Почему пушкин назвал баснописца истинно народным поэтом: Почему А. С. Пушкин назвал баснописца «истинно народным поэтом»?

ИСКУСНИК КРЫЛАТОГО СЛОВА

ИСКУСНИК КРЫЛАТОГО СЛОВА

| Культура

16 февраля 2019 года в МКДЦ состоялся литературный вечер «ИСКУСНИК КРЫЛАТОГО СЛОВА», посвящённый 250-летию со дня рождения известного русского баснописца ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА (2 [13] февраля 1769 — 9 [21] ноября 1844), подготовленный руководителем клуба «Берегиня» Татьяной Ивановной Козловой.

Истинно народным поэтом назвал И. А. Крылова великий Александр Сергеевич Пушкин. И. А. Крылов — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов — будучи русским человеком, по-настоящему любил русскую природу и русскую культуру, иносказательным языком своих басен боролся с недостатками, существовавшими в жизни современного ему общества. Но несмотря на то, что так много времени прошло, сказанное великим баснописцем по-прежнему остаётся актуальным, потому что и в нашей жизни всё так же живучи многие недостатки, характеризующие людей и их поведение.


   Учащиеся Дятьковской хореографической школы Алёна Гришкина и Катерина Гераськина танцем «Подружки» открыли вечер.
Ведущая — Коробейникова Наталья Васильевна, заведующая массовым сектором Дятьковской детской библиотеки, открыла литературный вернисаж строчками из басен И. А. Крылова, которые всем памятны с детства, рассказала о басне как литературном жанре, а затем на сцену пригласила юных актёров театра «Бибигон» (рук. Елена Гришкина). Полина Белова и Ульяна Манешина талантливо «оживили» героев басен «Зеркало и обезьяна», «Белка», вызвав улыбки на лицах слушателей.
Приведя строки из басни «Две собаки», ведущая убедительно показала, что истина, заключённая в морали любой из басен И. А. Крылова, ничуть не устарела:
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо
На задних лапках ходят!
Басня как жанр зародилась в Древней Греции, родоначальником её считают Эзопа, во Франции её родителем был Лафонтен, в России – Иван Андреевич Крылов.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1-й и Николай 2-й ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях есть уроки: и учёному, и неучёному, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видели себя как в зеркале. Хотя действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиной скрываются люди со своими характерами, делами и пороками.
И снова интересный рассказ ведущей был прерван действом на сцене: актёры театра «Арлекин» (рук. заслуженный работник культуры Брянской области Ольга Задарновская) показали инсценировки басен И. А. Крылова «Свинья под дубом» и «Ларец», которые очень понравились зрителям.
Потом молодые актёры этого театра мастерски представили ещё и басню «Ворона и лисица».
Н. В. Коробейникова прочитала басню «Ручей», попросила слушателей вместе с ней поразмышлять о том, почему сам автор так любил её. Все оживились, когда ведущая пригласила принять участие в конкурсе знатоков творчества Крылова «Какие герои басен сказали такие слова?» Оказалось, что у многих память хранит вечные строки великого баснописца.
 В России басня стала по-настоящему возрождаться с середины 18-го века. Чаще всё-таки звучала русская народная песня. Анатолий Алёшин прекрасно исполнил а капелла старинную русскую песню «Ноченька», которая, как и романс М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», подаренный слушателям, позволил окунуться в атмосферу салонных вечеров минувших веков.
Актриса театра «Маска» Валентина Кривоносова подготовила одну малоизвестную басню И. А. Крылова «Разборчивая невеста». Не только актёрское мастерство, но и костюм: длинное платье, белые перчатки, кокетливая шляпка привередливой барышни – всё способствовало созданию образа и понравилось присутствовавшим.
Много интересных фактов из биографии баснописца рассказала и ведущая Н. В. Коробейникова, и заведующая массовым сектором центральной районной библиотеки Тамара Семёновна Григорьева. Например, о том, что в молодости любимым занятием Ивана Крылова, наряду с чтением, было посещение народных сборищ самого разного рода. В толпе он чувствовал себя как рыба в воде. Всё подмечал и запоминал. Ещё одной его страстью были петушиные бои. Кроме того, у него было странное увлечение: Крылов любил наблюдать за пожарами. Если где-то в городе горел дом, он ехал туда и смотрел на происходящее. Творить баснописец предпочитал лёжа на диване. Согласно некоторым источникам, Иван Гончаров написал своего знаменитого «Обломова» именно с Крылова. Великий баснописец никогда не был женат, хотя в молодости был очень увлечён девушкой из Брянска, мечтал соединить с ней свою судьбу. Но родители посчитали его недостойным женихом: не богат, не имеет высокого чина… И. А. Крылов однажды удочерил девочку, и большинство историков сходятся на том, что она была его внебрачной дочерью от его же служанки.
Как литератор работал в жанрах: комическая и волшебная опера, комедия, трагедия, шуто-трагедия. Именно в них проявлялось его вольнолюбие, протестное настроение против разного рода насилия над человеком, против подлости и пошлости, чванства и глупости. Он написал 236 басен. Большая часть их придумана им самим. Часть сюжетов перекликается с сюжетами басен Эзопа и Лафонтена.
Трудно, пожалуй, перечислить всё то, что позволит нам увидеть И. А. Крылова как требовательного к себе литератора и человека по тем моментам его биографии, о которых рассказали на вечере. Чтобы возникла полная картина, нужно заглянуть в центральную районную библиотеку, где сейчас представлена выставка, посвящённая творчеству и биографии замечательного русского баснописца.
И ещё хотелось бы упомянуть об одном интересном творческом человеке, который присутствовал в зале. Это Виктор Анатольевич Федоренков, бывший директор нашего когда-то процветавшего городского парка. Он не только великолепно прочитал наизусть одну из басен Крылова, но и провёл литературную игру, вручив победительнице приз – сборник басен И. А. Крылова, прекрасно оформленный.
 В завершение рассказа о содержательном литературном мероприятии хочется привести строки поэта Вяземского о Крылове и его баснях:
 Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят!

                     ЛЮДМИЛА ТЮРИКОВА


Игорь Петрович Статычнюк

К юбилею Ивана Андреевича Крылова!

13 февраля 2019 года исполнилось 250 лет со дня рождения любимого многими поколениями российских читателей Ивана Андреевича Крылова (1769–1884). Он был известным публицистом, академиком Петербургской Академии наук, писал трагедии и комедии, сочинял оперные либретто, издавал сатирические журналы, но вошел в историю русской литературы как великий баснописец. Впервые басни Крылова появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Популярность басен была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, ими зачитывались императоры. Ещё при жизни Крылова его современники писали о нём восторженные отзывы. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняются народная мудрость, богатство и красота русской речи.

Мы приглашаем читателей и гостей библиотеки посетить книжную выставку «Гениальный баснописец земли русской», которая состоит из биографической литературы о Крылове и великолепно оформленных изданий произведений писателя.

Басни Ивана Андреевича Крылова по праву являются гордостью отечественной литературы. С детства мы храним в памяти крыловские образы, которые часто всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, и каждый раз не перестаём удивляться проницательности Крылова. И наши дети, и дети наших детей будут читать басни Крылова, которые помогают им узнавать жизнь, учат любить Родину и бороться со своими недостатками. «Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим своё уважение и любовь к нему.

По портретам мы привыкли воспринимать Крылова как ленивого русского барина, всегда в халате, с трубкой и на диване. Но мало кому известно, что Крылов был человеком в высшей степени оригинальным и необычным, не вписывающимся в обычные рамки представлений о том, каким должен быть писатель.

Родившись в семье бедного армейского офицера, он учился из милости с детьми помещика, служа у того лакеем. Не получив школьного образования, самостоятельно овладел французским, немецким, итальянским языками, увлекался математикой, рисовал и играл на скрипке.

Живя в Москве, Крылов тесно сблизился с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н. Оленина. Там он встретился и подружился с Пушкиным. Александр Сергеевич говорил о Крылове с уважением, как о старшем современнике, называл его «истинно народным поэтом».

В молодости Иван Андреевич любил кулачные бои, в которых сам принимал активное участие, так как отличался большой физической силой. Современники поражались его чревоугодию, шутили над ним, но всегда относились с любовью. Пушкин называл Крылова «преоригинальнейшей тушею». Если бы баснописец жил в наше время, то был бы героем светской хроники.

Об этом и многих других интересных фактах биографии Ивана Андреевича Крылова вы сможете узнать из книг нашей выставки.

Также на выставке представлены издания произведений Ивана Крылова из фондов библиотеки. Центральное место занимают лучшие образцы полиграфического искусства, великолепно оформленные подарочные книги. Роскошная бумага, обложки из кожи и шелка, изумительные иллюстрации известнейших русских художников прошлых столетий, тиснёные золотом срезы, – все это заставляет воспринимать книги как искусство.

Место проведения выставки:

ДВГНБ, ул. Муравьёва-Амурского, 1/72,

3-й этаж, выставочный зал.

Контактный телефон: 32-98-52.

Почему поэт уверен, что ему поставили памятник.

Памятник, которому народная тропа не будет перерастать

Kishinev

© A. Rodionov / Ria Novosti

, которые поместили : архитектор Александр Опекушин

Когда : май 1885

памятник Пушкину в Кишиневе – один из старейших в мире. Идея его создания возникла еще в 1860-х годах, но осуществить ее удалось лишь в середине 1880-х – после того, как статуя поэта появилась в Москве. На оборотной стороне бюста написано: «Здесь лира северную пустыню возвещая, я странствовал… 1820, 1821, 1822, 1823». — так памятник напоминает о трех годах ссылки, которую Пушкин провел в Бессарабии и Кишиневе.

Shanghai


© Yuri Abramochkin / RIA Novosti

Who put : a group of architects led by Russian engineer and sinologist Mikhail Pavlovsky

When : February 1937

History of the monument : Памятник Пушкину установлен на территории французской концессии по инициативе русских эмигрантов, проживающих в Шанхае. Поводом стало 100-летие со дня смерти поэта. Федор Шаляпин и Александр Вертинский, находившиеся тогда в Китае, помогли собрать средства на установку памятника. бронзовый бюст Пушкина был обращен лицом к России, а надписи, сделанные на нескольких языках, гласили: «1837-1937, Пушкин — к столетию со дня его смерти.»

В 1937 году Шанхай был захвачен японцами. В ноябре 1944 года японские оккупационные власти отправили статую, чудом уцелевшую при обстреле города, на переплавку После окончания Великой Отечественной войны русская диаспора и жившая в Шанхае шанхайская интеллигенция собрали деньги на восстановление памятника Московской Третьяковской галерее по сохранившимся эскизам снова отлили бюст Пушкина — теперь уже из меди.

Второй раз памятник был разрушен в 1966 году — во время китайской «культурной революции». В 1987 году скульптор Гао Юнь Лун восстановил его, но в связи с отсутствием эскизов и изображений предыдущего варианта бюста, ему пришлось сделать это в соответствии с собственным восприятием Пушкина и его творчества. Таким образом, первоначальная концепция памятника, воздвигнутого по инициативе русских эмигрантов, была утеряна навсегда.

Будапешт

© szaborlap.hu / www.kozterkep.hu

1 из 2

© RussianlandMarks.WordPress.com

2 из 2

, которые поместили : скульптор Янос Фаркас

Когда : 1949

Пушкина работы венгерского скульптора Яноша Фаркаша в Будапеште в 1949 г., также была установлена ​​мемориальная доска. Надпись на доске гласит: «Шандор (Александр на венгерский манер. — Прим. изд. ) Пушкин, великий поэт русского народа», под ней выгравировано четверостишие из пушкинского «Памятника». Доску повесили на улице, которую потом переименовали в Пушкинскую. Все эти события были приурочены к 150-летию со дня рождения поэта. Годом ранее известный будапештский кинотеатр «Форум» сменил название на «Пушкинский» — и носит его до сих пор.

Вашингтон

© www. as-pushkin.ru

1 из 2

2 из 2

, которые положили : скульптор Александр Бурганов

Когда : Год 2000

История монементального монемента : Год 2000

Статуя Пушкина работы Бурганова появилась на территории Университета Джорджа Вашингтона в 2000 году в рамках программы культурного обмена между Москвой и Вашингтоном. Решение об установке памятника было принято в 1999 году, к 200-летию со дня рождения русского поэта. В ответ в 2009 г., возле 1-го Гуманитарного корпуса МГУ установлен памятник американскому поэту Уолту Уитмену.

А. Александр II

Б. Кутузов М.И.

В. Минин К. и Пожарский Д.И.

Г. Пушкин А.С.

Какое имя приняла жена Николая II, урожденная принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, приняв православие?

А. Александра Федоровна

Б. Екатерина Алексеевна

В. Елизавета Федоровна

Г. Мария Федоровна

Сколько детей было в семье Николая II?

A. две девочки и два мальчика

B. три девочки и два мальчика

V. три девочки и один мальчик

D. четыре девочки и один мальчик

В годы какой войны переправились через р. Дунай, осада Плевны, оборона Шипки, битва у Шейново?

А. Крымской

Б. Первая мировая война

Б. Русско-Турецкая

Г. Русско-японское

9. Из предложенного списка выбрать открытие, которое было сделано в конце XIX века:

А. Геометрия Лобачевского

Б. Открытие Антарктиды

В. Периодическая система химических элементов Менделеева

D. Прививка от оспы

10. Выберите список, в котором перечислены произведения, появившиеся во второй половине XIX века:

A. Комедия «Горе от ума», картина «Опять двойка», памятник «Минину и Пожарскому» на Красной площади

Б. Роман в стихах «Евгений Онегин», картина «Утро в сосновом лесу», памятник «Медный всадник»

В. Роман «Преступление и наказание», картина «Черный квадрат», памятник «Александровская колонна»

Г. Роман-эпопея «Война и мир», картина «Богатыри», памятник «Тысячелетие России»

ЛОГИКА

1. Из пословицы выпало шесть гласных и пробелов, восстановите:

Кнг-клчкзнн

_____________________________

Сколько четырехугольников изображено на картинке?

_________________________

Какая следующая комбинация букв?

БИБЛИОТЕКА

IBBLIOTEAC

IBBLIOTAEK

IBLBIOTEK

____________________________

Заполните пустые ячейки.

Определите слово в скобках.

1 28 12 (BY L I N A) 9 14 0

18 11 0 (. . . . . . .) 8 11 0

Расставь буквы в клеточках так, чтобы получилось имя известного русского баснописца и одной из героинь его произведений.

A B C L N O O R S

8. Угадайте, какое слово скрыто на рисунке (Isograph):

____________________________

9.

Решав репус, напишите название работы и инцитируйте ее. автор:

___________________________

10. Вспомнив литературные термины, решите метаграмму, вписав в ответ оба слова, которые состоят из 6 букв.

Первый состоит из комбинаций второго

Первый отличается от второго предпоследней буквой

Первый имеет примечание в конце

Прочитав в них буквы в порядке 5432, мы увидим в первом укрепление ,

и на второй спортивной площадке .

ЧТЕНИЕ

Правление императоров Александра II, Александра III и Николая II — это «золотые годы» благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться вся система опеки. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники милосердия и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великая княгиня Елизавета Федоровна (ныне святая мученица Елизавета), Александра Петровна (ныне святая монахиня Анастасия Киевская), близкая родственница императорской семьи князь Петр Ольденбургский — попечитель Киевского Дома призрения бедных, покровитель Глазной больницы. Многие представители Дома Романовых строили на свои средства богоугодные заведения, приюты и богадельни, активно покровительствовали благотворительным учреждениям.

Традиция русской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Олимпиада «Наше наследие» сотрудничает с православной справочной службой «Милосердие».

27 сервисных проектов расположены в разных уголках Москвы, а некоторые программы распространяются на всю страну. Служба Милосердия – это единый организм, единая служба помощи самым обездоленным: одиноким старикам, инвалидам, беременным женщинам, оставшимся без крыши над головой, сиротам, бездомным, ВИЧ-инфицированным.

Одна из ключевых особенностей службы «Милосердие» — наличие собственной инфраструктуры, благодаря которой постоянно оказывается всесторонняя, профессиональная и долгосрочная помощь подопечным. Свято-Софийский социальный дом, Реабилитационный центр для детей с ДЦП, Елизаветинский детский дом, Свято-Спиридоньевская богадельня, «Дом для мамы» и многие другие проекты являются негосударственными некоммерческими учреждениями, входящими в состав службы «Милосердие». .

80% службы «Милосердие» существует на пожертвования, поэтому судьба всех тех, кому служба помогает, зависит от того, насколько регулярно поступают средства от благотворителей. Служба «Милосердие» насчитывает около 400 постоянных подопечных – тех, о ком сотрудники «Милосердия» заботятся из года в год. Это дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах и государственных интернатах, одинокие старики в богадельне, взрослые инвалиды в психоневрологическом интернате и другие. Всего за год служба Милосердия помогает более 20 000 нуждающимся.

Было бы здорово, если бы хотя бы раз в год каждый участник нашей олимпиады осознанно отказывался, например, от покупки мороженого и перечислял эти средства на поддержку одного из сервисов Милосердия https://miloserdie. help/projects/.

Вместе мы можем сделать много хорошего.

1. Заполните таблицу. Под каждым словом запишите соответствующее слово или его номер из списка (по 1 баллу за совпадение):

Многие современники А. С. Пушкина еще при жизни прочили ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом-классиком, по произведениям которого будут формироваться и развиваться не только эстетические, но и нравственные чувства». И история показала. что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя бесценное наследие. Темы для своих произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и в то же время находил в ней близкие народу идеалы. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал поистине народным поэтом, душой народа, его голосом. В своем творчестве он поднимал вопросы, волновавшие как современников поэта, так и последующие поколения.

Глубоко, ярко и образно выражая личные переживания в своих стихах, поэт не ограничивается личной темой. В его произведениях всегда присутствует неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора так же искренне, как и личная. Именно об этом — о смысле жизни и предназначении поэта — он говорит в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

В обход морей и земель,

Глаголом сердца людей сжечь.

Так понимал свою задачу Пушкин и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух «вкушает холодный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта затрепещет, как проснувшийся орел», откроются «вещие очи» и он начнет видеть то, что недоступно глазу обычного человека, он начнет слышать «содрогание неба». », «рептилия морского подводного хода и растительность долины лозы». Творчество — это великий труд и подвиг, и поэт должен быть вдохновлен великой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, верно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Строжайшим судьей его творчества является сам поэт:

Вы сами себе высший суд

Вы умеете более строго оценивать свою работу.

Вас это устраивает, требовательный художник?

Доволен? Так пусть ругает его толпа…

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, быть равнодушным к богохульству и восхвалению. Ведь похвала, обида и злословие временны. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и горестями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество апеллирует к свободе — политической и духовной, к свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил ее служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. «Поэт — это эхо мира», — писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражены характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в поэме «Деревня» ода «Вольность» отразила мысли и чаяния прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихах «Я любил тебя…» или «Я помню чудное мгновенье…» заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве резонировало все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел найти скрывающуюся в нем красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее объектом… Мысль немеет перед бесчисленностью своих объектов».

В стихотворении «Я себе памятник…» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбит его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим трудом, всей своей жизнью, всеми своими мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «чудотворный памятник», к которому за многие годы не приросла «народная тропа» и, вероятно, никогда не прирастет. ПАМЯТНИК, К КОТОРОМУ НАРОДНАЯ ПУТЬ НЕ ПРИРАСТЕТ. Многие современники А. С. Пушкина еще при жизни пророчили ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время когда он будет поэтом-классиком в России, по произведениям которого будут формировать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.0005

А. С. Пушкин оставил после себя бесценное наследие. Темы для своих произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и в то же время находил в ней близкие народу идеалы. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал поистине народным поэтом, душой народа, его голосом. В своем творчестве он поднимал вопросы, волновавшие как современников поэта, так и последующие поколения.

Глубоко, ярко и образно выражая личные переживания в своих стихах, поэт не ограничивается личной темой. В его произведениях всегда присутствует неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора так же искренне, как и личная. Именно об этом — о смысле жизни и предназначении поэта — он говорит в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

В обход морей и земель,

Глаголом сердца людей сжечь.

Так понимал свою задачу Пушкин и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить тихой жизнью, пока его поэтический дух «вкушает холодный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта затрепещет, как проснувшийся орел», откроются «вещие глаза», и он начнет видеть то, что недоступно очам обычного человека, он начнет слышать «содрогание небо», «рептилия морского подводного хода и растительность долины виноградная лоза». Творчество — это великий труд и подвиг, и поэт должен быть вдохновлен великой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать правде, верно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Строжайшим судьей его творчества является сам поэт:

… Вы сами свой высший суд,

Вы умеете более строго ценить свой труд.

Вас это устраивает, требовательный художник?

Доволен? Так пусть ругает его толпа…

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, быть равнодушным к богохульству и восхвалению. Ведь похвала, обида и злословие временны. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и горестями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество апеллирует к свободе — политической и духовной, к свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил ее служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. «Поэт — это эхо мира», — писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражены характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в поэме «Деревня» ода «Вольность» отразила мысли и чаяния прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях «Я любила тебя…» или «Я помню чудное мгновенье…» есть искренние нежные чувства, которые тревожили и всегда будут трепетать в сердцах всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве резонировало все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел найти скрывающуюся в нем красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее объектом… Мысль немеет перед бесчисленностью своих объектов».

В стихотворении «Я себе памятник…» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбит его поэзию за то, что она пробуждает самые лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми своими мыслями, стремлениями и делами А.С. Пушкин воздвиг «нерукотворный памятник», к которому «народная тропа» не приросла уже много лет и, наверное, никогда не прирастет.

Многие современники А. С. Пушкина еще при жизни прочили ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом-классиком, по произведениям которого будут формировать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя бесценное наследие. Темы для своих произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и в то же время находил в ней близкие народу идеалы. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал поистине народным поэтом, душой народа, его голосом. В своем творчестве он поднимал вопросы, волновавшие как современников поэта, так и последующие поколения.

Глубоко, ярко и образно выражая личные переживания в своих стихах, поэт не ограничивается личной темой. В его произведениях всегда присутствует неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора так же искренне, как и личная. Именно об этом — о смысле жизни и предназначении поэта — он говорит в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

В обход морей и земель,

Глаголом сердца людей сжечь.

Так понимал свою задачу Пушкин и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить тихой жизнью, пока его поэтический дух «вкушает холодный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта затрепещет, как проснувшийся орел», откроются «вещие очи» и он начнет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать»…

Россия: Поэт-гражданин | Рэйчел Полонски

Михаил Метцель/AP Images

Дмитрий Быков получает премию «Большая книга» за биографию Бориса Пастернака в Центральном доме литераторов, Москва, ноябрь 2006 г.

Последние несколько лет творческий поток Дмитрия Быкова шумно насыщает российскую аудиторию литературными аллюзиями, давая новую жизнь старым книгам. Сейчас, когда Быкову за сорок, он опубликовал пять романов и три длинных биографии, 1 , а также многочисленные сборники рассказов, эссе и стихов. Выпускник факультета журналистики Московского университета, он считает журналистику более важной, чем написание книг. 2 Не проходит и дня без хотя бы одной статьи, передачи или блога, в которых Быков находит остроумную связь между политическим событием и стихотворной строкой или персонажем романа; он комментирует все, от Петербургского экономического форума до протестной панк-группы Pussy Riot. 3

Последнее ток-шоу Быкова, Новости в Классике , выходит в прямом эфире три раза в неделю на радиостанции Коммерсантъ FM . Все происходящее имеет аналогию в литературе, утверждает Быков. Цель шоу — «помочь России не повторять ошибок прошлого». Пока, по его мнению, российская история оказалась цикличной, и цикл трагичен.

По примеру своей матери Натальи Быковой, известного учителя русского языка и литературы, Быков находит время и для преподавания в средней школе. Классная комната, говорит он, — единственное место, где он чувствует себя по-настоящему полезным, поскольку пытается объяснить подросткам («диким зверям»), «зачем нужна литература и что имел в виду автор, когда писал одно вместо другого». ». 4 В любой обстановке — в телестудии, в лекционном зале или на уличном политическом протесте — он демонстрирует заразительное дружелюбие. Через YouTube кудрявый, усатый Быков, круглый и помятый в футболке и армейской куртке, теперь перед виртуальным классом, заполненным многотысячными внимательными слушателями, чьи ответы на его последние импровизированные афоризмы об отношениях между политикой , история и литература висят внизу в нескончаемых ветках комментариев.

Роман Живые души — это одновременно и футуристическая геополитическая фантастика, и панорамная сатира на постсоветскую жизнь. Это первая работа Быкова на английском языке. Его русское название — ЖД , кириллические инициалы с многочисленными возможными значениями, среди которых русское слово «евреи», жиды . Расхваленная русским издателем как «самая неполиткорректная книга нового тысячелетия», она изображает последние сражения в гражданской войне между варягами (которые называют себя «русскими») и хазарами, соперничающими колониальными державами с антипатичными культурными нормами. 5 В воображаемой схеме Быкова эти две «вирусные расы» соперничают за территорию России с IX века за счет вечно пассивного туземного населения, остающегося языческим и доисторическим, живущим скрытой бродяжной жизнью, двигаясь кругами. , говорящие на своем загадочном поэтическом языке. Запад, открыв новую форму энергии Флогистон (загадочно созданный из пустоты), потерял интерес к России (как и к исламскому миру), предоставив ей «разыгрывать свою великолепную тайну» в автаркической изоляции, поедая сосиски. из нежелательного масла.

В воспоминаниях о Москве (этнически очищенной от хазар) в годы перед войной мы узнаем об идеологических истоках конфликта. «Все как будто искали ответы, — вспоминает варяжский поэт капитан Громов, —

, но ответы всегда были разные, призрачные невещественные сущности, парящие и сталкивающиеся в воздухе, из которых, казалось, всегда вот-вот родится что-то конкретное. Но ничего не вышло, и было ясно, что что-то грустное и кровавое вырисовывалось у него на глазах.

Другой воин Варяжского войска, историк Волохов, до войны учившийся в московском «Институте альтернативной истории», «знал, что каждое событие известно в бесчисленных пересказах». В современной Москве такого института нет, но, как показывает любой книжный магазин, альтернативная история является предметом навязчивого интереса в постсоветской России. Такие слова, как «варяг» и «хазар», стали на деле сосудами призрачных и бесплотных идейных фантазий, наполненных ненавистью и тоской, о национальном происхождении. Быков смешивает бесчисленные научные и псевдонаучные пересказы историй о расах, религии, культуре и географии, многие из которых ядовиты, в комическом вымышленном зелье. Его герои и героини мучаются вопросами о судьбе России и своей собственной, а сюжет крутится по карте на быстро вращающихся колесах трансгрессивного эроса и сказочной магии.

Роман насыщен русским пейзажем: сырым, тоскливым, «заколдованным». Ландшафт современной русской мысли, который она вызывает, так же плотен и запутан, как сибирская тайга. Среди многих мыслителей двадцатого века, чьими конкурирующими мистическими концепциями России заигрывает Быков, является евразиец Лев Гумилев, пожалуй, самый читаемый и влиятельный историк посткоммунистической эпохи. 6 На скудных археологических следах исторической Хазарии Гумилев построил развернутое видение столкновения цивилизаций, в котором меркантильные урбанизированные хазары (евреи) являются вечными врагами кочевых народов среднеазиатских степей, к которым относятся выходцы из рус. Другой — Александр Дугин («Дудугин» в романе), самопровозглашенный «знаток сакральной географии», настроенный еще более явно антиеврейски, чем Гумилев. Дугин описывает русских как народ, «опьяненный» территорией, ее «хранителей», своеобразно «посвященных в ее тайны». 7

Реклама

Для своей «сакральной географии» Живые души эклектично опирается на славянскую языческую мифологию с ее природными богами, колдунами и волками. Карта России становится ареной магии. Все путешествия романа проходят через две деревни Дегунино и Жадруново, «два архетипа русской деревни», как называет их Быков: деревня изобилия, где все растет, и деревня пустоты, искривления времени, в котором все исчезает. В Дегунино, где начинается рассказ, есть священная роща языческого бога Даждь-Бога («Дай» в английском переводе), в которой стоят волшебная пироговая печь и яблоня. Варяги, мыслящие как нацисты, проповедуют, что Дегунино, «где Север и Юг сходятся лицом к лицу», является «геополитическим сердцем Евразии, и кто его контролирует, тот и будет хозяином мира». Однако настоящая причина, по которой обе стороны любят захватывать деревню, заключается в том, что ее послушные крестьянки радостно приветствуют всех захватчиков маринованными огурцами, пирогами с капустой и объятиями у костра.

Первая из двух частей романа «Отъезд» представляет четыре пары, отправляя их на таинственные поиски, которые пересекаются во второй части «Прибытие». Громов любит Машу, эвакуированную из Москвы в далекую Махачкалу на берегу Каспийского моря. Волохов незаконно любит блестящую хазарскую журналистку, с которой познакомился перед войной во время исследовательской поездки в Хазарский каганат. Книжный воевода Бороздин, чистокровный варяг помягче, командированный из Москвы в далекую Сибирь, влюбился в туземную шаманку, тощую волчицу Ашу, чьи молитвы земле «звучат как безумная поэма футуристов». Анка, московский подросток, усыновила беспомощного туземца средних лет, «Джо» («Васька» по-русски), Василия Ивановича, и вместе с ним бежит, так как варяги начинают облаву на «Джо» в столице. .

Через эти любовно-квестовые сюжеты прокладывает себе путь лысый очкастый Гуров/Гурион, склонный к сарказму двойной агент, который по очереди выдает себя за старшего варяга и старшего хазара, но на самом деле является родной «Хранитель», защищающий свою «благородную расу» от уничтожения. Гуров выявляет скрытых аборигенов (таких как Волохов, чье имя является гибридом русских слов «волк» и «волхв»), обращаясь к ним в народных загадках о кружащихся соколах, яблонях и кошках, пробуждая генетическую память о родном языке. . Его миссия — отправить убийцу выследить и уничтожить нерожденных метисов Бороздина и Аши, Волохова и Женьки, чьи рождения, согласно пророчеству, разорвут бесконечный круг родной истории. Как туземец, он не способен убивать.

В первой главе «В стане русских воинов» 8 рассказывается о Громове, поэте, который поступил на военную службу, потому что его жизнь в Москве казалась бессмысленной. Быковский портрет варягов сочетает в себе веселую карикатуру на силовиков Владимира Путина с болезненной сатирой на расточительство и жестокость русской военной культуры. Варяжская армия — это самопожирающий культ мужской смерти, главная цель которого — с максимальной эффективностью истребить собственных солдат. Высшее начальство с гордостью ведет свою чистую кровь от викингов. Варяжская идеология — это русский вариант арийской религии Альфреда Розенберга и Генриха Гиммлера, инкрустированный тончайшим налетом православной символики. Его апофеозом является жуткий воин-жрец Плоскорылов, похотливо взбирающийся по варяжской лестнице инициационных обрядов.

Плоскорылов читает фанатичные лекции о «нордическом пути», висит на стене портрет Фридриха Ницше, молится Одину «о победе над сынами Хама» перед черепом, свастикой и кристаллом, пробуждается бессмысленная казнь молодых рекрутов. Подобно русским неонацистам-фантазерам в Интернете, Плоскорылова доводят до экстаза полотна советского художника Константина Васильева: банальные образы белокурых рыцарей на полях скандинавских сражений, сосновые леса, скалы, черепа, драконы, парящие орлы и древние племена, молящиеся каменным идолам бога-громовержца Перуна. Варяжство не прекратится, «пока не останутся последние достойные мужчины», знает Плоскорылов, но не может не задаться вопросом, что тогда делают последние достойные мужчины: «Пляски вокруг ледяного кристалла под Деда Мороза? Групповые совокупления в бесконечных позициях и комбинациях? Он был свободен воображать, что ему нравится».

Следующий культурный ландшафт, который вызывает в памяти Быков, — Хазарский. За пять лет до начала войны Волохов покидает варяжскую Москву и совершает исследовательскую поездку в Хазарский каганат, где «жизнь… живее быть не может». Он влюбляется в журналистку Женьку Доронину (еще одна ЖД), интенсивность которой заставляет Волохова желать, чтобы он тоже был хазаром. В то же время он испытывает всплески антисемитизма, мимоходом задаваясь вопросом, не был ли Протоколы сионских мудрецов хотя и фальшивым, но что-то не так в его изображении евреев как «тайного братства». Волохов навещает историка Мишу Эверштейна, «так, хазар, это неприлично»… у него был самый острый ум из всех, кого знал Волохов».

Реклама

Эверштейн излагает свою альтернативную версию истории, новую и привлекательную для Волохова. Поскольку варяжские «русские» — не коренные жители России, а колонизаторы, объясняет Эверштейн, «они всегда вели себя как оккупанты в чужой стране… обращаясь со своим народом как с чужим». 9 Когда Волохов возвращается в Москву из Каганата, он новыми глазами видит культурную нищету свободной от хазар Руси. Он думает о вкладе в русскую литературу «хазарских» писателей Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама, вспоминая стихотворение 19 века.17 Мандельштама, который заканчивается тем, что Одиссей возвращается к Пенелопе, «наполненный пространством и временем»: «Боже, как он любил это стихотворение…. Ничего лучше на этом языке не было написано…».

Самому Волохову суждено стать странником, наполненным пространством и временем, наполовину Моисеем, наполовину Одиссеем. Женька, которую он до сих пор любит, вернулась в Россию, из которой был изгнан ее народ, в качестве комиссара вторгшейся армии «ЖД» ( жиды , переданные Портером как «Йдс»). Хазары верят, что могут управлять Россией лучше, чем варяги с их китчевым нордическим вкусом, суховатым языком и неспособностью делать что-либо, кроме разорения и чистки. Быков приводит раннюю советскую индустриализацию и постсоветскую приватизацию в качестве примеров этапов, когда евреи крутили колесо российской истории и дела шли своим чередом. Находящийся в заключении нефтяной магнат Михаил Ходорковский (у которого, как и у Быкова, отец-еврей) получает мимолетную похвалу за то, что создал «величайшую нефтяную компанию в мире» и тратит ее прибыль на образовательную благотворительность.

Волохов, в котором пробудилась истинная родная идентичность, теперь водит «летучий отряд» по кругу в лесах, живя свиданиями с Женькой. В течение трех недель они наслаждаются ночной идиллией в деревенской бане и зачинают еще одного из роковых полукровок романа, прежде чем зловещий и вездесущий Гуров/Гурион выследит их и прогонит Женьку в село-разрушитель Жадруново.

К этому времени Гуров стал чем-то вроде Волдеморта из J. K. Роулинг Гарри Поттер романов, гораздо более непримиримый этнический чистильщик и фанатик чистой крови, чем ни варяги, ни хазары, у которых «эсхатологии нет» и которые давно забыли, зачем они воюют. Гуров окончательно одолевает свирепость страсти шаманки Аши к ее чистокровному любовнику-варягу Бороздину и их будущему ребенку. Верная жанру сказки ( сказка ), волшебная сила любви превалирует над «альтернативной» исторической миссией Гурова и всем прочим.

Гражданская война между варягами и хазарами заканчивается хаотичной «Последней битвой», исход которой был заранее оговорен лидерами истощенных армий. Волшебные сказки никогда не бывают логичными, а сама нелогичность Living Souls нейтрализует различные великие соперничающие исторические повествования, которыми персонажи запутали друг друга в головах и из-за которых они вступили в войну. После того, как все конкурирующие теории уничтожили друг друга, остались позади любовь (не уважающая этнических границ), поэзия и романтика открытой дороги. Припевом романа является меланхолическая песня туземцев «Не одна в поле дорогая». Русская территория всегда была «транспортной системой», как объясняет однажды вечером за водкой на московской кухне Волохова сам Гуров, после «вылазки» его как родного: «простой тайной панацеей для русского народа» всегда было «выйти из дома». ».

Когда в 2006 году был опубликован ЖД , Быков, всегда учитель, дал своим читателям предисловие, в котором объяснил, что он имел в виду, когда писал роман, и заранее извинился за этнические обиды и национальную рознь, которые он мог спровоцировать. 10 Вслед за Николаем Гоголем в «Мертвые души » Быков называет ЖД поэмой — эпической поэмой — жанром, связанным с происхождением и самобытностью нации, основными темами которой, по его словам, являются «война и блуждающий». России, по словам Быкова, еще не хватает национального эпоса, Одиссея или Дон Кихот . Гоголь лихо сравнил «Русь» с мчащейся тройкой в ​​конце «Мертвых душ »: «Что означает это ужасное движение?… Куда вы мчитесь?» плачет его роман. Но прежде чем он успел закончить «Мертвые души », Гоголь был «сведен с ума двойственностью, незаконченностью и бесформенностью России», пишет Быков.

«Война и мир» Льва Толстого слишком реалистична, чтобы быть поэмой , и почти не содержит блужданий . В «Доктор Живаго» Пастернак ближе всех подошел к эпическому идеалу, но не смог решительно порвать с реалистической традицией. Если ЖД (в его названии есть инициалы «Доктора Живаго»), «роман-обсессия, перипетии которого преследовали меня последние двадцать лет», не «претендует на формирование русской нации», пишет Быков, то, по крайней мере, может «объясните, почему нация до сих пор не сложилась», 11 и почему русская история остается замкнутым кругом, который еще ни у кого не хватило ни воли, ни сил разорвать.

Все эти и многие другие предшественники нанесены на карту обширного аллюзивного пейзажа поэмы Быкова , изображающей российскую историю как бесконечное движение, хронику несостоявшихся отношений между людьми и территорией. В частности, в романе излагается противоречивая интерпретация Быковым Доктора Живаго в его биографии Пастернака. Быков описывает роман Пастернака как поэму и сказку , символистское произведение, использующее музыкальный, метафизический подход к истории. В своей поэтике трансцендентной любви Живые души опирается на главу «Ледяная рябина», когда Юрий Живаго встречает в сибирской тайге ведьму Кубариху, которая лечит коров, поет скорбные народные песни и цитирует искаженные отрывки из древнерусских летописей, превращая их в шаманские видения. . Слова Кубарихи вызывают у Юрия видение собственной любви к далекой Ларе, открывающей ему тайны ее души: «Воспоминания о чужих городах, улицах, комнатах, пейзажах…». А Лара, говорит нам Быков, «это Россия», которая «притягивает к себе мечтателей, авантюристов и поэтов», но которая «предназначена поэту». 12

«В конце исторической эпохи отвлеченные понятия всегда воняют тухлой рыбой», — писал Мандельштам в «Шуме времени» , вспоминая своего школьного учителя словесности В. В. Гиппиус, «Лучше злое и веселое ( весёлое ) шипение хороших русских стихов». 13 Быков, обладающий удивительной способностью импровизировать в легком стихе, любит слово весёлый , что означает «веселый, веселый, компанейский, беззаботный» или просто «смешной». Как и многие в либеральном оппозиционном движении, Быков считает, что эпоха Путина подходит к концу, и надеется, что конец ее будет мирным. Недавно он превратил радостное шипение русских стихов в мощную форму политической активности.

В начале 2011 года Быков запустил сатирический интернет-проект «Гражданин поэт» с актером Михаилом Ефремовым и продюсером, бывшим редактором газеты Андреем Васильевым. Каждую неделю Быков сочинял стихотворную стилизацию известного поэта вокруг какой-нибудь политической новости. Эту «новость в стихах» Ефремов, поразительно разносторонний комик, исполнял перед камерой в костюме поэта. Подражая поэтам от Пушкина и Лермонтова до Эдгара Аллана По и Редьярда Киплинга, «Гражданин Поэт» еще более смело высмеивал тогдашнего премьер-министра Владимира Путина и его помощника, президента Дмитрия Медведева. К сентябрю 2011 года, когда Медведев объявил, что Путин будет баллотироваться на третий президентский срок на следующих выборах, ролики Citizen Poet, которые появлялись в сети каждое утро понедельника, насчитывали сотни тысяч просмотров; некоторые смотрели более миллиона раз.

Хотя Быков является одним из организаторов московского оппозиционного движения, он описывает «Гражданина Поэта » как «веселый [ весёлый ] эстетический проект », а не как «проект протеста». 14 Тем не менее, его влияние было политическим; в течение нескольких месяцев она публично опозорила глав российских государств, вызвав буйство давно сдерживаемого коллективного смеха. Строки из пародий Быкова и придуманных им для Путина прозвищ — «Великий Пу», «Кисюк» — были одними из самых популярных лозунгов, нарисованных на самодельных плакатах во время карнавальных антипутинских уличных протестов 2011 и 2012 годов9.0341 15 Гражданин Поэт разоблачил «призрачность путинского мачизма, его искусственность», говорит он. Шоу не только высмеивает стилистику государственной власти, но и напоминает россиянам о поэзии, которую их заставляли учить в школе.

Неделю Путин нырнул на дно Черного моря и вытащил две амфоры шестого века- до н.э. , Ефремов в мятом плаще вытащил мини-амфору из аквариума, декламируя пародию на Мандельштамовскую черную Морская поэма «Бессонница, Гомер…». Напевающее Путиным выступление «Blueberry Hill» перед Шэрон Стоун и Кевином Костнером на благотворительном гала-концерте было встречено злой пародией в стиле баснописца Ивана Крылова (российский Эзоп). Вскоре даже пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков объявил себя поклонником «Гражданина поэта». Быкова и Ефремова пригласили на аудиенцию к Путину, от которой они благоразумно отказались.

Независимые олигархи предложили финансовую поддержку. Кандидат в президенты Михаил Прохоров (автор одной памятной пародии в стиле детского поэта Корнея Чуковского) спонсировал аншлаговое турне Быкова по российской провинции. Александр Мамут (который недавно приобрел британскую сеть книжных магазинов Waterstones) издал глянцевый альбом проекта. Эмигрантский магнат Евгений Чичваркин организовал два концерта в Лондоне (теперь это город, где проживает много видных россиян) в выходные дни президентских выборов в марте 2012 года, после чего трио объявило проект мертвым. Последним поэтом, которого реинкарнировал Ефремов, был зловещий Иосиф Сталин, поглаживавший свою трубку и воспевавший соловья и рассвет третьего путинского срока. Быков прочитал со своего ноутбука импровизированное стихотворение, которое он тут же сочинил на тему, предложенную публикой: ряд похабных каламбурных куплетов об арестах Pussy Riot, с большой игрой на «органах закона». 16

Недавно Быков высказал предостережение по поводу комических рамок, которые его стихи окружили правление Путина. После того как этим летом президент России совершил сюрреалистический полет на сверхлегком самолете, обучая стерхов мигрировать, Быков заявил своей публике, что не будет сочинять поэзию на эту тему: Путин вылетел из российской политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *