Плеханов биография: Георгий Валентинович Плеханов

Георгий Валентинович Плеханов

Г.В. Плеханов с женой Розалией Марковной Боград-Плехановой и дочерьми — Лидией (слева) и Евгенией. Фотография начала 1890-х гг.

Георгий Валентинович Плеханов  (1856 — 1918) — русский философ-марксист,  выдающийся деятель международного революционного и общественного движения, один из основателей Группы «Освобождение труда»[1] и Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), литературный и художественный критик, внесший  значительный вклад в развитие русской и западноевропейской общественной мысли конца  19 — начала 20 вв. 

Энциклопедические знания, талант писателя, оратора и полемиста, выдающиеся организаторские способности способствовали тому, что   уже в конце 80-х гг.  XIX в. Плеханов стал одним из наиболее авторитетных общественных деятелей России и Западной Европы: представлял русских социал-демократов во II Интернационале, был  избран членом его Международного социалистического бюро.

Достаточно упомянуть,  что среди его единомышленников и друзей  были Фридрих Энгельс, Жюль Гед,  Элеонора Маркс-Эвелинг, Карл Каутский, Вильгельм Либкнехт,  Франц Меринг, Луи Эритье, Владимир Ильич Ленин,  Петр Павлович Маслов,  Вера Ивановна Засулич, Александр Николаевич Скрябин, Алексей Максимович Горький, Александр Валентинович Амфитеатров, Николай Александрович Рубакин и многие-многие другие.

В политической практике  Г.В.Плеханов придавал огромное значение проблемам формирования гражданского общества в России, роли политических партий и общественных движений в определении стратегии государственного развития,  оказывал интеллектуальную и политическую поддержку представителям партий в Государственной думе. В периодической печати 1906-1917 гг., с момента появления Думы, постоянно публиковались  статьи  Плеханова с анализом вопросов организации избирательных кампаний, возможности и перспектив заключения межпартийных соглашений, процессов консолидации и  разъединения политических партий при решении конкретных вопросов социально-экономического развития России развития, центральную идею которых составляло положение о том, что «во всякой конституционной стране народ является источником силы парламента.

Развитие политического сознания народа состоит… в усвоении этой простой истины». Именно Плеханов в разгар революции 1905-1907 гг. в развитие этой мысли первым среди российских политиков выступает за создание полновластной Думы, в 1917 г. Георгий Валентинович подчеркивает общенародный характер свершившейся революции и предлагает сформировать правительство народного единства и доверия, вокруг которого должны сплотиться все те, кто готов упрочить и защитить завоевания революции во имя решения общенациональных задач.  Однако его призывы не были поняты и восприняты ни в годы Первой русской революции, ни в 1917 году.

30 мая 1918 г., в самый  разгар драматических событий, Георгий Валентинович, более тридцати лет страдавший туберкулезом, скончался. В августе 1918 г., Советское правительство, по инициативе В.И. Ленина, обратилось к Р.М. Плехановой, вдове Плеханова, с предложением об издании трудов Плеханова и просьбой о передаче его архива России.  К реализации предложения об издании сочинений Плеханова приступили уже в 1919г. Решение  вопроса  о возвращении его архива на родину затянулось на десять лет. 

 

 

 

 

Дом Плеханова

Георгий Валентинович Плеханов

Литература

Родился основоположник марксизма в России Георгий Валентинович Плеханов

29 ноября (11 декабря) 1856 г. в с. Гудаловка (ныне Липецкая область) в мелкопоместной дворянской семье родился Георгий Валентинович Плеханов, русский революционер, теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения.

В 1873 г. Плеханов окончил Воронежскую военную гимназию и поступил в Константиновское юнкерское училище в Петербурге. Однако через год, разочаровавшись в военной карьере, сдал экзамены в Петербургский горный институт. В декабре 1876 г. во время первой в России политической демонстрации рабочих и студентов у Казанского собора произнёс антимонархическую речь в защиту идей русского революционера и писателя Н. Г. Чернышевского. Избегая ареста, Плеханов перешёл на нелегальное положение. С июля 1877 г. он стал членом руководства нелегальной организации — общества народников «Земля и воля», вёл работу по созданию программы общества, а также являлся одним из редакторов её газеты. После раскола «Земли и воли» в 1879 г. Плеханов возглавил другую народническую организацию — «Чёрный передел».

В январе 1880 г. Плеханов, спасаясь от ареста, эмигрировал в Европу. За границей он слушал лекции в Сорбоннском и Женевском университетах, изучал марксистскую литературу, историю западноевропейского рабочего движения, встречался с лидерами социал-демократических организаций. В 1882 г. Плеханов перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, а через год основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».

В конце 1894 г. — начале 1895 г. по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал-демократов за границей». В 1900–1903 гг. он также принимал участие в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 г. русский революционер являлся одним из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Он также принял деятельное участие в подготовке II-го съезда РСДРП летом 1903 г. Вскоре после съезда из-за усилившихся разногласий с В. И. Лениным Г. В. Плеханов стал одним из лидеров меньшевистской фракции социал-демократической партии России.

Во время первой русской революции 1905-1907 гг. Плеханов, находясь за рубежом, выступал против большевиков по основным тактическим вопросам. Он полагал несвоевременной забастовку, приведшую к декабрьскому вооружённому восстанию в Москве (1905). В 1906-1907 гг. политик выступал за участие социал-демократов в блоке с кадетами на выборах в Государственную Думу, а также сотрудничал с общепартийной газетой «Социал-демократ» и большевистскими изданиями. В эти годы Плехановым был опубликован ряд статей в защиту философии марксизма, а с 1909 г. начата работа над фундаментальным трудом «История русской общественной мысли» (в 3 т. СПб., 1914-16). В этом труде революционер впервые наряду с борьбой классов указал на их «сотрудничество там, где заходит речь о защите страны от внешних нападений».

Во время Первой мировой войны Плеханов встал на сторону союзных стран против Германии и призывал к борьбе с немецким империализмом. Февральская революция 1917 г. позволила политику после 37-ми лет изгнания вернуться в Россию. В апреле он выступил на Всероссийском совещании Советов, где изложил своё отношение к революционным событиям в России и высказался за продолжение войны для защиты Родины и революции, призывая избегать всего, что может вызвать «преждевременную гражданскую войну» и «порождать недоразумения между населением и армией».

После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполнительный комитет Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов по причине просоюзнической позиции политика во время войны, которая не была поддержана деятелями Совета. К тому же здоровье его неуклонно ухудшалось и он был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками.

Полемизируя по поводу «Апрельских тезисов», Плеханов упрекал Ленина в том, что тот считал войну грабительской, империалистической лишь со стороны России, но ничего не говорил о Германии. Плеханов также обвинял Ленина в отступлении от научного социализма, поскольку тот призывал к свержению капитализма в России, где он ещё не достиг такой ступени, чтобы препятствовать развитию производительных сил. В целом Плеханов характеризовал «Тезисы» Ленина как «безумную и крайне вредную попытку посеять анархическую смуту в Русской Земле».

К Октябрьской революции Плеханов отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не была готова. Он предостерегал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.

В 1918 г. здоровье Плеханова продолжало ухудшаться. Он был помещён в больницу, а затем в санаторий близ г. Териоки (ныне Зеленогорск Ленинградской области). Здесь 30 мая 1918 г. Георгий Валентинович Плеханов скончался и был похоронен на Волковом кладбище в Петрограде.

Лит.: Бережанский А. С. Г. В. Плеханов. Воронеж, 1990; Ваганян В. А. Г. В. Плеханов. М., 1924; Вольфсон С. Я. Плеханов. Минск, 1924; Коротаев Ф. С. Г. В. Плеханов. Человек и политик. Пермь, 1992; Лившиц М. А. Г. В. Плеханов. М., 1983; Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 1-5. М., 1956-58; Сидоров М. И. Г. В. Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли XIX в. М., 1957;  Тютюкин С. В. Г. В. Плеханов. Судьба русского марксиста. М., 1997; Фомина В. А. Философское наследие Г. В. Плеханова. М., 1956; Чагин Б. А. Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии. М.; Л., 1963; Шишков Н. И. Этические воззрения Г. В. Плеханова. Кишинев, 1987.

См. также в Президентской библиотеке:

Аптекман О. В. Георгий Валентинович Плеханов: из личных воспоминаний. Л., 1924;

Группа делегатов I-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов: [фотография]. Пг., июнь 1917;

Зал заседания I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов: [фотография]. Пг., 3 июня 1917;

Кузнецов Д. [Плеханов Г. В.]. Пессимизм, как отражение экономической действительности // Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития : сб. статей. СПб., 1895. С. 197—224;

М. И. Скобелев, Н. С. Чхеидзе, Г.В. Плеханов в Президиуме I-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов: [фотография]. Пг., июнь 1917;

Плеханов Г. В. На два фронта: Сборник политических статей. Женева, 1905;

Плеханов Г. В. О войне : Ответ товарищу З.П. Paris, 1914;

События в Петрограде летом 1917 года: [фрагменты кинохроники]. СПб., 2011;

Тун А. История революционных движений в России: с воспоминаниями о А. Туне Л. Дейча: со статьёй «О социальной демократии в России» Г. Плеханова. М. ; Пг., 1924;

Циркуляры особого отдела департамента полиции о деятельности заграничного ЦК РСДРП, составе анархистской группы «Буревестник» в Париже. Циркуляр особого отдела департамента полиции об организации Лениным и Плехановым партийной школы [Дело]: 1911 г. 1911.

Георгий Валентинович Плеханов | Русский революционер

Плеханов Георгий Валентинович

Смотреть все СМИ

Год рождения:
11 декабря 1856 г. Россия
Умер:
30 мая 1918 г. (61 год) Зеленогорск Россия
Учредитель:
Освобождение труда
Политическая принадлежность:
меньшевик Земля и Воля
Предметы изучения:
марксизм

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Георгий Валентинович Плеханов , (род. 29 ноября [11 декабря по новому стилю] 1856, Гудаловка, Россия — ум. 17 [30 мая] 1918, Териоки, Финляндия [ныне Зеленогорск, Россия]), теоретик марксизма, основоположник и на протяжении многих лет ведущий представитель марксистского движения в России. Меньшевик, он выступал против большевистского захвата власти в России в 1917 и умер в ссылке.

Молодость

Плеханов родился в семье мелкого дворянина. В 1873 году он поступил в Санкт-Петербургское Константиновское военное училище и вскоре перевелся в Горный институт, но на втором курсе бросил учебу, чтобы целиком посвятить себя народническому революционному движению. Хотя это движение было направлено на разжигание крестьянского переворота и установление аграрного социалистического общества, деятельность Плеханова связывала его прежде всего с городскими фабрично-заводскими рабочими. Став в 1877 году руководителем народнической организации «Земля и воля», занимался подпольной политической агитацией. Когда «Земля и воля» все больше обращались к террористическим методам, Плеханов сформировал антитеррористическую отколовшуюся группу для продолжения массовой агитации. Эта фракция, однако, просуществовала недолго, и в 1880 г. Плеханов уехал за границу, чтобы избежать ареста. Он не возвращался в Россию до 1917.

Формулировка русского марксизма

Большую часть ссылки Плеханов прожил в Женеве. В 1883 году с несколькими друзьями он основал первую в России марксистскую революционную организацию «Освобождение труда». В двух крупных работах:

«Социализм и политическая борьба» (1883) и Наши разногласия (1885) он развернул деструктивную критику народничества и заложил идеологическую основу русского марксизма. Он утверждал, что Россия была захвачена капиталистическим развитием, которое изменило ее социальную структуру и создало условия для свержения русского самодержавия и установления буржуазно-демократического режима. Марксисты, по Плеханову, были обязаны организовать формирующийся промышленный пролетариат для борьбы с самодержавием. После его свержения дальнейшее капиталистическое развитие умножило бы численность пролетариата; и под руководством социал-демократической рабочей партии рабочий класс в конечном итоге освободит себя посредством социалистической революции. Эта двухэтапная революционная схема лежала в центре русской марксистской мысли на протяжении нескольких десятилетий.

За 10 или около того лет после издания « Социализм и политическая борьба», группа Плеханова выпустила массу социалистической литературы, но марксисты остались изолированными от русского рабочего класса. Однако к середине 1890-х годов, после возобновления антиправительственной деятельности, группа приобрела некоторых известных последователей, в том числе Владимира Ленина. Революционеры из интеллигенции установили отношения с рабочими, чтобы способствовать борьбе рабочих против управления. Плеханов и его друзья присоединились к этим группам, деятельность которых завершилась в 189 г.8 в формировании Российской социал-демократической рабочей партии.

В 1890-е годы Плеханов продолжил свою полемику против народников, прежде всего своей книгой О развитии монистического понимания истории. В 1898 году он начал издавать ряд трактатов, защищающих марксистскую ортодоксию от тех, кто предлагал модификации или отклонения, в том числе реформистский ревизионизм, предложенный немецким социал-демократом Эдуардом Бернштейном.

Разрыв с Лениным

Эти кампании проводились совместно с Лениным и некоторыми другими, которые в 1900 году объединились для издания боевого журнала «Искра » («Искра»). К 1903 году их противники в русском движении, по-видимому, были разгромлены, и состоялся второй съезд Российской социал-демократической рабочей партии. Неожиданно разногласия по поводу характера партии раскололи съезд на так называемые большевистскую и меньшевистскую фракции. Плеханов сначала был на стороне Ленина, лидера большевиков, но вскоре отошел и присоединился к меньшевикам в нападках на него. До конца своей политической жизни, и особенно между 1906 и 1914 г. Плеханов тщетно пытался воссоединить партию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Видный участник II Интернационала Плеханов занял «пораженческую» позицию по отношению к своей стране в русско-японской войне 1904–05. Напротив, он поддерживал союзников во время Первой мировой войны, так как считал, что победа немецкого милитаризма, несомненно, обернется катастрофой для прогрессивного рабочего движения в России и других странах.

Русская революция 1905 года испытала революционную схему, разработанную Плехановым в 1880-х годах, и обнаружила, что она несостоятельна. Буржуазия поступила не так, как он ожидал. Крестьянство, роль которого он недооценивал, оказалось мощной революционной силой. Тем не менее, он не изменил свою теорию в каком-либо фундаментальном отношении. Его влияние заметно уменьшилось между двумя революциями.

В 1917 году Плеханов приветствовал февральскую переворот как долгожданную «буржуазную» революцию. Возвращение в Россию в 1917 декабря он призвал страну к продолжению участия в Первой мировой войне до победы. Солдаты прислушивались к нему не больше, чем крестьяне и рабочие, которых он убеждал подчинить свои политические требования более насущной потребности национальной обороны. Хотя он критически относился к Временному правительству, он поддерживал многие из его ключевых направлений политики. Он был бессилен остановить движение большевиков к власти, и в результате его нападений на них чрезмерно усердные красногвардейцы преследовали его как «врага народа».

Сэмюэл Х. Барон

Марксизм | Определение, история, идеология, примеры и факты

Карл Маркс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Карл Маркс Фердинанд Лассаль Георгий Валентинович Плеханов Сальвадор Альенде Джеймс Коннолли
Похожие темы:
аналитический марксизм диалектический материализм ревизионизм диктатура пролетариата бесклассовое общество

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Откуда взялся марксизм?

Марксизм зародился в мыслях немецкого радикального философа и экономиста Карла Маркса при важном вкладе его друга и сотрудника Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс написали памфлет «Коммунистический манифест » (1848 г.), излагающий их теорию исторического материализма и предсказывающий окончательное свержение капитализма промышленным пролетариатом. Энгельс редактировал второй и третий тома Марксова анализа и критики капитализма,  Das Kapital , оба изданы уже после смерти Маркса.

Почему марксизм важен?

В середине 19 века марксизм помог консолидировать, вдохновить и радикализировать элементы рабочего и социалистического движений в Западной Европе, а позже он стал основой марксизма-ленинизма и маоизма, революционных учений, разработанных Владимиром Лениным в России и Мао Цзэдуна в Китае соответственно. Это также вдохновило более умеренную форму социализма в Германии, предшественника современной социал-демократии.

Чем марксизм отличается от других форм социализма?

При социализме средства производства находятся в собственности или под контролем государства на благо всех, что совместимо с демократией и мирным переходом от капитализма. Марксизм оправдывает и предсказывает появление безгосударственного и бесклассового общества без частной собственности. Однако этому неопределенно социалистическому обществу предшествовал бы насильственный захват государства и средств производства пролетариатом, который будет править в условиях временной диктатуры.

Чем марксизм отличается от ленинизма?

Марксизм предсказывал стихийную революцию пролетариата, но ленинизм настаивал на необходимости руководства авангардной партией профессиональных революционеров (таких, как сам Владимир Ленин). Марксизм предсказывал временную диктатуру пролетариата, тогда как ленинизм на практике устанавливал постоянную диктатуру коммунистической партии. Марксизм предвидел революцию пролетариев в промышленно развитых странах, в то время как ленинизм также подчеркивал революционный потенциал крестьян в преимущественно аграрных обществах (таких как Россия).

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Марксизм , совокупность доктрин, разработанных Карлом Марксом и, в меньшей степени, Фридрихом Энгельсом в середине XIX века. Первоначально она состояла из трех взаимосвязанных идей: философской антропологии, теории истории и экономической и политической программы. Есть также марксизм, как его понимали и практиковали различные социалистические движения, особенно до 1914 года. Затем есть советский марксизм, разработанный Владимиром Ильичем Лениным и модифицированный Иосифом Сталиным, который под именем марксизма-ленинизма ( см. Ленинизм) стала доктриной коммунистических партий, созданных после русской революции (1917). Ответвлениями этого были марксизм в интерпретации антисталиниста Льва Троцкого и его последователей, китайский вариант марксизма-ленинизма Мао Цзэдуна и различные марксизмы в развивающихся странах. Были также недогматические марксизмы после Второй мировой войны, которые модифицировали мысль Маркса заимствованиями из современных философий, в основном из философии Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера, а также из Зигмунда Фрейда и других.

Мысль Карла Маркса

Письменное произведение Маркса нельзя свести к философии, тем более к философской системе. Вся его работа представляет собой радикальную критику философии, особенно Г.В.Ф. идеалистической системы Гегеля и философий левых и правых постгегельянцев. Однако это не просто отрицание этих философий. Маркс заявил, что философия должна стать реальностью. Нельзя было больше довольствоваться интерпретацией мира; нужно заняться его преобразованием, что означало преобразование как самого мира, так и человеческого сознания о нем. Это, в свою очередь, требовало критики опыта вместе с критикой идей. На самом деле Маркс считал, что всякое знание предполагает критику идей. Он не был эмпириком. Скорее, его работа изобилует концепциями (присвоение, отчуждение, практика, творческий труд, стоимость и т. д.), которые он унаследовал от более ранних философов и экономистов, включая Гегеля, Иоганна Фихте, Иммануила Канта, Адама Смита, Давида Рикардо и Джона Стюарт Милль. Что уникально характеризует мысль Маркса, так это то, что вместо того, чтобы делать абстрактные утверждения о целой группе проблем, таких как человеческая природа, знание и материя, он исследует каждую проблему в ее динамическом отношении к другим и, прежде всего, пытается связать их к историческим, социальным, политическим и экономическим реалиям.

В 1859 г. в предисловии к своему Zur Kritik der politischen Ökonomie ( Contribution to the Critique of Political Economy ) Маркс писал, что гипотеза, послужившая ему основой для анализа общества, может быть кратко сформулирована следующим образом:

В общественном производстве, которым занимаются люди, они вступают в определенные, необходимые и независимые от их воли отношения, производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, тот реальный фундамент, на котором возвышается правовая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства в материальной жизни определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов жизни. Не сознание людей определяет их существование; напротив, их общественное существование определяет их сознание.

Возведенная до уровня исторического права, эта гипотеза впоследствии была названа историческим материализмом. Маркс применил его к капиталистическому обществу как в Manifest der kommunistischen Partei (1848; The Kommunistischen Partei ) и Das Kapital (т. 1, 1867; «Капитал»), так и в других работах. Хотя Маркс много лет размышлял над своей рабочей гипотезой, он не очень точно ее сформулировал: для одних и тех же реальностей ему служили разные выражения. Если понимать текст буквально, социальная реальность устроена следующим образом:

1. В основе всего как реальной основы общества лежит экономическая структура. Эта структура включает (а) «материальные производительные силы», то есть труд и средства производства, и (б) всеобщие «производственные отношения», или социальные и политические механизмы, регулирующие производство и распределение. Хотя Маркс и утверждал, что существует соответствие между «материальными силами производства» и необходимыми «производственными отношениями», он так и не разъяснил природу этого соответствия, факт, который должен был стать источником различных толкований среди его более поздние последователи.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

2. Над экономическим укладом возвышается надстройка, состоящая из правовых и политических «форм общественного сознания», соответствующих экономическому укладу. Маркс ничего не говорит о характере этого соответствия между идеологическими формами и экономическим строем, за исключением того, что через идеологические формы индивиды осознают противоречие внутри экономического строя между материальными производственными силами и существующими производственными отношениями, выражающимися в правовых отношениях собственности. . Другими словами, «сумма доступных людям производительных сил определяет состояние общества» и лежит в основе общества. «Общественный строй и государство постоянно вытекают из жизненных процессов определенных индивидуумов. . . как они есть на самом деле , то есть действует и материально производит». Политические отношения, которые люди устанавливают между собой, зависят от материального производства, как и правовые отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *