Сочинения по произведению: Гроза, Островский (15 топиков)
Главная>Сочинения по произведениям
Анализ произведения
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана накануне реформ 1861 года и по праву считается одной из литературных вершин автора. В ней уже отчетливо виднелись переломные этапы, происходящие в обществе, так как близилась отмена крепостного права. Полное сочинение>>>
Был ли иной путь у Катерины?
Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Полное сочинение>>>
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Любовь – это высшее чувство, ради которого люди готовы многим пожертвовать. Она способна окрылять человека, дарить надежду, награждать жизненными силами и дарить безграничное счастье. Недаром в произведениях всех классиков обязательно встречается тема любви. Полное сочинение>>>
Город Калинов и его обитатели
Пьеса «Гроза» А. Н. Островского стала одним из выдающихся произведений в русской литературе. Написанная на пике больших реформаций в стране, она частично отражает изменения, происходившие в обществе. Александр Николаевич, как мастер точных описаний, сумел в полной мере показать все темные стороны Калинова и его обитателей. Полное сочинение>>>
Жестокие нравы
Драму «Гроза» Александр Николаевич Островский написал в 1859 году, а через год она впервые была опубликована. Для литературы девятнадцатого века характерна была мысль о свободе и смене ориентиров в обществе. Так и в произведении Островского мы видим как «старый» уклад жизни свирепствует, не желая уступать место «новому», но постепенно уходит на второй план. Полное сочинение>>>
Kакие темы поднимает Островский в пьесе?
Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 году и тогда же с успехом она была поставлена на столичных сценах. Пьеса драматурга, не утратив своей актуальности, идет во многих современных театрах всего мира. Значит, это произведения до сих пор способно вызывать интерес у зрителей и читателей. Значит, темы, которые поднял Островский, и сегодня продолжают волновать общество. Полное сочинение>>>
Катерина в борьбе за свои человеческие права
Центральное место в драме Островского «Гроза» отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация «луча света в темном царстве». Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер. Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Полное сочинение>>>
Катерина — луч света в темном царстве
Из под пера знаменитого драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышло множество пьес, в которых обрисовывался мир купечества. В основном этот мир населен властолюбивыми, невежественными людьми, от деспотизма которых, в первую очередь, страдают родные и близкие. Полное сочинение>>>
Конфликт старого и нового
Уважение к старшим почиталось во все времена. Мудрость и опыт старших призваны помогать молодому поколению, а не подчинить его себе. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» мы видим, как пережитки «старого» патриархального уклада осложняют жизнь «новому», молодому поколению. Полное сочинение>>>
Кто виноват в гибели Катерины?
А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не удавалось так многогранно описать купеческую среду, ее быт, обычаи и нравы. К тому же, он впервые показал какое «темное царство» кроется за воротами внешне благообразных семей купцов, как они губят жизни молодых, не давая им выразить свою индивидуальность и заглушая любую инициативу на корню. Полное сочинение>>>
Письмо Катерине
Здравствуй, милая Катерина! Давно не получала от тебя весточки. Как ты там? Что у тебя нового в жизни? Ты, наверное, скучаешь по дому, по родителям. Тебе нужно обязательно навестить их, а то они совсем заждались тебя. У нас здесь все по-прежнему: дом, сад, церковь и снова дом. Полное сочинение>>>
Почему Островский назвал свою драму «Гроза»?
Александр Николаевич Островский – автор большого количества пьес, многие из которых до сих пор с успехом ставятся на театральных сценах и экранизируются. Одним из самых популярных произведений драматурга считается драма «Гроза», которая была закончена в 1859 году, то есть буквально за полтора года до Крестьянской реформы в России. Полное сочинение>>>
Проблема отцов и детей
В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Полное сочинение>>>
«Темное царство» в пьесе
Александр Николаевич Островский является первым писателем и драматургом, на страницах произведений которого со всей глубиной, силой и реалистичностью были запечатлены характеры самодуров Руси. И суть главного конфликта в «Грозе», его одной из самых известных пьес, заключается в противостоянии героев . .. Полное сочинение>>>
Трагическая судьба Катерины
Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены крепостничества, что не могло не отразиться в произведении классиков. Автор прекрасно описал жизнь и быт русского купечества, подчеркивая даже незначительные детали, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу того времени. Полное сочинение>>>
см. также:
Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский
Краткое содержание Гроза, Островский
Краткая биография Александра Островского
Анализ драмы «Гроза» | СПАДИЛО
Первый вариант анализа
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» по праву считается вершиной его литературной деятельности. Созданная накануне предстоящих государственных реформ, она, как нельзя лучше, описала перелом, происходящий в общественном сознании народа.
Жанр
Жанр пьесы «Гроза» невозможно определить точно. Одни исследователи считают так же, как и сам автор, что это социально-бытовая драма, а другие, основываясь на присущие элементы трагедии, определяют жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Одно известно точно: в этой пьесе присутствуют черты и драмы, и трагедии.
История создания
На создание пьесы «Гроза» повлиял предыдущий опыт автора. Здесь он раскрывает ту же проблематику, что и в «москвитянских» пьесах, но меняется образ семьи. Новшеством в творчестве Островского является появление светлого и доброго начала в лице главной героини.
Первые наброски «Грозы» датируются летом 1859 года, а уже к началу октября автор имел полное представление о том, над чем он будет работать. На сюжет произведения оказало большое влияние его путешествие по Волге. Он принимал участие в этнографической экспедиции, организованной при помощи морского министерства, с целью изучения обычаев и традиций коренного населения России.
Явным результатом этого путешествия стал город Калинов – собирательный образ разных приволжских городов, похожих между собой, но имеющих какие-то свои индивидуальные особенности. Также Александр Николаевич все свои наблюдения относительно быта и поведения жителей провинции записывал в дневник. Позже он использовал эти материалы для создания героев пьесы.
Тема
Катерина. Иллюстрация С. Герасимова
А.Н. Островский поднял множество важных тем в своей пьесе, но основной стала тема столкновения двух эпох и их представителей. Друг другу противостоят приверженцы патриархального уклада и молодое, смелое поколение, полное светлых надежд на будущее.
Главная героиня стала олицетворением именно этой новой эпохи, в которой превыше всего ценилась свобода человека и его права. Катерина не могла мириться с окружающей её жестокостью, идти наперекор себе и унижать собственное достоинство в угоду патриархальным порядкам. Всем своим естеством она стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях устаревшего патриархального строя этим мечтам было не суждено сбыться.
Основная мысль
Основная мысль пьесы заключается в том, что свобода – это главная жизненная ценность, и, лишившись её, человек теряет смысл в жизни. Волевая, решительная, честная личность не может счастливо жить в обществе, где царят жестокие нравы, где всё держится на страхе, лжи и угнетении.
Композиция
- Экспозиция: описание города, в котором происходят происходящие события;
- Завязка: непрекращающийся конфликт Катерины с семьёй её мужа и всем обществом в целом;
- Развитие действия: попытки разрешить сложившийся конфликт;
- Кульминация: последний монолог Катерины перед её смертью;
- Развязка: невозможность разрешения конфликта, смерть Катерины, протест Тихона;
Проблематика
Автор поднимает в пьесе множество проблем, но основными являются нравственные проблемы, связанные с воспитанием, любовью, преданностью, тиранией, грехом и покаянием. Ещё одной значимой проблемой, раскрытой в произведении, выступает проблема совести. Островский осуждает слабость Тихона и Бориса, которые не способны защитить честь их любимой женщины. Зато Катерина оказывается способной даже лишить себя жизни, лишь бы заглушить голос совести.
Конфликт
В основе сюжета лежит противостояние старого и нового мира. Социальный конфликт неизбежно влечёт за собой общественные и личные проблемы. Жители Калинова глупы и не образованы, поэтому не могут адекватно относиться к реальности. Их мировоззрение обращено к прошлому, несмотря на уже изжившие себя порядки и устои.
Второй вариант анализа
В пьесе «Гроза» А.Н. Островский правдиво изобразил нравы и жизненные ценности купеческого сословия. Это произведение не укладывается в рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины отчетливо показала перелом, происходящий в то время в народном сознании, когда свобода личности и слова противостояла существующим традициям и устоям.
История написания пьесы
Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова
Идея, лёгшая в основу сюжета «Грозы», пришла в голову Островскому после экспедиции по Волге, в ходе которой он познакомился с жизнью провинциальных городов. Он записывал в свой дневник не только обычаи и традиции, присущие данным краям, а и особенности поведения местных жителей. В дальнейшем всё это ляжет в основу его пьесы.
К написанию произведения Островский приступил летом 1859 года, а спустя несколько месяцев сюжет был готов. К этому же году относятся первые постановки пьесы в театре, а в следующем – она начинает уже печататься.
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» – это драма, потому что этот жанр определяется тяжёлым сюжетом, события которого могут произойти в реальном мире. А литературные исследователи пришли к выводу, что это бытовая трагедия. Об этом говорит описание нравов, повадок и быта жителей провинциального городка.
Композиция
- Экспозиция – описание характеров главных героев и их быта;
- Завязка – конфликт Катерины и Кабанихи;
- Развитие действия – отношения Катерины и Бориса;
- Кульминация – смерть Катерины;
- Развязка – протест Тихона и Варвары против тирании их матери;
Смысл названия
Гроза в пьесе – это не только природное явление, это ещё и символ грядущих перемен в «тёмном царстве», изменений в образе жизни, установившемся много лет назад. Все герои произведения боятся грозы, считая, что это кара Божья, возмездие за совершенные ними грехи. А Катерина боится её больше всех, считая свою любовь к Борису – страшнейшим грехом.
Именно гроза способствует развязке конфликта. Главная героиня приняла удары за знак свыше, поэтому бросилась в воды Волги, не выдержав своего безвольного существования.
Главная идея
Автор хотел показать в своей пьесе, что желание человека быть свободным – непреодолимо. И никакие устои не могут помешать этому стремлению. Свобода ассоциируется в мечтах Катерины с полетом, поэтому она решила совершить свой последний полёт, бросившись с обрыва, чтобы стать, наконец, свободной. Своим поступком она дала понять, что никто не сможет удержать её душу, заставить её остаться в этом жестоком мире.
Критика
«Гроза» стала предметом дискуссий критиков как 19, так и 20 века. К примеру, Аполлон Григорьев особое значение придавал детальному изображению народной жизни в пьесе. В качестве его оппонента в этом вопросе выступал Фёдор Михайлович Достоевский, который считал, что внутренний конфликт Катерины намного важнее освещения быта и нравов русского народа.
У Н.А. Добролюбова были совсем иные взгляды, он обратил внимание на отсутствие авторских выводов в финале. По его мнению, это даёт возможность читателю остаться при своём мнении, сделав собственное умозаключение. Кроме того, Добролюбов высоко оценил революционные мотивы пьесы: желание свободы, борьбу за правду и права человека. В отличие от Фёдора Михайловича, он видел основной конфликт главной героини не в душевных терзаниях, а в противостоянии жестокому миру самодурства и тирании. Именно он назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве».
Ещё одним литературным критиком, написавшим отзыв о «Грозе», стал Д.И. Писарев. Его виденье резко отличалось от выводов, сделанных Добролюбовым, поэтому его статьи представляли собой опровержение идей Николая Александровича. Писарев приравнивал Катерину к тем героям, которые стремятся сломать существующие устои, как Евгений Базаров из романа Тургенева. Он видел в Катерине то, что способно подтолкнуть к началу революции, к отмене крепостного права. Однако его надежды не оправдались, поэтому в дальнейшем он будет рассматривать гибель главной героини «Грозы» как гибель всяческих надежд на улучшение жизни в России.
Третий вариант анализа
Основной конфликт
Посетив города Поволжья и понаблюдав за нравами их жителей, А.Н. Островский в 1959 году написал пьесу «Гроза». Автор изобразил быт и нравы провинциальных жителей в преддверии отмены крепостного права. Основной конфликт пьесы – противостояние прошедшего и будущего, новаторского и консервативного, света и «темного царства».
Место действия
Действие пьесы происходит в вымышленном городке Калинове на берегу Волги. Показывая в пьесе условное место действия, автор убеждает читателя, что такой строй был характерен для всех российских городов.
Главные герои
Главным действующим лицом пьесы выступает Катерина Кабанова – молодая девушка, жена Тихона Кабанова. Она отличается от остальных героев внутренней силой, высокой духовностью и свободолюбием.
Героиня мечтает жить честно и вольно. Не желает обманывать мужа и свекровь, ведь обман унижает человека. Этот внутренний конфликт – желание оставаться честной перед собой и другими и невозможность этого – приводит к трагедии.
Обстоятельства сложились так, что Кате уже не было возможности выбраться из замкнутого круга. Влюбившись в Бориса, Катерина словно обретает силы для борьбы со старыми устоями. Она начинает задумываться о разводе с Тихоном, чтобы начать строить новую жизнь в новом месте с Борисом. Но Борису не хватает решительности и смелости для такого поступка.
Через образ главной героини раскрывается основной конфликт пьесы. Представители старшего поколения – Купчиха Кабанова и Дикой – устанавливают свои правила жизни и держат молодое поколение в состоянии униженных и запуганных.
Катерина, оказавшаяся под гнетом обстоятельств, сопоставляется с другими действующими лицами драмы, которые стараются хоть как-то подстроиться под условия жизни. Варя, например, обманывает мать, а Тихон предпочитает слушаться ее указаний.
Противостояние
Катерина, способная дать отпор старине, несомненно, принадлежит к категории новых людей, стремящихся жить по чести, с достоинством. Другие жители города привыкли к лжи и упрекам. На примере столкновения двух этих позиций в пьесе развивается конфликт поколений – старого и нового, причем кульминация этого столкновения приходится на внутренний мир героини. Она осознает, что жить по-старому уже невозможно, но и жить по-новому не получается, так как нет поддержки от близких людей.
Критика
Произведение вызвало множество откликов и критики. Некоторые восхищались изображением жизни простого народа в пьесе. Другие утверждали первостепенное значение внутреннего конфликта Катерины. Третьих вдохновляло отсутствие авторской оценки финала пьесы и, как следствие, возможность для читателя составить собственное мнение о случившемся.
Анализ пьесы помогает лучше понять сюжет произведения, его особенности и получить представление о социальном строе того времени. «Гроза» – пьеса, открывшая новые способы и стороны постановки проблемы в литературном произведении. В этом и выражается новаторство драмы.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 1998 г.
- Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 2003 г.
- Егоров Б.Ф. Русский характер // Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М.: Языки славянской культуры, 2003 г.
- Лакшин В.Я. Мудрость Островского // Островский А.Н. Соч. в 3 тт. Т. I. М.: Художественная литература, 1987 г.
- Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева. // Лит. в шк. – 1967 г.
- Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000 г.
Даниил Романович | Просмотров: 4k | Оценить:
Письмо Катерине в спектакле «Гроза», Островский
Здравствуйте, дорогая Катерина! Давно от тебя ничего не было слышно. Как ты там? Что нового? Ты, наверное, скучаешь по дому, по родителям. Вы обязательно должны посетить их, а то они вас заждались. У нас здесь все по-прежнему: дом, сад, церковь и снова дом. Помнишь, как ты рано встал, умылся родниковой водой и прогулялся по саду с цветами? Вы часто ходили с мамой в церковь, чтобы послушать проповедь или просто помолиться. Это были ваши самые радужные и беззаботные дни.
До нас дошли слухи, что в семье, в которую вы попали, очень жестокие и бескомпромиссные правила. Говорят, что свекровь вас изводит и не сдается. Почему, дорогая Катерина, муж не заступится за тебя? Я помню, он был очень влюблен в тебя. Неужели он не может что-то сказать в ответ этой авторитарной женщине. Она полностью убьет вас. Если это продолжится, я думаю, вам нужно уйти от них. Это не достойная семья, если они смеются и плачут только по приказу матери, если обнимаются, не любя, стараются быть добродетельными с черной душой и ходят в церковь только для создания видимости благочестия.
О вашей невестке тоже ходят разные слухи. Говорят, она тайком встречается с приказчиком Дикого и не знает стыда. А как же дома, почему ее не накажут? Хотя, если у них такая лицемерная семья, то об этом точно никто не знает. Держись от нее подальше, она не научит тебя хорошему и не доведет до хорошего. Говорят, к Калинову приехал некий Борис, очень красивый, умный, воспитанный, образованный. Похоже, он приехал к дяде, чтобы получить наследство, а значит, кроме денег его ничего не интересует. Так что не слишком увлекайтесь этим молодым человеком. Не думаю, что он способен на искреннюю и чистую любовь.
Имя: Письмо от Африки
Бета: WTF Библиотека приключений 2016
Canon : J. Verne «Пятнадцатилетний капитан»
Тема : Фолклор
, 1975 слов
Персонажи: Дик Сэнд, Элиза Уэлдон, другие канонические персонажи на заднем плане
Категория : jen
Жанр: эпистолярный
Рейтинг: G Surviving Heroes, 011
Сводка : Дик Сэнд после приключений, описанных в книге, пишет сестре своего благодетеля. И как тут не рассказать ей об удивительном Черном континенте и новых друзьях?
Перо в руках почему-то ощутимо дрожало, а белый лист… Ну да ладно, почти белый. Ведь чисто… относительно. А где в дебрях Африки взять настоящие Чистые листы бумаги? Спасибо, по крайней мере, мне удалось получить один! А тот факт, что это страница, вырванная из чужой книги, добавляет неловкости моменту. Чистый лист завораживает. Ну да, лист явно промок, потом просушен — и не раз. Он пожелтел и поморщился. И все же он был пуст и не мог ничего предложить. И это было пугающе.
Нужно написать. В этом не было никаких сомнений. Там, далеко-далеко, в туманной Британии, в частном пансионе ждала письма самая красивая девушка на свете. Она выжидала, и, наверное, выдумывала себе всякие ужасы и о племяннике, и о жене любимого брата… А может быть, мисс Элиза хоть немного беспокоилась и о нем? Эта мысль оказалась неожиданно приятной. Ведь если он волнуется, то не равнодушен?
А как писать? Адрес и фамилия получателя были написаны быстро, четко, без малейшей помарки.
«Простите меня великодушно за то, что я так долго не давал вам знать. Действительно, не было ни малейшего шанса послать письмо. Да и не было возможности его написать. Нет, нет, не бойся! маленький Джек жив и здоров, как и наши спутники. Я тоже в полном порядке. Все плохое позади. Не волнуйся. Очень скоро мы вернемся домой, а когда вы приедете на праздники, мы будем дома. Потом поговорим подробнее. Успокойте мистера Уэлдона, если он еще не знает. Все действительно в порядке. Миссис Аннабель уже написала ему, но так получилось, что корабль, с которым мы отправляем корреспонденцию, идет сначала в Ливерпуль, так что оттуда письмо дойдет до вас быстрее, чем до мистера Уэлдона в Бостоне.
«Знаешь, Элиза, твой брат еще тот безнадежный болван! До сих пор не могу себе простить, что по моей вине вашей семье пришлось пережить столько неприятных моментов! Конечно, есть скрытое благословение. Мой хороший друг, Нганга-мо-Лир, воин племени мгонго, сказал бы сейчас: «Не иначе, твоя рука руководила поведением». Он вообще любит во всем искать происки провидения и расшифровывать знаки.
Знаешь, Элиза, если бы ты была здесь, он бы тебе понравился. Вот честное слово! Очень примечательный человек. Высокая. кожа черно-черная, даже не коричневая. как и те негры, которых вы видите в южных штатах, именно черные, а белки глаз белые-белые. И, вы не поверите, серые глаза. Говорят, его дедушка был откуда-то из Европы. Улыбчивый, общительный. И как смело! Вы знаете, как мы познакомились? Он одним ударом убил напавшего на нас льва. Это копье едва ли длиной в руку! И он всего на год старше меня! У них есть обычай, что молодые люди считаются мужчинами только после того, как они убили первого льва. Поэтому он бродил вокруг, выискивая хищника. Да он мне вообще столько интересного рассказал о местных традициях — историй хватит на неделю! Я обязательно поделюсь.
Да что я говорю! Вам не нужно быть здесь! И так я во всем виновата перед тобой, но когда я думаю, что и ты могла бы оказаться и здесь. .. Элиза, ты обещаешь, что не будешь ругаться лишнего? В общем, да, признаюсь, я осел. Когда капитан Халл отправился на охоту на малых полосатиков, я не стал останавливать ни его, ни команду, хотя собака выла, что является очень плохим предзнаменованием. Так почему ты улыбаешься? Да, я суеверен. Я моряк, я могу. Среди наших собратьев днем с огнем вы не найдете несуеверного. И, кстати, примета сбылась! Лодку с командой утащили, и пока я пытался развернуть корабль, они уже скрылись из виду. Так что мы остались посреди моря в очень плачевном положении. Кто мы? Что ж, ваш покорный слуга, исполняющий обязанности капитана, пять негров, которых мы спасли накануне (свободные граждане нашей страны, отправившиеся домой из Австралии), очень подозрительная особа в роли корабельного кока, миссис Аннабель с Джеком и ее двоюродным братом, Мистер Бенедикт. И все, больше — ни души. И кораблем надо как-то управлять.
Впоследствии, признаюсь, я сделал все возможные ошибки. Я мог бы брать уроки у капитана и раньше, а не злоупотреблять его добрым отношением ко мне и охлаждаться в компании маленького Джека. Тогда бы он хотя бы секстантом умел пользоваться, и определял бы, где мы находимся! Я мог заглянуть в каюту капитана и найти учебники по навигации, так как Вилли Смит как раз собирался поступать в мореходную школу и незадолго до катастрофы пользовался капитанской библиотекой. Я точно знал, что нужные книги есть. Я мог бы каким-то образом обезопасить устройства и изолировать Негоро. Да много чего я мог бы сделать, и капитан имел бы полное право снести мне голову за такое разгильдяйство! И знаете, я бы с удовольствием. Пусть их стегают, пусть отпуска лишают, хоть зарплату не платят — лишь бы знали тогда, что живы!
Но я был преступно легкомыслен и доверчив, и даже опозорился с устройством смен, показал свою негодность в качестве наставника, и (как бы мало того, что было сказано выше!) переоценил свои силы. Ну и в итоге — будете смеяться — мы проскочили мимо Америки. Да да именно так. Не знаю как, но нас завезли прямо в Африку. И мы даже не сразу поняли, что произошло. Итак, надо было подавить бунт на корабле, потом бороться со штормом, потом — много других мелочей.
И тут начались чудеса! Готовясь к побегу, я сначала получил сообщение от Геракла через славного Динго (это собака, которую мы спасли с затонувшего Вальдека).
Это один из негров, который не только сам устроил побег, но и взял с собой совершенно ослабевшую Нэн. Он сказал мне, что миссис Уэлдон и Джек живы, что они под охраной, но целы и невредимы. Что он знает, куда увезут наших товарищей, проданных на рынке, и собирается их отбить. В общем, он сообщил мне хорошие новости. А самое главное, оказывается, что здесь, рядом, кочует племя Мгонго. А завтра у них день, когда, по обычаям, пришедшего к ним незнакомца надо встречать как самого дорогого гостя. Итак, люди, обычно недоверчивые и довольно воинственные к чужакам, примут нас с распростертыми объятиями и не отдадут ни в какие работорговцы и ни в какие враги, сумеют нас защитить и дать отпор. Об этом ему рассказал французский ученый Самюэль Вернон, владелец нашего Динго. Именно в такой день это племя подбирало раненого, давало приют, лечило его и вообще принимало как своего. Он живет там уже несколько лет. Вам просто нужно добраться до них.В общем, послал Динго с запиской — призвал Геракла спасти миссис Уэлдон и Джека. Я решил бежать без посторонней помощи. Ведь я взрослый мужчина, а не глупый мальчишка! Ну, он убежал. Выкопал. И целых двести метров успел пройти. А там Негоро уже наблюдал за мной. В общем, он сказал мне много неприятных вещей. Он сказал, что я слишком похожа на своего отца, такая же самоуверенная и глупая, и совершенно не понимает, зачем опять вытаскивает мою голову из петли. Ну, не совсем в стороне. Не буду вдаваться в подробности, но он очень красочно расписал, что со мной сделают местные жители, если обнаружат побег и поймают меня. А что бы сделали хищники? Или комаров или других кровососущих тварей. Честно говоря, я уже думал, что мне конец, потому что он выбил пистолет из моих рук, связал его и оставил в какой-то пещере. Но он не убил, и даже не ранил, и не избил. Он просто обезоружил его, приказал ждать и не испытывать его терпение, оно уже было на пределе. Потом он ушел, и вскоре появился Геракл. Кто-то бросил ему записку, в которой говорилось, где меня искать. И тут Гераклу, изображая шамана, удалось освободить миссис Уэлдон и Джека, и мы уже вчетвером добрались до племени Мгонго. В пути, однако, мы чуть не утонули, едва сумев избежать падения в пороги, несшие нашу лодку к водопаду, а затем чудом, а точнее, благодаря появлению Нганги, спаслись от дикого и явно голодного льва. Ах да, мы также пошли в хижину, где когда-то жил Сэмюэл Вернон.
Ну, больше нечего сказать. Мы уже довольно давно живем в племени Мгонго. Ждем появления корабля, который мсье Вернон успел вызвать в одиночку управляемым способом. Мы прекрасно живем, нас действительно принимают как дорогих гостей. К моему большому удивлению, под руководством месье Вернона я овладел не только французским, но и местным языком, а также обычаями и традициями местных племен. Мы отбивались от наших товарищей в походе и теперь мы снова вместе, и вам не нужно о них беспокоиться. Джек полностью выздоровел, и миссис Аннабель тоже прекрасно себя чувствует. Динго тем более рад, что хозяин нашелся. И, наконец, о главном. Когда я это услышал, то сначала не поверил своим ушам. Капитан ожидаемого нами корабля сообщил, что подобрал в море лодку, на которой находилось несколько китобоев, вытащенных в открытое море раненым полосатиком. Да-да, описание не оставляет сомнений, капитан Халл и наша команда живы! Они были спасены! О, Элиза, если бы ты знала, какое облегчение я испытал! Теперь я хотел бы встретиться с Негоро, узнать, что он имел в виду, когда сказал, что знает моих родителей и только ради моей матери до сих пор помогает мне… Если бы я знал, кто они, я был бы совершенно счастлив! Но, увы, это не представляется возможным. Хотя — кто знает? Почему-то я чувствую, что мы еще встретимся.
Прости меня великодушно, но бумага кончается, так что тебе просто негде писать. Пожалуйста, сообщите мистеру Уэлдону, что его жена и сын в порядке и скоро будут дома. И не вспоминай лихо. Я вовсе не хотел вас расстроить или побеспокоить.
оставайтесь с наилучшими пожеланиями,
искренне ваш,
Дик Сэнд.
Письмо едва помещалось на листе бумаги. Копировать было негде, исправлять — тоже никак, приходилось писать слишком мелким и аккуратным почерком. Оставалось надеяться, что Элиза Уэлдон, получив это письмо, не будет слишком сердиться на своего «почти приемного брата» и хотя бы даст ему объяснение при встрече. Однако это совсем другая история.
Чтобы воспользоваться предварительным просмотром презентаций, создайте себе аккаунт (аккаунт) Google и войдите в систему: https://accounts.google.com
«НАПИСАТЬ ПИСЬМО ЖИВОТНОМУ»
Во многих книгах по экологии среда обитания животного сопоставляется с его «адресом», а экологическая ниша — с его «профессией». Если есть адрес, то почему бы не предложить детям написать письма животным. Составляя адреса зверей и птиц, ребята узнали много различной информации: где обитают звери, с какими зверями и как они связаны. Детям дошкольного возраста в игровой форме можно познакомиться с достаточно серьезными законами природы. Дети сделали конверты, нарисовали портреты любимых животных и составили для них меню. При этом выяснили, кто что ел, и поняли, что животных нельзя кормить «человеческой» едой, определили «профессию» (роль в природе). А потом писали тексты писем. Написание писем помогает осознать роль в природе и право на существование любого живого организма. Ребенок начинает осознавать, что все живое связано невидимыми нитями природы, которые человек должен сохранить.
Работа в рамках «Напиши письмо животному» строится на комплексном подходе. На уроках физкультуры дети могут изображать повадки животных. Для изобразительной деятельности рисовать или выполнять оригами портреты и «домики» в технике аппликации, лепить фигурки животных и целые пейзажи. На музыкальных занятиях дети могут воссоздать музыкальные образы животных.
МАСТЕР-КЛАСС ПО ОФОРМЛЕНИЮ БУКВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
Классификация букв по назначению Экологический компонент содержания Группа животных Изучение сезонных явлений Животные с ярко выраженными адаптациями к сезонным изменениям в природе Охрана животных Животные, нуждающиеся в охране, перечисленные в Красная книга РФ, международная Красная книга, охраняемые животные региона, вымершие виды Изучение природных сообществ (экосистем) Характерные для данной экосистемы животные с ярко выраженными признаками адаптации к ней Разнообразие животных Животные разных систематических групп ( животные, птицы, насекомые, пауки, раки, черви, рептилии, амфибии) Изучение пищевых групп Животные — представители хищных, насекомоядных, травоядных Изучение животных в городе Животные разных систематических групп, приспособленных к обитанию в условиях города Изучение природа всей области Животные разных систематических групп, проживающие в вашей местности, пр. наблюдаемые животные региона Изучение географических зон Животные, характерные для данного географического района Изучение приспособлений к условиям среды Животные с хорошо выраженными приспособлениями к обитанию в определенных условиях среды (в воде, при недостатке света и др.)
Как выдать конверт Кому: ____________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Кому: _____________________ ____________________________ ____________________________ От: __________________ ____________________________
Как составить обращение (письмо белке) Место обитания: белки живут в лесу. Предположим, что это ЛЕСНАЯ СТРАНА. Леса разные: сосны, ели, березы и др.
Уточняем какой лес: письмо отправлено в СОСНОВО-БЕРЕЗОВЫЙ ЛЕС Для постройки дупла белка чаще всего выбирает старую березу или сосну. Предположим, наш адресат устроил себе жилище на сосне. Так и напишем в адресе: «ДЫРКА В БОЛЬШОЙ СТАРОЙ СОСНЕ».
Осталось только узнать, в какой именно белок мы пишем. Есть ли у нее имя и фамилия, и какой он? Так что в семействе БЕЛКОВЫХ есть животные с разными названиями. Например: Обыкновенный Красный Обыкновенный Черный Обыкновенный Серый Кавказец Кому:
НА ОБЛОЖКЕ НАПИШЕМ ЭТО: ГДЕ: ЛЕСНАЯ СТРАНА, БЕРЕЗОВО-СОСНОВЫЙ ЛЕС, ДЫРА В БОЛЬШОЙ СТАРОЙ СОСНЕ Кому: БЕЛКА ОБЫЧНАЯ КРАСНАЯ От кого: ГРУППА № 6 ДЕТСКИЙ САД № 3
Вопросы анкеты Содержание понятий Профессия животного Частичное представление об экологической «профессии» животного, его роли в природе (хищник, травоядное) Особые признаки Эта информация формирует у ребенка представление о том, что у каждого животного свои приспособления к окружающей среде, и об их отличительных чертах (рысь — острые втяжные когти, ходит бесшумно, может лазить по деревьям, имеет кисточки на ушах) Одежда Характер кожного (перьевого, волосяного и др.) покрова описана как одна из приспособительных особенностей животных для безопасной жизнедеятельности в своей среде (одежда зайца — белый (серый) мех — зависит от сезона года Враги Взаимоотношения живых организмов, в том числе по типу «хищник — жертва» (враги зайца — волк, лиса, бродячие собаки, человек) дополнительные задания Анкета животных (формирует у ребенка представления о том или ином экологическом понятии)
дополнительные задания Как сделать меню? Предложить детям составить обеденное меню для животного на отдельном листе бумаги (или на конверте) (написать, нарисовать). От: ГРУППА №6 ДЕТСКИЙ САД №3 Где: ЛЕСНАЯ СТРАНА, БЕРЕЗО-СОСНОВЫЙ ЛЕС, ДЫРА В БОЛЬШОЙ СТАРОЙ СОСНЕ До: БЕЛКА ОБЫЧНАЯ КРАСНАЯ Профессия: травоядное Особые приметы: маленький, рыжий, длинный, пушистый хвост, кисточки на ушах Одежда: красная, чтобы было незаметно: кора сосен желтая, и белки не видно Меню: орехи, грибы, шишки Враги: лиса, охотники
Как составить текст письма? Образцы написания писем: ПРИГЛАШЕНИЕ Дорогая Белка! Приглашаем Вас посетить наш детский сад. У нас нет грибов, но есть орехи. Мы сделаем для вас небольшое дупло для сна из корзины и утеплим ватой. Вы привыкли жить на высоте, а потому поставим на шкаф корзину-дупло. Вежливое отказное письмо Дорогая белка! Мы хотели бы пригласить вас к нам в гости, но, к сожалению, не можем. У нас в городе много народу — покоя тебе не будет. У нас осталось мало деревьев, и очень мало шишек. Как только вы ступите на землю, вас тут же начнут преследовать. Нам очень жаль, что мы не можем вас пригласить! Прощай! Всего наилучшего!
Как составить ответы от животных: При составлении ответов необходимо придерживаться следующих положений: Письмо должно содержать информацию, дополняющую детские тексты. Письмо-ответ составлено на основании научных данных. Письмо написано в литературной, научной и художественной форме. Текст должен быть не только информативным, но и веселым, вызывать у ребят улыбку. Животное «обращает внимание» на ошибки ребенка. Делать это нужно ненавязчиво. Письмо должно быть написано так, чтобы ребенок почувствовал, что не только он пишет животному как равному, но и животное ему как брату по природе.
ПРИВЕТ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Мне было очень приятно получить от Вас письмо в таком красивом конверте. Спрячу в кладовке, где собрала самые важные запасы: сухие грибы, шишки, орехи и другие вкусные и питательные продукты. А когда мне станет грустно, я достану твое письмо и перечитаю его снова. Своё гнездо я свила в дупле большого дерева, найти его непросто. А моя сестра построила еще один домик — гнездо из веток дерева, оно похоже на шар и называется Гайно. Кому что нравится. Вы, наверное, знаете, что я отлично лазаю по деревьям и прыгаю с ветки на ветку. В этом мне помогает мой замечательный, пушистый хвост, который ничем не хуже парашюта. Жаль, что у тебя его нет. Я приглашаю вас посетить наш лес. Приходите посмотреть на нас, животных. Если вести себя тихо и незаметно, можно увидеть много интересного. Мне нравится меню, которое вы предлагаете. Я все это очень люблю. Если ты приедешь ко мне в гости, я накормлю тебя точно таким же обедом. До свидания. Обыкновенная красная белка.
«Как мы общались с животными» эта работа подтвердила высокую эффективность данной технологии. Все задания были выполнены с большим интересом. Ждем ответов от животных. Многие просили продолжить переписку и стремились написать животным новые письма. В ходе работы изменилось отношение детей ко многим животным, они стали иначе относиться к дождевому червю, жабе и другим не очень популярным представителям фауны. Животные вызывали у них сочувствие, желание помочь. В то же время дети пришли к пониманию того, что, помогая природе, мы должны учитывать ее законы!
Смысл названия спектакля «Гроза. Насколько я понимаю идейный смысл названия драмы А
А. Н. Островский не просто писатель-драматург. Его по праву считают отцом русской драматургии. Ведь до него в литературе 19 века театральное искусство развивалось очень слабо. Пьесы Островского были новыми, свежими и интересными. Именно благодаря этому автору люди снова потянулись в театры. Одна из самых известных пьес – «Гроза».
История создания
А.Н. Островского отправили с особым поручением в центральную Россию. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой писатель, Островский в первую очередь обращал внимание на быт и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал персонажей и сюжеты. В результате поездки была написана пьеса «Гроза». А через некоторое время в одном из них произошел аналогичный случай. Островский умел предвидеть события будущего. Характеристика пьесы «Гроза» как цельного произведения показывает, что автор не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.
Художественное своеобразие драмы
Спектакль имеет ряд художественных особенностей. Надо сказать, что Островский был и новинкой драматургии, и поддерживал традицию. Чтобы понять, необходимо проанализировать жанр, главных героев, конфликт и смысл названия пьесы «Гроза».
Жанр
Есть три драматических трагедии и драмы. Из них самый древний — далее следует комедия, а вот драма как жанр появляется лишь в 19 в.век. Его основателем в России был А.Н. Островский. Спектакль «Гроза» полностью соответствует своим канонам. В центре изображения обычные люди, а не исторические личности, не это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация тоже банальная. Однако в ней присутствует острый жизненный конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) оказывается в жизненной ситуации, из которой нет выхода. Смысл названия пьесы «Гроза» многогранен (об этом речь пойдет ниже), одно из толкований – неизбежность чего-то, предопределенность и трагичность ситуации.
главные герои
Главные герои спектакля: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (невестка Кабановой), Борис (ее любовник), Варвара (сестра Тихона), Дикий, Кулигин. Есть и другие персонажи, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку.
Кабаниха и Дикий олицетворяют все негативное, что есть в городе Калинове. гнев, тирания, желание всеми руководить, жадность. Тихон Кабанов — пример безропотного поклонения матери, он бесхребетный и глупый. Варвара не такая. Она понимает, что ее мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться от ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь для Катерины невозможен. Она не может лгать мужу, измена для нее большой грех. Катерина, по сравнению с другими, выглядит более думающей, чувствующей и живой. В стороне стоит только один герой — Кулигин. Он играет роль героя-резонатора, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.
Значение названия пьесы «Гроза»
Символическое название является одним из способов выражения идейной концепции произведения. Одно слово имеет большое значение, оно многослойно.
Во-первых, в городе Калинов дважды бывает гроза. Каждый из героев реагирует по-своему. Кулигин, например, видит в грозе физическое явление, поэтому она не вызывает у него особого страха. Конечно, смысл названия пьесы «Гроза» не только в том, что это явление присутствует в тексте. Символ грозы тесно связан с главной героиней – Катериной. Впервые это явление природы застает героиню на улице, когда она разговаривает с Варварой. Катерина очень испугалась, но не до смерти. Ее ужас оправдывается тем, что молния может убить внезапно, и она вдруг предстанет перед Богом со всеми своими грехами. Но самый тяжкий грех у нее один — влюбиться в Бориса. Воспитание, совесть не позволяют Катерине полностью отдаться этому чувству. Выходя на свидание, она начинает испытывать огромные мучения. Героиня также делает признание во время грозы. Услышав громовой грохот, она не выдерживает.
Зависит от уровня интерпретации. На формальном уровне это сюжет и кульминация драмы. Но на символическом уровне это страх божьей кары, расплаты.
Можно сказать, что «гроза» нависла над всеми жителями города. Внешне это нападки Кабанихи и Дикого, а на экзистенциальном уровне – боязнь ответить за свои грехи. Может быть, поэтому она наводит ужас не только на Катерину. Даже само слово «гроза» произносится в тексте не только как название природного явления. Тихон уходит из дома, радуясь, что мать больше не будет его беспокоить, что она больше не будет ему приказывать. Катерина не может избежать этой «грозы». Она была загнана в угол.
Образ Катерины
Героиня совершает самоубийство, и из-за этого ее образ очень противоречив. Она набожна, боится «огненного ада», но в то же время совершает такой тяжкий грех. Почему? Видимо, нравственные страдания, нравственные терзания сильнее ее мыслей об аде. Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Часть критиков видит в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, «темному царству» (Добролюбов). Другие считают, что добровольная смерть – это не вызов, а, наоборот, признак слабости.
Как расценить этот поступок героини, однозначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы «Гроза» подчеркивает, что в обществе, сложившемся в Калинове, такие случаи неудивительны, ведь это закостенелый город, отсталый, управляемый такими тиранами, как Дикий и Кабаниха. В результате чувствительные натуры (Катерина) страдают, не чувствуя ни от кого поддержки.
Выводы. Особенности и смысл названия пьесы «Гроза» (кратко)
1. Драма стала ярким примером из жизни провинциальных городов, обнажая одну из главных проблем России — произвол.
2. Драма соответствует канонам жанра (есть резонансный герой, есть отрицательные персонажи), но в то же время новаторская (символична).
3. «Гроза», вошедшая в название пьесы, не просто композиционный элемент, это символ Божьей кары и покаяния. Смысл названия пьесы Островского «Гроза» выводит пьесу на символический уровень.
Где ты, гроза — символ свободы?
А.С. Пушкин
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» написана под впечатлением от путешествия писателя в 1856 году по Волге. Когда пьеса была опубликована и поставлена в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь она была опубликована в 1860 году, когда все ждали отмены крепостного права.
В центре пьесы острый конфликт между хозяевами жизни, представителями «темного царства», и их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа Островский рисует невыносимую жизнь простых людей. У Островского состояние натуры часто соотносится с душевным состоянием героев. В начале пьесы природа тихая, спокойная и безмятежная, такой же нам кажется жизнь купеческой семьи Кабановых. Но постепенно природа становится другой: надвигаются тучи, где-то слышен гром. Приближается гроза, но только ли она в природе? Нет. Ожидается гроза и в обществе, в этом царстве деспотии. Что такое гроза на Островском?
Это имя неоднозначно. Первым о грозе заговорил сын Кабанихи Тихон: «Не будет надо мною грозы две недели». Тихон боится и не любит свою мать, ведь он тоже несчастный человек. Гроза воспринимается героями как наказание, они боятся и ждут одновременно, ведь тогда станет легче. «В наказание нам посылают грозу, — учит Дикий Кулигина. Сила этого страха распространяется на многих персонажей драмы и не проходит даже мимо Катерины.
Образ Катерины — самый яркий образ в пьесе Островского «Гроза». НА. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, называл ее «лучом света в темном царстве». Катерина очень искренняя, настоящая, свободолюбивая. Она верит в Бога, поэтому свою любовь к Борису считает грехом. Она искренне думает, что заслуживает наказания и должна раскаяться: «Я не знала, что ты так боишься бури», — говорит ей Варвара. «Как, девочка, не бойся! — отвечает Катерина. — Все должны бояться. Страшно не то, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг найдет то, что ты есть, со всеми твоими грехами.
Если в природе гроза уже началась, то в жизни она только приближается. Гроза – символ освобождения от уже начавшегося «темного царства». Разум и здравый смысл изобретателя Кулигина расшатывают старые устои; Катерина протестует, пусть и неосознанно, но она не хочет мириться с такими условиями жизни и сама решает свою судьбу. Она бросается в Волгу, чтобы сохранить право на свободу в жизни и в любви. Так она одерживает моральную победу над «темным царством». Все это является основным значением реалистического символа — символа грозы.
Однако это не только положительно. Есть что-то стихийное, естественное в любви Катерины к Борису, совсем как в грозе. Любовь должна приносить радость, но у Катерины это не так, ведь она замужем.
Гроза проявляется и в самом характере героини – она неподвластна никаким условностям и ограничениям. Сама она рассказывает, что в детстве, когда ее кто-то обижал, убегала из дома и плавала одна на лодке по Волге. Мечтательная, честная, искренняя, добрая Катерина особенно тяжело переносит гнетущую атмосферу мещанского общества. Ее поступок, как гроза, нарушил покой провинциального городка, принес свободу и обновление жизни.
Современники видели в пьесе протест против угнетения личности в условиях крепостного права, для них был важен социальный подтекст. Однако смысл имени глубже. Островский протестует против любого оскорбления личности, против подавления свободы.
Актуальный смысл драмы ушел, но пьеса «Гроза» остается актуальной и сегодня, ведь образ Катерины, несомненно, вызывает симпатию у читателей и зрителей.
«Гроза» — величайшее произведение А.Н. Островский. Он был создан в 1859 году, в период кардинальных перемен в русском обществе. Поэтому неудивительно, что автор дал такое название своему произведению. Слово «гроза» имеет в пьесе несколько значений. Во-первых, это природное явление, а во-вторых, символ грядущих перемен в «темном царстве» — многовековом общественном устройстве России.
Конфликт в работе
В основе работы лежит конфликт консерваторов и новаторов. На лоне прекрасной природы Островский рисует невыносимую жизнь горожан Калинова. Катерина – главная героиня, она не может выдержать угнетения, которое выражается в переменах в природе – сгущаются тучи, слышны раскаты грома. Грядут ужасные перемены.
Слово «гроза» первым произнес Тихон, назвав так атмосферу страха и деспотизма в собственном доме. Дикий, говоря о грозе, вспоминает о таком понятии, как наказание. Страх божьего возмездия ужасает всех героев, в том числе и религиозную Катерину, осознающую греховность своих отношений с Борисом.
Только механик Кулигин не боится грозы, воспринимая ее как некое величавое зрелище, проявление силы стихии, а не опасность для людей.
Гроза в обществе
Итак, гроза в обществе уже началась. Катерина уже не в состоянии жить по старым домостроительным принципам, она жаждет свободы, но бороться с системой у нее уже нет сил. Удары грома предрекают героине скорую смерть. Предсказание сумасшедшей дамы стало толчком к исходу событий.
Катерина напугана, так как она глубоко религиозный человек. Она не могла нести бремя греха в своем сердце, не могла смириться с устройством общества, его правилами, поэтому бросилась в объятия Волги.
Гроза как знак любви
Гроза также является признаком любви между Катериной и Борисом. Их отношения — это реальная стихия, которая не приносит ему или ей радости. Борис был единственным, кто понимал трагедию Катерины, но ничем не мог ей помочь, потому что ему не хватало решимости. Действительно ли он любил девушку? Мне кажется нет. В противном случае он легко пожертвовал бы всем ради ее благополучия. Он променял свои чувства на наследство, которое все равно не получит.
Что означает название пьесы «Гроза»? Отвечая на этот вопрос, нужно, прежде всего, вспомнить время его создания. Это 1859 год — время, непосредственно предшествующее кардинальным переменам в жизни России. Одним из главных изменений является отмена крепостного права, что явилось следствием менталитета общества того периода. Без понимания их сути трудно будет объяснить смысл названия пьесы Островского «Гроза». Поэтому кратко коснемся этой стороны вопроса.
Отражение настроений в русской провинции середины XIX века
Непосредственно перед написанием пьесы автор путешествовал по городкам Поволжья. Поэтому он отражает быт и нравы провинциальных жителей. Хотя тема крепостного права прямо не затрагивается в «Буре», она передает настроение острого социального конфликта — конфликта между «темным царством» (крепостнической Россией) и людьми нового типа.
Это настроение писатель связал с состоянием природы, которое бывает перед грозой. Для него характерны сгущающиеся облака, блокирующие солнечный свет, тяжелый влажный воздух и духота. Отсюда и начинается понимание смысла названия пьесы «Гроза». Действие его происходит в вымышленном городке Калинове, что подчеркивает мысль Островского о том, что «предгрозовая» атмосфера была свойственна всей России.
Семейная среда
Семья, возглавляемая Марфой Игнатьевной Кабановой, как и многие другие купеческие семьи, характеризовалась жесткой жилищной обстановкой. Выйдя замуж за сына Кабанихи Тихона, Катерина (главная героиня), ранее окруженная материнской любовью, попала «из огня в огонь».
Ей чужда вынужденная жизнь в атмосфере угнетения личности, произвола и постоянного давления на ее свободолюбивую натуру. Всем известно, что А.Н. Добролюбов описывал Катерину как лучик света, проглянувший сквозь темное царство, что также вызывает ассоциацию с лучами солнца, освещающими небо после грозы. Это видение главного героя также помогает понять, в чем смысл названия пьесы «Гроза».
Образ грозы в природе и в душе персонажей
Между жертвами домостроения — Катериной, ее возлюбленным Борисом, мужем Тихоном, его сестрой Варварой и представителями «темного царства» — Марфой Кабановой и Диким, назревает конфликт, который является центральным в пьесе. Островский художественно изображает развитие этого конфликта посредством параллельного описания изменений, происходящих в природе и в жизни людей.
Сначала рисуется красивая, безмятежная природа, на фоне которой протекает невыносимая жизнь героев пьесы под игом торговцев-тиранов. Катерина не выдерживает своего бремени. Унижение человеческого достоинства противоречит ее характеру. В качестве свидетеля этих эмоциональных метаний автор как бы призывает саму природу, в которой отчетливо чувствуется приближение грозы. Сгущаются краски, темнеют небеса — в жизни героев приближаются страшные события. И в этом опять же смысл названия пьесы Островского «Гроза».
Гроза в речи героев спектакля
Впервые слово «гроза» в спектакле Тихон произносит при выходе из дома. Он говорит, что целых две недели над ним не будет грозы. Тихон всей душой стремится вырваться из-под гнета матери, вдохнуть свежий воздух после удушливой домашней атмосферы. Он хочет прогуляться на весь грядущий и, как всегда мучительный, год.
Для Тихона гроза — безграничная власть Кабанихи над ним, страх перед ее грозным характером, а также страх ответственности за ее грехи.
Купец Дикий сообщает механику-самоучке Кулигину, что гроза послана людям в наказание за их вольнодумство и непослушание. А страх наказания присущ всем персонажам, в том числе и Катерине.
Крайне религиозна, свою любовь к Борису считает большим грехом, борется с ней, как может, но безрезультатно и ждет возмездия. Здесь мы видим еще одну грань смысла названия пьесы «Гроза». Это прием, отражающий мысль автора о том, что люди, будучи несвободными, одновременно испытывают чувство вины и страх перед новой жизнью.
Что видит механик Кулигин в грозу
Продолжая разбираться в вопросе о том, что означает название пьесы «Гроза», нельзя не рассмотреть отношение Кулигина к грозе. Он один из всех героев, не боящихся ее. Он делает попытку противостоять этому мощному природному явлению, изготовив громоотвод. В грозе механик видит не страшную карающую силу, а чудесное, величественное зрелище, могучую, очищающую силу.
Он, как ребенок, радуется переменам в природе, призывая не бояться грозы, а любоваться ею. Он говорит, что каждая травинка и цветок приветствует грозу, и люди прячутся от него, как от невзгоды, делая из него чучело. Что означает название пьесы «Гроза», судя по отношению Кулигина к этому явлению?
Считается, что его прототипом был изобретатель Иван Кулибин, что позволяет судить о Кулигине как о носителе новых, прогрессивных взглядов, готовом делать окружающую жизнь лучше, бороться с трудностями, а не бояться их. Не бояться наступления грозы, а воспринимать ее как приход новой, яркой, свободной жизни. Этот взгляд контрастирует со взглядами остальных персонажей.
Гроза как символ любви Катерины и Бориса
Изучая значение названия пьесы «Гроза», необходимо коснуться взаимоотношений Катерины и Бориса, племянника Дикого. Гроза также символизирует эту сторону в жизни героини. В любви молодых чувствуется присутствие бурной стихии, которой они так боятся.
Чувство их сильное, страстное, но оно не приносит ни радости, ни счастья их душам, не помогает сплотиться в борьбе с действительностью. Будучи замужем, Катерина мучается тем, что не любит Тихона, хотя и пыталась влюбиться. Но он был не в состоянии ни понять свою жену, ни защитить ее от произвола свекрови.
Жажда любви, душевное смятение, приведшие к возникновению чувства привязанности к Борису, также вызывают ассоциации с предгрозовым состоянием природы. Однако Борис не понял стремления Катерины к личному счастью; он был не тем человеком, который ей был нужен. Таким образом, развитие любовной линии является отражением нарастающего конфликта, то есть символом начинающейся грозы.
Заключение
Название произведения тесно связано с его содержанием, с образами многих персонажей. Можно даже сказать, что гроза — самостоятельный персонаж пьесы. Он присутствует в описаниях природы, являясь предзнаменованием конфликта между людьми и его разрешения.
Катерина не может жить по-старому, она жаждет воли, жаждет любви, нормальных человеческих отношений. В ее жизни наступает буря, грянет гроза. Сначала она бросается в любовь, словно в бездну, а потом, не найдя сил бороться, в Волгу.
В конце спектакля на фоне оглушительных ударов появляется сумасшедшая барышня, предсказывающая Катерине скорую смерть. Здесь образ грозы выступает как толчок к разрешению конфликта. Несмотря на трагический финал, Островский показал, что главный герой не смирился с ненавистной действительностью и пошел против нее.
Драматург — человек более зависимый, чем прозаик. Это зависит не только от читателя, но и от зрителя, режиссера и актеров. Заставить разношерстную и разнообразную публику поверить в реальность происходящего на сцене – очень сложная задача, решение которой доступно только мастеру высокого класса. А.Н. Островский был именно таким мастером. Его пьесы, основанные на историческом, фольклорном и бытовом материале, составили основу национального репертуара. В спектакле «Гроза» отведено место народной трагедии.
Само название пьесы глубоко символично. Обычно его связывают с судьбой главной героини — Катерины, незаурядной личности. Это, конечно, правда. Но не полностью. Островский чувствовал единство русской жизни в различных ее проявлениях. Душевное состояние человека, семьи, общества, природы — все выступает под пером драматурга Островского в целом. И одно звено будет откликаться по всей цепочке. Сама тема грозы появляется в пьесе задолго до трагического финала.
Темное небо, дождь, раскаты грома — все это символические признаки напряжения. Можно без преувеличения сказать, что почти каждый персонаж пьесы несет в себе искру. Барбара разрывается между видимым послушанием и потребностью в свободном самовыражении? «Делайте, что хотите, лишь бы было пришито и прикрыто» — эта позиция уязвима, и в конце концов разрешается бегством из родительского дома. Ее брат Тихон обречен на мучительный выбор между почтительным страхом перед матерью и любовью к жене: «Я что, на растерзание, что ли!» — восклицает он в отчаянии.
Любящий Катерину, готовый простить ее, он не смеет перечить матери. Конфликтная напряженность в отношениях между матерью и детьми является следствием бытовых неурядиц, грозящих перерасти в финал. Действительно, зритель становится свидетелем распада семьи, которая, казалось, крепко держалась на вековых устоях. У Савелия Диком иногда говорит о встревоженной совести, многие его выходки проистекают из сознания внутреннего бессилия при внешнем всемогуществе.
Конфликтность человеческих отношений распространяется на мир природы. Действие пьесы происходит на высоком берегу Волги, с видом на сельскую местность за рекой. Буря страстей в городе и тихая благодать на противоположной стороне. Для Катерины контраст берегов соотносится с воспоминаниями о родительском доме, счастливом и беззаботном девичестве и реальном положении в семье слабого мужа и гнетущей свекрови. Мы слышим из ее пророческих слов: «Где мне упокоиться моему сердцу, когда придет буря?» Все живут с предчувствием грозы. На глазах у всех Дикий кланяется оскорбленному им мужику; раньше Катерина оправдывалась перед свекровью, теперь она кричит: «Пусть все знают!»
Жалуясь Кулигину на положение в семье, вызванное публичным покаянием жены, Тихон передает слова матери: «предатель должен быть заживо закопан в землю». Когда гроза действительно поднималась, она прежде всего поражала женскую душу, возвышавшуюся над остальными силой духа. Героиня, словно громоотвод, взяла на себя всю силу разряда молнии и вышла победительницей.
В ХХ веке наиболее близкими А.