Ульянов стал Лениным в честь немецкого монастыря
Владимир Ульянов-Ленин в 1918 году. ФОТО ТАСС
22 апреля — очередная годовщина со дня рождения вождя пролетариата. Историки до сих пор спорят по поводу его знаменитого псевдонима. Почему же Владимир Ильич стал Лениным?
Ищите женщину
Самая распространенная версия — «речная». Володя родился на Волге. Но псевдоним Волгин приватизировал революционер Плеханов. Ульянов, подражая кумиру, стал Лениным — в честь другой великой реки. Другой вариант — он увековечил память о Ленском расстреле 1912 года.
Романтическая версия — молодой бунтарь законспировался в честь любимой дамы, которая не ответила на его чувства. Среди объектов тайного воздыхания Володи называют его сокурсницу, будущую чекистку Елену Розмирович, хористку Мариинского театра Елену Зарецкую, казанскую красавицу Елену Ленину, подругу Крупской Ольгу Ленину…
Есть легенда, что Ленин — укороченный вариант фамилии главного героя толстовских «Казаков» Оленина.
Сам Ильич якобы хотел раскрыть товарищам по партии сию великую тайну в марте 1923-го, да болезнь помешала. После его смерти супруга Надежда Константиновна заявляла: «Уважаемые товарищи! Я не знаю, почему Владимир Ильич взял себе псевдоним «Ленин», никогда его об этом не спрашивала. Мать его звали Марией Александровной, умершую сестру звали Ольгой. Ленские события были уже после того, как он взял себе этот псевдоним. На Лене в ссылке он не был. Вероятно, псевдоним был выбран случайно».
Тайный знак Германии
До Октябрьской революции Ильич использовал для конспирации в России и эмиграции 146 чужих фамилий и кличек. Горохов, Иванов, Ленивцын, Пирючев, Тулин, Фрей, Штраус… Представляете, поколения советских людей изучали бы всесильное учение марксизм-пирючизм?! Или Санкт-Петербург мог стать Гороховградом, а тысячи центральных улиц и проспектов — Гороховыми…
Но после победы большевиков в 1917 году вождь стал подписывать официальные документы В. Ульянов (Ленин). И вскоре вторая часть фамилии стала главной. Почему же он сделал такой выбор?
— Это был сигнал немцам, прежде всего тамошним революционерам: «Я свой!» — утверждает автор книги «Параллельная Россия» Павел Пряников. — Ленин был очень прогерманским товарищем. Этому способствовали немецко-шведские корни его матери, урожденной Бланк. А главное, германские корни мировой социал-демократии. Те же Маркс, Энгельс, основоположники учения. По образцу СДПГ (социал-демократическая партия Германии) он строил РСДРП. В Мюнхене же издавал первую «Искру», из которой потом возгорелось пламя Октябрьской революции. Значительную часть жизни провел в Европе, той же Германии, соседней Швейцарии. Прекрасно знал немецкий.
Пророчество монастыря Lehnin было известно Ильичу, но понимал революционер его по-своему.
— В этом ряду и призыв к поражению России в Первой мировой от немцев, и позорный Брестский мир с Германией в 1918-м. Но при чем здесь псевдоним?
— Так он назвался в честь древнего немецкого монастыря возле Потсдама, хорошо известного верующим европейцам — Kloster Lehnin. Само слово Lehnin возникло от старославянского Lanye — самка оленя. И до сих пор на гербе коммуны Lehnin изображен олень под дубом.
Монастырь Lehnin играл роль немецкого форпоста в борьбе против славян. Его демонстративно возвели на месте славянского языческого святилища. Дубовая вставка в алтарной ступени, как утверждают краеведы, сделана из священного дуба, которому поклонялись славяне.
В Средневековье монастырь был крупным хозяйственным центром: владел 4500 гектарами земли и леса, 39 деревнями и 2 городками, вел ростовщическую деятельность. Кстати, Lehnin известен еще и тем, что впервые в европейской практике стал отрезать уши у свиней и варить из них похлебку: «и свиньи целы, и монахи сыты».
Пророчество не сбылось
— Прославился же монастырь знаменитым «Ленинским пророчеством» о великой Германии, — продолжает рассказ Павел Пряников. — Считается, что в 1639 году монах обнаружил здесь документ, датированный XIII веком. Правда, в печати он впервые появился в 1723-м. Сегодня доказано, что «пророчество» — фальшивка.
В этой подделке подробно описано, как должна прийти к закату династия Асканиев и воцариться династия Гогенцоллернов. В конце концов «Германия под властью католичества станет единым государством, а ее владения станут простираться до восточной границы естественного расселения готов — то есть до Крыма». Интересно, что русская императрица Екатерина II, присоединившая Крым к России, также была из рода Асканиев.
В начале 1900-х годов «Ленинское пророчество» в романтизированной форме воспринималось как стремление к единству в Центральной и Восточной Европе, создание огромного государства от «Рейна до Волги», во главе с мудрым немецким католическим императором. Владимир Ульянов, как образованнейший человек своего времени, не мог не знать о пророчестве.
— Ленин был атеист, материалист!
— Атеист, чувствовавший свою великую мессианскую роль (о чем писал Горький) — уничтожение царского самодержавия, построение светлого общества, рая на земле. Кроме того, Ленин видел в будущем конфедерацию России и Германии. Более откровенно об этом высказывались его соратники Зиновьев, Радек. Россия откроет Германии свой рынок, будет поставлять немцам сырье, а они нам — технологии, машины… В Европе возникнет супергосударство.
— Гитлер попытался другими методами построить Великую Германию от Рейна до Волги — не удалось…
— Старые германские революционеры, судя по их воспоминаниям, знали тайну псевдонима. И прекрасно поняли сигнал советского вождя. Кстати, спустя год после Октября вспыхнула революция в Германии. Но ее подавили.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Он ненавидел христианство
— Версия Павла Пряникова звучит красиво и мне как историку нравится, — говорит директор Центра русских исследований Московского гуманитарного университета Андрей ФУРСОВ. — Но ее ставят под сомнение три вещи. Во-первых, Ленин был воинствующим атеистом, причем особенно ненавидел христианство. Трудно представить, чтобы он взял псевдоним, связанный с католическим монастырем. Во-вторых, Ильич стремился не к созданию германо-русского супергосударства, а к революции в мировом масштабе. И в-третьих, Ленин был не мистиком или романтиком, а довольно циничным прагматиком. Поэтому история его псевдонима наверняка проще и приземленнее.
Все псевдонимы Владимира УЛЬЯНОВА, которыми он подписывал свои произведения, статьи, письма, документы
Б. (10 (23) апреля 1913)
Б. Б. (20 июля (2 августа) 1912, 15 (28) марта 1913)
Б.В. Куприанов (29 апреля (12 мая) 1911)
Б. Г. (22 мая (4 июня) 1912)
Б. Ж. (12 (25) июля 1912)
Б. К. (29 марта (11 апреля) 1912)
Базиль (6 (19) января 1916)
Большевик (7 (20) февраля и 20 марта (2 апреля) 1906)
В. (1902, 1904, 1912-1913)
В. И. (1900, 1910, 1912-1914, 1922)
В. И. Ивановский (август 1916)
В. И-ин (28 ноября (11 декабря) 1910)
В. Ил. (9 (22) февраля 1913)
В. Ильин (1899, 1909-1916)
В. Ильин (Н. Ленин) (1917)
Вл. Ильин (1899, 1907-1909, 1911-1912)
Влад. Ильин (январь – февраль 1900)
Владимир Ильин (1898-1900, 1908)
В. Л. (2 (15) марта 1914)
В. Ленин (с января 1914)
Вл. Ленин (28 октября (10 ноября) 1912)
В. Ульянов (Ленин) (14 (27) октября 1905, ноябрь 1917 – декабрь 1922)
В. Ульянов (Н. Ленин) (23 сентября (6 октября) 1905, 1918-1920)
Вл. Ульянов (Ленин) (1917-1918, 1920-1922)
Вл. Ульянов (Н. Ленин) (1905, 1908, 1914, 1919)
Владимир Ульянов (Ленин) (1917-1918, 1922)
Владимир Ульянов (Н. Ленин) (3 (16) сентября 1905, 30 октября (12 ноября) 1917)
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (23 ноября (6 декабря) 1917)
Владимир Ильич Ульянов (Н. Ленин) (7 (20) июля 1917)
В.Ф. (октябрь – ноябрь 1911, апрель и октябрь 1913)
В. Фр. (28 октября (10 ноября) 1912)
В. Фрей (1911-1913)
Вильям Фрей (17 (30) декабря 1911 – 6 (19) января 1912)
Д. (10 (23) мая 1913)
Дядя (10 (23) марта 1917)
-е- (31 января (13 февраля) и 1 (14) февраля 1917)
И. (июль 1912 – январь 1914)
И. В. (август – сентябрь 1912, май 1914)
И. Петров (6 (19) апреля 1901)
Ив. Петров (31 мая (13 июня) 1912)
И. Фрей (15 (28) декабря 1907)
Иван (31 декабря 1915 (13 января 1916))
Ильин (1895, 1903, 1909, 1913, 1916)
Ильич (24 октября (6 ноября) 1917)
К. Иванов (1917, 27 сентября (10 октября) и позднее)
К-в (17 (30) апреля 1905, март – апрель 1913)
К-пов (15 (28) октября 1913)
Кар-ов (4 (17) октября 1913)
Карпов (февраль 1918)
К. О. (8 (21) мая 1913)
К.П. (23 апреля (6 мая) 1913)
К. С-ий (26 авугста (8 сентября) 1912)
К.Т. (1907, 1912-1914)
К. Т-н (1897)
К. Т-ин (25 ноября (7 декабря) 1895)
К. Тулин (1895, декабрь 1911 – январь 1912)
К. Ф. (24 июня (7 июля) 1912)
Карич (11 (24) июня 1913)
Л. (1904, 1913, 1915)
Л-н (конец сентября – начало октября 1907, начало сентября 1909)
Ленивцын (1915-1916)
Ленин (с 1901)
Ленин (В. Ульянов) (июль 1912, 23 августа (5 сентября) 1914)
Ленин (Ульянов) (июль 1921)
М. (март – ноябрь 1913, февраль 1914)
М. Б. (февраль – март 1912)
М. М. (16 (29) сентябрь 1912, 13 (26) марта 1914)
М. Н. (18 сентября (1 октября) 1912)
М. П. (4 (17) мая 1913)
М. Ш. (3 (16) апреля 1912)
Мейер (7 (20) марта 1901)
Мирянин (25 июля (7 августа) 1912)
Н. (12 (25) июня и 21 июля (3 августа) 1913)
Н. Б. (8 (21) августа 1912)
Н. К. (26 и 27 сентября (9 и 10 октября) 1917)
Н. К-ов (26 августа (8 сентября) 1917)
Н. Карпов (19 августа (1 сентября) 1917)
Н. Константинов (позднее января 1915)
Н-к (13 (26) сентября 1913)
Н-ков (30 августа (12 сентября) 1917
Н. Л. (1904, 1906-1908, 1912, 1913, 1915, 1916, 1919)
Н. Л-н (май 1906, март 1907)
Н. Л-ъ (сентябрь – октябрь 1907)
Н. Ленивцын (июль – август 1916)
Н. Ленин (февраль 1902 – март 1923)
Н. Ленин (В. Ульянов) (20 мая (2 июня) 1905, 14 (27) февраля 1914, 1923-1924)
Н. Ленин (В. И. Ульянов) (16 (29) октября 1903, 1920)
Н. Ленин (Вл. Ильин) (1917)
Н. Ленин (Вл. Ульянов) (1905, 1910-1915, 1920)
Н. Н. (31 мая (13 июня) и 21 августа (3 сентября) 1913)
Наблюдатель (26 сентября (9 октября) 1913)
Не-депутат (вторая половина ноября 1912)
Не-либеральный скептик (17 (30) июня 1912)
П. (декабрь 1911, 12 (25) августа 1912)
П. Осипов (24 июля (6 августа) 1913)
П. П. (апрель – август 1912)
П. Петров (13 апреля 1919)
П. Пирючев (январь 1917)
Петербуржец (декабрь 1911)
Петров (сентябрь 1900 – октябрь 1901)
Посторонний (не ранее 10 (23) мая 1913, 8 (21) октября 1917)
Постоянный читатель «Правды» (17 (30) октября 1912)
Почти примиренец (1 (14) сентября 1913)
Правдист (22 мая (4 июня) 1914)
Р.С. (май – август 1912)
Р. Силин (6 (19) мая 1912)
Рихтер
Русский коммунист (март 1922)
Сотрудник «Пути Правды» (июнь, позднее 5 (18), 1914)
Ст. (29 августа (11 сентября) 1912)
Старик (1901-1904, 1908-1910)
Старик и К0 (10 (23) сентября и 1 (14) октября 1904)
Статистик (12-14 (25-27) июля 1912)
Т. (март 1912 – февраль 1913)
Т. П. (декабрь 1901)
Т. Х. (апрель и декабрь 1901)
Т-ин (2 (15) июля 1913)
Ульянов (Ленин) (1917-1918, 1921-1922)
Ульянов-Ленин (5 июля 1919)
Ф. (май-июнь 1913)
Ф. Л-ко (19 февраля (3 марта) и 1 (14) апреля 1912)
Ф. П. (не ранее октября 1899)
Ф. Ф. Ивановский* (август – сентябрь 1917)
Фр. (15 (28) сентября 1912, 21 мая (3 июня) 1913)
Фрей (1901-1902, 1914)
Читатель (19 мая (1 июня) 1913)
Читатель «Правды» и «Луча» (5 (18) мая 1913)
-ъ (16 (29) марта 1905, 13 (26) мая и 19 мая (1 июня) 1906)
Якоб Рихтер (8 и 11 (21 и 24) апреля 1902)
*Под таким псевдонимом В. И. Ленин предполагал выпустить свою работу «Государство и революция», чтобы Временное правительство не конфисковало ее. Так как издание книги было осуществлено в 1918 г. , необходимость в этом псевдониме отпала.
Псевдонимы В.И. Ленина на иностранных языках:
A. Linitsch (14 (27) марта 1907)
J. Richter (19 июня (2 июля) 1902)
Jacob Richter (апрель 1902 – январь 1903)
Lenin (1904, 1915, 1916, 1918, 1922)
Meyer (ноябрь 1900 – июль 1901)
N. (13 (26) июня 1913)
N. N. (апрель 1902)
NN (9 (22) февраля 1905)
N. Lenin (1904, 1912, 1915-1917)
N. Lenine (1908, 1911-1912)
N. Lenine (Vl. Oulianoff) (21 июня (4 июля) 1905)
Petroff (сентябрь 1900 – июль 1901)
Vl. Oulianoff (Lenine) (25 марта 1922)
W. (1912-1913, 1917)
W. I. (4 (17) января 1915)
W. Lenin (13 (26) сентября 1916, май 1918)
W. Lenine (3 (16) марта 1916)
ALUMNI-MGIMO / PUBLIC BLOG / Почему Ленин назвался Лениным?
22 апреля 1870 года в Симбирске родился Владимир Ульянов. Правда, судьба распорядилась так, что куда известнее настоящей фамилии для него стал псевдоним Ленин, который хорошо знают не только в России и других государствах бывшего СССР, но и в самых отдалённых от нас странах мира.
До 1917 года вождю мирового пролетариата В. И. Ульянову, как и другим профессиональным революционерам, приходилось жить, соблюдая строжайшую конспирацию. Подписывать свои статьи и иные труды собственным именем было для него невозможно. Поэтому В. И. Ульянову приходилось пользоваться псевдонимами, партийными кличками.
Настоящее имя вождя пролетариата – Владимир Ульянов, однако в мировой истории он остался Лениным. О происхождении псевдонима спрашивали еще при жизни Владимира Ильича, но комментариев на этот счет не последовало.
Очевидно, что причины, заставившие человека выбрать именно эту фамилию, обязательно должны быть. Исследователи отмечают существование нескольких версий, каждая из которых достойна рассмотрения.
Псевдонимов у Владимира Ульянова было более 150, известным же он стал именно как Ленин, ведь партийные документы подписывались именем В.И. Ульянов (Ленин). В честь реки Лена Распространение имеют несколько версий, связанных с названием сибирской реки Лена.
Племянница вождя Ольга Ульянова посвятила много времени изучению своего семейства, убеждена, что псевдоним происходит именно от названия великой реки. Псевдоним Волгин уже был занят, он использовалось Плехановым, Глинкой, другими личностями. А вот название Лены еще не эксплуатировалось.
Интересный факт: есть версия, что Владимир Ильич взял псевдоним назло Плеханову, в чем-то пародируя его, «Волгина». Что касается семейных преданий, здесь указывается, что первым Ульяновым в семье стал дед революционера. Но фамилия прикрепилась к нему не сразу, еще долго его называли «Ульяниным». Искаженная форма могла превратиться и в «Ленина».
Кроме того, имя в честь реки могло прийти в силу исторических событий того времени. В 1912 году была жесточайшим образом подавлена стачка рабочих Ленинского золотопромышленного товарищества, где рабочие страдали от ужасных условий труда, мизерных зарплат. Забастовку жестоко подавили войска.
Информация разошлась широко, сам по себе «Ленский расстрел» стал одним из вопиющих символов царской власти, насилия над народом. Ульянов вполне мог воспользоваться этим событием, его названием, чтобы выбрать псевдоним, привлекающий внимание.
Однако подтвердить данную версию сложно, а критики и вовсе опровергают ее, подчеркивая, что псевдоним Ленин появился гораздо раньше. На самом деле, Ульянов стал использовать псевдоним Ленин уже в 1901 году, когда готовил материалы для журнала Заря, а также в переписке с Плехановым.
Существует другая, менее романтическая версия о том, почему у Ульянова появился данный псевдоним. Необходимость менять имена, пользоваться поддельными документами – это реалии жизни революционера. Ульянову постоянно приходилось скрываться. В 1900 году будущему вождю пришлось уезжать за границу – он только вернулся из ссылки.
Однако возможность получить паспорт на собственную фамилию и выехать с ним была весьма сомнительной. Надежда Крупская нашла сочувствующего революционерам человека по имени Сергей Николаевич Ленин, который смог предоставить паспорт своего отца, проживавшего в Ярославской губернии отставного статского советника.
В паспорте исправили все необходимые сведения, Ульянов получил желанный документ. Он стал отличным прикрытием, тем более, что и отец самого революционера был статским советником, что позволило бы Владимиру Ильичу выдавать себя за человека из данной когорты, ведь все особенности жизни и быта чиновников были ему понятными.
В подтверждение данного факта стоит отметить, что в 1901 году подпись Владимира Ильича в журнале Заря под его материалами выглядела именно как Н. Ленин. Буква Н никак не расшифровывалась им в дальнейшем. Но она вполне могла указывать на имя Николай.
Род Лениных существовал реально, он пошел с 17-го века от казака Посника, которому было пожаловано дворянство и земли за заслуги по завоеванию Сибири. На тот момент, когда паспорт оказался в руках Владимира Ильича, его исконный владелец тяжело болел, затем, вскорости, скончался.
Экзотические версии
Если слово Ленин прочитать наоборот, то получится Нинел. Нинель – женское имя, и оно скрыто, поскольку вождь мирового пролетариата скрывал свои гомосексуальные связи с Зиновьевым и Троцким.
Любовная история
Также присутствует гипотеза о том, что к появления такого псевдонима привела любовная история. Однако так и не известно, в честь какой женщины Ульянов мог придумать фамилию – кто-то приводит Елену Зарицкую, Елену Ленину, других дам. Но версия бездоказательна.
Другие псевдонимы Ленина
Также у него было партийное прозвище Старик. Псевдонимов для печати у него было множество. Часть статей и брошюр, изданных за границей, он подписывал просто — Н. В других случаях он подписывался С. Тулин, В. Ильин, В. И-ин. Иногда в качестве псевдонима Ильич пользовался иностранными фамилиями – Фрей, Рихтер, Мейер. Псевдоним Ленин, точнее – Н. Ленин появился у вождя в 1901 году. Этим псевдонимом он стал подписывать свои печатные работы. И именно под этой фамилией вошел в историю. Это имя стало так широко известно, что после революции 1917 года он стал подписываться «В. И. Ульянов (Ленин)».
Таким образом, происхождение псевдонима Ленин точно не известно. Есть версии, связывающие его появление с рекой Леной, происходящими на ней событиями. Наиболее вероятна версия с поддельным паспортом. А кто-то указывает даже на любовную историю.
Источники:
aif.ru/dontknows/eternal/pochemu_lenin_vzyal_sebe_takoy_psevdonim
kipmu.ru/pochemu-lenin-vzyal-sebe-takoj-psevdonim/
russian7.ru/post/pochemu-vladimir-ulyanov-vybral-dlya-se/
Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=30578.
Читать полностью
Владимир Ленин — Сайт изучения истории
Образец цитирования: C N Trueman «Владимир Ленин»
historylearningsite.co.uk. The History Learning Site, 22 мая 2015 г. 22 декабря 2022 г.
Средневековая церковь
Пожалуйста, включите JavaScript
Средневековая церковь
Настоящее имя Ленина — Владимир Ильич Ульянов. Он изменил его на Ленина, когда скрывался от тайной полиции, чтобы избежать ареста. Значение Ленина для истории России невозможно переоценить; в ноябре 1917 декабря Ленин создал первое коммунистическое правительство, свергнув Временное правительство. В России было первое в мире коммунистическое правительство.
Ленин привел русских коммунистов к власти в ноябре 1917 года. Строго говоря, это следует читать как «русские большевики», поскольку партия, в которую Ленин вступил молодым человеком, раскололась надвое в 1903 году. Тех, кто вышел из партии, было немного, и они стали известны как меньшевики. . Большинство осталось с Лениным, и они стали известны как большевики, что по-русски означает большинство.
Ленин родился в 1870 году. Его семья была достаточно обеспеченной, и Ленин ни в чем не нуждался. В школе Ленин был очень одаренным учеником, но властным. В 1887 году старший брат Ленина — Александр — был арестован за заговор с целью убийства царя (короля) России. Он был повешен. Люди, в которых жил Ленин, отказывались иметь дело с семьей, так как Александр навлек на город большой позор. В это время почти все русские видели в царе бога. Утверждают, что когда Ленин услышал о расстреле, он сказал: «Я заставлю их заплатить за это. Клянусь, я это сделаю. Много лет спустя жена Ленина сказала, что именно это событие превратило Ленина в революционера с желанием избавить Россию от системы, ответственной за казнь Александра.
В 1887 году Ленин был исключен из университета за начало студенческого бунта. В 1890 году он поступил в другой университет и за год получил степень юриста, тогда как курс обычно длился три года. Он стал юристом. Он также начал посещать коммунистов в городе Санкт-Петербурге.
В 1895 году он отправился с визитом в Европу. Вернувшись, он привез коммунистические книги и листовки. В России это было строго запрещено, и он был арестован и отправлен в тюрьму. Его сослали в область под названием Сибирь. Он должен был оставаться там до 1900. После освобождения он большую часть времени проводил за пределами России, живя в Европе. Он выпускал газету «Искра», которую контрабандой ввозили в Россию сторонники Ленина. Он работал очень много часов, разрабатывая детали того, как свергнуть российское правительство.
Однако его лицо было слишком хорошо известно тайной полиции, чтобы Ленин мог быть в безопасности в России. В 1914 году он переехал в Швейцарию, все еще планируя, как свергнуть российское правительство.
Так во что же верил Ленин?
Он считал, что богатые обижают бедных и что они должны им помогать; он считал, что тот, кто получает прибыль, обижает всех остальных; он считал, что все равны; он хотел, чтобы правительство действительно представляло народ; он хотел свержения российского правительства, поскольку оно поддерживало систему, которая держала подавляющее большинство россиян в нищете
Его убеждения развились из убеждений человека по имени Карл Маркс, которого считают отцом коммунизма. Ленин видел, каким было русское правительство в 1905 января, когда 150 000 протестующих мирно подошли к Зимнему дворцу — дому Николая II — в Санкт-Петербурге и были обстреляны царскими солдатами. Тысяча человек была убита, а действия солдат возложили на Николая. Они протестовали только против нехватки еды в России.
Ленин понял, что миллионы русских бедняков неспособны к самоорганизации хотя бы потому, что у них не было образования. Поэтому это была его идея сформировать элитную группу интеллектуалов, чтобы вести их от своего имени. Именно такие люди собирались вокруг Ленина.
Мартовская революция 1917 года, приведшая к падению Николая II, застала Ленина врасплох. Он все еще был в Швейцарии. К концу года он руководил Россией. Как это произошло?
Брат Ленина: Интервью с Филипом Помпером
Аарон Леонард — независимый журналист. Его колонки и интервью охватывают всю гамму от геополитики до экономики и религии. Он является постоянным автором History New Network и других изданий. Его работы можно найти на сайте www.aaronleonard.net.
Александр Ульянов, был В.И. старший брат Ленина. Как и его брат, он был революционером, приверженцем свержения русского самодержавия. В отличие от своего брата, возглавившего Российскую социал-демократическую рабочую партию (позже Коммунистическую партию), «Саша» стал частью «Террористической фракции народной воли», небольшой группы, безуспешно замышлявшей убийство тогдашнего царя. Александр III. Названа в честь «Народной воли», успешно убившей отца царя Александра II 1 марта 1881 года. был арестован, когда они готовились к убийству. Позднее пятеро заговорщиков были повешены за покушение. Александр Ульяльнов, несмотря на мольбы к царю со стороны матери, был одним из таких. Недавно я встретился с профессором Помпером в кафе в Гринвич-Виллидж, чтобы поговорить о его новой книге.
Кем был Александр Ульянов?
Он был вторым ребенком в семье Ульяновых, родился в 1866 году. У него была старшая сестра по имени Анна, родившаяся в 1864 году. Три важных фигуры в рассказе, трое важных детей, это трое старших детей. Владимир Ильич появляется в 1870 году, на четыре года позади старшего брата. Александр [Саша] как старший мужчина в семье — важная фигура — это патриархальная культура. Анну, которая была интересным человеком, как бы отодвинули в сторону. Александр был в некотором роде доминирующим мужчиной. Очень скоро он стал надеждой семьи на будущее. Он пошел по пути своего отца в науке.
Саша является частью семейной истории, своего рода святой семьи русского марксизма. Как брат Ленина, как звено в цепи, ведущей Ленина к революции, он очень важная фигура.
Как вы заинтересовались этим?
В 1990 году вышла моя книга о Ленине, Троцком и Сталине. Это было исследование психодинамики, психологического треугольника трех действительно важных фигур в партии. Я хотел понять их взаимодействие и психологию. Для этого мне нужно было понять их семейные истории. Я был очень доволен, когда я закончил книгу, что я понял их к моему удовлетворению. Но очень скоро после этого распался Советский Союз. Теперь все архивы были открыты, включая семейный архив Ульяновых, и я понял, что, по крайней мере, ленинскую часть истории, вероятно, нужно пересмотреть.
Среди прочего я занялся изучением интеллектуальной основы терроризма Александра Ульянова. История русского революционного движения требует от вас изучения терроризма. Если начать еще в 1860-е годы, одним из самых глубоких мыслителей-социалистов был Петр Лавров. Он был артиллерийским офицером и преподавал в военном училище; мужчина средних лет, своего рода кабинетный ученый, как они говорили, кто-то, кто был… очень близорук, страдал куриной слепотой, беспомощен вне своего кабинета. Но он связался со студенческим движением и из-за самодержавной системы и страха перед любым вызовом был арестован и отправлен в ссылку. Он бежал и уехал за границу и стал одним из эмигрантов-теоретиков движения.
Изучение его Я занялся изучением терроризма, потому что он развивался вместе с движением и воспринимал терроризм как тактику. В своей работе он предоставил Саше много научных идей, лежащих в основе его террористической деятельности.
После прочтения Сашиного письма мне стало ясно, что в основе его мышления лежит мышление Лаврова. Наверняка были и другие, кто подпитывался этим. Было также русское представление о Дарвине — форма дарвинизма, которая теперь принята; эта идея группового отбора и альтруизма и ценность альтруизма для групп. Так возникла русская школа дарвиновской мысли, которая пересекалась с русским революционным движением.
В работе Ленина «Что делать?», — говорит он, — стихийное стремление рабочих защитить студентов, подвергшихся нападениям полиции и казаков, превосходит сознательную деятельность социал-демократической организации. !” Я подумал об этом, когда прочитал ваше описание царской полиции с демонстрацией, в которой участвовал Саша. Какое влияние оказал опыт Саши на его младшего брата?
Я думаю, это было действительно очень важно.
Я думаю, что замечание в «Что делать?» имел какое-то отношение к опыту Ленина. Он уже был в ссылке, когда пришло известие о студенческих демонстрациях 1901 года, когда к ним присоединились рабочие. В тот момент, в 1901 году, было много насилия. Я не думаю, что он возвращался к ноябрю 1886 года и к демонстрации, в которой участвовали Саша (и Анна тоже). В тот момент была изрядная сдержанность. Единственный случай, когда я встречал казаков в мемуарах, это рассказ Раисы Шмидовой [подруги Саши], где казак ударил ее прикладом в плечо. В 1886 г. не было широко распространенного насилия9.0004
Пытаюсь вспомнить сцену демонстрации на кладбище в память о смерти Николая Добролюбова [русского нигилиста]. Казалось, что это было немного более спорно…
Это было спорно, потому что студенты были унижены. Их не нужно было бить, чтобы унижать. Быть избитым полицией, поркой было таким крайним унижением, что могло привести к самоубийству. В некоторых сибирских ссылках так и было — были протесты смертников. Это были дети из дворянских семей, для них избиение было большим унижением. Они отреагировали на это таким образом, что вы можете понять это, только поняв их культуру.
Были и другие способы унизить их, заставить часами стоять под дождем, окружить казаками, заставить чувствовать себя взаперти, лишить свободы передвижения, этого было достаточно, чтобы вызвать сильную ярость. Так что демонстрация на кладбище стала для Саши психологическим переломом. В этом нет сомнений.
Одним из наиболее ярких действий во время большевистской революции было решение казнить царя и его семью. С одной стороны, это было в разгар Гражданской войны, и оправдание состояло в том, чтобы лишить белых «флага, вокруг которого можно было бы сплотиться». Тем не менее, как вы думаете, повлияло ли на это решение то, что случилось с Александром Ульяновым 31 годом ранее, и отказ царя Александра III смягчить приговор, несмотря на мольбы Сашиной матери?
Он мог очень легко проникнуть в него. Я думаю, что когда речь идет о психологии, когда речь идет о мести, это очень глубокая и сложная вещь. Многие ручейки питают этот великий поток мести, который чувствовали люди в 1917-1918 годах.
В трудах Ленина, написанных летом 1917 года, много упоминаний о якобинцах. Это означало суммарные казни. Он собирался сделать это. Он и Яков Сверделов, его ближайший сподвижник в то время, были людьми, которые решили [казнить царя]. Они были теми, кто имел главный контроль над ним. Некоторые думают, что это был местный Совет, который на Урале был очень радикальным, но без Ленина никто бы ничего не решил. Так что это Ленин и Свердлов решили. И я думаю, что мотивация восходит к тому, что царский режим сделал с его семьей, но также питается этими другими ручейками, которые, я думаю, укрепили его убеждения по этому поводу. Или, лучше сказать, его чувства были подкреплены убеждениями.
Ленин также одобрительно отзывался о подходе [Сергея] Нечаева к проблеме, что делать с царем…
Кто такой Нечаев?
Он был революционером, возглавлявшим организацию под названием «Народная месть». Нечаев вместе с Бакуниным является соавтором знаменитого документа «Катехизис революционера, ». Например, его цитирует Элдридж Кливер в Soul on Ice. Этот документ сохранился и в 20 веке.
Нечаев был революционером конца 1860-х гг. Он был тем, кто казнил одного из своих последователей в 1869 году. Это был ужасный скандал в революционном движении, и это вдохновило Достоевского на написание «Бесов», что на английском языке должно было бы быть переведено как «Демоны». Дело в том, что Нечаев стал негативным уроком 70-х, а они все равно оказались террористами.
Кто из участников заговора с целью убийства царя произвел на вас наибольшее впечатление?
Интересна история Петра Шевырева. Он был главой заговора и обладал своеобразным нечаевским складом ума; кровожадные, убейте как можно больше. Характер бомбы [которую они планировали использовать против Александра III] позволяет предположить, насколько кровожадной была пара вождей. Это бомбы со стрихнином и шрапнелью — это было бы большим побочным ущербом.
В случае с Нечаевым я мог видеть [как он стал тем, кем был]. Он был одаренным ребенком, выросшим в трудной жизненной ситуации. В английском городе, немного похожем на Манчестер, — Иваново-Вознесенск называли русским Манчестером, — его отец был барменом и поставщиком провизии. Он принимал удары в детстве. Вы могли видеть, как он меняется и злится. Я мог это понять. Даже несмотря на то, что он превратился в уродливого персонажа.
Не знаю, как Шевырев дошел до такого, но он тоже был уродливым персонажем, склонным к убийству, а если нужно, и к массовому убийству. Он был готов убить членов своей организации, как и Нечаев. Так что Шевырев был одним из важных увлекательных персонажей. Он был тем, кто поднял эту вещь с мертвой точки и прошел точку невозврата. В таких организациях нужны такие люди. Все они знали, что он противен, но все более или менее признавали его ценность.
Йозеф Лучашевич — еще один увлекательный персонаж. Хотя он был одним из центральных организаторов заговора и настоящим мастером-бомбардировщиком. Ему удалось избежать смертного приговора. То, как он это сделал, было захватывающим. Как они все сговорились, чтобы избавиться от него.
Три метателя, некоторые из них были немного непрозрачны для меня. Все, в чем вы могли быть уверены, так это в том, что они хотели умереть за правое дело. Василий Осипанов [один из повешенных метателей]. Его прозвали «Кот» [из-за его одинокого пути], который все это начал, вероятно, был вдохновителем ядовитых свинцовых кубов. Двое других, Василий Генералов и Пахомий Андреюшкин, похоже, пережили болезненный отроческий возраст. Я недостаточно знаю о них, чтобы понять, почему они были такими, какими они были.
В конце своей книги вы цитируете русского друга: «В советское время Саша был революционером-мучеником; теперь он просто фанатик и террорист-самоубийца». С одной стороны, это указывает на большие сдвиги в России за последние 20 лет, а с другой — отражает ход истории — вещи нелинейны, они также неупорядочены. Я думаю о нынешнем мировом порядке капитализма, на консолидацию которого ушло много сотен лет, с маловероятными героями, которых постоянно переоценивают — подумайте о Джоне Брауне в этой стране. В какой степени наследие Ленина и Александра еще актуально? Были ли вещи, которые они видели или пытались увидеть, несмотря на неверные повороты, которые остались актуальными?
Есть что-то вечное, это не только Россия, это всеобщее чувство, что справедливость должна свершиться. Меня поразило то, что при изучении революционной истории на протяжении десятилетий и мировой истории идеи приходят в разных формах.
Заметно сходство революционных идей ХХ века с религиозными формулировками; последние будут первыми, богатый не войдет в Царство Небесное. Это не новая идея. Всегда возникает вопрос, является ли это своего рода культурным фоном марксизма? Или это было просто параллельное явление в другое время? Идея, которая была вызвана подобными обстоятельствами. Ответ на социальную несправедливость и эксплуатацию в данном историческом контексте. Это формулировка, которая возникает время от времени, в которой признается, что вы эксплуатируете многих и причиняете страдания многим, и должен быть выход. Должна быть справедливость. Должен быть исправление ситуации.
В текстах о справедливости, социальной справедливости вы снова и снова находите нарратив о мучителе/жертве. Маркс сформулировал это диалектически. Он сделал это историей истории, прокладывающей себе путь. Очень привлекало марксизм — и народничество — более ранняя форма русского социализма, вытесненная марксизмом. То, что делает все это работающим и привлекательным, заключается в том, что мы все можем идентифицировать себя с жертвами. Это есть в каждом из нас. Таким образом, жертвы могут меняться со временем, но этот нарратив имеет универсальную и неизменную привлекательность. Уверен, что это все еще актуально, потому что оно заложено в каждом из нас. Думаю, многие из нас откликаются на это. Те, кто не …. вроде подлые.
Вы не можете согласиться ни с одним из предложенных средств правовой защиты. Вы можете не соглашаться с основным нарративом, призванным объяснить, кто, когда, где и почему — вам не обязательно соглашаться со всем этим, чтобы оценить непреходящее качество этих нарративов.
Одна из вещей, которые я вынес из этой книги, или, по крайней мере, я начал больше думать о том, что стоит отложить в сторону весь этот основной нарратив, например, в раннем марксизме была вся эта тенденция к детерминизму — все происходит точно через фазы и т. д. Если отбросить это в сторону, на самом деле можно оценить некоторую дальновидность некоторых из этих персонажей, несмотря на то, что они были такими противоречивыми. То, что некоторые даже придерживались ужасных идей, или как бы вы это ни называли, не отрицает того, что другие идеи имели положительный эффект — эффект помещения чего-то в историческую область возможного, чего не было раньше. Это не означает, что нужно одобрять каждый элемент того, о чем они говорили — и именно здесь, я думаю, многие люди падают, они чувствуют, что должны оправдывать весь пакет…
Наиболее замечательными в этом смысле были для меня русские мыслители 1870-х годов. Это были мыслители, которыми восхищался Саша. Они создали то, что называется субъективной социологией. Я написал книгу о Петре Лаврове, который был одним из основателей наряду с Николаем Михайловским. Субъективная социология была откровенно элитарной. Кстати, Саша тоже — его дарвинизм говорил, что элита обязана пожертвовать собой ради собственного положения. Некоторые называли это менталитетом раскаявшихся дворян, что они дошли до своего положения, оглянулись и говорят: «Как же мы сюда попали, посмотри на все поколения крепостных, которых эксплуатировали!», а значит, это наша работа. покаяться и даже пожертвовать собой. Это скрывалось за их дарвинизмом.
По сути, Лавров сказал, что в каждом поколении есть счастливчики, у которых есть возможность получить высшее образование и глубоко задуматься о состоянии человека. Эти привилегированные люди обязаны формулировать прогресс. Как нам перейти к следующему шагу? Как исправить социальную несправедливость? Мы те, кто несет это бремя. И не только для того, чтобы сформулировать основной нарратив, потому что именно этого он хотел — он хотел, чтобы они были создателями теорий прогресса, созвучных их историческому контексту. Он считал, что они должны адаптироваться к каждому новому историческому контексту. Поэтому он назвал их критически мыслящим меньшинством. На них лежало бремя теоретизирования. На них лежало бремя переноса их теоретизирования в будущее по мере изменения их контекста.
Вместо объективной социологии, созданной Марксом, у него была постоянно меняющаяся субъективная социология. Когда появился Маркс, Лавров сказал: «Вот кое-что новенькое». Поэтому мы должны принять многие его идеи. Но они не приняли его полностью. Что Лавров сказал в письме к одной из своих поклонниц в Санкт-Петербурге — он уже был в ссылке — он написал ей письмо, в котором сказал: «Когда-нибудь наш социализм может быть для мыслителей ХХ века тем, чем Физика Аристотеля соответствует современной физике». И он сказал, что когда-нибудь женский вопрос может стать более важным, чем рабочий вопрос. Это дальновидный мыслитель. И он был прав.
Я подозреваю, что если бы Маркс и Энгельс были живы сегодня, они тоже были бы интересны, в отличие от окостеневших мыслителей, которыми их изображают.