Почему пискарев и пирогов оказались героями одной а не разных повестей: Урок литературы по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект», 10 класс

Урок литературы по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект», 10 класс

Учитель: Ермаченко Е.М.

Урок литературы в 10 классе

Тема урока:       Н.В.Гоголь  «Невский проспект».

 

Цель урока:

— определить идейную направленность повести

—  выявить особенности создания образа Петербурга у Гоголя

— сравнить его с образом Петербурга у Пушкина

— формировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы

— развивать мышление

— воспитывать грамотного,  вдумчивого читателя

 

Оборудование: презентация «Невский проспект» Гоголя

                            аудиозапись повести

 

Ход урока:

1.     Создание эмоционального фона урока: звучит фрагмент повести Гоголя – аудиозапись

2.     Орг. момент.

Это вступление обращает нас в мир знаменитой повести Гоголя «Невский проспект»

 

Запись темы урока.

Тему урока  намеренно не конкретизирована, в формулировку вынесено только название произведения. А это значит, что сегодня на уроке вы должны продемонстрировать опыт прочтения литературного произведения.

 

— Сформулируйте цель урока. Как вы её понимаете:

                                                         — познакомиться с произведением Гоголя:

                                                         — определить её идейную направленность,

— выявить те способы, которые становятся          средством выражения авторской мысли — понять их

— Намечаем пути решения: — что может стать предметом вашего исследования?

                   — Образ Петербурга – Невский проспект

                   — Традиции русской литературы в создании образа Петербурга

                   — Композиция

                   — Герои повести, их судьбы, характеры:

                            — Пирогов

                            — Пискарёв

                   Как следует соотносить? Связь с Невским проспектом

                   — Средства, приёмы

 Определяется порядок работы: распределение заданий по группам.

3.     Самостоятельная работа в группах.

 

 

     4. Вступительное слово учителя:

— К середине 1830-х годов популярность Гоголя растёт. После выхода  «Вечеров на хуторе близ Диканьки»,  Гоголь порадовал читателя появлением двух сборников: «Миргород» («Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем», «Старосветские помещики»). Второй сборник  — «Арабески», который объединил не только художественные произведения, но и статьи, очерки. Это было своеобразное «собранье пёстрых глав», если вспомнить определение А.С.Пушкина.

Название «Петербургские повести» появилось в русской критике значительно позже и закрепилось на много десятки лет.

Цикл объединил пять повестей: «Невский проспект», «»Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель».

Что явилось этим объединяющим началом?

 Образ Петербурга.

 

 

 

 

5.      Выступления групп.

 

1)    Традиции русской литературы в создании образа Петербурга

Если говорить о сосуществовавших  к этому времени традициях в русской литературы в создании образа Петербурга, то следует вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник».

У Пушкина Петербург – «город пышный»  — парадный Петербург – «полнощных стран краса и диво», с дворцами, садами, великолепной архитектурой;

и город бедный – «омрачённый» — город бедных окраин, ветхих домиков, чердаков

 

Поэма  имеет подзаголовок «Петербургская повесть». И в этом отношении, может быть, стоит рассматривать повесть Гоголем как продолжение традиций Пушкина.

Пушкин принимал деятельное участие в становлении Гоголя как писателя, вспомним такой факт: именно Пушкин подсказал Гоголю сюжеты его будущих «Мёртвых душ» и «Ревизора».

 

2)    Композиция повести.

1.     Экспозиция. Описание Невского проспекта: «Нет ничего лучше Невского проспекта…»

2.      Житейская история Пискарёва.

3.     Житейская история Пирогова.

4.     Невский проспект: «О, не верьте этому Невскому проспекту…»

                                 

 

                                      ! Кольцевая композиция

 

 — Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?

Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий все ее части. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования

 

Постановка проблемного вопроса:  в вступительной и заключительной частях повести содержится противоположная оценка Невского проспекта

Почему? Какая из отражает авторское видение?

 

3)    Образ Петербурга – Невский проспект

Повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е.  Невский проспект – это еще один герой повести и герой самый главный.

—  В чем вы видите особенность изображения Невского проспекта? Почему автор восклицает:  «Нет ничего лучше Невского проспекта», но  дальше не показывает его достопримечательностей? На чем он сосредоточил свое внимание и внимание читателей?

 

Выборочное чтение   — стр. 393 –

         Обилие восклицательных предложений

         Авторское замечание – стр.393 – здесь всё не так, как кажется на первых взгляд                       Невский живёт по своему расписанию

         В описании Невского проспекта автор использует метонимию  — замена прямого названия предмета или явления переносным, основанным на  какой- либо внешней или внутренней связи

 — С какой целью?

                            Нет человека, вместо него – то, что составляет главное его достоинство: бакенбарды, усы, шляпки, талии, рукава …

Перед нами проходит своеобразный парад частей тела и деталей одежды вместо людей.

Метонимия помогает показать бездуховность  обитателей проспекта

 

Стр.397 – «В это благословенное время…»  — Невский проспект – своего рода «ярмарка тщеславия»

 

— Что же стоит за этим восклицанием повествователя: «Нет ничего лучше Невского проспекта»?  

                                      Истинный смысл замаскирован: высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается. Видимое восхваление означает обратное – насмешку. Так достигается комический эффект.

Интонация преувеличенной похвалы, восхищения, удивления становится главным эмоциональным тоном повести, за которым скрывается авторская ирония

Сюжетная линия повести связана с судьбами Пискарёва и Пирогова.

Сравним судьбы героев. Почему Пискарёв обречён погибнуть, а Пирогов обречён благополучно жить дальше?

4)    Пискарёв — судьба, характер.

— Пискарёв – художник.  Характеристика такого типа людей – стр.400 – 401.

Застенчивый, робкий, впечатлительный, мечтательный, нежный, простодушный, чистый.

Любовь поражает с первого взгляда – «За один небесный взгляд…» — стр.403

Но его «мадонна» оказалась обитательницей публичного дома.

Сны заменяют жизнь – стр.412 – 413 «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

Надежда – стр.413 – «Я возвращу миру прекраснейшее его украшение»

Надежда разрушена, разбита – стр. 415.

Самоубийство – настолько сильно разочарование – стр.515

Замечание повествователя – стр.415

5)    Пирогов – судьба, характер.

— Пирогов – поручик. Характеристика такого типа людей – стр.418

Увлекается хорошенькой блондинкой – женой немецкого мастера Шиллера.

Ухаживания завершились оскорблением — стр. 426.

Впрочем, об оскорблении быстро забыл. И уже вечером – стр.426

 

6. Фронтальная работа. Беседа:

— Сравните судьбы героев.

         Судьбы показаны по принципу сходства и контраста, противопоставления:

— оба влюбляются,

— оба обманываются

Но! Для Пискарёва история любви – трагедия, мир разрушен

Для Пирогова – анекдот с традиционным сюжетом: внезапное возвращение мужа. Продолжает жить как ни в чём не бывало.

«Как Дивно устроен свет наш!», «Как странно играет с нами судьба наша!» — и вновь полны иронии восклицания повествователя.

 

— Почему Пискарёв «обречён» погибнуть, а Пирогов «обречён» благополучно жить дальше?

 

Пискарёв – трагическая натура, мечтательный, впечатлительный – не способен перенести обмана

Пирогов живёт легко, не омрачает жизни своей никакими глубокими размышлениями, не тревожит сердца – живёт обманом

 

 

—  Почему Пискарёв и Пирогов оказались героями одной, а не разных повестей

? Какая связь героев повести с Невским проспектом?

                    

Это происшествия, которые случились на Невском проспекте.

И повесть завершается предупреждением: « О, не верьте этому Невскому проспекту….- аудиозапись заключительной части повести

«Я всегда закутываюсь плащом, когда иду по нему» — словно пытаясь укрыться от него.

— Почему пытается укрыться?

                                      Блистательный Невский проспект лживый, враждебный по отношению к людям ранимым, дьявольский – таит много соблазнов.

! Роль кольцевой композиции.

 

 

 

7.     Подведение итогов.

В русской критике есть такое определение: « Пушкин почувствовал какой-то изъян в Петербурге. Но странность этого города была по-настоящему понята и передана, когда по Невскому проспекту прошёл такой человек, как Гоголь».

— В чём заключается эта «странность» Петербурга – как понимал её Гоголь?

— Выпишите из повести цитаты, отражающие идею повести

                   «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

                   «…всё дышит обманом»

                   «…сам демон зажигает лампы для того только, чтобы всё показать не в настоящем виде»

8.      Рефлексия. Работа с оценочными листами.

6.     Домашнее задание: стр.92 – 107 – обобщить изученное.

Почему Гоголь заклинает читателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»? — письменно

 

Невский проспект | СПАДИЛО

Автор: Гоголь Н.В. | Дата публикации: 1835 | Форма произведения: повесть | Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа | Темы: внутренняя борьба, жизнь и смерть, изъяны общества, культурное наследие, любовь и ненависть, мечта, одиночество, человек и общество

Главные герои: Пискарев (романтик, небогатый художник), Пирогов (поручик, веселый легкомысленный циник)

Второстепенные персонажи: Шиллер (муж блондинки, жестянщик), Гофман (сапожник, друг Шиллера), блондинка (жена Шиллера), брюнетка (девушка из публичного дома)


О Невском проспекте

Невский проспект Петербурга – неповторимое и особенное место. С раннего утра и до поздней ночи здесь можно встретить представителей самых разных классов и профессий. Утром здесь полно рабочих и служащих, днем – гувернанток со своими воспитанниками, а вечером проспект превращается в подиум для представителей высшего света. Насколько обманчивым при свете фонарей может оказаться Невский, повествует следующая история.

Однажды вечером двое друзей – художник Пискарев и поручик Пирогов решили прогуляться по проспекту, чтобы приударить за хорошенькими барышнями. Их внимание привлекли две молодые особы, неспешно прогуливающиеся по Невскому. Романтичный художник с первого взгляда влюбился в яркую брюнетку и последовал за ней.

Дом незнакомки

Заметив, что за ней идут, девушка оглянулась и подарила Пискареву очаровательную улыбку. Они подошли к четырехэтажному, ярко освещенному дому, поднялись на последний этаж и вошли в комнату. Там находились еще три женщины, вульгарный вид которых сразу намекал на их профессию. Пискарев понял, что оказался в борделе. Неземной образ его спутницы мгновенно растворился, как только она заговорила. Речь ее была настолько глупой и вульгарной, что Пискарев выбежал из комнаты.

Иллюстрация к повести. Художник Дмитрий Кардовский

Сон художника

Дома Пискарев долго не мог уснуть, он несколько раз проваливался в сон и просыпался. Внезапно в дверь постучали. Открыв ее, художник увидел лакея в богатой ливрее, который сказал ему, что внизу его ожидает карета. Оказывается, ее прислала его новая знакомая. Она желает, чтобы художник тотчас выполнил ее желание и отправился на бал. Пискарев в очередной раз потрясен красотой девушки. У них завязывается разговор, но его прерывают, и его избранница уходит. Пискарев начинает метаться по дому в поисках возлюбленной и на пике волнения…просыпается в своей постели.

Разочарование

Пискарев отправляется на поиски того самого дома. Дверь ему открывает его новая знакомая. Она только что проснулась, хотя часы показывают два часа дня. Она рассказывает художнику, что ее доставили домой в семь утра совсем пьяную. Пискарев узнает, что девушке всего семнадцать лет и начинает уговаривать ее изменить образ жизни. Он говорит ей о том, что вместо того, чтобы заниматься развратом, она бы могла стать хорошей женой и матерью. В ответ красавица презрительно смеется. После этого художник долго блуждает по улицам города. Вернувшись домой, он закрывается в своей комнате.

Через неделю о нем вспомнили и, выломав дверь, увидели труп с перерезанным горлом. Оказавшись жертвой ложных заблуждений и иллюзий, Пискарев сам принял свое последнее решение. Похоронили романтика на Охтинском кладбище. Его друга Пирогова среди присутствующих не было. За это время он тоже успел стать героем одной интересной истории.

История Пирогова

Преследование красивой блондинки закончилось тем, что Пирогов оказался в доме жестянщика Шиллера. Напившись, тот пытался отрезать себе нос сапожным ножом, призывая помочь ему такого же пьяного сапожника Гофмана. Пытаясь остановить это безумие, Пирогов нарывается на хамство и убегает. Наутро его не покидает азарт завести любовную связь с понравившейся блондинкой, которая оказалась женой жестянщика. Для достижения своей цели Пирогов делает ему заказ на изготовление шпор. Шиллер ревнует, но заказ обещает выполнить.

Воскресный визит

В воскресенье, когда Шиллера не было дома, Пирогов навестил возлюбленную. Во время танца он позволил себе поцеловать ее. Свидетелями этого поступка стали внезапно вернувшийся муж и его друзья – уже известный читателю Гофман и столяр Кунц. Все они снова пьяны, что добавляет градус гнева их настроению. Они избивают Пирогова и вышвыривают его на улицу. Униженный любовник бежит подальше от дома жестянщика. По дороге ему попадается закусочная, где он за поеданием пирожков постепенно приходит в себя. К вечеру он окончательно забывает о дневном происшествии, отправляется на бал и с удовольствием танцует мазурку.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.1k

От «Аватара» до «Парка Юрского периода», от «Беовульфа» до «Челюстей», все истории одинаковы драматическое повествование последовало с самого начала.

Джон Йорк

Викимедиа

Корабль приземляется на чужом берегу, и молодому человеку, отчаянно желающему проявить себя, поручено подружиться с жителями и раскрыть их секреты. Очарованный их образом жизни, он влюбляется в местную девушку и начинает не доверять своим хозяевам. Обнаружив, что их человек стал местным, они, в свою очередь, решают уничтожить и его, и местное население раз и навсегда.

Аватар или Покахонтас ? Как истории они почти идентичны. Некоторые даже обвинили Джеймса Кэмерона в краже мифа коренных американцев. Но это и проще, и сложнее, потому что основная структура является общей не только для этих двух сказок, но и для всех них.

Возьмите три разные истории:

Опасный монстр угрожает сообществу. Один человек берется убить зверя и вернуть счастье в королевство…

Это история Челюстей , выпущенная в 1976 году. Но это также история Беовульфа , англо-саксонской эпической поэмы, опубликованной где-то между восьмым и 11 веками.

И это более знакомо: Это Нечто , это Парк Юрского периода , это Годзилла , это Клякса — все фильмы с реальными осязаемыми монстрами. Если переделать монстров в человеческое обличье, то это также каждый фильм о Джеймсе Бонде, каждая серия из 9.0005 MI5 , House или CSI . Вы можете увидеть ту же форму в Экзорцист , Сияние , Роковое влечение , Крик , Психо и Пила . Чудовище может измениться с буквального в Кошмар на улице Вязов на корпорацию в Эрин Брокович , но основная архитектура, в которой враг побежден и порядок в сообществе восстановлен, остается прежней. Монстр может быть огнем через The Towering Inferno , перевернутая лодка в The Poseidon Adventure или мать мальчика в Ordinary People . Несмотря на внешнее непохожесть, скелеты каждого из них идентичны.

Наш герой попадает в дивный новый мир. Сначала он очарован его великолепием и гламуром, но постепенно все становится более зловещим. . .

Это Алиса в стране чудес , но это также Волшебник страны Оз , Жизнь на Марсе и Путешествия Гулливера . И если вы замените фантастические миры мирами, которые кажутся фантастическими только главным героям, то вы быстро увидите, что Возвращение в Брайдсхед , Ребекка , Линия красоты и Третий мужчина тоже соответствуют шаблону.

Когда сообщество оказывается в опасности и узнает, что решение заключается в поиске и извлечении эликсира далеко-далеко, член племени берет на себя ответственность пройти опасное путешествие в неизвестность …

Это В поисках утраченного ковчега , Смерть Артура , Властелин колец и Уотершип . А если пересадить его из фэнтези во что-то более приземленное, то это Master and Commander , Saving Private Ryan , Guns of Navarone и Apocalypse Now . Если вы затем измените объект квеста персонажей, вы найдете Рифифи , Обычные подозреваемые , Одиннадцать друзей Оушена , Беспечный ездок и Тельма и Луиза .

Получается, что у трех разных сказок есть несколько производных. Означает ли это, что, если свести все к минимуму, есть только три различных типа истории? № Беовульф , Чужой и Челюсти — это истории о монстрах, но они также рассказывают о людях, погрузившихся в новый и ужасающий мир. В классических «квестовых» историях вроде «Апокалипсис сегодня » или «В поисках Немо 9».0006 главные герои сталкиваются как с монстрами, так и со странными новыми мирами. Даже истории из «О дивный новый мир», такие как Путешествия Гулливера , Свидетель и Блондинка в законе подходят под все три определения: у всех персонажей есть какие-то поиски, и у всех есть свои собственные монстры, которых нужно победить. Хотя они внешне разные, все они имеют одну и ту же структуру и один и тот же сюжетный движок: все погружают своих персонажей в странный новый мир; все связаны с поиском выхода из него; и какую бы форму они ни выбрали, в каждой истории «монстры» побеждены. Все, на каком-то уровне, также имеют своей целью безопасность, защищенность, полноту и важность дома.

Но эти принципы появляются не только в фильмах, романах или сериалах, таких как Родина или Убийство . 9-летний ребенок моего друга решил, что хочет рассказать историю. Он ни с кем не советовался, просто записал:

Семья с нетерпением ждет отпуска. Маме приходится пожертвовать отпуском, чтобы заплатить за квартиру. Дети находят карту, спрятанную в саду, чтобы найти сокровища, спрятанные в лесу, и решают отправиться за ней. У них много неприятностей, и их преследуют, прежде чем они, наконец, находят его и отправляются в еще лучший отпуск.

Почему ребенок бессознательно повторяет сказку, уходящую корнями в глубь веков? Почему, когда он писал так спонтанно, он продемонстрировал знание структуры рассказа, которое так ясно перекликается с предыдущими поколениями сказок? Почему мы все продолжаем черпать свои истории из одного и того же колодца? Это может быть связано с тем, что каждое последующее поколение копирует предыдущее, что позволяет установить ряд условностей. Но в то время как это может помочь объяснить вездесущность модели, ее стойкое сопротивление иконоборчеству, а также свежесть и радость, с которыми она продолжает изобретать себя заново, предполагают, что происходит что-то еще.

Рассказывание историй имеет форму. Он доминирует в том, как рассказываются все истории, и его можно проследить не только до эпохи Возрождения, но и до самого начала записанного слова. Это структура, которую мы жадно впитываем, будь то в форме арт-хауса или аэропорта, и эта форма может быть — хотя мы должны быть осторожны — универсальным архетипом.

Большая часть статей об искусстве написана людьми, не являющимися художниками: отсюда и все заблуждения.

— Эжен Делакруа

Поиск универсальной структуры истории не нов. От пражской школы и русских формалистов начала XX века через Анатомия критики до Семь основных сюжетов Кристофера Букера , многие поставили перед собой задачу попытаться понять, как работают истории. В моей области это настоящая индустрия — есть сотни книг о сценарном мастерстве (хотя о телевидении почти ничего толкового). Я читал большинство из них, но чем больше я читал, тем больше не давали покоя две проблемы:

1. Большинство из них постулируют совершенно разные системы, каждая из которых претендует на роль единственного и единственного способа писать рассказы. Как они все могут утверждать, что они правы?

2. Никто из них не спрашивает «Почему?»

Некоторые из этих томов содержат бесценную информацию; у многих есть ценные идеи; все они стремятся рассказать нам, как и с большим рвением настаивают на том, что «на странице 12 должен быть провоцирующий инцидент», но никто из них не объясняет, почему это должно быть. Что, если подумать, безумие: если вы не можете ответить «почему», то «как» — это здание, построенное на песке. И затем, как только вы попытаетесь ответить на него самостоятельно, вы начнете понимать, что большая часть теории — хотя некоторые из них весьма острые — не совсем складывается. Повелел ли Бог, чтобы на странице 12 произошло провоцирующее происшествие, или что путь героя состоял из 12 этапов? Конечно нет: это конструкции. Если мы не сможем найти внятную причину существования этих форм, у нас мало причин воспринимать этих людей всерьез. Они торговцы змеиным маслом, торгующие своим товаром на границе.

Я рассказываю истории почти всю свою взрослую жизнь, и мне выпала исключительная честь работать над одними из самых популярных шоу на британском телевидении. Я создал сюжетные линии, которые посмотрели более 20 миллионов зрителей, и я был тесно связан с программами, которые помогли переопределить драматический ландшафт. Я работал, почти единственный в отрасли, как над артхаусными, так и над массовыми популистскими программами, одинаково любил и то, и другое, и чем больше я рассказывал историй, тем больше я понимал, что основная схема этих сюжетов — способы в котором аудитория требует определенных вещей, — имеет необычайное единообразие.

Восемь лет назад я начал читать все, что касается сторителлинга. Что еще более важно, я начал расспрашивать всех писателей, с которыми работал, о том, как они пишут. Некоторые приняли условность трехактной структуры, некоторые опровергли ее, а некоторые опровергли ее, не осознавая, что все равно ее использовали. Некоторые писатели клялись четырьмя действиями, некоторые пятью; другие утверждали, что таких вещей, как акты, вообще не существует. Некоторые добросовестно учились из руководств по сценарному мастерству, в то время как другие осуждали структурную теорию как дьявольское отродье. Но был один объединяющий фактор в каждом хорошем сценарии, который я читал, независимо от того, был ли он автором нового таланта или нескольких лауреатов, и заключался в том, что все они имели одни и те же основные структурные черты.

В историях на протяжении веков постоянно повторяется один мотив — путешествие в лес, чтобы найти в нем темную, но животворящую тайну.

Задав два простых вопроса: что это за черты; и почему они повторялись — я отпер шкаф, битком набитый историей. Вскоре я обнаружил, что трехактная парадигма была не изобретением современности, а артикуляцией чего-то гораздо более первобытного; эта современная структура акта была реакцией на сокращение концентрации внимания публики и изобретение занавеса. Возможно, более интригующе то, что история пятиактной драмы вернула меня к римлянам через 19-й век.французского драматурга Эжена Скриба и немецкого романиста Густава Фрейтага к Мольеру, Шекспиру и Джонсону. Я начал понимать, что если архетип действительно существует, то он должен применяться не только к написанию сценариев, но и ко всем повествовательным структурам. Человек либо рассказывает все истории по образцу, либо не рассказывает их вообще. Если рассказывание историй имеет универсальную форму, это должно быть самоочевидным.

* * *

Когда дело доходит до структуры, сколько на самом деле нужно знать писателям? Вот Гильермо Дель Торо о теории кино:

Вы должны освободить людей от [этого], а не дать им корсет, в котором они должны уместить свою историю, свою жизнь, свои эмоции, то, как они относятся к миру. Наше проклятие в том, что киноиндустрия на 80 процентов управляется полуосведомленными людьми. У вас есть люди, которые читали Джозефа Кэмпбелла и Роберта Макки, и теперь они рассказывают вам о путешествии героя, а вы хотите, нахрен, отрезать им член и засунуть его им в рот.

Дель Торо перекликается с мыслями многих писателей и режиссеров; у многих укоренилось убеждение, что изучение структуры неявно является предательством их гения; именно здесь посредственности ищут замену музе. Такое исследование может закончиться только одним образом. Дэвид Хэйр хорошо выразился: «Зрителям скучно. Он может предсказать исчерпанные формулы киношколы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — акты, арки и личные путешествия — с того момента, как они начинают работать. Он злится и оскорбляется тем, что ему предлагают так много «Юнга для начинающих», любезно предоставленного Джозефом Кэмпбеллом. Все великие работы теперь вне жанра».

Чарли Кауфман, который сделал больше, чем кто-либо другой в Голливуде, чтобы раздвинуть границы формы, идет дальше: «Есть неотъемлемая структура сценария, на которой все, кажется, застряли, эта трехактная штука. Меня это не особо интересует. На самом деле я думаю, что меня больше интересует структура, чем большинство людей, пишущих сценарии, потому что я думаю об этом». Но они слишком много протестуют. Исследование наркомании Хэйра Моя цинковая кровать и сценарий Кауфмана для Быть Джоном Малковичем — прекрасный пример классической формы истории. Как бы они ни ненавидели это (и их гнев, я думаю, выдает их), они не могут не следовать плану, который, как они заявляют, ненавидят. Почему?

Все рассказы создаются по одному и тому же шаблону, у писателей просто нет выбора, какую структуру использовать; законы физики, логики и формы диктуют, что все они должны следовать одним и тем же путем.

Значит, это волшебный ключ к рассказыванию историй? Такая гордыня требует осторожности — принуждение заказывать, объяснять, каталогизировать — это тоже склонность наблюдателя за поездом. Отрицая богатое разнообразие и необычайную многогранность повествования, рискуешь стать не лучше, чем Касобон, иссохшая шелуха из Мидлмарч , который отвернулся от жизни, пытаясь объяснить ее. Слишком заманчиво свести удивление к научной формуле и расплести радугу.

Но есть правила. Как выразился создатель The West Wing и The Newsroom Аарон Соркин: «Настоящие правила — это правила драмы, правила, о которых говорит Аристотель. Фальшивые телевизионные правила — это правила, которые вам скажут тупые телевизионные руководители; «Вы не можете сделать это, вы должны сделать — вам нужно три таких и пять таких». Глупости». Соркин выражает то, что знают все великие художники: им необходимо иметь представление о ремесле. Каждая форма художественной композиции, как и любой язык, имеет грамматику, и эта грамматика, эта структура — не просто конструкция — это самое красивое и замысловатое выражение работы человеческого разума.

Повелел ли Бог, чтобы на странице 12 произошло провоцирующее происшествие, или что путешествие героя состояло из 12 этапов? Конечно нет.

Важно утверждать, что писателям не нужно понимать структуру. Многие из лучших обладают сверхъестественной способностью бессознательно получать доступ к форме истории, поскольку она находится в их уме так же, как и в сознании 9-летнего ребенка.

Без сомнения, многим эти правила помогают. Фридрих Энгельс выразился емко: «Свобода есть признание необходимости». Рояль, на котором играют без знания времени и тональности, вскоре становится утомительным для прослушивания; следование условностям формы не мешало Бетховену, Моцарту и Шостаковичу. Даже если вы собираетесь нарушать правила (а почему бы и нет?), вы должны сначала прочно их закрепить. Пионеры модернизма — абстрактные импрессионисты, кубисты, сюрреалисты и футуристы — все были мастерами фигуративной живописи до того, как разрушили форму. Они должны были знать свои ограничения, прежде чем они могли превзойти их. Как заметил искусствовед Роберт Хьюз:

Почти без исключения каждый значительный художник последнего столетия, от Сёра до Матисса, от Пикассо до Мондриана, от Бекмана до де Кунинга, тренировался (или тренировался сам) в «академическом» рисунке — долгой борьбе с неумолимый и реальный мотив, который, в конце концов, оказался единственной основой, на которой могли быть подняты настоящие формальные достижения модернизма. Только так зарабатывалось правильное радикальное искажение внутри непрерывной традиции, а его результаты поднимались над уровнем импровизационной игры… Философская красота квадратов и сеток Мондриана начинается с эмпирической красоты его яблонь.

В кино и на телевидении много великих работ, которые структурно неортодоксальны (особенно в Европе), но даже в этом случае их корни все еще прочно лежат в универсальном архетипе и являются реакцией на него. Как говорит Хьюз, они представляют собой сознательное искажение продолжающейся традиции. Мастера не отказались от основных принципов композиции; они просто включили их в искусство, больше не связанное правдоподобием. Все великие художники — в музыке, драме, литературе, в самом искусстве — имеют понимание правил, независимо от того, сознательно это знание или нет. «Нужен глаз, рука и сердце», — гласит древняя китайская пословица. «Два не подойдет».

Рассказывание историй — неотъемлемая человеческая забота, столь же важная для всех нас — почти — как дыхание. От мифического рассказа о костре до его взрыва в посттелевизионную эпоху, он доминирует в нашей жизни. Тогда нам надлежит попытаться понять это. Делакруа лаконично ответил на страх перед знаниями: «Сначала научись быть ремесленником; это не помешает вам стать гением». В историях на протяжении веков постоянно повторяется один мотив — путешествие в лес, чтобы найти в нем темную, но животворящую тайну.


Эта статья была адаптирована из книги Джона Йорка « В лес: путешествие в пять актов».

Видео по теме

Группа рассказчиков рассказывает свои любимые сказки, от Библии до Паутины Шарлотты .

Что пошло не так… Герои

Оглядываясь назад, Герои «Величайшим достижением было не спасение чирлидерши или мира, а удивительно быстрый спуск от простой предпосылки (обычные люди приобретают, справляются со сверхспособностями) к одной из самых запутанных крушений поездов, которые когда-либо украшали сетевое телевидение. Если вы взяли на график Heroes ’ художественных достоинств, это было бы похоже на американские горки, за вычетом всех забавных вещей, которые приходят после первого падения.

«Герои » всегда будут неразрывно связаны с « Lost », еще одним научно-фантастическим сериалом, который, по крайней мере, на раннем этапе, неожиданно поднял рейтинги ABC. Heroes дебютировали в мае 2007 года, как раз перед тем, как ABC объявила дату окончания Lost . Таким образом, в третьем сезоне этого шоу, которое тогда транслировалось, это вызывало гнев зрителей, нетерпеливых из-за того, что они воспринимали как бесцельное блуждание. Введите Heroes , который, казалось бы, на поле служил прямой противоположностью Lost . Он обещал первый сезон, в котором все ответы будут решены к концу. Персонажи задавали уточняющие вопросы, когда что-то не понимали, и иногда действительно получали на них ответы. Темп был быстрым, сюжетные повороты происходили в каждом эпизоде ​​за раз, прежде чем такие шоу, как «Настоящая кровь » и «Дневники вампира », сделали это нормой для этого жанра мыла. В результате 9«0005 Heroes » стал настоящим хитом, которого не было ни с одним сетевым сериалом о супергероях с тех пор, как « The Cape», «No Ordinary Family » и т. д. Дебютный эпизод собрал 14,1 зрителя, всего на несколько миллионов меньше, чем знаменитый пилотный сериал  Lost , а за весь сезон удалось собрать в среднем около 13,5 зрителей. Все, что нужно было сделать создателю Тиму Крингу и его творческой команде, — это правильно разыграть свои карты, и мы наблюдали за продолжающимся явлением, которое должно было вывести NBC из ее тогдашнего мрачного (все еще довольно мрачного) фанка.

Все это развалилось после первого сезона, причем так, как я никогда раньше не видел. Не заблуждайтесь, первый сезон Героев , оглядываясь назад, по-прежнему остается приличным телевизионным сезоном сам по себе. Сценарий напыщен и откровенно серьезен, а половина основного актерского состава никогда не представляла ничего интересного (на ум приходят биполярная мать-одиночка Эли Лартер и экономный, читающий мысли полицейский Грег Грюнберг Мэтт Паркман). Но темп сезона был солидным (опять же, особенно по сравнению с Lost ‘s), они создали потрясающего злодея в лице пожирающего власть, пожирающего мозги Сайлара (которому удавалось достаточно угрожающе присутствовать за кадром, где он оставался в течение половины сезона, прежде чем Закари Куинто оживил его в карьерное выступление), и они выпустили несколько качественных эпизодов. Наиболее примечательным из них является «Company Man», написанный Брайаном Фуллером (ключевым членом творческой группы, который покинет шоу после сезона, чтобы создать сказочное мыло 9).0005 Pushing Daisies ), прекрасный самостоятельный фильм, рассказывающий историю происхождения несокрушимой чирлидерши Клэр Беннетт (до Nashville Хайден Панеттьери) и конкретизирующий ее отношения с таинственным отцом (Джек Коулман), и «Five Years Gone», Эпизод конца сезона, взволновавший фанатов обещанием более глубокой мифологии, которая, к сожалению, никогда не материализуется.

На следующий день после выхода в эфир «Пять лет спустя» я помню, как в выпускном классе старшей школы я рассказывал другу с волнением прорывной звезды первого сезона Хиро Накумуры (Маси Ока, тот причудливый азиат, который ох как -ненадолго завоевал сердца Америки), что Герои официально превзошли Lost , поскольку шоу, которое он должен был смотреть, было .

Это чувство продлится несколько недель, что, оглядываясь назад, кажется правильным. Ночью Lost транслировался финал третьего сезона «Зазеркалье», изменивший серию, Heroes транслировал собственный финал «Как остановить взрывающегося человека». И вот так, менее чем через месяц после моего провозглашения, я был готов забрать его обратно.

Видишь ли, у нас были причины для волнения. первый сезон из «Герои » должны были закончиться решающей дракой между Сайларом и героем Питером Патрелли (Майло Вентимилья), когда все остальные персонажи, наконец, соберутся в одном месте, чтобы помочь Питеру. И в какой-то момент бомба, которая уничтожит Нью-Йорк, пророчество, восходящее к пилоту, должна была взорваться, и одним из персонажей была эта бомба. Мы ожидали чего-то вроде недавних фильмов X-Men — взрывы, огонь, напряженные сражения, смерть. Вы знаете, как битва комиксов, но на телешоу . Такого еще никогда не предпринимали, а тем более пытались. (Конечно, можно указать на что-то вроде «Баффи — истребительница вампиров» , но я говорю о чем-то по телевизору, что было бы сравнимо с большими блокбастерами 2007 года, когда технологии, наконец, достигли точки, когда эти эпические бои могли смотреться основательно. убедительно.)

Вместо этого мы получили то, что описал Алан Сепинуолл в своей недавней книге Революция транслировалась по телевидению как «один парень избивает другого парковочным счетчиком». То, что «Герои » так усердно охраняли весь сезон, становится совершенно очевидным — это все еще телевидение, и у Кринга и компании нет бюджета, чтобы показать тот тип шоу, который мы хотели, тип шоу, которое, как мы думали, мы смотрели. . Бой закончился через несколько минут, Хиро телепортировал всех в безопасное место, а Сайлар не был мертв, а сбежал через канализационное отверстие (подробнее об этом позже).

Но, по крайней мере, все закончилось изящно. Видите ли, Питер был бомбой, и единственный способ спасти город — поднять его достаточно высоко, чтобы он взорвался в небе, подальше от всех. Входит в бой политик Натан Патрелли (Адриан Пасдар), который весь сезон отрицал свою способность убегать от своего младшего брата. Если в первом сезоне и была одна последовательная арка персонажей, то это была история между братьями Патрелли. Таким образом, хотя эти двое никогда не были фаворитами фанатов, по крайней мере, оба могли уйти на героической ноте, и сериал мог двигаться дальше и развиваться после жертвоприношения Патрелли.

Но если второй сезон нас чему-то и научит, так это тому, что следующие три сезона Heroes потратят большую часть своего времени на сведение на нет любого достигнутого прогресса. «Героям » было неудобно убивать кого-либо из своего состава (который и так был слишком большим), и он демонстрировал все признаки шоу, которое больше инвестировало в то, чтобы его актеры были заняты, чем в его историю. Таким образом, логика и последовательность были быстро выброшены за дверь в угоду любому развитию сюжета, которое казалось самым радикальным из недели в неделю. Натан был еще жив, просто сильно обгорел (несмотря на то, что в последний раз, когда мы его видели, он держал в руках атомную бомбу). Питер тоже жив, просто у него амнезия, обычный побочный эффект взрыва. Паркман жив, несмотря на то, что он единственный достаточно глуп, чтобы пораниться в битве с Сайларом. Сайлар тоже жив, но он потерял свои силы и находится в Мексике, вдали от остальной части истории. По крайней мере, Никки осталась мертвой, но подождите, почему Эли Лартер до сих пор… Ах да, потому что у Никки была сестра-близнец (и я думаю, что позже появится еще одна тройня, у которой были силы льда или что-то в этом роде). Это было 9 лет.0005 Герои «Отмена» — он сохранил худшие тропы комиксов, а не охватил более глубокую и сложную мифологию, которую фанаты комиксов ищут в лучших сериализованных произведениях. Они не убили Сайлара, потому что им не нравилась задача написать лучшего злодея, и они верили, что окажут фанатам услугу, удерживая Куинто и его любимую фанатами игру так долго, как они могут. Это привело к тому, что Сайлар так сильно изменил пристрастия и личности на протяжении всего сериала, что стал еще одной обузой.

Самыми вопиющими были детали, которые казались мелкими на бумаге, но в конечном итоге резко мешали шоу. Сценаристы, например, сразу поняли, что сделали Хиро слишком сильным в первом сезоне, поэтому вместо того, чтобы принять вызов и продолжить развитие его персонажа до крутого парня, которого мы видели в «Пять лет прошло», они придумали один нелепая причина за другой, чтобы сделать его слабее, включая сюжет третьего сезона, который вызвал у него амнезию и превратил его в невыносимого ребенка-мужчину. Это было больше, чем уничтожение любимого персонажа — это каким-то образом неправдоподобно напоминало внутренний саботаж. Еще хуже был момент в конце второго сезона, когда отец Клэр был застрелен. Это была хорошая сцена, достойный конец для персонажа, пережившего свою полезность, и смерть, которая, как мы надеемся, побудит Клэр расти и развиваться как личность. Вместо этого он воскрес через переливание крови Клэр. Теперь смерть больше не применяется в сериях, которые нуждался в этом элементе, чтобы поддерживать реальную постоянную угрозу. Любой мог быть возвращен кровью Клэр, и Героев , наконец, официально совершили смертный грех на телевидении, ставя сюжетные повороты выше реальных ставок.

Второй год был также моментом, когда Heroes показали, что это было не сериализованное шоу, а искусно замаскированный процедурный процесс длиной в сезон. Хотя в нем представлен каждый эпизод «главы» посреди одного или двух «томов» продолжительностью в один сезон, ничто не сцеплено воедино каким-либо образом, что отдаленно напоминало бы связную, охватывающую тома историю. Действительно, второй сезон почти комично следует формуле, установленной первым сезоном, на этот раз с пророчеством, которое включает вирус (вместо бомбы), который уничтожит миллионы людей, если герои не смогут остановить его вовремя. Не ошибись- «Герои » еще не стали такими плохими, какими собирались стать, нет, но этот внезапный шок от знакомства, осознание того, что сценаристы планировали повторить одну и ту же историю снова, было трудно переварить в то время. . Другой широко оклеветанный сюжет второго сезона вращался вокруг изолированного путешествия Хиро обратно в феодальную Японию, но, по крайней мере, это привело к появлению еще одного неотразимого злодея ( Псевдоним , Дэвид Андерс — Герои , по иронии судьбы, гораздо лучше писал забавные сюжеты). злодеев, чем были их героями) и несколько столь необходимых пастелей для серии, которая вскоре породит термин «пятьдесят оттенков серого».

Потом случилась забастовка писателей, и все изменилось для Героев . Это привело к смерти по заказу сети его многообещающего побочного сериала Heroes: Origins , в котором рассказывалось бы шесть оригинальных историй, каждая из которых была бы посвящена новому персонажу, а затем фанаты просили бы проголосовать за того персонажа, которого они хотели бы. увидеть интегрированным в основную серию. Но в то же время это дало Героев времени для работы над творческим возрождением. Хорошие сериалы берут на себя сдерживающий фактор, такой как забастовка писателей, и используют время, которое она дает, в своих интересах — см. замечательный способ Friday Night Lights оправился от своих ошибок во втором сезоне и показал, возможно, лучший сезон, когда вернулся.

Но Heroes вот-вот должен был проявить себя не только как шоу, в котором не осталось трюков, но и как фокусник, готовый пойти на убийственную ярость, чтобы скрыть этот факт. Как и Friday Night Lights, Heroes отказались от некоторых неразрешенных сюжетных линий, даже не упомянув их снова (посмотрите на ирландскую девушку Питера, которая, по-видимому, все еще весело застряла в ловушке будущего). И на этот раз не было пророчеств о грядущих бедствиях. Вместо этого мы получили нелепую мешанину из постоянных смен лояльности, бессмысленных решений персонажей, предательства ради предательства, полного истощения Кристен Белл, серого фона за серым фоном за серым фоном, Сайлара, решившего быть хорошим одну неделю и плохим. на следующей неделе (по-видимому, потому, что он принял безумие этого мира без последствий), и мой любимый эпизод — тот, который заканчивается тем, что хорошие парни (я думаю?) собираются вместе в одном месте, а плохие парни (я думаю? ) собрались вместе в другом, просто потому, что хоть я и смотрел каждую серию, но совершенно потерял способность следить, кто на чьей стороне. Это был самый покровительственный сезон на телевидении, который практически критиковал вас за то, что вы не следовали каждому безумному решению персонажа, которое оно приняло. В одном эпизоде, состоящем из двух частей, рассказывается о Натане и Питере, застрявших в джунглях, которые помогают друг другу выбраться, и заканчивается тем, что Натан сердито заявляет, что он соединяется с их (злым) отцом, улетает и оставляет Питера там, столь же сбитого с толку, как и Я был. Слоган третьего сезона должен был быть просто «до сих пор… откуда взялась жидкость для зажигалок?»

Никто точно не знает, где находится камера.

Если уж быть великодушными, то финал третьего сезона можно, по крайней мере, рассматривать как самореферентный. Это заканчивается тем, что Натан мертв, а Сайлар без сознания. В панике относительно того, что делать, потому что они не могут на самом деле потерять актера, они заставляют Мэтта Паркмана использовать свои постоянно колеблющиеся силы разума, чтобы поместить мысли Натана в тело Сайлара, а затем заставить Сайлара превратиться в Натана, чтобы он потратил в следующем сезоне думал, что он Натан, когда на самом деле он Сайлар, и я пытаюсь быть здесь как можно более ясным, чтобы вы поняли, что я имею в виду?

Конечно, Сайлар вернулся и в следующем году (появляясь как плод воображения Паркмана), вместе с Натаном, который на самом деле был Сайларом, и третьей Никки, и почти всеми персонажами, которые были с самого начала, все уклонились смерть бесчисленное количество раз, потому что они заперты в этом ужасном, экзистенциальном месте, где они постоянно бегут от чего-то, чего они не осознают, что не существует. Четвертый сезон немного лучше третьего, потому что он, по крайней мере, делает еще один удар по линейности повествования, а не по тому, что, черт возьми, они делали в прошлом году, но тем не менее, чем меньше об этом говорят, тем лучше (злодей — карни с способность двигать камни и вызывать землетрясения, которые я бы пережил, когда жил в Калифорнии. Я сказал слишком много.)

Одна из последних строк серии: «Знаешь… Я всегда ненавидел карнавалы». Хорошо, теперь Я сказал слишком много.

Сериал заканчивается клиффхэнгером, когда Клэр открывает миру, что люди со сверхспособностями существуют (она не уточняет, почему это не обязательно означает, что они интересны). NBC ненадолго подумала о том, чтобы вернуть шоу на сокращенный пятый сезон, чтобы свести концы с концами и успокоить своих фанатов, прежде чем посмотреть на рейтинги Нильсона и понять, что указанной фанатской базы больше не существует. Шоу, которое дебютировало четырьмя годами ранее для 14,1 миллиона зрителей, увидело только 4,4 миллиона просмотров, чтобы посмотреть, чем оно закончилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *