Полет гагарина в космос 12 апреля: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах — Российская газета

Содержание

«То, чего мы так страстно ждали». Что писали советские газеты о полете Гагарина в космос — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2021 года исполняется 60 лет первому полету человека в космос. Его совершил советский космонавт Юрий Гагарин на корабле-спутнике «Восток». ТАСС собрал цитаты из публикаций советских газет, вышедших в день полета и последующие дни.

«Известия», 12 апреля 1961 года

«Планета лежит далеко под трассой корабля. Но пилот не оторван от пославшей его Земли. Города нашей страны передают в космос музыку: Москва — песни о Москве, Хабаровск — «Амурские волны». Телефонный звонок. Взволнованный голос говорит:

«Юрий Гагарин у нас». Звонят люди, которые уже успели пожать руку отважному путешественнику. Приземление произошло отлично, и Юрий Гагарин, не дожидаясь вертолета, сам пошел навстречу людям, увидевшим его еще в небе. Полет, о котором будут говорить через годы и через века, закончен. Наш советский человек, проделавший героический путь в космос, снова среди нас, снова в нашей семье» (Из репортажа Георгия Остроумова).

«Известия», 12 апреля 1961 года

«Как это правильно, что первый космический корабль, управляемый человеком, назван «Восток». С востока восходит солнце, с востока поднялся над миром свет ленинских идей. Мы, труженики хлопковых полей Туркмении, счастливы приветствовать своего соотечественника — первого в мире космонавта Юрия Гагарина» (Аллаберды Атакарраев, председатель колхоза «Зарпчи», Герой Социалистического Труда. Туркмения. Марыйский район).

«Литературная газета», 13 апреля 1961 года

«Надо сберечь этот день. Сохранить его на будущее таким, каким он был. Надо положить в сейфы записи радостных возгласов и песен, раздававшихся на улицах городов, киноленты стихийных демонстраций, тексты интервью с людьми всех профессий, высказывания всех газет обоих полушарий… Ведь этот день — один из величайших в истории человечества» (Борис Агапов, «Великий день»).

«Учительская газета», 13 апреля 1961 года

«Свершилось то, чего мы так страстно ждали: наш космический корабль летит по орбите.

Мы уже знаем его название — «Восток». С нынешнего дня слова «советский человек» будут звучать еще более гордо, чем когда-либо за все время существования планеты Земля. Еще трудно понять, измерить все значение того, что произошло. Несомненно, все прогрессивное человечество, все люди нашей планеты будут радоваться великой мирной победе моей страны — Советского Союза. Я счастлив, что дожил до этого чудесного дня!» (Самуил Маршак, «Счастливый чудесный день»).

«Вечерняя Москва», 14 апреля 1961 года

«С удивительной стереоскопической ясностью представлялся этот первый космонавт: как он мчится в густом индиговом пространстве и глядит на нашу голубую Землю, видит оттуда ее материки, моря и океаны, горы и города, покрытые серебристой дымкой. И когда на экране телевизора показали его мужественное лицо, русское, открытое, смелое, с широко расставленными умными глазами, я сразу узнал его по единственной и давно знакомой мне улыбке, по которой всегда узнавал героев. Это был он, наш советский крылатый богатырь — Юрий Алексеевич Гагарин» (Иван Рахилло, «Знакомая улыбка»).

«Труд», 15 апреля 1961 года

«…Подвиг Юрия Гагарина горит так ярко, что его не погасить и не остудить никакому льду холодной войны. Он сам растопит и уничтожит этот проклятый лед своим пламенным дыханием. На Москву опускаются сумерки. А голос праздника не смолкает. Грянул салют. И сотни разноцветных ракет взвились в небо. И людям казалось, что это сотни последователей Юрия Гагарина штурмуют небо на своих межзвездных кораблях» (Юрий Яковлев, «Простой советский человек»).

60 лет первому полету человека в космос!

В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу, которая на сегодняшний день уже успела стать крылатой: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной.
На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Гагарин также провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления.
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки расплавленного металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:53 на 106-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. Запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина стал возможен во многом благодаря  Сергею Павловичу Королеву — одному из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и  сделавшей СССР  передовой ракетно-космической державой, и ключевой  фигуре в освоении человеком космоса, основателю практической космонавтики.

За подготовку первого полёта человека в космос С. П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года. С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.

Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек.

Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут. Второй космонавт, Павел Беляев, оставался в корабле.

60 лет полету Гагарина! 12 апреля 1961 года

12 апр. 2021 г.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. В 60-ю годовщину исторического события депутаты Мосгордумы поздравили москвичей и всех жителей страны с Днем космонавтики.

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«12 апреля – особая дата для всего человечества. В этот день ровно 60 лет назад воплотилась в жизнь мечта о полете в космос. Мы гордимся, что первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Гагарин.

Русские ученые, изобретатели и конструкторы открыли внеземное пространство для всего мира: создали технологии, позволившие совершить полет, выйти в открытый космос, вывести на орбиту станцию, ставшую исследовательской базой для многих стран мира.

Россия остается в авангарде космических исследований, а Москва – сосредоточением научной и технической мысли, площадкой для уникальных разработок, исследований, открытий.

Сегодня в нашем мегаполисе строится крупнейший в мире Национальный космический центр, который станет местом реализации самых смелых проектов. Здесь будут располагаться ключевые организации ракетно-космического комплекса, лаборатории, производственные площадки, научно-исследовательские центры ведущих вузов.

Уверен, нас ждут новые космические победы! Желаю всем успехов и благополучия!»

Герой Российской Федерации, космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», депутат Московской городской Думы

Олег Артемьев, фракция партии «Единая Россия»:

«Сегодня наша страна и весь мир отмечают особенный, юбилейный День космонавтики! Ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин навсегда вошел в мировую историю как первый космонавт планеты, совершив полет на космическом корабле «Восток»!

Этот полет продлился 1 час 48 минут – времени было достаточно, чтобы понять, что в космосе есть место человеку. И доказала это наша страна, одержав победу в космической гонке! Этим днем и этой победой мы гордимся и по сей день. Видя, как устремляются в небо космические аппараты, мы каждый раз вспоминаем первого в космосе и говорим ему спасибо за то, что не побоялся, прошел все испытания и стал лучшим, стал первым!

От всей души поздравляю всех с праздником, олицетворяющим величайшее достижение научного прогресса нашей страны – победу человечества над земным притяжением! Желаю мира, добра, тепла, здоровья, счастья, семейного благополучия, реализации всего задуманного и, конечно, новых открытий, достижений и побед!

Верьте в себя — и у вас все получится! С праздником, дорогие друзья! С Днем космонавтики!»

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:

«12 апреля 1961 года космический полет Юрия Гагарина открыл новую эру в развитии цивилизации. Это стало возможным благодаря таланту, трудолюбию и упорству выдающихся конструкторов, инженеров, мастеров и невероятному мужеству первого космонавта.

Открытие пути к межпланетному пространству – событие, без преувеличения, изменившее мир. Сделав первый шаг в космос, наша страна открыла для человечества новые горизонты развития. И мы по праву гордимся тем, что величайший научно-технический прорыв был осуществлен именно нашими соотечественниками!

Сегодня без этих технологий уже невозможно представить жизнь, все важные высокотехнологичные сферы связаны с реализацией космической программы: наука, образование, связь, транспорт, безопасность, экология…

От всей души я желаю каждому, кто причастен к развитию авиации и космонавтики, новых больших достижений на благо нашей великой Родины!»

Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин:

«12 апреля 1961 года советский народ проложил всему человечеству дорогу в космос. Первый в мире орбитальный полет вокруг планеты Земля был совершен на космическом корабле «Восток-1» легендарным первопроходцем, коммунистом Юрием Гагариным.

«Это не моя личная слава, – вспоминал потом Гагарин. – Разве я мог бы проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа».

СССР стал не просто великой космической державой, но и признанным мировым лидером в освоении космоса. Такой результат стал возможным благодаря гению Иосифа Сталина и непоколебимому духу советского народа.

13 мая 1946 года по распоряжению Сталина был взят курс на покорение космических вершин. По всей стране с социалистическим энтузиазмом строились заводы и ракеты, готовились тренажеры для будущих космонавтов, набирался поток курсантов-добровольцев для освоения реактивных самолетов. СССР потребовалось всего 15 лет, чтобы прорваться к звездам и получить непостижимые ранее знания.

Убежден, что при смене политического курса современной России, при левом повороте и возврате к социализму, наша страна и наш народ вновь смогут вернуть себе звание передовиков космоса!

Поздравляю всех, кто имеет какое бы то ни было отношение к космической сфере. С праздником, товарищи! С Днем космонавтики!»

Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:

«Сегодня исполняется 60 лет первого в истории пилотируемого космического полета! Первым в мире космонавтом стал Юрий Гагарин, и это то событие, которое никогда не забудет ни один россиянин.

12 апреля – веха, точка отсчета покорения космоса человечеством, а еще и Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня мы вспоминаем «время первых» – историческое первенство России в космических полетах, триумф советской космической науки и производства!

Этот праздник – напоминание о том, что невозможное возможно! Для России сегодня – это вызов и цель, к которой нужно стремиться, применяя прорывные технологии и знания, привлекая высокопрофессиональные кадры, неисчерпаемые природные и человеческие ресурсы, вдохновляясь исторической памятью покорителей космоса!

Я думаю о том, как ускоряет время космическая наука. Удивительные открытия произошли буквально на глазах одного поколения: от полета с Белкой и Стрелкой на борту, первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций – к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам. Благодаря космосу в нашу жизнь пришла сотовая связь, спутниковая навигация, компьютеры, цифровое телевидение.

2021 год объявлен в России Годом науки и технологий, и я уверена, что развитие космоса способно стать драйвером нашей экономики. И здесь неоценимы частные инвестиции в развитие космических сервисов и услуг, высокотехнологичных производств. Для этого нужна талантливая и продвинутая молодежь, мечтатели, какими были когда-то Циолковский и Королев. Эту новую генерацию уже готовят в кванториумах и сириусах, технопарках и инновационных центрах.

Поздравляю космонавтов, работников космической отрасли, всех россиян, для кого День космонавтики – источник патриотизма и гордости за свою страну! Будьте счастливы, здоровья и благополучия вам и вашим семьям!

Особые поздравления Валентине Терешковой, Сергею Крикалеву, Владимиру Титову, Павлу Виноградову, своему коллеге-депутату Олегу Артемьеву. Невероятно рада общению и сотрудничеству!»

Руководитель фракции партии «Яблоко» в Мосгордуме Максим Круглов:

Председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, фракция партии «Единая Россия»:

Председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов, фракция партии «Единая Россия»:

«Всех россиян, соотечественников поздравляю с юбилеем события вселенского масштаба – 60-летием первого полета человека в космос. Советского человека! Но, конечно, это праздник всех землян, всего человечества.

Веками люди глядели в небо и задавались вопросом: что же там? И вот волшебный космос открылся, создав при этом еще больше загадок! Однако люди стремятся их разгадать: и юное, молодое поколение и те, кто постарше. Поэтому разговоры о том, что раньше многие мечтали стать космонавтами, а сейчас почти никто не хочет, не соответствуют действительности.

По последним данным, почти 40% среди опрошенных россиян хотели бы поучаствовать в отборе в космонавты, 74% наших граждан уверены в востребованности профессии. За космосом будущее.

Особенно хочу поздравить с этим знаменательным днем и своего коллегу Олега Германовича Артемьева. Желаю всем новых космических успехов и побед!»

Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:

Член комиссии МГД по науке и промышленности Любовь Никитина, фракция КПРФ:

Член комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Игорь Бускин, фракция партии «Единая Россия»: