Платон. Федр — Издательство РХГА
Платон. Федр / Перевод, введение, интерпретация, указатель имен, примечания А. А. Глухова. — СПб.: Издательство РХГА, 2017. — 232 с. — (Наследие Платона).
ISBN 978-88812-848-0
Диалог «Федр» — одно из самых противоречивых произведений Платона, породившее длинный шлейф толкований, самые ранние из которых возникли еще в Античности. Поэтическая образность «Федра» заставляет пересмотреть сложившиеся представления о творчестве великого грека, а логические парадоксы этого текста бросают вызов современным философским и литературоведческим теориям. Настоящее издание включает в себя новый перевод диалога и оригинальное философское исследование, состоящее из вводной статьи и последовательной интерпретации, а также примечания к тексту и указатель имен. Книга рассчитана на широкий круг читателей — как специалистов в области истории философии, так и всех, интересующихся историей античной культуры и судьбами ее наследия.
УДК 1
ББК 87. 3
Издательство благодарит за помощь в издании книги
Владимира Валериевича Дунаева,
председателя совета директоров ГРУППЫ МАГНЕЗИТ
Редакционная коллегия:
Вольф М. Н. (Новосибирск),
Мочалова И. Н. (Санкт-Петербург),
Петров В. В. (Москва),
Протопопова И. А. (Москва),
Светлов Р. В. (Санкт-Петербург),
Шмонин Д. В. (Санкт-Петербург)
© Глухов А. А., 2017
© Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание», 2017
© Издательство РХГА, 2017
Содержание
Введение ….7
Форма и контекст ….7
Заглавие, предмет или цель написания ….7
Дата написания ….8
Место диалога в платоновском корпусе ….9
Драматическая дата ….19
Топография ….21
Композиция….22
Темы и проблемы….23
Эротика ….24
Риторика ….28
Политика….33
Диалектика ….35
«Метафизика» ….39
План диалога….43
Платон. ФЕДР ….45
Вступление ….45
«Эротическая» речь Лисия …. 49
Первый перерыв между речами ….53
Первая речь Сократа ….56
Второй перерыв между речами….61
Вторая речь («палинодия») Сократа ….64
Финал диалога ….79
Интерпретация …. 107
I. Вступление (227a1–230e5) …. 107
II.«Эротическая» речь Лисия (230e6–234c5) …. 110
III. Первый перерыв между речами (234c6–237a6) …. 120
IV. Первая речь Сократа (237a7–241d3) …. 122
V. Второй перерыв между речами (241d4–243e8) …. 126
VI. Вторая речь («палинодия») Сократа (243e9–257b6) …. 127
VII. Финал диалога (257b7–279c8) …. 149
Примечания …. 175
Библиография …. 212
Список сокращений …. 219
Указатель имен …. 220
«Наследие Платона»
«Наследие Платона» — серия новых переводов текстов Платона, подготовленных в рамках деятельности межрегиональной общественной организации Платоновское философское общество.
Проект был поддержан Фондом поддержки и сохранения культурных инициатив Собрание в 2012 году и в настоящий момент группой ученых из Москвы и Санкт-Петербурга завершена работа над новыми переводами пяти диалогов Платона: «Парменид», «Федр», «Софист», «Политик», «Теэтет». Переводы планируется опубликовать в 2017–2018 годах.
Для любой развитой научной традиции является нормой регулярное обращение к классическим текстам с целью пересмотра имеющихся переводов и трактовок. Изменение научного горизонта, научного языка, накопление новых данных, появление новых трактовок тех историко-философских доктрин, которые казались школьными и незыблемыми, приобрело в последние десятилетия кумулятивный характер. Изучение корпуса текстов Платона не является исключением в этом процессе. Помимо широко известных «тюбингенских» трактовок платоновских текстов, а также «теории развития», которая объясняет особенности сочинений основателя Академии путем отнесения их к раннему, зрелому и позднему периоду его творчества, сформировались и новые подходы: в частности, институциональный, аналитический, драматический. Современные методологии позволяют по новому взглянуть на идеи, которые обсуждают персонажи диалогов, на логическую и драматическую структуру произведений Платона, соотнести различные тексты друг с другом. Все это накладывает свой отпечаток и на переводческую деятельность: новые переводы не просто уточняют какие-то детали или недочеты в тех, что были изданы в классическом собрании сочинений Платона 1968–1972
годов. Они готовятся на основе иных методологических позиций и учитывают — в меру сил — имеющийся зарубежный опыт исследования платоновского корпуса (там появление очередных переводов классических текстов каждые 20–25 лет является нормой).
Переводы, публикуемые в настоящей серии, сопровождаются введением, обширными комментариями, приложениями и указателем. Все это позволит читателю и особенно специалисту, занятому историей философии, историей культуры и словесности, воспринять все богатство обертонов платоновской мысли и платоновского философского языка, а также погрузиться в контекст современного платоноведения и антиковедения. Каждый из томов «Наследия Платона» — отдельное исследование, касающееся широкого круга тем, связанных с публикуемым текстом. И, если учесть особую важность текстов Платона для судеб русской культуры, новое обращение к нему представляется как уместным, так и актуальным.
Публикуемый перевод диалога «Федр», а также Введение, Интерпретация, Комментарии и Указатель имен к нему подготовил Алексей Анатольевич Глухов, кандидат философских наук, доцент школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Благодарности
Автор издания выражает свою глубокую признательность коллегам, друзьям и спонсорам, без помощи которых этот проект не мог быть осуществлен: И. А. Протопоповой, А. В. Михайловскому, О. В. Алиевой, М. А. Маяцкому. Особую и самую искреннюю благодарность я хотел бы адресовать Ю. А. Шичалину за бесценные советы в работе над переводом.
Научное издание
Платон
Федр
Директор издательства Р. В. Светлов
Ответственный редактор А. А. Галат
Редактор В. П. Никоноров
Художник О. Д. Курта
Корректор А. А. Борисенкова
Верстка В. А. Смолянинова
Подписано в печать: 1.06.2017
Формат 60×90 1/16. Печать офсетная
Усл. печ. л. 14,5. Тираж 1000 экз.
Заказ № 39
Издательство РХГА
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
Тел.: (812) 310-7929, +7 (981) 699-6595;
факс: (812) 571-30-75
E-mail: [email protected]
http://irhgа.ru
Отпечатано в типографии ООО «ИПК БИОНТ»
199026, Санкт-Петербург, Средний пр., д. 86
28. Платон. Учение о душе («Федон», «Федр»).
Федон. Диалог Эхекрата и Федона. Идет разговор о казни Сократа. Сократ долго пробыл в тюрьме из-за того, что Афиняне по принятому обычаю отправляли на Делос корабль со священным посольством. Федон рассказывает Эхекрату о смерти Сократа: Сократ казался счастливцем. Умирал бесстрашно и благородно. Все друзья, которые были в тюрьме, то смеялись, то плакали, особенно Аполлодор. Друзья каждый день навещали Сократа, встречаясь с ним ранним утром. Проводили с Сократом целый день. В день казни рядом с Сократом сидела Ксантиппа с ребенком. Её увели. Сократ говорит, что приятное как бы срастается с мучительным(прежде ноге было больно от оков, а теперь – приятно после их снятия). Сократ в тюрьме сочинил стихи – переложение Эзоповых притч и гимнов в честь Аполлона. Сократ написал стихи затем, чтобы проверить значение сновидений, не стихами ли ему нужно заниматься. Во сне он часто слышал слова: «Твори и трудись на поприще муз». Всю жизнь он думал, что это призыв заниматься философией, а тюрьме решил, что возможно нужно заниматься обычным искусством – писать стихи. Заканчивать жизнь самоубийством не дозволено, потому что люди находятся как бы под стражей и им не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать. О нас пекутся и заботятся боги и поэтому мы часть божественного достояния. Сократ говорит, что отойдет к другим богам, мудрым и добрым и к умершим, которые лучше живых. Поэтому философы должны умирать с легкостью. Человек, который посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага. Занимаясь философией, люди заняты умиранием и смертью. «Быть мертвым значит, что тело, отделенное от души, существует само по себе и душа сама по себе.
1-ое: Взаимопереход противоположностей. Есть древнее учение, которое гласит, что живые возникают из умерших(из малого становится большим, из хорошего плохим и т.д). Противоположное возникает из противоположного. Жизнь и смерть противоположны и возникают друг из друга. Между ними возможны 2 перехода: пребывание в Аиде и оживание. Если бы все умирало и не оживало, то в конце концов все оказалось бы мертвым и жизнь бы исчезла.
2-ое: знание как припоминание того, что было до рождения человека. Когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос, если вопрос задан правильно. Знание – это припоминание, потому что человек, что-то увидев или услыхав, не только узнает это, но и примысливает нечто иное, принадлежащее к иному знанию(влюбленные,когда видят лиру, узнают, что она принадлежит их возлюбленному). Припоминать можно по сходству и по несходству. Знание о равенстве мы берем от равных вещей – так кажется на первый взгляд, но на самом деле мы знаем о равном до того, как увидели равные предметы, потому что с помощью этого знания мы судим об их равенстве.
«Бытие само по себе мы знаем до рождения(прекрасное, равное и т.д).3-е: Самотождество идеи(эйдоса) души. Целые вещи всегда постоянны и неизменны, а составные вещи в разное время неодинаковы и неизменностью не обладают. Составные вещи можно ощутить с помощью органов чувств, а неизменные сущности безвидны и незримы, поэтому их можно постичь только с помощью размышления. Безвидное всегда неизменно, а зримое меняется. Душа безвидна, она сродни миру идей, т.к он тоже безвиден. Душа схожа с божественным, а тело – со смертным. Душа философа легко расстается с телом и в Аиде блаженствует. А человек, связанный с телесным, ставивший на первое место телесное, его душа отяжелела от связи с телом и после смерти такие души видны(призраки). Так блуждают души дурных людей. Кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству, тот перейдет в породу ослов и т.д. Кто был рассудительным и справедливым(но без философии), окажется среди пчел,ос, муравьев или из них произойдут воздержанные люди.
4-ое: теория души как эйдоса(идеи) жизни. В молодости Сократ занимался познанием природы. Сократ об Анаксагоре: Ум у него остается без всякого применения и порядок вещей не возводится ни к каким причинам, но приписывается воздуху, воде и другому. Сократ так и не узнал от Анаксагора причину всего. И Сократ решил прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия. Существует прекрасное само по себе и др. Все прекрасное существует через причастность к прекрасному самому по себе. Любая вещь возникает из причастности к особой сущности. Сама противоположность никогда не перерождается в собственную противоположность, ни в нас, ни в природе. Ряд чисел всегда четен, хлтя полностью с четным ни одно из них не совпадает. Тройка не противоположна четному и тем не менее не принимает его, ибо привносит нечто всегда ему противоположное. Значит, не только противоположное не принимает противоположного, но и то, что привносит нечто противоположное в другое, никогда не примет противоположного ему. Чтобы число сделалось нечетным, в нем должна появиться единица.
Этические выводы из учения о душе: если душа бессмертна, она требует заботы во все времена. Душа не уносит в Аид с собой ничего, кроме воспитания и образа жизни. На дороге в Аид много перекрестков и человек идет по ней с провожатым. Нечистая душа блуждает одна во всяческой нужде и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии которых она с необходимостью водворяется в обиталище.
Космологические выводы: земля кругла и находится посреди неба, однородность неба удерживает землю от падения. Земля велика, греки занимают лишь малую ее часть. Люди живут в одной из земных впадин. Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на яркий мяч. Камни на земле гладкие, прозрачные, это наши сердолики, яшмы-осколки, которые попадают нам в впадину. На земле живут люди, они в глубине суши, другие на краю воздуха. Эти люди живут дольше нас. Спутник всего этого – полное блаженство. Самая большая там река – Океан.
Федр. Диалог Федра и Сократа. Федр идет от Лисия. Федр рассказывает Сократу о сочинении Лисия. Лисий написал о попытке соблазнить одного из красавцев. Лисий уверяет, что надо больше угождать тому, кто не влюблен, чем тому, кто влюблен. Федр выучил это сочинение и хотел поупражняться на Сократе. Но Сократ увидел у Федра свиток с сочинением и решил почитать. Они устроились на том месте, где Борей похитил Орифию. Сократ говорит, что не хочет думать, на самом ли деле все это было, т.к он пока не познал самого себя. Сочинение Лисия: влюбленные могут отказаться от своей любви, а невлюбленным не от чего отказываться. Невлюбленным ничто не мешает с большей готовностью делать все, чем они рассчитывают кому-нибудь угодить. Влюбленные сами соглашаются с тем, что они скорее больны, чем находятся в здравом рассудке. Легче выбрать наиболее подходящего себе человека, чем человека из влюбленных.
Влюбленные, считая, что их собственные восторги разделяются другими людьми, будут превозносить себя в рассказах и давать понять всем, что их старания были не напрасны; а невлюбленные, владея собой, вместо людской молвы изберут нечто лучшее. Многое влюбленных огорчает и они считают, будто все совершается им во вред. Влюбленные лишают любимого человека друзей. А кому не довелось влюбиться, но кто благодаря своим достоинствам добился того, в чем нуждался, тот не будет иметь ничего против людей общительных. «Ты сам станешь лучше, если послушаешь меня, а не влюбленного. Влюбленные одобряют все, что говорится и делается». Следует скорее жалеть тех, в кого влюбляются, чем завидовать им. Без влюбленности возможна долговечная дружба. Следует угождать не всякому, кому это требуется, а тем, кто всего более может отблагодарить. От этого не должно быть никакого вреда, а лишь польза для обоих.Сократ сказал о сочинении Лисия, что тот сосредоточил внимание на красноречии, а не на смысле. Замечания Сократа: Лисий по несколько раз выражает одно и тоже. Сократ слышал лучшее от Сапфо или от других писателей. Очевидна рассудительность невлюбленного и нерассудительность влюбленного – в этом прав Лисий. Сократ говорит свою речь: жил мальчик и в него многие были влюблены. Один из них был лукав и притворился, что не влюблен. И стал убеждать юношу в том, будто невлюбленному нужно скорее уступить, чем влюбленному. Влюбленный говорит: «В каждом из нас есть 2 начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они ни повели; одно из них врожденное – влечение к удовольствиям, другое – приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремления к нему. Когда мнение о благе берет верх, это называется рассудительностью. Если берет верх первое – то это необузданность. Любовь – это влечение, которое возобладало над разумом. Человек, подчиняющийся влечению, раб наслаждения, непременно делает своего любимца таким, каким он ему будет всего приятнее. Любящий добровольно не переносит, чтобы его любимец превосходил его или был ему равен, но всегда старается сделать его слабее и беспомощнее. Влюбленный отстраняет своего любимца от многих других видов общения и тем самым наносит ему вред, не подпускает его к божественной философии, боясь, что тот начнет им пренебрегать. Значит, попечение и об-во человека, охваченного любовью, никак не могут быть полезными для духовного склада юноши. Влюбленный пожелал бы, чтобы его любимец был лишен самого дорогого, верного и божественного достояния: чтобы тот лишился отца, матери, родственников, друзей. Желая как можно дольше пользоваться тем, что ему сладостно, влюбленный хотел бы, чтобы его любимец как можно дольше оставался безбрачным, бездетным, бездомным. Влюбленный хочет постоянно быть с любимым, и возлюбленный может дойти от этого до крайней степени отвращения, видя уже немолодое лицо. После того, как влюбленность проходит, человек становится вероломным. Бывший влюбленный бежит. Сократ закончил речь. Он понимает, что в этой своей речи он погрешил против Эрота, сказав, что любовь – это зло. Сократ советует Лисию как можно скорее написать, что надо больше угождать влюбленному, чем невлюбленному. Сократ продолжает рассказ: тому же мальчику говорит речь Стесихор: неистовство не является злом. Величайшие для нас блага возникают от неистовства, когда оно уделяется нам как божий дар. Древние не считали неистовство безобразием или позором(например, прорицание считалось священнее птицегадания). Неистовство у человека от бога, а рассудительность – это свойство человека. Существует неистовство, посланное музами – оно проявляет себя в творчестве. Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. Неистовство боги даруют для величайшего счастья. 5-ое доказательство бессмертия души: всякая душа бессмертна, потому что все вечнодвижущееся бессмертно. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестанет и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется. Бессмертно все движимое самим собою. Душа непорождаема(т.е сущ. вечно). Душа как крылатая парная упряжка и возничий. У богов и кони и возничий благородны и происходят от благородных. Это наш повелитель правит упряжкой(волевое начало), а кони – один благороден(разумное начало), а другой противоположен ему(вожделеющее начало). Всякая душа распространяется по всему небу, принимая порой разные образы. Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит с миром, если она теряет крылья, то наталкивается на что-нибудь твердое и вселяется туда, получив земное тело. Сопряжение души и тела получило название смертного. Почему крылья отпадают от души? Крылья души вскармливаются божественным, а от его противоположного – от безобразного, дурного – она чахнет и гибнет. На небе за Зевсом следует воинство богов и гениев, выстроенное в 11 отрядов. Отправляясь на праздничный пир, они поднимаются к вершине на краю поднебесного свода, колесницы богов легко совершают свой путь, но души людей движутся с трудом, потому что конь, причастный злу, всей тяжестью тянет к земле, от этого душе приходится мучиться. Души, когда достигнут вершины, выходят наружу и останавливаются на небесном хребте, они созерцают все, что за пределами неба. Занебесную область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, зримая лишь кормчему души – уму; не нее то и направлен истинный род знания. Мысль бога питается умом и чистым знанием, как и мысль всякой души, которая стремится узреть подлинное бытие, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод не перенесет все по кругу опять на то же место. Она созерцает справедливость, рассудительность, знание – содержащееся в подлинном бытии, а не в нашем мире. Такова жизнь богов. Остальные души: та душа, которая уподобилась богу, у него голова возничего поднимается в занебесную область, но ей не дают покоя кони, и она с трудом созерцает бытие. Другая душа то поднимается, то опускается, кони рвут так сильно, что она одно видит, а другое – нет. Остальные души тоже стремятся вверх, они носятся по кругу в глубине, топчут друг друга, пытаясь опередить одна другую. Возничим с ним не справится, у многих часто ломаются крылья. Им не достичь созерцания подлинного бытия и они, отойдя, довольствуются мнимым пропитанием. Душа, видевшая всего больше, попадет в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней – в плод царя; третья – в плод государственного деятеля; 4-ая –в плод человека, занимающегося врачеванием тела; 5-ая – прорицатель; 6-ая – поэт; 7-ая – ремесленник или земледелец; 8-ая – софист; 9-ая – тиран. Кто проживет, следуя справедливости, получит лучшую долю, а кто ее нарушит – худшую. Душа не окрылится раньше 10 тыс лет, за исключением души, возлюбившей мудрость(окрылится через 3 тыс лет, если выберет такой путь 3 раза подряд). Остальные после 1-ой жизни подвергаются суду, а после приговора одни отбывают наказание, сошедши в подземные темницы, а те, кого Дикэ облегчила от груза и подняла в область неба, ведут жизнь соответственно той, какую они прожили в человеческом облике. Через 1 тыс лет души выбирают себе 2-ую жизнь. Человек может припоминать то, что видела душа, когда сопутствовала богу. Окрыляется только разум философа — у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен бог. Только человек, пользующийся такими воспоминаниями, становится подлинно совершенным.
4-ый вид неистовства(первые 3 – любовь, творчество, прорицание): когда человек смотрит на здешнюю красоту и припоминает красоту истинную, он окрыляется и глядит вверх, пренебрегая тем, что внизу. Это наилучший вид исступленности(исступленность – мания). Причастный к такому неистовству любитель прекрасного называется влюбленным. Мало душ, у которых сильна память. В здешних подобиях нет вовсе отблеска справедливости и всего другого, ценного для души, но очень немногим все же удается разглядеть при помощи наших несовершенных органов, к какому роду относится то, что изображено. Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда. Красота сияла там среди всего. Человек, очень давно там бывший и испорченный, не слишком стремится отсюда туда. Восприняв глазами красоту, у человека растут крылья. Глядя на красоту юноши, душа растет, вдали от него печалится и не растет. Эрот(Птерот) заставляет расти крылья. В сонме которого из богов был человек, того он и почитает и тому подражает(в первом рождении). Те, кто следовал за Герой, ищут юношу царственных свойств и ведут себя с ним точно также. Один из коней рассудителен и совестлив, он друг истинного мнения, его не надо погонять бичом, можно направлять его приказанием и словом. Второй некрасив, друг наглости и похвальбы, еле повинуется бичу. В конце концов, возничий и первый конь подаются туда, куда он их тянет, уступают и соглашаются выполнить его веления. От постоянного притеснения 2-ой конь может отбросить наглость и смиренно следовать намерениям своего возничего. Тот кто влюблен, чтит предмет любви как богоравного. А у юноши всего лишь подобие, отображение любви к влюбленному. Если победят лучшие духовные задатки человека, его склонность к порядку в жизни и философии, то они проводят жизнь в единомыслии не нарушают скромности, поработив то, от чего возникает испорченность души. После смерти – одна из их жизней приблизила их к занебесному миру. Далее Сократ говорит, постыдно писать сочинения безобразно и злонамеренно. Разговор заходит о цикадах, обитающих вокруг. По преданию, цикады некогда были людьми, еще до рождения муз. А когда родились музы, некоторые из этих людей забыли о еде и увлеклись пением, после их смерти от них пошла порода цикад. После смерти цикады извещают муз о людях, которые их(муз) чтили. Когда оратор, не знающий, что такое добро, а что – зло, выступит перед такими же несведущими гражданами с целью их убедить, будет расхваливать зло, выдавая его за добро и убедит толпу сделать что-либо плохое вместо хорошего. Ораторство – это не искусство. Подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины. Оратор в своем искусстве должен различать, в чем единство мнения, а в чем – нет. Любовь – это тот предмет, относительно которого есть разногласия. Сократ обсуждает речь Лисия: все в речи набросано как попало. Неистовство бывает 2-ух видов: одно – следствие человеческих заболеваний, другое же – следствие божественного отклонения от того, что обычно принято. Божественное неистовство делится на 4 части: вдохновенное прорицание восходит к Аполлону, посвящения в таинства – к Дионису, творческое неистовство – к музам, 4-ое к Эроту и Афродите. В первом сочинении выделена любовь как часть неразумной стороны души, во второй речи восхвалили божественную любовь. Те, кто охватывает взглядом единое и множественное – диалектики. На первом месте в речи должно быть вступление, на 2-ом – изложение и свидетельства, на 3-ем – доказательства, на 4-ом – правдоподобные выводы, а также подтверждение и добавочное подтверждение. А также нужно применять опровержение и добавочное опровержение. Речь должна быть ни длинна, ни коротка, а в меру. А под конец нужно напомнить слушателям обо всем сказанном – это все софистика(все эти советы). Этому учат под видом искусства красноречия. Софисты обладают лишь необходимыми предварительными сведениями и считают, что изобрели ораторское искусство. Чтобы стать настоящим оратором, у человека должны быть к этому природные задатки и он должен упражняться в этом. «Перикл всех превзошел в красноречии, сблизившись с Анаксагором, Перикл преисполнился познания возвышенного и постиг природу ума и мышления, и отсюда извлек пользу для искусства красноречия. Для красноречия нужно разбираться в природе души, применять беседы и надлежащие занятия, чтобы привить умение убеждать и добродетель. Если кто-то всерьез преподает ораторское искусство, прежде всего он будет говорить о душе и наглядно покажет, едина ли она по своей природе, или у нее много видов. Это называется показать природу какой-либо вещи. Потом он установит, какую душу и какими речами можно убедить. Поскольку сила речи заключается в воздействии на душу, тому, кто собирается стать оратором, необходимо знать, сколько видов имеет душа. Все изученные виды речей он должен применять кстати и вовремя. Не нужно заноситься высоко и пускаться в длинные рассуждения. «Истина не важна – главное правдоподобие» — так говорят люди, считающие себя ораторами(к ним относится Лисий). Недостатки письменной речи: Из-за письма люди становятся мнимомудрыми вместо мудрых, люди из-за этого трудны для общения, многое знают понаслышке. Порождения письменности стоят, как живые, а спросишь их – они величаво и гордо молчат. Всякое сочинение, однажды записанное, находится в обращении везде – и у людей понимающих и у тех, кому не подобает их читать. И сочинение не знает, с кем оно должно говорить, а кем – нет. Если сочинение ругают, оно нуждается в помощи своего отца, само не способно защититься. Человек должен писать ради забавы, ради того, чтобы обновить свою память в старости и для тех, кто пойдет по его следам.
Искусство диалектики: взять подходящую душу и сеять в ней речи. Если человек составил свои произведения, зная, в чем заключается истина, и сможет защитить их, то такого человека следует называть не по его сочинениям, а по той цели, к которой были направлены его старания(он философ).
29. Платон. Учение об идеях. Идея – это вид (эйдос-вид). Сама идея – это рисунок умственной сущности. Речь у Платона идет о видах. Виды живут сами по себе в пространстве, а идеи не живут. Термин «идея» впервые появляется в диалоге «Менон». Теория идей изложена в 6, 7 книгах «Государства». В «Пармениде» Платон пишет, что является идеей, а что нет. В 6-ой книге описывается восприятие идеи Блага. А также в «Филебе» говорится об идее блага. Благо – высшая и предельная идея в иерархии идей. Все идеи благие, потому что на них падает свет идеи блага. Демиург взирая на благо, выстраивает весь космос. 8 значений идеи у Платона:
1) Логический вид
2)формы, облекающие материю
3) «уссия»-сущность
4) «логос» — понятия о существующем.
5) образцы, по которым творятся вещи
6) идеи – причины того, что вещи существуют именно как такие, а не иные.
7) ради идеи(цели) вещи существуют и изменяются.
8)каждая вещи принимает участие в своей идее подражанием идеи. Все естественные вещи стремятся к своей идее.
Федр Сводка | GradeSaver
Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
к Платон
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
Сократ встречает Федра в Афинах. Федр провел утро, слушая речь Лисия о любви, и теперь он желает прогуляться за городом. Поскольку Сократ проявляет большой интерес к речи Лисия, Федру удается заманить его в сельскую местность. У Федра есть копия речи Лисия, и он прочитает ее Сократу.
Речь Лисия утверждает, что в педерастических отношениях мальчик должен отдавать свои услуги старику, который не любит, а не тому, кто влюблен. Любовник, утверждает Лисий, сумасшедший и поэтому склонен к нездоровым наклонностям, которые не могут принести пользу мальчику. С другой стороны, нелюбовник предложит мальчику стабильную и поучительную дружбу.
Федр считает эту речь превосходной в том смысле, что она предлагает обширный аргумент в пользу обсуждаемой темы. Но Сократ не разделяет восхищения Федра. Он опровергает точку зрения Федра, предполагая, что Лисий больше интересовался стилем, чем содержанием. Более того, с точки зрения содержания Сократ утверждает, что он может лучше составить речь, опираясь на идеи, заимствованные у других писателей.
Первая речь Сократа является аналогом аргумента Лисия. Вместо того, чтобы представлять преимущества нелюбящего, Сократ обращается к негативным влияниям любовника. Любовь, или eros , — это форма безумия, при которой врожденное стремление к красоте перевешивает чувство морали и контроля. Такое безумие губит и душу, и тело мальчика и не принесет ему никакой пользы. Этим аргументом Сократ заканчивает свою речь.
Федр, однако, остается неудовлетворенным: он думал, что Сократ собирается продолжить и представить преимущества любовника. Сократ оправдывает свой вывод тем, что он был вдохновлен нимфами и не хотел увлекаться. Но когда Сократ собирается вернуться в Афины, появляется божественный знак и предостерегает его от преждевременного возвращения. Сократ интерпретирует это как знак того, что он оскорбил богов. Таким образом, он намеревается исправить ситуацию второй речью 9 сентября.0017 эрос .
Вторая речь Сократа, известная как его Великая Речь, устанавливает всеобъемлющую важность эроса в жизни. Есть четыре типа божественного безумия, происходящие от Аполлона, Диониса, Муз и Афродиты — последним из них является eros . Чтобы понять, что любовь есть божественное и благотворное безумие, Сократ уподобляет душу колеснице с двумя лошадьми и возничим. Величайшее благо для души — вырастить крылья и летать по небесам с богами. Если душа сильна и управляет своими конями, она увидит за небесами такие истинные Идеи, как Красота и Самопознание. Однако у человеческих душ есть плохая лошадь, и в конце концов они снова упадут на землю. Теперь, когда душа мельком видит прекрасного мальчика на земле, она вспоминает о видении Красоты, которое она видела за пределами небес. В результате тоска есть эрос. Душе, которая сможет обуздать такое стремление, будет даровано философское благо — скорое возвращение на небеса через три тысячи лет вместо десяти тысяч лет.
После того, как Сократ завершает свою Великую речь, диалог переходит к обсуждению риторики и письма. На Федра повлиял софистический взгляд на риторику, согласно которому убеждение превосходит истину в искусстве риторики. Сократ бросает вызов этому аргументу, демонстрируя пагубное влияние разговоров, не зная истины. Риторика, по сути, руководит душой. Таким образом, ритор должен понимать души разных аудиторий и говорить соответственно. Такое понимание нельзя почерпнуть из книг по риторике. Истинная риторика включает в себя диалектику, которая включает в себя сбор и разделение знаний о предмете естественным образом. Это искусство диалектики можно приобрести только систематическим философствованием о природе жизни и души. Таким образом, согласно Сократу, истинное искусство речи предназначено для философов.
Последняя тема обсуждения между Сократом и Лисием касается технологии письма. Сократ рассказывает миф о боге Тевте, который открыл письменность и передал ее египтянам. Когда Тевт представил письменность египетскому царю Тамусу, он провозгласил ее средством, которое увеличит мудрость и память. Но Тамус ответил, что письмо увеличит забывчивость, а не память. Ибо вместо того, чтобы усваивать и понимать вещи, студенты будут полагаться на письмо, чтобы напомнить себе о различных вещах. Более того, студенты будут подвергаться воздействию многих идей без их должного осмысления. В связи с этим Сократ критикует письмо в основном потому, что это не речь: оно не может различать аудиторию и не может отвечать на вопросы или критику. Таким образом, философ будет использовать только диалектическое письмо, да и то только для собственного развлечения.
Подтвердив важность философии как для устного, так и для письменного дискурса, Федр и Сократ отправились обратно в город.
Купить учебное пособиеКак цитировать https://www.gradesaver.com/phaedrus/study-guide/summary в формате MLA
Курияма, Таро. Киссель, Адам изд. «Резюме Федра». GradeSaver, 8 марта 2008 г. Интернет. Цитировать эту страницуФедр Вопросы и ответы
Раздел «Вопросы и ответы» для «Федра» — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.
Как Платон, используя интегративное мышление, в конечном итоге находит способ соединить эротическую любовь, красоту и абсолют в единое целое?
Платоновская Республика рассматривает эрос как опасную, но важную часть души философа. Точно так же в Федре Сократ показывает эрос как божественное безумие, которым должна быть в состоянии управлять душа философа. В педерастических отношениях эрос…
Автор вопроса Синтия д # 950228
Ответил Аслан Просмотреть все ответыВопрос 😀
Фаэтон, молодой человек, отправляется во Дворец Солнца, чтобы встретиться с Аполлоном и выяснить, действительно ли бог солнца является его отцом. Аполлон говорит, что да. Чтобы доказать это, он даст Фаэтону все, что захочет, поклявшись рекой Стикс, что подарит…
Автор вопроса Фред С # 509661
Ответил Аслан Просмотреть все ответыКак человеческие души относятся к истине?
Сократ уподобляет души людей и богов колесницам, ведомым двумя крылатыми конями. У богов есть лошади исключительно хорошей породы, и поэтому они могут вечно летать на небесах. Души человеческие, однако, все отягощены сочетанием доброго…
Автор вопроса Иа Т № 502942
Ответил Аслан Просмотреть все ответы Задайте свой вопросУчебное пособие по Федру | GradeSaver
Учебное пособие по Федру | GradeSaverЛучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
к Платон
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
Ученые расходятся во мнениях относительно даты написания платоновского «Федра». Это примечание сверяется с версией, отредактированной и переведенной Александром Нехамасом и Полом Вудраффом, которые отмечают, что вторая речь Сократа «похоже, намекает на многие идеи, выраженные Платоном в Меноне , Федоне и Республике . «(ХIII). Следовательно, дата сочинения была с некоторой уверенностью помещена между 375 и 365 г. до н.э.
В отличие от многих других платонических диалогов, Федр буквально является диалогом, разговором исключительно между двумя людьми. В диалоге с юным любителем речи Федром Сократ развивает идеи о природе эроса, риторики, философии и души. Немецкий богослов и философ Фридрих Шлейермахер отмечал, что диалог «обычно носит второе название «Или о прекрасном»; иногда его называют «О любви и разуме»» (48). Такие заглавия — несомненно, добавленные рукой позже, чем у Платона, — свидетельствуют о принципиальной неопределенности центральной темы диалога. Первая половина диалога посвящена теме eros , тогда как во второй половине делается явный перерыв в риторике. Служит ли философия или «Разум» объединяющей темой? Этот мета-вопрос лежит в основе многих вопросов, которые непосредственно поднимает диалог.
Федр во многом странный, несократический диалог. Во-первых, Сократ покидает пределы Афин. Оказавшись в сельской местности, божественное безумие богов и нимф вдохновляет его произносить речи. Учитывая продемонстрированное Сократом отвращение к длинным речам, великолепная вторая речь Сократа так же удивительна, как и его непреодолимое желание услышать речь Лисия о любви.
Что это значило для Платона? Верил ли Платон взглядам, изложенным Сократом? Помните, что в сократовском диалоге всегда есть как минимум два разговора: один — между Сократом и собеседником, а другой — между Платоном и читателем. О чем Платон заставляет задуматься читателя, исследуя взаимодействие Сократа и Федра?
Для более подробного ознакомления с диалогом и его местом среди других платонических диалогов см. введение к диалогу в редакции Нехамаса и Вудраффа.
Купить учебное пособиеКак цитировать https://www.gradesaver.com/phaedrus в формате MLA
Курияма, Таро. Киссель, Адам изд. «Руководство по изучению Федра». GradeSaver, 8 марта 2008 г. Интернет. Цитировать эту страницуФедр Вопросы и ответы
Раздел «Вопросы и ответы» для «Федра» — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.
Как Платон, используя интегративное мышление, в конечном итоге находит способ соединить эротическую любовь, красоту и абсолют в единое целое?
Платоновская Республика рассматривает эрос как опасную, но важную часть души философа. Точно так же в Федре Сократ показывает эрос как божественное безумие, которым должна быть в состоянии управлять душа философа. В педерастических отношениях эрос…
Автор вопроса Синтия д # 950228
Ответил Аслан Просмотреть все ответыВопрос 😀
Фаэтон, молодой человек, отправляется во Дворец Солнца, чтобы встретиться с Аполлоном и выяснить, действительно ли бог солнца является его отцом. Аполлон говорит, что да. Чтобы доказать это, он даст Фаэтону все, что тот пожелает, поклявшись рекой Стикс, что дарует…
Автор вопроса Фред С # 509661
Ответил Аслан Просмотреть все ответыКак человеческие души относятся к истине?
Сократ уподобляет души людей и богов колесницам, ведомым двумя крылатыми конями. У богов есть лошади исключительно хорошей породы, и поэтому они могут вечно летать на небесах.