Какие цели преследовал князь Игорь, отправляясь в поход против половцев
Князь Игорь Святославич Новгород-Северский известен нам благодаря памятнику древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Весной 1185 года князь собрал войско и вместе со своим братом, курским князем Всеволодом и племянником, Святославом (правил в городе Рыльск) выступил в поход против половцев.
Неудачный поход
Как известно, в первом столкновении с половцами отрядам русских князей сопутствовал успех. Однако затем они столкнулись с объединенными силами практически всех половецких родов, проживавших по соседству с древнерусскими княжествами. Численное превосходство было таким, что русское войско практически сразу было окружено. Сражение с перерывами продолжалось трое суток — по крайней мере, так говорится в «Слове о полку Игореве».
Игорь мог бы прорваться со своими дружинниками, однако князь отказался бросить пеших воинов.
В итоге он, его брат Всеволод и племянник Святослав попали в плен. Многие ратники пали в бою. Поход окончился полным провалом.
Половцы после этого вторглись во владения князей, однако этот набег был отбит. Кочевники взяли только один город — Римов.
Что нам известно о герое «Слова о полку Игореве»
Здесь надо заметить, что во-первых, к моменту похода Игорь Святославич был достаточно опытным полководцем. В 1169 году он со своим отрядом был в войске князя Андрея Боголюбского во время похода на Киев. Два года спустя князь Игорь разбил отряды двух половецких ханов — Кобяка и Кончака. К слову, его сын Владимир, попав в плен вместе с отцом в 1185 году, женился на дочери Кончака.
Игорь неоднократно воевал как против половцев, так и вместе с ними против других русских князей.
А в 1184 году коалиция правителей нескольких княжеств разбила большое половецкое войско на реке Орели. Это сражение стало последним столкновением крупных сил и половцев до монгольского нашествия. Поход Игоря хоть и куда более известен, однако масштаб задействованных в нем сил был куда меньше.
Игорь в битве на Орели не участвовал, хотя чуть позднее перехватил половецкий отряд, шедший в набег на русские земли. Но поражение половцев на Орели, судя по всему, и стало главной причиной похода. Игорь просто переоценил свои возможности и недооценил силы половцев.
Хотя есть еще одна версия похода. Якобы Игорь мог попытаться восстановить Тьмутараканское княжество, которое в XI-начале XII веков существовало в восточной части Крымского полуострова и на Тамани. Правили им русские князья. Ко временам похода княжество уже несколько десятков лет не существовало. Но память о нем была еще жива.
Так что возможно Игорь, человек амбициозный, и в самом деле планировал восстановить княжество.
На иллюстрации: картина Ивана Голикова «Битва» (источник: Википедия)
Читайте также:
Коалиция: почему русские князья объединились против Москвы
Битва на Синих Водах: как Литва подчинила Южную Русь и стала соперником Москвы
Цена спокойствия: как Иван Калита обеспечил русским землям 40 лет без набегов Орды
Как Андрей Боголюбский подружился с Фридрихом Барбароссой
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ | это… Что такое СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ?
ТолкованиеПеревод
- СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ», памятник древнерусской литературы конца 12 в. В основе сюжета — неудачный поход на половцев Игоря Святославича в 1185.
Источник: Энциклопедия «Отечество»
Частный эпизод русско-половецких войн претворён в событие общерусского масштаба, основная идея которого — призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Опубликовано в 1800. Оказало влияние на русскую литературу (переводы В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого), искусство (В. М. Васнецов, В. Г. Пе-ров, В. А. Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина).
выдающееся произведение древнерусской поэзии (XII в.), свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи.
Открыто в 1795 графом А. И. Мусиным-Пушкиным и в 1800 опубликовано. Оригинал «Слова» сгорел в 1812.
В «Слове» рассказывается о походе северских князей, с Игорем во главе, на половцев в 1185. Изложение «Слова» сжатое и образное. Собственно, это поэтические картины и лирические места, относящиеся к походу, подробности которого узнаются и уясняются из летописей Ипатьевской (1185) и Лаврентьсвской (1186).

Вел. кн. Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в «Слове» — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. В этой исторической рамке «Слово» дает ряд художественных картин, из которых обращают на себя внимание: затмение солнца и речь Игоря к войску, в которой он убеждает, не боясь знамения, идти в конец поля Половецкого; картины соединения войска, похода по степи и трех битв с половцами; вел. кн. Святослав видит «мутен сон», говорит с боярами об этом сне и о несчастном походе Игоря и приготовляется к защите; рассказ о бегстве Игоря из плена. Другие части «Слова» являются лирическими отступлениями.
Вопрос о времени составления «Слова» решается удачно: в нем есть обращение к князьям, Ярославу Осмомыслу Галицкому и Владимиру Глебовичу Переяславскому, умершим в 1187. Значит, оно составлено по горячим следам событий, не позже 1187. Несомненно, автор был лицом, близким к княжескому двору и дружине, и соединял с редким поэтическим дарованием книжную образованность. Составлено «Слово» в прозаической форме — стихотворный размер и рифмы можно найти в нем только местами — и сохранялось путем письменной передачи, на что указывает замечательно точное сохранение собственных имен князей, которых в «Слове» названо до 30.
Поэтический стиль «Слова» имеет сходство с народными песнями и вообще с народной поэзией. В нем такие же эпитеты: стрелы каленые, сизый орел, броз комонь и т.д. Поэтичные сравнения, народная символика, олицетворения — все приближает «Слово» по его стилю к произведениям народного творчества. Поэтические образы «Слова» сильно отражают языческие воспоминания и верования: Боян называется внуком Велеса, ветры — внуками Стрибога, русские князья — внуками Дажъбога; полоцкий князь Всеслав представляется оборотнем и т.п. Некоторые выражения этого рода можно объяснить не как остаток старых верований, а как поэтический оборот, стилистический прием; но необходимо признать, что автор «Слова» не мог быть духовным лицом. Живость действия значительно увеличивается оттого, что вся природа представляется автору «Слова» сочувствующей участникам похода. Во время передвижения по степи она предвещает неудачу: солнце тьмою путь заступает, птицы и звери криком и воем обещают беду. После поражения «никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле преклонилося».
С.Ю.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
.
Игры ⚽ Поможем сделать НИР
- СЛОВО И ДЕЛО ГОСУДАРЕВО
- СЛОНИМСКИЙ
Полезное
Портреты средневековой Восточной Европы, 900–1400
- Дом
- Глава 6
Редкая и превосходная история Кончака: половецкого атамана
Дональд Островский
Основным нашим источником по Кончаку является Киевская летопись, в которой он несколько раз упоминается в записях с 1172 по 1187 год как противник Руси . Летописец также употребляет инвективы, называя его «злым предводителем», «презираемым Богом», «окаянным», «окаянным, безбожным и трижды проклятым Кончаком». «Слово о полку Игореве» , эпическая поэма, предположительно конца двенадцатого или начала тринадцатого века, также широко упоминает его и в одном месте называет его «языческим рабом».
Однако, когда читаешь, что на самом деле делал Кончак в этих источниках, его действия вряд ли оправдывают эти эпитеты. Он и Игорь Святославич, например, однажды спасаются вместе на лодке, когда вместе сражаются с Рюриком Ростиславичем. Дочь Кончака впоследствии выходит замуж за сына Игоря. И Кончак, кажется, хорошо относится к Игорю, когда Игорь становится его пленником после битвы на реке Каяла в 1185 году. Так как же он может быть «трижды проклятым»?
У нас нет других сведений о Кончаке, кроме этих предвзятых русских источников, поэтому я подумал, что, если бы мы рассказали историю Кончака с половецкой стороны, тоже, конечно, предвзятой, но склоняющейся в другую сторону. Возможно, это помогло бы сбалансировать унизительные эпитеты Киевской летописи и «Слово о полку Игореве» . Хотя Кончак является историческим персонажем, я создал для своего рассказчика вымышленный персонаж, русского раба по имени Васька, которого суздальский князь Юрий Долгорукий (годы правления 1138−1157) подарил отцу Кончака, Атеркеку, и затем перешел к Кончаку после смерти Атеркека.
Я сформулировал историю так, как будто она была рассказана некоему Дустичелло из Пизы после того, как Васька был схвачен в степи и продан обратно в рабство черноморскому купцу из Генуи. Читатели, знакомые с Путешествия Марко Поло можно распознать наклонный намек в названии. В названии этой статьи я отдаю дань уважения книге Баха « ан-Навадирал-Султанийя валь-Махасин аль-Юсуфийя », переведенной Д. С. Ричардсом как «Редкая и превосходная история Саладина ».
Дополнительная литература
Димник, Мартин. Черниговская династия 1146−1246 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003.
Димник, Мартин. «Поражение Игоря при Каяле (1185 г.): летописные свидетельства». Средневековые исследования 63 (2001): 245−282.
Генрих, Лиза Линн. «Киевская летопись: перевод и комментарий». Кандидат наук. диссертация, Университет Вандербильта, Нэшвилл, Теннесси, 1977.
«О походе Игоря». Перевод с комментариями Джека В.
Хейни и Эрика Даля. 1992. http://faculty.washington.edu/dwaugh/rus/texts/igortxt2.htm
Прицак, Омельян. «Половцы и Русь». Archivum Eurasiae medii aevi 2 (1982): 321–380.
Васари, Иштван. Половцы и татары: восточные военные на проосманских Балканах, 1185−1365 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005.
Что мы слушаем: Музыка солнечного затмения | Сиэтлский симфонический оркестр
У нас есть идеальный (симфонический) плейлист для затмения
Фото Такеши КубокиЭндрю Стайфел
В понедельник, 21 августа 2017 г., Соединенные Штаты переживут полное солнечное затмение. пересечет в Орегоне, примерно в четырех часах езды к югу от Сиэтла. В честь этого события мы составили плейлист с нашей любимой музыкой, посвященной солнцу.
Прослушайте плейлист на Spotify и дайте нам знать, если у вас есть другие предложения! Мы продолжим добавлять музыку в течение выходных.
Увертюра «Гелиос» Карла Нильсена
Проследите путь солнца по небу от восхода до заката с этой увертюрой датского композитора Карла Нильсена.
«Тишина и тьма,
Солнце восходит с радостной песней хвалы,
Он идет своим золотым путем
и тихо погружается в море.
Планеты Густава Холста
Неизменно популярная сюита Густава Холста, посвященная планетам, продолжает радовать нас. Во время полного затмения Юпитер, Меркурий, Марс и Венера будут видны слева направо в диапазоне . Говоря о космосе…
Также Sprach Zarathustra Рихарда Штрауса
Наиболее известна во всем мире как «эта тема из 2001: Космическая одиссея », первая часть оркестровой поэмы Штрауса изображает бегущий по горизонту свет. Фильм Кубрика построен на небесной симметрии, где планеты висят на волоске. Начало Штрауса прекрасно отражает драму затмения понедельника.
Lichtbogen by Kaija Saariaho
Музыка финского композитора Kaija Saariaho часто связана с небесными объектами.
Мы выбрали одну из ее работ, связанных с солнечными явлениями, Lichtbogen , который напоминает мерцающее свечение северного сияния. Таинственная музыка также идеально подходит для созерцания во время самого затмения.
Князь Игорь Александра Бородина
Опера Александра Бородина повествует о полном солнечном затмении 1185 года, которое наблюдали князь и его армия во время похода на половцев. Затмение считалось плохим предзнаменованием и занимало видное место в истории.
«Полное затмение» из Самсона , HWV 57 Джорджа Фридриха Генделя
Задолго до того, как Бонни Тейлор записала «Полное затмение сердца», композитор Джордж Фридрих Гендель написал арию о полном затмении в своей оратории 1741 года, Самсон . Также из Гайдна мы предлагаем дуэт «Солнце забудет пронзить восточные небеса?» из его оратории, Соломон .
Размышления о затмении от Августы Рид Томас
Этот компактный двухчастный концерт американского композитора Августы Рид Томас представляет собой восхитительное красочное путешествие для флейты, гитары и камерного оркестра.

В итоге он, его брат Всеволод и племянник Святослав попали в плен. Многие ратники пали в бою. Поход окончился полным провалом.
Частный эпизод русско-половецких войн претворён в событие общерусского масштаба, основная идея которого — призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Опубликовано в 1800. Оказало влияние на русскую литературу (переводы В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого), искусство (В. М. Васнецов, В. Г. Пе-ров, В. А. Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина).