М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт». Текст, анализ, слушать
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» признано критиками одним из лучших в творчестве автора. Стих-призыв к гражданской чести, к исполнению своей высшей миссии. В то время, как в российском обществе отсутствовали нравственные ориентиры, Лермонтов не мог оставаться равнодушным к деградации молодежи, в первую очередь, людей творческих. Желание спровоцировать духовный и моральный всплеск в душах современников стоит у истоков написания данного произведения.
Основная тема стиха – укор поэтам в бездействии в сложное для общества время. Роль поэта в поэзии сходит на нет, предназначение утрачивает свой смысл, когда лирик меняет силу своего вдохновляющего слова на богатство и материальные блага.
Композиция и жанр
Стихотворение четко разделяется на две части и строится на сравнении дорогого кинжала, висящего без действия на стене сувениром, с состоянием современных Лермонтову поэтов, опасающихся лишний раз высказать свою позицию в лирике. Завершает стих объединение двух главных образов.
Первая часть стиха посвящена описанию славной истории дорогого кинжала. Его слава – в его боевых делах, верной службе хозяину – восточному воину-горцу. Но времена меняются, и после смерти господина, долгих лет в лавке армянского продавца на кинжале появилась чуждая ему золота отделка, и ни на что, кроме роли сувенира на стене он не годен. И в этом его трагедия – в невозможности исполнить свое истинное предназначение. Он всего лишь игрушка.
Во второй части автор рассказывает о судьбах современных лириков, которые утратили свое назначение и променяли его на богатство. Поэт начинает вторую часть с прямого обращения к лирикам. Аналогично кинжалу Лермонтов описывает славное былое поэтов, которые вели народ за собой, воспламеняя сердца истиной и добром. Но сейчас светское общество охладело к силе рифмованного слова и занято больше дешевым блеском мишуры и самообманом.
Но Лермонтов не теряет надежды на то, что лирик проснется от временного сна и исполнит свою пророческую миссию, неся людям дар божественного истинного слова. Этому посвящена итоговая строфа произведения. Именно сувенирный кинжал станет острым словом – главным орудием поэта.
Жанрово стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике, к философским размышлениям о возможности будущего пробуждения поэтов от самообмана.
Автор чередует шести- и четырехстопный ямб, придавая стиху волнительный обрывистый тон, передающий переживания автора о безысходности в жизни молодого поколения.
2 главных образа
В центре произведения два главных образа – кинжал и поэт.
Красочно Лермонтов описывает историю боевого кинжала, используя разнообразные эпитеты: «золотая отделка», «надежный клинок», «бранного востока», «родные ножны», «спутник бедный», «игрушкой золотой». Описывая характер кинжала, автор представляет его живым существом. Как раб, служил он своему господину.
Одно из самых многозначных сравнений – «богатая резьба была нарядом чуждым и постыдным». Значит, украшения мешают кинжалу исполнить свою миссию. Теперь он красив, висит на стене, но «бесславный и безвредный».
Печальную судьбу кинжала подытоживает анафора, усиливая трагизм: «Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает…» Фактически для боевого оружия это смерть.
Образ поэта более абстрактен. Для его изображения автор использует ряд строгих риторических вопросов. Стих насыщен яркими запоминающимися метафорами: «(мир) морщины прячет под румяна», «твой стих носился над толпой», «клинок, покрытый ржавчиной презренья». Не менее художественны сравнения: «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы», «как колокол на башне вечевой».
Само произведение является развернутой богатой метафорой, в которой печальная история кинжала показывает бесславную судьбу поэтов.
Поделиться новостью в соцсетях
Метки: Михаил Лермонтов
«Поэт» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, эпитеты, метафоры, смысл
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 87.
Обновлено 28 Апреля, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 87.
Обновлено 28 Апреля, 2021
В стихотворении “Поэт” («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») М. Ю. Лермонтов поднимает тему роли поэта в обществе, проводя параллель между образами поэта и кинжала, размышляет о состоянии поэзии в послепушкинский период. На уроках литературы в 9 классе пригодится полный и краткий анализ “Поэт” по плану.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.
История создания – написано в 1838 году. Поэт продолжает тему предназначения поэта, гибель Пушкина всё ещё сказывается на его творчестве.
Тема – тема поэта и поэзии, гражданская лирика.
Композиция – Стихотворение делится на две структурные части: повествование о кинжале и обращение к поэту. Состоит из 11 строф.
Стихотворный размер – четырёх- и шестистопный ямб.
Метафоры – “наследье бранного востока”, “покрытый ржавчиной презренья”.
Эпитеты – “таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”.
Синекдоха – “воспламенял бойца для битвы”, “не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье”.
Сравнение – “стих, как божий дух…, как колокол…”, игрушкой золотой (кинжал) он блещет на стене”, “Как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны”, “звук(стихи)… как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.
История создания
Стихотворение написано в 1838 году. В 1839 году оно опубликовано в “Отечественных записках”. Смерть А.С.Пушкина глубоко взволновала поэта, он продолжил тему поэта и его предназначения в стихотворении “Поэт”.
Ссылка на Кавказ не сломила поэта, к тому же он стал широко известен после гонений за произведение, посвящённое смерти Пушкина. К тому же знание оружия и военного дела сказывается в тексте, поэт как никто знал ценность и силу кинжала, который стал центральным образом в стихотворении. Год написания был сложным, как и вся короткая жизнь поэта.
Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.
Тема
Тема поэта и поэзии свойственна позднему периоду творчества Лермонтова. Очень зрелое проникновенное стихотворение с особым характером повествует об особой роли поэта в жизни людей и государства.
В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь мастера слова.
Смысл произведения: без упорной работы, свободной, искренней, правдивой, талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит, достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками”
или приукрашать уродства общества “румянами”
. Главная мысль произведения: поэт должен служить людям, истории, правде.
Композиция
Структурно стихотворение можно поделить на две части: в первой описывается история кинжала, его некогда славное прошлое и унылое настоящее; во второй – автор открыто сравнивает поэтический дар с оружием, которое ржавеет, если им не пользуются. В 11 строф автор вложил огромную по своей поэтической силе историю с прозрачной аллегорией.
Лирический герой дерзко и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравах общества. Заканчивается стихотворение восклицанием и вопросом: “Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья?..”
Жанр
Произведение относится к жанру элегии, об этом говорит ритм, общий настрой, тематика, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Черты сатиры также прослеживаются в смысловой сфере стихотворения. Оно написано четырёх- и шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Это одно из лучших произведений поэта, относящихся к гражданской лирике.
Средства выразительности
В произведении много эпитетов (“таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”
), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором.
По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 87.
А какую оценку поставите вы?
октябрь 2014 славянская статья месяца |
В этом месяце отмечается 200 годовщина со дня рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова, отмеченная библиотечными и литературными блогами во всем мире. В этом посте мы рассмотрим книги, выпущенные сто лет назад, чтобы отметить первое столетие со дня его рождения, уделяя особое внимание иллюстрированному набору его полных сочинений.
Иллюстрация к роману Лермонтова « Аул Бастунджи » Мартироса Саньяна (S756.b.91.6)
Самая ранняя книга Лермонтова, хранящаяся в университетской библиотеке, была издана в 1842 году; это первая половина двухтомника его стихов (8757.d.7-8). Поэт уже умер за год до этого, убитый наповал на дуэли на Кавказе в возрасте 26 лет. При его жизни вышел только один сборник его стихов, в 1840 году; в противном случае его стихи были напечатаны в более крупных общих изданиях. Многие произведения Лермонтова вышли в свет только после его безвременной кончины, хотя Герой нашего времени (Герой нашего времени), прозаический роман, по которому он, возможно, наиболее известен англоязычным читателям, вышел уже в 1840 году.
Сто лет назад столетие со дня смерти Лермонтова было ряд специальных выпусков и о его работе. Среди них был и наш славянский предмет месяца. Иллюстрированное полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова (Иллюстрированное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова; S756.b.91.1-6). Пять из шести томов, составляющих этот прекрасный сборник, содержат произведения самого Лермонтова. В последнем собраны воспоминания о поэте его знакомых и раздел критических статей о его творчестве. Все шесть обильно иллюстрированы рисунками большого количества разных художников, в том числе и самого поэта. Незначительные иллюстрации печатаются прямо на странице, а более важные — на отдельных пластинах.
Табличка, показанная на этом рисунке, является одной из относительно немногих полноцветных пластин. Его поверхность защищена тонким тканевым листом, на котором напечатаны строки стихов, которым он соответствует. Стихотворение, о котором идет речь, Аул Бастунджи (Бастунджи аул («аул» определяется в ОЭД как «кавказское или татарское село или стойбище»)), одно из многих произведений Лермонтова, действие которых происходит на Кавказе. Аул Бастунджи состоит из 80 восьмистрочных строф и рассказывает историю двух братьев, Акбулата и Селима. Селим влюбляется в Зару, жену Акбулата, и трагическая история троих заканчивается разрушением аула.
Картина иллюстрирует 23-ю строфу второй части стихотворения. Акбулат обнаруживает, что Зара и его любимая лошадь пропали без вести, и бросается в ночь, чтобы найти их. В цитате на папиросной бумаге даны три строчки, описывающие то, что он вдруг видит: лошадь, мчащаяся, как легкий дым, с гривой, хлещущей по шее, и что-то белое, извивающееся над ней (наездница, Зара). И лошадь, и всадник в конечном итоге обречены.
Иллюстрация Мартироса Сарьяна, армянского художника, члена группы московских символистов. В Oxford Art Online есть статья о Сарьяне. Его описание его стиля четко перекликается с приведенной выше иллюстрацией. «Как и другие члены группы, Сарьян рисовал фантастические темы, иногда основанные на народных сказках, хотя и в более ярких красках и с более сильным ритмическим рисунком, чем это было свойственно другим символистам. [Его работы 1906/07] указывают на растущий интерес к экзотическим местам и все более стилизованное обращение с фигурами и животными».0007
Oxford Art Online перечисляет Сарьяна под англизированной формой «Сарьян», и эта форма также используется в авторитетном файле имени Библиотеки Конгресса; его разрешенная форма имени — «Сарьян, Мартирос, 1880-1972». В университетской библиотеке в настоящее время хранится 6 книг о нем или о нем — список можно увидеть здесь .
Хотя эта иллюстрация находится в 6-м томе сборника на странице 192, фактический текст стихотворения Аул Бастунджи появляется во 2-м томе, начиная со страницы 44.
В библиотеке хранятся еще три книги, посвященные столетию со дня рождения Лермонтова в 1914 году. Венок М.Ю. Лермонтову : юбилейный сборник (Венок М.Ю. Лермонтову : юбилейный сборник; F191.b.14.4) содержит девять произведений восьми авторов о творчестве поэта. Остальные две книги — тоже критические работы о Лермонтове, но каждая целиком отдельного автора. М.Ю. Лермонтов: к столетию со дня рождения великого поэта (М.Ю. Лермонтов : к столетию со дня рождения великого поэта; 756:34.с.90.55) Дмитрий Овсянико-Куликовский, М.Ю. Лермонтов (756:34.c.90.73) Александра Бороздина.
Рубрика «Славянский предмет месяца» призвана отметить разнообразие и богатство славянских коллекций библиотеки Кембриджского университета путем изучения отдельных произведений. Он работает с апреля 2013 года. Предметы, представленные в предыдущие месяцы, можно найти по адресу здесь на славянских веб-страницах.
Мел Бах
Вот так:
Нравится Загрузка…
Проект MUSE — Стать Михаилом Лермонтовым: Иронии романтического индивидуализма в николаевской России Дэвида Пауэлстока (рецензия)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
MLR, I03.4, 2008 ii8i Наконец, следует отметить частые ошибки в тексте и низкое качество перевода. Например, уже неприемлемо использование терминов «Россия» и «русские» применительно к средневековому периоду, и ни автор, ни переводчик не разъясняют, что правильное название древневосточнославянского государства — Русь. Многие термины переведены неправильно. Таким образом, мы находим «новобрачных» для новобрачных (стр. 3 19), «Иоанн Златоуст» для Иоанна Златоуста (стр. I68) и «Мария Египтянка» для Марии Египетской (стр. 209), и это лишь некоторые из них. способ выражения повышенных эмоций. В заключении на семи страницах встречается тринадцать таких случаев. Работа Синявского разочаровывает, потому что основательное критическое изучение народных верований многое бы добавило к пониманию древних восточных славян, а также современной русской литературы и культуры. Но, несмотря на проблески полезного анализа, эта книга далека от идеала. СТАНФОРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МОНИКА УАЙТ Становление Михаила Лермонтова: Иронии романтического индивидуализма в России Николая I. ДЭВИД ПАУЭЛСТОК. (Исследования по русской литературе и теории) Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета.