Покорение русскими западной сибири: Покорение Сибири и присоединение к России в 17 веке

Что увидели русские, когда пришли в Сибирь? • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология Севера: кто и как живет там, где холодноАудиолекцииМатериалы

Как шел процесс колонизации Сибири, какие племена встречались русским, которые шли на восток, как жили эти люди и что поменялось в их жизни

Автор Николай Вахтин

Как шел процесс колонизации Сибири? Кого застали русские в Сибири и на Се­вере, когда пришли туда? Как жили эти люди и как менялась их жизнь в более новые времена, в ХХ веке?

Как я уже говорил, движение русских на восток началось давно. Еще в XIII веке, за 300 лет до Ермака, новгородские купцы уже ходили за Уральские горы. Но как мы говорили в прошлый раз, нужно же где-то поставить дату начала. Вот и выбрали поход Ермака 1581 года в качестве начальной точки покорения Сибири. Это движение шло двумя основными путями. Первый путь был по морю — вдоль побережья Северного Ледовитого океана. От устья одной реки — к устью другой. Везде ставили остроги — деревян­ные укрепления. Из этих укреплений выстраивали систему контроля над окружающим населением. Торговлю, сбор налогов, покорение непокорных военной силой. На следую­щий год или через несколько лет двигались дальше на восток — снова вдоль побережья Северного Ледовитого океана, от устья реки к устью следующей.

А второй путь — сухопутный, через город Устюг в то, что называлось тогда Югорской землей. Югорская земля уже во второй половине XIII века офици­ально считалась одной из волостей Великого Новгорода. Сегодня это Ханты-Мансийский округ. Здесь тоже продвигались немного на восток, ставили острог, потом шли дальше. Скорость движения русских на восток была очень высока. Первый город в Сибири, Тюмень, был основан в 1586-м. И 62 года спустя, в 1648-м, Семен Дежнев обогнул Чукотский полуостров и высадился в устье реки Анадырь. За 62 года от Тюмени на юге Западной Сибири до самой крайней северо-восточной точки Евразийского материка! Почему так быстро? XVII век в России был бурный.

Смутное время. Поляки берут Москву. Происходят Соляной и Медный бунты — народ бунтовал против высоких налогов. Войны с поляками, шведами, турка­ми. Восстание Степана Разина. Бунт стрельцов, расправа с ними. Воцарение Петра Первого в 1682-м, а в 1700-м начинается Северная война, которая длилась 21 год. Может быть, жизнь в западных частях страны была в то время не такой уж привлека­тельной и поэтому люди устремились на восток? Предположений, почему русские вдруг массово пошли на восток, много. Все разные — и все недоказуемые.

Что мы точно знаем: что основной побудительной силой этого движения была не романтика, не любознатель­ность. И не стремление захватить новые земли. Основной побудительной силой была торговля, то есть нажива. Сибирь и Север были необычайно богаты редкими для Европы товарами. Новые и очень доро­гие сорта рыбы, тюлений жир, моржовый клык. А южнее, в континентальной Сибири, — прежде всего пушнина — соболь, песец, белка, лиса. В XVII веке экс­порт пушнины составлял заметную часть государ­ственного дохода.

По некото­рым источникам — до 13 %. Это вполне сопоставимо с той долей, которую природный газ в 2018 году составляет в экспорте России: 12,6 %. Это были огромные деньги.

Хорошая иллюстрация этого — знаме­нитый Семен Дежнев, который первым прошел через пролив, отделяющий Азию и Америку. Семен Дежнев был казаком, служил в Тобольске. Собирал со своим отрядом налоги с местного населения. Постепенно казаки продвигались на восток. В 1630-е годы Дежнев служил уже на территории современной Якутии. Собирал налоги с якутов и других местных племен. В 1641-м он и его спутники добрались до реки Яны, а в 1643-м — до реки Колыма и основали город Среднеко­лымск. Воевали с местным населением, покоряли его, облагали данью. В 1648 году Дежнев уже в качестве командира отряда двинулся вдоль побережья дальше на восток — и про­сла­вился. Он открыл, что из Северного Ледовитого океана можно вокруг Чукотки повернуть на юг. Тогда он не знал, что это пролив, потому что не знал, что дальше на восток — Аляска, то есть Америка.

А пролив этот потом назвали Беринговым — в честь Витуса Беринга, который 80 лет спустя через него прошел.

Весь XVII век русские движутся на во­сток, основывают города. В 1604 году — Томск, в 1647-м — Охотск, в 1653-м — Читу и Нерчинск, а в 1661-м — Иркутск. Это уже далекая Восточная Сибирь. Конечно, это движение не было фронталь­ным, оно не было спланиро­ванным. Это скорее были отдельные вылазки. Изолированные торговые и военные походы, строительство отдельных острогов.

Откуда мы знаем то, что мы знаем о сибирских и северных племенах, которых русские застали на этих территориях? В своем движении на восток русские постоянно сталки­ваются с новыми и новыми племенами. Но и купцы, и казаки направляют обратно в Москву донесения о покорен­ных территориях — и о со­бранных налогах, конечно. И в этих донесениях в XVII и даже XVI веке можно найти некоторые отрывочные сведения о людях, которые населяли эти терри­тории. Это неудивительно. Бюрократи­ческие правила требовали регулярных донесений о практических делах: где там хорошие дороги, по каким направле­ниям нужно идти, где удобные места, — а также о финансовых успехах.

В этих донесениях попадалась и этно­гра­фическая информация о людях, кото­рые населяли эти края. Поначалу информация неточная, но со временем все точнее и точнее. Первая карта территории была составлена около 1700 года. Был такой Семен Ремезов. Он ходит с различными экспедициями в Западную Сибирь в качестве наблюда­теля и художника. Карта опубликована почти 200 лет спустя, в 1882 году. Это первое картографическое описание края с подробными сведениями об этногра­фии населяющих ее народов.

Еще один ранний источник — это книга амстердамского бургомистра Николаса Витсена, называется «Северная и Вос­точ­ная Тартария». Первое издание — 1692 год. В этой книге он первым обобщил все сведения о Сибири, которые были собраны западными путешественниками в XVII веке. Ну и ко­нечно, значительно более подробные и достоверные сведения о Севере и Сибири появились в XVIII столетии, когда начались крупные государственные экспе­диции в Сибирь и на Север. Это были экспедиции под эгидой Академии наук, они были отлично оснащены, хорошо финансиро­вались, и в них участвовало много людей.

Много подобных экспедиций было и в XIX, и в начале XX столетия. И большая часть наших знаний о северных народах, о культуре северных народов, о их жизни — отсюда, из этих экспедиций.

Итак, кто там жил? Опять-таки довольно трудно ответить на такой вопрос. Какие люди? Как их описать? Как вообще можно описать людей? Можно по разным критериям. Например, по основному занятию. Это были кочевники-оленеводы, полу­оседлые охотники и рыболовы и полностью оседлые морские охотники. Оленеводы населяли самую северную, тундровую часть территории. В Западной Сибири это были ненцы, ханты, нганасаны и некоторые другие группы. На севере Якутии это были долганы и чукчи. На Чукотке и на севере Камчатки — чукчи и коряки. Упомяну и саамов, которые пасли оленей на Кольском полуострове.

В лесной и лесотундровой зоне домаш­них оленей держали эвены и эвенки. Способы выпаса оленей отличались. У разных групп они были разные. Кто-то отпускал оленей пастись более или менее свободно, кто-то постоянно их кон­тролировал.

Кто-то ездил на оленях верхом, а кто-то запрягал их в нарты. Где-то стада были крупные, в несколько тысяч голов, где-то помельче, пара сотен.

Кто-то вообще держал всего несколько оленей. Но общего у оленеводов было больше, чем различий. Ведь основной бедой севера Сибири во все времена был недостаток пищи и постоянный голод. Голод преследовал охотников, когда выдавался неудачный сезон, и рыбаков, когда не шла рыба. А у тех, кто держал оленей, еда всегда была под рукой. Чтобы прокормить большое стадо, людям приходилось все время перемещаться по тундре, потому что олени быстро съедали весь мох вокруг и нужно было гнать их дальше. То есть эти люди вели кочевой образ жизни не потому, что им это нравилось, а потому, что это был единственный способ поддержать жизнь в оленьих стадах. А значит, надежно обеспечить себя пищей. И не только пищей. Олени — это и одежда, и жилище. Переносные жилища (у ненцев они назывались чумы, у чукчей — яранги) делали из оленьих шкур. Олень — это еще и транспорт, поэтому оленеводы по всей территории Севера считались более зажиточными, чем оседлые или полуоседлые охотники и рыбаки.

Хороший пример здесь — Чукотка. Оленеводы — а это обычно чукчи — коче­вали в континентальной части полуострова, в тундре. А морские охотники — это эскимосы — жили на берегу. И между ними был постоянный обмен. Про­дукты морского промысла меняли на продукты оленеводства. Если какой-то оленевод вдруг терял оленей, например в результате эпидемии или по каким-то другим причинам, он переселялся на берег и начинал жить как морской охотник. Если ему удавалось разбогатеть настолько, чтобы снова купить оленей и снова уйти в тундру, он так и делал. Между чукчами и эски­мосами постоянно были браки. Эскимосы умели говорить по-чукотски. Так что со временем граница между группами изменила свою форму. Это уже была не этническая граница между эскимосами и чукчами, а хозяйствен­ная — между оседлыми приморскими охотниками и кочевыми оленеводами. А уж кто там кто по национальности, это не так и важно.

Таежные охотники, такие как юкагиры и эвенки, к моменту прихода русских не знали огнестрельного оружия, охотились с помощью луков, копий и капка­нов, но очень быстро освоили новый вид охотничьего вооружения. То же самое с рыболовами. Прежде сети плели из стеблей растений, а ловушки — из пруть­ев. А с приходом русских быстро перешли на более современные снасти. Но зависимость от удачи, от того, идет ли рыба, ловится ли зверь, а значит, и постоян­ная угроза голода не оставляли этих людей до начала ХХ века.

Эти различия, кстати говоря, учитыва­лись в российском законодательстве. В 1822 году был принят так называемый «Устав об управлении инородцев». Это был закон Российской империи. По этому закону населявшие Сибирь и Север народы делились на оседлых, кочевых и бродячих. И в отношении каждой группы были приняты свои правила самоуправления, налогообло­жения и судебной системы.

На что обращали внимание русские купцы и казаки, впервые столкнувшись с местным населением? Конечно, на внешность. Про одежду понятно. Это была главным образом меховая одежда. Забавная история есть в одной новго­родской рукописи XV века, она называ­ется «О человецех незнаемых на восточ­ной стране и о языцех розных». Скорее всего, эта рукопись была написана новгородским купцом, который ходил в Югорскую землю. Так вот, в этой рукописи упомянуты племена, поросшие шерстью от пояса и ниже.
Купец явно видел людей в меховых штанах, и это зрелище его поразило.
Что до внешности, то есть неверное мнение, что все коренные жители Севера — типичные монголоиды. Это не совсем так. Среди них встречаются и люди, очень похожие по физическому типу на американских индейцев. И вообще нужно помнить, что ни один народ и ни одно племя никогда нигде на земле, и на Севере в частности, не жили изолированно. Всегда были торго­вые или брачные связи, всегда были военные столкновения, в резуль­тате которых победители уводили женщин побежденной стороны. Так что никаких «чистых» типов на Севере нет и никогда не было.

Ну как еще можно описать население Севера? Можно по социальной органи­зации. На севере Западной Сибири к началу XVII века были уже зачаточные государства. Хантыйские и мансийские княжества со своими князьками. А в других районах были организованы в племена таежные охотники и рыбо­ловы со своими вождями и шаманами. Можно эти племена классифицировать по религии. В основном религией сибирских и северных народов был шама­низм — при всей неясности и нечеткости этого термина. Говорить о религиоз­ных представлениях северных народов бессмысленно, потому что они у всех разные. Но что-то общее в том, как они представляли себе мир, конечно, есть.

Вообще, когда мы слышим или читаем что-то про народы Севера вообще — ну, например, «костюм народов Севера» или «представления народов Севера о при­роде», — тут надо быть осторожным. Потому что, как правило, за этим скрыва­ется безграмотная болтовня, поскольку народы эти очень разные, представле­ния у них очень разные и костюм у них тоже очень разный. Так что обобщать, наверное, не следует. Но все-таки в религиозных представлениях этих людей было много общего. Согласно этим представлениям, мир делился на уровни. Иногда три: нижний, средний и верхний. В среднем мире живут люди, в ниж­нем — всякая нечисть, а в верхнем — боги и души умерших. Иногда этих уровней было больше, иногда это пять уровней или семь уровней, с более сложным устройством. Границы между этими уровнями считались прони­цаемыми. То есть можно было из верхнего попасть в нижний, из среднего — в верхний и так далее.

Из нижнего и верхнего мира к людям приходят всякие напасти. Чтобы этим напастям противостоять, нужен шаман. Шаман — это такой человек, который умеет, впав в транс, отправиться в верхний (или в нижний) мир и там найти причину несчастья. Почему кто-то заболел, или почему дичь не ловится, или почему рыба ушла, почему мрут олени. Если он сильный шаман, у которого есть сильные духи-помощники, он умеет устранить эту найденную причину. Например, он может обнаружить, что кто-то на земле нарушил какой-то запрет. Например, женщина неправильно резала рыбу или трогала охот­ничье оружие мужа — а это было запрещено у многих племен. И от этого случились все несчастья. Или шаман может найти злого духа, который всему виною, и победить его в схватке. И больной выздоравливает, рыба возвра­щается, олени перестают умирать. Все это очень хорошо запечатлено в сказках и мифах, которые есть у каждого народа, не только Севера.

Шаманский дар у некоторых народов передавался по наследству. Иногда по мужской линии, иногда — по жен­ской. У других групп этот дар мог открыться в любой момент и в любом человеке, обычно лет в 10–12. У чело­века начинались видения, которые мучили его, пока кто-то из взрослых шаманов не объяснял ему, что на него пал выбор духов и что он должен стать шаманом. Шаманский дар многими воспринимался как тяжелое бремя, а не как удача. Дело в том, что, раз став шаманом, человек никогда не мог перестать им быть.

Как еще можно описать живших в Сибири и на Севере людей? По языку. Там три большие языковые группы и несколько мелких. Это финно-угро-сомадийские языки, тунгусо-манчжурские языки и это тюркские языки. А также мелкие вроде чукотско-камчатских или эскимосско-алеутских. Есть там и несколько так называемых изолятов, то есть языков, родственники которых нам неизвестны. Это кетский язык, это нивхский язык. Возможно, юкагирский. Что такое родство языков, как оно доказывается, как языки объединяются в группы — это все темы для отдельного разговора, мы в это сейчас вникать не будем.

На основании языковой классификации обычно формулируется и классифи­кация групп по так называемой этничности или национальности. Это очень шаткий и очень ненадежный критерий, потому что очень трудно определить, что такое этничность. Например: кто такие чукчи? Это те, кто говорит по-чукотски с детства, как на родном языке? Или это те, кто считает себя чукчей, пусть и не говорит ни на каком языке, кроме русского, — а таких сейчас очень много. Или это те, кто живет в чукотской тундре и пасет оленей, независимо от того, на каком языке они говорят?

Ответить на эти вопросы трудно, потому что все время вылезают какие-то исключения. Ну вот, например. Человек с детства говорит по-чукотски. Но кроме того, говорит по-якутски и по-русски. И тоже с детства. У него три родных языка! Кто он? Или: женщина считает себя чукчанкой. Но живет в Хабаровске, работает поваром в воинской части и ни слова не знает по-чукотски. Кто она? Или: семья живет в Якутии, в колымской тундре. Пасет оленей. Родители между собой говорят по-якутски, отец — с Чукотки, и его родной язык — чукотский. А мать — с реки Алазея, и ее родные языки — якутский и юкагирский. Вот кто их дети?

На рубеже XIX и XX веков в районе Чукотки было много мелких групп. Все они говорили примерно на одном языке, на разных диалектах чукотского. Довольно близких и взаимно понятных. Все они пасли оленей. Владимир Германович Богораз, великий этнограф, первым детально описавший в самом начале ХХ века культуру чукчей, отмечал, что каждая группа имеет свое собственное название, в основном — по именам рек или гор, у которых они кочуют с оленями.

Таких групп насчитывалось около десятка. При этом Богораз писал, что число самоназваний можно значи­тельно увеличить, потому что каждая мелкая группочка стремится называть себя своим собственным именем. Тем не менее книга, которую он написал, называлась «Чукчи». И все эти группы были описаны в этой книге как единый народ с единой культурой. Хотя отличиям друг от друга он тоже уделял внимание.

В конце ХХ века я разговаривал на Чу­котке с одной пожилой женщиной-чук­чанкой и что-то спросил ее про чукчей. Она отмахнулась: «Какие мы чукчи! Это Богораз нас сделал чукчами. А на самом деле…» И привела шесть разных названий для шести разных чукотских групп. И описала особые характери­стики каждой группы. Вот те, мол, рослые и широкоплечие. А эти вот неболь­шого роста. Зато эти — отличные бегуны. А вот те очень вспыльчивые и злопамятные, а наши — добрые, приветливые. Свою группу она назвала телькеп.

Я уже говорил, что важно помнить, что северные народы никогда не жили изолированно. Никогда не было такого момента в истории, что какая-то группа существовала в чистом виде. Всегда были контакты, всегда был обмен людьми, товарами, идеями. Торговля, смешанные браки, двуязычные, трехъязычные группы, постоянное смешение, заимствование — причем не только друг у друга: саамы на северо-западе много заимствовали у сканди­навов. Удэгейцы и нанайцы на юго-востоке многое взяли у китайцев. Ну и конечно, в XIX веке и позже все эти народы многое заимствовали у русских. Что заимствовали? Поначалу это было огнестрельное оружие, плете­ные сети, металлические изделия — капканы, например. Тканая одежда, различные виды пищи: хлеб, сахар, ну и так далее. Эти вещи часто заме­няли традиционное оружие, тради­ционную пищу и одежду. Но сами традиционные занятия оставались преж­ними. Прежде охотились с луком — теперь с ружьем. Прежде капканы делали из дерева — теперь из металла. На северо-востоке эскимосы и приморские чукчи часто надевали поверх меховой одежды так называемые камлейки — их шили из высушенных кишок морского зверя. Целью было защитить мехо­вую одежду от брызг, от влаги. В начале ХХ века эти камлейки стали шить из яркого ситца. От брызг они защищали хуже. Но цени­лись, потому что были яркие и красивые.

Жизнь постепенно менялась, на смену старым вещам приходили новые, более удобные. Появлялись новые отноше­ния. Но суть жизни оставалась прежней. Северные люди охотились, рыбачили, пасли оленей — как многие поколения их предков. Но только более эффективно. Это закончилось пример­но в 1920-х годах с приходом на Север советской власти. 

«Папа не позволяет мне гулять по вечерам. Считаю это распоряжение гадостью и буду его обходить»

Дневник московского гимназиста конца 1900-х, найденный на блошином рынке

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

17 минут

1/4

Север, Арктика и Сибирь — что это такое и кто там живет?

Почему Владивосток — это Север, хотя он южнее Парижа, чем отличается коренное население от местного и существует ли традиционный образ жизни

Читает Николай Вахтин

Почему Владивосток — это Север, хотя он южнее Парижа, чем отличается коренное население от местного и существует ли традиционный образ жизни

15 минут

2/4

Присоединение Сибири к Русскому государству: освоение, завоевание или колонизация?

Как конструируется история о продвижении русских в Сибирь и как на самом деле складывались отношения между переселенцами и коренным населением

Читает Николай Вахтин

Как конструируется история о продвижении русских в Сибирь и как на самом деле складывались отношения между переселенцами и коренным населением

23 минуты

3/4

Что увидели русские, когда пришли в Сибирь?

Как шел процесс колонизации Сибири, какие племена встречались русским, которые шли на восток, как жили эти люди и что поменялось в их жизни

Читает Николай Вахтин

Как шел процесс колонизации Сибири, какие племена встречались русским, которые шли на восток, как жили эти люди и что поменялось в их жизни

28 минут

4/4

Как изменилась жизнь на Севере в XX веке?

Был ли приход русских благом для северных народов, что принесла им советская власть и современность

Читает Николай Вахтин

Был ли приход русских благом для северных народов, что принесла им советская власть и современность

Материалы

Что есть, когда холодно? Рецепты северных народов

Квашеный морж, глаз нерпы и другие лакомства

Какими могли быть арктические города

Улицы под куполом, искусcтвенный микроклимат и дома-пирамиды в советских утопических проектах

11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории

Как началась чукотская война и почему русские проиграли чукчам

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Когда отмечают День Сибири в 2022 году и кто его придумал

В. И Суриков. «Покорение Сибири Ермаком» (1895) Фото: Государственный Русский музей

Кто присоединил сибирские земли, откуда пошло такое название и что было на этих территориях до российского освоения Сибири

8 ноября отмечается День Сибири, который корнями уходит в имперский период истории России. «Толк» вспомнил интересные факты об этой огромной части нашей страны.

Что было на территории Сибири до ее освоения Россией

До V века на территории современной Сибири существовали государства тюркских, чжурчжэньских и монгольских народов – в частности, империя Хунну, империя Таншихая.

Здесь же зародились крупнейшие империи в истории человечества – Великий тюркский каганат (V-VIII века) и империя Чингисхана (XIII-XIV века).

Как присоединили Сибирь

После распада Золотой Орды в 1468 году образуется Сибирское ханство, которое в 1555-м попадает в зависимость от Московского государства и выплачивает ясак (налог) пушниной. В 1563 году к власти пришел Кучум, который сначала поддерживал эти отношения, а затем в 1572-м отрекся от них и начал военные действия.

В 1581 году начался поход казаков под предводительством Ермака в Сибирское ханство. В 1582 году они захватили столицу – город Искер (ныне археологический памятник «Кучумово городище»). В 1585-м после нападения местных жителей на лагерь казаков Ермак погиб, утонув в реке, и в Сибирь отправили воевод Василия Сукина и Ивана Мясного с небольшим войском. Они, достигнув Чинги-Туры, основали в 1586 году Тюмень, первый сибирский город.

Окончательно войска сибирского хана Кучума разбили уже в 1598-м. Началось русское освоение Сибири.

День Сибири учредили еще по инициативе императора Александра III. В 1882 году в Российской империи отмечали 300-летие вхождения макрорегиона в состав Российского государства. 8 ноября (по новому стилю) – день, когда казаки дружины Ермака вступили в столицу Сибирского ханства.

Где находятся границы Сибири

Сибирь занимает огромную территорию, три четверти всей территории России. Точнее, 77%.

Как географическое понятие Сибирь включает в себя Якутию, Забайкальский край, Бурятию из состава Дальневосточного федерального округа, а также регионы Сибирского и Уральского федеральных округов. Свердловская и Челябинская области, входящие в состав УрФО, как правило, не включаются в состав Сибири.

«Чертеж всех сибирских градов и земель» из атласа Семена Ремезова, составленного в 1701 году. На этой карте юг находится вверху.

В XIX веке Сибирь часто рассматривалась без Дальнего Востока, то есть только Западная и Восточная Сибирь с границей от Уральских гор до водораздела рек, текущих в Северный Ледовитый и Тихий океаны (в пределах бассейнов Оби, Надыма, Таза, Пура, Енисея, Хатанги, Лены, Индигирки, Колымы, озера Чаны).

Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся на 2,5 тыс. км от Северного Ледовитого океана до возвышенностей Казахского мелкосопочника и на 1,9 тыс. км от Урала до Енисея. Восточная Сибирь включает азиатскую территорию России от Енисея на западе до водораздельных хребтов, идущих вдоль Тихого океана на востоке.

В административно-правовом смысле Сибирь определяется как территория Сибирского федерального округа.

Откуда пошло название «Сибирь»

Точное происхождение не установлено. Есть несколько версий.

  • Название «Сибирь» могло произойти от имени древнего народа сабиров, некогда заселявших территорию Зауралья.
  • Возможно, слово произошло от монгольского «сибэр» – «чистый», «красивый» или «шибир» – «болото», «заросли, сырая местность». Также в тюркских языках (в частности, татарском) имеется слово «себер», означающее «мести», «метель, поземка».
  • В эвенкийском языке «сибир», «сивир» означает «земля», «мир». Сибир, Сивир – название родины, структурная часть мира в эпосе и мифологии эвенков.

Западная Сибирь — Народы — Сибирь Класс

Американцам часто трудно понять историю Сибири, потому что мы привносим в наши интерпретации собственную историческую перспективу — господствующее мейнстримное повествование о первоначальных заморских контактах; военное завоевание и распространение инфекционных заболеваний, уничтожающих коренное население; и последующая колонизация Северной Америки европейскими державами. Но Россия физически расположена в пределах Евразии, и перемещение народов между Европой и Азией восходит к доисторическим временам, особенно в южных регионах. Это усложняет дело. Коренные народы крайнего северо-востока Сибири, о которых доктор Кози говорил в своей лекции о Восточной Сибири, были очень изолированы от Европы, Центральной Азии и Китая и сильно пострадали от интродуцентов во время раннего контакта. Но народы, жившие в южных районах, издавна были частью торговых путей между Китаем и Европой. В этом случае чума пришла из Средней Азии и Сибири с торговлей мехом, а население Европы было уничтожено болезнями с востока. Тюркские народы Средней Азии и южно-центральной Сибири также имели военное преимущество, и в начале 13 века монгольский политический и военный лидер Чингисхан (Тэмуджин) контролировал степи современной Сибири и европейской части России, включая Киев и Московию.

Эта закономерность изменилась в 16 веке, когда русские начали массово производить огнестрельное оружие и смогли отступить на восток и распространить свой военный и экономический контроль на Сибирь. Важным моментом является то, что в этом повествовании встреча русских с коренными народами, по крайней мере, в южных степях, была далека от «первоначального контакта», и, по крайней мере, торговые пути, известные как «Шелковый путь», были хорошо известны.

Прежде чем говорить о коренных народах Западной Сибири, начнем с краткого обзора российской экспансии.

Русские Западной Сибири

Русские, проживающие на Урале в таких городах, как Тобольск и Тюмень, не считают себя сибиряками, к их в сознании они часть Европейской России и регионально часть Урала, а не Сибири. В этом сценарии Тобольск был первой столицей Сибири, потому что в то время это был самый восточный город Российской империи (в отличие от самого западного города Сибири).

Тобольск (Тобольск) был основан во времена правления Бориса Годунова в 1587 году Даниилом Чулковым и стратегически расположен на слияние рек Тобол и Иртыш. Под предводительством Ермака казаки ранее захватили Чинги-Туру (впоследствии Тюмень), но не удержались, а пошли на восток, к столичному городу хана Кучума Кашлыку (именно эту битву увековечил Иван Суриков в картине, которую мы обсуждали в предыдущую лекцию доктора Миккельсона (рассмотрите картину). Таким образом, Тобольск стал торговым центром и столицей Сибири.

В своей лекции о Восточной Сибири д-р Кози привел данные о значении пушного промысла в экономике России XVI-XVII веков. Погоня за богатством от торговли мехом гнала купцов и нанятых ими казаков на восток через Сибирь, на Аляску и вниз по побережью Северной Америки в Форт-Росс на территории современной Калифорнии.

Посмотреть сибирское расширение-REES 513 на карте большего размера

Меха со всей Сибири и Русской Америки поступали в Российскую империю через Тобольский порт, вверх по крутому склону и в купеческие дома рядом с Кремлем. Вы можете увидеть этот маршрут на первых нескольких фотографиях в слайд-шоу ниже. В Тобольске есть нижний город, в котором исторически жили торговцы и рабочие, и верхний город, с Кремлем, православными церквями и купеческими домами с их складами для хранения пушнины. В 1620 г. Тобольск стал резиденцией Сибирской епархии 1 и его значение было таково, что в Кремле были построены первые каменные здания на Урале/Сибири.

Тобольск

Тобольск больше не является экономическим центром, его значение в пушной торговле узурпировала Тюмень (Тюмень), которая теперь является «Нефтяной столицей» Сибири. Позже в этом семестре у нас будет лекция доктора Андрея Толстикова об истории Тюмени и ее роли в разработке нефти и газа на нефтяных месторождениях Западной Сибири на севере.

Тюмень

Тюмень — большой современный город с населением 560 000 человек (хотя экономическая численность населения намного больше, поскольку это база для рабочих, которые вахтовым методом проходят через северные нефтяные месторождения). Хотя большинство русских в Сибири живут в городских центрах, большая часть территории Западной Сибири малонаселена. Сельские деревни, как правило, изолированы из-за плохой инфраструктуры (отсутствие водопровода, дороги в плохом состоянии, ограниченный доступ к медицинским учреждениям). После экономического коллапса в 19 в. 90-х состояние в большинстве сел продолжало ухудшаться. Важные сельскохозяйственные районы вокруг Новосибирска модернизированы, но сельские деревни редко имеют современную технику и зависят от традиционных практик.

Коренные народы Западной Сибири

Западная Сибирь сыграла огромную роль в экономическом развитии Российской империи, Советского Союза, а сегодня и государств Российской Федерации. Но это также традиционные земли ряда коренных народов. Полный список мест проживания и численности населения см. на веб-сайте АКМНС (Российской ассоциации коренных народов 9).0011 Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока) и наш учебник Джеймс Форсайт, История народов Сибири: Североазиатская колония России.

Позже в этом семестре у нас будут приглашенные докладчики из университетов Сибири, которые помогут нам подробно рассмотреть два тематических исследования: Республика Алтай и разработка нефти и газа к северу от Тюмени. Эти два региона составляют интересный контраст, который многое проливает свет на текущую политическую, экономическую и культурную ситуацию в Сибири.

На спутниковом снимке НАСА ниже видны огни и газовые пожары на нефтегазовых месторождениях Центральной Сибири в Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе. Эти две административные единицы исторически были определены как автономные округа, потому что они являются традиционной родиной коренных народов. В Ханты-Мансийском автономном округе проживает около 20 000 хантов, манси и лесных ненцев. В прошлом это составляла довольно значительную часть населения этого региона, однако из-за притока русских и других европейских и американских нефтяников в настоящее время она составляет лишь 1,12% от численности населения в 1,5 миллиона человек. 2 К коренному населению Ямало-Ненецкого автономного округа относятся ненцы, ханты и селькупы; вместе с другими коренными народами они составляют около 6 процентов современного населения. Но, несмотря на их обозначение как «автономные», оба этих округа управляются из Тюмени и практически не имеют государственной автономии, а также активно разрабатывают нефть и газ.

Напротив, примерно 30% населения Республики Алтай принадлежат к одной из групп, составляющих алтайские народы, а Республика Алтай имеет собственную конституцию, имеет возможность определять как алтайский, так и русский языки в качестве государственных языков того же ранга и имеет законодательный орган, состоящий из 41 регионального представителя. Неслучайно, если вы посмотрите на Алтай на изображении ниже, там почти нет промышленной застройки, на что указывает темнота ночного неба. Промышленные города Новосибирск, Барнаул и Бийск находятся в административных районах севернее (Алтайский край и Новосибирская). А Кузбасские месторождения есть и в других административных округах. Пропорционально большая численность алтайцев в сочетании с отсутствием крупных ресурсов и особым историческим характером алтайско-российских отношений позволили Республике Алтай отделиться от Алтайского края и Новосибирска (которые управляли регионом в советский период) в 1919 г.92 и сформировать собственное правительство.

 

В 1756 году алтайцы ходатайствовали перед Елизаветой I, тогда еще царем, о защите от китайских и казахских набегов. Алтайцы сохраняют традицию добровольного присоединения к России, а не завоевания и колонизации. Они также сопротивлялись обращению в Русскую православную церковь, буддизм и ислам (они принадлежат к тюркской лингвистической и культурной группе, но не являются мусульманами). После образования Республики Алтай в 1992 году алтайцы начали культурное возрождение, которое включало развитие культурных фестивалей, школ языкового погружения, дальнейшее развитие письменной литературы и возрождение традиционных практик.

Г-н Кончев открыл музыкальную академию для обучения игре на традиционных инструментах и ​​горловому пению в рамках программы помощи мальчикам и юношам из групп риска. Его обучение классическому музыканту в советский период повлияло на его методы обучения, и студенты часто совмещают обучение классическим пианистам или гитаристам с обучением игре на традиционных инструментах.

Влияние растущего туризма и «музыки мира» можно увидеть в недавних культурных фестивалях и создании групп, которые сочетают традиционные инструменты, горловое пение и современный рок и джаз.

Источники

1. http://rbth.ru/articles/2010/12/10/tobolsk_siberias_first_capital05196.html

2. http://www.unesco.ru/en/?module=pages&action=view&id=55

3. Ненцы на традиционное оленеводство повлияла разработка газа

В. Брюс Линкольн, Завоевание континента: Сибирь и русские.
Джеймс Форсайт, История народов Сибири: Североазиатская колония России.

Русское нашествие (конец XIX века)

  1. Дом
  2. Узбекистан
  3. Хива
  4. История
  5. Русское вторжение

В 1860-х годах Российская империя начала полномасштабное наступление на Среднюю Азию. Это было не первое вторжение русских в Среднюю Азию. Казаки под предводительством атамана Мечая совершили набег на Хиву во время правления хана Араб Мухаммеда (1602-1623). Когда хана не было в Хиве, тысячи казаков ворвались в город Ургенч, ограбили его жителей, пытались увезти тысячи молодых пленников обоего пола. Однако по возвращении Ара Мухаммад настиг казаков и уничтожил их.

Через некоторое время другой отряд казаков под предводительством атамана Шамая совершил рейд, также закончившийся безрезультатно. Калмыки поймали атамана, а хивинцы уничтожили его казачий отряд. В начале XVII века Петр I, пытаясь установить торговые отношения с Индией через Азию, предпринял попытку проникнуть в Хиву; однако более важные государственные дела отвлекли его поход на Хиву. Позже Кожинапас, очень известный хивинский купец, во время визита Петра I в Россию в 1713 году сказал царю, что низовья Амударьи утопали в золотой пыли. Петр I снарядил две военные экспедиции. Первая, под предводительством полковника Бухгольца, пришла в верховья Сыр-Дарьи из Западной Сибири в 1715 г., но золота не нашла. В 1717 году вторая экспедиция во главе с кабардинским князем Александром Бековичем-Черкасским была отправлена ​​в Хиву с дружеским предложением, выглядевшим как проявление покровительства.

Секретный план:

1. Построить крепость на тысячу человек у гавани Амударьи, где раньше было устье реки.

2. Искать локацию рядом с плотиной или локацию, где можно было тайно построить крепость с возможностью постройки рядом еще одного города.

3. Призвать Хивинского хана к верности, предоставив ему российское подданство, заставив при этом обещать охрану для охраны наших интересов.

4. Находясь у хана, получить информацию о хане Бухары. Если есть возможность, довести его до дружбы, а если нет возможности заставить его принять подданство, то и ханы могут жить в нищете.

5. Дайте 500 гребен тысяче яхтенных казаков с их командиром Драгуном. Командир должен присматривать за казаками и строго требовать от своих людей вежливости с жителями.

г. Бекович-Черкасский воздвиг три крепости на западном берегу Каспийского моря. В 1717 году Бекович-Черкасский под предлогом дипломатии двинулся в Хиву со своим отрядом численностью более двух тысяч человек. Но его попытка проникнуть в сердце Средней Азии была сорвана, когда хан Шергази сообщил ему, что город Хива не в состоянии разместить и накормить такое большое количество людей.

Несмотря на протесты своих офицеров, Бекович разделил свои войска на пять отдельных отрядов по 400-500 человек в каждом. Хивинцы сразу истребили почти всех, в том числе и Бековича. Выживших, которые были сильными и здоровыми, заставляли выполнять земляные работы. Итак, план Петра I закончился бесславно.

Оренбургский военный губернатор генерал-майор В.А. Перовский в 1824 году провел очередную экспедицию в Хиву. Целью его поездки была отмена казахского родового правления и замена его тремя султанами по выбору царя. Однако это всколыхнуло казахских вождей, и степняки стали сопротивляться. Воспользовавшись этими событиями, хивинский хан Алия-кули протянул руку дружбы
казахов, что вызвало недовольство в Петербурге.

Александр I поручил Азиатскому комитету, наблюдавшему за положением в Казахской степи, разобраться в положении дел. Узнав о союзе, комиссия пришла к выводу, что «необходимо навеки ограничить хивинцев пределами Хивы; только так можно сохранять спокойствие и принуждать к повиновению нашему киргизскому порядку». Александр I утвердил решение Комитета от 5 августа 1825 г.

В 1834 г. В.А. Перовский оборудовал Мово-Александровское укрепление на северо-западном побережье Каспийского моря. Он начал строить усиленную линию между Орском и Троицком, выгоняя при этом казахов с их пастбищ. Эта политика царя вызывала большое недовольство казахского населения. В 1837 году казахский народ выступил против России. Это восстание привело к решению идти на Хиву. 14 февраля В.А. Перовский выступил из Оренбурга со своим отрядом численностью более 5000 человек, двумя орудиями и тысячами верблюдов. Но они не смогли обезопасить границы Хивинского ханства и, потеряв большую часть своих людей и верблюдов, вынуждены были отступить. Алла-кули-хан впоследствии освободил часть русских пленников и отправил их для заключения торгового договора с Россией. В результате слабого похода на Хиву правительство царской России приняло решение вести с ханством дипломатические отношения.

Послов отправили в Хиву и Бухару, но дипломатические маневры не дали длительного мира. В 1847 г. царские войска двинулись из Оренбурга и Западной Сибири к хивинской границе. Однако Крымская война вынудила Россию отложить экспансию в Закаспийскую область. Перед решающим тотальным наступлением на ханство возникли разногласия между министерствами обороны и внешней торговли. Д.А. Малютин, министр обороны, поддержал действия в Средней Азии, но вице-канцлер Корчаков настаивал на осторожности, опасаясь того, как действия могут повлиять на англо-российские отношения. За территорией между Амударьей и Сырдарьей внимательно следила не только Россия, но и Англия, собственные агрессивные планы которой по захвату региона прикрывались протестами о безопасности Индии. Таким образом, ханство стало ареной соперничества между Англией и Россией. Министр финансов поддержал идею Горчакова и отверг немедленные наступательные действия; однако Д. А. Малютин в итоге выиграл спор.

В 1864 году военные силы из России начали наступление на Коканд и Бухару. Эти ханства были ослаблены в результате усилившихся войн и не имели подготовленных войск. Они терпели поражение за поражением.
К 1868 г. была оккупирована значительная часть Коканда и Бухары. В этот период независимой оставалась только Хива. Но его судьба уже была решена. Царь попытался «открыть» Хиву для русских предпринимателей. В 1867 г. было организовано Туркестанское генерал-губернаторство по Сырдарьинской и Семериченской областям, а К.Ф. Кауфман был назначен первым генерал-губернатором Туркестана.
Прибыв в Туркестан, он отправил хивинскому хану письмо, в котором выразил надежду на установление дружеских отношений. Но хан не проявлял заинтересованности в расширении экономических и политических отношений со своим могущественным соседом. Когда он не ответил, осенью 1863 года было передано новое письмо, в более резких тонах и с намеком на подобную судьбу той, которая постигла бухарцев и кокандцев, которых теперь «заставили жить в мире» и поддерживать « хорошие отношения с соседями».

Какими бы дипломатичными ни были усилия генерал-губернатора, хан Хивы не ответил им взаимностью. Таким образом, К.П. Кауфман готовился к походу на Хиву. Идея получила поддержку Н. А. Крияновского, оренбургского генерал-губернатора и депутата Кавказа. Первоначальный десант Кавказского военного отряда во главе с полковником Г. Столетовым высадился на западном побережье Каспийского моря в районе Красноводского залива. Там они построили город Красноводск, который должен был стать плацдармом для будущих нападений на Хиву с запада. В начале 1870 г. К.П. Кауфман начал подготовку к открытому походу на Хиву; однако под давлением Министерства иностранных дел специальное собрание решило, что марш нецелесообразен. В январе 1871 г. К.П. Кауфман получил приказ укрепить устье Ирекбея на пути к Хивинскому ханству. Одновременно создавался круг вокруг Хивинского ханства. Тем временем генерал-губернатор продолжал оказывать дипломатическое давление на Мухаммад Рахим-хана II, требуя от него открыть Хиву для русской торговли и не облагать налогом казахские племена, принявшие русское подданство.

Но хивинские правители отказались от этих требований и выдвинули свои требования: Россия не должна ликвидировать независимое Хивинское ханство, проводя свою среднеазиатскую политику.

После завоевания Ташкента и Самарканда, заключения договоров с Кокандским и Бухарским ханствами Россия обратила внимание на Хиву, ставшую убежищем для всех противников Российской империи. Понимая это, хан Хивинского ханства попытался наладить переговоры с Петербургом в обход Туркестанского генерал-губернатора. В то же время хан отправил второго посла к генерал-губернатору Кавказа. Однако все его попытки оказались тщетными.

Хан послал также посла к вице-канцлеру Индии, который принял его; но переговоры не дали результатов. До ноября военное ведомство России не имело возможности разработать стратегию в Средней Азии из-за продолжающегося соперничества с Англией. Теперь судьба хивинского хана была решена.

23 февраля 1872 г. на особом совещании, созванном под председательством Министерства обороны, Туркестанский и Оренбургский генерал-губернаторы и начальник штаба азиатских дел доработали свои планы. Пришлось, как решили, принудить Хиву к рукам. Был составлен план военных действий. Руководители военной экспедиции не для того, чтобы присоединить Хиву к русским владениям, а просто для того, чтобы подчинить ее требованиям России, дали К.П. Кауфман. Кауфман не был доволен этим приказом и перед началом похода в 1872 году написал письмо в Министерство обороны, в котором указывал, что «последние приказы о Хиве компрометируют меня перед этими ханами».

Все попытки генерал-губернатора добиться разрешения на присоединение Хивы к России
Правительство отвергло Империю. Объяснялось, что Россия не хочет обострять дипломатические отношения с Англией.

Не «удерживая» Хивинское ханство, правительство хотело показать, что у него нет никаких агрессивных целей, кроме «изоляции» Хивинского ханства. 12 декабря 1872 г. Александр II утвердил это решение. В своем отчете Милютин писал: «пунктом плана операции, определенного соглашением Министерства обороны и начальников областей, является наступление на Хивинское ханство с двух сторон: с востока туркестанскими войсками и с востока. на запад совместным отрядом Оренбургских и Кавказских вооруженных сил».

В этот период жизнь в Хивинском ханстве была крайне тяжелой. Духовенство и феодальные вожди ханства во главе с Матмуратом требовали от Мухаммада Рахим-хана II решительных действий против России; однако купеческие, торгово-ремесленные слои Хивы, заинтересованные в развитии экономических отношений с Россией, занимали противоположную позицию. Они стремились к мирному урегулированию русско-хивинских отношений.

Матмурат был более убедителен, и Хива начала готовиться к войне. В феврале 1873 г. войска из Оренбурга, Орска и Уральска во главе с ген. Веревкин двинулся на Хиву. В марте к Хиве двинулся еще один отряд из Джизака и Казалинска во главе с генералом Головачевым. Генерал-губернатор К.П. Кауфман тоже был в этом отряде. В марте и апреле того же года к походу присоединились еще два отряда из Красноводска и Мангышлака. Затем к отряду с Мангышлака в мае присоединились войска из Веревкина. Отряд из Красноводска не смог перейти границу ханства из-за нехватки воды и плохого планирования, тем не менее царская Россия направила против Хивы войско в составе 13 000 человек и 56 орудий.

Хивинский хан и его приближенные считали ханство и Амударью недоступными из Кызыл-кумов (Туркестана), поэтому полностью обустроены были только крепости в северной части страны, частично Ак-Калия и озеро Дау -Кари. Но ни на западных, ни на северных границах ханства оборонительных крепостей не было; внешние войны и внутренняя политика ослабили вооруженные силы страны.

Основу сил обороны составляли наукарги, формировавшиеся из членов народного ополчения, туркменские всадники, использовавшиеся в годы войны, каждый вооруженный и снаряженный для защиты одного участка сельскохозяйственных угодий площадью тридцать-пятьдесят гербовых накидок . Такие земли назывались атлыг, от слов отс (конь) и атлилг (всадник) и освобождались от государственного налога в обмен на воинскую повинность.
К.П. Кауфман и Веревкин уже вышли на границу ханства, не встретив серьезного сопротивления, и к концу мая вышли к стенам его столицы. Хивинский наукарг оказал сопротивление войскам Веревкина. В ответ Веревкин яростно атаковал Хиву. 28 мая хан в сопровождении Матмурата и еще с десяток туркмен покинул Хиву. В это время ханом был объявлен младший брат Мухаммада Рахима, Атаджан Тура, а регентом – эмир ал-Умар. Но хивинцы не пустили настоящего хана в город. Пока Хива изо всех сил пыталась найти правителя, некоторые фракции вели переговоры с русскими. Генерал Веревкин, желая отличиться в бою, использовал высвобожденное задержкой время, чтобы спланировать драматический захват Хивы штурмом, разбив ворота гранатой, генерал действовал так, как будто его войска были заняты боями за город. Затем, когда отряд К.П. Кауфман построился в колонну, его войска были уже на противоположном конце города и вели торжественный марш к городу. Таким образом, ?.?. Веревкин мог утверждать, что он был завоевателем Хивы, и его войска могли пожинать плоды за это.

В 2 часа 28 мая воссоединившиеся царские войска вошли в Хазараспские ворота и генерал К.П. Кауфман потребовал от хана реформ, пообещав ему оставить его у власти.

Русские обратились к покорению туркменского ханства. Затем, первого июня, Атаджан-Тура написал письмо настоящему хансеиду Мухаммаду Рахиму 11 , вкупе с приказом Кауфмана. Его попросили вернуться в Хиву и сохранить свой трон. Получив грамоту и «заверив, что русские его не убьют и не отправят в Сибирь», гологоловый хан решил подчиниться царским войскам. Он прибыл в сопровождении своего младшего брата Мурад-Тура, дивана Матмурада и других членов правящей верхушки. Кауфман принял его «как непокрытую голову Российской империи».

Еще до конца лета Кауфман навязал Хану договор и учредил правящий совет. Хивинский хан был вынужден согласиться отказаться от всяких сношений с соседними владениями или ханствами, не заключать договоров о торговле и других пактов, не испросив предварительно разрешения у высшей русской власти в Средней Азии. Более того, хан не хотел вести никаких военных действий. Это давало русской администрации контроль не только над всеми действиями хана, но и над внутренними делами ханства. В договоре были определены и границы ханства: Хива владела правым берегом Амударьи, а хан должен был компенсировать все потери и наградить бывших помещиков землями на левом берегу реки. В соответствии с договором «Пароходам и другим судам из России, как казенным, так и частным, дается разрешение на свободное плавание по Амударье». Корабли из Хивы и Бухары имели право плавать по Амударье только с разрешения высшей русской власти в Средней Азии. Эта серия статей предусматривала политическое подчинение ханства для защиты преимуществ и привилегий русских купцов и промышленников. Этот аспект договора вызвал большое недовольство могущественных торговцев Хивы, которые заставили хана потребовать пересмотра некоторых статей договора.

Завоевание Хивы открыло ханство для русских; в договоре говорилось: «Русские купцы и караваны могут свободно ездить в ханстве и пользоваться покровительством местного самоуправления. Хан будет отвечать за охрану караванов и складов». Русское купечество было освобождено от всякого рода повинностей и наделено правом свободного проезда и торговли. Для надзора за торговлей и коммерцией хивинцам было дано право иметь своих агентов (караван-баши). О торговых спорах: Хивинское ханство обязано исследовать жалобы и претензии русского гражданина и, если они обоснованны, удостоверить их». В случае иска между русским и хивинским подданным, если они находились на территории ханства, дело подлежало рассмотрению даже русскому чиновнику. Правительству хана было приказано взять на себя другую судебную роль по делам, касающимся русских. Например, за преступления против русского подданного на территории ханства «правительство хана обязано схватить его и передать ближайшему русскому чиновнику».

Наконец, согласно договору, Хивинское ханство должно было оплатить расходы, связанные с походом на Хиву. Кандиманский договор явился результатом открытой агрессии и колониальной политики царского самодержавия. Однако следует отметить, что ханство и его столица извлекали выгоду из порядка экономической жизни и безопасности торговли, чему способствовало объединение всей территории в интегрированные экономические отношения.

Захват ханства Россией способствовал развитию местного производства. Железные дороги, построенные в Туркестане, связывали важные рынки сбыта и с экономической точки зрения играли важную роль для региона. Укрепилась роль Хивы как торгового города. Своей современной общественной жизнью город привлекал людей из заброшенных и запущенных районов, знакомил их с образованием и культурой. Это подняло их от патриархальной зависимости и предрассудков предков, предъявив им новые требования и привычки, связанные с городской жизнью. Таким образом, развитие Хивы было неразрывно связано с расширением ее торгово-транспортных операций; на рубеже веков в Хиве действовало пять крупных и одиннадцать средних русских фирм. Было шесть хлопкоочистительных заводов (три из которых принадлежали местным купцам), один караван-сарай, четырнадцать продовольственных и специализированных магазинов, другие магазины, принадлежащие местным купцам, склад и транспортная контора, Западное общество дружбы. Большинство промышленных предприятий принадлежало русским, но были и местные промышленники, такие как: Аллаберганов, Ал-лакулов, Аминов, Куржанниязов, брат Баклавас, Самандаров и другие. Значительно развита была и отечественная промышленность. Насчитывалось около шестидесяти различных видов рукоделия. Город был известен своими мастерами-ювелирами, медниками, резчиками по дереву и камню, кожевниками и портными. Ремесленники были производителями и в то же время маклерами собственного производства. Дуканы (лавки) многих ремесленников служили мастерскими.

В Хиве располагалась крупная ткацкая фабрика (кархана). Здесь использовался наемный труд, насчитывавший около тридцати одного ткача шелка в пяти дуканах. В Хиве также располагались крупные красильные и маслобойные заводы. Значительно изменился образ жизни ремесленников. Ремесленники, работавшие по ночам, вместо фитильного света стали использовать масляные лампы. В пошиве использовались швейные машины, известные как «Зингеры». Применяемое в производстве новое оборудование сыграло положительную роль в развитии ремесленничества и производительности труда.

В Хиву прибыли

европейских ремесленников, открыв новые мастерские с новым оборудованием.

Хивинские базары продолжали играть важную роль в экономической жизни ханства. Была организована оптовая торговля (особенно для производства хлопка). Были склады для товаров из России. Закаспийская железная дорога открыла новые горизонты торговли. Торговля с Россией росла. Российские производители присылают различные виды набивного хлопка фирм Кокушкина, Коновалова, Соколова, Богомасова, Шереметева и полотна из Миндавска. Платки Якунчикова пользовались большим спросом на рынке Хивы, в девятнадцатом веке Хива уже утвердилась как промышленный торговый центр. Город имел торговые отношения с Бухарой, Туркестаном, Перси и Афганистаном, импортные товары включали индиго, фарфор, всевозможные ткани, шелк, бумагу, лекарственные вещества, чай, кукурузу, ароматизаторы, рис, скот, золотые и серебряные слитки, пряности, свежие фрукты, сухофрукты, сахар и другие предметы. В начале ХХ века количество крупных промышленно-торговых фирм постепенно увеличивалось. В 1900, было около двенадцати фирм; в 1910 году это число выросло до двадцати; в 1913 г. насчитывалось двадцать две фирмы с годовым оборотом 3—20 млн руб. В ханстве стали активизироваться русские банки.
Спрос на грамотность и светскую науку возрастал с экономическим развитием и ростом буржуазного общества. С 1880-х годов интерес к образованию возрастал. По приглашению известного государственного деятеля Палвана Мирза баши (Комил Хорезми) открылись русские школы коренных народов. Русские учителя обучали детей арифметике, русской и всемирной истории. Учителя-мусульмане преподавали программу мактаб. Начальные школы Мактаб работали при мечетях, и здесь имамы учили детей известным людям, арабскому алфавиту и чтению Корана. Продолжительность этого образования составляла восемь лет.

Некоторые ученики получили среднее и высшее образование. Образование в медресе включало теологию и арабскую грамматику, мусульманскую философию, схоластическое право, арифметику и геометрию. Только в Хиве насчитывалось около 120 медресе, 63 карханы. В мактабах и медресе обучались только мальчики. Жены имамов и учителей организовывали домашние школы для девочек из благополучных семей. Их учили читать арабский алфавит и Коран. Влияние духовенства на культурную жизнь Хивы было очень значительным. Хива и Бухара были центрами мусульманского богословия. Мечетей (мечетей) было девяносто четыре.

Эхо событий младотурецкой революции (1905-1907 гг.) прокатилось по Хивинскому ханству. Усилились разговоры о реформировании страны, путях демократии и социального прогресса. Началось реформаторское движение, получившее название джадидизм (от арабского усули-джадид, новый метод). Руководителем хивинских джадиди был Ислам-ходжи. Джадиди представлял собой попытку либеральной буржуазии сменить правительство Хивы путем реформ. Они не критиковали ни ислам, ни шариат, а требовали лишь введения некоторых нововведений в испытывающую трудности систему образования и уделения большего внимания некоторым аспектам светского образования. Хивинские буржуа также хотели остановить переселение русских крестьян в ханство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *