Победа над татаро монгольским игом: Татаро-монгольское иго на Руси. Справка

«История подвержена манипуляциям» Россия столетиями переписывала свое прошлое. Что в нем пытались скрыть?: Политика: Россия: Lenta.ru

Не так давно калужские власти предложили отмечать в России новый праздник — окончание стояния на реке Угре 1480 года. Большинство регионов уже высказались за, инициативу поддержали на федеральном уровне. Однако новому празднику обрадовались не везде: Татарстан не захотел праздновать поражение орды хана Ахмата. Кто в Казани считает эту дату недостаточно значимой для России, как и зачем на закате Советского Союза татар хотели переименовать в булгар, как в разные годы переписывались исторические «каноны» и история национальных героев разных республик, «Ленте.ру» рассказал заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, заместитель декана факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор Александр Полунов.

«Все, что против Орды, вызывает негативный отклик у части элиты»

«Лента. ру»: Давайте сначала проясним, что за событие на самом деле произошло в 1480 году на реке Угре. Действительно ли оно было таким незначительным, как говорят в Казани? Почему тогда его столетиями изучают в российской школе как дату освобождения от монголо-татарского ига?

Александр Полунов

Александр Полунов: Событие, конечно, было очень важное, огромного значения. Другое дело, что к 1480 году назревавшие изменения были уже существенно предопределены. Подлинно переломный характер, на мой взгляд, носило другое событие, состоявшееся за 100 лет до этого, — знаменитая Куликовская битва. Тогда еще ничто не было предрешено, и победа на Куликовом поле для Руси, которая тогда была слабее Орды, имела колоссальное значение. А Стояние на реке Угре — это, безусловно, важная веха в историческом развитии всей Восточной Европы. Но оно завершало уже наметившуюся историческую тенденцию.

То есть это действительно не условная дата?

Нет, это не условная дата. Иван III демонстративно отверг (растоптал) ханскую грамоту — скорее всего, ярлык на великое княжение, который ему прислал хан Ахмат. С этого момента уже не было речи о том, чтобы ханы назначали правителей Руси, великих князей, или, точнее, утверждали их на престоле, реализуя таким образом свое право политической власти над русскими землями. Точнее сказать, некоторые ханы пытались это сделать. В первую очередь крымские ханы, которые считали себя преемниками Золотой Орды после событий 1480 года и начала XVI века, когда Большая Орда (крупнейший осколок Золотой Орды, считавшийся ее прямым преемником — прим. «Ленты.ру») была уничтожена. Они пытались восстановить политическую власть над Русью, но это уже было невозможно. Это были попытки, не имевшие реальных оснований.

Начиная с данного времени о политическом суверенитете Руси можно говорить вполне определенно. При этом Москва выплачивала ханствам, в первую очередь Крыму, определенный откуп за то, чтобы они не нападали на границы. В ханствах его могли воспринимать как продолжение выплаты дани, но это был именно откуп. Точно такой же откуп, кстати, платило польско-литовское государство Речь Посполитая.

С прошлым разобрались. А почему же сейчас для Татарстана значение Стояния на Угре настолько важная, если не сказать болезненная тема? Ведь во время тех событий Казанское ханство было почти союзником Москвы.

Здесь сработал феномен, который еще в первой половине XX века известный историк-марксист Михаил Покровский назвал подходом к истории как к «политике, опрокинутой в прошлое». Часть политических элит Татарстана считает актуальными вопросы ограждения и расширения автономии республики, определения и переопределения своих прав в рамках федерации. И все изменения в трактовке истории автоматически проецируются на современность — на то, что происходит в наши дни.

Как известно, с начала советского периода Татарстан (Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика) был автономией в составе РСФСР, располагал определенными правами, имел атрибуты государственности — свое правительство, свои представительные органы и некоторые другие.

День народного единства на площади Тысячелетия в Казани

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Политическое образование, претендующее на ту или иную степень суверенитета, должно так или иначе идеологически обосновывать свое существование, отыскивать древние корни, как правило, уходящие в глубокую старину, связанные с эпохами высокого культурного расцвета. В процессе этого поиска элита Татарстана оказалась перед дилеммой, разделившей ее на две части по вопросу о происхождении государства и этноса. Сложились группы булгаристов и сторонников ордынского подхода.

Первые провозглашают, что истоком татарской государственности, а в значительной степени и этноса, является тюркское домонгольское население Среднего Поволжья, так называемые волжские болгары, или булгары, которые в IX-X веках создали государство, находившееся, судя по всему, на весьма высоком уровне развития. Это государство приняло монотеистическую религию — ислам — существенно раньше, нежели состоялось крещение Руси (примерно на 60 лет). Оно отличалось высоким для того времени уровнем развития экономики, культуры, торговли, городской жизни. Как известно, в 2005 году отметили тысячелетие Казани, и обоснование этой даты опиралось на данные археологии, согласно которым уже в те времена в Среднем Поволжье процветала городская жизнь. В принципе, это достаточно логичная концепция. Решая задачи формирования национальной идентичности, обоснования истоков государства, она позволяет проследить корни этого государства до давних времен, выявить культурные предпосылки его формирования.

Но этой концепции противостоит другая — так называемая ордынская, которая связывает и этногенез (образование народа), и формирование предпосылок государственности с эпохой Орды. Понятно, какие аргументы лежат в основании такого подхода. Золотая Орда была имперским государством, занимавшим огромную территорию. Государством, в котором проживало множество народов, которое претендовало на верховную власть над значительной частью территории северной Евразии. В каком-то отношении престижнее возводить свое происхождение к ордынскому истоку.

Отсюда и реакция: все, что против Орды, вызывает негативный отклик у части элиты Татарстана с точки зрения современных тенденций развития.

Можно ли говорить, что ордынская концепция преобладает — по крайней мере среди представителей элиты Татарстана?

Трудно сказать. Какой-то подсчет произвести сложно. Есть достаточно известные деятели, которые выступают с поддержкой булгарской концепции, немало и других, отстаивающих концепцию ордынскую. Было даже движение — правда, не очень мощное — в 80-90-е годы XX века, накануне крушения Советского Союза и после его распада, когда был поставлен вопрос национального самоопределения и строительства нации. Это движение выступало за то, чтобы отказаться от этнонима «татары» и перейти к этнониму «булгары». С этим ничего не получилось, но тем не менее такое движение было.

Участники военно-исторической реконструкции на фестивале «Великое стояние на реке Угре в 1480 году»

Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

Я бы сказал, что оба подхода — и ордынский, и булгарский — используются элитой прагматически, в зависимости от потребностей текущего момента. Когда нужно сделать акцент на древности, на давних традициях оседлой культуры, то на первый план выходит булгарская концепция. Когда нужно сделать акцент на территориальном пространстве, подвластном «государству-предку», на широком государственном охвате больших территорий, на имперских традициях, то делается акцент на ордынской концепции.

В рассматриваемом нами казусе в связи со Стоянием на реке Угре ордынская концепция вышла на первый план. Возможно, потому, что элиты озабочены тем, не последует ли за этим символическим переосмыслением какое-то наступление на существующий уровень автономии.

«У нас нет консенсуса относительно того, кем мы являемся»

А если посмотреть на этот спор с другой стороны? Складывается ощущение, что позиция тех же калужских властей имеет серьезную поддержку в Москве: инициативу поддержали Министерство культуры, Министерство обороны, Росархив, Российская академия наук, Министерство юстиции, Министерство финансов и другие ведомства. Другие регионы тоже за — 60 из них уже одобрили законопроект. Что это — подъем русского национального самосознания?

Подъем русского национального самосознания, безусловно, имеет место, хотя разные люди определяют его по-разному. Некоторые называют его национальным возрождением, другие говорят, что это национализм. Так или иначе, эти тенденции сбрасывать со счетов нельзя, и, возможно, они оказали некоторое влияние на данное движение.

Если говорить о позиции руководства федерального уровня в целом, то четкой, ясно выраженной концепции по отношению к судьбоносным историческим событиям у наших верхов, как мне представляется, нет. Несколько раз предпринимались попытки (самая яркая — празднование Года русской истории в 2012-м) более или менее четко определить, как мы относимся к нашей истории, есть ли какой-либо консенсус, который можно было бы официально утвердить. Но эти попытки по большому счету ничего не дали. Продолжают существовать — в науке, в широких кругах общества — различные группировки, которые по-разному, иногда до противоположности, относятся к ключевым событиям прошлого.

Художник Павел Рыженко работает над созданием диорамы «Стояние на Угре»

Фото: РИА Новости

Верхи, как мне представляется, до сих пор придерживаются такой позиции: пусть расцветает сто цветов, пусть каждый говорит что хочет, пусть происходит соперничество, соревнование. В принципе, это, конечно, правильно, но на основе дискуссий все-таки должен выработаться какой-то консенсус. А он не вырабатывается. Вследствие неустоявшейся у верхов точки зрения по отношению к прошлому мы наблюдаем главным образом чисто ситуативные повороты. Одним из них и является ситуация, связанная с предложением отмечать годовщину окончания Стояния на Угре.

Чем это вообще мешает Татарстану? Казань-то вроде наша.

Истоки проблемы заключаются в том, как мы себе мыслим наше государство и наше общество, какой смысл вкладываем в понятие «национальное самосознание», в понятие «нация», производным от которого является прилагательное «национальный».

Если понимаем нацию как россиян, как общегражданское общероссийское единство, в которое входят разные этнические группы, связанные общими, но в основном надэтническими, ценностями, то формирование, развитие и подъем национального самосознания — это процесс, который предполагает позитивное отношение к историческим явлениям, событиям культурных традиций разных этнических групп.

Если мы понимаем нацию и национальное как в первую очередь русское в своей основе (сторонников такого подхода тоже очень много), то на первый план выдвигается то, что связано с Россией и русским народом, с историей Руси.

Так, в прошлом году отмечался как важное историческое событие юбилей образования Золотой Орды, выделения из Монгольской империи Улуса Джучи, на основе которого возникла Золотая Орда. В ряде регионов и государств (в России — в Татарстане, за пределами России — в Казахстане) это событие было отмечено как крупнейшая судьбоносная веха в истории данных народов. В Татарстане это событие праздновали в том числе как важный этап в развитии России как территориальной и политической общности — во всяком случае, как важную веху в развитии одного из народов в составе России.

Естественно, с этих позиций празднование событий на реке Угре, освобождение русских княжеств из-под власти Орды звучит некоторым диссонансом. Здесь разные трактовки истории сталкиваются друг с другом. Вновь выявляется, что у нас нет консенсуса относительно того, кем мы являемся: многонациональной, гражданской и в некотором смысле надэтнической нацией, как считают одни деятели, или общностью, в основе которой лежит начало русское: русский язык, русская культура, русская история — все, что связано с Русью и затем Россией. Пока эти подходы существуют в противоречивом, несогласованном сочетании. И в результате мы ударяемся то в одно, то в другое противоречие.

Фрагмент картины Рустема Хузина «Принятие булгарами ислама в 922 году»

«Татаро-монгольское нашествие стали заменять на монголо-татарское»

Вот это празднование образования Золотой Орды, выделения Улуса Джучи из Монгольской империи… В советские годы и тем более в имперские, — несмотря на все различие советского идеологического проекта и идеологических основ Российской империи, — невозможно было представить, чтобы это так широко отмечали. Как вообще в разные годы позиционировались «наши» победы? Какие «подсвечивались», о каких в разные годы старались забыть, чтобы не нарушать «братские» отношения с теми или иными странами? Повоевать же почти со всеми успели.

Это так. Хотя здесь ситуации бывали разные. В некоторых случаях мы успели повоевать с соседями, а в некоторых — соседи успели повоевать с нами.

Но если говорить об исторической трактовке, то, естественно, в царское время история сопротивления Орде была частью большого общенационального нарратива, исторического канона. Буквально с того момента, как этот канон возник. Со времен Карамзина, особенно с Сергея Михайловича Соловьева, борьба против Орды, освобождение от Орды было не просто частью научного осознания истории, а компонентом общенационального эпоса, который на основе исторических исследований внедрялся в сознание людей через учебники, через массовую литературу.

В советское время, после относительно короткого перерыва в 1920-х — начале 30-х годов, в целом вернулись к царскому нарративу борьбы с Золотой Ордой. Естественно, акценты были переставлены. Скажем, эпический поединок Пересвета с Челубеем вошел и в новый вариант советского канона, но без упоминания того, что Пересвет, согласно преданию, был монахом и выехал на бой не в доспехах, а в схимническом облачении. Можно сравнить картины, живописные полотна, посвященные этому сюжету в царское и советское время, — видны различия. В советское время изобразить инока Пересвета в схиме было совершенно невозможно, но тем не менее основные части нарратива были заимствованы.

Другое дело, что в советское время существовал и развивался не только русский исторический канон (а борьба с Золотой Ордой, Куликовская битва — части именно этого канона). Наряду с ним полагалось развивать и исторические нарративы других народов, пусть в очень усеченной форме. А вот здесь все было сложнее, потому что у многих тюркских народов, проживавших на территории СССР, у тех же волжских татар, у казахов и ряда других, одним из героев эпоса был эмир Едигей, властитель Золотой Орды в конце XIV — начале XV века. А он совершал походы и на Русь, сжег ряд городов. И вот здесь возникла коллизия: для кого-то он герой, по крайней мере, эпический, а для кого-то — вовсе нет. И в последний период Великой Отечественной войны, в 1944 году, вышло даже специальное постановление ЦК ВКП(б), направленное против возвеличивания и героизации Едигея как героя эпоса, которое имело место в Татарстане.

В советское время многие исторические деятели переживали подобную трансформацию. Шамиль на Северном Кавказе в научных сочинениях и пропагандистской литературе несколько раз менял свой облик. Он был и вождем справедливой антиколониальной борьбы против царизма, и агентом английского и турецкого правительств. В известном смысле он был и тем, и другим, но в идеологической трактовке акценты смещались.

Сложности, которые неизбежно возникали при попытках совместить два и более исторических нарративов, постоянно давали о себе знать. Постановление по поводу эпоса Едигея — это один пример. А вот другой, противоположного толка: с 1970-х годов термин «татаро-монгольское» нашествие и иго стали заменять на «монголо-татарское» для того, чтобы не выставлять татарский элемент на первый план.

В советское время подобное противостояние происходило, естественно, в более или менее скрытой форме, поскольку противоречия тогда наружу старались не выносить. Но в постсоветское время это вышло на поверхность и стало серьезной проблемой для современного общественного развития.

«Повсюду параллельно существует несколько историй»

А до 1917 года и до XX века среди населения широкая пропаганда побед велась?

Естественно, велась. Те же битвы с Ордой, в первую очередь Куликовская битва, Иван III, который топчет ханскую грамоту, — это были классические события и фигуры в рамках признанного исторического канона. И, разумеется, они включались в официальную пропаганду.

Получается, в нашей истории в зависимости от конъюнктуры имело место разделение на «удобные» и «неудобные» победы и войны. Корректно ли вообще такое разделение?

Любой ученый-историк скажет, что, к сожалению, история как сбывшееся, состоявшееся прошлое в высшей степени подвержена манипуляциям. И это характерно не только для России, но и для других стран. Повсюду параллельно существует несколько историй.

Есть история ученых, которая опирается на более или менее выверенную фактическую основу, но, разумеется, не лишена противоречий, поскольку ученые придерживаются разных трактовок прошлого. Есть история популярная, которая близка к эпосу, художественным, иногда сказочным произведениям. Она фиксирует внимание на ярких, привлекающих внимание и поражающих воображение событиях.

Акварель С.В. Иванова «Баскаки»

И есть история официальная — это общенациональный нарратив, который существует абсолютно во всех странах и достаточно противоречиво сочетается с историей ученых. От этого уйти нельзя. Однако разрыв между научной историей, представленной в трудах добросовестных ученых, и другими видами истории, не должен быть очень значительным. Здесь действительно нужно обращать внимание на исторические факты. И если говорить о том событии, которое мы сейчас обсуждаем, то факты таковы: к концу XV века власть Орды уже уходила в прошлое, событие 1480 года было логичным завершением ранее происходивших процессов. Орде, по сути, уже ничто не могло помочь.

Стоит отметить, что противостояние на реке Угре ни в коем случае не было этническим, поскольку татары или, как правильнее говорить по отношению к тому времени, кочевые тюрки, исповедующие ислам, принимали участие в боевых действиях и на той, и на другой стороне. Крымские татары были союзниками Ивана III. Казанское ханство, наследником которого в определенной степени можно считать современный Татарстан, в тех событиях значительного участия не принимало.

Стоит обратить внимание и на то, что исторические корни современного татарского народа (если говорить о таких моментах, как оседлое земледельческое хозяйство, развитая городская жизнь, ислам) в значительно большей степени связаны с булгарским наследием, а не ордынским. Опираясь на выверенные факты и научные исследования, мы сможем прийти к более сбалансированной, менее противоречивой трактовке нашего прошлого.

Вы упоминали, что, по вашему мнению, в верхах нет четкого видения идеологической концепции. Что сейчас не так с идеологическим основами российского государства? Можно ли говорить, что налицо некий идеологический или цивилизационный раскол?

Дело в том, что идеологический раскол присутствует в жизни абсолютно всех государств. Если взять для примера современные западные государства, внешне благополучные, в их жизни идеологических расколов сколько угодно.

В США — война между Севером и Югом, проблема рабства, история истребления аборигенов. Во Франции — проблема революций: весь XIX век страна сотрясалась от революционных катаклизмов. Нельзя забывать, что в 1940 году Франция очень быстро сдалась Гитлеру, и здесь нашлось немало коллаборационистов, которые выступали за союз с нацистами исходя из антиреволюционных, антиреспубликанских мотивов, которые также были весьма широко представлены в общественном сознании. В Великобритании очень непростая история взаимоотношений англиканского большинства с английскими католиками, Англии с Шотландией, не говоря уже о взаимоотношениях с Ирландией.

Картина Н.С. Шустова «Иван III свергает татарское иго»

В истории, в общественном сознании каждой страны можно найти массу противоречивых, сталкивающихся друг с другом явлений, символов. И конфликты продолжаются до сих пор. Если говорить об истории США, можно вспомнить события недавнего времени, так называемый «конфедератопад», когда в южных штатах под влиянием начавшихся в 2014 году расовых волнений начали свергать памятники генералам, возглавлявшим войска Конфедерации в Гражданской войне. Но посвергали — и остановились, не свергли их тотально. То есть поняли, что консенсус, некое устойчивое согласие все-таки необходимо.

Однако примирение, объединение достижимо только на основе каких-то общих ценностей. В США это, естественно, ценности отцов-основателей. Хотя и к ним предъявляются претензии — ведь некоторые отцы-основатели были рабовладельцами, причем идейными сторонниками рабства. Так что здесь все тоже не очень просто. Но консенсус на основе почитания определенных идей, деятелей и принципов — отцы-основатели, конституция, федерализм — все-таки существует.

Во Франции, видимо, консенсус тоже найден — на основе республиканских ценностей. Найден он и в Великобритании — на базе приверженности свободам, парламентаризму. А мы этого консенсуса никак не найдем. Никак не получается понять, что именно может стать его фундаментом. Хотя, повторюсь, сами по себе противоречия и изломанный характер истории — это совсем не исключительное свойство России. В других странах история, пожалуй, еще более изломанная.

«Памятных дат у нас в истории много.

Не нужно их девальвировать»

Можно ли говорить, что отношение к определенным историческим событиям у руководства Татарстана, у властей Украины (осада Конотопа), в странах Прибалтики (День памяти латышских легионеров, сборы ветеранов СС в Эстонии), в Белоруссии (битва при Орше), Киргизии (восстание 1916 года) является отражением одного и того же процесса — стремления идеологически обосновать свою государственность, уже состоявшуюся или гипотетическую, противопоставив ее исторически сложившемуся российскому государственному проекту?

Да, безусловно. Как я сказал в начале нашего интервью, когда возникает государство, оно вынуждено подыскивать для себя определенные исторические обоснования. В названных вами примерах ситуация осложняется еще и тем, что в истории большинства этих государств, в первую очередь Украины и Белоруссии, общего с нами гораздо больше, чем различий, и поэтому различия приходится выискивать, как и факты противостояния.

В чем, в частности, выражалось в истории противостояние России и Белоруссии? Здесь [в случае и с Белоруссией и, например, с Украиной] противоречия приходится в значительной степени искусственно искать, обострять, придавать им не имевшее оснований в реальности значение. Допустим, какое значение имела битва под Конотопом? Каково было значение последовавших непосредственно за ней событий? Очень незначительное. Это был эпизод в военных действиях того времени, который не стал каким-то серьезным, переломным моментом в развитии ситуации.

Фестиваль «Сабантуй» в Москве

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

И на основе такого противостояния формируется негативная идентичность: не «кто мы есть», а «кем мы не являемся». Например, знаменитая книга бывшего украинского президента Леонида Кучмы «Украина — не Россия». Здесь определение того, «чем мы являемся», дается через определение того, «чем мы не являемся». И «чем мы являемся» не очень понятно — более ясно, «чем мы не являемся».

Подобный механизм негативной идентификации раскручивает спираль, запускает процесс, который побуждает политических лидеров и пропагандистов все сильнее отказываться от существовавших ранее исторических представлений, выстраивая свои нарративы, уходящие в сторону мифологизации. Общенациональный нарратив неизбежно сопряжен с определенной идеологизацией, но здесь этот процесс перерастает в построение мифов.

Другое дело, что наряду с новоявленными историческими канонами, государственными нарративами, которые нацелены на отталкивание от тех, с кем в прошлом было много общего, могут существовать и региональные нарративы. В случае с Татарстаном речь идет, видимо, именно об этом явлении. Задача государственной идеологической политики — вписать региональный нарратив в состав общегосударственного.

Если взвесить все за и против, по-вашему, справедливо ли считать 11 ноября, день окончания Стояния на Угре, этаким Днем независимости Руси? Нужен ли такой праздник? Чем он лучше или хуже Дня независимости, который празднуется 12 июня?

Если честно, положа руку на сердце, я не очень понимаю, что мы празднуем 12 июня. Независимость от кого? Независимость от самих себя? Мне смысл этого праздника не очень понятен, и я подозреваю, что он не очень понятен большинству российских граждан.

Пожалуй…

Что касается даты завершения Стояния на реке Угре — эта дата важная, славная, но у меня возникают сомнения: не придем ли мы к девальвации понятий «праздник» и «памятная дата». Памятных дат у нас в истории много. Не нужно их девальвировать, надо найти какую-то форму выражения уважения к каждой из этих дат.

Обратимся к истории. Как я уже говорил, Куликовская битва, на мой взгляд, имела огромное, переломное значение, поскольку в то время вопрос о противостоянии Руси с Ордой еще не был решен. Это момент, когда история могла быть обращена вспять. Этого не произошло, в чем и заключается значение битвы.

Мы празднуем 9 мая, великий День Победы. Но ведь важнейшие вехи войны — это и дни, связанные со Сталинградской битвой, дата начала наступления советских войск, дата завершения сражения. Битва была событием колоссального, я не побоюсь этого слова, всемирного масштаба: это первое стратегическое поражение вермахта, который был практически непобедим.

В истории нашей страны есть 1812 год, борьба против Наполеона. Вспомним, кем был Наполеон — властителем всей Европы. Победа над ним также имела очень большое значение. Наполеон, возможно, не уничтожил бы Россию, как это хотел сделать Гитлер, но все-таки нанес бы ей очень тяжелый удар.

То же самое — Ледовое побоище. В исторической перспективе борьба за возможность сохранить позиции для выхода к Балтийскому морю — это очень важный момент. Таких дат очень много, и каждая из них должна быть ценностью. Но если они будут отмечаться «через запятую», подряд, то их значение может девальвироваться. То событие, о котором мы говорим, — завершение Стояния на реке Угре — безусловно, очень значимое, но, как мне кажется, есть определенная опасность, связанная с возможной девальвацией важности этой и других дат.

Татары и русские — братья навек

Комсомольская правда

ЗвездыКультураНаука: Клуб любознательных

25 октября 2001 1:00

Никакого татаро-монгольского ига не было — утверждают историки

Недавно группа татарских общественных деятелей обратилась к Президенту России Владимиру Путину с требованием отменить празднование годовщины Куликовской битвы — чтобы не сеять национальную рознь между русскими и татарами. Мол, на самом деле на Куликовом поле татары стояли плечом к плечу с русскими. История действительно темная. Если не монголо-татары, то тогда что за варварская сила одолела наш гордый и славный народ в середине XIII века и держала в узде вплоть до конца XV? В последнее время история монголо-татарского ига обрела совершенно неожиданные трактовки. Версия математиков А. ФОМЕНКО и Г. НОСОВСКОГО: Монголы — это наши казаки — На территории современной Монголии не найдено ни одной древней летописи, в которой рассказывалось бы о походе монгольского хана Батыя в далекую западную страну Русь. Ключ к разгадке русской истории состоит в том, что средневековая Монголия и Русь — одно и то же. Средневековая Монголия — многонациональное государство, раскинувшееся на территории, примерно совпадающей с Российской империей начала XX века. Это государство иноземцы не завоевывали. Оно было изначально заселено народами, исконно живущими на своей земле (русскими, татарами и др.). Известно, что Монголией называли Русь иностранцы.

Так называемое «татаро-монгольское иго» — просто специфический период в истории нашего государства. Это время, когда все население страны было разделено на две части. Одна из них — мирное население, управляемое князьями. Другая часть — постоянное регулярное войско, Орда под управлением военачальников. Ордой называлось просто регулярное русское войско. То есть в государстве этого периода действовали рука об руку две администрации: военная — в Орде и гражданская — на местах. Казачьи войска являлись регулярными войсками русского государства того периода. Другими словами, Орда с самого начала была русской. В состав Русского государства входили, как и сейчас, татары (а также мордва, чуваши и т. д.). Однако противопоставления татар и русских, изображение одних как завоевателей, а других — как побежденных — это «изобретение» историков XVII — XVIII веков. А «монголо-татарское иго» — есть просто период военного управления в Русском государстве, когда верховным правителем являлся полководец-хан (царь), а в городах сидели гражданские князья, которые обязаны были собирать дань в пользу этого русского войска на его содержание.
Так называемые татарские набеги были просто карательными экспедициями в те княжества, которые отказывались платить дань (знаменитые десятины). Вообще стоит отметить, что Батый — это, вероятно, слегка искаженное слово «батя» = отец. У казаков до сих пор их предводителя зовут «батькой». В 1613 году произошел резкий перелом русской истории — на престол взошла «западническая» династия Романовых — Захарьиных — Юрьевых. При Романовых — Захарьиных — Юрьевых была изгнана казачья Орда из пределов Московского государства. Остатки неподчинившихся войск древней империи — Орды были оттеснены от центра Московского княжества. Победа над Степаном Разиным — это окончательная победа над Ордой. После нее в официальном летописании разгромленная Орда была превращена в сознании потомков в «захватчиков». При этом ее «отодвинули» на далекий и загадочный восток.
Из досье «КП»
Анатолий Фоменко — академик РАН, зав. кафедрой дифференциальной геометрии и приложений МГУ.
Глеб Носовский — старший научный сотрудник механико-математического факультета МГУ. Авторы 18 книг. Создатели нового научного направления — реконструкции исторической хронологии Древнего мира и Средневековья. ЦИТАТЫ Николай Карамзин: — Нашествие Батыя ниспровергло Россию. Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу. Нам было не до просвещения! Время от Василия Ярославовича до Иоанна Калиты — период самый несчастнейший для России. Карл Маркс: — Душа русского народа подавлена, растлена и иссушена монгольским игом. Версия публициста С. БАЙМУХАМЕТОВА: Русь защищали ордынские конники — Говорить об иге — значит клеветать на русский народ. Это что же получается: триста лет терпели и не сопротивлялись. Ни до Куликова поля, ни после него Русь не делала даже попытки «освободиться от ига». В таком случае или ига не было, или русские люди были жалкими созданиями. О жалкости русских людей говорить не приходится. Не знаю про другие народы, но русские за всю свою историю не проиграли ни одной большой войны.
Проигрывали сражения, военные кампании, но войны — ни одной. И если бы они начали против Орды затяжную войну (тем более национально-освободительную!), результат ее был бы очевиден. Но войны не было… Значит… Значит… ига не было? А были другие, куда более сложные отношения, которые наши историографы упростили до непримиримого противостояния. Главный конфликт той эпохи — наступление католической церкви на Русь, крестовые походы. Русь спаслась союзом с Ордой, которой Запад боялся как огня. Псков и Новгород защищали от крестоносцев ордынские конники! Русь совместно с Золотой Ордой воевала против Запада, а не прикрывала Запад от Орды. Этот миф, внушенный всем, в том числе и таким разным людям, как Александр Пушкин и Фридрих Энгельс, до сих пор гуляет по страницам учебников. Из досье «КП» Сергей Баймухаметов, публицист. Его работы, посвященные истории средневековья (опубликованы в популярных российских журналах), вызвали живой читательский отклик.
Версия историков Д. КАЛЮЖНОГО и С. ВАЛЯНСКОГО: Тартаровцы — это западные крестоносцы
— Есть очевидный постулат: если одно государство завоевывает у другого огромные территории, причем быстро, буквально за два года, значит, оно должно быть богаче его, могущественнее в военном, научно-техническом отношении, иметь более высокую культуру и прочее, и прочее. На самом деле монголы, точнее, те, кого мы называем монголами — калмыки, буряты, жители степей Гоби, — в XIII веке разводили овец, лошадей, верблюдов и ослов. И, представьте, вдруг ни с того ни с сего они собираются на свое кружало — курултай и решают — бросим ремесло и идем войском (не имея географических карт!) — куда бы вы думали? — на Пекин, Бухару, Хиву, Багдад, Кавказ, на Русь. Они ведь, если верить летописям, не только Русь захватили, но и полмира фактически, в том числе и Европу. А там, в Европе, в это время развитая промышленность и сельское хозяйство, многовековая практика железоделания. Сотни тысяч закованных в сталь рыцарей. Что могли противопоставить им кочевые племена? Но именно монголам приписали завоевание Руси.
.. Это просто звуковая галлюцинация. Моголы в переводе с греческого великие. Великие моголы. Тогда такое название могли дать одному из орденов крестоносцев. Точно такое же звуковое тождество между Золотой Ордой и орденом Золотого Креста. XIII век — это век крестовых походов против православия. Крестоносцы, которые шли усмирять непокорных, и стали теми тартаровцами, адскими людьми, которые спустя столетия вдруг превратились в монголо-татар. Из досье «КП» Дмитрий Калюжный и Сергей Валянский — разработчики концепции нетрадиционной истории мира и России, авторы 11 книг, в том числе «Другая история Руси» и «Другая история средневековья», вышедших в этом году.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Согласитесь, версии — одна экзотичнее другой. Причем авторы основывают их на весьма доказательной документальной базе (ее мы приводить не стали в силу ограниченности газетной площади). Знаменитый историк покойный Лев Гумилев тоже с большим сомнением относился к официальной версии монголо-татарского нашествия: «Теория о монголо-татарском иге на Руси была создана лишь в XVIII веке иностранцами (Байром, Миллером, Шлецером) в ответ на определенный «социальный заказ» под влиянием идей о якобы «рабском происхождении русских». Он считает, что Русь и Орда были двумя государствами, которые существовали в одно и то же время как равноправные империи. И время от времени то одна, то другая стороны брали верх. Тут, кстати, и пригодилась Гумилеву его теория пассионарности, в соответствии с которой в истории действуют циклические периоды расцвета одних наций и упадка других. Мы не оспариваем научность официальной и альтернативных версий. Но хотели бы обозначить: есть и другое прочтение истории. Если вас заинтересовали эти версии, звоните сегодня, 25 октября, с 12.00 до 13.00, по телефону (095) 257-51-71, а также присылайте сообщения по электронной почте [email protected] или в чате на нашем сайте.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

ma-cortes’s Review of The Rising Hawk

«Восходящий ястреб: Битва за Карпаты» основан на фактах, поскольку Монгольская империя выросла до самой большой из когда-либо известных миру. Его армии теперь осадили большую часть Восточной Европы. Небольшой поселок борется за свободу в приграничном ландшафте Карпатских гор. В 13 веке Захар Беркут (Роберт Патрик) и его жена Рада (Элисон Дуди) возглавляют группу горцев в Карпатах. К сожалению, их спокойному существованию вскоре угрожает Бурунда-хан, могущественный монгольский полководец, который ведет свои огромные армии на запад в поисках новых земель для завоевания. Вынужденные защищать свою деревню, Захар и Рада посылают своих сыновей, Ивана (Рокки Майерс) и Максима (Алекс МакНиколл), просить помощи у Тугара Волка (Томми Флэнаган), богатого боярина, недавно прибывшего от Кинга. После того, как его волевая дочь Мирослава (Поппи Дрейтон) и Максим вместе переживают опасную встречу, Тугар Волк клянется защищать жителей деревни от монголов. Семья, свобода, наследие!.

Историко-эпический фильм с большим бюджетом и сотней массовки и прочего с помощью компьютерного генератора. В картине есть борьба, эпические события, история и очень интересное. Есть и прекрасный роман, в начале между Мирославой и Максимом вспыхивает взаимное влечение, впоследствии вырисовывается чувствительная история любви. Постановка захватывает дух, бои грамотно поставлены, бои невероятны и впечатляющи. Сценарии со скалами, горами и наводнением ошеломляют и завораживают. Красочная и запоминающаяся кинематография, снятая на Закарпатье, в Киеве, Украина. Эту Украину/США хорошо сняли Джон Винн, Ахтем Сеитаблаев. Рейтинг: 6,5/10. Стоит посмотреть.

Фильм, развернутый в Карпатах, основан на исторических событиях, а именно: Монгольская империя вторглась и завоевала Киевскую Русь в 13 веке, разрушив многочисленные южные города, в том числе крупнейшие города Киев и Чернигов, с единственными крупными городами, избежавшими разрушения, были Новгород и Псков, расположенные на севере. Поход ознаменовался битвой на реке Калке в мае 1223 года, в результате которой монголы одержали победу над войсками нескольких русских княжеств. За этим последовало полномасштабное вторжение на Русь хана Батыя с 1237 по 1242 год. Вторжение было прекращено процессом монгольского престолонаследия после смерти Угедей-хана. Все русские княжества были вынуждены подчиниться монгольскому владычеству и стали вассалами Золотой Орды, некоторые из которых просуществовали до 1480 г. Нашествие, которому способствовало начало распада Киевской Руси в XIII в., имело глубокие последствия для история Восточной Европы, включая разделение восточнославянского народа на три отдельные нации: современные Россию, Украину и Беларусь, и возникновение Великого княжества Московского. Москва начала свою борьбу за независимость от монголов к 14 веку, положив конец так называемому «монгольскому игу» в 1480 году и в конечном итоге превратившись в Российское царство. В период раздробления Киевская Русь столкнулась с неожиданным вторжением иноземного врага из загадочных районов Дальнего Востока. «За грехи наши, — пишет русский летописец того времени, — пришли неведомые народы. Никто не знал ни их происхождения, ни откуда они пришли, ни какой религии исповедовали. Хотя это поражение оставило русские княжества на милость захватчикам, монгольские или татарские силы отступили и не появлялись в течение тринадцати лет, в течение которых князья Руси продолжали ссориться и сражаться, как прежде, пока не были поражены новой и гораздо более грозной силой вторжения. Около 40 000 конных лучников под командованием хана Батыя и Субутая переправились через Волгу и вторглись в Волжскую Булгарию в конце 1236 г. Им понадобился всего месяц, чтобы подавить сопротивление волжских булгар, половцев-кипчаков и аланов. до нашествия брат Юлиан из Венгрии путешествовал к восточной границе Руси и узнал о монгольском войске, которое ждало наступления зимы, чтобы перейти через замерзшие реки и болота. В письме папскому легату в Венгрии Юлиан описал встречу с монгольскими гонцами, задержанными Юрием II Владимиро-Суздальским на пути в Венгрию. Юрий II передал их письмо Юлиану. В середине 1238 г. хан Батый опустошил Крым и усмирил Мордовию. Зимой 1239 г., он разграбил Чернигов и Переяслав. После многодневной осады в декабре 1240 года орда взяла Киев штурмом. Несмотря на сопротивление Даниила Галицкого, Батый-хану удалось взять два своих главных города — Галич и Владимир. Затем монгольские татары решили «достичь последнего моря», где они не могли двигаться дальше, и вторглись в Венгрию (при Бату-хане) и Польшу. Бату-хан захватил Пешт, а затем на Рождество 1241 года Эстергом. Бывшие русские княжества вошли в состав удела Джучи, которым правил Батый. Батый разместил полукочевую столицу, называемую Сарай или Сарай Бату, в низовьях Волги. Удел Джучидов стал известен как Золотая Орда. В течение следующих трехсот лет все русские государства, включая Новгород, Смоленск, Галич и Псков, подчинялись монгольскому правлению. После того, как монгольский и тюрко-монгольский сюзеренитет был побежден, этот период правления Золотой Орды обычно отрицательно именуется в российской историографии монгольским или татарским «игом». Золотоордынские татары учредили перепись, налоги и дани с завоеванных земель, которые обычно собирались местными князьями и привозились в Сарай. В 14 и 15 веках, с возникновением татарских ханств, значительные набеги рабов на славянское население приобрели с целью торговли рабами с Османской империей. Набеги были катастрофическими как для Московии, так и для Великого княжества Литовского, и они в значительной степени препятствовали заселению «Диких полей», степей, простирающихся примерно на 100 миль к югу от Москвы до Черного моря, и способствовали развитию казаков.

1 из 1 считает это полезным. Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка

Российские пропагандисты оправдывают агрессивную политику борьбой с «западным игом»

Президент России Владимир Путин и председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина (Источник: Алексей Никольский\ТАСС через Getty Images)

Официальное признание Кремлем так называемых Донецкой и Луганской «народных республик» (ДНР, ЛНР) в понедельник, 22 февраля, еще больше обострило противостояние между Россией и Западом. Словно готовясь к такому сценарию, российские идеологи и пропагандисты недавно выдвинули новое обоснование необходимости такого глобального противостояния. В последние недели распространился миф о том, что Россия каким-то образом находится под «игом» США, сравнимым с монголо-татарским игом 13 -й век стал популярной пропагандистской конструкцией. Согласно этой концепции, без «победы» над Западом и свержения «ига» страна не может двигаться вперед (YouTube, 2 февраля).

Пропагандисты утверждают, что это иго обретает форму в обязанности России «платить дань» в виде денег, которые российская элита вывозит за границу, грабя страну. С последней частью утверждения трудно поспорить, с той лишь оговоркой, что ключевые посты в российской элите занимают бывшие сотрудники советских спецслужб (9).0020 силовиков ), а вовсе не «ставленниками Запада». Согласно отчету, подготовленному журналистами пять лет назад, бывшие сотрудники КГБ не только занимают ключевые посты в федеральном правительстве (вплоть до, конечно, президента), но и возглавляют многие региональные губернаторские управления (Сurrenttime. tv, 16 марта 2017 г.) .

Как отмечает украинский политический обозреватель Виталий Портников, бывшие советские силовики активно сотрудничали с организованной преступностью, начиная с 1980-х и 1999 годов.0s, став частью криминального мира. Именно они, а не молодые реформисты, организовали грабеж России без какого-либо вмешательства со стороны Запада (Главред.инфо, 15 декабря 2015 г.). Более того, как отмечают западные исследователи, отмывание российских денег через европейские и североамериканские банки нанесло ущерб прежде всего самому Западу, развратив его (ВВС — Русская служба, 10 июня 2020 г.). Однако фальшь о «грабеже страны» богатыми русскими как форме подчинения «западному игу» попала на благодатную почву среди широкой российской общественности: нарратив резонировал со стойким недоверием к Западу и привычкой отечественных СМИ и политиков обвинения внешних сил во внутренних проблемах России (Ridl.io, 12 января 2022 г.).

Еще одним элементом «ярма», по мнению пропагандистов, является Центральный банк России (ЦБ РФ), который в настоящее время дезинформационный нарратив обвиняет в том, что он является прямым инструментом Запада, призванным замедлить развитие страны ( YouTube, 10 февраля). Среди претензий к финансовому учреждению, которые приводят прокремлевские эксперты, — его политика хранения стоимости золота и иностранной валюты страны в долларах и евро, хранение активов в странах, наложивших санкции на Россию, ограничение кредитных ресурсов для большинства филиалов и не предоставление кредита для финансирования дефицита российского бюджета (Telegra.ph, 3 февраля). Без окончательной и тотальной победы над Западом в нынешнем противостоянии изменить политику ЦБ будет невозможно, заключает повествование.

Российский экономист Владислав Иноземцев согласен с тем, что критические замечания, высказанные о Банке России, в некоторой степени правильны в отношении денежно-кредитной политики. В отличие от многих других центральных банков, ЦБ не имеет опыта обеспечения оптимальной денежной массы и пытается бороться с инфляцией только за счет повышения процентных ставок (среди центральных банков G20 он один из немногих, кто держит ключевую ставку выше официальных показателей инфляции). ЦБ не проводит проактивной политики и не проводит экспериментов по количественному смягчению: золотовалютные резервы составляют 81,2% его баланса по сравнению с лишь 3,4% у ФРС США (интервью автора, 15 февраля 2022 г.; Cbr.ru). , 13 июля 2021 г.).

Но эксперт подчеркнул, что все это не имеет никакого отношения к иностранному влиянию: руководство ЦБ просто слишком осторожничает с увеличением денежной массы, поскольку считает, что это дестабилизирует курс рубля и будет способствовать инфляции. «Если ЦБР считать «несуверенным» учреждением, я бы сказал, что его позиции угрожают не США или Европейский союз, а Китай», — заявил Иноземцев. Эксперт напомнил, что хотя китайский юань в настоящее время составляет менее 2,5% мировых валютных резервов, его доля в резервах ЦБ РФ превышает 13%, что делает его держателем ошеломляющих 30% всей китайской валюты, находящейся на балансе. всеми центральными банками мира (Cbr.ru, 30 января). Так что, если политика ЦБ и отражает зависимость России от зарубежных стран, то скорее от Китая, чем от США, резюмировал экономист (интервью автора, 15 февраля). Похожую тенденцию отмечали и другие наблюдатели в прошлом году, указывая на то, что Банк России увеличил доли золота и китайского юаня в своих активах в 2020 г. (Банки.ру, 2 июля 2021 г.).

Третьим элементом «ига», согласно нарративу российской пропаганды, являются «системные либералы». Это звено соответствует растущему впечатлению, что «силовиков башня » (то есть Кремль) пытается использовать свое противостояние с Западом для уничтожения внутренних противников среди «непатриотичных» олигархов и бывших силовиков. В этом отношении весьма показательны нападки на генерал-полковника в отставке Леонида Ивашова, который написал воззвание против вторжения в Украину и призвал президента Владимира Путина уйти в отставку (см. EDM, 8 февраля). Депутат Государственной Думы (нижней палаты российского парламента) Евгений Федоров, например, почти сразу же назвал отставного генерала предателем (YouTube, 9 февраля). Другие радикальные СМИ пошли еще дальше, обвинив Ивашова в том, что он лжец, провокатор (Завтра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *