Мир ислама. Омеяйды и Аббасиды. Распад халифата
1. Арабские завоевания.
1. Сравните размеры Арабского халифата и Византийской империи при Юстиниане I. Какие земли перешли из власти императоров под власть халифов?
Размеры Арабского халифата значительно больше размеров Византийской империи при Юстиниане. От императоров к власти халифов перешли территория современной Испании (Пиренейский полуостров), Северная Африка, Египет, Сирия, Палестина.
2. Чем объясняются различия в отношении властей к разным религиозным группам?
Мусульмане боролись с язычниками, как с неверными, но с большой терпимостью относились к сторонникам религий, признающих Единого Бога, — иудаизма и христианства. Мухаммад говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинным иудаизму и христианству, но подтверждает их. Христиане и иудеи должны были платить подати, но мусульмане их не преследовали и насильно в ислам не обращали.
2. Омеяйды и Аббасиды.
Предположите, почему халифы из династии Аббасидов предоставили высокие должности людям из покорённых народов?
Я считаю, что таким образом халифы из династии Аббасидов хотели получить поддержку со стороны местного населения и предотвратить выступлений против власти халифа.
3. Распад халифата.
Каковы причины распада Арабского халифата? Можно ли было его предотвратить, если бы Аббасиды продолжали политику Омейядов?
Я считаю, что причиной распада Арабского халифата был его большой размер и слишком большое разнообразие входящих в него народов. Нет, сдержать процесс развала арабского халифата нельзя было ни силой, как при Омейядов, ни уступками, как при Аббасидах. Это был естественный процесс.
4. Культура мусульманского мира.
1. Объясните причины расцвета научных знаний в Арабском халифате.
Причиной расцвета научных знаний в Арабском халифате стало то, что арабы завоевали многие древние народы, которые уже создали высокие культуры. Мусульмане переняли из научных знаний византийцев и иранцев. Раньше всего они заинтересовались медициной и астрономией. Но вскоре дошла очередь и до других наук, например философии.
В IX в. в Багдаде возник «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»), в котором делались переводы на арабский язык лучших греческих, иранских, сирийских и еврейских книг. Греческая философия сильно повлияла на мусульманское богословие, а римское право воздействовало на мусульманское право – шариат.
2. С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об одном из памятников мусульманской культуры.
Аль-Масджид ан-Набави – мечеть в Медине, являющаяся второй святыней в исламе после Заповедной мечети в Мекке.
Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Купол Пророка) расположена могила Мухаммада. Точная дата возведения купола неизвестна, но его описание можно найти в манускриптах начала XII века. Первые два мусульманских халифа Абу Бакр и Умар также похоронены в мечети.
После Хиджры Мухаммад поселился в Ясрибе (названном позже Мединой) в доме, на месте которого позже начал возведение мечети, сам принимал участие в работах. Принцип планировки этого здания был принят для других мечетей во всем мире. В сооружении были заложены основные элементы композиции колонной мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала, ориентированного первоначально к Иерусалиму, а позднее – к Мекке, признанной главным священным городом мусульман. Мечеть также служила помещением для проведения культурных и общественных мероприятий, судом и религиозной школой.
5. Арабы меняют мир.
Как вы можете объяснить выражение «мир ислама»?
Мир ислама – это земли, на которых распространился ислам и была сформирована своя особенная культура и традиции. Весь Ближний Восток, Иран и Средняя Азия превратились в оплот ислама.
Вопросы в конце параграфа:
1. Каковы причины арабских завоеваний?
Причиной арабских завоеваний было желание захватить новые территории для расселения и распространения ислама. Этому способствовало понятие джихада – борьбы с собой и с язычниками в процессе распространения ислама. В своих завоеваниях арабы были уверены, что несут истинную веру.
2. Почему арабов считают наследниками античной культуры? Что они сами привнесли в мировую культуру?
Потому что завоеватели-арабы подчинили себе земли многих древних народов, давно уже создавших высокие культуры. Арабы стали строить новые города. Очень быстро арабы восприняли многие черты ближневосточного образа жизни – одежду, кухню, любовь к мытью в банях и страсть к музыке, танцам, состязаниям поэтов.
Особенно много мусульмане переняли из научных знаний византийцев и иранцев. Раньше всего они заинтересовались медициной и астрономией. Но вскоре дошла очередь и до других наук, например философии.
В IX в. в Багдаде возник «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»), в котором делались переводы на арабский язык лучших греческих, иранских, сирийских и еврейских книг. Греческая философия сильно повлияла на мусульманское богословие, а римское право воздействовало на мусульманское право – шариат.
В халифате появились выдающиеся философы, астрономы, медики, математики, географы. В медресе – мусульманских высших школах, занимались сотни учеников. Знания арабских учёных о природе намного превосходили познания европейцев того времени. Многие христиане из Европы учились у арабских мудрецов.
Мусульмане ценили не только знания, но и красоту. Они строили прекрасные мечети, медресе и дворцы. Бани и дома знати украшались мозаиками с военными и охотничьими сценами, страницы книг – миниатюрами.
Выдающихся успехов мусульмане достигли в каллиграфии – искусстве письма. Ведь они считали, что пытаться изображать самого Бога – кощунство, зато начертать слово Бога – дело благочестивое. Арабы и иранцы выработали множество красивых почерков. Священными надписями украшали храмы, посуду, ткани, оружие – едва ли не всё, что окружало людей.
Вопросы к дополнительному материалу
1. Покажите на примере судьбы Авиценны, от каких обстоятельств могла решающим образом зависеть судьба восточного учёного.
Судьба восточного ученого зависела напрямую от случая. Авиценне повезло – он помог эмиру, а тот его допустил к библиотеке.
2. Предположите, каким образом труды греческих и римских учёных смогли оказаться доступны бухарцу Авиценне.
Во время арабских завоеваний многие труды античных ученых были вывезены из территорий, ранее принадлежащих Римской империи, попали в восточные библиотеки и стали доступны восточным ученым.
Trojden | Мир Ислама: Бойцов М.
А.1. Арабские завоевания. Ещё при жизни Мухаммада у мусульман возникло понятие джихад (усилие). Оно понималось нередко как чисто духовное «усилие» самосовершенствования, но порой и как военное «усилие» в борьбе с язычниками и в распространении ислама. Идея военного джихада укрепляла боевой дух арабских армий.
Вскоре после смерти Мухаммада арабы атаковали Византию и Иран. Воинственные арабы жаждали подтвердить правоту своей веры военными победами. К тому же они были уверены, что несут народам свет истинной религии. И Иран, и Византия были обескровлены многолетними войнами друг против друга и не смогли оказать серьёзного сопротивления неожиданному противнику. Сасанидское царство в Иране рухнуло под натиском мусульман. Арабы захватили не только Иран, они прорвались в Северную Индию и Среднюю Азию.
Арабский халифат во время своего наи высшего подъёма
Мечеть Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме. X в.
Мечеть поставлена примерно на том месте, где некогда стоял храм царя Соломона.
Какие ещё святыни разных религий известны вам в Иерусалиме?
Столь же стремительно арабы заняли почти две трети византийских земель — Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. Арабская конница проникла даже на Балканский полуостров. Одно время арабы каждое лето осаждали Константинополь с моря и суши.
В 711 г. конница арабов и принявших ислам кочевников-бербёров переправилась через Гибралтарский пролив и вторглась на Пиренейский полуостров. Они разгромили войско правивших там вестготских королей и захватили Испанию. Теперь власть халифов простиралась от Средней Азии и Индии на востоке до Пиренейских гор на западе. Арабы пытались продолжить свои завоевания в Европе и севернее Пиренеев, но там их в 732 г. остановили франки.
Спустя почти 20 лет, в 751 г., на другом конце света, в Средней Азии, в долине реки Талас, арабы сразились с войском китайского императора.
Хотя арабы и победили, у них уже не было больше сил продолжать свои завоевания. Расширению халифата был положен предел.В завоёванных странах мусульмане боролись с язычниками, но с большой терпимостью относились к сторонникам религий, признающих Единого Бога, — иудаизма и христианства. Мухаммад говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинным иудаизму и христианству, но подтверждает их. Христиане и иудеи должны были платить подати, но мусульмане их не преследовали и насильно в ислам не обращали.
1. Сравните размеры Арабского халифата и Византийской империи при Юстиниане I. Какие земли перешли из власти императоров под власть халифов?
2. Чем объясняются различия в отношении властей к разным религиозным группам?
2. Омейяды и Аббасиды. Большинство завоеваний было совершено, когда арабами правили халифы-сунниты из династии Омейядов. Омейяды сделали своей столицей город Дамаск в завоёванной ими Сирии. Будучи правоверными суннитами, Омейяды преследовали и изгоняли из халифата шиитов.
В 750 г. Омейядов сверг род Аббасидов — потомков Аббаса, дяди Мухаммада. Аббасиды основали Багдад и перенесли туда столицу халифата. Аббасиды открыли широкий доступ к придворным и военным должностям многим людям из покорённых народов — иранцам, евреям, сирийцам. Даже войско халифа состояло теперь не столько из ополчения арабских племён, как раньше, сколько из отрядов разноплемённых наёмников.
Аббасиды утратили страсть к завоеваниям и стали уделять большое внимание развитию знаний и искусств. Двор Аббасидов в Багдаде прославился богатством, роскошью и учёностью.
Предположите, почему халифы из династии Аббасидов предоставили высокие должности людям из покорённых народов?
3. Распад халифата. Именно при Аббасидах огромный Арабский халифат начал стремительно распадаться. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей. Со временем халиф мог действительно править только округой Багдада, хотя и продолжал считаться первым из всех мусульманских владык.
Халифат распался на эмираты с эмирами во главе. Так, на крайнем западе, на Пиренейском полуострове, возник эмират с центром в Кордове. Кордовский эмират на протяжении нескольких веков вёл войны с христианскими государями, стремившимися вытеснить арабов из Европы.
На другом конце мусульманского мира, в Средней Азии, в течение века (с конца IX по конец X в.) процветал иранский эмират Саманидов. Саманиды держали под контролем важный перекрёсток Великого шёлкового пути, что приносило им немалые богатства. Столица Саманидов, Священная Бухара, соперничала по красоте с Дамаском и Багдадом и была одним из важнейших центров мусульманской науки и культуры.
Мечеть Ибн Тулуна в Каире. IX в.
Эта мечеть была построена в Египте по велению наместника халифа из династии Аббасидов.
Каковы причины распада Арабского халифата? Можно ли было его предотвратить, если бы Аббасиды продолжали политику Омейядов?
4. Культура мусульманского мира. Завоеватели-арабы подчинили себе земли многих древних народов, давно уже создавших высокие культуры. Именно на основе их достижений в Сирии, Египте и Междуречье начала складываться собственная мусульманская культура.
Арабы стали строить новые города. Очень быстро арабы восприняли многие черты ближневосточного образа жизни — одежду, кухню, любовь к мытью в банях и страсть к музыке, танцам, состязаниям поэтов.
Особенно много мусульмане переняли из научных знаний византийцев и иранцев. Раньше всего они заинтересовались медициной и астрономией. Но вскоре дошла очередь и до других наук, например философии.
В IX в. в Багдаде возник «Байт ал-хйкма» («Дом мудрости»), в котором делались переводы на арабский язык лучших греческих, иранских, сирийских и еврейских книг. Греческая философия сильно повлияла на мусульманское богословие, а римское право воздействовало на мусульманское право — шариат.
Мавзолей Саманидов в Бухаре. Х в.
Динар — арабская золотая монета
В халифате появились выдающиеся философы, астрономы, медики, математики, географы.
В медресе — мусульманских высших школах, занимались сотни учеников. Знания арабских учёных о природе намного превосходили познания европейцев того времени. Многие христиане из Европы учились у арабских мудрецов (см. на с. 47).
Мусульмане ценили не только знания, но и красоту. Они строили прекрасные мечети, медресе и дворцы. Бани и дома знати украшались мозаиками с военными и охотничьими сценами, страницы книг — миниатюрами.
Выдающихся успехов мусульмане достигли в каллиграфии — искусстве письма. Ведь они считали, что пытаться изображать самого Бога — кощунство, зато начертать слово
«Лес колони» в мечети города Кордовы (Испания). X в.
Какое впечатление должен был произвести этот «лес» на человека, пришедшего в мечеть? Одинаковы ли эти колонны? Были ли они сделаны специально для мечети или же её строители использовали их вторично? Если вам кажется верным второе, то откуда могли эти колонны взяться?
1. Библиотека при медресе. Миниатюра. XIII в.
В мусульманских библиотеках рукописи хранились не на полках, а в специальных нишах. Сочинения на близкие темы выстраивались не в ряд, а одно над другим.
2. Мусульманские астрономы и географы. Миниатюра. XI в.
Бога — дело благочестивое. Арабы и иранцы выработали множество красивых почерков. Священными надписями украшали храмы, посуду, ткани, оружие — едва ли не всё, что окружало людей.
1. Объясните причины расцвета научных знаний в Арабском халифате.
2. С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об одном из памятников мусульманской культуры.
5. Арабы меняют мир. Ислам, эта новая мировая религия, и созданное арабами огромное, хотя и непрочное, государство изменили весь мир Средиземноморья. Отныне он разделился на христианскую и мусульманскую части, то мирно взаимодействовавшие, то соперничавшие, а то и вступавшие в жестокие столкновения друг с другом. Весь Ближний Восток, Иран и Средняя Азия превратились в оплот ислама.
Изображение Вселенной. Миниатюра из мусульманского трактата. XII в.
Уже в IX в. в Багдаде построили обсерваторию. Впоследствии наблюдения за звёздным небом проводили в разных частях мусульманского мира.
Арабская карта мира. X в.
Сравните арабскую карту мира с современной. Чем объяснить их различие?
Как вы можете объяснить выражение «мир ислама»?
1. Каковы причины арабских завоеваний?
2. Почему арабов считают наследниками античной культуры? Что они сами привнесли в мировую культуру?
АВИЦЕННА
В исламском мире было много великих мудрецов и учёных. Но едва ли не самым известным из них стал бухарец Абу Али Ибн Сина (980—1037), которого европейцы знали под именем Авиценна.
Уже в юности Ибн Сина сумел вылечить бухарского эмира, и в благодарность тот распахнул перед юным врачом двери знаменитой библиотеки Саманидов. Многолетние занятия в её стенах превратили способного юношу в великого мудреца.
Сочинение Авиценны «Канон», в котором он обобщил античные и восточные знания по медицине, было уже в XI в. переведено на латинский язык. Вплоть до XVII в. этот труд был настольной книгой для европейских врачей.
После гибели Саманидского эмирата Авиценна много скитался, но до конца жизни так и не смог найти себе пристанища. Учёный удручённо восклицал:
Прославился я, но нет мне в мире места,
Вздорожало знание моё, но нет покупателя!
1. Покажите на примере судьбы Авиценны, от каких обстоятельств могла решающим образом зависеть судьба восточного учёного.
2. Предположите, каким образом труды греческих и римских учёных смогли оказаться доступны бухарцу Авиценне.
Вопросы и задания к главе 2
1. Почему переселения германских племён, распространение ислама и арабские завоевания стали событиями всемирно-исторического значения?
2. Какой оказалась судьба Римской империи и римской цивилизации в эпоху Великого переселения народов и рождения ислама?
3. Какая роль оказалась отведена римской культуре в Византии и на территориях, занятых германцами и мусульманами?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
АВИЦЕННА II. Биография – Encyclopaedia Iranica
АВИЦЕННА
ii. Биография
Источники . Биография Авиценны представляет собой парадокс: хотя для ее изучения доступно больше материала, чем в среднем для мусульманского ученого его уровня, она получила мало критического внимания. Само существование автобиографии и биографии Джузжани, пересказанных, перефразированных и дополненных, по-видимому, с самого начала препятствовало дальнейшему поиску дополнительных источников и критическому анализу имеющихся. Оценка, впервые сделанная Эбн Аби Осайбеей в середине 7-го/13-го веков, была верна с тех пор как для мусульманских, так и для западных ученых: Авиценна «упомянул свои личные обстоятельства и описал свою собственную жизнь таким образом, что это избавляет других от повторного ее описания. ( Кетаб оюн аль-анбах фи табакат аль-атебба , изд. А. Мюллер, Каир, 1882-84, II, с. 2).
Всестороннее и критическое исследование жизни Авиценны должно опираться на следующие четыре категории источников:
1. Комплекс автобиографии/биографии, его редакции и производные. Автобиография Авиценны охватывает период от его рождения до встречи с Абу Обейдом Абд-аль-Вахедом Джузджани, его учеником и постоянным спутником. Джузджани записал автобиографию (либо под диктовку, согласно Ибн аль-Кефти, Tahrīḵ al-ḥokamāʾ , изд. Дж. Липперт, Лейпциг, 1903, с. 413, или из черновика, первоначально написанного Авиценной), и приложил к нему биографию, охватывающую остальную часть жизни Авиценны. Этот объединенный оригинальный документ на арабском языке существует как минимум в двух редакциях. Один из них включен в рассказы об Авиценне Ибн аль-Кефти (стр. 413–426) и Ибн Аби Осайбеа (II, стр. 2–9), а другой существует независимо в различных рукописях, в некоторых из которых он также упоминается. учитывая персидский титул, Sargoḏašt . Отношение двух редакций к тексту Джузджани и друг к другу не совсем ясно. У. Э. Гольман, редактор Sargoḏašt , склонен думать, что он ближе к оригиналу (Gohlman, The Life of Ibn Sina , p. 6).
Издание автобиографии/биографии Джузьяни является единственным источником всех последующих рассказов о жизни Авиценны. Нет никаких указаний на то, что когда-либо существовала первоначальная соперничающая биография, и все более поздние пересказы просто повторяют рассказ Юзьяни с разной степенью верности его (и Авиценны) формулировкам. Эти пересказы различаются только различными деталями, которые они вводят, но подлинность которых должна быть доказана в каждом случае, прежде чем их можно будет принять. Еще при жизни Авиценна добился большой славы или дурной славы (в зависимости от точки зрения зрителя), и рассказы о нем, имеющие в основном агиографическое или демонографическое содержание, несомненно, начали циркулировать вскоре после его смерти. Эта тенденция продолжалась до тех пор, пока более поздняя народная традиция не сделала его либо святым и мистиком, либо магом.
Наиболее важным пересказом автобиографии/биографии, который иногда ошибочно считают независимым источником, является пересказ Захир-ад-дина Абу’л-Хасана Байхаки в Tatemmat ṣewān al-ḥekma . Байхаки переделывает автобиографию от третьего лица, слегка перефразируя биографию, опуская некоторые детали, в основном библиографического характера, и добавляя некоторые другие. Эти дополнения, которые в издании Шафиха (Лахор, 1935) для удобства заключены в двойные скобки, встречаются в основном в автобиографической части и носят информативный характер (указываются имена упомянутых личностей, отсылка к историческим событиям), библиографический (отчет о судьбе некоторые из утерянных книг Авиценны), клеветнические (обвиняют Авиценну в том, что он был первым философом, который предавался вину и сексу, а также в частых королевских дворах) и анекдотические (например, история сестры Алах-ад-Даула и газневидского султана Масуда, стр. 55-56 и Авиценна и юноша из Рея, стр. 59.-61). За исключением библиографических отчетов о сохранившихся некоторых книгах Авиценны, не так много этой дополнительной информации можно принять за чистую монету. Беспричинные комментарии Байхаки по поводу предполагаемого разврата Авиценны, его произвольные экстраполяции на основе имеющегося материала, такие как упоминание о том, что Авиценна использовал для изучения Rasā’el Eḵwān al-Ṣafāʾ , и анекдотический материал заслуживают небольшого доверия; но даже сведения об именах некоторых личностей должны подвергаться сомнению. Нет причин, по которым имена матери Авиценны и зеленщика, у которого Авиценна в детстве научился арифметике, должны были сохраняться в неизменном виде или вообще сохраняться более 150 лет до времен Байхаки. Такая информация, даже если она сохранилась устно в народной традиции, легко поддается фальсификации.
Аналогичная критика должна быть применена ко всем деталям, добавленным в производные издания автобиографии/биографии Джузьяни. Эти производные являются отчетами о жизни Авиценны последующими биографами, от Эбна-Аллекана ( Вафайат аль-Аган ) и Шаразури ( Ножат аль-Арвах ) Эбн аль-Имад ( šarāarath Al-ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ ḏ chan al-amād ( usharḏartahah ). Хабиб аль-сиар и Достур аль-возарах ).
В рукописной традиции издания Джузжани также обнаружены наслоения и загрязнения из различных источников. В одном случае редакция у Эбн аль-Кефти/Эбн Аби Осайбеа загрязнена версией Байхаки в Венском манускрипте Ar. Микс. 866, 8 (Х. Лебенштейн, Каталог арабских руководств федеральной национальной библиотеки , Вена, 1970, с. 212, нет. 2430).
2. Частные сочинения Авиценны и его учеников. Они представляют собой надежный источник многочисленных подробностей жизни Авиценны. Они состоят из его многочисленных автобиографических ссылок в прологах, эпилогах, а иногда даже в основной части его собственных произведений, его переписки и подобных сочинений его учеников, включая введение Джузьяни к Šefāʾ ( Madal , Каир, 1952, стр. 1-4). Этот материал, который практически не использовался при жизни Авиценны, частично сохранился в сборнике его Nachlass , известного под названием al-Mobāḥaṯāt , одна редакция которого была отредактирована А. Badawī ( Arestu ʿend al-ʿArab , Cairo, 1947, pp. 119-249), а частично независимо в MSS, и остается в основном неопубликованным.
3. Исторические сочинения. Как правило, в них мало информации, которую можно добавить к жизни Авиценны, но они полезны для предоставления фона для многих социальных и политических событий, упоминаемых или намекаемых в автобиографии/биографии.
4. Легендарные и житийные рассказы. Они принадлежат не собственно его биографии, а изучению трансформации его образа в народной традиции после его смерти. Это сыграло роль в рецепции его аутентичных произведений в персо- и тюркоязычных регионах исламского мира и должно изучаться как отдельная тема. Почетное место среди легендарного материала принадлежит « Чахар макала » Незами Арузи (tr. E. G. Browne, London, index, sv). Более поздние материалы см. в A. Süheyl Ünver, «Şark folklorun’da İbni Sina hakkında yaşayan ve kaybolan efsaneler», в его Ибни Сина, Хаяти ве Эсерлери Хаккинда Чалишмалар , Стамбул, 1955, стр. 62-70.
Анализ автобиографии . Для первой части жизни Авиценны нашим единственным источником информации является автобиография. Настоящая цель этого документа — философская: стремясь дать подробности о своей ранней жизни — детали, которые, в отсутствие противоположных или каких-либо других свидетельств, возможно, придется принять за чистую монету, — Авиценна дает конкретную иллюстрацию его эпистемологическая теория. Это сосредоточено на способности некоторых людей с могущественной душой приобретать разумное знание самостоятельно и без помощи учителя благодаря их склонности спонтанно натыкаться на средние термины силлогизмов.0009 ḥads (см. ниже Мистицизм: Авиценна и суфизм). Автобиография написана с точки зрения философа, который по образованию не принадлежит ни к одной школе мысли и поэтому не обязан слепо защищать ее, который установил истину своей независимой проверкой ( ḥads ) и обнаружил, что по большей части эта истина содержится в философских науках, классифицированных и переданных в аристотелевской традиции, и поэтому он в состоянии как преподавать эту более точную версию истины — или пересмотренную аристотелевскую философию — так и судить о достижениях в философии других.
По этой причине, когда автобиография сводится к самой сути, она предстает как стенограмма аристотелевских исследований и образцовая биографическая справка в перипатетической программе. Авиценна сообщает в нем в основном, что он изучал философские науки в соответствии с их классификацией в аристотелевской традиции, и что он изучал их в три последовательных этапа на все более высоких уровнях. Все остальное, что, по словам Авиценны, он изучал, изучалось не само по себе, а для изучения философских наук, с точки зрения которых это следует рассматривать. Начальные курсы Корана, литературы и арифметики являются подготовительными предметами к философским наукам. Отказ Авиценны от учения исмаилитов призван указать на то, что уже в раннем возрасте он мог отказаться, по собственному размышлению, от авторитетного знания, таклид . (Неоправданное добавление Байхаки в этот момент, что Авиценна будет читать и размышлять над Расаэлем , как уже упоминалось, вызвало много недоразумений и породило миф об исмаилитском Авиценне. Авиценна нигде не указывает, что он интересовался учением или тип мышления, который он использовал.) Его изучение feqh с ханафитским юристом Эсмаилом Захедом (ум. 402/1012) упоминается только для ссылки на метод дисциплины и для оправдания его знания и практики в аристотелевской диалектике ( как указано в Темы 8). На этом основании Авиценна может затем проанализировать вопрос «Что это такое?» и удивить своего учителя Натели. Наконец, медицина, хотя и принадлежит к канону наук греческой аристотелевской традиции, является не теоретической, а практической наукой. Поэтому оно легкое, т. е. его приобретение требует не решения силлогизмов путем нахождения средних терминов, а только чтения текстов и врачебной практики. Затем Авиценна говорит, что он изучал философские науки — логику, математику, физику, метафизику, именно в таком порядке — в три этапа: первый — сначала с Натели и, наконец, самостоятельно, второй — полностью самостоятельно и третий — в исследовательской лаборатории. уровне, в библиотеке врачей во дворце саманидского правителя.
Систематический характер изложения Авиценной фактического хода его исследований и его близкое соответствие с теоретической классификацией философских наук ставят вопрос о том, представлял ли Авиценна стилизованную автобиографию, в которой хронология событий искривлена, чтобы соответствовать теоретической классификация наук. Вопрос не может быть решен, поскольку классификация наук в аристотелевской традиции повлияла на реальную образовательную практику, которая, в свою очередь, представлена в автобиографическом изложении, воспроизводящем эту самую классификацию в целях ее популяризации. Однако точная историческая последовательность событий в исследованиях Авиценны не так важна, как точка зрения, которую автобиография намеревается сделать, как обсуждается в первом абзаце этого раздела.
Жизнь Авиценны . Бухара (370/980[?]-389/999[?]). Авиценна родился около 370/980 года и, скорее всего, на несколько лет раньше. Установить дату его рождения с большей точностью пока не удалось; однако в переданной хронологии достаточно несоответствий и противоречий, чтобы сделать традиционную дату 370/980 года довольно несостоятельной (Sellheim, Oriens , стр. 238). Он родился в Афшане, селе недалеко от Бухары. Его отец, переехавший из Балха за несколько лет до этого, был саманидским наместником близлежащего Армайана. Через несколько лет после его рождения семья переехала в Бухару. Интеллектуально активный капитал привлекал ученых, а Авиценна имел прекрасное образование. Хотя по причинам, упомянутым в предыдущем разделе, Авиценна умалчивает о своих учителях, почти наверняка он учился у большего количества ученых, чем Натели, которых он упоминает в автобиографии; имена врачей Абу Мансура Комри и Абу Сахл Масихи также упоминаются среди его учителей. Учитывая наличие учителей и библиотек, высокое положение его отца в администрации Саманидов, а также его собственное усердие и раннее развитие, Авиценна к восемнадцати годам был прекрасно обучен греческим наукам.
Авиценна начал свою профессиональную карьеру в возрасте семнадцати лет, когда он был зачислен врачом на службу к Саманиду Нуху б. Мансур (годы правления 365/976–387/997), которого он был вызван для лечения. После смерти отца через несколько лет — по хронологической последовательности событий, описанных в автобиографии, после того, как ему исполнился двадцать один год, — ему также была предоставлена административная должность, возможно, губернатора округа. Тот факт, что в автобиографии смерть его отца и его принятие на себя административных обязанностей упоминаются близко друг к другу, оправдывает предположение, что он, возможно, сменил своего отца на посту губернатора Чармайана. К относительно раннему возрасту Авиценна утвердился в своей двойной роли врача и политического администратора в профессии, которую ему предстояло практиковать при дворах различных иранских правителей, глав многочисленных государств-преемников, возникших в период распада Ирана. Аббасидская власть.
Горгандж (ок. 389/999[?]-402/1012). Авиценна оставался в Бухаре до тех пор, пока, по его словам, «необходимость призвала» его отправиться в Горгандж, в Хоразм, где он поступил на службу к Мамуниду Абу-л-Хасану Али б. Мамун (см. Аль-э Мамун). Поскольку последний правил с 387/997 по 399/1009 год, Авиценна мог переехать в Горгандж в любое время между этими двумя датами; но тот факт, что «необходимость», о которой он говорит, может быть удовлетворительно истолкован только в политических терминах, предполагает следующее. Государство Саманидов было свергнуто турецкими Караханидами, вошедшими в Бухару в 389 г./999 и взял в плен Абд-аль-Малека II, последнего эмира. Авиценна, высокопоставленный чиновник падшего государства, тесно связанный с династией Саманидов, возможно, обнаружил, что его положение, не говоря уже о его работе, трудно сохранить. Кроме того, возможно, не совсем случайно, что вскоре после падения Бухары Караханидами Эсмаил Монташер, саманидский князь, также отправился в Хоразм в поисках поддержки для политического возвращения. Авиценна мог участвовать или не участвовать в этом предприятии, но, похоже, это были события 389 г./999 и те, что сразу же последовали за ними, вызвавшие обстоятельства, которые сделали необходимым отъезд Авиценны из его родного города (ср. Люлинг, «Ein anderer Avicenna», стр. 499).
Из Горганджа в Джорджан (402/1012-403/1013). Авиценна покинул Горгандж по той же неустановленной причине — его «позвала необходимость» — и отправился на юг, в Хорасан, а затем на запад. Во время путешествия он прошел через Насу, Абивард, Тус, Саманган, Джаджарм и прибыл в Джорджан (Горган) только для того, чтобы обнаружить, что зияридский эмир Кабус б. Вошмгир, его предполагаемый покровитель, тем временем умер (зимние месяцы 403 г. / январь-март 1013 г.). Отчет Авиценны в автобиографии слишком краток, чтобы дать какие-либо намеки на причины этой одиссеи, хотя политические соображения снова кажутся единственным правдоподобным ответом. Что касается продолжительности своих путешествий, Авиценна не упоминает, что он останавливался или работал в каком-либо из этих мест, поэтому, по всей вероятности, он покинул Горгандж в 402/1012 году. В Джорджане (403/1013 — ок. 404/1014) Авиценна встретил Джузьяни. Он провел там мало времени, по-видимому, на службе у Манучехра б. Кабуса и жил в доме частного покровителя.
Рэй (ок. 404/1014-405/1015). Из Йорджана Авиценна перебрался в Рей, где поступил на службу к Буйиду Маджд-ад-Даула Ростаму и его матери Сайеде, стоящей за престолом власти. Хотя у него были с собой рекомендательные письма для своих новых работодателей, похоже, что он снова получил доступ к политической элите Джебала благодаря своим врачебным навыкам. Он лечил Маджд-ад-Даулу, который страдал черной желчной болезнью.
Хамадан (405/1015-ок. 415/1024). Авиценна оставался в Рее до тех пор, пока Буид Шамс-ад-Даула, брат Маджд-ад-Даула, не напал на город после уль-каада 405 г./апрель 1015 г. Затем он отправился в Казвин, снова по неустановленным причинам, и, наконец, прибыл. в Хамадане, куда его вызвали для лечения Шамс-ад-Даулы. Неизбежно Авиценна стал также визирем Шамс-ад-Даулы и действовал в этом качестве (с периодическими конфликтами с войсками эмира) до смерти последнего в 412/1021 году. Новый эмир, Самах-ад-Даула, попросил Авиценну остаться визирем, но «Авиценна счел нужным не оставаться в прежнем состоянии и не возобновлять те же обязанности, и считал, что это благоразумно. . . было бы спрятаться в ожидании возможности покинуть этот край» (Джузжани, Šefāʾ , Madal , p. 2). Он тайно переписывался с Какуйидом Алах-ад-даула в Исфахане по этому поводу. Суд буидов в Хамадане, и особенно Тадж-аль-молк, курдский визирь, заподозрили Авиценну в предательстве из-за этих шагов, и они арестовали и заключили его в тюрьму в замке под названием Фардажан за пределами Хамадана. Авиценна оставался в тюрьме в течение четырех месяцев, пока Алах-ад-Даула не двинулся в сторону Хамадана и не положил там правление Самах-ад-Даула (414/1023). После этих событий Авиценне, освобожденному из тюрьмы, снова предложили административную должность в Хамадане, но он отказался. Некоторое время спустя он решил переехать в Исфахан и покинул Хамадан со своим братом Джузджани и двумя рабами, одетыми как суфии.
Исфахан (ок. 415/1024-428/1037). Алах-ад-Даула принял Авиценну с почестями и оказал ему, по словам Джузджани, «уважение и почтение, которых заслуживают такие, как он». В конце концов Авиценна поселился в Исфахане и оставался на службе у Алах-ад-Даула до самой своей смерти. Он сопровождал своего господина в большинстве его кампаний и путешествий, и действительно, именно во время одного из таких путешествий в Хамадан он умер в 428/1037 году от колик после продолжительной серии выздоровлений и рецидивов. Он был похоронен в Хамадане.
Помимо его ученого образа, отличающегося беспрецедентной энергией и проницательностью, мы почти не видим характера Авиценны. Он был застенчивым вундеркиндом, профессионально успешным в раннем возрасте; также в раннем возрасте он стал постоянным изгнанником из дома, который перестал существовать; он был вынужден служить мелким правителям, большинство из которых не только не ценило его особой гениальности, но даже не считало его интеллигентом; и все же он каким-то образом остался с этими правителями и, кажется, был полон решимости по каким-то причинам избегать двора Газневидов. Комбинация этих факторов, среди многих других, может создать либо героя, либо злодея: бесполезно строить догадки до того, как будут оценены все доступные доказательства, особенно его личные сочинения. Однако несомненно одно, и это опять-таки связано с его научной сущностью: когда дело доходило до интеллектуальных вопросов, Авиценна не мог принять ни одного соперника и не отклонить ни одного вызова. Когда его упрекнули за незнание арабской лексикографии, он ответил на оскорбление тем, что выучил наизусть 9 Ажари.0009 Tahḏīb al-loḡa , подделав три послания в стиле знаменитых авторов и представив их на опознание лицу, оскорбившему его. Этот человек не смог распознать подделку. Это тоже, однако, в зависимости от окружающих обстоятельств, которых мы не знаем, может быть истолковано либо как крайняя заносчивость, либо как правильная оценка собственного достоинства, либо даже как преувеличенное чувство юмора. Авиценна-лицо едва различимо за блеском Авиценны-ума. Но для Авиценны, видевшего высшее счастье в соприкосновении человеческого интеллекта с деятельным интеллектом в доли секунды нахождения срединного члена, может быть, так оно и должно быть.
Библиография :
Единственное критическое издание арабской автобиографии/биографии в независимой редакции ( Sargoḏašt ) принадлежит У. Э. Гольману, The Life of Ibn Sina , Albany, NY, 1, 974. который содержит обращенный английский перевод, должен использоваться вместе с рецензией М. Ульманна в Der Islamic 52, 1975, стр. 148-51.
Среди научных переводов самым ранним и одним из самых точных является перевод П. Крауса «Eine arabische Biographie Avicennas», Klinische Wochenschrift 11, 1932, стр. 1880b-1882b.
Очень читаемый, но не всегда столь точный английский перевод А. Дж. Арберри был впервые опубликован в его книге Avicenna on Theology , London, 1951, pp. на стр. 117, примечание 28).
Есть также французский перевод М. Ахены и Х. Массе, Le livre de science , Paris, 1955, I, стр. 6-11, и персидский перевод Ḡ. ЧАС. Садики, Саргодашт-е Эбн Сина , Тегеран, 1331 Ш./1952.
Библиография по автобиографии/биографии обширна. Существует полезная коллекция традиционных материалов в Са’ид Нафиси, Зендаги о кар о андиша о рузгар-е пур-е Сина , Тегеран, 1333 Ш./1954.
Список западноевропейских публикаций приведен у Gohlman и дополнен Ульманом в его обзоре. Ссылки на восточноевропейские публикации можно найти у B. and S. Brentjes, Ibn Sina (Avicenna), der fürstliche Meister aus Buhara 9.0010, Лейпциг, 1979, и А. В. Сагадеев, Ибн-Сина , Москва, 1980. См. также С. М. Афнан, Авиценна: Его жизнь и творчество , Лондон, 1958.
Ḏ. Сафа, Яшн-нама-йе Эбн Сина I, Тегеран, 1331 Ш./1952. То же. Tārīḵ-e olum-e aqli dar tamaddon-e eslāmī I, Тегеран, 1331 Ш./1952, стр. 206-81.
Биография Джузжани еще не подвергалась критическому изучению. С другой стороны, особенно проницательный анализ автобиографии предлагает Р. Селлхейм в своем обзоре 9 книги Эргина.0009 Библиография Авиценны , Oriens 11, 1958, стр. 231-39, и Г. Люлинг, «Ein anderer Avicenna. Kritik seiner Autobiographie and ihrer bisherigen Behandlung», ZDMG Suppl. 3/1, 1977, стр. 496-513.
Д. Гутас, Авиценна и аристотелевская традиция. Введение в чтение философских трудов Авиценны (готовится к публикации) содержит перевод и анализ автобиографии.
(Д. Гутас)
Первоначально опубликовано: 15, 19 декабря87
Последнее обновление: 17 августа 2011 г.
Эта статья доступна в печатном виде.
Том. III, фас. 1, стр. 67-70
Процитируйте эту запись:
Д. Гутас, «АВИЦЕННА II. Биография», Encyclopædia Iranica , III/1, стр. 67-70, доступно на сайте http://www.iranicaonline.org/articles/avicenna-ii (по состоянию на 30 декабря 2011 г.). ).
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Опубликуйте у нас
- Подача документов
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |