Поликлета скульптуры: кто он такой подробно, самые известные скульптуры художника, периоды и особенности творчества скульптора. Роль Поликлета в развитии древнегреческого изобразительного искусства

Содержание

кто он такой подробно, самые известные скульптуры художника, периоды и особенности творчества скульптора. Роль Поликлета в развитии древнегреческого изобразительного искусства

  • Биография Поликлета
  • Самые известные работы Поликлета

Поликлет (Polykleitos; V век до н. э.) — знаменитый древнегреческий скульптор и теоретик изобразительного искусства V века до нашей эры. Поликлет считается одним из величайших скульпторов классической античности, его творчество на протяжении многих тысячелетий было источником вдохновения для художников последующих исторических эпох. К сожалению, большинство фактов из биографии гениального мастера, как и все его оригинальные скульптуры, навсегда утрачены для потомков. Оценить величие древнего гения мы можем лишь по искусным римским копиям, изготовленным через несколько столетий.

Поликлет. Скульптура «Апоксимеон», V век до нашей эры

Поликлет был ярким представителем скульптурного искусства Греции периода высокой классики (вторая половина V века до нашей эры). В своих работах он стремился отобразить гармонию неподвижного человеческого тела, наполненного дыханием жизни. Большинство произведений мастера представляют собой скульптурные изображения обнаженной мужской натуры.

Поликлет. Скульптура «Бюст Артемиды», V век до нашей эры

Биография Поликлета

Поликлет, по мнению большинства историков, родился в начале V века до нашей эры в городе Аргос, неподалеку от Афин. Другие источники утверждают, что местом рождения мастера был древнегреческий полис Сикион. Никаких достоверных данных о его родителях до наших дней не сохранилось.

Поликлет. Скульптура «Геракл», V век до нашей эры

Учителем Поликлета, скорее всего, был глава аргосской школы искусств Агелад (Ageládas), хотя многие современные историки оспаривают эту точку зрения. Период активного творчества мастера пришелся на 460-420 годы до нашей эры. Эта датировка установлена учеными по древним письменным свидетельствам и сохранившимся надписям на римских копиях скульптур автора.

Поликлет. Скульптура «Гермес», V век до нашей эры

Подавляющее большинство своих работ Поликлет изготовил из аргосской бронзы. Хотя он и не был первооткрывателем технологии литья статуй из металла, но по мнению древнеримского писателя Плиния (Plinius), именно Поликлет довел ее до совершенства. Героями произведений мастера чаще всего были олимпийские атлеты, герои мифов и антропоморфные греческие божества. Выдающийся художник был основателем первой в Греции специализированной скульптурной школы, которая просуществовала более 100 лет. Древнеримские историки в своих трудах упоминают более 20 имен учеников, хотя ни один из них не превзошел учителя по славе и мастерству.

Поликлет. Скульптура «Диадумен», V век до нашей эры

Вероятным родственником скульптора является архитектор IV века до нашей эры — Поликлет младший, по мнению многих историков он является внуком великого мастера. О дате и месте смерти скульптора никаких достоверных сведений в наши дни не имеется.

Поликлет. Скульптура «Раненая амазонка», V век до нашей эры

Величайшей заслугой Поликлета в сфере искусства большинством специалистов признается изобретение контрапоста — особого приема изображения фигуры неподвижного человека, при котором тяжесть тела героя перенесена на одну опорную ногу. Контрапост помогает искусно продемонстрировать зрителям одновременно и напряжение неподвижной фигуры, и гармонию тела.

Поликлет. Скульптура «Киниск», V век до нашей эры

Другим выдающимся достижением Поликлета считают разработку классических пропорций соразмерности частей человеческого тела при создании скульптурных произведений. Древнегреческий мыслитель в теоретическом сочинении под названием «Канон» подробно описал идеальные значения таких пропорций в соответствии с принципами гармонии и симметрии. Его идеи на протяжении многих столетий использовали сначала греческие, а затем и римские художники.

Поликлет. Скульптура «Пан», V век до нашей эры

Самые известные работы Поликлета

Оригинальные произведения великого мастера были утрачены для потомков еще в античные времена. Но, к счастью, художники Древнего Рима умели делать искусные мраморные копии греческих бронзовых статуй. Именно благодаря их стараниям наши современники имеют возможность видеть вживую самые известные работы Поликлета:

  • «Дискофор» — одна из ранних скульптур мастера, единственная из дошедших до нас, в которой герой произведения опирается на две ноги. Тем не менее, искусствоведы уверены, что этот шедевр создал именно Поликлет.
  • «Пан» — уникальная скульптура, на которой пастушеское божество изображено в человеческом образе, а не с козлиными ногами.
  • «Диадумен» — скульптура атлета, увенчивающего себя повязкой победителя Олимпийских игр. Всего известно более 40 копий этого произведения, созданного мастером на позднем этапе творчества.
  • «Дорифор» или «Копьеносец» — изображение обобщенного идеала мужской обнаженной фигуры, которое признается историками первым образцом использования контрапоста в искусстве. До наших дней сохранились более 30 копий, сделанных римскими скульпторами.

Поликлет. Скульптура «Дорифор», V век до нашей эры

Поликлет — великий скульптор периода расцвета высокого классицизма древнегреческого искусства. Даже копии его шедевров потрясают зрителя гармоничностью и великолепной эстетикой форм. Поэтому он навсегда останется в памяти потомков гениальным мастером изображения красоты человеческого тела.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Бохо — смелый, свободный и экстравагантный стиль дизайна интерьера Топ-5 французских художников, которыми гордится Франция Готика в интерьере — роскошный стиль средневековых храмов и дворцов Пейзаж на картинах известных художников: великие имена и знаменитые произведения Шарль Жинне: биография, творчество и самые известные картины Гиперреализм в скульптурах Дуэйна Хэнсона Музей новогодней и рождественской игрушки в Великом Устюге Китч — антипод высокого искусства и хорошего вкуса Эрнст Неизвестный — величайший скульптор современности, автор «Сердца Христа» и «Древа жизни» Сергей Васильевич Герасимов — блистательный импрессионист советской эпохи

    Поликлет — Русская историческая библиотека

    Изваяния храма Зевса в Олимпии, исполненные Фидием и другими скульпторами в 460 – 450 годах до Р. Х., образовали переход к более реалистическому направлению в изображении божеств, получившему полнейшее свое развитие в Пелопоннесе. Главою этой школы был младший современник Фидия, Поликлет Аргосский (вторая половина V века до Р. Х.), чей талант имел сильнейшей своею стороною не создание идеалов, а неподражаемое совершенство в изображении красоты человеческого тела. Особенно любил Поликлет изображать прекрасные фигуры юношей, развитые гимнастикой, стройные и эластичные. Знаменитейшие его произведения представляли таких юношей; например, славился его «Копьеносец» (Дорифор). Ещё более славились: «Повязывающийся» (Диадумен), юноша с крепкими формами тела, завязывающий повязку на голове, и «Очищающийся» (Апоксиомен) – атлет, очищающий тело от песка палестры лопаточкою, какая употреблялась для этого у греков. Одна из статуй Поликлета, изображавшая юношу, называлась «нормой» (канон), потому что пропорции её частей представляли норму правильно развитого телосложения молодого человека. Поликлет создал и не дошедшее до нас сочинение «Канон» о человеческом теле в скульптуре.

    Поликлет. Апоксиомен

     

    В статуе Поликлета «Дорифор», где показан победивший на состязаниях юноша, спокойно стоящий с тяжелым и длинным копьем на плече, нашла проявление типизация; заметно отвлечение мастера от всего частного, единичного, стремление раскрыть в конкретном художественном образе общие моменты действительности. В лице Копьеносца нет портретных черт того юноши, который победил в состязаниях и удостоился почетного изваяния. В скульптуре Дорифора Поликлет показал не только прекрасного атлета и мужественного тяжёловооружённого пехотинца (гоплита). Этот сложный и многогранный собирательный образ – идеал доблестного гражданина эллинского города-полиса.

    Поликлет. Дорифор

     

    Модулем для пропорций Дорифора Поликлет брал, очевидно, ширину ладони, но, смотря на изваяние, не чувствуешь числовых соотношений. В статуе, полной жизни и красоты, нет сухости или отвлеченной геометризации форм. Поликлет придерживался того же взгляда на художественное произведение, что и неизвестный античный поэт, написавший:

     

    «Лишнее все – бесполезно. Старинная есть поговорка:
    Если не в меру, – и мед желчью становится нам».

     

    Более Поздняя статуя Поликлета «Диадумен» – атлет, повязывающий на голову победную ленту, создана им уже в Афинах и под воздействием аттической школы. Юноша более строен, нежели Дорифор, дальше отставлена нога и сильнее выдвинуто бедро, сложнее положение рук. В бронзовой статуе совершенного и гармоничного человека Поликлет сдержанно и в то же время выразительно передаёт ликующие чувства победы, гордости и торжества.

    Поликлет. Диадумен

     

    Только уже в пожилых годах Поликлет создал идеальное изображение, которое получило важное значение. Это была колоссальная фигура Геры, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в аргосском храме этой богини. Кажется, что представления о Гере сложились с этой статуею навсегда. Подобно Зевсу из храма в Олимпии, Гера была изображена сидящей. На голове у неё был венец, украшенный изображениями богинь порядка (Ор) и Харит; в одной руке она держала гранатовое яблоко, в другой – скипетр. «Прежде полагали, – говорит искусствовед Любке, – что колоссальная мраморная голова Геры, находящаяся в Риме, в вилле Людовизи, принадлежит статуе, бывшей верным воспроизведением статуи Поликлета. Правда, в чертах лица этой головы превосходно соединено величие супруги царя богов Зевса с женскою грациозностью. Но при внимательном изучении мы видим, что это копия с произведения времен гораздо более поздних. Для эпохи Поликлета, черты её слишком нежны, выражение слишком любезно. Гера Поликлета должна иметь черты более строгие, более соответствовать общему характеру пелопоннесской скульптуры того периода. Надо думать, что голова Геры, находящаяся в Неаполитанском музее ближе всех других изображений этой богини передает характер статуи Поликлета».

    Пелопоннесская школа вообще стремилась к верности природе и к эффектности; древние писатели то с похвалой, то с порицанием говорят, что такими качествами отличались произведения её представителей Каллимаха (ок. 410 г.) и Деметрия (ок. 400 г. ). Развитию искусства в этом направлении много содействовал довольно рано возникший и быстро усиливавшийся обычай ставить статуи в честь замечательных людей. В античности такие статуи играли роль портретов.

     

    Копия работы, приписываемая Поликлету | Фрагменты мраморной статуи Диадумена (юноша, повязывающий повязку вокруг головы) | Роман | Early Imperial, Flavian

    Копия работы, приписываемая Поликлету | Фрагменты мраморной статуи Диадумена (юноша, повязывающий повязку вокруг головы) | Роман | Ранний Императорский, Флавиан | Метрополитен-музей ×

    Обрежьте изображение:

    Отсканируйте свой QR-код:

    С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

    Детали обложки

    Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

    Заголовок: Фрагменты мраморной статуи Диадумена (юноша завязывает повязку вокруг головы)

    Художник: Копия работы, приписываемая Поликлету

    Период: Ранний имперский, Флавианский

    Дата: ок. 69–96 г. н.э.

    Культура: Римский

    Середина: Мрамор

    Размеры: Высота 73 дюйма (185,4 см)

    Классификация: Каменная скульптура

    Кредитная линия: Фонд Флетчера, 1925 г.

    Регистрационный номер: 25.78.56

    Узнайте больше об этом произведении

    Опасная красота в древнем мире и в эпоху #MeToo: интервью с куратором Кики Кароглу

    В этом интервью куратор выставки Кики Кароглу делится провокационным взглядом на современную актуальность мифологических гибридных существ и предлагает заглянуть за кулисы создания выставки.

    Хронология истории искусств

    Музейные публикации

    Музей Метрополитен. Том. 2, Греция и Рим

    Бюллетень Метрополитен-музея, т. 22, вып. 6 (февраль 1964 г.)

    Свет на камне: греческая и римская скульптура в Метрополитен-музее, фотоочерк

    Как читать греческую скульптуру

    Узнать больше

    Похожие произведения искусства

    • В той же галерее
    • Поликлет
    • Греческое и римское искусство
    • Мрамор
    • Скульптура
    • Статуи
    • Камень
    • Из Римской империи
    • С 1 по 500 г. н.э.

    Ресурсы для исследований

    Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.

    API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.

    Обратная связь

    Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

    Греческое и римское искусство в Метрополитене

    Коллекция музея греческого и римского искусства включает более 30 000 произведений, датируемых периодом от неолита до времени обращения римского императора Константина в христианство в 312 году нашей эры.

    5 классических скульптур, которые вы должны знать

    Камиль Клодель, l’Abandon , 1888

    Классическая скульптура перемещалась сквозь века с легкостью облака, плывущего по небу. От древности до 19 века-го -го века неизменные правила классической скульптуры повлияли на поколения художников, от нарисованных портретов до гиперреалистичной скульптуры. Сегодня Artsper приглашает вас открыть для себя или, возможно, вновь посетить известные скульптуры художников, которые оставили след в истории искусства.

    1.

    «Дорифор » Поликлета «Дорифор де Поликлет», рисунок Клода Готье

    Как одна из самых известных скульптур в мире, «Дорифор » произвел значительное впечатление на историю искусства. И не зря: эта скульптура воплощает в себе все художественные правила, изложенные в договоре Поликлита об искусстве. Создав эту работу, как теоретическую, так и практическую, Поликлит заложил основы классического искусства. Эксплуатация его работы заключается в ее совершенных пропорциях и прославлении человеческой формы. Настоящий шедевр, эта знаменитая скульптура использовалась и до сих пор используется во всем мире как образец технического совершенства.

    2. Знаменитая скульптура

    Давид работы Микеланджело Давид работы Микеланджело, @Agence Reuters Тони Джентиле

    Работы Микеланджело, пожалуй, самого известного скульптора, художника и архитектора известны во всем мире. Среди его бесчисленных шедевров колоссальная статуя Давида является самым известным изображением этого библейского персонажа. Знаменитая скульптура своими размерами, она сделана из мрамора и имеет высоту 5,17 метра. «Непревзойденный» для других скульпторов того времени, единственный кусок белого мрамора, использованный Микеланджело, только поддерживает его технический гений. Эта статуя быстро стала символической фигурой эпохи Возрождения и теперь выставлена ​​в Галерее Академии во Флоренции, Италия.

    3.

    Le Baiser Огюста Родена Le baiser Огюста Родена © Musée Rodin (Picture by Herve Lewandowski)

    Несмотря на традиционное классическое образование, Огюст Роден применил новый подход к идеализации человеческого тела. Среди его знаменитых скульптур Le Baiser изображена томно обнимающаяся обнаженная пара. Изначально предполагалось, что эта статуя станет частью его монументальной работы «Врата ада ». Однако его чувственное, динамичное и радостное измерение сделало его самостоятельным произведением. Это произведение также имеет два дополнительных значения: одно автобиографическое, другое аллегорическое. В то время у Родена и Клодель был бурный роман, и эта тема была очевидна в их творениях. Между двумя художниками установился диалог «вставленными статуями». Если Le Baiser до сих пор так известен, потому что эта скульптура является идеальной аллегорией любовных желаний. Универсальный символ, эта скульптура способна пробуждать страсть через границы и столетия.

    4.

    L’Abandon Камиллы Клодель Camille Claudel, l’Abandon , 1888

    Сначала ученица, затем практик и близкий сотрудник Огюста Родена, Камилла Клодель раскрыла свой исключительный талант с L’Abandon . Эта скульптура более чем в натуральную величину вдохновлена ​​стихотворением Калидасы, величайшего поэта древней Индии. Два безумно влюбленных персонажа, Сакунтала и Душманта, были разделены злыми чарами. Эта знаменитая скульптура, сразу получившая признание искусствоведов того времени, выходит за рамки своего первоначального сюжета. Благодаря безупречному классическому стилю и замечательной чувствительности Камилла Клодель говорит о непостоянстве любви. Чувство, чьи движения, нюансы и разнообразные грани столь же восхитительны, сколь и остры. Это произведение оставило такой след в истории благодаря своему универсальному и аутентичному характеру. Как аллегория амбивалентности любви с ее деликатностью, насилием, дерзостью и скромностью, она остается вечной классикой.

    5.

    Одалиска , известная скульптура Джеймса Прадье Джеймс Прадье, Одалиска , 1841, @Lyon MBA – Picture by Alain Basset

    Между уважением к классическим нормам и инновационным представлением, эта скульптура исследует новый подход женская обнаженная натура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *