Подробное краткое содержание вишневый сад: «Вишневый сад» очень краткое содержание пьесы Чехова

Чехов «Вишнёвый сад» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

13 мин.

Антон Чехов

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 27246.

Обновлено 31 Октября, 2022

О произведении

Когда мы говорим о творчестве А.П. Чехова, сразу же в памяти всплывают его небольшие юмористические рассказы, наполненные глубоким смыслом, а часто и трагизмом. Для театралов же он, прежде всего – один из самых выдающихся драматургов конца XIX – начала XX века. Пьеса Чехова «Вишневый сад» стала последней в его творчестве. Написанная в 1903 году, она была поставлена на сцене любимого им Московского художественного театра в 1904 г. и стала итогом раздумий о судьбах России. Тем, у кого нет времени читать полностью пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад», краткое содержание по действиям поможет ознакомиться с этим произведением.

Пьесу «Вишневый сад» Чехова Антона Павловича критики назвали драмой, а сам писатель считал, что ничего драматического в ней нет, и это, прежде всего, – комедия.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События пьесы происходят в конце XIX века в России, в имении Раневских.

Главные герои

  • Раневская Любовь Андреевна – помещица, покинувшая свое поместье после трагической гибели семилетнего сына. Одинокая женщина средних лет, склонная к необдуманным и легкомысленным поступкам, живущая в идеальном мире, не желающая принимать действительность, которая может ее ранить.
  • Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской. Юная, здравомыслящая девушка, понимающая, что реальность изменилась, и надо приспосабливаться к новой жизни, которую невозможно начать строить, не порвав с прошлым.
  • Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Любит рассуждать обо всем на свете. Очень часто говорит невпопад, из-за чего его воспринимают как шута и просят помолчать. Взгляды на жизнь такие же, как у сестры.
  • Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, очень обеспеченный человек, типичный представитель буржуазной России. Сын деревенского лавочника с деловой хваткой и чутьем, с помощью которых он заработал своё состояние. При этом образованностью похвастаться не может.
  • Варя – приемная дочь Раневской, мечтающая совершить паломничество к святым местам. Во время отсутствия матери выполняла роль хозяйки дома.
  • Трофимов Петр Сергеевич – студент, бывший учитель Гриши (сына Раневской), погибшего в детстве. Вечный студент, любящий размышлять о судьбе России, о том, что правильно, а что нет. Весьма прогрессивные мысли, но никаких действий не предпринимает для их реализации.

Другие персонажи

  • Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик, сосед Раневской, как и она, весь в долгах.
  • Шарлотта Ивановна – гувернантка, детство прошло в цирке, где работали ее родители. Знает множество трюков и фокусов, любит их демонстрировать. Не понимает, для чего живет и постоянно жалуется на отсутствие родственной души.
  • Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик, весьма неуклюж, «22 несчастья», как зовут его окружающие, влюблен в Дуняшу.
  • Дуняша – горничная. Молодая особа, жаждущая любви, старается вести себя как барышня, «нежное существо, привыкшее к галантному отношению».
  • Фирс – лакей, старик 87 лет, всю жизнь прослуживший семье Раневской и Гаева, отказавшийся от создания своего очага и приобретения свободы.
  • Яша – молодой лакей, возомнивший себя очень важной персоной после поездки за границу. Наглый, распущенный молодой человек.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Пьеса состоит из 4-х действий, которые происходят в имении Л. А. Раневской.

Действие 1

Первое действие «Вишневого сада» разворачивается в «комнате, которая до сих пор называется детскою».

Ранний майский рассвет. Еще холодно, но вишневый сад уже расцвел, наполнив ароматом все вокруг. Лопахин, проспавший выезд к железнодорожной станции, и Дуняша ждут прибытия Раневской, которая последние 5 лет провела за границей с дочерью Аней, гувернанткой и лакеем Яшей. Лопахин вспоминает Любовь Андреевну как человека легкого и простого. Тут же он повествует о своей судьбе, рассказав, что отец простым мужиком был, а он уж «в белой жилетке, желтых башмаках». Не стесняясь, упоминает, что, несмотря на богатство, образования не получил. Но при этом упрекает Дуняшу в том, что она одевается как барышня и ведет себя неподобающе горничной. Дуняша очень взволнована приездом хозяев. С букетом внезапно входит Епиходов. Дуняша рассказывает Лопахину, что ранее Епиходов сделал ей предложение.

Наконец прибывают экипажи. Кроме приехавших на сцене появляются другие герои пьесы «Вишневый сад», встречавшие их на станции – Гаев, Варя, Семеонов-Пищик и Фирс.

«Аня. Пройдемте здесь. Ты, мама, помнишь, какая это комната?
Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!
Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.
Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала… »

Аня и Любовь Андреевна рады возвращению. Рады тому, что вокруг ничего не изменилось, обстановка настолько неизменна, что возникает ощущение, что они не уезжали. В доме начинается оживленная суета. Дуняша радостно пытается рассказать Ане, что происходило в их отсутствие, но Аня не проявляет интереса к болтовне горничной. Единственное, что заинтересовало её, это известие, что у них гостит Петя Трофимов.

«Любовь Андреевна. Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив».

Из разговоров в первом действии становится ясно, что сейчас Раневская находится в крайне бедственном положении. Она уже вынуждена была продать заграничную недвижимость, и в августе предстоит продажа ее имения с вишневым садом за долги. Аня и Варя обсуждают это и понимают, насколько в плачевном положении они находятся, в то время как Любовь Андреевна, не привыкшая экономить, лишь вздыхает и слушает воспоминания Фирса о том, как раньше продавали вишню и что из нее готовили.

«Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О, сад мой!»

Лопахин предлагает вырубить вишневый сад, а территорию разбить на участки и сдавать под дачи горожанам.

Лопахин обещает «самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». Однако Любовь Андреевна и ее брат категорически против такого решения, они дорожат своим садом: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад». И все же Лопахин предлагает им подумать и уезжает. Гаев надеется, что будет возможность занять денег, чтоб погасить долги, а за это время получится наладить отношения с богатой тетушкой графиней и уже с ее помощью окончательно разрешить финансовые проблемы.

В этом же действии появляется Петя Трофимов, горячо влюбленный в Аню.

Действие 2

Второе действие «Вишневого сада» разворачивается на природе, возле старой церквушки, откуда открывается вид на вишневый сад и город, виднеющийся на горизонте. После приезда Раневской прошло уже немало времени, до аукциона по продаже сада остаются считанные дни. За это время сердце Дуняши покорено Яшей, который не спешит афишировать отношения и даже их стесняется.

Епиходов, Шарлотта Ивановна, Дуняша и Яша прогуливаются. Шарлотта рассказывает о своем одиночестве, что нет человека, с которым она могла б поговорить по душам. Епиходов чувствует, что Дуняша отдает предпочтение Яше и очень расстроен этим. Намекает, что он готов свершить самоубийство. Дуняша горячо влюблена в Яшу, но его поведение показывает, что для него это – лишь мимолетное увлечение.

Возле церкви появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Гаев рассуждает о преимуществах железной дороги, которая позволила им легко добраться до города и позавтракать. Лопахин просит Любовь Андреевну дать ответ об аренде земель поместья, но она как будто не слышит его, рассуждая об отсутствии денег, и ругая себя за их неразумную трату. При этом чуть позже, после этих рассуждений отдает золотой рубль случайному прохожему.

Раневская и Гаев ждут денежного перевода от тетушки графини, но суммы не хватит для погашения долгов, а отдать землю в аренду дачникам для них неприемлемо, даже пошло.

Лопахин удивляется легкомысленности и недальновидности их поведения, оно даже злит его, ведь имение продается, а если начать сдавать земли в аренду, то любому банку это будет лучшей гарантией. Но помещики не слышат и не понимают, что до них стремится донести Лопахин.

«Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтоб были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены.
Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
Гаев. Совершенно с тобой согласен.
Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!”»

Любовь Андреевна упрекает купца в отсутствии образования и приземленности суждений. И тут же пытается сосватать ему Варю. Гаев, как всегда не вовремя, сообщает, что ему предложили работу в банке, но сестра его осаждает, говоря, что нечего ему там делать. Приходит старый Фирс, вспоминает свою молодость и о том, как хорошо при крепостничестве жилось, все было ясно и понятно: кто господин, а кто слуга.

Затем к гуляющим присоединяются Варя, Аня и Петя. И продолжается вчерашний разговор о гордости, об интеллигентах, которые, при внешней образованности, по сути – мелкие и неинтересные существа. Становится понятно, насколько разные люди собрались вместе.

Когда все пошли домой, Аня и Петя остались наедине, и тут Аня призналась, что вишневый сад не так уж и важен для нее, и что она готова к новой жизни.

«Трофимов. Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!
Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите!»

Действие 3

Третье действие «Вишневого сада» происходит в гостиной вечером.

В доме играет оркестр, танцуют пары вокруг. Все действующие лица здесь, кроме Лопахина и Гаева. 22 августа – день на который был назначен аукцион по продаже имения.

Пищик и Трофимов беседуют, их прерывает Любовь Андреевна, она крайне взволнована, ждет, когда с торгов вернется ее брат, он задерживается. Раневская гадает, состоялись ли торги и каков их результат.

Хватило ли денег, присланных теткой на выкуп имения, хотя понимает, что 15 тысяч – сумма недостаточная, которой даже на погашение процентов по долгам не хватит. Шарлотта Ивановна развлекает присутствующих своими фокусами. Яша просится с хозяйкой в Париж, так как его тяготит окружающая грубость и необразованность. Атмосфера в комнате нервозная. Раневская, предвкушая свой скорый отъезд во Францию и встречу с возлюбленным, пытается уладить жизни своих дочерей. Варе она пророчит Лопахина, а Аню не прочь бы выдать за Петю, но опасается его непонятного положения «вечного студента».

В этот момент зарождается спор о том, что ради любви можно и голову потерять. Любовь Андреевна упрекает Петю в том, что, по его словам, он «выше любви», а Петя напоминает ей, что она стремится к недостойному человеку, уже однажды ее обобравшему и бросившему. Хотя еще нет точных известий о продаже дома и сада, но чувствуется, что все присутствующие решили, чем они будут заниматься, если сад будет продан.

Епиходов пытается поговорить с Дуняшей, которая совсем потеряла интерес к нему; Варя, которая так же сильно взволнована, как и приемная мать, прогоняет его, упрекнув в том, что он слишком вольно себя ведет для слуги. Фирс суетится, подавая гостям угощения, все замечают, что он плохо себя чувствует.

Входит Лопахин, едва скрывая свою радость. Он приехал вместе с Гаевым, который должен был привезти известия с аукциона. Леонид Андреевич плачет. Новость о продаже сообщает Ермолай Алексеевич: новый владелец он! И уже после этого Лопахин дает волю своим чувствам.

«Пищик. Что на торгах? Рассказывай же!
Любовь Андреевна. Продан вишневый сад?
Лопахин. Продан.
Любовь Андреевна. Кто купил?
Лопахин. Я купил».

Он восхищен тем, что самое прекрасное имение, в котором его дед и отец были рабами, теперь принадлежит ему и он может позволить себе делать в нем все, что хочет он, хозяин не только имения, но и жизни: «За все могу заплатить!». Он не может дождаться, чтоб начать вырубку сада, дабы на его месте построить дачи. Это и есть новая жизнь, которую видит он.

Варя бросает ключи и уходит, Любовь Андреевна рыдает, Аня пытается ее утешить, говоря, что впереди еще много хорошего, и жизнь продолжается.

«Аня. Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!.

Действие 4

Действие четвёртое начинается в детской, комната пуста, только в углу стоит багаж и вещи, приготовленные для вывоза. С улицы доносится звук вырубаемых деревьев. Лопахин и Яша ждут, когда появятся бывшие хозяева, с которыми пришли прощаться их бывшие крестьяне. Лопахин провожает семью Раневской шампанским, но желания его пить нет ни у кого. Настроение у всех персонажей разное. Любовь Андреевна и Гаев грустны, Аня и Петя в предвкушении начала нового этапа жизни, Яша рад, что покидает надоевшую ему родину и мать, Лопахину не терпится поскорее закрыть дом и приступить к проекту, который он задумал. Бывшая хозяйка сдерживает слезы, но, когда Аня говорит, что после продажи имения всем стало только легче, так как все они смогли понять, куда двигаться дальше, все с ней соглашаются. Сейчас все вместе едут в Харьков, а там пути героев разойдутся. Раевская с Яшей уезжает в Париж, Аня – учиться, Петя – в Москву, Гаев согласился служить в банке, Варя нашла место экономки в соседнем местечке. Не пристроена лишь Шарлотта Ивановна, но Лопахин обещает помочь ей обустроиться. Он же взял к себе Епиходова, для помощи в решении вопросов с имением. Из бывших обитателей этого дома не суетится только заболевший Фирс, которого должны были с утра отвезти в больницу, но из-за суматохи не могут разобраться, отвезли его туда или нет.

На минуту забегает Пищик, на удивление всех, он отдает долг Лопахину и Раневской, и рассказывает, что сдал свою землю в аренду англичанам для добычи редкой белой глины. И признается, что сдать земли имения для него было похоже на прыжок с крыши, но сдав, понял, что ничего страшного не произошло.

Любовь Андреевна предпринимает последнюю попытку устроить женитьбу Лопахина и Вари. Но оставшись наедине с Варей, Лопахин так и не делает предложения, и Варя очень тем расстроена. Подъехали экипажи и началась погрузка вещей. Все выходят, только брат с сестрой остались попрощаться с домом, в котором прошло детство и молодость. Они рыдают, обнявшись, прощаясь с прошлым, мечтами и воспоминаниями, друг с другом, осознавая, что их жизнь изменилась бесповоротно.

Дом закрывают. И тут появляется Фирс, которого просто забыли в этой суматохе. Он видит, что дом закрыт, а его забыли, но у него нет злости на хозяев. Он просто ложится на диван и вскоре умирает.

«Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил… (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотёпа!.. (Лежит неподвижно.)»

Звук лопнувшей струны и ударов топора по дереву. Занавес.

И что в итоге?

Раневская — уезжает в Париж к своему любовнику, увозит деньги, присланные тётей.

Гаев — устраивается на работу в банк.

Лопахин — став владельцем имения, в котором его предки были крепостными, стремится поскорее вырубить старый вишнёвый сад и отдать землю под дачи.

Петя Трофимов — уезжает в Москву, чтобы в очередной раз попробовать завершить курс и получить высшее образование.

Аня — уезжает с Трофимовым; планирует поступить в гимназию и устроиться на работу.

Фирс — остаётся всеми забытый, в полном одиночестве в заколоченном доме.

Заключение

В пьесе «Вишнёвый сад» автор рассуждает об эпохе угасающего дворянства и дальнейшей судьбе России, которую символизирует сам вишнёвый сад. Через образы персонажей Чехов показал прошлое, настоящее и неопределённое будущее страны. В произведении также поднимается тема конфликта поколений, неспособность человека приспособиться к новому времени. Пересказ пьесы «Вишнёвый сад» в сокращении поможет в общих чертах ознакомиться с её темой и идеей.

Тест по пьесе «Вишневый сад»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Валерия Евгеньевна

    12/16

  • Александра Котолуп

    11/16

  • Irina Omelyanchuk

    16/16

  • Наталья Миллер

    16/16

  • Соня Кадирова

    15/16

  • Римма Шуклва

    16/16

  • Вероника Гвоздкова

    14/16

  • Елена Сердюкова

    16/16

  • Кирилл Кушнир

    15/16

  • Жениш Раимкулов

    16/16

Рейтинг пересказа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 27246.


А какую оценку поставите вы?

Краткое содержание пьесы «Вишневый сад» по действиям

Автор: Guru ·

«Вишневый сад» — последняя пьеса А. П. Чехова. Он написал её за год до своей смерти. За историей дворянской семьи, которая потеряла свой сад, писатель скрыл историю своей Родины, которую, по мнению автора, в будущем ждало то же жалкое существование, что и дворянство без усадьбы. Подробнее о его замысле мы написали в анализе драмы, а сейчас мы можете узнать сюжет и основные события книги, прочитав краткий пересказ по действиям от «Литерагуру».

Содержание:

  • 1 Действие 1
  • 2 Действие 2
  • 3 Действие 3
  • 4 Действие 4

Действие 1

Любовь Раневская жила во Франции пять лет. Несколько месяцев с ней провела младшая дочь Аня. В мае им обеим пришлось вернутся на Родину. На станцию отправляются лакей Фирс, брат Раневской Гаев и старшая дочь Варя (вот их характеристика). А дома их ожидают купец Лопахин и горничная Дуняша. Они сидят в комнате, которую до сих пор по старой привычке называют «детской». Лопахин рассуждает о том, как может повернуться жизнь, что он, сын крепостного, теперь свободный и зажиточный купец.

Прибывают экипажи со станции. Раневская и Аня радуются возвращению. Усадьба не изменилась с момента их отъезда. Вскоре для читателя становится очевидно, что Любовь Андреевна попала в сложное финансовое положение. Ей пришлось продать все свое заграничное имущество и вернутся в Россию. Лопахин ей напоминает, что и усадьбу с садом в августе придется продать с молотка, если они с братом срочно не придумают решения. Купец тут же предлагает им вариант, который кажется ему весьма удачным. Вырубить сад, поделить землю на участки и сдавать дачникам. Но Любовь Андреевна и Гаев только отмахиваются, говоря, что сад – самое ценное на территории всей губернии. Они надеются на помощь богатой тети из Ярославля, хотя отношения с ней натянутые.

Действие 2

С приезда Раневской прошло несколько недель. Но ни она, ни Гаев не торопятся решать свои проблемы. Более того, они продолжают сорить деньгами. Возвращаясь из города, куда ездили в компании Лопахина позавтракать, они останавливаются у старой церквушки. Незадолго до их появления, на этой скамейке конторщик Епиходов объяснялся в любви Дуняше. Но легкомысленная девушка предпочла ему лакея Яшу.

Лопахин вновь напоминает о торгах. Он в очередной раз предлагает им вырубить сад. Но брат с сестрой только отмахиваются от его слов, говоря, что тетушка обязательно вышлет денег. Да и времени еще достаточно. Купец не понимает их, называет странными и легкомысленными.

К лавочке подходят дочери Раневской и Петя Трофимов (вот их характеристика). Раневская заводит разговор о гордом человеке. Но беседы не выходит, и вскоре все один за другим покидают скамейку у церкви. Аня и Петя остаются наедине. Влюбленный Трофимов пытается очаровать девушку своими речами. Он говорит, что нужно, отринув все материальное, стремится к идеалу. Аня, которая, как и мать, легко поддаётся красивым словам, увлекается Петей, не замечая его никчемности.

Действие 3

Наступает август. Раневская, кажется, совсем не думает о судьбе усадьбы. В день торгов она устраивает пышную вечеринку. Любовь Андреевна даже приглашает оркестр. Все танцуют, общаются и радуются. Однако ощущается веселье напускное. Мысли каждого в комнате обращены к Гаеву и Лопахину, отправившимся на торги.

В ходе разговора Петя начинает критиковать Раневскую и её интрижку с аферистом из Франции, который обокрал ее. Он смеется над её нежеланием признавать очевидной правды. Но она тут же обвиняет его в двуличности. Ведь он «вечный студент», который даже не может окончить курса, проповедует всем тяжкий труд и стремление к идеалу. Петя убегает из комнаты в истерике.

С торгов возвращаются Гаев и Лопахин. Купец торжествует, хотя и пытается скрыть это в первые минуты. А Гаев рядом с ним даже не пробовал скрывать слез и разочарования. Они рассказывают, что и усадьба, и сад проданы. Теперь купец — владелец той самой усадьбы, где его отец был крепостным. Оркестр стихает, Раневская, тяжело опустившись на стул, рыдает. Аня, чей мозг одурманен словами Пети, успокаивает мать тем, что теперь у них начинается новая жизнь, не обремененная ничем материальным.

Действие 4

Последнее действие разворачивается в октябре. Лопахин, не дожидаясь отъезда прежних хозяев, начинает вырубать сад. Тетя из Ярославля все же дала денег Гаеву и Раневской. Но Любовь Андреевна забрала их у брата и вернулась во Францию к своему любовнику. Варе, ее дочери, пришлось пойти работать экономкой в соседнюю усадьбу, ведь новый хозяин сада так и не сделал ей предложения, все еще чувствуя себя ниже господ. Аня готовится сдавать гимназический экзамен и ищет подработку. Петя уезжает в Москву, чтобы продолжить обучение. Его беспокоит только пара потерянных галош. Гаеву предлагают место в банке. Однако вся семья уверена, что из-за своей лени он не задержится там надолго. Лопахин, так и не сумев признаться Варе в своих чувствах, уезжает по работе в Харьков. Все прощаются, поместье запирают на ключ.

На сцене появляется Фирс, о котором позабыли даже хозяева. Он ходит по усадьбе, бормоча себе под нос об ушедшей жизни. Добравшись до дивана, старик опускается на него и, наконец, затихает. Тишину нарушает только стук топоров.

Автор: Надежда Долгорученко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Вишневый сад: Краткое содержание игры

Действие пьесы начинается в предрассветные часы майского утра в России. Мы узнаем, что вишневые деревья цветут, хотя на улице мороз. Ермолай Лопахин, друг семьи, и Дуняша, горничная в имении Раневских, ждут хозяина имения Раневского в главном доме имения, в комнате, называемой «детской». Лопахин сообщает, что Раневский был в Париже последние пять лет. Лопахин — местный бизнесмен лет тридцати пяти, одетый в прекрасный белый костюм (с ярко-желтыми туфлями), чьи чувства к Раневскому смешиваются между нежной благодарностью за прошлые добрые дела и обидой на ее снисходительность по отношению к нему из-за его скромного, крестьянского происхождение. Также в поместье находится Симон Ефикодов, незадачливый юноша, прозванный «Простым Симоном» из-за частых и нелепых несчастных случаев.

Вскоре из Парижа прибывает Раневская вместе с дочерью Аней, которая находится с ней там с Пасхи того же года; Яша, молодой слуга, сопровождавший ее в путешествиях; и Шарлотта, гувернантка Ани, которая приводит с собой свою собаку. Ее также сопровождают Фирс, ее 87-летний слуга; ее старший, но еще инфантильный брат Леонид Гаев; и ее приемная дочь Варя; последние трое остались в России, но пошли на вокзал встречать Раневскую по возвращении

Раневский выражает свою радость и удивление по поводу того, что снова оказалась дома, а Аня рассказывает Варе об относительной бедности, в которой она застала свою мать, когда та приехала в Париж, и о том, как она продолжает тратить деньги. Варя сообщает, что имение семьи будет продано на аукционе 22 августа, чтобы расплатиться с долгами. Аня рассказывает, что отъезд Раневской в ​​Париж был вызван ее горем по поводу двух смертей: ее мужа шесть лет назад и ее сына Гриши, который утонул через месяц после этого.

Вскоре Аня уходит спать, а Лопахин поднимает вопрос о скорой продаже. Он предлагает решение; Раневской следует разделить землю в своем имении, построить на участках дачи и сдать их в аренду дачникам, которых становится все больше. Гаев и Раневский отвергают эту идею, потому что это потребует вырубки любимого (и гигантского) вишневого сада семьи. Перед отъездом Лопахин предлагает им ссуду в размере 50 000 рублей на покупку их имущества на аукционе, если они передумают, и предсказывает, что другого способа спасти сад не будет. Затем Раневский ссужает деньги своему товарищу по обедневшему помещику Борису Симеонову-Пищику. Приходит Петр Трофимов; он был воспитателем Гриши до утопления и тем самым навевает для Раневского болезненные воспоминания. Перед окончанием действия, пожаловавшись на неспособность Раневской обуздать свои расходы, Гаев намечает три альтернативы плану Лопахина: схема финансирования с участием его друзей-банкиров, займ Раневской денег у Лопахина (без условия, что они потом урежут сад), и богатая тетка в Ярославле, которая могла бы дать взаймы.

Во втором акте мы ближе знакомимся с молодыми слугами в имении Дуняшей, Яшей и Ефикодовым, которые вовлечены в любовный треугольник: Ефикодов любит Дуняшу, Дуняша любит Яшу, а Яша очень любит с собой. Вскоре появляются Лопахин, Раневский, Гаев, Аня и Варя, и они снова спорят о плане Лопахина превратить сад в дачный поселок. Лопахин расстраивается из-за нежелания Раневского; она, в свою очередь, считает его план вульгарным и говорит, что если они собираются продать вишневый сад, то она хочет, чтобы ее продали вместе с ним. Раневская сообщает, что у нее есть любовник в Париже, который отправляет ей телеграммы с просьбой вернуться, ограбил ее, бросил и в результате довел до попытки самоубийства.

Вскоре появляется Трофимов и произносит несколько речей о важности труда и лени и глупости русской интеллигенции. В тихий момент слышен звук рвущейся струны, и никто не может определить его источник. Появляется пьяница, спрашивает дорогу, а потом деньги; В конце концов Раневский дает ему несколько золотых. Обеспокоенные, большая часть группы уходит, кроме Ани и Трофимова. Они обсуждают растущее подозрение Вари, что у Ани и Трофимова роман, а это не так; Трофимов заявляет, что они «выше любви». Действие заканчивается тем, что Ефикодов грустно играет на гитаре, а Варя напрасно зовет Аню.

В третьем акте Раневский устраивает вечеринку в день аукциона. Гости состоят из нескольких местных бюрократических чиновников, таких как начальник станции и почтовый служащий. Шарлотта развлекает гостей серией фокусов. Раневский с тревогой переживает, почему до сих пор не вернулись Гаев и Лопахин. Раневский опасается, что сад потерян, что ярославская тетка, по-видимому, не дала им достаточно денег, чтобы купить его, и что другие источники Гаева не дошли. Она и Трофимов спорят; Трофимов обвиняет ее в том, что она не может смотреть правде в глаза, а она обвиняет его в том, что он необычен тем, что никогда не влюблялся. Лопахин и Гаев вскоре возвращаются с торгов. Лопахин сообщает всем, что купил имение и намерен осуществить свои планы по уничтожению сада. Аня тщетно пытается утешить мать.

В последнем акте октябрь, а деревья в вишневом саду уже вырубают. Все персонажи находятся в процессе ухода; Лопахин уедет на зиму в Харьков, Варя к Рагулиным, другой семье, которая живет за пятьдесят верст. Гаев планирует жить в городе, работать в банке, Аня пойдет в школу, а Раневский уедет с Яшей в Париж, к любовнику. Шарлотта понятия не имеет, что она будет делать, но Лопахин уверяет ее, что поможет ей что-то найти. Трофимов и Лопахин обмениваются нежными, хотя и спорными прощаниями; Яша уходит от Дуняши, плача, не задумываясь; и Аня со слезами на глазах прощается с мамой. Аня переживает, что заболевшего Фирса не отправили в больницу, как предполагалось, но Яша с негодованием уверяет Аню, что отправил. Раневский уговаривает Лопахина сделать Варе предложение; но предложение так и не делается — Лопахин оставляет Варю одну и в слезах. Наконец Гаев и Раневский со слезами на глазах простились со своим домом. Все уходят, закрывая за собой двери.

А Фирс на самом деле случайно остался, заболев и забытый в спешке отъезда. Он выходит на сцену после того, как все ушли, тихо бормоча о том, как жизнь прошла мимо него. Он лежит на кушетке и молча задыхается, когда слышны два звука; снова звук рвущейся струны и звук топора, рубящего вишневое дерево в саду.

Краткое изложение и анализ романа Антона Чехова «Вишневый сад» – Интересная литература

Литература

Доктор Оливер Тирл (Университет Лафборо)

«Вишневый сад» — последняя пьеса, которую Антон Чехов написал перед своей безвременной смертью в 1904 году. умирать на рубеже веков, когда новая Россия бессильна родиться. Но, несмотря на эту элегичность, сам Чехов считал пьесу комедией — «четырехактным водевилем». Ясно, что необходим дальнейший анализ структуры и стиля пьесы, чтобы понять, что делает Вишневый сад такая мощная драма.

Однако прежде чем перейти к анализу, возможно, стоит набросать «сюжет» пьесы.

Вишневый сад : резюме

Мадам Раневская владеет поместьем в русской деревне. Она возвращается в это поместье из Парижа, где остановилась. По возвращении в имение ее сопровождает множество людей, в том числе ее брат Гаев, дочь Аня и приемная дочь Варя. Также присутствует ее верный лакей Фирс, которому за восемьдесят, но он упорно полон решимости служить своей любовнице.

Купец Лопахин, старый друг семьи, за которым когда-то ухаживала госпожа Раневская, говорит ей, что ей придется продать вишневый сад в своем имении, чтобы расплатиться с долгами.

Он советует ей сдать в аренду часть земли и построить на территории дачи, которые можно будет сдавать в аренду отдыхающим, чтобы она могла сохранить дом своего детства и сделать его финансово жизнеспособным. Однако она отказывается, отчасти по сентиментальным причинам: она убеждена, что может увидеть призрак своей матери среди деревьев вишневого сада.

Приезжает репетитор Петя Трофимов, и мы узнаем, что Трофимов занимался с сыном Раневской Гришей, который утонул пять лет назад, вскоре после того, как умер его отец, муж Раневской. После этих трагедий Раневская уехала в Париж. Тем временем у Гаева есть свои планы, как решить финансовые трудности семьи, одна из его идей — выдать Аню замуж за богатого человека.

Действие второго акта Вишневый сад происходит на полях, лежащих за пределами поместья. Лопахин, Раневская и Гаев присоединяются к Епиходову, местному приказчику, и Дуняше, горничной из имения. Раневская получила письмо от любовника из Парижа, который хочет, чтобы она вернулась к нему. Лопахин продолжает убеждать семью поддержать его идею о том, как сделать поместье финансово устойчивым, но они по-прежнему отказываются прислушиваться к его советам.

Тем временем Трофимов и Лопахин расходятся во мнениях по поводу лучшего будущего для России: Лопахин, как всегда предприниматель, выступает за капиталистическое будущее, тогда как Трофимов полностью за тотальную революцию. Аню тянет к политике Трофимова и к нему, но он думает только о революции и не может думать ни о любви, ни о женитьбе.

Третий акт посвящен вечеринке в поместье. Трофимов спорит с Раневской, которая отвергает его идею отказаться от вишневого сада: он имеет слишком большое значение для истории ее семьи. Приходит известие, что сад, выставленный на торги, продан, и Лопахин объявляет себя покупателем. Теперь он владеет фруктовым садом, где когда-то трудились его предки в качестве непритязательных крепостных.

Четвертое действие касается ухода мадам Раневской из дома, принадлежавшего ей всю жизнь (но больше не принадлежащего), в связи с ее подготовкой к возвращению в Париж. Звук топора, рубящего вишневые деревья, можно услышать снаружи еще до того, как она выйдет из дома. В последний, мрачно-комический момент Фирс заходит в пустой дом, и мы понимаем, что Раневская забыла взять его с собой.

Вишневый сад : анализ

Вишневый сад рассказывает о стране, находящейся в кризисе, где происходит резкий переход от старого, традиционного образа жизни к совершенно новой системе. Через год после премьеры пьесы в России должна была произойти неудавшаяся революция, своего рода «пробный прогон» большевистского восстания в 1917 году, которое привело к установлению коммунизма в России.

Достойно анализа то, как изображает Чехов эту борьбу старого и нового. Вишневый сад был назван первой великой экспрессионистской пьесой, потому что Чехов иногда использует преувеличение для символического эффекта: как отмечают Майкл Пеннингтон и Стивен Анвин в своем анализе пьесы в Карманный путеводитель по Ибсену, Чехову и Стриндбергу , размер Вишневый сад слишком велик, чтобы такое место могло существовать.

Но он представляет обширные поместья старой аристократической России, поэтому он должен быть большим, чтобы этот пункт был нам понятен. Точно так же разговоры Трофимова о революционной политике были преднамеренно преувеличены и доведены до абсурда, говорят нам Пеннингтон и Анвин, чтобы Чехов мог пропустить такие разговоры мимо театральной цензуры; но персонаж говорит серьезно, и многие из его взглядов тринадцатью годами позже повлияли на русскую революцию.

Однако, несмотря на такие моменты преувеличения, Чехов подходит к теме этого столкновения старых и новых ценностей с сочувствием и тонкостью. Лопахин, кажется, искренне хочет помочь своему старому другу и бывшей фигуре матери сохранить вишневый сад и приходит в ярость, когда она не прислушивается к его совету (хотя он все еще радостно расхватывает сад на следующем аукционе, перебивая скудную цену Гаева). сумма).

И сама Раневская, которая запросто могла вызвать насмешки тем, что сентиментально цеплялась за дом своего детства и жила не по средствам в Париже, и за то, что не пренебрегала практичностью экономии (это слово, следует помнить, буквально происходит от древнегреческого значения «управление домом») — это человек, который также вызывает у нас сочувствие, не в последнюю очередь из-за семейных трагедий, ускоривших ее бегство в Париж.

Тем самым Раневская, при всей своей привязанности к дому и вишнёвому саду, всё-таки покидает его в конце, забыв своего верного слугу Фирса, оставив его одного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *