. , византийские, исламские и китайские летописцы — все из оседлых цивилизаций — которые даже никогда не пересекали этот район. На практике к Кумании относились северные берега Черного моря и все, что располагалось к северу от Яксарта. Его северной «границей» были густые леса современной Беларуси и России, которые не подходили для скотоводческого образа жизни. На юге и западе половцы-кипчаки простирались до Персии, Венгрии и Кавказских гор. Следовательно, коммерческие интересы половцев простирались от Средней Азии через крымские гавани до рынков даже в Венеции.Арабский эмиссар Ахмад ибн Фадлан, который действительно путешествовал по региону, уже упоминал кыпчаков в 9 веке н.э. Спустя несколько столетий итальянский купец Марко Поло приравнял Куманию к Причерноморско-Каспийской степи. Но берберский ученый, вероятно, лучше всего описал половецкие земли:
«Эта дикая местность зеленая и травянистая, без деревьев и холмов, высоких или низких».
— Ибн Баттута, марокканский ученый XIV века
Как выглядели половцы?
Половцы завоевали, объединились и/или вступили в союз с тюркскими кыпчаками — подробности того, как возникла эта конфедерация, остаются неясными. Кыпчаки (или кипчаки) были первыми жителями восточной Кумании с 6 по 8 века нашей эры. Они часто воевали с другими тюрками, такими как хазары, а также с персидской и китайской империями. Их воинская доблесть в конечном итоге позволила им доминировать в кимекском каганате, выросшем в северном Казахстане. Гибкость и подвижность степной политики впоследствии заставили их смешиваться и смешиваться с половцами.
[ HD версия ] — Современная карта распространения кыпчаков, ветви тюркской языковой семьи. [от пользователя Wikimedia GalaxMaps]В то время как кыпчакские жители половецкой конфедерации выглядели бы скорее внутреннеазиатскими из-за своего тюркского происхождения, половцы были другими. Сообщается, что у половцев в основном светлые волосы, бледная кожа и голубые глаза. В славянских языках они называются половцами, или половцев – что означает «белокурые». Германцы называли их Folban , Vallani или Valwe — все означает «бледный», сравните «паровый» на английском языке. А армяне называли половцев «белокурыми».
Как их внешний вид, так и воинская доблесть, проистекающая из их суровой жизни в степи, сделали половцев привлекательными в глазах современников. Как бы изящно это ни звучало, в средневековом мире это не всегда было бонусом: половецких женщин часто похищали в качестве будущих невест, а мужчин обращали в рабство, чтобы они служили солдатами (9).0039 мамлюков ) в армиях даже в Египте. Однако половцы так же страстно участвовали в этом поведении. С кыпчаками они провели много столетий, занимаясь тем же, что и большинство степных всадников: совершали набеги, грабили, мародерствовали — по сути, занимались рэкетом — аграрными поселениями.
Они даже брали с собой такое снаряжение, как мангонелы и баллисты, для осады городов-крепостей — практика, которую вскоре переняли другие азиатские всадники, положившие конец Кумании.
Половцы были всемирно известны своими навыками верховой езды. В исламском мире многие служили солдатами-рабами по имени мамлюки . [картина 1836 года Я. Суходольского]– реклама –
[adblockingdetector id=”62668ea692318″]
– продолжение статьи ниже –
Половцы были венграми?
Когда монголы ворвались на запад в 1220-х годах, они первыми нацелились на Персию. Но когда персидский шах бежал через Кавказ, монголы в большом количестве преследовали его и, таким образом, вступили в конфликт с половцами. К тому времени половецко-кипчакские ханы пришли к соглашению с русскими княжествами в этом районе. В то время как половцы первоначально сражались с ними снова и снова, теперь они служили кавалерийскими лучниками-наемниками у многих русских князей. Теперь, столкнувшись с монгольским натиском, половцы и русы объединились и двинулись на восток с силой, предположительно насчитывающей более 80 000 человек.
Половцы воюют с Русью. Они нашли общего врага в монголах, штурмующих запад. [из XIII в. Радзивилловская летопись ]Где-то на территории современной восточной Украины встретились две армии. Монголы показали половцам-кипчакам, которые были лучшими степными всадниками, и убили более половины союзных войск — ошеломляющее число. Половская конфедерация распалась сразу после этого. Большинство выживших бежало на запад, в Европу, где они силой навязали себя Венгрии, Болгарии и Балканам. Византийский государственный деятель жаловался, что они превратили всю территорию в пустыню.
Половцы представляли такую угрозу для Венгрии, что мадьярский король пригласил тевтонских рыцарей охранять его восточную границу. Однако Тевтонский орден стал настолько могущественным за такой короткий срок, что через несколько лет венгры снова изгнали его. Все еще бегая от монголов, половцы быстро возобновили миграцию в Венгрию. Но ни там, ни в Болгарии они не были в безопасности: монгольские войска разорили обе страны, убив или поработив множество куманских беженцев. Однако после того, как монгольская угроза отступила примерно в 1250 г. н.э., многие половцы ассимилировались в возродившееся мадьярское общество – одна женщина, Елизавета «Половецкая», даже стала королевой Венгрии.
Другие половцы против своей воли отступили на восток и были насильно завербованы в Золотую Орду, одно из ханств-правопреемников Монгольской империи.
Венгерский король (слева) преследует половецких кавалерийских лучников, притворно отступающих (справа). [фотография словацкой росписи 14-го века пользователя Викимедиа Талера Тамаса]Рекомендуем прочитать
Раскрытие информации: мы прилагаем все усилия, чтобы предоставить вам эксклюзивные средневековые отчеты и путеводители. Чтобы сделать Средневековье доступным для всех, мы хотим, чтобы эта информация оставалась БЕСПЛАТНОЙ. Поэтому некоторые из приведенных ниже ссылок являются партнерскими ссылками, а это означает, что без каких-либо дополнительных затрат для вас мы получим небольшую компенсацию, если вы перейдете по ссылке.
- И. Васари – «Половцы и татары: восточные вооруженные силы на доосманских Балканах, 1185–1365» [2009, издательство Кембриджского университета]
- П. Стивенсон – «Балканские границы Византии: политическое исследование северных Балканы, 900–1204 ‘[2006, издательство Кембриджского университета]
- М.С. Азимов и К. Э. Босворт — «История цивилизаций Центральной Азии, Том. 4’ [1999, South Asia Books]
Ищете больше?
Получите краткое введение в другую цивилизацию из нашего средневекового путеводителя.
Возьми меня туда
Куманы — Забытые империи
Обширные евразийские равнины были домом для кочевых племен, чье степное земледелие и страшные подвиги до сих пор живут в записях их перепуганных соседей. Ведите орды половцев и кипчаков на войну и грабеж сколько душе угодно или предложите своих всадников в качестве желанных наемников на службе у иностранных королей. Когда на востоке нависнет еще большая угроза, будете ли вы мигрировать на запад и примете образ жизни и боевые искусства своих оседлых соседей, или исчезнете перед неудержимой волной монгольских завоевателей?
Quick Card
Кавалерийская цивилизация
- Дополнительный центр города может быть построен в феодальном возрасте
- Workshop Siege и избиение Ram. Уникальный юнит
Кипчак (кавалерийский лучник)
Половец уникальный кавалерийский лучник со скорострельной атакой. Сильный против пехоты. Слабые против застрельщиков.
Уникальные технологии
Степес. ) Командный бонус
- Стены частокола +50% HP
История
Половцы — тюркские кочевники, чье происхождение можно проследить до Желтой реки. Будучи вытесненными со своей родины воюющими племенами киданей, они мигрировали на запад в течение десятого века. Половцы в конце концов достигли казахских степей, где объединились с другим тюркским племенем, кипчаками. Эти две группы быстро слились в одну и вместе стали господствовать на обширной территории между современной Болгарией и Казахстаном в двенадцатом и тринадцатом веках.
Половеско-кипчакская конфедерация была не империей с сильным центральным правительством, а свободным союзом независимых племен, власть которых основывалась на родстве и военной мощи. Последние в основном состояли из легких кавалерийских лучников и тяжелобронированных копейщиков, но также регулярно использовались мангонелы и баллисты. Половцы предприняли несколько походов на Киевскую Русь, Балканы и Хорезмийскую империю. Наиболее известен вождь Боняк (годы правления 1091–1107) за несколько лет помог византийскому императору отразить вторжение печенегов в Левуньон, совершил набег на несколько монастырей под Киевом и победил венгерского короля Коломана. Однако половцы также использовали более дипломатические тактики, такие как брак и военная служба, чтобы расширить свое влияние в соседних государствах. Вождь Сейхан, например, выдал свою дочь Елизавету замуж за короля Венгрии Стефана V. В Болгарии помощь куманской кавалерии была необходима для успеха восстания против византийцев в 1185 году. Следовательно, некоторые куманские лидеры были удостоены дворянства, когда Вторая Болгарская империя (1186-139 гг.)6) было установлено.
Хотя половцы ассимилировали элементы многих цивилизаций, с которыми они столкнулись, половецко-кипчакская культура долгое время оставалась верной своему кочевому образу жизни.
Их экономика была основана на животноводстве и торговле. Лишь меньшинство занималось полуоседлой деятельностью, такой как кузнечное дело или кожевенное дело. Общество строилось вокруг семьи. Вместе с родственными семьями они жили и передвигались кланом. Половцы поклонялись духам своих предков с помощью каменных или деревянных антропоморфных статуй, называемых балбалами. Как практикующие шаманизм, они также верили в духов животных. В частности, собака и волк считались священными. Вождь Боняк, например, определил, что условия были благоприятными для битвы с венгерским королем, завывая с волками в ночь перед битвой.В начале тринадцатого века монголо-татарские войска завоевали половецко-кипчакскую конфедерацию. Хан Котян пытался оказать сопротивление, вступив в союз с Русью, но потерпел крупное поражение на реке Калке в 1223 г. Многие половцы впоследствии бежали в соседние государства, где постепенно ассимилировались с местным населением. Однако другие были схвачены и проданы в рабство.