Подробная биография марины цветаевой: Краткая биография Цветаевой интересные факты творчества и личной жизни Марины Ивановны, всем классам

полет души и трагедия поэтессы

Автор Лариса Зотова На чтение 14 мин Просмотров 1.8к. Обновлено

Краткая и полная биография Марины Цветаевой показывают полет души и трагедию поэтессы, интересные факты жизни подчеркивают неординарность и самобытность ее личности.

Содержание

  1. Краткая биография
  2. Полная биография
  3. Интересные факты

Краткая биография

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве в 1892 году. Ее отец – искусствовед, мать – пианистка. 

В семье большое внимание уделялось образованию детей. Марине прочили музыкальную карьеру, но еще в детстве она выбрала другое направление, поэзию. Первые стихи она написала в шесть лет.

Марине было 14 лет, когда не стало матери. Отец мало внимания уделял детям, они росли очень самостоятельными.

В доме была большая библиотека, ставшая первой и пожизненной любовью Цветаевой. Невозможно перечислить, сколько книг она прочитала к 18 годам.

Еще будучи гимназисткой, на свои деньги выпустила сборник стихов. Его заметили ведущие поэты серебряного века: Гумилев, Волошин. Они отметили оригинальность манеры Цветаевой.

Приехав в Коктебель к Волошину погостить, Марина знакомится с Сергеем Эфроном. В 1912 году она становится его женой. В браке у них родилось трое детей.

После замужества начинается расцвет творчества. Она издает сборники стихов «Волшебный фонарь», «Лебединый стан», «Версты», пишет драматические произведения, эссе.

Революции 1917 года не приняла. В 1922 году эмигрирует сначала в Германию, потом в Чехию, где встречается с мужем. Оттуда они вместе едут во Францию. Семья живет на мизерные средства, которые Цветаева получает от печати статей и эссе. Цветаева называла свою жизнь «замедленным умиранием от голода».

В эмиграции она прожила 17 лет. Поэтесса не может ладить с другими эмигрантами. Ее не печатают. «Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу», — пишет она.

В 1930 году Эфрон становится сотрудником НКВД, его обвиняют в причастности к убийству. Его и дочь Ариадну тайно переправляют в Россию.

В 1939 году в Москву приезжает Марина Ивановна с сыном Георгием. Они живут в квартире на Покровском бульваре, Цветаева работает, Мур, как она его называла, учится. Мужа и дочь арестовали, Марина Ивановна носит им передачи.

Когда началась Великая Отечественная война, Цветаева с сыном отправляется в эвакуацию в Елабугу. Жизнь становится невыносимой: она не может найти работу, постоянно ссорится с Муром.

31 августа 1941 года она покончила жизнь самоубийством. Похоронена за церковной оградой, точное место захоронения на сегодняшний день неизвестно.

В 1960 году в предположительном месте захоронения сестра Анастасия поставила крест, который потом заменили гранитным надгробием.

Полная биография

Марину Цветаеву называют самой романтичной натурой серебряного века. Ее манера письма уникальна, творчество в целом исполнено высокого драматизма и выразительности.

Дом Цветаевых, построенный по типу зданий начала 19 века, стоял в центре города в Трехпрудном переулке. Иван Владимирович – профессор-искусствовед, основатель музея изящных искусств, происходил из семьи сельских священников и был нетребователен в бытовых вопросах. В то же время он установил в семье жесткие правила для домочадцев. Он рано овдовел, оставшись с двумя детьми на руках.

Мария Александровна Мейн стала второй женой Ивана Владимировича. Она вышла за него замуж без любви по причине разбитого сердца. Мужчина, которого она любила, был женат, шансов быть с ним не было. Она была талантливой пианисткой, ее игрой восхищался Антон Рубинштейн. С Иваном Владимировичем их объединяла любовь к искусству.

От их союза 26 сентября 1892 года на свет появилась девочка. Ее назвали Мариной. Домашние называли ее Муся или Маруся.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская, — напишет она позже.

Спустя два года в семье родилась еще одна девочка. Сестру Марины назвали Анастасия, Ася. В семье много внимания уделяли образованию детей. Сначала девочки учились дома, потом продолжили обучение в гимназии. Их творческое и интеллектуальное развитие было на высоком уровне. Марина, в частности, владела несколькими языками.

Мать мечтала, что Марина станет пианисткой, но дочь выбрала другой путь. Уроки музыки не прошли даром. Цветаева владела удивительной способностью воспринимать мир через звуки. Она ощущала дрожание воздуха, каждый предмет, каждое явление имело звуковую ауру, которую она чувствовала. Она слушала музыку окружающего мира и воплощала ее в стихи. Писать Цветаева начала рано, в шесть лет. Причем, писала она не только на русском, но и на других языках.

Второй брак Ивана Владимировича также оказался недолгим. Над ним словно довлел какой-то рок. В 1902 году Мария Александровна заболела чахоткой. Врачи посоветовали ей сменить климат, и в 1902 году Цветаевы всей семьей уехали за границу. Сестры учились в заграничных пансионах. Несмотря на усилия врачей, Мария Александровна не смогла справиться с болезнью и в 1906 году умерла.

Иван Владимирович остался один с четырьмя детьми.  Он им практически не уделял внимания, поэтому дети выросли очень самостоятельными. Они рано начали интересоваться взрослыми проблемами: политикой, отношениями между мужчиной и женщиной.

Период взросления Марины был очень бурным и своеобразным. Ее не интересовал никто, кроме нее самой. Она умна, эгоистична, упряма, ленива и необязательна. Девушка совершает странные поступки. Она ночует на кладбище, сидит на шампиньонной диете, несколько раз бреет голову, чтобы отросшие волосы стали виться. В 15 лет за дерзость и вольнодумство ее исключают из гимназии. В 16 лет она курит, пьет рябиновую настойку и пишет стихи на чердаке. Из этих стихов через несколько лет она составит сборник «Вечерний альбом», который она напечатает на свои собственные средства.

К этому времени она нашла свой индивидуальный стиль. Цветаева делает короткую стрижку, что в то время редкость. Гардероб составляется из широких юбок и блуз. Ее принцип – одеваться удобно и просто. В сентябре 1908 года она поступает в Алферовскую гимназию, которую окончила через два года.

Способность любить в ней была всегда, сколько она себя помнила. Первым мужчиной, о котором она грезила, тосковала, которому посвящала стихи, был Владимир Нилендер. Он был литературоведом, переводчиком, поэтом, общественным и культурным деятелем. Ей было 17, ему – 26. Ему были посвящены многие произведения из «Вечернего альбома». Марина была очень влюбчива. Чаще всего она влюблялась в образы людей, которые сама себе создала. Реальные люди были далеки от ее вымысла.

В 1909 году Марина посещает собрания символистов «Мусагет», благодаря чему входит в литературные круги Москвы. «Вечерний альбом» привлек внимание знаменитых поэтов, в первую очередь Максимилиана Волошина. Он пригласил Марину и Асю провести лето в его доме в Коктебеле, где собирались представители творческой интеллигенции. Марина приняла приглашение и приехала в сказочный, чудесный город, таким он ей показался.

За Цветаевой закрепилась слава предсказательницы. Делала она свои пророчества вдохновенно, и многое сбывалось. О себе она сказала Волошину, что выйдет замуж за того, кто подарит ей ее любимый камень. Так и вышло. Сергей Эфрон, молодой офицер, с которым она познакомилась у Волошина, подарил ей сердоликовую бусину, и Цветаева стала его женой. Есть версия, что Цветаеву привлекла фамилия Эфрона, созвучная с именем героя греческой мифологии Орфея. Благородные манеры и внешность юноши довершили впечатление. Цветаева говорила о том, что их встреча с Эфроном – чудо. Как бы то ни было, в январе 1912 года они поженились. В сентябре у них родилась дочь, которую назвали мифическим именем Ариадна. До какого-то времени девочка, по мнению Цветаевой, соответствовала своему необычному имени. Став взрослой, она утратила свою неординарность.

В 1912 году вскоре после свадьбы выходит новый сборник «Волшебный фонарь». В следующем году поэтесса порадовала читателей третьим сборником «Из двух книг». Первые книги включали в себя полудетские стихи, искренние, непосредственные, чистые. В них Цветаева рассказала о жизни в родительском доме. В этих стихах проявилось тождество между личностью и словом. Для Марины Ивановны быть самой собой, не подражать никому было качеством, вынесенным из детства. Такой она осталась до конца своих дней.

Выйдя замуж, Цветаева не стала верной женой. Творческий склад характера требовал новых ощущений, новых эмоций. Нужно отдать должное Эфрону, который стоически выносил бесконечные романы жены. В 1913 году вернулся из-за границы брат Сергея Петр, с которым у Марины завязался роман. Отношения завершились с его смертью. В 1914 году судьба свела Цветаеву с поэтессой Софией Парнок, с которой ее связывали не только дружеские отношения. Ей посвящен цикл стихотворений «Подруга». Закончилось все банально, Парнок изменила. Марина вернулась к мужу, отозвавшись об отношениях с Парнок как о «первой катастрофе в своей жизни».

Начало Первой мировой войны отразилось на судьбе Цветаевой тем, что муж ушел на фронт.  Он несколько раз пытался попасть в действующую армию в качестве добровольца, но его попытки были неудачны. Медицинская комиссия не пропускала его, тогда он прошел в качестве медбрата. Позже ему все-таки удалось окончить юнкерское училище, после чего в 1917 году он был зачислен в полк. 

В 1916 году Цветаева побывала в Петербурге и поняла, что она московский поэт. Это осознание отразилось в цикле «Стихи о Москве».

В 1917 году у Цветаевой и Эфрона родилась дочь Ирина. В отличие от Ариадны девочка была слишком посредственна, поэтому Цветаева была равнодушна к ней. Она могла оставлять ее привязанной на веревку на целый день в одиночестве. С одной стороны, это делалось для безопасности, однажды девочка съела целый кочан капусты и чуть не погибла, с другой – выглядело жестоко.

Цветаева не принимает революции, она считает их крушением мира. С апреля 1917 года начинается тяжелое время. Одно могло служить «утешением»: беда была общая. Ненависть к миру «сытых» объединяла ее с другими людьми. Марина Ивановна пытается уйти в творчество, этот период ее жизни действительно стал очень плодотворным. Бытовые хлопоты постоянно отвлекают ее. Цветаева отдает дочерей в приют в надежде, что их там будут кормить. Когда Ариадна заболела, она забрала ее домой. Ее она спасла, Ирина же умерла в приюте от голода в возрасте трех лет. Впоследствии оказалось, что директор проворовался, дети болели и умирали один за другим.

Связь с ушедшим на фронт Эфроном прервалась на два долгих года. В это время у Цветаевой случилось несколько романов, и все же она неистово молилась за жизнь мужа. Бог услышал ее мольбы, муж нашелся в Праге, куда в 1922 году к нему уезжает и Цветаева с дочерью. Любви к мужу уже не было, хотя она пытается сохранить отношения. Годы, проведенные в Чехии, она будет вспоминать как самые счастливые. В Праге было написано много стихотворений. Здесь начался эпистолярный роман с Борисом Пастернаком, который длился почти 15 лет. Встреча их состоялась в Париже, и она поняла, что они разные люди. Друг Эфрона Константин Родзевич стал очередным любовником. Цветаева металась между своими мужчинами, страшно переживала, похудела. В 1925 году после рождения сына Георгия или, как она его называла Мура, Марина и Сергей уехали в Париж.

Ей удалось напечатать несколько книг, в 1928 году была издана последняя, после чего наступила безнадежная пауза. В поисках заработка она билась как рыба об лед. Нищета, унижение, бесправие давили со всех сторон. Ее письма того времени поражают отчаянием. Цветаева все чаще обращается к прозе. Она пишет мемуары, посвященные Волошину, Белому, Мандельштаму. Из-под ее пера выходят критические статьи, философские эссе. Она думала, что проза будет больше востребована, чем стихи, но это было самообманом. Последним этапом ее поэтического пути стали антифашистские стихи.

Эфрон терпеливо сносил бедлам, царивший дома. Цветаева как хозяйка никуда не годилась. Кроме того, между ними начались ссоры из-за политических убеждений. Эфрон стал симпатизировать большевикам и окончательно охладел к жене. Он становится агентом НКВД, занимается агитацией среди эмигрантов по возвращению на родину. Это осложняет их положение в эмигрантской среде. Эфрон оказывается замешанным в громкое убийство, его с дочерью тайно переправляют в СССР.

В 1939 году в Москву возвращается и Цветаева с сыном. Сначала все складывалось неплохо. Им дали квартиру на Покровском бульваре. Она работает, сын учится в школе. Марина Ивановна готовит к печати сборник стихов, сомневаясь, что его напечатают.

Омрачает картину то, что муж и дочь арестованы. Цветаева носит им передачи. Мур винит мать в том, что они вернулись. Она пытается найти поддержку у правительства и пишет Сталину письмо, в котором уверяет, что ее муж всей душой был за советскую власть. Ответа из Кремля она не получает. Марина Ивановна хотела уехать в Чехию, которая ей так полюбилась, но ее уже оккупировали фашисты. Сын становится неуправляемым.

В 1941 году они едут в эвакуацию в Елабугу. Пастернак помогал собирать вещи в дорогу. Он принес ей веревку, которая могла пригодиться в дороге. Его шутка насчет того, что она такая крепкая, хоть вешайся, оказалась пророческой. Пастернак потом не мог себя простить.

Цветаева пытается найти работу в Чистополе, но ее не берут даже в посудомойки. 28 августа она вернулась в Елабугу. Она была очень измотана, в 48 лет выглядела старухой. Ссоры с сыном, подорванная психика привели к тому, что она покончила с собой. Трудно сказать ту ли веревку она использовала, что дал ей Пастернак, или какую-то другую. Хозяева квартиры, где она жила, вернувшись домой, нашли ее висящей в коридоре. Сын не пришел на похороны матери, сказав, что хочет запомнить ее живой. Похоронили ее как самоубийцу за церковной оградой без отпевания в Елабуге.

Через полтора месяца после самоубийства Цветаевой расстреляли Эфрона. Дочь провела 15 лет в лагерях, вернулась в Москву в 1953 году больным человеком и вскоре умерла от инфаркта.

Через пятьдесят лет после смерти Цветаевой ее почитатели добились того, чтобы отпеть поэтессу в храме. Точное расположение ее могилы неизвестно. Это также можно считать предсказанием поэтессы. Задолго до смерти, придумывая шуточную эпитафию, она написала: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». В той стороне кладбища, где предположительно находится ее последний приют, сестра Анастасия в 1960 году поставила крест. В 1970 году его заменили гранитным надгробием.

По датам стихов и прозы Цветаевой можно восстановить ее биографию и жизнь души. Ее страстность, безмерность, неутолимая жажда любви не вписывались ни в какие рамки. У нее всего было слишком: слишком любила, слишком ненавидела, слишком требовала.

Цветаева оставила большое творческое наследство. За тридцать лет было написано 17 поэм, 8 пьес, 50 прозаических произведений, более 800 стихотворений. Говорят, чем больше судьба поэта отражает историю страны, тем дороже поэт народу. Эти слова можно отнести и к Цветаевой. На ее стихи написано много песен. В стране открыто и действует восемь музеев Цветаевой. Ей поставили памятники в разных городах.

Слова одного из ранних стихотворений Цветаевой оказались пророческими:

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Интересные факты

  • У Цветаевой были сводные брат и сестра по отцу.
  • В четыре года Марина умела читать, а во время игр рифмовала слова и фразы.
  • В шесть лет сходила на спектакль «Евгений Онегин» и влюбилась в обоих: и в Онегина, и в Татьяну.
  • Она любила нарушать запреты, например, заучивала романсы, которые пела старшая сестра Валерия.
  • Детские книги ей рано наскучили, и она стала брать книги в шкафу Валерии. По ее словам, Пушкин заразил ее любовью.
  • Поэтесса была близорука, но очки носила редко, объясняя это тем, что так она лучше постигает свой внутренний мир.
  • В 16 лет пыталась застрелиться из-за несчастной любви, пистолет дал осечку.
  • В компании она обычно садилась вполоборота к присутствующим, возможно из-за того, что в профиль она казалась себе значительнее.
  • Цветаева была умеренна в еде, много ходила, чтобы не толстеть.
  • В 17 лет она поехала в Париж слушать лекции по старофранцузской литературе.
  • Однажды разместила в газете брачное объявление, потом смеялась, когда стали приходить кандидаты по объявлению.
  • Цветаева и Эфрон венчались в Палашах, в церкви Рождества Христова.
  • Цветаева и Эфрон всю жизнь называли друг друга на «Вы».
  • Поэтесса не позволяла дочери Ариадне называть ее матерью.
  • Цветаева боялась лифтов, поэтому поднималась по лестнице пешком.
  • Уезжая в августе 1941 года из Москвы, она не знала, что в июле ее мужу был вынесен смертный приговор.
  • Из Москвы она уезжала на пароходе «Александр Пирогов».
  • В Елабуге их поселили на Малой Покровской улице. С Покровской в Москве они переехали на одноименную в Елабуге.
  • В предсмертном письме Цветаева поручила Николаю Асееву позаботиться о Георгии.
  • Самоубийц не отпевают в церкви, но в 1991 году для Цветаевой сделали исключение, патриарх Алексий дал благословение на отпевание.

биография, книги, фото, личная жизнь

Ей пришлось пережить столько трагедий, что, казалось бы, она просто обязана была сломаться. Не сломалась, сохранила и нежную душу, и тонкость чувств, и порядочность. Вспоминаем судьбу Анастасии, младшей сестры поэтессы Марины Цветаевой.

Ольга Моисеева

Wikipedia

Мы расскажем, как Анастасия смогла, пройдя через тюрьмы и лагеря, сохранить бодрость и любовь к жизни.

Содержание статьи

Один любимый на двоих

Всем известно стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»: песню Микаэла Таривердиева на эти стихи исполнила Алла Пугачёва в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». А вот кому посвящены эти трогательные строчки, знают немногие. Марина писала их для Маврикия Минца, инженера-химика, в которого была влюблена, но с которым ей пришлось расстаться. Потому что в Минца была влюблена и её сестра Анастасия. Причём та познакомилась с ним раньше, успела стать его невестой — Минц сделал ей предложение, и перебраться к возлюбленному в маленький город Александров.

А потом произошла встреча Минца с Мариной. Их взаимная симпатия быстро стала такой сильной, что всё могло сложиться иначе, если бы не благородство Марины: она не стала мешать счастью младшей сестры и уехала прочь.

Две сестры, два таланта

Правда, и у Анастасии семейное счастье с Минцем было недолгим. Они жили два года в гражданском браке, после Февральской революции 1917 года перебрались в Крым, — там их гостеприимно принял в своём доме Максимилиан Волошин. Но очень скоро Минц умер от перитонита, и в том же году от дизентерии скончался их маленький сын: ему не было и года.

Надо сказать, у сестёр Цветаевых была во многом схожая судьба. Когда случилась эта история с Минцем, они обе были молодыми женщинами, чуть старше двадцати (Анастасия на два года младше Марины), у обеих за плечами был неудачный брак и развод, у Марины подрастала дочь, у Анастасии — сын. Обе писали, правда, Марина считалась более талантливой и удачливой: уже было издано два сборника её стихов, ей прочили большую известность.

Анастасия же к тому времени выпустила одну книгу лирической прозы.

Аресты за «контрреволюцию»

Когда грянула революция, обеим сёстрам стало ясно: возврата к прежней жизни больше не будет. Анастасии пришлось понять это, возможно, быстрее: на Крым, где она надеялась переждать смутные времена, неотвратимо надвигалась Гражданская. Безутешная, сломленная смертью мужа и сына, она вскоре вернулась в Москву. Снова начала писать — из-под её пера вышли два романа, но издать их не получилось.

В 1933 году Анастасию в первый раз арестовали. Причиной стало её тесное общение с Борисом Зубакиным: его считали масоном, и он был на плохом счету у властей. Правда, спустя два месяца писательницу освободили — за неё хлопотали Борис Пастернак и Максим Горький. Но в 1937-м последовал новый арест: за «контрреволюционную деятельность». Тогда же за решётку попал и её старший сын, Андрей Трухачёв, — ему было 25 лет. Сотрудники НКВД изъяли все бумаги, найденные в доме Цветаевой, неизданные романы сразу уничтожили.

Андрея выпустили через пять лет. Анастасии пришлось отсидеть десять — в лагере на Дальнем Востоке.

Полжизни отнято тюрьмами

Выйдя на свободу, Цветаева-младшая и подумать не могла, что это ненадолго. Прошло всего два года, и вот — новый арест. На этот раз писательницу выслали в Новосибирскую область. Только в 1959-м Анастасию полностью реабилитировали. К тому времени ей исполнилось уже 66, и чуть ли не половину сознательной жизни ей пришлось провести в тюрьмах, лагерях и ссылках. Она осталась ни с чем: архивы уничтожены, единственная сестра покончила с собой. Большинство людей в такой ситуации опустили бы руки. Но только не Анастасия Ивановна. Смыслом жизни для неё стала память.

Ради памяти сестры

Анастасия отыскала могилу сестры в Елабуге — это было нелегко, но она справилась. Потом начала писать книгу «Воспоминания» — в неё вошли истории об их с Мариной детстве и юности, о дальнейшей жизни, о людях, с которыми их сводила судьба. Анастасию Цветаеву считают мемуаристом-классиком Серебряного века. Вся её жизнь в 70-80-х годах состояла из написания воспоминаний и восстановления тех архивов, которые были уничтожены в 30-х. Именно тогда книги Анастасии Цветаевой стали активно издавать, и её имя зазвучало так же громко, как имя её сестры. Много лет она работала над сохранением творческого наследия Марины, её стараниями был открыт Дом-музей Цветаевой в Москве.

До 90 лет — пешком по лестницам и бегом по эскалатору

Жизнь Анастасии Ивановны, несмотря на все лишения, всегда оставалась невероятно активной. Цветаева продолжала много работать до 90 лет — она писала, преподавала, фотографировала, помогала множеству людей… И была достаточно крепкой, подвижной и даже спортивной дамой. В юности горячо любившая коньки, Цветаева и в преклонном возрасте предпочитала не сидеть, а ходить пешком. Пешком поднималась и по лестницам, не любила лифты: даже на девятый этаж поднималась пешком, пусть с остановками и передышками. Москвичи в метро с удивлением оглядывались на невысокую подвижную старушку, бойко обгонявшую их на эскалаторе.

К детям и животным — на «вы»

Друзья Цветаевой, знавшие её в этот период жизни, утверждали: не было человека более аскетичного и более строго относящегося к себе. Когда её спрашивали, как она заставляет себя работать или куда-то идти, если не хочется или тяжело, она отвечала: беру себя за волосы и вытаскиваю из «не хочу». Она работала чуть ли не сутками, не обращая внимания ни на боль в сломанном плече, ни на сердечные приступы. Могла пройти десятки километров пешком. Никогда не жаловалась. При этом до последних дней оставалась строгой вегетарианкой, и вообще питалась крайне скромно: в основном кашами и овощами, изредка позволяя себе немного рыбы.

А ещё, как вспоминали близкие друзья Анастасии Ивановны, Глеб Васильев и его жена Галина Никитина, она очень трепетно относилась к животным. К собакам и кошкам всегда обращалась на «вы» — как и к маленьким ребятишкам.  Считала, что и те, и другие чище душой и ближе к богу, чем взрослые люди. Каждый день ходила кормить голубей и не позволяла травить даже тараканов: их, конечно, всё равно уничтожали, но только в отсутствие хозяйки. Анастасии Цветаевой не стало в 1993 году, когда ей было 98 лет. Вся её жизнь — подробная иллюстрация к ХХ веку: странному, жестокому, наполненному несправедливостями.

Вы читали книги Анастасии Цветаевой?

Умереть в Елабуге автора Венера Хури-Гата – грубые призраки

Начинается с конца. С балкой, веревкой, стулом и окном, выходящим на холм, кипарис и картофельное поле. С сердцем, превратившимся в камень после стольких испытаний.

В своей яркой поэтической элегии Последние дни Мандельштама ливано-французская поэтесса и писательница Венус Хури-Гата стремилась засвидетельствовать последние дни и часы жизни Осипа Мандельштама, которые прошли незамеченными в транзитном лагере под Владивостоком, чередуя лихорадочные мысли и бредни умирающего поэта с тонко зарисованными мгновениями из его прошлого. С Марина Цветаева: Умереть в Елабуге , она снова начинает с последних часов другой великой русской поэтессы, чье творчество было подавлено еще при ее жизни, но ее подход здесь более прямой. Женщина за женщиной, поэт за поэтом, Хури-Гата хочет проследить долгий, полный страданий путь, который привел Цветаеву к самоубийству в 1941 году в возрасте сорока восьми лет:

Несколько месяцев сгорбившись над вашим огромным 750-страничным журналом , я пытаюсь собрать разрозненные кусочки твоей жизни, понять причины твоих увлечений и твоих разочарований, особенно твоего неистового желания соединиться с мужчинами, женщинами (одни любили словами, другие руками) до того, как ты остался один, уничтожен, горький, нераскаявшийся, готовый начать снова.

Обращаясь непосредственно к своему предмету, Хури-Гхата рисует скупой, несентиментальный портрет сложной, одаренной женщины, чей творческий накал и постоянная потребность в любви не только привлекали, но и душили окружающих.

Это попытка понять ее демонов и ее боль.

Родившаяся в привилегированной семье, дочь друга царя, основавшего Московский музей изобразительных искусств, Марина Цветаева была вундеркиндом, в детстве изучала музыку и французский язык, а в семнадцать лет опубликовала свой первый сборник стихов. Вскоре ее втянули в литературные круги, где через критика Макса Волошина она познакомилась с Сергеем Эфроном, за которого вышла замуж в начале 19 века.12. Позже в том же году она родила своего первого ребенка, Ариандну (названную Альей), незадолго до своего двадцатого дня рождения. Ее известность как поэта выросла в последующие годы с публикацией новых сборников. Затем, с Октябрьской революцией, ее состояние начало стремительно рушиться.

Надо было научиться жить скромно, стать незаметным, не привлекать к себе внимания, ожидать в любой момент доноса, ареста, депортации, расстрела.

Поскольку связи ее покойного отца становятся обузой, а ее муж присоединяется к контрреволюционной Белой армии, Цветаевой приходится просить милостыню у друзей и изо всех сил пытаться выжить, теперь имея двоих детей, которых нужно содержать.

Она находит творческое выражение в написании пьес и физическом самовыражении с любовниками, но она позволяет своей младшей дочери Ирине умереть от голода в приюте, куда она взяла своих девочек в надежде, что их накормят. Ее смерть — одно из многих злополучных решений и ситуаций, которые будут преследовать ее.

Хури-Гата рассказывает о побеге Цветаевой из СССР в Берлин в 1922 году, где она планирует встретиться со своим мужем, который, как она узнала, жив и учится в Праге. Она влюбляется в ожидании, как это свойственно ей, акт, который никогда не кажется ей аморальным, просто выходом для многих страстей, которые текут через ее существо. Когда она и Аля, наконец воссоединившись с Сергеем, поселяются под Прагой, новый любовник, друг ее мужа Константин Родзевич, занимает ее день, а ночные часы пишет повелевает:

Вечером после ужина слышно только царапанье пера по бумаге. Ваш яростный почерк вкупе с желанием уничтожить то, что вы только что написали. Аля и Сергей, бессильные зрители твоего самоуничтожения. Они смотрят, как ты мчишься к пропасти, но не делают ничего, чтобы остановить тебя. Непроизвольная слеза, которую, как вам кажется, вытерли краем глаза, мимоходом разбавляет слово. Никакой нежности к себе. Ужас позади.

В 1925 году у нее рождается сын Григорий (известный как Мур), в воображении Цветаевой продукт трех мужчин — ее мужа, ее любовника и ее большой, невозможной любви Бориса Пастернака. Позже в том же году семья уезжает во Францию, где она проживет более тринадцати лет, прежде чем окончательно вернуться в СССР в 19-м году.39. Новые любовные отношения, в том числе страстная переписка с Рильке, следуют наряду с важными литературными произведениями, но с годами продолжающиеся экономические конфликты будут загонять семью Эфронов во все более отчаянное положение. Когда ей не удается найти рынок для своих стихов, Цветаева неохотно берется за прозу. Сергей и, в конечном итоге, Аля, с которой ее переменчивая мать часто обращается немногим лучше, чем со служанкой, становятся более политически активными. Невозможно чувствовать себя в безопасности и спокойно. Поэтесса, столь восхваляемая в подростковом возрасте, столь желанная бесчисленными друзьями и любовниками, оказывается одинокой и нелюбимой. Больнее всего то, что ее давний сторонник, но неуловимый объект любви Пастернак теперь потерялся в новой жизни отца и мужа, и у него больше нет времени на ее письма:

Пастернак забрал единственный дар, который он когда-либо давал вам: возвышение.

Вы вините в своем отчаянии все, что вас окружает.

Зеркало над раковиной отвечает за ваши морщины.

Слишком узкий рабочий стол лишает вдохновения.

Слишком шумно, соседи мешают сосредоточиться.

Непостоянная, динамичная и страстная, женщина, появившаяся на этих страницах, безнадежно зависит от похвал других. Она знает, что ее не любят другие эмигранты, она без колебаний занимается романтическими делами вне брака, но потрясена и встревожена, когда узнает, что Сергей подумывает о разводе. Оба ее ребенка теряют терпение по отношению к ней; со временем другие учатся либо шутить с ней, либо избегать ее. Тем не менее, как и в случае с подобными человеческими эмоциональными водоворотами, больше всего она причиняет боль себе.

Хури-Гата Марина Цветаева не является строго хронологическим счетом. Хотя она прослеживает общий ход пути, который ведет к стулу, веревке и чердачному окну в Елабуге, поскольку она обращается к своему предмету интимно, как уважаемый корреспондент, даже друг, время пористо. Таким образом, круг друзей Цветаевой, любовников, соратников-поэтов и их разнородных, часто трагических, судеб являются повторяющимися призраками, живыми и мертвыми, которые радуют, отвлекают и тревожат ее на протяжении всей ее жизни вплоть до того ключевого финального момента, который всегда присутствует в ее жизни. вопросительное повествование от второго лица. Пастернак, Мандельштам, Маяховский, Белый, Ахматова и другие. Фрагменты стихов, писем и дневниковых записей дают краткий экскурс в сердце и разум женщины, которая станет известна как одна из величайших русских поэтесс ХХ века, чья жизнь, к сожалению, совпала с драматически бурным временем, которое не было сделано. для нее.

Марина Цветаева: Умереть в Елабуге Венус Хури-Гата переведена с французского Терезой Лавендер-Фэган и опубликована издательством Seagull Books.

Нравится:

Нравится Загрузка…

50 интересных фактов о М. И. Цветаевой * Факты

Знаменитый прозаик и писатель Марина Ивановна Цветаева, интересные факты о которой просто завораживают дух. Эта женщина смогла оставить яркий след в литературе 20 века. Марина Цветаева считается не менее популярной переводчицей, чем поэтессой. Биография, интересные факты и секреты из жизни этого писателя заинтересуют многих поклонников. Стихи этой поэтессы известны многим, и биография Цветаевой говорит об этом. Интересные факты приоткрывают завесу над личной жизнью и внутренним миром Марины Ивановны. Многим это будет интересно, ведь Цветаева считается невероятной женщиной. Интересные факты из жизни этой поэтессы никогда не утратят своей актуальности. В творчестве Марины Ивановны есть и романтический максимализм, и неприятие обыденности, и обреченность любви. Также в лирике писателя присутствуют нотки одиночества. Интересные факты из биографии Цветаевой расскажут о том, почему она писала именно такие стихи. Все люди должны знать факты биографии Марины Цветаевой, ведь эта женщина очень много сделала для русской литературы.

1. У Марины Ивановны Цветаевой был роман с женщиной.

2. В 19 лет Марина Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона.

3. Писатель хорошо знал французский и немецкий языки.

4. По просьбе матери Марина Цветаева брала уроки музыки на дому.

5.Беременная Марина Ивановна мечтала о сыне, но вскоре разочаровалась, т.к. родила дочь Ирину.

6.Марина Ивановна училась во французской Сорбонне.

7. Марина Цветаева начала писать стихи в 6 лет.

8. У Марины Ивановны Цветаевой было много любовных историй, но единственной настоящей любовью был Сергей Эфрон.

9. Три предсмертные записки оставила Марина Цветаева перед самоубийством.

10. Цветаева познакомилась с мужем в Крыму.

11. Отпевание самоубийцы было запрещено, но Патриарх Алексий II сделал для поэтессы исключение.

12. Годы Гражданской войны были для Цветаевой тяжелыми.

13. Муж Цветаевой расстрелян в Москве.

14. Стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что ты со мною не болеешь» посвящено мужу ее сестры Анастасии.

15. Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством в 1941 году, и по какой причине это было до сих пор неизвестно.

16. В мире существует 8 музеев, посвященных Цветаевой.

17. Все лучшие стихи Цветаева написала в состоянии любви.

18. О жизни Марины Ивановны сняты документальные фильмы.

19. Первый сборник Цветаевой вышел в свет в 1910 году.

20. У Марины Цветаевой было трое детей.

21. Дочь Марины Ивановны, которую звали Ирина, умерла в возрасте 3 лет.

22.Поэтесса похоронена на Петропавловском кладбище.

23. Марина Цветаева и подумать не могла, что человек, подаривший ей камешек, станет ее мужем.

24. Марина Ивановна Цветаева рифмовала стихи на разных языках.

25. Большое влияние на Марину оказала ее мать — Мария Мейн.

26. Мать Марины Цветаевой хотела, чтобы ее дочь стала великой пианисткой.

27. Первую дочь Марины Ивановны звали Ариадна.

28. Цветаева имела необыкновенную любовь к именам. Ей казалось, что они влияют на судьбу человека.

29. У Марины было агентство под названием «Оле Лукойе».

30 На писателя сильно повлияло самоубийство Маяковского.

31. Марина Ивановна Цветаева родилась в обеспеченной семье.

32.Несмотря на бурные романы, Марина Ивановна Цветаева пронесла через всю жизнь любовь к мужу.

33. Характер этой поэтессы не ангельский.

34. Марина Ивановна ко всему новому относилась с особым вниманием.

35. Семейная жизнь Цветаевой была пронизана искусством, ведь она всегда была окружена книгами.

36. Отец Марины был выходцем из священников.

37. Сына Марины Ивановны, которого звали Георгий, дома ласково называли Муром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *