Просвещённый абсолютизм | это… Что такое Просвещённый абсолютизм?
Просвещённый абсолютизм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Содержание
|
Хронология
Хронологические границы просвещённого абсолютизма условны, обычно приводится период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол прусского короля Фридриха II до французской революции.
Основы просвещённого абсолютизма
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.
В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма — политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе.
Страны
Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.
Представители просвещённого абсолютизма
Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:
- в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
- в Португалии — Помбал (1760—1777) при Иосифе Эмануиле
- в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
- в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)
- в Дании — Кристиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772)
- в Швеции — Густав III (1771—1792)
- в Бадене — Карл Фридрих
- в Речи Посполитой — Станислав Понятовский (1764—1795)
- в России — Екатерина II
Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века.
Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.
Реформы просвещённого абсолютизма
Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.
В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.
Экономическая деятельность просвещенного абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.
Громадную заслугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.
Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.
Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.
В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.
В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху просвещенного абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.
Основные проблемы реформ
Общая черта, отличающая представителей просвещенного абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.
В России
В России реализация политики просвещённого абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с оставшимся в силе разделением общества на «просвещенных дворян» и «непросвещенных крестьян» усилило социальные противоречия и негативно повлияло на монархический строй. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало усиление крепостного права и формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.
См. также
- Суперпрезидентская республика
- Авторитаризм
Зал 25. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Правление императрицы Екатерины II Алексеевны (1762–1796) – знаменательная эпоха в истории России. Взойдя на престол, императрица имела определенную программу, которую стремилась реализовать в ходе своего царствования. Смысл своей политики Екатерина II видела в обеспечении «блага» и «безопасности» каждого подданного и общества в целом.
В годы правления императрицы Екатерины II, уже при жизни названной Великой, в стране проходили успешные реформы, глубоко затронувшие многие сферы государства и общества и определившие их развитие на долгие годы. Важным талантом императрицы было умение достойно оценивать способности окружавших ее людей. Так в России появилась плеяда выдающихся государственных деятелей, дипломатов, военачальников, деятелей науки и культуры.
Пришедший к власти в декабре 1761 года император Петр III (1728–1762) вызвал недовольство при дворе своими действиями. Во главе «оппозиции» императору встала его жена Екатерина Алексеевна (1729–1796). В «партию Екатерины» вошли влиятельнейшие лица: наставник великого князя Павла Петровича Н.И. Панин, командир Измайловского полка К.Г. Разумовский, начальник полиции, обер-прокурор, офицеры гвардейских полков братья Орловы и другие. Движущей силой переворота стала гвардия. 28 июня 1762 года Екатерина Алексеевна приняла присягу гвардейцев, членов Сената и Синода. Гвардейцы в тот же день арестовали Петра III Федоровича и увезли его в загородный дворец в Ропшу, где через семь дней он скончался при невыясненных обстоятельствах.
22 сентября 1762 года императрица Екатерина II короновалась в Успенском соборе. В Москве прошли пышные торжества. Они продолжились в январе 1763 года грандиозным маскарадом «Торжествующая Минерва», который свидетельствовал, что в России наступает век Минервы — век правосудия, расцвета наук, искусства и мудрости.
В годы правления императрицы Екатерины II в России были проведены реформы, которые заложили основу единой государственной классно-урочной системы начального образования. В уездных и губернских городах была открыта сеть двухклассных и четырехклассных училищ. В этих учебных заведениях ученики изучали математику, историю, географию, физику, архитектуру, русский и иностранные языки.
В 1760-х – начале 1770-х гг. в рамках учебно-педагогической реформы И.И. Бецкого была создана система закрытых сословных учебных заведений с широкой педагогической программой. Так были основаны училище при Академии художеств, первое в России женское учебное заведение Смольный институт, Воспитательный дом для детей-сирот.
В первые годы своего царствования императрица Екатерина осуществила различные реформы, направленные на установление в стране единых порядков и преобразование системы государственного управления. Реформа Сената позволила структурировать и ограничить его полномочия. Ликвидация гетманства упраздняла самоуправление украинских земель. Генеральное межевание создавало новую систему учета территорий, которая исключала поземельные споры, чересполосицу, захваты казенных и пустующих местностей.
Продолжая политику своих предшественников по отношению к церкви, императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, передав их государству.
Созданное в 1765 году Вольное экономическое общество было призвано способствовать развитию хозяйства страны. В Россию пригласили переселенцев-колонистов из других стран на слабозаселенные территории Поволжья, Приуралья и Новороссии.
Важнейшим событием стал созыв Уложенной комиссии (1767–1768), которой следовало составить новый единый свод законов. Свои пожелания комиссии Екатерина II изложила в тексте «Наказа». Однако депутаты не смогли договориться по важнейшим вопросам, так и не выработав единого документа.
Эпоха правления императрицы Екатерины II стала временем подъема русской культуры и развития науки. Большое внимание уделялось созданию системы образования, изучению и освоению присоединенных территорий. В это время зародилась общественно-политическая мысль, на страницах журналов публицисты вели полемику по различным вопросам жизни государства. Во второй половине XVIII века развитие литературы привело к созданию произведений, ставших неотъемлемой частью русской классики.
Нарастание интереса к отечественной истории, а также открытие новых исторических источников привело к созданию трудов по русской истории князя М.М. Щербатова и И.Н. Болтина. Концепцию истории развития российского государства изложила и сама императрица в своих «Заметках касательно российской истории».
Во второй половине XVIII века продолжалось изучение природных ресурсов страны. Наиболее успешными стали пять экспедиций, организованных Академией наук (1768–1774) в разные районы России и собравших богатый материал о животном и растительном мире, реках, жизни городов и предприятий. По их результатам появились труды: «Путешествие по разным провинциям Российской империи» П.С. Палласа, «Дневные записки путешествия…» академика И.И. Лепехина, «Путешествие по России для исследования трех царств естества» академика С.Г. Гмелина, «Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» Н. Я. Озерецковского и другие.
Важнейшей реформой императрицы Екатерины II стало преобразование губернской системы (1775). Императрица лично составила текст «Учреждения о губерниях Всероссийския империи». Вместо прежних 23 губерний, Россия теперь была разделена на 50 губерний. Губернии объединялись в наместничества, возглавляемые генерал-губернаторами. В губерниях учреждались выборные органы местного самоуправления, основную роль в которых играли дворяне. Новой реформой на уровне губерний впервые в России судебная власть была отделена от административной. Реформой также был создан приказ общественного призрения. Это учреждение, ведавшее больницами, школами и приютами, стало прообразом системы социального обеспечения.
Дарование императрицей Екатериной II Жалованных грамот дворянству и городам (1785) позволило окончательно оформить права и обязанности дворянского и городского сословий. В грамоте дворянству были подтверждены все права и привилегии, дарованные за годы последних царствований: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право торгово-промышленной деятельности. Дворянство отныне именовалось «благородным». Сословные учреждения дворян получили новые полномочия.
Жалованная грамота городам определила юридический статус единого городского сословия, разделив «общество градское» на шесть категорий: «настоящие городские обыватели», купцы трех гильдий, ремесленники, иностранцы, именитые граждане и посадские люди. Согласно документу, появились новые учреждения городского самоуправления: выборные городская дума и Шестигласная дума.
Императрица готовила Жалованную грамоту государственным крестьянам, но так и не опубликовала ее. Будучи противницей крепостного права, императрица Екатерина не решилась лишить дворян их крепостных.
Рост национального самосознания, повышение уровня образованности высших слоев общества в годы правления императрицы Екатерины II привели к зарождению в России общественно-политической мысли. Публицисты критиковали крепостное право, распространение сословных привилегий, публикуя свои размышления на страницах журналов «Трутень», «Живописец», «И то и сио», «Ни то ни сио» и других изданий. Императрица Екатерина II лично приняла участие в полемике, организовав сатирический журнал «Всякая всячина», где анонимно публиковала свои статьи и призывала не критиковать конкретных лиц. Идейная оппозиция власти привела к распространению масонства. Вести из охваченной революцией Франции произвели тяжелое впечатление на императрицу Екатерину II. Масоны и оппозиционно настроенные общественные деятели подверглись преследованию.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) стало самым массовым в истории дореволюционной России. Оно охватило огромные территории в Поволжье и Приуралье. Беглый казак Емельян Пугачев объявил себя чудом спасенным императором Петром III и пообещал недовольным политикой власти казакам создание «казацкого царства». В своих «царских манифестах» Пугачев обещал вольности и крепостному крестьянству. Восставших поддержали рабочие уральских заводов, нерусские народы Поволжья.
В августе 1774 года после неудачного штурма Царицына (ныне Волгоград) войска Пугачева были разбиты. Емельяна Пугачева и его соратников привезли в Москву и казнили на Болотной площади в январе 1775 года. Восстание окончательно было подавлено к лету 1775 года.
Основным литературным жанром в России во второй половине XVIII века стал классицизм. Позже, в конце столетия были созданы произведения в жанрах сентиментализм и реализм. Интерес к личности человека позволил писателям создать целостные и глубокие образы героев.
Театральное дело развивалось не только в Петербурге и Москве, но распространилось и на провинцию. Большую известность приобрели некоторые усадебные театры, в которых играли крепостные.
Ведущее место в творчестве русских композиторов последней трети XVIII века заняла опера, которая представляла собой пьесу с отдельными музыкальными вставками. Рост интереса к музыке привел к распространению рукописных тетрадей и альбомов с записями различных произведений для домашнего музицирования.
Полное руководство для просвещенных абсолютистов для AP® Euro History
Просвещенный абсолютизм может показаться почти оксюмороном, и вы не будете слишком далеки от этого предположения. Это был один из тех причудливых примеров исторического противоречия, когда эпоха, которая была озабочена свободой и личной свободой, врезалась в эпоху, одновременно одержимую деспотическими правителями, озабоченными своим абсолютистским политическим контролем. Оксюморон или нет, европейский экзамен по истории AP® любит проверять сложные темы, такие как эта. Но не волнуйтесь; мы создали этот обзор AP® Euro о движении просвещенного абсолютизма, чтобы сделать эту, казалось бы, сложную тему намного проще.
Это правда, что Просвещенный Абсолютизм занимает странное место в учебной программе AP® по европейской истории, но этот обзор AP® Euro содержит все, что вам нужно знать для предстоящего экзамена. Мы не только излагаем детали, характеризовавшие это движение, но и помещаем его в соответствующий исторический контекст.
Кроме того, мы расскажем обо всех ключевых фигурах, составлявших движение Просвещенного Абсолютизма. И, наконец, мы закончим этот обзор AP® Euro подробным объяснением того, как этот термин и связанные с ним исторические фигуры, скорее всего, проявятся на вашем предстоящем экзамене AP® European History.
Итак, наденьте свои мыслительные способности эпохи Просвещения и думайте как деспот, чтобы вы могли доминировать на предстоящем экзамене AP® Euro.
Что такое просвещенный абсолютизм? Источник изображения: Wikimedia CommonsПрежде чем мы перейдем к ключевым фигурам Просвещенного Абсолютизма в этом ускоренном курсе AP® Euro, давайте кратко рассмотрим, во что на самом деле верили эти люди. в эпоху Просвещения рациональность и забота о социальных проблемах, но смешанные с верой в абсолютную монархию или деспотию. К вашему сведению, это также называют просвещенным деспотизмом и доброжелательным абсолютизмом.
Это означает, что монархии оправдывали свою абсолютную правящую власть в 18 и начале 19 века заботой об образовании, здоровье, правопорядке, индивидуальных правах и терпимости. Вместо того, чтобы искать свою власть в религиозной автократии, эти правители (особенно в Европе) выглядели такими мыслителями, как Монтескье, Вольтер и Гоббс.
Фридрих Великий довольно хорошо сказал об этом в письме к Вольтеру:
Признаем правду: искусство и философия распространяются лишь на немногих; громадная масса, простонародье и основная масса дворянства, остаются тем, чем их сделала природа, то есть дикими зверями.
Вот это заявление. Но он точно отражает отношение просвещенных абсолютистов к монархии (или, в данном случае, к самим себе). Они часто формулировали убеждение, что простым людям нужен доброжелательный абсолютный лидер, кто-то, кто позаботится об их потребностях и наведет порядок в мире, который определяется хаосом.
Но это было и многое другое. Эти Просвещенные Абсолютисты часто поощряли более демократическое участие в государствах, которыми они управляли. Они часто делали это, применяя законы на благо своего народа, финансируя образование и даже поощряя производство искусства и науки. Идея заключалась в том, чтобы принести пользу своим подданным, но это часто делалось в соответствии с верой правителя и только верой правителя.
На самом деле, Фридрих Великий, вероятно, был самым ярым сторонником самого движения. Но об этом позже. Во-первых, давайте поместим Просвещенный Абсолютизм в контекст.
Помещение просвещенного абсолютизма в контекстПочему это происходит? Не кажется ли вам немного странным, что монархи обращались к идеям Просвещения как к способу оправдать свою власть? Вы были бы правы, задавая такие вопросы. И да, это было немного странно. Но в этом тоже есть смысл.
Как вы, возможно, знаете из других исследований AP® Euro, абсолютные монархии были в моде до 18 века. Этот тип всеобъемлющей политической власти был воплощен в королях и королевах, таких как Яков VI в Шотландии, Петр I Великий в России и король Людовик XIV во Франции. На самом деле, король Людовик XIV однажды сказал: «L’état, c’estmoi!» Или: «Я есть государство!»
Эта цитата олицетворяла абсолютные монархии. Они верили в тотальный контроль и оправдывали этот контроль религиозными терминами. Они считали, что были религиозно избраны, чтобы править людьми.
В частности, они считали, что их сила абсолютна. Это было предначертано Богом, по сути. Это означало, что его нельзя было оспорить, и что если люди страдают, тогда на это должна быть воля Божья.
Но в 18 м веке пришло Просвещение, которое поставило под сомнение роль религии в человеческих отношениях. Вместо этого мыслители эпохи Просвещения начали верить в рационализм, людей в правительстве, ориентированном на людей, и полагаться на науку, а не на религию.
Краткий обзор эпохи ПросвещенияПрежде чем мы слишком углубимся в наиболее важных исторических личностей движений просвещенного абсолютизма, давайте кратко остановимся на самом Просвещении. Надеюсь, вы уже знаете об этом кое-что из изучения истории еврозоны AP®, но никогда не помешает подвести итоги.
Просвещение было интеллектуальным, политическим и общественным движением 18 -го -го века, которое характеризовало большую часть европейской мысли на континенте. В этом участвовали все, от королей до философов и крестьян. С помощью таких революционных мыслителей, как Вольтер, Декарт, Монтескье, Спиноза и т. д., по Европе прокатилось движение, которое бросило вызов религиозному и монархическому правлению почти во всех аспектах подобного.
Это включало в себя религиозное господство над моралью и этикой, позицию Церкви по отношению к миру природы и абсолютистское монархическое правление и управление. Начали формироваться новые идеи о свободе, терпимости, прогрессе и особенно либеральном управлении.
Он стал настолько могущественным, что правящие элиты Европы начали извергать идеи Просвещения, даже если их власть и контроль часто противоречили тому, что пытались сказать эти мыслители.
Ключевые фигуры движения просвещенного абсолютизмаВ 18 веке перед королями и королевами встал вопрос: как мы можем оправдать наше правление в свете этих просвещенных идеалов? Просвещенный абсолютизм стал решением. Он включил веру в свободу, прогресс и терпимость во всеобъемлющее правление своих деспотов.
Теперь давайте продолжим и взглянем на некоторых наиболее важных фигур в движении просвещенного абсолютизма:
Фридрих Великий ПрусскийЕсли бы у абсолютистов эпохи Просвещения был лидер, им был бы Фридрих Великий. Он был королем Пруссии между 1740 и 1786 годами, в самом центре движения Просвещения в философии и науке.
Фридрих Великий подружился с французским философом Вольтером и стал любителем французской мысли и философии в целом. Он верил в модернизацию прусского государства за счет улучшения жизни своих подданных. Подобные идеи были выражены в его письмах к Вольтеру и быстро стали символом просвещенного абсолютистского движения.
Во время своего правления в качестве монарха он пытался создать сложную государственную бюрократию, способную управлять людьми, которыми он управлял. Он также реализовал ряд религиозных политик, поощряющих терпимость и принятие религиозных меньшинств. Вдобавок к этому он допускал свободу печати, поощрял искусство и одобрял научные и философские начинания. Все это наводило страх на предыдущие поколения прусских монархов.
Екатерина Великая из РоссииЕкатерина Великая была современницей Фридриха Великого и правила русским народом до 1762 года. Ее называли Великой, потому что она открыла эпоху процветания Российской империи. Однако ее пребывание на посту монарха было немного шатким. Несмотря на то, что она искренне верила в просвещенный абсолютизм, ей было трудно реализовать его с точки зрения политики. Вы, возможно, заметили, что огромные размеры России сделали эту тему популярной на протяжении всей ее истории.
Так или иначе, Кэтрин сделала приоритетной задачей модернизацию городов, граничащих с остальной Западной Европой, и даже создала новые, чтобы составить им конкуренцию. Она равнодушно относилась к религии, используя церковные земли для финансирования государства. Вдобавок к этому она попыталась реализовать новые законные права для класса крепостных, хотя многие землевладельцы отказались подчиниться.
Источник изображения: Wikimedia CommonsОднако ее самый важный вклад был в искусство и образование. Она способствовала продвижению русского Просвещения, поощряя музыку, живопись и архитектуру. Она также создала первое во всей Европе государственное высшее учебное заведение для женщин. Но опять же, она также была несколько безразлична к бедственному положению класса крепостных, что привело к множеству восстаний на протяжении всего ее правления.
Иосиф II АвстрийскийИосиф II, наряду с Екатериной Великой и Фридрихом Великим, считаются тремя самыми влиятельными монархами-абсолютистами эпохи Просвещения. Итак, если вы не изучаете никого другого в этом обзоре европейской истории AP®, обязательно обратите внимание на эти три.
Как и Екатерина, Иосиф II довольно искренне верил в идеалы Просвещения, но с трудом претворял эти мысли в жизнь и политику. В конечном итоге он хотел сделать своих подданных счастливыми, но только в соответствии со своими собственными идеями и убеждениями.
Он попытался сделать это, реструктурировав большую часть государственной бюрократии, отменив самые жестокие наказания за нарушение закона и сделав базовое образование обязательным требованием для всех мальчиков и девочек. Вдобавок ко всему, он резко уменьшил роль католической церкви в повседневных делах. Но, как и его современники, Джозеф столкнулся с проблемами, когда прежние представления о монархическом контроле бросили вызов его идеям.
Фридрих VI из ДанииФридрих VI был менее известным сторонником просвещенного абсолютизма. Он правил Данией с 1808 по 1814 год — относительно короткое правление по сравнению со многими другими. Но его политика и большая часть его идей были насквозь связаны с Просвещением.
Самым важным из них был институт демократических собраний сословий. Эта государственная бюрократия дала рядовым гражданам более активный голос в политических делах. Вдобавок ко всему, Фредерик был массовым сторонником наук, в частности астрономии.
Король Испании Карлос IIIКоролю Испании Карлосу не повезло, он унаследовал разрушенную империю с 1759 по 1788 год. ценности просвещенного абсолютизма как способ установить контроль над страной, которая была брошена в современный мир.
После Золотого века Испании страна переживала тяжелые времена. Армия была слабой, а денег было мало. Итак, когда Карлос III получил контроль, он обратился к довольно большим изменениям, чтобы попытаться изменить ситуацию.
Он попытался дистанцировать католическую церковь от всех политических дел, ослабив роль монастырей в повседневной жизни. Вдобавок ко всему, он продвигал образование в области естественных наук, искусства и философии, поощряя университетские исследования. Ему даже удавалось держаться подальше от какой-либо серьезной войны. Все это помогло заслужить значительное уважение со стороны людей, которыми он управлял.
К несчастью для Карлоса II, его реформы длились недолго. Хотя они были на месте, они действительно способствовали улучшению жизни и здоровья среднего испанца, и его усилия в основном были бы подорваны после его смерти. Испания
Наполеон БонапартНаполеон может показаться странным выбором, чтобы пойти вместе с этими другими, поскольку его действительно не помнят за его роль в монархии. Но на самом деле он был одной из самых важных фигур в просвещенном абсолютистском движении. Его правление в качестве императора Франции между 1804 и 1814 годами запомнится как деспотическое, но в то же время определенно просвещенное.
Источник изображения: Wikimedia CommonsЧто вам действительно нужно знать для европейского экзамена AP®, так это его кодекс Наполеона. Это очень важно помнить для вашего курса европейской истории AP®, поскольку он повлиял почти на каждый уголок континента. Когда Наполеон расширил свою империю, ему нужно было как-то поддерживать в ней порядок. Таким образом, он создал свод законов, который охватывал всю Французскую империю, и сделал законы одинаковыми для разных регионов. В конце концов, он объединил множество различных бюрократий, создав рациональную правовую систему, основанную на ценностях Просвещения.
Несмотря на важность Кодекса Наполеона в продвижении правовых систем и бюрократии эпохи Просвещения по всей Европе, Наполеон все еще оставался тираном. Он определенно не откажется от своего контроля над всей Европой без боя.
ВольтерВольтер был не только ключевой фигурой эпохи Просвещения, но и поклонником просвещенческого абсолютизма. Будучи одним из основателей движения, он появился немного раньше, чем другие деятели AP® European History, которых мы рассмотрели до сих пор. Он жил с 169 г.4 до 1778.
Как и многие мыслители эпохи Просвещения. Вольтер верил в свободу слова, свободу вероисповедания и отделение церкви от государства. Он был известен своей острой сатирой, из-за которой во Франции у него возникли проблемы. В конце концов его выслали в Англию, где он полюбил британскую конституционную монархию. В то время Франция была еще абсолютистской.
Из-за этого он подружился с самими монархами, включая Фридриха Великого. Они оба сочувствовали важности доброжелательного деспота в правительстве. Он даже ненадолго переехал во дворец Фридриха, так как они оба были так согласны в политическом правлении и власти.
Просвещенный абсолютизм и экзамен по европейской истории AP®Итак, вот некоторые ключевые цифры, которые вам необходимо знать для предстоящего экзамена по европейской истории AP®. Но даты и имена недостаточно хороши, чтобы получить эти 5 на тесте. И мы не собираемся оставлять вас в покое, заканчивая здесь обзор европейской истории AP®. Не волнуйся; мы вас прикрыли.
Вы должны спросить себя, какие здесь закономерности?
Есть несколько общих идей, которые вам нужно обдумать перед экзаменом AP® Euro. Во-первых, что связывает всех этих людей? Просматривая эти фрагменты информации, вы сможете понять, что у большинства абсолютистов эпохи Просвещения было несколько общих черт. Каждый из них хотел, чтобы религия резко сократилась в политических делах, а в обществе стала большой. Каждый из них хотел превратить свою государственную бюрократию в современные институты, способные заботиться о большей части населения. Каждый из них верил в ценности эпохи Просвещения, такие как важность образования, науки и философского рационализма. Это часто приводило к созданию финансируемых государством школ и формированию новых правовых систем, таких как Кодекс Наполеона.
Во-вторых, считайте это переходной точкой в истории. Эти лидеры и мыслители находились в эпицентре абсолютизма и либеральных революций. Народы Европы только начинали думать о таких вещах, как свобода и законные права, в то время как монархи пытались сохранить свой контроль. Вы можете увидеть конфликт этих эпох, просто взглянув на профили ключевых фигур абсолютистов эпохи Просвещения, как мы это сделали в этом обзоре европейской истории AP®.
И, наконец, следует учитывать сложность повествования. Должно показаться немного противоречивым, что такой император, как Наполеон, верил в Просвещение. Это потому, что многим из этих абсолютистов эпохи Просвещения было трудно реализовать свою политику. В некоторых случаях, как в случае с Екатериной Великой, она просто не могла достучаться до всех в своей империи. Крепостные страдали гораздо больше, чем любая другая социальная группа, и сами они использовали ценности и принципы Просвещения, чтобы начать революции против правления Екатерины.
Что может быть лучше для подготовки к экзамену AP® Euro, чем пример того, как он может работать сам по себе? Давайте проанализируем этот вопрос со свободным ответом из экзамена по европейской истории AP® 2003 года:
«Опишите и проанализируйте влияние Просвещения как на культуру элиты, так и на массовую культуру в восемнадцатом веке».
Хотя, прочитав этот обзор AP® European History о движении абсолютизма Просвещения, мы, возможно, не сможем конкретно говорить о популярной культуре, у нас должно быть несколько идей о том, как обеспечить и ответить на это. Вопрос об элитарных культурах Европы. Монархи и императоры по своей сути являются элитой, и, глядя на опыт, политику и убеждения таких людей, как Екатерина Великая или Наполеон Бонапарт, мы должны увидеть, как формируется ответ.
Во-первых, мы уже знаем, что Просвещение поощряло отделение церкви от государства, поощряло рационализм в государстве (в частности, посредством конкретного правового порядка), поощряло такие ценности, как свобода печати, и подчеркивало важность наук. и отдельные мысли.
От Кодекса Наполеона до обязательного образования детей младшего возраста при режиме Иосифа II есть масса примеров того, как и почему Просвещение проникало в элитарные круги 18 -й век Европа.
Давайте рассмотрим другой пример. Это взято из экзамена AP® по европейской истории от 2004 года :
«Анализ изменений в европейском балансе сил в период между 1763 и 1848 годами».
Это прекрасный пример того, как термин «Просвещенный абсолютизм» может появиться как своего рода второстепенная тема на экзамене по европейской истории AP®. Как мы обсуждали выше, то, что мы освещали в этом обзоре AP® Euro, на самом деле было своего рода переходной точкой в европейской истории. Этот экзаменационный вопрос AP® Euro в основном касается эпохи либеральных революций (т. переход.
Вы можете начать эссе, подобное его, с короткого, но милого рассуждения о том, как абсолютисты эпохи Просвещения были компромиссом между абсолютистскими монархиями и великими либеральными революционерами. Цифры, которые мы обсуждали в этом обзоре AP® Euro, на самом деле прекрасно характеризуют «сдвиг».
Итак, перед предстоящим экзаменом по европейской истории AP® внимательно изучите то, что мы рассмотрели в этом обзоре европейской истории AP® о просвещенных абсолютистах 18 -й -й и начало 19 -го вв. Не забывайте думать об общей картине и взаимосвязи между идеями эпохи Просвещения и политикой, которую проводили эти ключевые фигуры.
Сделайте это, и вы станете намного ближе к получению пятерки на предстоящем экзамене AP® по европейской истории. Удачи!
Ищете практику AP® по европейской истории?Начните подготовку к программе AP® European History вместе с Альбертом. Начните подготовку к экзамену AP® сегодня .
Что такое просвещенный абсолютизм? — WorldAtlas
Король Испании Карл III во время своего правления поддерживал просвещенный абсолютизм.человек, поддержавших просвещенный абсолютизм
Фридрих Великий, правивший Пруссией с 1740 по 1786 год, написал эссе в защиту просвещенного абсолютизма. Фредрик считал себя лидером просвещения и разделял французские идеи. Французский философ Вольтер также выступал за просвещенный абсолютизм, а не за демократию. Другие люди, которые поддерживали просвещенный абсолютизм, включают Екатерину Великую из России, Иосифа II из Австрии, Леопольда II из Тосканы, Дени Дидро, Адама Смита и Чезаре Беккариа. Во Франции просвещение воспринималось как антиправительственное, и французское правительство было против него, что привело к Французской революции 1789 года.. Великобритания игнорировала лидеров, поддерживавших просвещение, хотя Исаак Ньютон был признан просвещенным борцом за абсолютизм. Великобритания игнорировала идеалы просвещения, поскольку считалось, что они вдохновлены французами, были антиклерикальными и противоречили установленному порядку.