Полет гагарина в космос 12 апреля: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах — Российская газета

Содержание

«То, чего мы так страстно ждали». Что писали советские газеты о полете Гагарина в космос — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2021 года исполняется 60 лет первому полету человека в космос. Его совершил советский космонавт Юрий Гагарин на корабле-спутнике «Восток». ТАСС собрал цитаты из публикаций советских газет, вышедших в день полета и последующие дни.

«Известия», 12 апреля 1961 года

«Планета лежит далеко под трассой корабля. Но пилот не оторван от пославшей его Земли. Города нашей страны передают в космос музыку: Москва — песни о Москве, Хабаровск — «Амурские волны». Телефонный звонок. Взволнованный голос говорит:

«Юрий Гагарин у нас». Звонят люди, которые уже успели пожать руку отважному путешественнику. Приземление произошло отлично, и Юрий Гагарин, не дожидаясь вертолета, сам пошел навстречу людям, увидевшим его еще в небе. Полет, о котором будут говорить через годы и через века, закончен. Наш советский человек, проделавший героический путь в космос, снова среди нас, снова в нашей семье» (Из репортажа Георгия Остроумова).

«Известия», 12 апреля 1961 года

«Как это правильно, что первый космический корабль, управляемый человеком, назван «Восток». С востока восходит солнце, с востока поднялся над миром свет ленинских идей. Мы, труженики хлопковых полей Туркмении, счастливы приветствовать своего соотечественника — первого в мире космонавта Юрия Гагарина» (Аллаберды Атакарраев, председатель колхоза «Зарпчи», Герой Социалистического Труда. Туркмения. Марыйский район).

«Литературная газета», 13 апреля 1961 года

«Надо сберечь этот день. Сохранить его на будущее таким, каким он был. Надо положить в сейфы записи радостных возгласов и песен, раздававшихся на улицах городов, киноленты стихийных демонстраций, тексты интервью с людьми всех профессий, высказывания всех газет обоих полушарий… Ведь этот день — один из величайших в истории человечества» (Борис Агапов, «Великий день»).

«Учительская газета», 13 апреля 1961 года

«Свершилось то, чего мы так страстно ждали: наш космический корабль летит по орбите.

Мы уже знаем его название — «Восток». С нынешнего дня слова «советский человек» будут звучать еще более гордо, чем когда-либо за все время существования планеты Земля. Еще трудно понять, измерить все значение того, что произошло. Несомненно, все прогрессивное человечество, все люди нашей планеты будут радоваться великой мирной победе моей страны — Советского Союза. Я счастлив, что дожил до этого чудесного дня!» (Самуил Маршак, «Счастливый чудесный день»).

«Вечерняя Москва», 14 апреля 1961 года

«С удивительной стереоскопической ясностью представлялся этот первый космонавт: как он мчится в густом индиговом пространстве и глядит на нашу голубую Землю, видит оттуда ее материки, моря и океаны, горы и города, покрытые серебристой дымкой. И когда на экране телевизора показали его мужественное лицо, русское, открытое, смелое, с широко расставленными умными глазами, я сразу узнал его по единственной и давно знакомой мне улыбке, по которой всегда узнавал героев. Это был он, наш советский крылатый богатырь — Юрий Алексеевич Гагарин» (Иван Рахилло, «Знакомая улыбка»).

«Труд», 15 апреля 1961 года

«…Подвиг Юрия Гагарина горит так ярко, что его не погасить и не остудить никакому льду холодной войны. Он сам растопит и уничтожит этот проклятый лед своим пламенным дыханием. На Москву опускаются сумерки. А голос праздника не смолкает. Грянул салют. И сотни разноцветных ракет взвились в небо. И людям казалось, что это сотни последователей Юрия Гагарина штурмуют небо на своих межзвездных кораблях» (Юрий Яковлев, «Простой советский человек»).

60 лет первому полету человека в космос!

В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу, которая на сегодняшний день уже успела стать крылатой: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной.
На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Гагарин также провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления.
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки расплавленного металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:53 на 106-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. Запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина стал возможен во многом благодаря  Сергею Павловичу Королеву — одному из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и  сделавшей СССР  передовой ракетно-космической державой, и ключевой  фигуре в освоении человеком космоса, основателю практической космонавтики.

За подготовку первого полёта человека в космос С. П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года. С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.

Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек.

Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут. Второй космонавт, Павел Беляев, оставался в корабле.

60 лет полету Гагарина! 12 апреля 1961 года

12 апр. 2021 г.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. В 60-ю годовщину исторического события депутаты Мосгордумы поздравили москвичей и всех жителей страны с Днем космонавтики.

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«12 апреля – особая дата для всего человечества. В этот день ровно 60 лет назад воплотилась в жизнь мечта о полете в космос. Мы гордимся, что первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Гагарин.

Русские ученые, изобретатели и конструкторы открыли внеземное пространство для всего мира: создали технологии, позволившие совершить полет, выйти в открытый космос, вывести на орбиту станцию, ставшую исследовательской базой для многих стран мира.

Россия остается в авангарде космических исследований, а Москва – сосредоточением научной и технической мысли, площадкой для уникальных разработок, исследований, открытий.

Сегодня в нашем мегаполисе строится крупнейший в мире Национальный космический центр, который станет местом реализации самых смелых проектов. Здесь будут располагаться ключевые организации ракетно-космического комплекса, лаборатории, производственные площадки, научно-исследовательские центры ведущих вузов.

Уверен, нас ждут новые космические победы! Желаю всем успехов и благополучия!»

Герой Российской Федерации, космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», депутат Московской городской Думы

Олег Артемьев, фракция партии «Единая Россия»:

«Сегодня наша страна и весь мир отмечают особенный, юбилейный День космонавтики! Ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин навсегда вошел в мировую историю как первый космонавт планеты, совершив полет на космическом корабле «Восток»!

Этот полет продлился 1 час 48 минут – времени было достаточно, чтобы понять, что в космосе есть место человеку. И доказала это наша страна, одержав победу в космической гонке! Этим днем и этой победой мы гордимся и по сей день. Видя, как устремляются в небо космические аппараты, мы каждый раз вспоминаем первого в космосе и говорим ему спасибо за то, что не побоялся, прошел все испытания и стал лучшим, стал первым!

От всей души поздравляю всех с праздником, олицетворяющим величайшее достижение научного прогресса нашей страны – победу человечества над земным притяжением! Желаю мира, добра, тепла, здоровья, счастья, семейного благополучия, реализации всего задуманного и, конечно, новых открытий, достижений и побед!

Верьте в себя — и у вас все получится! С праздником, дорогие друзья! С Днем космонавтики!»

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:

«12 апреля 1961 года космический полет Юрия Гагарина открыл новую эру в развитии цивилизации. Это стало возможным благодаря таланту, трудолюбию и упорству выдающихся конструкторов, инженеров, мастеров и невероятному мужеству первого космонавта.

Открытие пути к межпланетному пространству – событие, без преувеличения, изменившее мир. Сделав первый шаг в космос, наша страна открыла для человечества новые горизонты развития. И мы по праву гордимся тем, что величайший научно-технический прорыв был осуществлен именно нашими соотечественниками!

Сегодня без этих технологий уже невозможно представить жизнь, все важные высокотехнологичные сферы связаны с реализацией космической программы: наука, образование, связь, транспорт, безопасность, экология…

От всей души я желаю каждому, кто причастен к развитию авиации и космонавтики, новых больших достижений на благо нашей великой Родины!»

Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин:

«12 апреля 1961 года советский народ проложил всему человечеству дорогу в космос. Первый в мире орбитальный полет вокруг планеты Земля был совершен на космическом корабле «Восток-1» легендарным первопроходцем, коммунистом Юрием Гагариным.

«Это не моя личная слава, – вспоминал потом Гагарин. – Разве я мог бы проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа».

СССР стал не просто великой космической державой, но и признанным мировым лидером в освоении космоса. Такой результат стал возможным благодаря гению Иосифа Сталина и непоколебимому духу советского народа.

13 мая 1946 года по распоряжению Сталина был взят курс на покорение космических вершин. По всей стране с социалистическим энтузиазмом строились заводы и ракеты, готовились тренажеры для будущих космонавтов, набирался поток курсантов-добровольцев для освоения реактивных самолетов. СССР потребовалось всего 15 лет, чтобы прорваться к звездам и получить непостижимые ранее знания.

Убежден, что при смене политического курса современной России, при левом повороте и возврате к социализму, наша страна и наш народ вновь смогут вернуть себе звание передовиков космоса!

Поздравляю всех, кто имеет какое бы то ни было отношение к космической сфере. С праздником, товарищи! С Днем космонавтики!»

Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:

«Сегодня исполняется 60 лет первого в истории пилотируемого космического полета! Первым в мире космонавтом стал Юрий Гагарин, и это то событие, которое никогда не забудет ни один россиянин.

12 апреля – веха, точка отсчета покорения космоса человечеством, а еще и Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня мы вспоминаем «время первых» – историческое первенство России в космических полетах, триумф советской космической науки и производства!

Этот праздник – напоминание о том, что невозможное возможно! Для России сегодня – это вызов и цель, к которой нужно стремиться, применяя прорывные технологии и знания, привлекая высокопрофессиональные кадры, неисчерпаемые природные и человеческие ресурсы, вдохновляясь исторической памятью покорителей космоса!

Я думаю о том, как ускоряет время космическая наука. Удивительные открытия произошли буквально на глазах одного поколения: от полета с Белкой и Стрелкой на борту, первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций – к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам. Благодаря космосу в нашу жизнь пришла сотовая связь, спутниковая навигация, компьютеры, цифровое телевидение.

2021 год объявлен в России Годом науки и технологий, и я уверена, что развитие космоса способно стать драйвером нашей экономики. И здесь неоценимы частные инвестиции в развитие космических сервисов и услуг, высокотехнологичных производств. Для этого нужна талантливая и продвинутая молодежь, мечтатели, какими были когда-то Циолковский и Королев. Эту новую генерацию уже готовят в кванториумах и сириусах, технопарках и инновационных центрах.

Поздравляю космонавтов, работников космической отрасли, всех россиян, для кого День космонавтики – источник патриотизма и гордости за свою страну! Будьте счастливы, здоровья и благополучия вам и вашим семьям!

Особые поздравления Валентине Терешковой, Сергею Крикалеву, Владимиру Титову, Павлу Виноградову, своему коллеге-депутату Олегу Артемьеву. Невероятно рада общению и сотрудничеству!»

Руководитель фракции партии «Яблоко» в Мосгордуме Максим Круглов:

Председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, фракция партии «Единая Россия»:

Председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов, фракция партии «Единая Россия»:

«Всех россиян, соотечественников поздравляю с юбилеем события вселенского масштаба – 60-летием первого полета человека в космос. Советского человека! Но, конечно, это праздник всех землян, всего человечества.

Веками люди глядели в небо и задавались вопросом: что же там? И вот волшебный космос открылся, создав при этом еще больше загадок! Однако люди стремятся их разгадать: и юное, молодое поколение и те, кто постарше. Поэтому разговоры о том, что раньше многие мечтали стать космонавтами, а сейчас почти никто не хочет, не соответствуют действительности.

По последним данным, почти 40% среди опрошенных россиян хотели бы поучаствовать в отборе в космонавты, 74% наших граждан уверены в востребованности профессии. За космосом будущее.

Особенно хочу поздравить с этим знаменательным днем и своего коллегу Олега Германовича Артемьева. Желаю всем новых космических успехов и побед!»

Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:

Член комиссии МГД по науке и промышленности Любовь Никитина, фракция КПРФ:

Член комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Игорь Бускин, фракция партии «Единая Россия»:

«Запомни этот день на всю жизнь» – Общество – Коммерсантъ

Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года. “Ъ” напоминает, как день 12 апреля 1961 года стал народным праздником еще до того, как его объявило таковым советское правительство.

«Наш человек в космосе!»

Третьеклассник Вячеслав подходил к учительской с дрожью в коленках. У него не было проблем с успеваемостью, но вот поведение, как говорится, хромало — настолько, что оценку за поведение решили выставлять ему каждый день и на каждом уроке. После третьего урока — в советских школах по всей стране он заканчивался в 11 часов 15 минут — свежих «двоек» оказалось три, и это было катастрофой. Вячеслав не видел никакого иного выхода, кроме как прийти в учительскую и сказаться страшно больным, чтобы сжалились и отправили домой. Он подходил к учительской, тихий и подавленный.

«И вдруг оттуда выбегает женщина-завуч с выпученными глазами, не замечая никого вокруг, и орет на всю школу истошным голосом: «Человек в космосе! Наш человек в космосе! Юрий Гаганов!» — вспоминает 69-летний Вячеслав и поясняет: — Завуч услышала объявление по радиоточке и не совсем точно уловила фамилию». Эта среда, 12 апреля 1961 года, до сих пор перед его глазами. Школьные неприятности мгновенно меркнут перед космической новостью, занятия отменяются, школьники и учителя высыпают на улицу. На улице — весь Воронеж. Из уличных репродукторов звучит голос диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, он читает официальное сообщение ТАСС: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич…»

«О том, что есть такая профессия — космонавт, тогда не знал вообще никто, во всяком случае в Воронеже»,— говорит Вячеслав. Он вспоминает, как ликование в школе выплеснулось во дворы, на улицы, вылилось в стихийные демонстрации: «Первый человек в космосе, наш, советский космонавт, ура! Как было в Москве, мы не знали, телевизоров почти ни у кого еще не было». У Вячеслава есть друг, Сергей, который с того дня и до сих пор датирует свои записи, отсчитывая годы «новой эры»: сегодня, по этому календарю, наступает 61-й.

«Ушибов и поломок нет»

Ракета с пилотируемым кораблем «Восток» стартовала с Байконура в 9 часов 07 минут по московскому времени: в эту секунду «Кедр» (позывной Гагарина) произнес свое знаменитое «Поехали!». В 10 часов 53 минуты Юрий Гагарин совершил посадку у населенного пункта Подгорное, недалеко от города Энгельс, в нескольких сотнях метров от берега Волги. Официальное сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство было передано в 10:02, когда «Восток» еще находился на орбите. Инженеры и военные, непосредственно занимавшиеся подготовкой и обеспечением полета, расскажут, что и выход на орбиту, и сход с нее не обошлись без рискованных сбоев, но это будет уже значительно позже.

Спускаемый аппарат отслеживают советские войска противовоздушной обороны. С места посадки Гагарина забирают офицеры ближайшей части ПВО, и из расположения он по телефону рапортует командиру дивизии: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет». Из-за этого доклада вертолет Ми-4 из Энгельса космонавта на месте посадки не застает: машина из воинской части как раз везет его обратно к спускаемому аппарату. Заметив вертолет, Гагарин выходит из машины и сигнализирует пилоту, размахивая руками.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток», на котором летал Юрий Гагарин, на месте приземления

Фото: РИА Новости

На военном аэродроме Энгельса космонавту вручают правительственную поздравительную телеграмму, из которой Юрий Гагарин, по всей видимости, узнает, что из старших лейтенантов он перелетел в майоры. Пока его везут в «Победе» на командно-диспетчерский пункт, на аэродроме садятся два самолета с Байконура: среди прочих на них заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Филипп Агальцов. Вскоре после полудня Гагарин рапортует о своем полете первому секретарю ЦК КПСС председателю Совета министров Никите Хрущеву и председателю президиума Верховного совета Леониду Брежневу. Почти сразу после этого Ил-14 с космонавтом на борту отправляется в Куйбышев (ныне Самара).

Страна уже бурлит, поэтому принимается решение не усиливать ажиотаж и садиться не в гражданском аэропорту, а на фабричном аэродроме Безымянка. Но и там ликует толпа встречающих — от военного и обкомовского начальства до рабочих завода «Прогресс», который принимал участие в подготовке ракеты-носителя. Гагарин приветствует собравшихся с трапа, но ему обеспечивают отдых — почти сразу увозят на обкомовскую дачу. Чуть позже туда приедет главный конструктор Сергей Королев, и в девять вечера все причастные сядут за стол — отметить первый в мире полет человека в космос.

«Все были еще молодые»

Без застолий не обходится в этот день по всей стране. «Мы были страшно горды своей страной: ведь мы сделали это первыми в мире,— рассказывает Владимир Кузьмин, в апреле 1961 года — 22-летний рабочий Пресненского машиностроительного завода «Рассвет».— Нас переполняла исключительная гордость. По этому поводу мы организовали стол и выпили, конечно, немножко водочки».

Юрий Гагарин в 1961 году не сильно старше: на момент полета ему 27 лет. Сейчас, 60 лет спустя, тогдашние двадцатилетние — по сути, самые старшие из тех, кто вспоминает тот день. «Все были еще молодые,— говорит историк Ирина Щербакова, координатор образовательных проектов «Мемориала» (внесен Минюстом в реестр иноагентов).— Сохранялось ощущение молодой страны: 44 года революции, 16 лет Победе. Люди не утратили способности к искренней радости. Даже на официальные демонстрации в это время еще многие ходили как на праздник — не так, как это стало к концу 1970-х и позже, по обязанности и разнарядке».

12 апреля 1961 года — момент в советской послевоенной истории, в котором существует это большое «мы»».

Если не все, то очень многие чувствуют себя причастными к очевидному, не требующему доказательств, глобальному достижению. Позади — страшные времена, но событие 12 апреля дает надежду на то, что дальше может быть только лучше, создает основание для гражданского пафоса: мы лучшие! Шутки и даже частушки про Гагарина и космос тоже появятся, но это будет позже, уж точно во вторую очередь, в ответ на превращение достижений космонавтики в часть советского агитпропа.

«Абсолютно все окна были открыты»

Ирина Щербакова вспоминает, что сообщение о полете человека в космос привело к стихийному окончанию уроков и в Москве — в частности, в ее школе, располагавшейся напротив Театра имени Маяковского. Все бросились на улицу, причем некоторые — видимо, от переполнявших чувств,— выбирались прямо через окна первого этажа.

У стихийно возникшего гулянья не было плана и направления, хотя на некоторых столичных улицах в этот день оказалось столько людей, что фактически остановилось движение транспорта. Его поток, впрочем, даже на перекрытом по случаю Садовом кольце в 1961 году был совершенно несопоставим с нынешним. Москвичка Елена, которой в апреле 1961 года не исполнилось еще и семи лет, вспоминает, как в центре города восторженно звенели остановившиеся трамваи. «Мы жили в коммунальной квартире, мама по средам работала дома, я прекрасно помню, как все — и дома, и на улице — обнимались, кричали и плакали от радости.

Абсолютно все окна были открыты, из них высовывались люди и обсуждали новость о полете в космос — в том числе и с теми, кто им был совершенно не знаком».

Бурное веселье с гуляньем и танцами на улицах происходило, по-видимому, не везде. В Москве были школы, в которых педагогам удалось сохранить обычное расписание, но и в таких местах новости невозможно было игнорировать: в одной из школ старшеклассники в тот же день уже писали сочинение о полете человека в космос. Ощущение важной перемены в жизни, причем не местного, а глобального значения, едва ли было одинаковым у всех без исключения, и до сих пор есть люди, не припоминающие ничего особенного о дне 12 апреля 1961 года. На городских окраинах гулянья едва ли длились долго, тем более что это был рабочий день.

Студенты московских ВУЗов на Красной площади Москвы во время стихийной демонстрации в честь полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года

Фото: РИА Новости

Но в центре Москвы у гуляющих был очевидный ориентир — Кремль, Красная площадь, набережные. Из школ, институтов, из организаций сотни и тысячи людей, многие с цветами, двигались к центру города. Милиция, судя по всему, никак не препятствовала происходившему. «Больше всего это было похоже на день 9 Мая 1945 года, когда Москва узнала об окончании войны»,— в один голос говорят те, кто помнит обе даты. Учителя и родители волновались за детей и взрослых, чтобы в центре Москвы не возникло давки, как это было в день похорон Сталина в 1953 году, но очевидно, что два эти события, разделенные восемью годами, были слишком разными по настроению. «Была оттепель и весна,— говорит Ирина Щербакова, вспоминая, что шла по улице в тот день все-таки в теплом пальто.— Атмосфера была как в фильмах Марлена Хуциева. Это изменилось позже — например, полет Валентины Терешковой (1963) уже не вызывал такого восторга и таких надежд на лучшее будущее».

«Папа впервые за долгие годы надел не орденские планки, а фронтовые ордена и медали»

Официальная встреча Юрия Гагарина в Москве состоялась 14 апреля. Ил-18 из Куйбышева перед посадкой во Внуково сопровождали над центром столицы семь истребителей. Во Внуково оператор снимает ставшие знаменитыми кадры прохода Юрия Гагарина по ковровой дорожке от трапа самолета до трибуны, для доклада Никите Хрущеву: «Рад доложить, что задание Центрального комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено».

Первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР Никита Хрущев и Юрий Гагарин на Внуковском аэродроме спустя два дня после завершения полета

Фото: РИА Новости

Из Внуково Гагарин на открытом ЗИЛ-111В направляется в центр, на Красную площадь, где запланирован торжественный митинг. На улицах, по которым лежит путь кортежа, оцепление сдерживает ликующих граждан с цветами и плакатами, но не слишком усердствует, так что речь ни в коем случае не идет о противостоянии горожан с милицией: гагаринская улыбка словно передается на время всем. Как минимум в одном случае человеку с букетом все же удается прорваться к машине, и дальше майор Гагарин едет с цветами.

В воспоминаниях о торжествах среда 12-е и пятница 14-е апреля немного накладываются друг на друга: в пятницу сообщение «Гагарин в Москве и едет на Красную площадь!» снова застает многих в школе, и расписание уроков снова выдерживается далеко не везде и не полностью. Во всяком случае, из школ в центре все бегут к Кремлю в надежде увидеть космонавта.

Встреча космонавта на Красной площади 14 апреля 1961 года

Фото: Савин Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

На этот раз в организации праздника принимают деятельное участие московские власти как по советской, так и по партийной линии. Это приводит к некоторым ограничениям прохода на Красную площадь, где Юрию Гагарину вручают высшие награды. Но официальный митинг в итоге перерастает в трехчасовую стихийную демонстрацию — и кажется, что даже если бы ее не поручили организовать, то она пролилась бы по Красной площади сама собой.

После этого будет еще турне Юрия Гагарина в Чехословакию, Финляндию, Болгарию, Англию, Польшу, Кубу, Египет, Канаду, Исландию, Индию, Бразилию, Афганистан — в общей сложности в 1961–1962 году он объедет три десятка стран.

5 мая 1961 года астронавт Алан Шепард в суборбитальном полете заявит о притязаниях Соединенных Штатов Америки в пилотируемой космонавтике, а в июле за ним последует Вирджил Гриссом. Но 6–7 августа 1961 года Герман Титов подтвердит советское лидерство: второй советский космонавт проведет на орбите больше суток, выполнив 17 оборотов вокруг Земли. Но первым, кто поднялся по этой лестнице в небо, навсегда останется Юрий Гагарин.

Днем космонавтики дату его полета объявят в 1962-м, но никогда уже ее не будут отмечать так, как 60 лет назад, когда это стало и общенациональным, и домашним праздником почти во всех советских домах. «Папа вечером принес торт,— рассказывает москвичка Елена.— Это было настоящее торжество: к ужину все нарядились. Папа впервые за долгие годы надел не орденские планки, а фронтовые ордена и медали». «У бабушки был телевизор, я очень хорошо помню, как она позвала меня,— говорит Вера Енько из Москвы (в 1961-м ей исполнилось четыре).— Показывали лицо человека в космическом шлеме, и бабушка (на тот момент ей было 54) несколько раз повторила: «Верочка, сегодня человек впервые в мире полетел в космос. Наш Юра Гагарин. Такого не было еще никогда, это первый раз. Запомни этот день на всю жизнь»».

Иван Тяжлов

День космонавтики (10 малоизвестных фактов о полёте Юрия Гагарина)

12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Первоначально эта памятная дата была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных, памятных днях», а затем закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России»

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.

10 малоизвестных фактов о полёте Юрия Гагарина

1.  До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублёра. Помимо всем известного Германа Титова, дублёром был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полёт в случае особых обстоятельств. Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полёта Гагарина он был исключён из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.
  2. За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа.

В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

1. Полёт «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля.
  2. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу».

Первое было записано Юрием Гагариным, а ещё два – его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.

1. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП.

При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время.

1. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».

Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.

2. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте – это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – в момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
  3. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался.Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.
  4. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, – это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полёт американца Пауэрса и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина. В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена ещё во время подготовки скафандра к полёту, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц.
  5. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.

12 апреля — День космонавтики

12 апреля 1961 г. человек полетел в космос. Первым землянином, отправившимся на орбиту, стал 27-летний Юрий Гагарин. 60 лет назад Юрий Алексеевич триумфально открыл новую эру — эру пилотируемой космонавтики. Сегодня человечество прочно освоило орбиту Земли, создало крупнейшую космическую станцию и готовится к покорению планет.

60 лет назад, 12 апреля 1961 года, все радиостанции Земли прерывали свои передачи, чтобы сообщить сенсационную новость – человек в космосе! Мир услышал гагаринское «Поехали», ознаменовавшее начало пилотируемой космонавтики.

Наш соотечественник Юрий Гагарин облетел на корабле — спутнике «Восток» Землю и благополучно вернулся. И это всего лишь спустя 3,5 года, после того, как наша страна запустила первый искусственный спутник Земли. Из-за спешки, космический корабль «Восток» не был оборудован системой мягкой посадки и не имел системы аварийного спасения на случай, если что-то пойдет не так. Также не были продублированы некоторые важные системы корабля. То есть, риски для жизни космонавтов были огромными. Шанс, что Гагарин погибнет еще до того, как поднимется в воздух, был очень велик. Но, несмотря на это, он не отказался от задания. До произнесенного Гагариным знаменитого «Поехали» стенограмма содержит два часа переговоров. Слова Гагарина перед полетом носят преимущественно технический характер: вместе с Королёвым они проверяли связь, считая от 1 до 10.   Во время полета к космонавту обращались «Кедр» — таков был позывной Юрия Гагарина на период выполнения задания. На завершающем этапе взлета произошел сбой в системе, отвечающей за отключение двигателей третьей ступени. Выключение произошло только после срабатывания дублирующего механизма, когда «Восток-1» находился на 100 км выше запланированного. В остальном, во время полета Гагарина вокруг Земли ракета-носитель выполняла свои функции исправно.

До первого полета в космос никто не знал, как поведет себя человеческая психика в непривычных для нее условиях. Поэтому пилоту прежде, чем перейти на ручное управление, предстояло открыть конверт и решить простую математическую задачу. С этим «экзаменом» Гагарин успешно справился и отметил для себя, что никакого сумасшествия и прочих проблем с психикой у него не произошло.108 минут — столько длился полет Гагарина по земной орбите. Во время  полёта Юрий подробно описывал все, что видел и чувствовал. Он неоднократно отмечал, что наша планета очень красивая и призывал беречь ее природу. Также Гагарин провел несколько простых экспериментов — выпил воду, поел, написал карандашом в блокноте. Он заметил, что если отпустить карандаш, то он сразу же «уплывет», поэтому рекомендовал такие предметы в дальнейшем привязывать. Гагарину очень понравились далекие звезды и, конечно же, Солнце.

В целом полёт проходил спокойно, без каких-либо внештатных ситуаций. Ракета Юрия Гагарина успешно подняла корабль на орбиту, затем был совершен один оборот «Восток-1» вокруг Земли, и уже только по возвращению случился небольшой сбой в тормозной системе, из-за чего корабль немного отклонился от курса. По этой причине было несколько изменено место, где приземлился Гагарин после первого полета — космонавт прилетел не туда, куда планировалось.

Приземление произошло в нескольких километрах от города Энгельса, Саратовской области. С помощью регулировки строп парашюта Гагарину удалось избежать попадания в холодные воды Волги. Приземление произошло 12 апреля 1962 года в 10:55. После приземления первого космонавта оперативно доставили в соседний поселок, откуда Юрий смог позвонить начальству и доложить о ситуации.

Первая медаль Гагарина после полета в космос называлась «За освоение целинных земель». Она была выдана космонавту сразу после приземления. В тот же день его повысили в звании до майора. Затем, уже в столице, Юрию Гагарину присвоили звание Героя Советского Союза и Летчика-космонавта СССР.

Полет Юрия Алексеевича Гагарина стал выдающимся событием для всего человечества. Мировая общественность встречала первопроходца космоса как национального героя, как гражданина планеты Земля. Генеральный конструктор корабля Сергей Королев писал про полет Гагарина: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…».

Знаменитая улыбка Гагарина  – улыбка человека мира, открывшего этому миру космос, стала одним из символов Советского Союза. До сих пор с именем Ю.А. Гагарина связаны не только научные достижения и открытия нашей страны, но и общественная деятельность космонавта, объединившая различные города и страны. По приглашению зарубежных правительств и общественных организаций Юрий Гагарин посетил около 30 государств. Он встречался с президентами и монархами, с политиками и бизнесменами, с простыми рабочими и крестьянами и в любом обществе получал самый теплый прием.

12 апреля в России отмечается День космонавтики, установленный указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.  С 2011 года по решению ООН 12 апреля стал Международным днем полета человека в космос.

За прошедшие годы наша страна прошла огромный путь от 108 минут «гагаринского полёта» до создания пилотируемых космических комплексов. Уже более 20 лет в непрерывном пилотируемом режиме работает Международная космическая станция. В настоящее время на её борту работает экипаж 64-й длительной экспедиции. К шестидесятилетию первого полёта, Корабль «Союз МС-18», названный в честь Юрия Гагарина, отправится в космос 9 апреля 2021 года в 10:42. Планируется доставить экипаж длительной экспедиции на Международную космическую станцию МКС-65. Запуск пилотируемого корабля «Союз МС18» собираются произвести с космодрома Байконур. Имя Юрия Алексеевича Гагарина уже украшает поверхность бытового отсека корабля.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

12 апреля исполняется 60 лет со дня первого полета человека в космос

В 1961 году советский космонавт, старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур и впервые в мире совершил орбитальный облет вокруг планеты Земля. Мир услышал гагаринское «Поехали», ознаменовавшее начало пилотируемой космонавтики. Это историческое событие открыло путь к исследованию космического пространства на благо всего человечества.

Пуск произошел в 9 часов 6 минут 56 секунд по московскому времени. Первый полет человека в космос продолжался 108 минут. Облетев один раз планету, космонавт получил с Земли команду на спуск. Спускаемый аппарат приземлился в 10.55 на Землю в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата. Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза.

Подвиг Юрия Гагарина стал выдающимся событием для всего человечества. Мировая общественность встречала первопроходца космоса как национального героя, как гражданина планеты Земля. 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, все радиостанции Земли прерывали свои передачи, чтобы сообщить сенсационную новость – человек в космосе! Все центральные газеты мира эмоционально и с восторгом 12 и 13 апреля писали о том, что это свершилось – первый человек в космосе и это гражданин СССР.

Первый полет в космос Юрия Гагарина проложил путь к дальнейшему освоению космического пространства. Космонавт стал героем своего времени. Он был кумиром миллионов людей. Сам Гагарин после полета, сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!».

Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен праздник День космонавтики — 12 апреля.

С 1968 года по решению Международной авиационной федерации этот день ежегодно отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики.

Спустя полвека, 7 апреля 2011 года по инициативе России Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Соавторами этой резолюции стали свыше 60 стран – членов ООН.

В России День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

Таким образом, с космодрома Байконур впервые в мировой истории человек прорвался в космос, благодаря ему были сделаны первые шаги по освоению космического пространства, первый в мире космодром стал символом нового космического века. Космический полет Гагарина Ю.А.  стал величайшим достижением отечественной науки и техники, гордостью советского народа. Советские ученые, конструкторы, специалисты, космонавты, испытатели, военные строители первыми проложили путь к освоению космического пространства. За годы, прошедшие со дня первого полета Юрия Гагарина, в космосе побывали около 500 человек более чем из 40 стран мира.

Международное сотрудничество стало интенсивно развиваться только в последние десятилетия, в первую очередь, благодаря совместному строительству Международной космической станции и исследованиям, проводимым на ее борту.

Уже более 20 лет в непрерывном пилотируемом режиме работает Международная космическая станция. В настоящее время на ее борту работает экипаж 64-й длительной экспедиции.

Сегодняшний день характеризуется новыми проектами и планами освоения космического пространства. Активно развивается космический туризм. Пилотируемая космонавтика вновь собирается вернуться на Луну и обратила свой взор к далекому Марсу.

Одним из приоритетных направлений межгосударственного взаимодействия, развития научно-технического и инновационного потенциала государств Содружества является сотрудничество в области мирного освоения космоса. Сотрудничество основано общей школой космических исследований, зародившейся в Советском Союзе. Высочайший уровень развития отечественной космонавтики тех лет, разветвленные научно-производственные связи, сложившиеся тогда между республиками бывшего СССР, явились основой для продолжения взаимодействия.

После образования Содружества Независимых Государств одним из первых соглашений, подписанных главами государств – участников СНГ, стало Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 года. Соглашением предусматривается, что совместная деятельность по исследованию и использованию космического пространства будет осуществляться государствами-участниками на основе межгосударственных программ, реализацию которых должен координировать Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств – участников Соглашения.

Для более успешной реализации Соглашения о совместной деятельности стран Содружества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях 28 сентября 2018 года в Душанбе была заключена Конвенция СНГ о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

В целях совершенствования созданной в 1991–1992 годах нормативно-правовой базы и активизации совместной деятельности государств – участников СНГ в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях в ходе заседания Совета глав правительств 2 ноября 2018 года в столице Казахстана было принято Соглашение об осуществлении совместной деятельности государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Вместе эти документы представляют собой единый комплекс взаимосвязанных правовых норм, призванных регулировать многостороннее сотрудничество в сфере космической деятельности в рамках Содружества Независимых Государств.

Работа Межгосударственного совета по космосу обеспечивает координацию совместных усилий, предпринимаемых в интересах многостороннего сотрудничества государств – участников СНГ в космической сфере.  Результатами такого сотрудничества становятся крупные межгосударственные космические проекты и программы, включая создание и использование сопряженных национальных систем дистанционного зондирования Земли из космоса, космических систем связи и телерадиовещания, применение спутниковых навигационных технологий на основе системы ГЛОНАСС и других спутниковых навигационных систем, проведение совместных научных космических исследований, внедрение космических технологий и результатов космической деятельности в различные сферы экономики государств – участников СНГ.

Космическая отрасль является ярким примером внедрения новых цифровых технологий, обеспечивает возможность формирования новых космических продуктов и услуг для множества различных отраслей мировой экономики. От глубины внедрения, а также использования результатов космической деятельности и спутниковых технологий во многом зависят темпы и перспективы экономического роста государств – участников СНГ.

Полет Гагарина – это великое событие не только для России, других стран СНГ, но и для всего мира, 60-летие которого широко празднуется как онлайн, так и в обычном формате.

Прежде всего, 9 апреля 2021 года к юбилею с космодрома Байконур запущен пилотируемый корабль типа «Союз МС-18» с тремя членами экипажа на борту, получивший почетное имя «Ю. А. Гагарин». На ракете размещена наклейка с официальной эмблемой 60-летия первого в истории полета человека в космос. На ней изображен профиль Юрия Гагарина, его автограф, звезда и надпись «60 лет первого полета человека в космос». На корабле к Международной космической станции отправились трое членов экипажа: космонавты Роскосмоса Олег Новицкий и Петр Дубров, а также американский астронавт Марк Ванде Хай.

В честь 60-летия этого знаменательного события пройдут всероссийские мероприятия и акции, в которых могут принять участие все желающие.

Ключевым проектом празднования первого полета человека в космос станет Всероссийский космический диктант. Он пройдет во всех регионах 11 апреля в 12:00 по местному времени. Победители первого Всероссийского космического диктанта получат ценные призы, а также возможность лично посетить одно из предприятий Госкорпорации «Роскосмос».

8 апреля на сайте «Центра космонавтики и авиации ВДНХ» (http://cosmos.vdnh.ru) прошел всероссийский открытый онлайн-урок «60-летие полета Ю.А.Гагарина в Космос», во время которого школьникам рассказали об истории Дня космонавтики, космодроме Байконур, первом человеке, покорившем космос, – Юрии Алексеевиче Гагарине, а также самых больших научных открытиях в космосе и космонавтике, сделанных советскими и российскими учеными.

В рамках юбилейных мероприятий пройдут различные онлайн-активности, челленджи и флешмобы:

флешмоб «Я живу на улице Гагарина!/ поехали»: 12 апреля участники делают фото с хэштегом #Поехали! на ул. Гагарина в городе проживания и выкладывают его в сеть;

челлендж «Привет в невесомость»: участники конкурса «Большая перемена» из разных регионов записывают видеообращение российским космонавтам на МКС;

Всероссийская акция «Мечты о космосе» стартует 10 апреля в социальной сети ВКонтакте: участники рассказывают о космическом будущем, о том, как может выглядеть жизнь человечества на новых планетах. Записи публикуются в социальных сетях с хэштегами: #мечтыокосмосе, #ДеньКосмонавтики;

акция «Классные встречи РДШ» в социальной сети «Вконтакте». По итогам проведения мероприятия 12 апреля на странице «Вконтакте» и/или «Instagram» необходимо разместить фотографию и текст;

акция «Классная система» (РДШ). Участники делают макет Солнечной системы. Материалы и масштаб макета не регламентируются;

акция «По следам космических достижений» (РДШ). Участникам предлагается найти следы космических достижений на улицах своего города (памятники культуры, наименование улиц и прочее) или оставить след самостоятельно (рисунки на асфальте, фото в костюмах).

флешмоб «Наука – это космос». Участникам предлагается разместить в соцсетях пост с изображением любого простого предмета или явления и объяснить, причем тут наука.

Пять фактов о путешествии Гагарина в космос

Предоставлено: Pixabay / CC0 Public Domain.

Шестьдесят лет назад в понедельник космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, обеспечив Москве победу в гонке с Вашингтоном и ознаменовав новую главу в истории освоения космоса.

Десятилетия спустя его путешествие окутано мифами после того, как многие детали исторической миссии в течение многих лет держались в секрете Советами.

Вот пять фактов о легендарном полете Гагарина:

«Поехали!»

Обученный сталелитейщик, ставший военным летчиком, Гагарин был выбран из тысяч кандидатов для прохождения строгой подготовки, необходимой для полета в космос.

Помимо отличных результатов в тестах, 27-летний Гагарин, как сообщается, отличился тем, что снял обувь перед входом в космический корабль «Восток», предназначенный для этой миссии, что в России принято при входе в дом.

12 апреля 1961 года, когда Гагарин взлетел с космодрома Байконур в Казахстане, он воскликнул свою культовую фразу «Поехали!» Или «Поехали!». на русском.

Рискованный бизнес

Полет длился всего 108 минут, когда «Восток» совершил один виток вокруг Земли.

Когда Гагарин благополучно вернулся домой, успех его миссии затмил тот факт, что не все шло по плану.

Среди десятка технических сбоев его космический корабль вышел на орбиту на более высокой высоте, чем ожидалось.

Если бы его тормозная система вышла из строя, Гагарину пришлось бы ждать, пока космический корабль начнет спускаться самостоятельно. И хотя на «Востоке» было достаточно еды, воды и кислорода, чтобы продержаться 10 дней, большая высота означала, что ожидание заняло бы гораздо больше времени, и у Гагарина закончились бы запасы.

К счастью для российского космонавта, тормоза сработали.

Подозрения на шпиона

Но Гагарин упал в нескольких милях от предполагаемой точки приземления, катапультировавшись из своей капсулы над Саратовской областью на юге России.

Он приземлился в поле, где первыми, кого он увидел, были молодая девушка и ее бабушка, копающие картошку.

Одетый в белый шлем и оранжевый скафандр, он сначала изо всех сил пытался убедить их в напряженности времен холодной войны, что он не иностранный шпион.

Нация мочеиспускания

Легенда гласит, что перед взлетом Гагарин попросил водителя автобуса, который привел его на стартовую площадку, остановиться, чтобы успокоиться, прежде чем помочиться на заднее правое колесо.

В течение многих лет российские космонавты повторяли этот ритуал перед запуском в космос, но суеверие, существовавшее несколько десятилетий назад, может скоро исчезнуть: новый дизайн российского скафандра, представленный в 2019 году, не оснащен мушкой и слишком тяжел, чтобы его можно было легко снять.

Человек, стоящий за Гагариным

В то время как имя Гагарина стало нарицательным в Советском Союзе, в течение многих лет никто не знал о создателе космической программы страны — Сергее Королеве.

Советы даже отклонили Нобелевскую премию, присужденную их «Главному конструктору», решив сохранить его личность в секрете.Только после его смерти в 1966 году его имя стало известно.

Под руководством Королева СССР отправил в космос не только первого человека, но и первую женщину, а также совершил первый выход в открытый космос.

В России живет легенда о космонавте Гагарине.