Просвещенный абсолютизм – политика, в чем заключалась главная идея эпохи, мероприятия в таблице
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 567.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 567.
К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.
Опыт работы учителем истории — 29 лет.
Общая характеристика просвещённого абсолютизма
Абсолютизм характеризуется неограниченной властью монарха, который опирается на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли короля. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.
Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:
- В городах выделяется прослойка капиталистов-мануфактурщиков. В деревнях появляется зажиточное крестьянство.
- Монархи пытались совершенствовать систему управления и занимались устранением наиболее устаревших её элементов.
- Возросло значение чиновничьего аппарата. Вместе с тем, феодальная знать стала играть второстепенную роль.
- Происходила модернизация армии. Тяжёлую рыцарскую конницу сменила лёгкая гусарская кавалерия. Возросла роль артиллерии, армия становилась регулярной. Содержание такой армии дорого обходилось казне и обеспечивать её комплектацию мог только королевский двор.
- Крупные купцы и промышленники были заинтересованы в поддержке сильной централизованной власти. Развитие мануфактурного производства требовало таможенных пошлин на импортный товар.
Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.
Просвещённый абсолютизм в Европе
Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.
Рис. 1. Портрет Ж.Ж. Руссо. Скульптор Ж.А. Гудон 1778 год.Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.
Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.
Реформы просвещённого абсолютизма
В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые монархами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности правителя. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не королями, а просвещённым дворянством и министрами.
Рис. 2. Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год.- Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
- Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства.
Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
- Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
- Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.
- Реформы в сфере образования дали странам Европы большое количество новых школ, стали обучаться грамоте даже низшие слои общества. Свободы печати и свободы слова ещё не было в большинстве стран Европы, но цензура была всё же ограничена.
- Церковные реформы принесли облегчение иноверцам в тех странах Западной Европы, где основной религией являлся католицизм. От короля теперь зависело утверждение папских булл, основные инквизиционные суды были закрыты, повсюду изгоняли иезуитов.
Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:
Страна | Изменилось | Осталось без изменений |
Пруссия |
|
|
Австрия |
|
|
Швеция |
|
|
В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали, о главной идее просвещенного абсолютизма. Реформы просвещенного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Артур Первый
10/10
Алиса Прозорова
10/10
Людмила Соколова
10/10
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 567.
А какая ваша оценка?
Издан «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии
30 июля (10 августа) 1767 г. в Москве начала работу Уложенная комиссия, которой Екатерина II представила «Наказ» — трактат философско-юридического характера, излагавший взгляды императрицы на будущее законодательство и устройство России. В этот же день «Наказ» был издан в качестве руководства для депутатов Комиссии по разработке нового Уложения взамен «Соборного уложения» 1649 г. В «Наказе» впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
В 1764-1765 гг. императрица, используя идеи и советы мыслителей европейского Просвещения, работала над составлением «Наказа». В его основу были положены знаменитый трактат французского мыслителя Шарля Луи де Монтескьё «О духе законов» и популярное в то время сочинение итальянского криминалиста Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». «Наказ» Екатерины II состоял из 22 глав и 655 статей, вступления, заключения и двух дополнений, и был посвящён государственному, гражданскому и уголовному праву и суду.
«Наказ» отмечал необходимость крепкой самодержавной власти, «…так как никакая другая власть на таком пространстве не может действовать и была бы не только вредна, но прямо разорительна для граждан», и предполагал равенство граждан перед законом и «вольность» их в пределах законности. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью, которые также должны были действовать на основе законности. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни и предлагал отделить судебную власть от исполнительной.
«Наказ» неоднократно исправлялся самой императрицей, особенно в той части, где говорилось о крестьянах, и откуда были изъяты упоминания об ограничении крепостного права. Однако на заседании Комиссии об уложении при обсуждении крестьянского вопроса некоторые депутаты критиковали крепостные порядки и выдвигали предложения об ограничении крепостного права, о передаче части земли в собственность крестьянам, об ограничении повинностей и даже об изъятии крестьян из-под власти помещиков. Всё это вызвало резкий отпор со стороны помещиков.
В итоге члены Комиссии оказались не готовы воспринять принципы, изложенные в «Наказе». Под предлогом начала войны с Турцией общее собрание Комиссии было закрыто в январе 1769 г. Сама Уложенная комиссия была официально распущена императрицей в декабре 1774 г.
Спустя столетие известный русский историк В. О. Ключевский писал по поводу сочинения российской императрицы: «Несмотря на возражения и сокращения, Екатерина осталась очень довольна своим произведением как своей политической исповедью. Она писала ещё до появления его в печати, что сказала в нём всё, опорожнила весь свой мешок и во всю жизнь не скажет более ни слова, что все видевшие её работу единодушно говорят, что это верх совершенства…».
Лит.: Иванов П. В. К вопросу о социально-политической направленности «Наказа» Екатерины II // Учёные записки Курского педагогического института. 1954. № 3; Дитятин И. И. Екатерининская комиссия 1767 г. «О сочинении проекта нового уложения». Ростов-на-Дону, 1905; Зотов В. Д. Императрица Екатерина и её «Наказ» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2. С. 21-32; Ключевский В. О. Происхождение, составление и источники Наказа. Цензура и критика Наказа. Содержание Наказа. Мысль Наказа // Курс русской истории. Лекция 77. М., 1990; Тарановский Ф. В. Политическая доктрина в Наказе императрицы Екатерины II // Сб. статей по истории права, посвящённый М. Ф. Владимирскому-Буданову. Киев, 1904.
См. также в Президентской библиотеке:
Екатерина II. Наказ Комиссии о составлении проекта нового уложения, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения, с принадлежащими к тому приложениями. М., 1767;
Поленов Д. В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового Уложения. СПб., 1869. Ч. 1;
Поленов Д. В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового Уложения. СПб., 1871. Ч. 2;
Поленов Д. В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового Уложения. СПб., 1875. Ч. 3.
Смелая смесь новостей и идей
Просвещение напрямую затрагивало только образованные слои общества.
После пиетизма и моравского движения следующим духовным течением, пришедшим в Эстонию в середине 18 века, было Просвещение. Его идеи распространялись в Прибалтике движением немецкого Просвещения, которое искало поддержки у абсолютизма и в значительной степени опиралось на протестантскую церковь. Просвещение вскоре превратилось в широкое социокультурное движение, в котором участвовали высшие и более образованные слои прибалтийско-немецкого общества (дворянство, пасторы, олдермены, врачи и учителя). Основными средствами массовой информации в Эстонии были книги и пресса; первыми институциональными формами выражения были клубы, общества и масонские ложи конца 18-го и начала 19-говв. Одним из важнейших вопросов повестки дня Просвещения была религиозная терпимость. В высших чинах тоже происходил процесс секуляризации и распространения религиозной апатии. В эпоху Просвещения лютеранская церковь, находившаяся под контролем балтийских немцев, также приняла теологический рационализм, который полагался на человеческий разум при толковании Библии, и низвела христианство до статуса простого морального учения.
Просвещение непосредственно касалось только образованных сфер
общество; менее образованные, «непросвещенные» массы могли служить лишь
объект Просвещения. Популярная литература того времени направлена
у крестьянства была основой светской литературы в
Эстонский язык. Целью литературы эпохи Просвещения было предложить
крестьянам, в доступной форме, несколько дельных советов
и знания: особенно в области медицины. Популярный медицинский
журнал Lühhike öppetus ( Краткая инструкция ), опубликовано в
1766 г. знаменует собой начало журналистики на эстонском языке.
часть движения Просвещения, направленного против крестьян, была далеко
самые консервативные: крестьян просто призывали к повиновению; в
идеал практичного, опрятного и опрятного домашнего хозяйства был в действительности
немыслимо.
Эпоха Просвещения внесла большой вклад в повышение общественного сознания проблемы крепостного права и поощрение открытых дебатов. Большинство из публицисты, однако, сохраняли осторожную позицию, учитывая отмена крепостного права преждевременна. Обычно они ограничивались требования установления или снижения крестьянских ставок; в то же время улучшение школ, потому что освобождение крепостных должно предшествовать долгосрочной задачей просвещенного образования.
На фоне такой политической умеренности явно выделяются два критика крепостного права. Они представляют два поколения ливонских просветителей — пастора Иоганна Георга Эйзена (1717–1779) и литератора Гарлиба Меркеля (1769–1850). Эйзен интересовался не только прибалтийскими провинциями, но и первым потребовал отмены крепостного права и права крестьян на землю по всей России. Он возлагал надежды на просвещенный абсолютизм, пытаясь убедить императрицу Екатерину II и русское высшее дворянство в социально-экономической неэффективности крепостного права.
Самым замечательным достижением публичной критики крепостного права является брошюра Меркель, изданная в 1796 г. в Лейпциге , в конце философского века ),
которая в первую очередь нападала на прибалтийскую немецкую знать. Меркель относилась к
древних ливов и эстонцев, или латышей и эстонцев, не
только как угнетенные крестьяне, а как нации, порабощенные
Таким образом, развитие было искусственно затруднено. Идеализированная картина
жизни латышей и эстонцев до завоевания крестоносцами
земля, изображенная в литературных произведениях Меркель, значительно повлияла на
трактовки истории идеологами эстонского и латышского
национальные движения во второй половине XIX в. век.
Екатерина II (1762–1796) в целом благоволила Просветление. Ее политика просвещенного абсолютизма стремилась модернизировать и объединить всю Российскую империю. Особый статус прибалтийских губерний было сильно сокращено: таможенные барьеры между Эстония и Ливония и Россия были ликвидированы и общероссийская подать введена система (подушный налог). В связи с этим впервые в России перепись была организована в том же году.
В 1783 году русский 9Система 0014 губерния распространилась на территории Эстонии. Оно называлось «регентство» ( Statthalterschaft ),
и означало политический компромисс просвещенного абсолютизма по отношению к
Прибалтийское немецкое дворянство. Екатерина II частично обуздала дворянство.
привилегии: список пэров утратил свое прежнее значение, а
Советы сейма были упразднены. Взамен императрица продлила
Право собственности балтийских немцев-помещиков, дающее усадьбам
статус частной собственности. В то же время Государственное управление характеризовались эгалитарными тенденциями — новые правила приняли
без учета этнического происхождения и, таким образом, предлагали людей из низших
дает шанс улучшить свое положение. Он также характеризовался
реорганизация, которая могла быть почти демократической; основа гражданского
администрация, например, была расширена, заменив городские советы, которые
был пожизненно кооптирован с советниками, избираемыми на фиксированный
продолжительность. Statthalterschaft расширил права горожан
также не немцам, что позволило городским эстонцам встать на ноги
социальной лестнице и ограниченное участие в политике. Большая часть чего-либо
не немецкие граждане по-прежнему не могли воспользоваться новыми возможностями,
как из-за их низкого образовательного уровня, так и из-за того, что Statthalterschaft : вскоре был изменен.
Павел I (1796–1801), потомок Екатерины, отменил большинство ее реформ (кроме подушной подати и единой таможенной зоны) и восстановил сословные привилегии балтийских немцев в прежнем виде. В 1797 г. по эстонским крестьянам и низам горожан больно ударило распространение рекрутской системы на эстонские территории. Во время наполеоновских войн (1806–1807) в русскую территориальную армию было призвано около 28 000 ливонских и эстонских крестьян и горожан. К моменту отмены в 1874 году обязательной службы в русскую армию было зачислено около 100 000 человек. С учетом нерожденных детей это означало потерю 200 000 человек для населения Эстонии.
Первоначально опубликовано компанией Estonica на условиях некоммерческой лицензии Creative Commons.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Комментарии
комментариев
Теги: Раннее Новое время Восточная Европа Просвещение Эстония История Религия
Просвещенный деспотизм | History of Western Civilization II
Просвещенные деспоты, вдохновленные идеалами эпохи Просвещения, считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять вместо любых других правительств. .
Цель обучения
Дайте определение просвещенному деспотизму и приведите примеры
Ключевые моменты
- Просвещенные деспоты считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять вместо любого другого правительства.
По сути, монархи просвещенного абсолютизма укрепляли свою власть, улучшая жизнь своих подданных.
- Эссе в защиту системы просвещенного деспотизма было написано Фридрихом Великим, который правил Пруссией с 1740 по 1786 год. Фридрих модернизировал прусскую бюрократию и государственную службу и проводил религиозную политику во всем своем королевстве, которая варьировалась от терпимости до сегрегации. Следуя общим интересам просвещенных деспотов, он поддерживал искусство, философов, которых он одобрял, и полную свободу печати и литературы.
- Российская Екатерина II продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу, но ее просвещенный деспотизм проявлялся главным образом в ее приверженности искусствам, наукам и модернизации российского образования. Хотя она провела некоторые административные и экономические реформы, воинская повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права.
- г. Мария Терезия провела значительные реформы, направленные на усиление военной и бюрократической эффективности Австрии.
Она улучшила экономику государства, ввела национальную систему образования и внесла свой вклад в важные реформы в медицине. Однако, в отличие от других просвещенных деспотов, Мария Терезия с трудом вписывалась в интеллектуальную сферу Просвещения и не разделяла увлечения идеалами Просвещения.
- Джозеф был сторонником просвещенного деспотизма, но его приверженность модернизирующим реформам впоследствии вызвала значительную оппозицию, которая в конечном итоге привела к неспособности полностью реализовать его программы. Среди других достижений он вдохновил на полную реформу правовой системы, отменил цензуру прессы и театра и продолжил реформы своей матери в образовании и медицине.
Ключевые термины
- крепостное право
- Положение многих крестьян при феодализме, особенно в связи с манориализмом. Это было состояние рабства, которое развилось в основном в Средневековье в Европе и продолжалось в некоторых странах до середины 19 века.
век.
- просвещенный деспотизм
- Также известный как просвещенный абсолютизм или доброжелательный абсолютизм, форма абсолютной монархии или деспотизма, вдохновленная эпохой Просвещения. Монархи, принявшие его, следовали за причастиями рациональности. Некоторые из них способствовали образованию и допускали религиозную терпимость, свободу слова и право на владение частной собственностью. Они считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять вместо любых других правительств.
- Энциклопедия
- Общая энциклопедия, опубликованная во Франции между 1751 и 1772 годами, с более поздними дополнениями, исправленными изданиями и переводами. У него было много писателей, известных как энциклопедисты. Он наиболее известен тем, что представляет идеи Просвещения.
Основным мыслителям эпохи Просвещения приписывают разработку теорий управления, имеющих решающее значение для создания и развития современного демократического государства, управляемого гражданским обществом. Просвещенный деспотизм, также называемый просвещенным абсолютизмом, был одной из первых идей, вытекающих из политических идеалов Просвещения. Эта концепция была официально описана немецким историком Вильгельмом Рошером в 1847 году и остается спорной среди ученых.
Просвещенные деспоты считали, что королевская власть проистекает не из божественного права, а из общественного договора, согласно которому деспоту была доверена власть управлять вместо любых других правительств. По сути, монархи просвещенного абсолютизма укрепляли свою власть, улучшая жизнь своих подданных. Эта философия подразумевала, что государь знал интересы своих подданных лучше, чем они сами. Монарх, взяв на себя ответственность за подданных, исключал их политическое участие. Разница между деспотом и просвещенный деспот основан на широком анализе степени, в которой они приняли Эпоху Просвещения. Однако историки спорят о фактическом осуществлении просвещенного деспотизма. Они проводят различие между «просвещением» правителя лично и его или ее режимом.
Просвещенный деспотизм защищал в эссе Фридрих Великий, правивший Пруссией с 1740 по 1786 год. Он был энтузиастом французских идей и пригласил известного французского просветителя Вольтера пожить в своем дворце. С помощью французских специалистов Фридрих организовал систему косвенного налогообложения, которая давала государству больший доход, чем прямое налогообложение. Одним из величайших достижений Фридриха был контроль над ценами на зерно, при котором государственные склады позволяли гражданскому населению выживать в нуждающихся регионах, где был плохой урожай. Фридрих модернизировал прусскую бюрократию и государственную службу и проводил религиозную политику во всем своем королевстве, которая варьировалась от терпимости до сегрегации. Он в основном не практиковал и терпел все вероисповедания в своем королевстве, хотя протестантизм стал излюбленной религией, а католиков не избирали на высшие государственные должности. Хотя он защищал и поощрял торговлю еврейских граждан Империи, он неоднократно выражал сильные антисемитские настроения. Он также призывал иммигрантов разных национальностей и вероисповеданий приезжать в Пруссию. Некоторые критики, однако, указывают на его репрессивные меры против завоеванных польских подданных после того, как часть польских земель попала под контроль Прусской империи. Следуя общим интересам просвещенных деспотов, Фридрих поддерживал искусство, философов, которых он одобрял, и полную свободу печати и литературы.
Екатерина II в России была самой известной и дольше всех правившей женщиной-лидером России, правившей с 1762 года до своей смерти в 1796 году. Поклонница Петра Великого, она продолжала модернизировать Россию по западноевропейскому образцу, но ее просвещенный деспотизм проявился себя в основном своей приверженностью искусству, науке и модернизации российского образования. Эрмитаж, занимающий теперь весь Зимний дворец, начинался как личная коллекция Екатерины. Она писала комедии, беллетристику и мемуары, культивируя Вольтера, Дидро и Даламбера — всех французских энциклопедистов, которые позже закрепили ее репутацию в своих произведениях. Ведущие европейские экономисты того времени стали иностранными членами Вольного экономического общества, созданного по ее предложению в Санкт-Петербурге в 1765 году. Она также привлекала западноевропейских ученых. Через несколько месяцев после своего вступления на престол в 1762 году, услышав, что французское правительство угрожает прекратить издание знаменитой французской энциклопедии из-за ее нерелигиозного духа, Екатерина предложила Дидро завершить свой великий труд в России под ее защитой. Она считала, что «новый тип человека» можно создать, прививая русским детям западноевропейское образование. Она продолжала исследовать образовательную теорию и практику других стран, и хотя она провела некоторые образовательные реформы, ей не удалось создать национальную школьную систему.
Смольный институт, первый в России институт «Благородных девиц» и первый в Европе государственный женский вуз, картина С.Ф. Галактионов, 1823.
Екатерина учредила Смольный институт благородных девиц для воспитания женщин. Сначала институт принимал только молодых девушек из дворянской элиты, но со временем стал принимать и девушек из мелкой буржуазии. Девушек, которые учились в Смольном институте, Смолянках, часто обвиняли в невежестве во всем, что происходило в мире за стенами зданий Смольного. В стенах института их обучали безупречному французскому языку, музыкальности, танцам и полному благоговению перед Монархом.
Хотя Екатерина воздерживалась от претворения в жизнь большинства демократических принципов, она издала кодексы, затрагивающие некоторые тенденции модернизации, в том числе раздел страны на провинции и уезды, ограничение власти дворян, создание среднего сословия и ряд экономических реформ. Однако воинская повинность и экономика продолжали зависеть от крепостного права, а растущие требования государства и частных землевладельцев привели к увеличению зависимости от крепостных.
Мария Терезия была единственной женщиной-правительницей владений Габсбургов и последней из династии Габсбургов. Она провела значительные реформы, направленные на усиление военной и бюрократической эффективности Австрии. Она удвоила государственный доход между 1754 и 1764 годами, хотя ее попытка обложить налогом духовенство и дворянство увенчалась лишь частичным успехом. Тем не менее, ее финансовые реформы значительно улучшили экономику. В 1760 году Мария Терезия создала Государственный совет, который выполнял функции комитета экспертов-консультантов. Ему не хватало исполнительной или законодательной власти, но, тем не менее, он демонстрировал разницу между автократической формой правления. В медицине ее решение сделать прививку своим детям после эпидемии оспы 1767 года стало причиной изменения негативного отношения австрийских врачей к вакцинации. Австрия запретила сжигание ведьм и пытки в 1776 году. Позже они были вновь введены, но прогрессивный характер этих реформ остается отмеченным. Образование было одной из самых заметных реформ правления Марии Терезии. В новой школьной системе, основанной на прусской, все дети обоего пола в возрасте от 6 до 12 лет должны были посещать школу, хотя закон оказался очень трудным для исполнения.
Однако Марии Терезии было трудно вписаться в интеллектуальную сферу Просвещения. Например, она считала, что религиозное единство необходимо для мирной общественной жизни, и открыто отвергала идею религиозной терпимости. Она считала и евреев, и протестантов опасными для государства и активно пыталась их подавить. Будучи молодым монархом, участвовавшим в двух династических войнах, она считала, что ее дело должно быть делом ее подданных, но в более поздние годы она считала, что их дело должно быть ее делом.
Старший сын Марии-Терезии, Иосиф II, император Священной Римской империи с 1765 по 1790 год и правитель земель Габсбургов с 1780 по 1790 год, спокойно относился к идеям Просвещения. Джозеф был сторонником просвещенного деспотизма, но его приверженность модернизирующим реформам вызвала значительное сопротивление, которое в конечном итоге привело к неспособности полностью реализовать его программы.
Джозеф вдохновил на полную реформу правовой системы, отменил жестокие наказания и смертную казнь в большинстве случаев и ввел принцип полного равного обращения со всеми преступниками. Он положил конец цензуре печати и театра. В 1781–1782 годах он распространил полную юридическую свободу на крепостных. Однако помещики обнаружили, что их экономическое положение находится под угрозой, и в конце концов изменили политику. Чтобы уравнять налогообложение, Иосиф приказал провести оценку всех земель империи, чтобы ввести единый уравнительный налог на землю. Однако большинство его финансовых реформ были отменены незадолго до или после смерти Иосифа в 179 г.0. Чтобы воспитать грамотных граждан, начальное образование стало обязательным для всех мальчиков и девочек, а высшее практическое образование было предложено немногим избранным. Джозеф учредил стипендии для талантливых учеников из бедных семей и разрешил открывать школы для евреев и представителей других религиозных меньшинств. В 1784 году он приказал стране изменить язык обучения с латыни на немецкий, что было весьма спорным шагом в многоязычной империи. Джозеф также попытался централизовать медицинское обслуживание в Вене путем строительства одной большой больницы, знаменитой Allgemeines Krankenhaus, которая открылась в 1784 году.
Однако централизация усугубила проблемы с санитарией, вызвав эпидемии и 20% уровень смертности в новой больнице. но в следующем столетии город стал выдающимся в области медицины.
Иосиф II вспахивает поле недалеко от Славиковиц в сельской местности на юге Моравии 19 августа 1769 года.
Иосиф II был одним из первых правителей Центральной Европы. Он попытался отменить крепостное право, но его планы встретили сопротивление помещиков. Его Императорский патент 1785 г. отменил крепостное право на некоторых территориях империи, но под давлением помещиков не дал крестьянам права собственности на землю или свободы от податей дворян-землевладельцев. Это давало им личную свободу. Окончательные реформы эмансипации в империи Габсбургов были проведены в 1848 году.
Вероятно, самой непопулярной из всех его реформ была попытка модернизации весьма традиционной католической церкви. Называя себя защитником католицизма, Иосиф II решительно ударил по папской власти. Он пытался сделать католическую церковь в своей империи орудием независимого от Рима государства. Джозеф был очень дружелюбен к масонству, так как считал его очень совместимым с его собственной философией Просвещения, хотя сам он, по-видимому, никогда не присоединялся к ложе. В 1789 году он издал хартию религиозной терпимости к евреям Галиции, региона с многочисленным традиционным еврейским населением, говорящим на идише. Хартия отменила общинную автономию, согласно которой евреи контролировали свои внутренние дела. Он способствовал германизации и ношению нееврейской одежды.
Атрибуции
- Просвещенный деспотизм
«Мария Терезия». https://en.wikipedia.org/wiki/Мария_Тереза. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Энциклопедия». https://en.wikipedia.org/wiki/Encyclop%C3%A9die. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Фридрих Великий». https://en.wikipedia.org/wiki/Фредерик_те_Великий. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Екатерина Великая». https://en.wikipedia.org/wiki/Catherine_the_Great. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Крепостное право».