А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (1820). 5 класс
Текст: Ольга Лапенкова
Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть.
Приведём её с небольшими сокращениями:
- У лукоморья дуб зелёный;
- Златая цепь на дубе том:
- И днём и ночью кот учёный
- Всё ходит по цепи кругом; <…>
- Там чудеса: там леший бродит,
- Русалка на ветвях сидит; <…>
- Избушка там на курьих ножках
- Стоит без окон, без дверей; <…>
- И тридцать витязей прекрасных
- Чредой из вод выходят ясных,
- И с ними дядька их морской; <…>
- В темнице там царевна тужит,
- А бурый волк ей верно служит;
- Там ступа с Бабою Ягой
- Идёт, бредет сама собой;
- Там царь Кащей над златом чахнет;
- Там русской дух.
.. там Русью пахнет!
Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.
«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.
Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена.
Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.
Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.
Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.
Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском.
В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.
Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».
Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?
Нет повести печальнее на свете
Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы.
За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:
- За шумным, свадебным столом
- Сидят три витязя младые;
- Безмолвны, за ковшом пустым,
- Забыты кубки круговые,
- И брашна [напитки] неприятны им; <…>
- То три соперника Руслана;
- В душе несчастные таят
- Любви и ненависти яд.
- Один — Рогдай, воитель смелый,
- Мечом раздвинувший пределы
- Богатых киевских полей;
- Другой — Фарлаф, крикун надменный,
- В пирах никем не побежденный,
- Но воин скромный средь мечей;
- Последний, полный страстной думы,
- Младой хазарский хан Ратмир:
- Все трое бледны и угрюмы.
..
В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:
- …Дети, други!
- Я помню прежние заслуги:
- О, сжальтесь вы над стариком!
- Скажите, кто из вас согласен
- Скакать за дочерью моей?
- Чей подвиг будет не напрасен,
- Тому — терзайся, плачь, злодей!
- Не мог сберечь жены своей! —
- Тому я дам её в супруги
- С полцарством прадедов моих.
- Кто ж вызовется, дети, други?..
Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?
Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?
Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.
Побеждённый учитель
Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.
В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:
- И вышел в люди Громобой —
- Откуда что взялося!
- И счастье на него рекой
- С богатством полилося;
- Как княжеский, разубран дом;
- Подвалы полны злата;
- С заморским выходы вином,
- И редкостей палата.
..
К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…
В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:
- Ложится в поле мрак ночной;
- От волн поднялся ветер хладный.
- Уж поздно, путник молодой!
- Укройся в терем наш отрадный.
- Здесь ночью нега и покой,
- А днём и шум и пированье.
- Приди на дружное призванье,
- Приди, о путник молодой!
Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.
Использованные материалы
- К. Сушичев. «У Лукоморья дуб зелёный… Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
- Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».
👍 Поэма «Руслан и Людмила».
А.С. Пушкин 🐱Порекомендовать к прочтению:
Поставить книжку к себе на полку
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
ПОСВЯЩЕНИЕ
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть, и Руслана,
И Лелем свитый им венец.
Но, страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет Руслан влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипля ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья.
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
И брашна неприятны им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один — Рогдай, воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей;
Другой — Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей;
Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир:
Все трое бледны и угрюмы,
И пир веселый им не в пир.
Вот кончен он; встают рядами,
Смешались шумными толпами,
И все глядят на молодых:
Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.
Но тень объемлет всю природу,
Уж близко к полночи глухой;
Бояре, задремав от меду,
С поклоном убрались домой.
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту;
Но с тайным, грустным умиленьем
Великий князь благословеньем

И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель;
Огни погасли… и ночную
Лампаду зажигает Лель.
Свершились милые надежды,
Любви готовятся дары;
Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры…
Вы слышите ль влюбленный шепот,
И поцелуев сладкий звук,
И прерывающийся ропот
Последней робости?.. Супруг
Восторги чувствует заране;
И вот они настали… Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит,
И замерла душа в Руслане…
Все смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной…
И снова терем пуст и тих;
Встает испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой…
О горе: нет подруги милой!
Хватает воздух он пустой;
Похищена безвестной силой.
Ах, если мученик любви
Страдает страстью безнадежно,
Хоть грустно жить, друзья мои,
Однако жить еще возможно.
Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить… о друзья,
Конечно лучше б умер я!
Однако жив Руслан несчастный.
Но что сказал великий князь?
Сраженный вдруг молвой ужасной,
На зятя гневом распалясь,
Его и двор он созывает:
«Где, где Людмила?» — вопрошает
С ужасным, пламенным челом.
Руслан не слышит. «Дети, други!
Я помню прежние заслуги:
О, сжальтесь вы над стариком!
Скажите, кто из вас согласен
Скакать за дочерью моей?
Чей подвиг будет не напрасен,
Тому — терзайся, плачь, злодей!
Не мог сберечь жены своей! —
Тому я дам ее в супруги
С полцарством прадедов моих.
«Я!» — молвил горестный жених.
«Я! я!» — воскликнули с Рогдаем
Фарлаф и радостный Ратмир:
«Сейчас коней своих седлаем;
Мы рады весь изъездить мир.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:
Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку
Находится в разделе: Сказки Пушкина А.
С., Сказки с картинками, Стихи с картинками
Читайте также сказки:
Пушкин, Александр (1799–1837) — Руслан и Людмила: Часть I
Руслан и Людмила: Часть I
«И все же есть пещера, которую он делает своей целью»
Иван Билибин (русский, 1876 — 1942)
WikiArt
Переведено А. С. Клайном © Copyright 2021 Все права защищены
Эта работа может быть свободно воспроизведена, храниться и передаваться в электронном или ином виде для любого 0015 некоммерческое назначение .
Применяются условия и исключения.
Содержание
- Посвящение.
- Пролог.
- Песнь I: Похищение.
Посвящение
ДЛЯ вас, владыки моей души,
Прекрасные дамы, для вас одних,
Эти сказки из моей руки разворачиваются,
В золотые часы досуга посеяны;
Небылицы минувших веков,
Наполнят здесь каждую игривую строчку.
Получите эти красноречивые несколько страниц!
За что я не прошу похвалы; для моего
Это всего лишь сладкая надежда; мое сердце доволен
Если какая-то девушка, украдкой,
Прочтите, ее мысли о любви,
Эти заблудшие песни; или такие как она.
Пролог
ЗДЕСЬ дуб зеленый у залива,
И на дубе золотая цепь:
Ученый кот, день и ночь,
Круги на этой цепи, старые:
А направо – песню крутит,
А налево – сказку о неправде.
Какие там чудеса! Едет лесной дух,
Среди листьев прячется русалка;
На глубоких тайных тропах
Странные неизвестные существа оставляют свой след;
Для избушек на курьих ножках видно,
В которых нет ни окна, ни двери;
Лес и долина, полные видения:
Там на рассвете волны омывают
По пескам и безмолвному берегу,
И появляются тридцать благородных рыцарей
Один за другим, из этих чистых вод,
Сопровождаемые их наставником;
В то время как сын короля, который едет рядом
Делает свирепого короля своим пленником;
Волшебник несет по небу
Рыцарь, мимо всех там людей,
Над лесами, морями летят;
Принцесса томится там в келье,
Обслужен бурым волком, долго и хорошо;
Пока, с Бабой Ягой внутри,
Мортира подвезет эту ведьму;
Как король Кощей заболевает золотом.
Это Россия! – Раскрываются русские ароматы!
И я был там, и я пил мед,
Я видел зеленый дуб у моря,
Я сидел там, пока ученый кот
Рассказывал свои истории; вот та, что
Я помню, и теперь, развернутая,
Сказка, которую я расскажу всему миру…
О подвигах, совершенных в прошлые века,
О делах, совершенных в легендарные дни.
Песнь I: Похищение
В его высоком зале, среди гостей, скопившихся,
Его свирепые сыновья всегда рядом с ним,
Сидел Владимир, Яркое Солнце, пировал;
Дочь свою прекрасную он венчал
Князю Руслану, мужественному и справедливому,
И из тяжелой чаши, что там держал,
За их здоровье сладкий мед пил.
Наши предки ели медленно, они
Долго передавали серебряные миски.
Они разлили вино, в тот день,
И выпили дымящиеся чашки эля.
В сердца свои влили радость,
Пена шипит у края кубка,
Глядя на дворецких, скорей, явись,
С сосудами, полными до краев.
В один великий гомон все смешались,
Гости свой радостный круг сделали;
На высоте раздался приятный голос,
Заиграла мимолетная музыка цитры.
Тише – все слушали, как Баян,
Та благородная певица, восхваляла пару,
Людмилы прелести, дерзкий Руслан,
Любовь единение храбрых и справедливых.
Тем не менее, пылким чувством объятый,
Руслан, не ест и не пьет,
От милого сердца не отводит глаз,
Страстью горит, хмурится и вздыхает.
Дергает себя за усы и в нетерпении
Считает прошедшее мгновение.
За одним столом, посреди пира,
Сидят три строгих юных рыцаря,
Унылый, с хмурыми бровями;
Пренебрегая едой, элем,
Ни едят, ни пьют, ни будят,
Забудут о чашах, о переполненном ведре.
Баян как будто не слышат,
Смущенно, глаза опускают,
Эти трое — соперники Руслана,
Смертельный отвар любви и ненависти,
В глубине души они маскируются.
Первый: Один-Рогдай, храбрый,
Тот, что своим острым клинком когда-то дал
Большая широта до киевских полей;
Второй, Фарлаф, громкий и тщеславный,
В пиршестве сперва, но потом снова,
С мечом тот, кто уступает;
Последний, страстный сердцем,
Молодой хазар, хан Ратмир.
Угрюмые и бледные, они размышляют врозь,
И от пира им не весело.
Праздник готов. Пирующие встают,
И смешиваются, а все обращают взоры
На молодоженов, невесту
Скромно опустив взор,
Как будто сердце внутренне дрогнуло,
Жених весь улыбался рядом с ней.
Тени ночи теперь обнимают землю,
И, близко к полуночи, царит тишина;
Сонные бояре перестают веселиться,
Медовухи, кланяются, потом берут вожжи.
Жених в восторге, весь в восторге,
Обнимая, в воображении,
Лаская, свою робкую девственную невесту;
Пока Великий Князь идет благословлять
Их союз с нежной нежностью,
И печалью, которую он стремится скрыть.
А теперь девушка, без промедления,
На брачное ложе зажигают;
Погасили лампы, но много лучей
Лампа Любви теперь согревает…ночь.
Дары любви здесь приготовлены,
Самые сладкие надежды теперь сбываются;
Одежды ревнивые, сладко ниспадающие
Византийские ковры теперь должны свататься…
Разве ты не слышишь любовный шепот?
А звук их сладкого поцелуя?
А потом прерванный ропот,
Последняя робость? Ожидание
Наполняет жениха истинным восторгом,
Когда в этот миг восторга…
Гром суровый… вспышка света,
Лампа гаснет, и дым струится,
Все мрак, все качается о,
Пока душа Руслана стынет….
Затем жуткая тишина, все шумы прекращаются,
Странный голос звучит, громко, дважды,
Ужасная форма, которую охватывает тьма,
Чернее туманной дымки,
И снова башня замерла.
Жених пускается вопреки воле,
На лбу пот, как лед.
Дрожа, с озябшей рукой, он блуждает,
Спрашивая тьму, где
Нет ничего, кроме пустого воздуха…
И ни следа милого сердца!
Пустота, за которую он цепляется; она,
Его Людмила, схватила внезапно,
Унесенный каким-то злым искусством.
О, если вы должны найти мученичество
Терпя страсть, безнадежно;
Хоть в жизни печали наступит,
Друзья мои, не все страдание;
Но если после долгих лет тоски,
Я обнял свою любовь на мгновение,
После слез, желаний и тоски,
Только чтобы найти ее, в одно мгновение,
Потерял навсегда … мои друзья, тогда Я
Охотно предпочел бы умереть!
Руслан был просто несчастлив.
Что скажет великий князь?
Услышав новость, принесенную внезапно,
Своего зятя он стремился содрать.
Вызвал его, созвал суд:
«Где Людмила?» взволнованный,
Он вскрикнул, с ужасом и огненным лбом,
Руслан ответил, что нет.
«Друзья и родственники!
Я думаю о твоих прошлых деяниях, кто сейчас
Будет жалеть старика, искать и побеждать
Мое дитя, следуя за?
Чтобы их успех не оказался напрасным –
Да, плачь ты, несчастный! И навсегда
Плачь, как ты ее подвел, живи в боли! –
Ее спасителя невеста обретет,
И царство моих предков тоже,
Друзья, родные, кто откликнется на мольбу мою?…
«Я», печальный жених сказал, «Я должен иди!»
«Я», «я», — с Рогдаем громко закричали, —
Фарлаф и радостный Ратмир.
‘Сейчас мы оседлаем наших лошадей,
Рады искать и далеко и близко.
Вы не расстанетесь надолго, клянемся.
Не бойся: принцессу мы будем преследовать.
Быстро ушли четверо богатырей,
Руслан унылый и полумертвый,
Измученный, почти убитый горем,
Думая о той, на которой он женился.
Садятся на своих нетерпеливых коней, все четыре,
Мчитесь теперь вдоль берега Днепра,
Оставляя за собой облако пыли,
Скоро, на пути, по которому они идут,
Потерянный из виду, пока он будет стоять,
Великий князь, глядя в пространство,
Голые, пустые поля с обеих сторон,
Пока его грустные мысли преследуют погоню.
Руслан молчал, полный забот,
Разум его и память его смутны,
Пока, надменно, глядит туда,
Через плечо, за ним
Спешил Фарлаф, но шаг или около того
Сзади, крича: «Друзья, теперь, когда я вкусил свободы
Ну, если я должен шпионить
Какой-то свирепый великан! Кровь потечет,
Любовь, которую многие жертвы могут себе позволить,
Многие из-за ревности должны истекать кровью,
Ради страсти. Радуйся, мой меч,
Радуйся, радуйся, мой нетерпеливый конь!»
Хазарский хан, который, казалось, уже,
Чтобы Людмилу за труды обнять,
В мыслях, на седле справедливом
Танцевал, юность пульсировала в его венах,
Свет надежды блеснул в его глазах.
Он заставляет своего жеребца летать.
Теперь он поднимает своего прекрасного коня, дразня,
Теперь подгоняет своего храброго скакуна в гору,
Теперь оставляет его гарцевать.
Рогдай, угрюмый, молчаливый, боящийся
Какой-то неведомой судьбы, теперь чувствует холод
Его ревности куда больше, чем
Все остальное; его страдальческий взгляд
Сейчас часто устремлен на Руслана,
Отображается темный и ужасный слепок.
К той же дороге держат соперники,
Весь день, пока небо светло,
Туда, где берега Днепра круты,
И с востока тень наполняет ночь.
Туман окутывает реку;
Их усталые кони нуждаются в отдыхе.
Там, где их дорога пересекает другую
Под горой кажется лучше
На расставание: «На судьбу», кричат всадники,
Доверимся себе». Итак,
Каждый конь, теперь не пришпоренный, постепенно,
Выбирая путь, медленно извивается.
Что же, мой Руслан, весь обезумевший,
Один, в безмолвном запустении?
Кажется, Людмила, все, что ты искала,
Было лишь сном; потерянный восторг.
Твое забрало поднято на лоб,
Вожжи свободны в твоей мощной руке,
Твоя поездка среди темных полей сейчас,
И ни вера, ни надежда не властны,
Оба угасают там, в твоей душе.
Но есть пещера, которую он делает своей целью –
Свет там; он спешивается, чтобы встать
Перед ним, а затем движется, чтобы войти
Это дремлющее хранилище, старое как природа.
Унылый идет туда, где
Сидит пожилой мужчина; ясный
Его взор, и спокойный его тихий взор,
Седые от лет его спутанные волосы.
Свет лампы падает на него там;
Над древней книгой играет,
В котором он читает. «Здравствуй, сын мой!»
С улыбкой встречает теперь Руслана,
«Двадцать долгих лет миновали;
Поблекший, но пожилой человек,
Здесь я терпеливо ждал,
Этого дня я давно предвидел;
Связанный теперь непреклонным законом судьбы,
Подойди, сядь здесь и внимай мне.
Руслан, Людмила для тебя потеряна,
Сила твоего великого духа тоже
Ослабла, и все же эти беды пройдут.
Хоть злой случай и преследует тебя, увы,
Но с верой и надеждой смело сражайся
Со всеми бедами; с мужественным искусством,
Продвижение – хотя и во мраке ночи –
С сияющим клинком и доблестным сердцем.
Руслан, разыщи того, кто обидел тебя,
Страшный колдун, Черномор,
Поселившийся в своей горной твердыне, Который
Раньше девиц похищал.
Туда еще никто не входил,
Даже не взглянув на него,
Но ты положишь конец этому злому делу,
И проникнешь в его хватку; возложи,
И убей негодяя собственной рукой.
Больше не скажу, где все неладно:
Судьба твоя теперь, ты пойми,
Зависит от твоей воли в этом. правая рука, радостно,
Более прекрасный мир он, казалось, приветствовал,
Его сердце забыло о своих страданиях.
Он почувствовал себя выздоровевшим: но вдруг
Кровь снова отхлынула от его лица…
«Причина твоей печали мне ясна»,
Старик сказал: «И все же твой случай
Не так уж печален , ваше горе я прогоню.
Ты боишься злой страсти колдуна;
Будь спокоен; никакого вреда он не причинит,
Ей нечего бояться в его ужасной тюрьме.
Он стягивает звезды с неба,
Он свистит, и луна должна дрожать,
Тем не менее, он все еще должен видеть время;
Искусство у него слабое, хотя лукавит.
Ревнивый страж у ее дверей,
Который держит ее под замком,
И все же, бессильный, он не сделает больше
Хоть его пленник и владеет красотой.
Он бродит возле ее кельи, в тишине,
Проклиная суровость своей участи…
Но, славный рыцарь, свет уходит отсюда,
Пусть мир и покой не будут забыты.
На ложе из мха , Руслан лежит,
У углей догорающего костра,
Ища забвения, он вздыхает,
Ворочаясь, с желанием…
Все напрасно! Он еще должен сказать:
«Сердце больное, хотя я и ищу сна,
Отец, мой разум: он не успокоится.
Жизнь утомляет меня; что мне делать?
Злые сны мучают твоего жалкого гостя.
Поговори со мной: кто же ты тогда,
Благословенный наперсник судьбы? Прости
Смелость моего вопроса:
И почему ты живешь в этих отбросах?
Вовлеки меня еще в разговор».
Старик ответил ему так,
Вздохнув; «Я забыл, дорогой сын,
Мой далекий дом, страна тумана.
Финн по происхождению, почему, я был одним из них
Кто пас овец моего соседа,
В уединенных долинах, которых мы придерживаемся,
И в беззаботной юности я знал
Густые дубравы, бегущие ручьи ,
Каменистые пещеры и несколько
Удовольствия, которые наполняют мечты бедняка.
Дни, которые я провел в одиночестве –
Кончился мой контент.
Недалеко от нашего села жила девочка,
По имени Наина; во всем этом мире,
Нет более сладкого цветка одиночества,
Существовал, нет ничего прекраснее.
Однажды утром я наткнулся на нее,
Ибо, играя на своей дудке, я смотрел
Ее у ручья, как там я пас
Мои стада на травяном лугу.
Молодая и красивая, она подняла
Ее руки, чтобы сплести гирлянду так,
И моя судьба была предрешена навеки…
Ах, рыцарь — ведь это была Наина!
В награду я ощутил пламя
Страсти за мой дерзкий взгляд,
Ибо любовь зажгла мою душу,
Небесная радость, которая поднимает нас выше,
И все муки глубокого желания.
Прошло шесть месяцев, и, полный страха,
Я открыл свое сердце, приблизился,
Плакала: «Как я люблю тебя, Наина!»
Но мои робкие слова она когда-либо
Презирала, выражала вид гордости;
Напрасно щеголяя прелестями вновь,
Равнодушно ответила:
«Ну, пастух, не люблю я тебя!»
Резвятся пастухи на поляне,
Ничто не могло облегчить мою тоску,
Глубоко погрузившись в темное уныние;
Покинуть Финляндию было моей миссией,
И рискнуть опасностями океана;
Плыть под парусом и с группой братьев,
Попытаться таким образом добиться высокой славы,
Притязание на свежее внимание Наины,
Поклялся, в стиле любовников.
Я нашел смелых рыбаков, и мы
Пошли по волнам, искать золото,
Берега, где все когда-то жили мирно
Теперь увидел стальной блеск яркий и холодный,
Громко стучали воюющие суда.
Таким образом, полный надежды, я отплыл,
Среди моих соотечественников яростно сражались,
Многих врагов, которых мы убили,
Пока снег, волны не побежали красным.
Наша слава, она распространилась; пока, я говорю,
Иноземные короли боялись нашего прихода,
Их гордые эскадры бежали в тот день,
Северные клинки причиняют беду.
Яростно мы дрались, но и весело
Мы разделили добычу и сели
Пировать с людьми, которых мы победили, кто
Ел с нами и ни разу не поморщился.
Тем не менее, мое сердце отдано Наине,
Под звуки пиров и войны,
Я все еще жаждал ее, как всегда,
Ища все еще мой родной берег.
«Друзья, — воскликнул я, — пора уходить,
Повесьте нашу кольчугу под карниз
В какую-нибудь красивую хижину, со спокойной душой!»
Весла зашевелились; наши битвы в прошлом,
Оставляя за собой след страха,
Мы отплыли вперед, Финляндские берега найти,
И гордо встал на якорь – наконец-то дома!
Сбылась моя непреходящая мечта,
Сбылась моя заветная мечта!
Миг сверкнул молнией,
Сладкой встречи яркий и пламенный отблеск!
К ногам моей гордой красоты,
Я положил свой меч, запачканный и окровавленный,
Кораллы, и жемчуг, и сверкающее золото.
Опьяненный страстью, Я стоял немой,
Окруженный ее толпой сплошь
Завистливые друзья, уже не смелые,
Скорее, теперь пленник.
Тем не менее, полный презрения, моя любовь забыла,
Она, в своей равнодушной манере,
воскликнула: «Герой прекрасен, я не люблю тебя!»
Зачем говорить, дорогой сын, о вещах, которых мне не хватает силы вспомнить?
Здесь, в одиночестве, где я вздыхаю,
Душа онемела, могила ближе,
Грустно, я вспоминаю печали,
В мою седую бороду, из моих глаз.
Но послушайте! На моей родине там,
Среди диких рыбаков, там, где,
В пустошах странные искусства народные гуляют.
Под деревьями вечно
Тихая крыша, в лесу глубоком,
Седовласые колдуны, тайно,
На высшей мудрости хранят
Их умы устремлены; они предвидят
Все; и такова их сила
Что все грядет, как и все давно минувшее,
Полностью подчиняется им;
Сама любовь и могила наконец.
И, я, жадно искавший любви,
Решил, что все-таки
Любовь в гордой Наине возбудить
Волшебством, несмотря на все горести.
Итак, темный лесной нутро
Я поспешил свободно обнять.
Замурованный в одиночестве, я научился
Магическому искусству, пока не заработал,
Через невиданные годы в том месте,
Ужасное знание силы прекрасной Природы;
Пришла долгожданная сиюминутная благодать:
К волшебству теперь я стремлюсь.
«Венец любви и любовного желания,
Наина, теперь моя», — воскликнул я,
Думая о достижении цели, от которой отказались,
Но судьба победила в тот день,
Мой упрямый враг навеки.
Исполненный юношеских надежд и мечтаний,
Пробужденный моим желанием, я, быстро,
Произнес заклинание и призвал меня,0005
Среди тенистых отблесков леса,
Темные духи, до молнии, кратко,
Волшебно мрак приветствовал,
И с вихрем встретился.
..
Земля под ногами содрогалась.
И на лесной подстилке предо мною
Старуху, седую, я теперь видел,
Горбатую фигуру, в моем убежище,
С дрожащей головой, но глазами горящими
О, моя Наина twas, храбрый рыцарь!…
С тихим ужасом я теперь измерил
Этот жалкий образ с моими глазами,
Мое сомнение, которое я едва мог скрыть,
И воскликнул: «Это мой заветный
Милый? Наина, может это ты?
Наина где вся твоя красота?
Какая сила изменила тебя совершенно,
И создала тебя, ужасно, заново?
Давно ли уж я ушел со света,
И разлучился с милой, душою моей;
Как долго?»… «Полных сорок лет, в общем»,
Старуха ответила, сверкая глазами,
‘Сегодня мне семьдесят лет.
Что тогда? … Вот так годы мчатся на:
С твоей весной покончено, я говорю –
Как и с моей, жизнь утекает –
И мы состарились теперь, ты и я.
Но послушай, друг, не беда,
Если тебя оставила непостоянная юность,
Если я седая и кривая,
Моя живость, мои прелести позабыли,
Если я не та, что была тогда, — снова заговорил:
‘Ибо (это мой секрет), тем не менее,
Ведьма я, волшебница!
Итак, она действительно была, и я,
Я стоял немой и неподвижный;
Несмотря на все мои знания, полученные таким образом,
Я был совершенным дураком, не меньше.
И тут ужас! Для моего заклинания
Поработал над моей седой богиней
Успешно, но слишком хорошо;
Свежая страсть зашевелилась в ее груди.
Ее страшный рот скривился в улыбке;
Голосом кладбища, но без лукавства,
Она пробормотала о своей любви ко мне.
Представь тогда мою агонию!
Я дрожал и смотрел в землю;
Несмотря на ее кашель, я все же услышал
Глубокий, страстный звук ноты:
‘Ну вот, дорогой друг, я, словом
Нахожу, что это сердце мое родилось
За нежность, обе ночи и утро;
Чувства мои пробуждаются, Любовью я горю,
Ради всех страстей и желаний любви…
Иди ко мне в объятия, по тебе я тоскую…
Милый друг, я умираю от огня любви…»
И так она смотрела на меня, Руслан,
Страстным и похотливым взглядом,
Ощипывая крепко в моем кафтане
Тощими руками. Я думал умереть.
Зажмурив глаза от ужаса,
Страшно было там задерживаться,
До тех пор, пока я не мог больше выносить это место,
Вырвался на свободу и побежал в глубоком отчаянии.
Она воскликнула: «О ты, недостойная любви!»
Преследуя: ‘ты меня потревожил, правда,
Украл мои чистые, невинные дни!
Вы завоевали любовь Наины, и все же
Вы презираете ее; безнадежно забыть;
Таковы сердца мужчин всегда!
Все дышат своей изменой, и никто не остается.
Увы, виню себя; монстр
Соблазнил меня, страстный когда-либо.
Несчастный предатель! Теперь стыд и горе
Мои! Тем не менее, трепещи, бессердечный вор!
Итак, мы расстались. С тех пор, короче,
Я жил одиноким существом,
С разочарованием в сердце,
Находя утешение глубоко в Природе,
В покое и в тонком искусстве.
Нынче меня зовет могила,
Тем не менее, эти эмоции остаются,
Ведьма хранит их в памяти;
Там пламя страсти погасло
Из гнева превратилось в вражду.
Черный и злобный дух,
Она возненавидит тебя, как ненавидит меня, друг;
И все же всякой печали есть предел,
Все земные печали имеют конец.
Не впадая в сон, а быстро
Ночь своим мирным путем скользила;
Глубокая мысль его занимала,
Пока рассвет не засиял ясно и ярко…
И тогда, в благодарность, рыцарь
Обнял старика, вздохнув,
И, надеясь, оставил его, постепенно.
Он вскочил в седло; крепко
Схватил между сильными ногами своего коня,
И, свистком, слегка пришпорил его:
«Будь со мною в час нужды,
Отец!» — воскликнул он, оглядываясь кругом,
Он скакал по пустой земле.
«Прощай!» дважды крикнул старый мудрец,
«Прости свою невесту; любовью быть связанным;
Не забывай совет этого старика!’
Конец первой части «Руслана и Людмилы»
Руслан и Людмила (1972) — Руслан и Людмила (1972) — Отзывы пользователей
Руслан и Людмила (1972)
Пересмотреть это названиеЕще Русская Сказка Безумие
raymondo19605 Октябрь 2001
Вау.
Какой фильм. Чем больше я вижу работы Птушко, тем больше восхищаюсь его буйной фантазией. Повсюду есть красивые визуальные эффекты, такие как хрустальный сад волшебника или перевернутые потолочные фонтаны, извергающие разноцветную воду. Есть также причудливые сцены, такие как гигантская голова, которая советует Руслану, или кульминационная дуэль, где Руслан висит на 30-футовой бороде летающего карлика. Обязателен к просмотру всем фанатам «Дня, когда Земля замерла» (Сампо) или «Волшебное путешествие Синдбада» (Садко). Мне очень рекомендовал его друг, который видел его на кинофестивале, и я не был разочарован.
22 из 22 считают это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
это эпическое фэнтези — лебединая песня Птушко и однозначно самая амбициозная его работа
lasttimeisaw5 Сентябрь 2015
Это эпическое фэнтези, прозванное Уолтом Диснеем из Советского Союза, является лебединой песней Птушко (он скончался в 1973 году) и, безусловно, его самой амбициозной работой.
Основанный на стихотворении Пушкина, «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» длится 150 минут, что позволяет Птушко слепить обширную роскошную декорацию, чтобы поминутно сфабриковать сказку в удобной для детей форме. Доблестный рыцарь Руслан (Козинец) собирается жениться на Людмиле (Петровой), привлекательной дочери князя Владимира Киевского (Абрибосов), но в брачную ночь Людмилу похищает злой карлик-волшебник Черномор (Федоров), который состоит в союзе с мстительной ведьмой Наиной (Капнист), поэтому Руслан спешит ее спасти вместе с тремя другими соперниками, которые тоже тоскуют по Людмиле, это Рогдай (Мокшанцев), угрюмый воин, Ратмир (Ахметов ), молодой хазарский хан и Фарлаф (Невинный), дородный гурман.
Будучи мастером покадровой анимации, четыре десятилетия спустя ловкость рук Птушко все так же завораживает, чтобы оценить ее как новинку до эпохи компьютерной графики, грубую, но фантастическую, колдовство Наины, волшебную бороду Черномора, гигантского дремлющего человека. Голова, шапка волшебника, делающая людей невидимыми, искусное сопоставление трудящихся великанов и людей нормального размера, схватка Руслана и Черномора в парящем небе — все это может легко перехватить дыхание у зрителей в это время.
К сожалению, в последние полчаса, когда Киев находится в осаде его варварскими захватчиками, темп резко падает, здесь настолько очевидно, что Птушко некомпетентен для управления масштабными сценами действий, батальные сцены в целом бессистемны, массовка играют в дом, а дрянные модели повсюду. Тем более, что актерское мастерство — простейший тип, не оставляющий следов тонкости и сопереживания, настолько прямолинейный, что любой малыш может реально понять, кто добрый, а кто злой, Руслан — непобедимый герой, а Людмила — бесстрашная героиня. , который может в одиночку отбиваться от Черномора и его приспешников со всеми подушками на кровати, Наина — источник зла, а Черномор — просто шут. Все это можно отнести к стандартной франшизе Диснея, но, к сожалению, это сильно отвлекает от глаз взрослых. При всем уважении к Птушко и его винтику за их кропотливую работу, 6/10 — мой добросовестный голос за этот.
3 из 3 считают это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
Волшебный русский фильм-сказка
TheLittleSongbird21 Апрель 2013
У Руслана и Людмилы (не путать с великой одноименной оперой Глинки) единственные недостатки — это некоторые диалоги, которые кажутся надуманными, и последние двадцать пять минут или около того, с их гротескно жестоким природа и злодеи, исчезающие и забываемые, внезапно кажется совершенно другим фильмом. Это только одна часть фильма, все остальное абсолютно волшебно и почти идеально. Это выглядит чудесно, от ледяных садов до русских дворцов, декорации очень красиво смонтированы, а цвета яркие, а костюмы вызывающе красивые. Спецэффекты в целом хороши (порой странные, но чудесные), соответствующие жанру и времени создания фильма, как и грим, при этом фильм тоже красиво снят. Музыка положительно пронизана аутентичным русским народным колоритом и зажигательным величием, в диалогах достаточно остроумия и обаяния, чтобы компенсировать надуманные моменты, а боевые сцены в целом поставлены ярко (та, что в последних двадцати пяти минут было единственным заметным исключением).
История очень русская и очень похожая на сказку, это одна из тех историй, которые засасывают и никогда не отпускают, рассказана с захватывающим эффектом, но при этом не теряется фантастическая составляющая. Персонажи одинаково колоритны, и, хотя актеры немного театральны, они благородны и очень любят свои роли, особенно пылкая Людмила в исполнении Натальи Петровой. В общем, волшебно и приведет в восторг зрителей любого возраста. 8/10 Бетани Кокс
2 из 2 считают это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
Удивительно смешно, но глупо
xact4 Сентябрь 2002
Просто хочу сказать всем: ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ ФИЛЬМ!
Это смешно и необычно.
Для любителей фэнтези это отличный способ провести субботний вечер.
Это русский «Властелин колец», в более смешной форме.
Он основан на стихотворении, так что все говорят стихами, но субтитры нормальные, так что для западных людей это нормально. Сначала вы думаете, что это милое детское кино, с пением… объяснением ребенка. Позже вы видите, как варвары обезглавливают людей и так далее, и немного крови. Так что это действительно переворачивается с ног на голову!
ПОСМОТРИТЕ!
10 из 13 считают это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
Дикая фантазия
crystallogic17 Февраль 2018
Что это? Всего шесть обзоров на это произведение искусства в базе данных фильмов в Интернете? Это только показывает, как немногие восточные классики привлекли внимание остального мира даже по сей день. Это основано на произведениях легендарного поэта-эпоса Александра Пушкина.
Признаюсь, я мало что знаю о Пушкине, кроме того, что он является предшественником Гоголя и его рассказов, похожих на темные народные сказки, и этот фильм отражает подобный тип повествования.
Имейте в виду, это не очень доступно для нерусской аудитории, в каком-то смысле. Но, я думаю, если вы сможете по-настоящему погрузиться в настроение вещей и, возможно, если у вас есть опыт работы в некоторых из более фантастических областей литературы 18-19 веков, вы сможете насладиться этим сложным, музыкальным, грандиозное проявление силы. Это похоже на масштабную фантастическую оперу. Вспомните, может быть, «Волшебную флейту» Моцарта. Все больше, чем жизнь, и всегда декламируют, и носят буйные, дикие костюмы. Ледяные дворцы, колдуны, злые гномы, дикие кутежи, насилие, такая страстная, плачущая любовь, какую только в сказках увидишь, пьянство. Вы обнаружите, что в этом есть логика волшебной сказки. Он огромный, эпический и абсурдный, и выглядит красиво, и хотя в нем нет ни рока, ни свинга, ни фанка, музыка действительно крутая.
Даже английские субтитры, кажется, делают все возможное, чтобы внести свой вклад в безумие. Наблюдайте, как переводчики карабкаются и извиваются во всевозможные искажения, чтобы рифмовать текст в некотором роде оригинальной поэзии. Клянусь, если вы посмотрите это со своим любимым человеком, вы будете произносить причудливые восклицания и фразы на публике в течение нескольких месяцев после этого, и все будут в полном замешательстве. Серьезно, я не совсем адекватен, чтобы описать, на что похожа эта штука. Просто попробуйте.
1 из 1 считает это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
Рецензия из двух частей на фильм из двух частей
dbborroughs11 ноября 2008 г.
Внимание: спойлеры
Фильм есть на двух DVD, как и многие фильмы Rusico.
(должны быть дополнения) Это не всегда плохо…
Здесь немного помогает, так как первая половина лучше второй. С этой целью обзор фильма в двух частях
Часть первая: Фильм представляет собой историю о двух главных героях, которые влюблены друг в друга. Людмилу похищают в первую брачную ночь, и король, рассерженный потерей дочери, клянется, что она будет невестой того, кто когда-либо вернет ее.
Итак, гости отправляются вместе с Русланом в надежде спасти девицу.
Виновник — гном с сорокафутовой бородой.
Финальный фильм Александра Птушко — еще одна сказка, основанная на произведениях поэта Пушкина. Птушко — довольно странный режиссер, всю свою карьеру посвятивший штамповке странных сказок, которые продавали идею великой Матери-России. Я посмотрел несколько его фильмов, и у меня неоднозначное мнение о нем и его работах. Он снимает фильмы, которые выглядят как великие сказки, в которых есть много всего, что вы ожидаете от упомянутых сказок, но, как правило, они немного неестественны.
направление, в сочетании с любовью к деревенской чепухе, которую он вливает в процесс, его фильмы могут быть действительно тяжелыми для просмотра.
Первая половина этого фильма — один из его лучших фильмов, очень фантастический и похожий на сказку. Я смотрел фильм на английском языке с субтитрами, и дубляж почти такой же, как субтитры, и это хорошо. Интересен тот факт, что дубляж должен быть с вырезанной английской версии фильма, так как английский язык периодически выпадает и заменяется русским.
Мне нравятся визуальные эффекты фильма, даже если эффекты временами оставляют желать лучшего. Голова великана, страшный лес и логово злого карлика красивы.
Когда первый DVD закончился, я с нетерпением ждал вторую часть фильма.
Часть вторая. О боже, это ужасно.
Первая половина — приличный фильм, но вторая половина кажется длиннее своих 70 минут на шесть или семь часов.
Первая половина фильма закончилась тем, что Руслан получил меч, способный победить злого Гнома.
Вторая половина представляет собой набор красивых, но плохо сыгранных картин злой ведьмы, пытающейся помешать Руслану добраться до логова гнома.
Когда он добирается туда и побеждает гнома, остается почти час… Кажется, я был ошеломлен до неверия.
Затем он уходит с Людмилой без сознания…
Затем все становится не так, как монголы атакуют, и Руслан умирает… на некоторое время.
Финальная атака на замок — одна из худших батальных сцен, когда-либо появлявшихся на экране. Я ЗНАЧИТ НАВСЕГДА!!!!! Головы летят, а людей разрезают пополам, и это плохо сыграно, поскольку стрелы летят на три фута, в корову стреляют стрелами, а диалог смехотворно плохой….
Вторая половина этого фильма — настоящая бомба. Это один из худших фильмов, когда-либо снятых.
Смотрите первую половину, избегайте второй.
4 из 10 в целом
2 из 7 сочли это полезным.
Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

.. там Русью пахнет!
..
..