Походы карла великого и их результаты и даты: Все полководцы мира — Все битвы мира

Возникновение и распад исперии Карла Великого | План-конспект урока по истории (6 класс) на тему:

КОНСПЕКТ

УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ

МАЗУРОВА КСЕНИЯ ГРИГОРЬЕВНА,

МБ НОУ «Гимназия № 62»

Предмет:  история

УМК:  Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. А.А. Сванидзе. — М.: «Просвещение»,  2014. – 288 с. : ил., карт.

Тема урока:  Возникновение и распад империи Карла Великого

Цель  учителя:

Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.

Цель ученика: научиться понимать причины и последствия образования империи  Карла Великого, причины и последствия ее распада.

Средства обучения: исторические источники, карты «Франкское государство в V – начале IX вв. » и «Образование империи Карла Великого», учебник «История средних веков», презентация.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Планируемые результаты

А) Личностные: воспитание уважения к культуре народов других стран; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Б) Метапредметные:

Регулятивные: развитие умения формулировать проблему и цель проекта; работать в группе, презентовать свою работу.

Познавательные: умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, формулировать и обосновывать выводы; представлять результаты своей деятельности в виде таблицы; поиск и выделение необходимой информации;   формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблем; умение выступать перед аудиторией.

Предметные: Дать характеристику личности Карла Великого; познакомить учащихся с направлениями и итогами военных походов Карла Великого.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная работа.

Содержание урока.

  1. Мотивационно-целевой этап. 2 минуты.

Организация класса. Проверка готовности к уроку

Союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу.  Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Давайте попробуем составить план урока. Какие основные пункты мы можем выделить? (внутренняя и внешняя политика)

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. 2 минуты.

 В истории Карл известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище. Работая над новой темой, попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?

  • Вопросы записаны на доске:  Каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?
  1. Изучение нового материала. 32 минуты.
  1. Рассказ учителя.
  • Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла. Карл I был сыном Пипина Короткого.
  • Пипин Корткий  в 768 году составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.
  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, историческим источником..
  • Прочитайте п. 1 §3.  

— Прочитайте фрагменты из исторических источников.

  • Составьте исторический портрет Карла I.
  1. Беседа по прочитанному и работа по карте.
  • Какой исторический портрет Карла I можно составить?

Обратить внимание учащихся на бронзовую статую «Карл Великий на коне»).

  • Как изображен Карл Великий?
  1. Рассказ учителя, работа по карте и беседа.
  • Обратитесь к карте. Посмотрите на легенду карты и скажите, как обозначены походы Карла I?
  • Карл I ставит цель – создание прочного  христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке (показ по карте), на востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией.
  • Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.
  • Ответьте на один из главных вопросов урока: каковы главные направления политики Карла Великого? (стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий).
  1. Работа с картой.
  • Найдите и покажите область расселения франков к концу V века.
  • Найдите и покажите границы Франкской империи при Карле I в начале IX века.
  • Найдите и покажите границы земель зависимых от Франкской империи при Карле I.
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  • Заполните таблицу  «Военные походы Карла I  и их результат», используя опорные слова и карту.

Направление походов

(даты)

Основные противники

Результаты походов

1.

2.

3.

4.

  1. Проверка самостоятельной работы
  2. Рассказ учителя с элементами беседы.
  • Посмотрите на карту и скажите, территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?
  • Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).

Откройте учебник на стр. 29. Найдите в тексте пункта3 какой титул получил Карл Великий и в каком годы. (запись в тетрадь 800 г. – Карл I провозглашен римским императором)

  • В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.

Обратить внимание учащихся на средневековое изображение «Коронация императора».

  • Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись с завоевательной целью и с целью распространения христианства.
  • Карл I, став императором, взял на себя функции защитника христианской веры. Наметились тесные контакты между императором и папой Римским. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I ожидал от своих поданных подчинения и преданности.
  • За годы правления КарлуI удалось создать мощную империю.
  • Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась на три государства: Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Королевство Лотарингия  (Италия).
  1. Самостоятельная работа учащихся
  • Прочитайте п.4  и выпишите в тетрадь причины распада империи Карла Великого.
  1. Проверка выполнения самостоятельной работы
  • Почему распалась империя Карла Великого? (Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Отсутствие экономических связей между графствами империи. Наследники постоянно воевали между собой. Знать перестала подчиняться власти императора, т.к. хотела править самостоятельно).
  1. Беседа по вопросам и работа по карте.
  • Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте.
  • Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? (Знать добилась своего: она получила земли, зависимых крестьян, которые работали  на этих землях, да и еще хотела сама распоряжаться на своих землях).
  • Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его территорий на отдельные, более мелкие самостоятельные владения? (Феодальная раздробленность).
  1. Первичное осмысление и закрепление знаний. 3 минуты.

— Выскажите мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий?

Синквейн о Карле Великом

  • Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна): (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа), (три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему), (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого),  (существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)
  1. Итоги урока. Рефлексия. 3 минуты.
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Что в новом материале вас заинтересовало?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  1. Домашнее задание. 3 минуты.

§ 3, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины распада империи Карла Великого и начавшейся феодальной раздробленности».

Работа в контурной карте.        Рабочая тетрадь – задания 1-5.

 Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Карла Великого»

        

Используемая литература:

  1. Арасланова О.В., Соловьева К.А. История Средних веков. 6 класс:  Поурочные к учебникам Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского (М.: Просвещение), В.А. Ведюшкина  (М.: Просвещение) и М.А. Шукурова (М.: Русское слово). – М.: ВАКО, 2004.
  2. История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н.Ю. Колисниченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. История. 5 – 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. История. 5 – 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.

Технологическая карта.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

Результаты

Личностные

Метапредмет-ные

Предметные

I. Мотивационно-целевой этап

2 минуты

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Давайте попробуем составить план урока. Какие основные пункты мы можем выделить? (внутренняя и внешняя политика)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Определяют тему урока. Записывают тему в тетрадь. Составляют план урока.

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность. Целеполагание.

Организация учебной деятельности

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

2 минуты

В истории Карл  известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище.

Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?

Отвечают на вопросы

Регулятивные умения:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.

Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.

Познавательные: логические действия — анализ объектов с целью выделения признаков.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности.

Анализ информации

  1. Изучение нового материала

32 минуты

1. Рассказ учителя о личности Пипина Короткого и приходе к власти Карла Великого

  • Прочитайте п. 1 §3.  

Составьте исторический портрет Карла I.

2. Работа с картой. Военные походы Карла Великого.

Показывает по карте направления походов.

3. Пользуясь текстом учебника и картой «Франкское королевство в V — начале IX в.», определите направления походов Карла Великого. Территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?
Заполните таблицу:  Военные походы Карла Великого и их результат

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.
  • Посмотрите на карту и скажите, территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?
  • Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).
  • Какой титул появился у Карла Великого? (Титул императора).

(800 год)

  • Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась на три государства: Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), КорлевствоЛотаро (Италия).
  1. Самостоятельная работа учащихся
  • Прочитайте п.4  и выпишите в тетрадь причины распада империи Карла Великого.
  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, историческим источником.

Рассказывают о личности Карла Великого.

2. Работают с картой.

Стр. 18

3. Читают текст параграфа и заполняют таблицу

«Военные походы Карла Великого и их результат»

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Объясняют смысл новых слов.

Записывают даты в тетрадь.

Работа по карте стр. 32

Читают  текст учебника и выписывают в тетрадь причины распада империи Карла Великого.

Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией

Регулятивные: умение систематизировать материал, заполняя таблицу

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Культурное многообразие мира, уважение к культуре других народов, толерантность

Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности.

Анализ информации

Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий;

IV Первичное осмысление и закрепление знаний.

3 минуты.

— Выскажите мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий?

Высказывают свое мнение

Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли.

  1. Рефлексия

3 минуты

Задаёт вопросы о цели занятия.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Что в новом материале вас заинтересовало?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

        

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих  действий  в соответствии с изменяющейся ситуацией;.

VI Домашнее задание

3 минуты

Учитель даёт на выбор учащихся:

1. Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Карла Великого»

2. Работа в контурной карте.

3. Рабочая тетрадь – задания 1-5

Личностные: личностное самоопределение


Дополнительный материал

Внешность Карла.

По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступеней в высоту». Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.

                        О личности Карла Великого

«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».

                                Коронация Карла.

Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папыЛьва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться доПадерборна, где в это время находился Карл. По совету Алкуина, Карл обещал папе поддержку. Карл провёл в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью.  25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя всё это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству Эйнгарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошёл в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор. Ненависть ромейских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенёс с великим терпением. В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. В сложившейся обстановке наметился брачный союз между византийской царицей Ириной и Карлом, с целью соединить, таким образом, Восток и Запад. Западные послы должны были прибыть в Константинополь осенью 802 г. для обсуждения этого вопроса, но в ту же осень 21 октября в византийской столице произошёл дворцовый переворот, лишивший Ирину власти. Престол занял Никифор I, который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806—810) овладел Венецией и Далмацией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с Багдадским халифом аль-Амином, заставил Никифора, который вёл войну в Болгарии, пойти в 810 г. на мирные переговоры. Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил Iпреемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчёте на поддержку Запада в борьбе с Болгарией, разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. Однако законность признания этого титула оспаривалась византийцами в XII и XIII вв.

Однако сам Карл придавал немалое значение своему новому титулу, потребовал после коронования новой присяги (802 г. ) и подчеркивал свое положение Богом поставленного попечителя о благе народа и церкви. Полный титул Карла был: Karolusserenissimusaugustus a DeocoronatusmagnuspacificusimperatorRomanumimperiumgubernansquietpermisericordiamdeirexFrancorumatqueLangobardorum (примерно:«Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью божьей король франков и лангобардов»).

Презентация к уроку «Возникновение и распад империи Карла Великого»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • П-ф 3, с.27-33, пересказ.
  • Выписать из параграфа новые словарные слова и дать им определение
  • Вопросы после п-фа – проработать устно (!)
  • Рубрика «Подумайте» – зад.№ 2,4 – письменно
  • Заполнить таблицу «Главные походы Карла Великого»

2.Расскажите об

4.Чем лангобардское

завоевание Италии

образование

англосаксонских

отличалось от остготского?

королевств.

Чем объясняются

эти различия?

3.Почему Остготское

государство

Теодориха Великого

оказалось непрочным?

Какова его судьба?

5. Расскажите об

образовании Франкского

государства. На что

опиралась королевская

власть в государстве?

1.Что такое великое

переселение

народов? Каковы его

причины и

последствия?

6. Что такое «Салическая правда»?

7. Кто такие «ленивые короли»? Почему они получили такое название в истории?

Что такое династия?

Королем какого государства

был Пипин Короткий?

8.Кто такие майордомы? Что они сделали для укрепления государства?

Возникновение и распад империи Карла Великого

Сегодня на уроке

  • Личность Карла Великого
  • Войны в Италии и Испании. Покорение саксов
  • Империя Карла Великого
  • Каролингское Возрождение
  • Как и почему распалась империя Карла Великого?

Первые Каролинги

Карл Мартелл

(715-741 гг.)

Пипин Короткий

(741-768 гг.)

Основатель династии Каролингов, разгромил арабов при Пуатье в 732 г.

Первый король династии, захва-тивший престол в 751 г.

Карл Великий

(768-814 гг.)

Карл Великий

  • Прославился своей мудростью и справедливостью
  • Был знаменит и своими боевыми подвигами

Завоевательные походы

Карла Великого

Франкское государство наивысшего могущества достигло при Карле Великом, который был одним из самых почитаемых монархов средневековой Европы.

Карл в течение четырех десятилетий вел почти постоянные войны и покорил большую часть Западной и Центральной Европы.

Его по праву называли ”светом Темных веков”.

Карл родился в семье Пипина Короткого 2 апреля 742 г. в Ахене, в нынешней Германии, недалеко от бельгийской границы. Он происходил из рода, который уже давно стремился захватить власть на собственной земле, а также, присоединить соседние земли. Юный Карл приобрел боевой опыт, участвуя в этих отцовских походах.

Ахен. Современный вид.

Карта Франкской империи — территориальные расширения от 481 до 814 г.

Две трети своего долгого правления – Карл Великий провел в 50 военных походах.

?

Прочитайте пункт № 3 параграфа и заполните таблицу:

Походы Карла Великого

Даты похода

Направление похода

Результаты похода

ВОЙНЫ В ИТАЛИИ И ИСПАНИИ

Дважды в 773-774 гг. франки переходили Альпы и разбивали лангобардов в Италии, помогая папе римскому. В итоге Карл присоединил к своим владениям большую часть Италии.

После первого неудачного похода в Испанию и поражения от арабов Карл все же отвоевал у них небольшую область к югу от Пиренеев до реки Эбро.

Самой тяжелой войной для Карла стала война с арабами в Испании (778-801 гг.).

Потерпев ряд поражений , Карл начал отступление.

Отход франков прикрывал племянник Карла — граф Роланд. Но в Пиренейских горах его отряд попал в засаду и был разгромлен басками.

Этот подвиг был воспет в шедевре средневековой литературы — «Песнь о Роланде».

Сражение в Ронсевальском

ущелье.

чехи, моравы,

хорваты…

Аварский каганат

Неоднократные походы на Восток привели к :

789-812 гг. – завоевана Бавария; были покоре-ны – чехи, хорваты, моравы, сербы и др.

Бавария

796 г. – разгромлен Аварский каганат

саксы

Самой длительной была война с саксами (772-804 гг.). Карл совершил 8 походов. Разрушив их святыни франки лишь озлобили саксов.

Превосходя саксов в военном отношении, франки побеждали их, но едва войска уходили, саксы восставали и свергали власть Карла.

Карл пытался использовать любые средства для покорения саксов-

-насильственная христианизация,

-за любые прегрешения полагалась смертная казнь,

-переселение саксов в другие районы,

-подкуп знати,

-раздел Саксонии на графства с знатными франками во главе.

-раздача знати и церкви обширных земель.

Фибула. Франк

поражающий сакса.

Карл поделил завоеванные территории на графства с знатными франками во главе.

Знать и церковь получили там обширные земли.

Свободных людей превращали в зависимых.

Так шло формирование класса феодалов и зависимых крестьян.

Карл Великий в походе.

Статуэтка из Лувра.

Империя – это

государство состоящее из

территорий лишенных

экономической и политической

самостоятельности

и управляемое из одного центра

В 800 г. Карл I Великий провозглашен

Императором Запада .

Империя Карла Великого

25 декабря 800 г. Карл был провозглашен римским императором .

Титул императора закреплял за ним право повелевать завоеванными народами .

Дважды в год Карл собирал на совет знатных франков и с их согласия издавал указы. На местах по-прежнему правили графы, а контролировали их посланцы императора.

Дворец Карла Великого

У правление империей

Император

Императорский двор

Съезд франкской

знати (герцогов)

  • Суд
  • Канцелярия
  • Казна
  • конница

Королевские

посланцы

Графы и

маркографы

Каролингское возрождение

  • Подъем культуры в правление Карла Великого.

Каролингское возрождение

  • Нужны грамотные люди  создание школ, учебников
  • «Дворцовая академия» – школа для Карла и его семьи
  • Много каменных дворцов и церквей

Каролингское возрождение

Алкуин – ученый монах, организовывал школы

Сам Карл так и не научился писать, хотя знал много языков.

Распад империи

Перед смертью Карл написал завещание, по которому всю власть

передавал сыну Людовику. Но тот был больше похож на монаха, чем на короля. Власть при нем ослабла.

Всего империя просуществовала чуть больше 40 лет. Народы, вошедшие в ее состав, были слишком разными: говорили на непонятных друг другу языках, имели разные традиции и порядки жизни. А магнаты, церковь и графы после смерти Карла еще смелее захватывали или скупали земли и власть.

Людовик Благочестивый

Распад империи Карла

Карл разделил свою империю между своими сыновьями. Начались войны.

Верден

Три внука Карла долго боролись между собой, а в 843 г. в городе Вердене заключили договор о разделе империи на три части.

Каждый стал королем и получил примерно треть графств, городов,

монастырей, территорий. Позже из их владений выросли три новых государства: Германия, Италия, Франция.

843 г.

Людовик

Немецкий

Карл

Лысый

Лотарь

Распад империи Карла

843 г. – три внука Карла заключили Верденский договор .

  • Раздел империи на 3 части

Распад империи Карла

Откройте атлас на стр. 7 (учебник на стр. 32 – карту).

  • Назовите три королевства, которые появились вместо империи Карла.

В Европе начался

период

ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Феодальная раздробленностьэто

период в истории государства,

когда происходит распад его территории

на отдельные более мелкие

самостоятельные владения

После смерти Карла Великого 843г.

Империя была поделена на три части:

Франция,

Германия и

Италия

Почему империя распалась?

  • Раздел между сыновьями Карла
  • Разные народы держались только силой оружия
  • Знать и крупные феодалы против сильной власти короля

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • П-ф 3, с. 27-33, пересказ.
  • Выписать из параграфа новые словарные слова и дать им определение
  • Вопросы после п-фа – проработать устно (!)
  • Рубрика «Подумайте» – зад.№ 2,4 — письменно

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ:

Реформы Карла Великого | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Описать значение реформ Карла Великого

Ключевые моменты

  • Карл Великий известен своими многочисленными реформами, включая экономику, образование и государственное управление.
  • 90 005 Правление Карла Великого дало толчок Каролингскому Возрождению, периоду активной культурной и интеллектуальной деятельности в западной церкви.
  • Карл Великий серьезно интересовался наукой, продвигая гуманитарные науки при дворе, приказывая, чтобы его дети и внуки были хорошо образованы, и даже сам учился.
  • Карл Великий установил новый денежный стандарт, livre carolinienne , основанный на фунте серебра, а также универсальную систему учета.
  • Карл Великий расширил программу реформ церкви, включая укрепление структуры власти церкви, повышение квалификации и нравственных качеств духовенства, стандартизацию литургических практик, улучшение основных принципов веры и морали и искоренение язычества.
  • Улучшения Карла Великого в управлении получили высокую оценку историков за то, что они привели к усилению централизованного контроля, эффективной бюрократии, подотчетности и культурному возрождению.

Термины

Каролингское Возрождение

Первый из трех средневековых Ренессансов; был периодом культурной активности в Каролингской империи, происходившим с конца 8-го по 9-й век.

livre carolinienne

Денежный стандарт Карла Великого, основанный на фунте серебра, эквивалентном современному фунту стерлингов.

литераторы

Хорошо образованные, ученые люди; интеллектуалы, интересующиеся письменными произведениями.

Будучи императором, Карл Великий отличился своими многочисленными реформами — денежными, правительственными, военными, культурными и церковными. Он был главным инициатором и сторонником «каролингского Возрождения», первого из трех средневековых ренессансов. Это был период культурной активности в Каролингской империи, происходивший с конца 8-го по 9-й век, вдохновленный христианской Римской империей 4-го века. В этот период произошло расширение литературы, письма, искусства, архитектуры, юриспруденции, литургических реформ и библейских исследований.

Эффекты этого культурного возрождения были в значительной степени ограничены небольшой группой придворных литераторов ; по словам Джона Контрени, «это оказало впечатляющее влияние на образование и культуру во Франции, спорное влияние на художественные усилия и неизмеримое влияние на то, что имело наибольшее значение для каролингов, — нравственное возрождение общества». Помимо своих усилий по улучшению латыни, копированию и сохранению святоотеческих и классических текстов и разработке более разборчивого классицистического письма, светские и церковные лидеры Каролингского Возрождения впервые за столетия применили рациональные идеи к социальным проблемам, предоставив общий язык и стиль письма, которые позволяли общаться на большей части Европы.

Реформа образования

Частично успех Карла Великого как воина, администратора и правителя можно отнести к его восхищению учебой и образованием. Эпоха, возвещенная его правлением, Каролингское Возрождение, была названа так из-за характерного для нее расцвета науки, литературы, искусства и архитектуры. Огромные завоевания Карла Великого привели его к контакту с культурами и знаниями других стран, особенно с мавританской Испанией, англосаксонской Англией и ломбардской Италией, и значительно увеличили количество монастырских школ и скрипторий (центров переписывания книг) во Франции.

Большинство ныне сохранившихся произведений классической латыни были скопированы и сохранены каролингскими учеными. Действительно, самые ранние рукописи, доступные для многих древних текстов, относятся к каролингам. Почти наверняка текст, сохранившийся до эпохи Каролингов, сохранился до сих пор.

Каролингский минускул
Каролингский минускул, один из продуктов Каролингского Возрождения.

На общеевропейский характер влияния Карла Великого указывает происхождение многих людей, которые работали на него: Алкуин, англосакс из Йорка; Теодульф, вестгот, вероятно, из Септимании; Павел диакон, лангобард; Петр Пизанский и Паулин Аквилейский, оба итальянцы; и Ангилберт, Ангилрам, Эйнхард и Вальдо из Райхенау, Франки. Карл Великий серьезно интересовался наукой, продвигал гуманитарные науки при дворе, приказывал, чтобы его дети и внуки были хорошо образованы, и даже учился сам (в то время, когда многие лидеры, продвигавшие образование, не уделяли время учиться). Он изучал грамматику у Петра Пизанского; риторика, диалектика (логика) и астрономия (особенно его интересовало движение звезд) у Алкуина; и арифметика с Эйнхардом.

Большой научной неудачей Карла Великого, по словам Эйнхарда, была его неспособность писать. Когда в преклонном возрасте он пытался учиться — тренируясь в свободное время в постели в построении букв на книгах и восковых табличках, которые он прятал под подушкой, — «его усилия пришли слишком поздно в жизни и не принесли большого успеха». Его способность читать, о которой Эйнхард умалчивает и которую не подтверждает ни один современный источник, также подвергалась сомнению.

Экономическая реформа

Карл Великий сыграл важную роль в определении ближайшего экономического будущего Европы. Продолжая реформы своего отца, Карл Великий отменил денежную систему, основанную на золотом су, и вместе с англосаксонским королем Мерсии Оффой принял систему, установленную Пипином. Для отказа от золотого стандарта были веские прагматические причины, в частности нехватка самого золота.

Нехватка золота явилась прямым следствием заключения мира с Византией, в результате которого Венеция и Сицилия уступили Востоку и потеряли свои торговые пути в Африку. В результате стандартизация экономически согласовала и объединила сложный набор валют, которые использовались в начале правления Карла Великого, тем самым упростив торговлю и коммерцию.

Карл Великий установил новый стандарт, livre carolinienne (от латинского libra , современный фунт), который был основан на фунте серебра — единице как денег, так и веса — и стоил 20 су (от латинского солид , современный шиллинг) или 240 денье (от латинского денарий, современный пенни). В этот период счетными единицами были ливров и су ; только монета денье была монетой королевства.

Чеканка империи Карла Великого
Денье эпохи Карла Великого, Тур, 793–812

Карл Великий установил принципы бухгалтерской практики посредством Capitulare de villis из 802, в котором были установлены строгие правила регистрации доходов и расходов.

В начале правления Карла Великого он молчаливо позволил евреям монополизировать ростовщичество. Когда ссуда денег под проценты была запрещена в 814 г., что в то время противоречило церковному закону, Карл Великий ввел Капитуларий для евреев , запрет евреям заниматься ссудой денег из-за религиозных убеждений большинства его избирателей, по сути запрещая это по всем направлениям, что является отменой его ранее записанной общей политики. В дополнение к этой макроориентированной реформе экономики Карл Великий также провел значительное количество микроэкономических реформ, таких как прямой контроль над ценами и сборами на определенные товары и товары.

Его Капитуларий для евреев , однако, не отражал его общие экономические отношения или отношение к франкским евреям, и уж точно не его прежние отношения с ними, которые развивались на протяжении всей его жизни. Его оплачиваемый личный врач, например, был евреем, и он нанял по крайней мере одного еврея для своих дипломатических миссий, личного представителя в мусульманском халифате Багдада. Ему приписывают письма, в которых евреям предлагается поселиться в его королевстве в экономических целях, обычно приветствуя их своей общей прогрессивной политикой.

Реформа церкви

В отличие от своего отца Пипина и дяди Карломана, Карл Великий расширил программу реформы церкви. Углубление духовной жизни позже стало рассматриваться как центральное место в государственной политике и королевском управлении. Его реформа была сосредоточена на укреплении структуры власти церкви, повышении квалификации и нравственных качеств духовенства, стандартизации литургических практик, улучшении основных догматов веры и морали и искоренении язычества. Его власть теперь распространилась на церковь и государство; он мог дисциплинировать священнослужителей, контролировать церковную собственность и определять православное учение. Несмотря на суровое законодательство и внезапные перемены, он получил широкую поддержку со стороны духовенства, которое одобряло его желание углубить благочестие и нравственность своих христианских подданных.

Политическая и административная реформа

В 800 году Карл Великий был коронован как император и адаптировал свою существующую королевскую администрацию, чтобы соответствовать ожиданиям своего нового титула. Политические реформы, проведенные в его столице Аахене, должны были оказать огромное влияние на политическое определение Западной Европы для остальной части Средневековья. Усовершенствования Карлом Великим старых меровинговских механизмов управления были отмечены историками за усиление централизованного контроля, эффективную бюрократию, подотчетность и культурное возрождение.

Империя Каролингов была крупнейшей западной территорией со времен падения Рима, и историки подозревают глубину влияния и контроля императора. Юридически Карл Великий воспользовался bannum , правом управлять и командовать всеми своими территориями. Кроме того, он имел высшую юрисдикцию в судебных делах, принимал законы, возглавлял армию и защищал как церковь, так и бедных. Его администрация пыталась организовать вокруг себя королевство, церковь и дворянство; однако его эффективность напрямую зависела от эффективности, лояльности и поддержки его подданных.

Около 780 г. Карл Великий реформировал местную систему отправления правосудия и создал scabini , профессиональных экспертов в области права. Каждому графу помогали семь из этих scabini , которые должны были знать каждый национальный закон, чтобы все люди могли быть судимы в соответствии с ним. Судьям также было запрещено брать взятки, и они должны были проводить дознание под присягой для установления фактов. В 802 году все законы были записаны и изменены.

Франкское королевство было разделено Карлом Великим на три отдельные области, чтобы упростить управление. Эти области, Австралия, Нейстрия и Бурганда, были внутренним «ядром» королевства и находились под непосредственным контролем missatica система и странствующее домашнее хозяйство. За его пределами находились regna , , где франкская администрация опиралась на графов, а за regna находились маршевые области, которыми управляли могущественные губернаторы. Эти марширующие сеньоры присутствовали в Бретани, Испании и Аварии. Карл Великий также создал два субкоролевства в Аквитании и Италии, которыми правили его сыновья Людовик и Пипин соответственно. Бавария также находилась под командованием автономного губернатора Герольда до его смерти в 79 г.6. Хотя Карл Великий по-прежнему обладал полной властью в этих областях, они были довольно автономны, со своей собственной канцелярией и чеканкой монет.

Ежегодное собрание, Placitum Generalis или Марчфилд, проводилось каждый год (с марта по май) в месте, назначенном королем. Он был созван по трем причинам: собрать франкское войско для похода, обсудить политические и церковные вопросы, влияющие на королевство, и принять законы для них, а также вынести решения. Все важные люди должны были пойти на собрание, и поэтому для Карла Великого это был важный способ заявить о своей воле. Первоначально встреча работала эффективно, но позже она стала просто форумом для обсуждения и выражения своего недовольства дворянами.

Клостер Лорш
Сторожка Лоршского аббатства, ок. 800 г., образец каролингского архитектурного стиля, первого, хотя и изолированного классического движения в архитектуре.

Карл Великий — Военная история — Оксфордские библиографии

Введение

Историки всегда были очарованы жизнью Карла Великого и, в частности, глубоко озабочены объяснением огромного расширения его владений. В 768 г. он стал соправителем франкских земель, но после смерти его брата Карломана в 771 г. он стал единоличным правителем всего королевства своего отца Пипина III (р. 741–ум. 768). К 774 году он вторгся в Саксонию, завоевал старое лангобардское королевство и стал господствовать на итальянском полуострове. Кампании в Испании позже привели к созданию пограничной зоны против исламской власти там, а долгий и ожесточенный конфликт позволил ему аннексировать земли враждебных саксов и заставить их обратиться в христианство. Он даже начал кампании вглубь Центральной Европы, уничтожив власть аваров в том, что мы сейчас называем Венгрией, хотя и не смог завоевать эту территорию. Однако источники о его правлении, и особенно о его военных аспектах, очень ограничены и часто сложны в использовании (см. Источниковедение). Эти трудности чрезвычайно усугубляются общим направлением работ о Карле Великом и некоторыми специфическими противоречиями, связанными с его правлением. Почти все исследования Карла Великого вызывают восхищение: единственное настоящее исключение составляет исследование Империя Каролингов: Эпоха Карла Великого (Фихтенау, 1957, цитируется по периоду правления Карла Великого). Действительно, легенда о Карле Великом, рожденная от такого восхищения, чрезвычайно усложняет наше восприятие и остается мощной до сих пор. Кроме того, совершенно новый взгляд на переход от древнего к средневековому миру был вдохновлен книгой «Мир поздней античности: от Марка Аврелия до Мухаммеда» (Brown 1971, цитируется в разделе «Контекст царствования Карла Великого»). постулировал постепенный и, возможно, по существу мирный переход от римского к средневековью. Это важно для военной истории, потому что оптимистический взгляд на выживание римских институтов влияет на то, что можно думать о способности Карла Великого создавать и поддерживать армии, а также предполагает преемственность дисциплины постоянных армий Рима. Короче говоря, то, как понимается история раннесредневековой Европы, глубоко влияет на понимание наследства Карла Великого от прошлого и, в особенности, на его военные институты и ресурсы.

Источниковедение

На первый взгляд, историк Карла Великого хорошо обеспечен источниками. Королевские франкские анналы возникли в придворных кругах и, следовательно, были своего рода официальным отчетом, охватывающим 741–829 годы. Тем не менее, они часто очень загадочны и, кажется, замалчивают события, смущающие режим. Некоторые ценные детали были добавлены редактором, который, по мнению некоторых, работал еще в 817 г., хотя МакКиттерик 2008 (стр. 1–56) решительно опровергает более раннюю дату — 801 г. Annales Mettenses Priores представляют историю франкских владений с по год. от 675 до с . 805, но, как показывает Fouracre 2005, они тоже возникли в придворных кругах при Карле Великом и поэтому вызывают подозрения. Существуют две биографии Карла Великого, написанные Эйнхардом и Ноткером, но последняя весьма анекдотична и составлена ​​лишь в 883–884 гг., тогда как первая, хотя и написана человеком, знавшим Карла Великого и несомненно служившим его сыну Людовику Благочестивому ( reg . 814–840) до c . 830, как показывает Collins 1998, тесно связан с Королевскими франкскими анналами . Сохранилось определенное количество письменных свидетельств, большая часть которых доступна в томах большой коллекции Monumenta Germaniae Historica с серией Scriptores, Diplomata, Epistolae, Leges . В целом, однако, объем материалов, современных и непосредственно связанных с правлением Карла Великого, невелик. Капитулярии особенно важны, потому что историки склонны рассматривать их как своды законов, даже как законодательство. На самом деле биография Шарлеманя МакКиттерика 2008 года ставит под сомнение такой подход. В результате историк вынужден рассматривать все возможные материалы, некоторые из которых относятся к более ранним, а некоторые — гораздо более поздним периодам правления Карла Великого. Например, большой интерес вызывали войны Карла Лысого, жизнь которого описана Нельсоном 19.92 (цитируется в разделе «Карл Великий, легенда и реальность»). Было проведено много исследований военных институтов англо-саксонской Англии, чтобы пролить свет на институты Карла Великого. Хотя все это может быть полезно, большая часть этого материала относится к более позднему времени, чем Карл Великий, и, в случае англосаксонской Англии, относится к другой стране. Единственное конкретно военное произведение, которое у нас есть, — это римский трактат конца IV века De Re Militari Вегеция. Ее воплощением стал Рабанус Мавр (род. 90 138 ок. 9 ок.0139 . 780–д. 856) для короля Лотаря II Лотарингии ( reg . 855–869) как De Procinctu Romaniae Militiae . Это воплощение было сделано намного позже Карла Великого, и хотя оно могло быть написано с военными целями, как утверждает Бахрах 2001 (цитируется в разделе «Война и военные при Карле Великом»), стр. 131–133, намерение в равной степени могло заключаться в том, чтобы льстить Лотару ассоциацией со славой Рима. Кроме того, у нас нет реальных доказательств того, что он был популярен при самом Карле Великом. Источники по истории Карла Великого — минное поле для неосторожных. Это прекрасно иллюстрируется спором между Abels и Morillo 2005, с одной стороны, и Bachrach 2007, с другой.

  • Абельс, Ричард и Стивен Морилло. «Лживое наследие? Предварительное обсуждение образов истории и измененной реальности в средневековой военной истории». Журнал средневековой военной истории 3 (2005): 1–13.

    NNNВ этой статье исследуется тенденция средневековых писателей, выучивших латынь у классиков римского прошлого, использовать древний язык для описания совершенно разных вещей, чтобы продемонстрировать свою эрудицию. Таким образом, любая группа солдат может быть названа legio , слово, благоухающее порядком, сплоченностью и дисциплиной, которые часто противоречили действительности.

  • Бахрах, Бернард С. «Возвращение к «Лживому наследию»: защита Абельса-Морильо от разрыва». Журнал средневековой военной истории 5 (2007): 153–193.

    NNРепетирует многие из своих фундаментальных идей и выступает против идеи «Лживого наследия».

  • Коллинз, Роджер. «Возвращение к« Ревизору »: еще один взгляд на альтернативную версию Annales Regni Francorum». В После падения Рима: рассказчики и источники раннесредневековой истории: очерки, представленные Вальтеру Гоффарту . Под редакцией Александра К. Мюррея, 191–213. Торонто: Университет Торонто, 1998.

    NNN Это научное исследование взаимосвязи между версиями Королевских франкских анналов и жизнью Эйнхарда Карла Великого.

  • Фуракр, Поль. «Длинная тень Меровингов». В Карл Великий: Империя и общество . Под редакцией Джоанны Стори, 5–19. Манчестер, Великобритания: Manchester University Press, 2005.

    NNNA тщательное изучение Annales Mettenses Priores ( Early Annales of Metz ), показывающее, что они в значительной степени являются каролингской пропагандой, написанной о 806 году и направленной на унижение династии Меровингов, кого они свергли.

  • МакКиттерик, Розалинда. Карл Великий: формирование европейской идентичности . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2008.

    NNNA — широкий научный и уважаемый взгляд на правление Карла Великого, который также содержит ценные сведения об истории и записях каролингского мира.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *