Плюсы и минусы реформ витте: Плюсы и минусы реформ Сергея Витте

Плюсы и минусы реформ Сергея Витте

К концу 19 века Россия отстает от западных стран. Причина проста. В державе нет денег, чтобы угнаться за соседями. Внутренняя экономика переживает период инфляции. Расплатиться можно двумя денежными единицами: серебряный рубль и кредитный билет (денежный рубль). Количество билетов увеличивается, а его стоимость назначает банк. Каждый год контроль бумажных денег требует все больше времени и сил. Это обесценило кредитный билет. За 1 серебряный рубль дают 1,5 бумажных, а количество вторых все еще растет. Российской империи нужны перемены, которые принес Сергей Юльевич Витте.

Выбор императора России

В 1892 году Александр 3 назначил Витте на должность министра финансов. Император Александр Александрович принимал тяжелое решение, ведь именно министр определяет всю экономическую политику страны. В борьбе участвовали двое. Витте – министр путей сообщения до 1892 года, пропагандист комплектного преобразования экономики страны, и Вячеслав Константинович фон Плеве – статс-секретарь по делам Финляндии, убежден в классическом пути развития. Решение принято в пользу реформ и преобразований экономики страны. Причин этому несколько:

  1. Отставание российской промышленности от западных стран.
  2. Нужда в укреплении позиций на рынке Ближнего, Дальнего и Среднего Востока.
  3. Высокая инфляция.
  4. Финансовая система страны неустойчива и требует модернизации.

Реформы пришлись на 1892-1903 гг. Витте 10 лет занимался индустриализацией царской России. И они не прошли даром. Произошел экономический прыжок, который вывел страну на 1 место в мире по темпам промышленного роста. Сегодня используется термин

«золотое десятилетие» русской промышленности, когда нужно описать время конца 19 столетия. Так что сделал Сергей Юльевич Витте?

Реформы

Экономические показатели, идеи и решения конца 19 века историки сравнивают с периодом сталинских пятилеток. Суть пятилеток была позаимствована в реформах Витте. Но разница была. Все предприятия оставались у государства. Министр финансов в 19 веке принял следующие реформы:

  1. Винная. 1894 год – возвращается винная монополия. Теперь весь доход от операций с вином получает государство.
  2. Денежная. Принят новый закон. С 1897 года банкноты свободно обмениваются на золото. 1 монета равна 5 рублям.
  3. Налоговая. Повышены косвенные налоги и отменена круговая порука. За окном 1890 год. Ходят слухи о введении через год подоходного налога, но это нецелесообразно.
  4. Таможенная. Государство заботится об отечественных производителях. Ограничения на ввоз иностранной продукции принят в 1891 году.
  5. Аграрная. В 1902 году открыто особое совещание о нуждах сельского хозяйства. Глава здесь Сергей Юльевич.

Витте сделал за 10 лет многое, но аграрную реформу называют провальной. Что-то в эти годы получилось, а что-то нет. Разберем последствия принятых решений.

Плюсы реформ

Преобразования Сергея Юльевича не любили все в стране. Главный критик решений министра финансов был Николай 2. Он называл его «республиканцем». Представители самодержавия представляли его, как человека выступавшего за антирусские позиции. Революционеры не любили Витте, ведь он поддерживал самодержавие.

Реформы были необходимостью. Его не любили, но плюсы деятельности видели все. В конце 19 начала 20 века отмечают:

  • Увеличение налоговых поступлений. Это произошло из-за повышения цен на косвенный налог. Общий приход увеличился на 50%.
  • Монополия государства на продажу спиртных напитков. Доход в казну Российской Империи от этой статьи составил 28% или 500 миллионов в год.
  • Золотое обеспечение рубля. Золотые слитки легко обменивались на бумажные деньги. Иностранные представители заинтересовались инвестированием денег в валюту страны.
  • Быстрое строительство железных дорог. 2,7 тысячи километров в год – показатель строительства дороги для поездов.
  • Новые отрасли производства. Россия вышла на 5 место по общему показателю производства.
  • Снятие ограничений на ввоз в Россию и вывоз иностранного капитала из России. Это привлекло новых инвесторов.
  • Увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Местные производители заручились поддержкой от государства. Создан потенциал внутри страны.
  • Совещание о реформировании деревни. Особый совет начал проводить реформы. Спустя несколько лет Столыпин Петр Аркадьевич продолжил его дело.

Все изменения были нужны стране, но есть и недостатки такой политики.

Минусы реформ

Задумки Витте придумывались и согласовывались в совершенной секретности. Финансовые преобразования в целом были положительны для отечественной промышленности, но были и недовольные. И вот почему:

  • Обесценивание труда крестьян. Золотой стандарт привел к падению цен на сельскохозяйственную продукцию.
  • Государственный долг. Увеличивались инвестирования иностранного капитала, что увеличило долговые обязательства перед ними.
  • Массовое спаивание населения. Сильно выросло производство алкоголя.
  • Зависимость от других стран. Деньги, приходившие в страну, сразу отправлялись на дело.
  • Поддержка самодержавия. Витте убежден, что лучше формы управления нет.
  • Стабильность в сельском хозяйстве. Оно осталось отсталым и полуфеодальным.

В стране усилились разногласия. Государство перестало понимать рабочий класс, а они не понимали правителя.

Итог

Тяжелая промышленность процветала. Все благодаря реформам, которые подарил Российской Империи министр финансов. Для такого колоссального скачка вверх пожертвовали легкой промышленностью. Еще одна из проблем заключалась в постройке предприятий в городах и черте города. Теперь пролетариат переезжает в промышленные районы. Идет переселение из деревни в город, а уже эти люди сыграли огромную роль в революции.

Решения Сергея Витте имели положительный или отрицательный характер? Сказать трудно. Для данного времени они необходимы. Реформы повысили авторитет России в глазах других стран и привлекли деньги из внешней экономики. Внутренняя политика министра финансов требовала доработок.

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Продолжение 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей |

Третий министр финансов — С. Ю. Витте

Во второй части урока речь пойдет о 90-х годах XIX века, когда на российском престоле сменился император. Александр III умрет и новым правителем России станет его сын, Николай II. При новом императоре продолжается деятельность выдающегося экономиста Сергея Юльевича Витте. Он пришел на пост министра финансов в 1892 году.

Рис. 1. С. Ю. Витте (Источник)

Он сразу же четко сформулировал принципы, по которым будет строить работу этого ведомства.

Направления деятельности Витте:

  1. Ужесточение налоговой политики. Государству нужны были крупные средства на проведение глобальных реформ и во многом это было достигнуто за счёт увеличения налогового гнета в стране. Также знаковым событием этого периода станет алкогольная монополия государства;
  2. Увеличение таможенных пошлин. Делалось это для того, чтобы сделать российские товары более дешёвыми и таким образом помочь русским предпринимателям в их деятельности;
  3. Проведение денежной реформы с целью стабилизации российской экономики;
  4. Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Витте активно занимал денежные средства у западных государств, например, у Франции, и пускал эти деньги на ускорение экономического развития государства. Александр III полностью одобрял и поддерживал начинания своего министра. После смерти императора в 1894 году, Витте продолжал действовать в том же русле.

Развитие промышленности и различных предприятий при министре финансов С.

Ю. Витте

90-е годы XIX века стали временем значительного подъёма отечественной промышленности. Весьма успешно развивался топливный сектор. Например, в Донецком угольном бассейне за время, что Витте руководил министерством финансов, количество металлургических предприятий выросло с 2 до 17. На Кавказе успешно развивалась нефтедобыча, там внедрялись новые технологии по добыче, обработке, хранению нефти и нефтепродуктов. Появлялись крупные отечественные фирмы: компания братьев Нобель в кратчайшие сроки смогла стать одной из крупнейших нефтяных компаний во всем мире.

Рис. 2. Очистительное отделение керосинового завода Нобелей в Баку, 1890 г. (Источник)

Успешно развивались и другие отрасли отечественной промышленности: вагоностроительная, паровозостроительная, цементная, резиновая и многие другие. Российские предприятия, выходившие в этот период на европейский рынок, пользовались огромным спросом. Причиной этого является то, что в России была дешёвая рабочая сила, дешёвые материалы и подобные новые компании, при сравнительно не большой затрате на их создание, давали очень быстро огромную прибыль.

Стали активно возникать самые разные предприятия. В то же время и государство занялось крупными строительством. Особенно успешно это сказывалось в сфере железнодорожного строительства. Витте являлся специалистом в данной области и именно ее стал активно развивать, придя к власти. Его усилиями государство начало скупать частные железные дороги, формируя в стране единую железнодорожную сеть. Строились при этом и новые дороги, причем скорость строительства была такова, что в год сдавалось до 3000 км железнодорожного полотна. Усилиями Витте начато грандиозное строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которая свяжет Центральную Россию и Дальний Восток.

Денежная реформа и развитие сельского хозяйства при С. Ю. Витте

В 1897 году была проведена денежная реформа, согласно которой в стране вводилось свободное обращение новой валюты — золотого рубля. Теперь можно было свободно менять в банках бумажные деньги на золото. Это стало важным фактором, укрепившим российскую экономику, потому что рубль стал более платежеспособной валютой, он стал символом укрепления российской экономики и позволил таким образом привлечь больше иностранных инвестиций в страну. Вкладывать деньги в стабильное государство гораздо выгоднее, чем в то, которое может в любой момент обрушиться. Иностранные займы позволили еще активнее форсировать развитие российской экономики, благодаря им были созданы новые проекты, строились новые предприятия, Россия продолжала развиваться и процветать.

Рис. 3. Государственный кредитный билет (Источник)

В то же время, на фоне успехов российской промышленности, дела в аграрном секторе оставляли желать лучшего. Россия ещё не пережила полностью последствия отмены крепостного права, российской деревне необходимо было успокоиться, свыкнуться с новым укладом жизни, поэтому ждать крупных преобразований или реформ в данной отрасли хозяйства было бы несколько нелогично.

В российской деревне использовали устаревшие орудия труда: деревянная борона, соха, практически не использовали удобрения для повышения плодородности почв, крестьяне не могли их себе позволить. Тем не менее, в отрасли сельского хозяйства были и успехи. Например, вводились новые посевные культуры, активно стали растить сахарную свеклу, лён и другие культуры.

Развивалось животноводство, в северных регионах страны стали очень успешно производить молочные продукты. В целом, несмотря на то, что темпы развития сельского хозяйства в России были самыми низкими, тем не менее, Россия была первой в мире по общему количеству производимой продукции.

Итог

Подводя итог, стоит сказать, что к началу XX века Россия сделала мощный рывок в промышленном развитии, хотя по ряду экономических показателей по-прежнему отставала от своих западных соседей. Объяснялось это во многом тем, что Россия оставалась аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой. Российское сельское хозяйство требовало значительной модернизации, которая была невозможна, пока не поменяется государственная власть.

Косность российской политической системы тормозила развитие страны. Старая элита не желала преобразований, потому что в случае проведения реформ потеряла бы свои позиции. Таким образом, несмотря на то, что Россия продолжала развиваться, ей требовалось ещё многое для того, чтобы занять достойное место среди мировых держав той эпохи.

 

Список литературы

  1. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. и другие; под редакцией Искендерова А. А. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. – Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2019.
  2. Баранов П. А., Вовина В. Г.; под общей редакцией Тишкова В. А. История России. 8 класс – ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ», 2017.
  3. Загладин Н. В., Белоусов Л. С., Пименова Л. А.; под редакцией Карпова С. П. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век. 8 класс. – ООО «Русское слово-учебник», 2018.

 

Ссылки на интернет-ресурсы

  1. Интернет-портал «histrf.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «fa.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «histerl.ru» (Источник)
  4. Интернет-портал «histrf.
    ru» (Источник)

 

Домашнее задание

Письменно напишите плюсы и минусы проводимых С. Ю. Витте реформ в области промышленности, сельского хозяйства, денежной политики. Запишите вывод.

F) Отсталость и попытки модернизации Витте, c. 1890 — 1905 — История ИБ

Обзор учебного плана‎ > ‎

F) Отсталость и попытки модернизации Витте, c. 1890 — 1905 гг.

Ключевые показатели отсталости:

  • Неэффективное сельское хозяйство и обратно : крестьяне использовали средневековые инструменты и старомодное землепользование. Это означало, что русское земледелие было намного менее эффективен на акр, чем Великобритания или США. (Вызвано тем, что Мир препятствует инновациям, а также отсутствием инвестиции в сельскохозяйственные технологии).
  • В то время как промышленная продукция увеличился во время правления AII и AIII, он все еще оставался на низком уровне по сравнению с промышленными центрами Западной Европы и США. (позднее промышленное развитие было отчасти в результате неразвитости банковской системы, а отчасти из-за крепостного права предотвращение доступного источника рабочих для новых отраслей.)
  • Развитие также мешает отсталая коммуникационная и транспортная система России , делая транспортировка сырья и готовой продукции практически невозможна. К 1860 году в России было 1600 км железных дорог. по сравнению с британскими 15 000 км. Это увеличилось на c. 5000 км к 1890 году, но и это России еще далеко оставалось отстал от Запада, особенно учитывая его огромные размеры!

Сергей Витте и ответ на вопросы России проблемы!

  • Сергей Витте, русский дворянин голландского происхождения, занимал пост министра финансов с 1892 по 19 гг. 03 и наблюдал за некоторыми впечатляющими изменениями в российской экономике.
  • Витте считал, что ключ к сохранению Россией статуса «великой державы» опирался на успешные и быстрая форсированная индустриализация . Развитие промышленности позволит избежать зависимости от более развитых экономики, а также создать в России сильное современное государство.
  • План доставки Витте промышленно развитая Россия основывалась на четырехступенчатом плане финансирования программы капитальные вложения: i) защитные тарифы на иностранные товары для защиты от конкуренции из Европы, ii) привлечение f иностранного капитала в виде займов , особенно из французы, iii) размещение валюты на старом стандарте G для поощрения дальнейшего иностранные инвестиции, и 4) выжимание ресурсов из крестьянства и рабочих — за счет низкой заработной платы, высоких налогов и вывоза «излишков» зерна.

 

Успехи индустриализации Витте водить машину?

  • Быстрое увеличение иностранные инвестиции: с. 200 миллионов рублей в 1890 году до 900 миллионов в 1900 г. Это способствовало развитие тяжелой промышленности.
  • Впечатляющие достижения в промышленная продукция , особ. в тяжелой промышленности — т.е. общий объем производства увеличился на 400% в период с 1890 по 1910 год, при этом производство угля, железа и стали увеличилось. соответственно.
  • Особое внимание развитие железных дорог , который Витте рассматривал как способ улучшения связи. стимулирование промышленного спроса на товары, связанные с железнодорожным строительством. Покрытие железной дороги расширилось с c. 7000 км в 1890 г. до с. 60 000 в 1905 году. Плюс инженерный подвиг Транссибирской магистрали для соединения с Владивосток, протяженностью 9600 км.

Ограничения политики Витте

  • Возможно, были впечатляющие успехи в промышленности, но Россия все еще далеко отставала от своей европейской соперники .
  • Аналогично, пока железных дорог могло быть увеличено, общее покрытие железных дорог было по-прежнему минимальным по сравнению с с, т. е. США, а Транссиб был во многом символическим — всего одна колея! Плюс, другие формы сообщения отставали — например, дороги и судоходство.
  • Зависимость от иностранных капитала для индустриализации означало, что процентные платежи по кредиту должны были производить регулярно — 20% государственных расходов ежегодно на обслуживание этого долга! Политические противники Витте также обвиняли его в непатриотичности ухаживаний за иностранными капиталистами.
  • Выдавливание крестьян ибо зерно и налоги привели к голоду в неурожайные годы (т.е. 1900 и 1902), и, таким образом, рост крестьянских восстаний. Кроме того, его сосредоточенность на промышленности означала, что он уделял мало внимания серьезным сельскохозяйственным проблемам, с которыми столкнулась Россия и которые затрагивали большую часть населения!
  • Хотя и небольшой доля населения, занятого в качестве промышленных рабочих (ок. 2% в 1900), они столкнулись с низкой заработной платой, долгим рабочим днем ​​и плохими условиями жизни, протесты против которых привели к призывам к большей политической власти для рабочих .

 

Общая оценка Витте

  • С одной стороны, его Политика укрепила Россию в преддверии Первой мировой войны . Огромные капиталовложения привели к значительным промышленным и железнодорожных разработок, приносящих очевидные экономические и военные выгоды Россия. В этом смысле успешно экономическая модернизация, достигнутая с очень низкой базы, хотя она также должна отметил, что эта экономическая модернизация имеет явные ограничения, она должна не преувеличивайте.
  • С другой стороны, на самом деле не было политических реформ, чтобы соответствовать этой экономической модернизации, созданной напряжение, подтачивавшее Россию до 1914 года . Например, рост недовольных промышленных рабочих класс в городах создал благоприятные условия для роста радикальных оппозиции перед лицом плохих условий. Кроме того, его промышленная инициатива не смогла решить фундаментальную сельскохозяйственную отсталость России.
  • В 1903 г. Николай II перевел Витте на пост председателя комитетов — возможно, это была в значительной степени символическая должность, и НИИ отстранял Витте от влиятельных позиций перед лицом консерваторов и помещиков, которым не нравилась его политика модернизации.   Витте и его несколько либеральные наклонности также будут иметь значение для НИИ после русско-японской войны после 1905 года.0167 один из выдающихся государственных деятелей 19 века. »

 

Инициатива ближневосточного партнерства: прогресс, проблемы и перспективы

Если риторика президента Буша о продвижении демократии на Ближнем Востоке была смелой и амбициозной, то реализация его «прогрессивной стратегии свободы» оказалась гораздо более мучительной. Дипломатические конфликты с европейскими союзниками и резкая критика со стороны дружественных арабских режимов свели на нет Инициативу Большого Ближнего Востока и Северной Африки (BMENA), о которой было объявлено на саммите G8 в июне. Палата представителей отклонила предложение Буша удвоить финансирование Национального фонда за демократию, главного инструмента США по продвижению демократии за рубежом. Но хотя большая часть политики администрации по продвижению демократии остается на концептуальном уровне, есть одно исключение: Инициатива ближневосточного партнерства, или MEPI. MEPI, которому почти два года, уже потратил более 103 миллионов долларов на образовательные, экономические и политические реформы и расширение прав и возможностей женщин на Ближнем Востоке.

MEPI задумывался как противоядие от традиционной ориентации Америки на межправительственные отношения, крупномасштабные программы помощи и признание правительством США того, что эффективные реформы в экономике и обществе должны сопровождаться расширением политических свобод. 1 Вместо крупных проектов MEPI был разработан для предоставления небольших грантов для установления партнерских отношений с неправительственными арабскими группами и местными жителями, а также для установления связей между странами Ближнего Востока. Неотъемлемым элементом этого подхода было суждение о том, что арабские правительства недостаточно осознали надвигающиеся демографические и экономические проблемы и не полностью осознали необходимость политических, экономических и социальных реформ. Вместо этого, как предполагалось, их нужно подтолкнуть к переменам, сочетая независимую американскую помощь и активность на низовом уровне.

После почти двух лет работы, насколько хорошо этот новый инструмент продвижения демократии соответствует своим целям? Обзор расходов, программ и приоритетов MEPI выявляет три тревожных недостатка: разрозненный подход к продвижению реформ; чрезмерный акцент на правительственной помощи, которая повторяет, а не исправляет ошибки нашей прошлой помощи в регионе; и, что больше всего беспокоит, отсутствие поддержки его целей и проектов на более высоком политическом уровне. Проблемы МИФИ на самом деле обнаруживают глубокую амбивалентность, с которой реализуется президентская передовая стратегия свободы. Таким образом, его послужной список создает тревожные перспективы продвижения демократии как цели американской политики на Ближнем Востоке.

ФОН

MEPI с самого начала возглавлялась тогдашним заместителем помощника госсекретаря (и дочерью вице-президента) Элизабет Чейни, что дало ему политическое влияние на высоком уровне в администрации, чтобы поддержать его сильную направленность на новый подход к помощи американской демократии. . Несмотря на две смены руководства с тех пор (программу теперь возглавляет Скотт Карпентер, политический назначенец с предыдущим опытом продвижения демократии), MEPI неуклонно увеличивал свой штат и финансирование и даже открыл полевые офисы в двух арабских странах (Объединенные Арабские Эмираты и Тунис), чтобы помочь продвинуть свою программу реформ на Ближнем Востоке.

Хотя первоначально MEPI было выделено только 29 миллионов долларов из перепрограммированных фондов Государственного департамента на 2002 финансовый год, принятый в марте 2003 года закон о дополнительных ассигнованиях, связанных с чрезвычайными военными действиями, увеличил финансирование MEPI на 100 миллионов долларов. Администрация Буша запросила дополнительные 145 миллионов долларов на программу в 2004 финансовом году, но Комитет по ассигнованиям Палаты представителей сократил финансирование до 45 миллионов долларов, сославшись на опасения по поводу дублирования существующих программ помощи и отметив, что MEPI был «определен только в самых общих чертах». В законопроекте об иностранных операциях в 2005 финансовом году, принятом Палатой представителей этим летом, MEPI было выделено еще 9 долларов.0 миллионов, что снова меньше, чем запрос администрации (150 миллионов долларов), но без негативных формулировок комитета. Таким образом, МИФИ получил в общей сложности 264 миллиона долларов, из которых потратил, по официальным данным, чуть более 103 миллионов долларов. 2

За 22 месяца с момента своего основания MEPI добивался как влияния, так и легитимности, обращаясь к приоритетам реформ, определенным арабскими учеными в Докладе ООН о человеческом развитии арабских стран за 2002 год. В этом отчете были определены четыре недостатка, препятствующие прогрессу в развитии арабского мира: дефицит политической свободы, экономической свободы, знаний и расширения прав и возможностей женщин. Таким образом, MEPI разделен на четыре столпа: экономическая реформа, политическая реформа, реформа образования и расширение прав и возможностей женщин. Цели каждого компонента указаны в таблице ниже.

Основные цели MEPI и примеры программ

Связанные книги



НЕУСТАНОВЛЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Первым основным недостатком МИФИ является очевидное отсутствие последовательной стратегии, что препятствует способности программы оказывать заметное влияние на глубоко укоренившиеся социальные проблемы и нежелание целевых правительств. За первые девятнадцать месяцев своей работы MEPI потратил большую часть средств на проекты политических реформ (33 процента или 34 015 000 долларов США), а наименьшую долю – на проекты по расширению прав и возможностей женщин (16 процентов или 16,9 долларов США).81 904). Реформа образования и экономическая реформа получили 25 и 24 процента финансирования МИФИ (или 25 900 000 долларов США и 24 626 280 долларов США) соответственно. В принципе, это распределение, при котором наиболее важным является политическая реформа, отражает заявленные президентом приоритеты реформ на Ближнем Востоке. Но на практике программы, финансируемые МИФИ, представляют собой разрозненный подход к реформам, не учитывающий политические препятствия на пути к экономическим и социальным реформам и разбивающий и без того небольшой финансовый пирог на мизерные фрагменты.

Программы первого года обучения MEPI охватывают весь спектр от приземленных до дальновидных. Гранты на экономическую реформу включают средства для перевода документов Алжира во Всемирную торговую организацию (963 000 долларов США), установления связей между тунисскими и американскими компаниями для инвестиций (100 000 долларов США), обучения предпринимателей (786 575 долларов США) и стимулирования внутрирегиональной торговли (600 000 долларов США). Образовательные программы включают учебные материалы «Английский в коробке» для иорданских и марокканских учителей (400 000 долларов США), интернет-связь между йеменскими и американскими средними школами (1,5 миллиона долларов США) и «образовательную программу, ориентированную на детей» для отдельных штатов Северной Африки и Персидского залива ( 1,1 миллиона долларов). Программы расширения прав и возможностей женщин включают проекты по обучению женщин чтению и программы по защите интересов борьбы с убийствами чести. Хотя эти проекты по отдельности представляют достойные возможности для улучшения жизни арабских мужчин, женщин и детей, огромное разнообразие аудиторий и проблем, затрагиваемых этими программами, означает, что их влияние, вероятно, будет ограничено как по масштабу, так и по продолжительности.

Недостаток внимания МИФИ, по-видимому, является результатом двух различных факторов: во-первых, давление на персонал МИФИ с целью «растратить» свой утвержденный бюджет, чтобы оправдать запросы на дополнительное финансирование, означало, что, особенно в первый год, проекты не получали тщательная проверка их соответствия общему стратегическому плану. Более того, желание продемонстрировать краткосрочные достижения комитетам Конгресса привело к тому, что MEPI отдавал предпочтение небольшим программам с быстрой отдачей, таким как разовые обучающие семинары, а не программам с большим потенциалом для получения долгосрочных результатов. Во-вторых, реализация MEPI до сих пор в значительной степени зависела от сотрудников местных посольств и правительств принимающих стран, которые рекомендовали программы для потенциального финансирования, и это означало, что намерение MEPI продвигать политические реформы в арабских государствах было притуплено направлением средств MEPI на «благотворные цели». программы, поддерживаемые правительствами принимающих стран, такие как обучение девочек грамоте и техническая помощь органам режима или одобренным режимом организациям. Хотя сейчас MEPI начинает использовать свои отделения на местах и ​​увеличенный штат сотрудников для разработки стратегических планов, его первые два года финансирования вряд ли принесут значительную отдачу в виде образовательных, экономических или политических реформ для арабских граждан.

Общие расходы MEPI по финансовым годам


В той мере, в какой какие-либо четкие тенденции выявляются в отчетах MEPI за первые два года, возникают дополнительные вопросы о подходе программы к продвижению демократических реформ. Хотя общее финансирование MEPI подскочило на 287 процентов между 2002 и 2003 финансовыми годами, это увеличение не было равномерно распределено по всем направлениям. Финансирование основных программ образования увеличилось более чем в пять раз с 2002 по 2003 финансовый год, а финансирование экономических компонентов увеличилось в три раза. Политическая реформа и расширение прав и возможностей женщин, напротив, удвоились.

Это говорит о том, что MEPI все больше переключает свои ресурсы с продвижения демократии и взаимодействия с местными добровольными организациями на гораздо менее провокационный путь экономического развития под руководством режима. Экономическая реформа — это то, для чего почти все арабские правительства готовы принять помощь, независимо от донора, но неясно, могут ли экономические изменения способствовать той степени либерализации, которую Соединенные Штаты считают необходимой для снижения политического экстремизма. Арабские правительства, как богатые нефтью, так и небогатые, долгое время полагались на государственный контроль над экономическим сектором как на ключевое средство поддержки режима. Государственные предприятия и раздутая государственная бюрократия продолжают обеспечивать большую часть местных рабочих мест, и многие крупные отрасли частного сектора полагаются на государственные контракты и другие виды фаворитизма для своего выживания. По этим причинам многие арабские реформаторы утверждают, что экономическая либерализация, направленная на увеличение числа рабочих мест, увеличение внешней торговли и привлечение иностранных инвестиций, не может быть успешной без одновременных и значительных политических реформ. Тенденция расходов MEPI к экономическим реформам и отходу от политических и социальных реформ отражает невнимание к этим предостерегающим арабским голосам и готовность Соединенных Штатов полагаться на экономические клинья, чтобы попытаться продвинуть политическую свободу.

РЕФОРМА «СВЕРХУ-ВНИЗ» ПРОТИВ РЕФОРМЫ «СНИЖУ-ВВЕРХ»

Одной из отличительных особенностей MEPI при его основании была его решимость отказаться от крупных межправительственных программ помощи в пользу прямой помощи арабским группам гражданского общества. Но, несмотря на намерение MEPI поощрять рост и активность арабского гражданского сектора, подавляющее большинство, более 70 процентов, из первых 103 миллионов долларов США в виде грантов MEPI было распределено на программы, которые либо напрямую приносили пользу арабским правительственным учреждениям (в деятельности, варьирующейся от перевода документов до школы компьютеризации) или организовал учебные программы и семинары для арабских правительственных чиновников (включая бюрократов министерства, парламентариев и судей). Только восемнадцать процентов выделенных средств поддержали американские или арабские неправительственные организации, работающие в регионе, а пять процентов пошли на развитие арабского частного сектора и развитие американо-арабских деловых связей. 5,7 процента средств было потрачено на программы обмена, при этом единственный другой бенефициар, правительство США, получил чуть менее половины одного процента. 3



Но стратегии реформ правительства не полностью соответствуют целям Америки. Большинство арабских лидеров признают, что их застойная социальная среда и экономика, в которой доминирует государство, не могут оправдать ожиданий их молодого и все более беспокойного населения. Тем не менее, большинство из них также стремятся проводить реформы таким образом, чтобы улучшить эффективность правительства и экономики, не меняя при этом распределения политической власти. В то время как несколько прогрессивных режимов передали ограниченную власть своим народам посредством конституционных и избирательных реформ, многие другие пытаются создать достаточное чувство движения вперед и участия без власти, чтобы смягчить нарастающее общественное давление с целью перемен наверху. . Когда правительство демонстрирует реальную приверженность улучшению своего реагирования на потребности граждан и свою открытость для участия граждан, для MEPI может быть уместно и полезно оказывать межправительственную поддержку. Но там, где эта воля отсутствует, слаба или притворна, финансирование MEPI может иметь эффект субсидирования попыток арабского правительства построить более добрую и мягкую автократию.

В принципе, MEPI должен был избежать этой ловушки, находя зарождающихся либеральных политиков в гражданском обществе, предоставляя им финансирование и обучение, а также помогая им увеличивать количество последователей, чтобы обеспечить бархатные революции. На самом деле на эту цель направлено очень мало средств МИФИ. Из рассмотренных нами проектов только 10, представляющие собой всего 5,4 миллиона долларов из денег МИФИ, были направлены на помощь местным НПО в расширении их деятельности в таких областях, как семейное право и антикоррупционные кампании. В ключевой области политических реформ MEPI, как правило, финансирует программы, осуществляемые американскими НПО, которые не переходят красных линий реформ, спонсируемых режимом, или которые просто не соответствуют политическим реалиям, с которыми сталкиваются арабы. Программа политической реформы MEPI обучила новоизбранных членов парламента Марокко, чья законодательная власть бледнеет по сравнению с властью правящего монарха, «работе парламента, а также роли и обязанности в законодательном процессе» на сумму 600 000 долларов. MEPI также организовал «Школу региональной кампании Персидского залива» для обучения женщин-политиков из стран Персидского залива, но только два государства Персидского залива вообще разрешают женщинам баллотироваться на должности.

Направляя такой большой процент своего финансирования на программы, приносящие пользу арабским чиновникам, MEPI фактически делает выбор в пользу выбранной режимами стратегии «контролируемой либерализации». 4 Но тем самым MEPI подрывает доверие к себе и без того скептически настроенной (и небольшой) группы арабских либералов и активистов гражданского общества, которые пытаются привлечь свои правительства к ответственности за обещания реформ. В нынешней антиамериканской обстановке на Ближнем Востоке любой правительственной программе США будет трудно найти местных союзников, и MEPI не является исключением. Но упор MEPI на техническую помощь правительствам заставил некоторых арабских активистов заподозрить, что весь проект является символическим жестом, уловкой во время предвыборной кампании или, что хуже всего, новым средством поддержки тех же режимов, которые извлекли выгоду из прямого вмешательства США. помощь в прошлые годы. Этот скептицизм в отношении американских мотивов заставил арабских либералов неохотно воспринимать внутриполитический накал, который они, несомненно, получили бы за получение средств MEPI. К сожалению, собственные действия MEPI привели к тому, что очень немногие арабские реформаторы серьезно отнеслись к программе как к инструменту, который они могли бы использовать для усиления своих усилий — общепризнанной цели программы с самого начала.

СООТВЕТСТВИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ С ДИПЛОМАТИИ

Самое большое препятствие MEPI на пути эффективного продвижения демократических реформ, однако, заключается не в структуре его расходов, а в продолжающемся отсутствии политической поддержки на высоком уровне со стороны высокопоставленных чиновников в администрации. MEPI был намеренно помещен в Бюро Государственного департамента по делам Ближнего Востока, чтобы цели реформы MEPI можно было легче интегрировать в продолжающийся дипломатический диалог Америки с арабскими государствами. К сожалению, неофициальные данные свидетельствуют о том, что MEPI с трудом включает темы для обсуждения демократии и прав человека в повестку дня встреч с высокопоставленными арабскими чиновниками. Когда весной прошлого года саудовские правозащитники были произвольно арестованы, официальные лица Белого дома упустили возможность выразить свою обеспокоенность в ходе личных встреч. Другой недавний пример — мартовский визит президента Египта Хосни Мубарака на ранчо президента Буша в Кроуфорде. Сотрудники рабочего уровня с обеих сторон обсудили подготовленные заявления двух лидеров для прессы и включили знаковые ссылки на реформы и демократию. Но на их встрече один на один президент Буш, по-видимому, вообще не поднимал вопрос о политической реформе в Египте, вместо этого зациклившись на предложении Израиля уйти из сектора Газа. С учетом того, что Мубарак присматривает за своим пятым президентским референдумом в следующем году, сдержанность Буша, несомненно, подала мощный сигнал.

Один североафриканский активист недавно сказал нам, что американские проекты помощи демократии, подобные тем, которые фонды MEPI предлагают «помогать нам быть более эффективными, организовываться. Но есть кое-что еще до этого — иметь право на организацию». Чтобы MEPI работал эффективно, требуется усиление — и даже согласованная поддержка — со стороны других подразделений американского внешнеполитического аппарата. От санкционированной Конгрессом двусторонней помощи до санкций, санкционированных Конгрессом, от государственных визитов в Белый дом до «списков позора» Госдепартамента — правительство США имеет в своем распоряжении множество инструментов для оказания давления и уговоров арабских лидеров в направлении значимой демократизации. Пока странствующая, но временами вдохновляющая риторика президента о ближневосточной демократии еще не нашла отражения в повседневных отношениях Америки с арабскими правительствами. Искренние продемократические призывы арабских гражданских активистов на нью-йоркском форуме в прошлом месяце, по-видимому, убедили ранее скептически настроенного Колина Пауэлла в том, что продвижение демократии является достойным вложением. Теперь высшее руководство Государственного департамента должно довести это до конца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инициатива ближневосточного партнерства заложила новую основу для американской помощи арабскому миру, несмотря на бюрократические препятствия, нестабильное ежегодное финансирование и тяжелое наследие американской поддержки и терпимости к авторитарным арабским режимам. Но в первые полтора года своего существования MEPI решил откусить немного от проблемы реформ, финансируя широкий спектр бесспорных программ и в основном работая в рамках, установленных арабскими правительствами. Чтобы оказать значимое влияние, MEPI должен разработать стратегию, которая делает следующее:

  • Борется с политическими причинами экономической, образовательной и социальной стагнации арабских обществ;
  • Подкрепляет и развивает усилия рядовых арабских активистов по отстаиванию собственной роли граждан в управлении;
  • бросает вызов выбранной арабскими режимами стратегии реформ без демократизации; а также
  • Сознательно извлекает выгоду из готовности Белого дома напрямую взаимодействовать с высокопоставленными арабскими чиновниками по вопросам демократических реформ и их требований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *