Учение Аристотеля о душе — Русская историческая библиотека
читайте также статьи Философия Аристотеля — кратко, Аристотель – биография, Аристотель – краткая биография, Труды Аристотеля, Ликей Аристотеля
Рассматривая живые существа, Аристотель и к ним подходит с точки зрения соотношения материи и формы. Если форма везде играет роль движущего начала, то душа, естественно, оказывается формой, а тело – «материей» органического существа. Более точно Аристотель определил душу как «первую энтелехию органического тела» (О душе, II, 1, 412 b), т. е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы.
Аристотель. Иллюстрированная биография
Соответственно своим функциям, душа делится на три рода. Функции питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души – она принадлежит только человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых – могут.
Мало занимаясь растениями, Аристотель гораздо больше пишет о животных. Тело животного, считает он, составлено из мелких частиц – гомеомерий (отличие их от атомов Демокрита в том, что гомеомерии могут бесконечно делиться). Особое значение имеют массы «мяса», выступающие, по Аристотелю, в качестве носителей ощущений, – нервы были ему еще неизвестны. Непосредственным носителем жизни – «души» – является «пневма», источник жизненной теплоты, тело, родственное эфиру и переходящее в тело ребенка из отцовского семени. Орган – носитель пневмы есть сердце, в котором из питательных веществ, доставляемых через жилы, вываривается кровь. Важное место в учении о животных занимает их классификация, описание развития эмбриона, различных способов зарождения животных, включая самозарождения, и прочее.
Человек, занимающий высшее место в природе, согласно Аристотелю, отличается от других животных наличием разума (разумной души). И структура его души, и строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии «жизненной теплоты» и т. д. Познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. По мнению Аристотеля, ощущение или восприятие – это изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего. Воспринимается только форма предмета, а не его материя, так на воске воспроизводится отпечаток формы перстня, тогда как воск остается воском, а перстень – перстнем. Отдельное чувство воспринимает только единичное, и всякое такое восприятие истинно. Общие же качества, считает Аристотель, воспринимаются уже не отдельным чувством, но всеми ими. «Общее чувство», возникающее в результате их взаимодействия, уже не простая сумма единичных восприятий, а особым образом организованное душевное действие, с помощью которого можно сравнивать и различать отдельные восприятия, соотносить восприятия и их предметы, осознавать отношение восприятия к субъекту, т. е. к нам самим. Общее чувство позволяет выявить единство и множество, величину, форму и время, покой и движение предметов. Оно может быть истинно или ложно.
Аристотель, голова статуи работы Лисиппа
Восприятие души непосредственно. Но если вызвавшее его движение в органе чувства сохраняется дольше, чем само восприятие, и вызывает повторение чувственного образа в отсутствие предмета, то мы имеем акт воображения (фантазии). Если воображаемое признается копией прежнего восприятия, то перед нами воспоминание. К функциям животной (чувствующей) души, по Аристотелю, относятся также сон, удовольствие и неудовольствие, желание и отвращение и т. д. Разумная душа добавляет к ним разум или мышление (noys). Способность к мышлению предшествует при этом реальному мышлению. Отсюда образ ума как «пустой доски», на которой мышление записывает результаты своей деятельности. Аристотель считает, что мышление всегда сопровождается чувственными образами, и потому в разуме выделяются две стороны: деятельный разум, или творческое начало ума, все творящее, и ум, воспринимающий и страдающий, который может стать всем (см. : О душе, III, 5, 430 а). Деятельный ум уподобляется свету, который «делает действительными цвета, существующие в возможности» (там же). Иными словами, воспринимающий ум – «материя», деятельный – «форма»; воспринимающий – «возможность», а деятельный – «действительность», энтелехия.
Отсюда вытекает одна существенная неясность относительно посмертной судьбы души. Аристотель считает, что растительная и животная (питающая и ощущающая) души безусловно смертны, распадаясь вместе с телом. Видимо, возникает вместе с телом и вместе с ним гибнет и воспринимающий разум. А вот творческий разум божествен и потому вечен. Но означает ли это индивидуальное бессмертие души? Если у Платона уже пробивается мысль об индивидуальном бессмертии, то ответ Аристотеля совершенно неясен. Высшая часть не может существовать без низших, значит, творческий разум не может существовать без растительного и животного начал души и без воспринимающего разума. И тем не менее мы встречаем в труде Аристотеля «О душе» следующее утверждение: «ничто не мешает чтобы некоторые части души были отделимы от тела» (там же, II, 1, 413 а). И еще более определенно: «способность ощущения невозможна без тела, ум же существует отдельно от него» (там же, III, 4, 429 b). Иначе говоря, творческий ум, будучи энтелехией в отношении воспринимающего, не есть энтелехия тела, а значит, может отдельно от тела существовать.
Неразвитость и противоречивость учения Аристотеля в творческом уме послужила основой для многочисленных и неоднозначных толкований. Лишь в одном аспекте его смысл, пожалуй, ясен. Из существования вечного и божественного творческого ума Аристотель выводит само божество или божественный ум. Рассуждая об отношении души к ее объектам, Аристотель писал: «В душе чувственно воспринимающая и познавательная способности потенциально являются этими объектами, – как чувственно познаваемыми, так и умопостигаемыми; [душа] должна быть или этими предметами, или формами их. Но самые предметы отпадают, – ведь камень в душе не находится, а [только] форма его. Таким образом, душа представляет собою словно руку. Ведь рука есть орудие орудий, а ум – форма форм, ощущение же – форма чувственно воспринимаемых качеств» (О душе, III, 8, 431 b). Из приведенного положения следует, что творческий ум, предметом и содержанием которого являются формы и только формы, не только свободен и независим от реальных предметов, но логически первичен по отношению к ним. Он «творит» вещи, мысля их.
Понятие души у Аристотеля | античная философия
Опубликовано Гость в Пт, 22/06/2012 — 00:42
Аристотель разрабатывал психологию в связи с физикой, ведь для него душа представляет принцип движения одушевленных существ.
Психология как учение о душе и соотношении души и тела следует за физикой и предваряет биологию как учение о конкретных формах живого. Душа мыслится Аристотелем в ее связи с телом. Основное определение души говорит, что «душа есть первая осуществленность тела природного, наделенного органами и имеющего жизнь в возможности». Поскольку душа — это осуществленность, то тело является возможностью души. Также душа — это форма и сущность тела, а тело — материя души. Тело есть нечто развивающееся и изменяющееся, душа — начало и цель этого изменения. Каждый телесный орган существует ради какой- то деятельности, а все тело — ради души. Аристотель говорит об определенной иерархии душ. Ниже всего стоит растительная душа, которой свойственно лишь питание и размножение. У животного также появляются ощущение, стремление и движение в пространстве. Животным в отличие от растений также присущ определенный центр всех его психических способностей, таким центром Аристотель считал сердце, центр ощущений.
Ощущение есть, по Аристотелю, нечто иное, как актуализация потенциально находящихся в объектах свойств и качеств. За ощущением следует воображение, являющееся неким слабым ощущением, которое может быть истинным и ложным. Затем идут память, определяемая как некая остановка воспринятого чувствами, и припоминание, отличное от памяти фактором сознательного усилия. В человеческой душе есть все, что свойственно растительной и животной душе.
Однако в придачу имеется и рассудительная часть, которая делится на созерцающий ум и рассчитывающий рассудок.
Бессмертие и самостоятельное существование присуще только первому. Таким образом, получается достаточно парадоксальная ситуация. Высшая часть человека есть уже не человек, но нечто божественное, приходящее в него извне, т. е. человек является собственно человеком благодаря тому, что уже не есть человек. Не очень ясным остается у Аристотеля и соотношение активного и пассивного ума и их природа, что в эпоху арабского и латинского Средневековья стало предметом активного обсуждения среди философов.
История философии: Учебник для вузов
Что означает миф о Пещере Платона? (41,589)
Основные идеи Аристотеля (35,353)
Основные признаки научного знания (31,488)
Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический (23,685)
Основные черты философии К. Маркса и Ф. Энгельса (20,391)
Метафизический материализм (17,647)
Материальные и духовные ценности в жизни общества (16,739)
Аристотель: тело и душа
Предыдущий Индекс СледующийАристотель: тело и душа
По Аристотелю, живое существо есть субстанция.- Тело = материя
Душа = форма

Аристотель считал, что душа есть форма тела. Душа — это просто совокупность действий человека.
Аристотель считал, что существует иерархия живых существ, растения имеют только вегетативную душу, животные выше растений, потому что у них есть аппетит, люди выше животных, потому что обладают силой разума.
Аристотель пытается объяснить свое понимание различия между телом и душой, используя аналогию с топором. Если бы топор был живым существом, его корпус был бы сделан из дерева и металла. Однако его душа была бы тем, что делало его топором, то есть его способностью рубить. Если бы он потерял способность рубить, он перестал бы быть топором, он был бы просто деревом и металлом.
Другой иллюстрацией, которую он использует, является глаз. Если бы глаз был животным, зрение должно было бы быть его душой. Когда глаз больше не видит, тогда это глаз только по названию.
Точно так же мертвое животное является животным только по названию, только у него то же тело, но оно потеряло свою душу.
Для Аристотеля важна конечная цель того, что рубит топор, видит глаз, оживляется животное и т. д. Это то, что подразумевается под телеологией от греческого слова «телео», означающего «конец».
Для Аристотеля тело и душа — не два отдельных элемента, а одно целое. Тело и душа не являются, как хотел бы Платон, двумя отдельными сущностями, а являются разными частями или аспектами одного и того же.
Аристотель не допускает возможности бессмертия души. Душа — это просто Форма тела и не может существовать без тела. Душа – это то, что делает человека человеком, а не просто куском мяса! Без тела душа не может существовать. Душа умирает вместе с телом.
Аристотель, по-видимому, делает одну исключительную причину (nous). Однако ему не ясно, как эта причина переживает смерть и является ли она личной.
Критика Аристотеля
Аристотель отвергает Царства Платона, говоря, что для них нет четких доказательств. Вместо этого он обращается к нашим чувствам, утверждая, что именно через них мы познаем реальность.
Нет четких доказательств того, что все имеет конечную причину. Некоторые философы отрицают, что у Вселенной есть какая-то цель. Такие философы заявляют, что у Вселенной нет другой внутренней цели, кроме существования.
Понятие Неподвижного Двигателя, или Перводвигателя, зависит от аргумента, согласно которому все должно иметь причину. Затем аргумент противоречит сам себе, утверждая, что Бог делает именно то, что, по его утверждению, невозможно.
Аристотель не объясняет адекватно, как Бог как мыслящая сила может быть ответственным за возникновение движения. С одной стороны, он подчеркивает, что реальное знание существует с чувствами, но концепция чего-то, что движется только посредством мысли, не является тем, что испытывает большинство из нас.
Влияние Аристотеля на христианскую мысль
Философия Аристотеля нашла новый интерес в трудах Фомы Аквинского в тринадцатом веке.
- Бог вечен, вне пространства и времени, неизменен
- У Вселенной есть цель
- Бог есть конечная причина неподвижный двигатель христианский космологический аргумент в пользу существования Бога
- Телеология Аристотеля поддерживает естественный закон Аквинского
Предыдущий Индекс Следующий
Аристотель о душе: вегетативной, чувствительной и интеллектуальной
Аристотель рассматривал природу души в своем классическом труде под названием Perí psychés (О душе), или De anima в латинском переводе. В этом труде, состоящем из трех книг, Аристотель обсуждает теории о душе, разработанные его предшественниками, указывая на их ошибки и успехи; а затем он представляет свою собственную концепцию души.
Чтобы понять, что такое душа для Аристотеля, необходимо также понять некоторые фундаментальные понятия его метафизики, как мы увидим в ходе этой статьи.
Что такое душа по Аристотелю?
Согласно Аристотелю, душа — это субстанция как форма природного тела, обладающая жизнью в потенции . А как субстанция, в смысле формы, душа есть действие (энтелехия, по-гречески) живого тела.
Это первое определение души, данное им в начале Книги II из Де анима . Мы проанализируем это определение далее.
Подробнее: Что такое действие и потенция по Аристотелю? Определение и примеры.
Тело и душа у Аристотеля
Для того чтобы понять приведенное выше определение души, нам необходимо резюмировать некоторые метафизические понятия, подразумеваемые в нем, особенно теорию хилеморфизма.
Согласно аристотелевской метафизике, одним из родов бытия является субстанция.
Но что такое субстанция?
Субстанция может пониматься в трех смыслах:
- материя : что-то не определенное;
- форма : чем что-то определяется;
- состоит из материи и формы ;
Поскольку материя не является чем-то определенным, она чистая потенция ; форма, с другой стороны, действие . Сложная субстанция означает союз материи и формы.
Природные тела являются составными веществами. Когда Аристотель говорит о теле, он прежде всего не имеет в виду человеческое тело или тело любого живого существа. Тело здесь понимается в общем и может означать как живые, так и неживые тела. Как говорит Аристотель:
К веществам по общему согласию относятся тела и особенно природные тела; ибо они являются принципами всех других тел. Из природных тел в одних есть жизнь, в других нет; под жизнью мы подразумеваем самопитание и рост (с соответствующим ему угасанием). Отсюда следует, что каждое природное тело, в котором есть жизнь, является субстанцией в смысле соединения.
( De anima , Книга II, 412а 11).
Некоторые природные тела имеют жизнь, например животные, другие не имеют жизни, например, камень. В чем принципиальная разница между ними?
То, что делает тело живым, это именно душа . Душа есть начало (причина) жизни, и в этом существенное отличие живого существа от неживого.
Тело (материя) имеет жизнь только в потенции, но именно душа выступает в качестве первоначала (акта), актуализирующего эту потенцию тела.
Аристотель также говорит о тройственности и функциях души.
Тройственность души
Аристотелевская психология охватывает три царства жизни: растения, животные и человек.
Следовательно, по Аристотелю существует 3 типа души с разными функциями.
- растительная душа : принцип жизни растений и животных;
- чувствительная душа : принцип движения и чувствительность у животных;
- интеллектуальная душа : посредством чего человек обладает движением, чувствительностью и интеллектом;
Давайте подробно рассмотрим функцию каждого типа души.
а) Растительная душа
Растительная душа, также называемая питательной душой, отвечает за самые элементарные функции жизни , такие как:
- питание;
- рост;
- репродукция;
Растения — это живые существа, выполняющие только эти функции. Они рождаются, питаются, размножаются и умирают. Следовательно, растения являются прекрасными примерами живых существ, обладающих растительной душой. Однако вегетативная душа присуща не только растениям .
Очевидно, животные тоже рождаются, растут и размножаются, то есть у них тоже есть растительная душа.
Однако у животных есть и другие очень специфические функции, такие как способность передвигаться и чувствовать , функции, которые находятся за пределами вегетативной души.
б) Чувствительная душа
Аристотель указывает в своих размышлениях о душе, что есть еще одна характеристика, присущая живым существам:
- чувственное восприятие;
- аппетит;
- движение;
Сенсорное восприятие относится к пяти чувствам; не все животные обладают всеми чувствами, но все они обладают самым необходимым, которым, по мнению греческого философа, является осязание.
А если у животных есть восприятие, то у них есть и аппетит (желание, импульс, воля), потому что способность чувствовать предполагает ощущение приятного и болезненного . Например, когда животное воспринимает пищу, возникает желание утолить голод.
Из аппетита вытекает движение. Благодаря ощущениям животное улавливает то, что желательно и доставляет удовольствие, и движется к достижению этого. Таким образом, движение и желание тесно связаны.
в) Душа разумная
Душа разумная отвечает за интеллектуальные операции. Именно благодаря ему человек есть разумное существо, способное мыслить и понимать .
Человек — единственный вид, обладающий функциями вегетативной (питание, рост и т. д.), чувствительной (восприятие, желание, движение) и интеллектуальной души.
Это не значит, что человек обладает тремя душами вместе. На самом деле разумная душа, будучи высшей по природе, выполняет функции других видов душ .
То же относится и к животным, которые, обладая чувствительной душой, выполняют функции вегетативной души.
Следовательно, в аристотелевской теории души существует «иерархия», где наверху стоит разумная душа.
Заключение
Душа была предметом многих философских размышлений, прежде чем она стала объектом научной психологии. Философы разработали то, что стало известно как рациональная психология, целью которой было рационально ответить на такие вопросы, как происхождение, функции и предназначение души.
Читая его труды, понимаешь, что Аристотель обладал невероятным научным духом, поэтому он считается отцом многих наук: физики, биологии, психологии и т.д.
Целью «аристотелевской психологии» было исследование жизни и его наиболее частные проявления и сгруппировать их в хорошо структурированную философскую систему.
Понятие души для Аристотеля не является типом духа, который обитает в теле или командует им. Аристотель рассматривал душу просто как принцип, благодаря которому существо (тело) имеет жизнь. Следовательно, происходит отождествление души (psyche) и жизни (zoe) .
Процитировать эту работу
APA:
Виейра, С.