Рассказ по картине М.И. Авилова «Поединок на Куликовом поле»
Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.
Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…
Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?
Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.
Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.
Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).
Куликовская битва стала решающим сражением русских войск с войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.
Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.
Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.
Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.
Пересвет
Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.
Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.
Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.
Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.
Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.
Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).
На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…
На бой с Челубеем пошел Пересвет.
Поединок богатырей
По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России.
Александр Пересвет пошёл в бой, вопреки логике поединка, сняв с себя доспехи и оставшись в одной Великой схиме. Это монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла. Тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла, значит, поединок им был проигран. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле и смог сам доехать до строя русского войска.
В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.
Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.
Челубей
Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.
Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.
Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».
Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.
Боевая магия «Бон-По», которой владел Челубей, позволяла многократно увеличить эффективность боевых приемов путем магических заклинаний силы духов потустороннего мира.
В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.
«Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.
Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.
Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.
Пушкин сделал!
Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!
Одной из известнейших картин художника М.И. Авилова является работа «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Автор изобразил на ней эпизод, который предшествовал началу Куликовской битвы. Авилов максимально правдиво передал образы героев, их наряды и оружие. Поединок происходит между могучим русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. Согласно истории, оба героя погибли, но победа осталась за Пересветом. В результате чего татарская конница начала теснить русский полк. Таким образом, наше войско понесло большие потери.
Михаил Авилов с огромным вдохновением создавал данную картину. Для того, чтобы сделать работу более достоверной, он старался как можно более тщательно изобразить детали. Таким образом, зрители, которые смотрят на картину, могут ощутить дух, силу этого момента.
На переднем плане картины изображены лошади, на которых воюют друг против друга два главных героя – Пересвет и Челубей. Автор изобразил богатырей очень близко, что делает их ещё больше и сильнее. Лошади, на которых бойцы дерутся, изображены с оскаленными зубами. Эта деталь создает ещё более ожесточенную атмосферу вокруг. Противники поражают друг друга копьями. Доспехи, которые предназначены, чтобы защищать воинов, не помогают. Оружия пронзают тела богатырей. Русский герой ударил противника настолько сильно, что тот падает с лошади. С головы Челубея падает красный малахай. Пересвет немного попятился назад, но в его глазах видна вся ненависть к врагу и жажда победить.
На заднем плане слева смирно стоят русские воины, уверенные в победе своего бойца. Впереди них на белом коне стоит великий Московский князь – Дмитрий Донской, также уверенный в победе Пересвета. Автор передал цветовой гаммой состояние бойцов. Именно преобладание серых оттенков, говорит о том, что воины спокойны и уверены в победе.
Татарские войска, стоящие справа от Челубея изображены в ярких тонах. Эта деталь говорит о том, что воины не уверены в своих силах и сомневаются в своей победе.
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» демонстрирует зрителям дух того времени, как русские воины сражались до последнего. Все это ощутить нам позволяют цветовые оттенки и тщательно проработанные детали. Михаил Авилов смог подробно и достоверно изобразить сцену боя, за что был награжден наградой.
Историческая справка:
— картина написана в 1943 году
— поединок, изображенный на картине, состоялся 8 сентября 1380 года
— место поединка – Куликово поле (на берегах реки Непрядвы)
Куликовская битва между русскими и татарскими войсками началась именно с этого поединка. Русскими войсками предводительствовал князь Дмитрий Донской, татарскими войсками – Мамай.
Такие поединки устраивали, чтобы определить, чья армия пойдет атаковать первой. Невероятная важность поединка в том, что атакующая армия несет большие потери.
В этом поединке погибли оба воина, но Пересвет сумел доехать на коне до русских войск, поэтому победа осталась за ним.
В битве на Куликовом поле победили русские войска.
Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Похожее
Поединок
Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.
Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.
На поле боя вышли два воина, два монаха…
Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…
Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.
Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.
Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.
Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…
Поединок Пересвета и челубея год. Поединок Пересвета с Челубеем
Поединок перед Куликовской битвой
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.
В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?
Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.
Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.
От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.
За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
Секрет Челубея
Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.
В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.
Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.
Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.
Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…
А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».
Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.
Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.
Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.
Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.
Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.
В воздухе витал вопрос:
Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.
Был нарушен привычный ход вещей.
У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.
Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.
И первым среди них был Андрей Ослябя.
Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.
С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.
Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.
Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.
Центральные фигуры полотна
Основные герои, находящиеся в центре картины — это сидящие на вздыбившихся конях вооруженные копьями воины, сблизившиеся для нанесения смертельных ударов друг другу. Поединщик слева — русич, на момент боя, монах-схимник Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, справа — тюркский богатырь, слывший «непобедимым», сильный Мурза Челубей. Мощными фигурами взвившихся лошадей, расталкивающимися в стороны, наперекрест им, могучими телами богатырей, автор умело подчеркивает враждебность поединка, передает наивысшее напряжение в битве двух воинов, говорит о приближении скорой развязки. На картине видно, что щиты обоих раскалываются от удара острых копий, которые вот-вот пронзят тела богатырей. По падающему с головы Челубея красному малахаю заметно, что всадник вываливается из седла и скоро будет окончательно повержен. Оба воина-поединщика, участвовавшие в этом бою, погибли, но победа была отдана Пересвету, ведь он, хоть и был смертельно ранен и пронзен копьем, смог доехать до строя русских солдат не упав с лошади. Поединок сыграл свое решающее значение — конница Мамая вынуждена была первой атаковать и понести большие потери.
Популярные сочинения
- Сочинение Мое отношение к Герасиму из рассказа Муму 5 класс
Уже в самом начале произведения становится понятно, что Герасим положительный персонаж повести. Это порождает чувство симпатии нему. - Сочинение Плюшкин в Мертвых душах (Образ и характеристика)
Плюшкин – самая мертвая душа в поэме. Пасть ниже, чем человек, собирающий в свой дом мусор, потерянные вещи, разное тряпье просто невозможно. - Сочинение-рассуждение на тему Русский язык
Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. Этим он и прекрасен. Так в чем же главная особенность родной речи? Давайте узнаем.
Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание
- Сочинения
- По картинам
- Другие
- Авилов — Поединок Пересвета с Челубеем
Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина “Поединок на Куликовском поле”. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику. Благодаря ей, Михаил Авилов стал лауреатом 1 степени Сталинской премии.
Художник изобразил легендарный бой двух богатырей – Пересвета и Челубея. Оба воина изображены в центре картины, восседающие на конях. Предчувствуя сильное столкновение, кони взвились на дыбы. Стоит отметить, что русский воин изображен слева, а татарский богатырь справа. Как мы можем увидеть, Пересвет облачен в русскую рубаху, поверх которой находится кольчуга с металлическими пластинами, на голове богатыря поблескивает белый шлем. А на ногах у воина кожаные сапоги, которые говорят о его знатном роде.
Вся атмосфера военных действий шикарно передана с помощью цветов и оттенков. Так, позади Пересвета, изображены русские воины. Благодаря мастерству живописца, можно прочувствовать настроение русского войска. Используя больше серых, бледных тонов автор картины позволяет ощутить дух русского войска. Уверенные, стойкие русские богатыри расположились на левой стороне картины. Воины с тревогой ожидают исхода этого важного поединка. Но при этом они тверды и сильны. Во главе войска Михаил Авилов нарисовал самого Дмитрия Донского, восседающего на белом коне.
В тоже время, напротив Пересвета изображен Челубей. В целом, вся правая сторона картина более насыщена яркими красками. Так, мы можем понять, что вот-вот и с выбритой головы Челубея слетит красный малахай. Татарский воин изображен также крупно, его тело, пораженное копьем, скоро упадет на землю. А войско, которое расположилось в правой части картины, на заднем плане, с ожиданием и нетерпением наблюдает за процессом. Чувства врага художник мастерски передает яркими красками. Неуверенность, нетерпение – вот чувства, которые испытывает вражеское войско. Страх и беспокойство уже пронзили их, ведь они уже предугадали исход поединка.
Безусловно, необходимо отметить, что фигуры самих богатырей являются центральной частью картины. Художник изображает воинов очень крупно, он будто увеличивает их в росте, добавляет тем самым им невиданных сил.
Достаточно взглянуть в лицо русскому воину – Пересвету. Его лицо будто излучает невероятную силу и мощь, которые олицетворяют дух всего русского войска. В тоже время, лица татарского богатыря мы не видим. Художник очень остро передал самый напряженный момент поединка — столкновение, которое предвосхитило весь ход Куликовской битвы. Как мы знаем, в действительности, оба воина героически погибли в этом сражении. Но победа осталась за русским воином, так как конь его прискакал с мертвым телом на седле до своего войска, а тело татарского богатыря в момент столкновения упало бездыханное на землю.
Картина Михаила Ивановича Авилова является поистине достоянием русской культуры. Она потрясающе воплотила в себе одно из важнейших событий в истории Древней Руси.
Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем
Традиция, когда от двух войск выставляют по одному воину, для того чтобы решить исход битвы, существует довольно давно. Конечно, на практике не всегда хватало только такого поединка, ведь пришедшие на поле битвы, зачастую приходят туда, чтобы там остаться и многие понимают этот факт. Как известно, побоище на Куликовом поле унесло много человеческих жизней и русских и татарских, после битвы поле было обильно удобрено сильными, молодыми и старыми телами.
Авилов предлагает нам картину до битвы, практически перед самой битвой. Два войска сошлись и стоят неподалеку друг от друга сомкнутыми рядами. На свободном пространстве сошлись главные богатыри.
Согласно легенде, Дмитрий Донской приезжал к Сергию Радонежскому для того чтобы получить благословение и духовное наставничество. Одним из монахов Радонежского был Пересвет, который относился к боярскому роду и имел познания в воинском искусстве. Поэтому Сергий Радонежский не только благословил князя, но и отправил с ним своего инока, который смог бы не только молитвой, но и мечом помочь собственной земле.
Таким образом фигура Пересвета представляет собой монаха-воина, который противостоял чужеземному воину Челубею, кстати, профессиональному поединщику. Далее сведения из легенды немного расходятся, однако, практически всегда указывается на гибель каждого воина.
Тем не менее, эти подробности не столь существенны, как художественная ценность рассматриваемой картины и те мысли, которые хотел передать художник. Перед нами два воина на крупных, ретивых конях, ставших на дыбы. Кони изогнулись и ржут свирепо, а воины сломили друг о друга копья.
Нужно сказать, Авилов не пишет пронзенных воинов, если присмотреться, то копье Пересвета уперлось в щит Челубея, а Челубей погрузил свое копье куда-то к щиту Пересвета. Стоит поразмыслить почему художник изображает поединок именно таким образом, а не следует легенде. Ведь согласно логике его картины, спустя мгновение оба воина слетят с седла и окажутся на земле со сломленными копьями.
Основной акцент сделан на центральные фигуры, но на заднем фоне располагается два войска, которые увлечены зрелищем. Они смотрят как сражаются богатыри, кто-то подбадривает своего воина выкриками, другие просто с интересом слегка наклонились вперед. Богатыри тут изображают как бы квинтэссенцию сил своего народа, собственной цивилизации, за ними стоят остальные воины, которые спустя какие-то минуты станут удобрением для земли.