Гений Платон: творчество, метод, открытия: VIKENT.RU
«Всё, что вызывает переход из небытия в бытие,
творчество, и, следовательно,
создание любых произведений искусства и ремесла
можно назвать творчеством,
а всех создателей их – творцами»
Платон, Пир / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1993 г., с. 115.
Древнегреческий учёный, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».
Платон — создатель первой в европейской культуре целостной философской концепции, положившей начало расхождению двух линий в философии: идеалистической и материалистической, которая традиционно связывается с именем Демокрита, которого Платон ни разу не упоминает в своих сочинениях, хотя они жили примерно в одно и то же время…
Как заметил логик Альфред Уайтхед: «вся европейская философия на самом деле — ряд примечаний к Платону».
Платон придерживался идеи бессмертия и переселения души, а также существования неких идеальных идей — эйдосов, проекция которых и даёт несовершенный материальный мир.
После знакомства с Сократом приблизительно в 407 до н.э., Платон сжёг свои юношеские стихи, отказался от принятой в его кругах афинской аристократии политической карьеры и решил всю жизнь посвятить философии.
«После гибели Сократа Платон пришёл к выводу, что все существующие государства безнравственны, и решил создать проект государства справедливого, которое он надеялся учредить, убедив в преимуществах своего плана какого-нибудь монарха. Чтобы собрать материал для своего проекта, Платон отправился в путешествие: он хотел познакомиться с государственным устройством соседних стран. Платон путешествовал 12 лет, посетил Египет, Киренаику, Южную Италию, Сицилию. В Египте Платона заинтересовало наследственное разделение труда между сословиями, в Великой Греции — союзы пифагорейцев, объединявшие местных аристократов. Вернувшись, Платон основал в Афинах, в роще героя Академа, свою школу, которая стала называться Академией».
Ботвинник М.Н., Греческая культура VII-IV веков до н.э. / История древнего мира. Расцвет древних обществ, Книга 2, М., «Наука» 1989 г., с. 269.
«Платон имел много врагов, как политических и философских, так и личных. Клеветам поэтому не было конца. Его обвиняли в надменности, завистливости и непомерном честолюбии: циник Диоген говаривал, что в самом желании Платона не казаться гордым скрывается страшная гордость, а пылкий Аполлодор, в порыве ненависти, воскликнул однажды, что он с большей готовностью принял бы от Сократа чашу с ядом, нежели из рук Платона кубок вина. Ему приписывали крайнюю неуживчивость, раздражительность и ревность к чужой славе, и его представляли позднейшие предания ссорящимся с Ксенофонтом, Аристиппом, Аристотелем и даже бросающим грязью в память самого Сократа. Его поведение, дальше, выставляли как прямую противоположность тому, чему он учил в своей этике, и к Дионисию (правитель Сиракуз на Сицилии – Прим. И.Л. Викентьева), говорили, он ездил потому, что слыхал много хорошего… о сиракузской кухне! Ему отказывали даже в таланте и оригинальности, говоря, что большинство его диалогов написаны были вовсе не им, а Антисфеном, Аристиппом и другими философами того времени, и что «Тимей», одно из главных его сочинений, представляет не что иное, как пересказ одной пифагорейской книги, приобретённой им за баснословную цену в 100 мин! Ему, наконец, отказывали даже в том, что составляло, по тогдашним понятиям, неотъемлемую принадлежность всякого свободного человека, а именно независимость в материальном отношении: поговаривали, что он был беден, нуждался и должен был для снискания себе пропитания торговать оливковым маслом. Он даже собирался будто бы наняться в солдаты».
Орлов Е.Н., Платон / Сократ; Платон; Аристотель; Бруно: биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф. Ф. Павленкова), СПб, ЛИО «Редактор», 1995 г., с. 79.
Характерно, что Платон отказывал актёрам и поэтам в праве на существование в своём идеальном государстве, поскольку они изменчивы и непредсказуемы… В книге третьей «Государства» Платона есть следующие строки: «Если же человек, обладающий умением перевоплощаться и подражать чему угодно, сам прибудет в наше государство, желая показать нам свои творения, мы преклонимся перед ним как перед чем-то священным, удивительным и приятным, но скажем, что такого человека у нас в государстве не существует и что не дозволено здесь таким становиться, да и отошлём его в другое государство, умастив ему главу благовониями и увенчав шерстяной повязкой».
Основатель Академии, просуществовавшей почти 1000 лет.
Ученики: Аристотель, геометр Евклид, астроном Евдокс и многие другие.
ВИДЕО: ЖИЗНЬ и ИДЕИ ПЛАТОНА.
Философия Платона.
Платон является крупнейшим древнегреческим философом. Его учителем был сам Сократ. Платон – основатель Академии – собственной школы философии. Также отметим, что именно он является основоположником идеалистического направления философии.
Философия Платона, кратко о которой говорить нельзя, внесла большой вклад в развитие данной науки. Этот человек был не только прекрасным мыслителем, но и учителем, который способен зарождать в учениках тягу к знанию. В отличие от своего учителя он оставил после себя много письменных трудов. Самые важные из них:
— Апология Сократа;
— Законы;
— Государство;
— Горгий;
— Пармелид;
— Феодон.
Многие его произведения написаны в форме диалогов.
Философия Платона
Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:
— окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;
— реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;
— мир – это не что иное, как отражение чистых идей;
— чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;
— все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.
Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.
Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.
От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.
Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое — ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.
Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.
Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:
— монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;
— тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;
— аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;
— олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;
— демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;
— тимократия. Несправедливая власть большинства.
Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.
Платон и Аристотель
Философия Платона и Аристотеля имеют много общего. Это и неудивительно, так как второй является учителем первого. Аристотель критиковал Платона за его чистые идеи, так как считал, что мир постоянно меняется – рассматривать что-либо можно только с учетом произошедших вокруг изменений. По Аристотелю существуют только конкретно определенные и единичные вещи, а чистые идеи на самом деле невозможны и нелогичны.
Четыре причины, почему Платон имеет значение
Философия|Время чтения: 3 минуты
Платон посвятил свою жизнь одной цели: помочь людям достичь состояния удовлетворения. По сей день его идеи остаются глубоко актуальными, провокационными и увлекательными. Философия для Платона была инструментом, помогающим нам изменить мир.
В этом коротком видео Ален де Боттон напоминает нам о четырех основных идеях, которые Платон придумал для того, чтобы сделать жизнь более полноценной.
Расшифрованные основные моменты ниже.
1. Думайте больше
Мы редко даем себе время тщательно и логически подумать о своей жизни и о том, как ее вести. Иногда мы просто соглашаемся с тем, что греки называли Doxa, или здравым смыслом. В написанных им тридцати шести книгах Платон показал, что здравый смысл пронизан заблуждениями, предрассудками и суевериями. … Проблема в том, что популярные мнения подталкивают нас к неправильным ценностям. … Ответ Платона — познай самого себя. (Это) означает особый вид терапии: философию. Это означает подвергать свои идеи проверке, а не действовать импульсивно. … Этот вид исследования называется сократовской дискуссией.
2. Позвольте своему любимому изменить вас
Это звучит странно, если вы думаете, что любовь означает найти кого-то, кто хочет вас такой, какая вы есть. В своей пьесе «Симпозиум»… Платон говорит, что настоящая любовь — это восхищение. Другими словами, человек, с которым вам нужно сойтись, должен обладать очень хорошими качествами, которых вам самим не хватает. … Сближаясь с этим человеком, вы можете стать немного похожим на него. Правильный человек помогает нам полностью раскрыть свой потенциал. … По Платону, «пара не должна любить друг друга точно такими, какие они есть сейчас», скорее, они должны стремиться обучать друг друга и переносить бурные переходы, которые неизбежно возникают. Каждый человек должен хотеть соблазнить другого, чтобы он стал лучшей версией себя.
3. Расшифровать Послание Красоты
Всем нравятся красивые вещи, но Платон первым спросил, почему они нам нравятся? Он нашел увлекательную причину: красивые предметы нашептывают нам важные истины о хорошей жизни. Мы находим вещи прекрасными, когда чувствуем в них качества, которые нам нужны, но постоянно отсутствуют в нашей жизни: мягкость; гармония; остаток средств; мир; (и) сила. Таким образом, красивые предметы выполняют очень важную функцию: они помогают воспитывать наши души.
4. Реформа общества
Платон провел много времени, размышляя о том, какими в идеале должны быть государство и общество. Он был первым в мире мыслителем-утопистом.
В этом он был вдохновлен великим соперником Афин: Спартой. Это была машина размером с город для производства великих солдат. Все, что делали спартанцы — как они воспитывали своих детей, как было организовано их хозяйство, кем они восхищались, как занимались сексом, что ели, — было приспособлено к этой единственной цели. И Спарта имела огромный успех с военной точки зрения.
Но не это заботило Платона. Он хотел знать: как общество может лучше производить не военную мощь, а эвдемонию? Как это может надежно помочь людям достичь самореализации?
В своей книге «Республика» Платон выделяет несколько изменений, которые следует внести:
Нам нужны новые герои боксер Майло Кротонский. Платона это не впечатлило: действительно важно, кем мы восхищаемся, ведь знаменитости влияют на наше мировоззрение, идеи и поведение. А плохие герои придают шик недостаткам характера. Поэтому Платон хотел дать Афинам новых знаменитостей, заменив нынешний урожай идеально мудрыми и хорошими людьми, которых он назвал Хранителями: образцами для всеобщего хорошего развития. Эти люди отличались бы своим послужным списком на государственной службе, скромностью и простыми привычками, нелюбовью к свету и большим и глубоким опытом. Они были бы самыми уважаемыми и уважаемыми людьми в обществе.
Покончить с демократией
Он также хотел покончить с демократией в Афинах. Он не был сумасшедшим, он просто заметил, как мало людей думают должным образом, прежде чем проголосовать. Поэтому мы получаем очень некачественные линейки. Он не хотел заменять демократию диктатурой, но хотел помешать людям голосовать, пока они не начнут мыслить рационально. То есть, пока они не стали философами. … Чтобы помочь этому процессу, Платон основал школу: Академию.
Все еще любопытно? Итак, куда вы пойдете дальше? Программа «Великие книги» Колледжа Св. Иоанна в Аннаполисе рекомендует это издание Полного собрания сочинений Платона. Еще одно место, с которого можно начать, — это немного более подробное введение в Платона.
Переоценка философии Аристотеля и Платона о женщинах
Колледж Лейк-Форест / Новости / Все немного сексисты: переоценка философии Аристотеля и Платона о женщинах
Кайла Хубер, 16 лет, из Палатина, Иллинойс. В настоящее время она специализируется в области неврологии, а также в области экономики и социального права.
25 февраля 2015 г.
Кайла Хубер
Кафедра истории
Колледж Лейк-Форест
Лейк-Форест, Иллинойс 60045
Скачать PDF
* Этот автор написал статью как часть HIST282: Вопросы истории гендера и науки под руководством доктора Саридакиса.
Гуманист эпохи Возрождения Франсуа Рабле провозгласил: «Природа не терпит пустоты». Точно так же люди не могут формулировать теории вне общественного влияния. Работы Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) и Платона (427–347 гг. до н. э.) были значимы тем, что либо отражали, либо опровергали представления о женщинах в Древнем мире. Хотя многие критики считают одного мужчину женоненавистником, а другого — поборником феминистского движения, тщательное изучение работ обоих мужчин приводит к выводу, что их точки зрения были в лучшем случае запутанными. Аристотель, четко называя женщин низшим полом, возможно, просто интерпретировал научные наблюдения своего времени. Напротив, Платон радикально продвигал равенство возможностей, но часто противоречил себе, делая унижающие достоинство замечания по отношению к женщинам.
Аристотель довольно резко отклонился от Платона, своего учителя на протяжении почти двух десятилетий, когда он определял роль женщин в обществе исключительно на основании их несовершенной анатомии. Опираясь на работы других греческих писателей, Аристотель твердо придерживался мнения, что вселенная состоит из противоположностей. По словам Энн Карсон, «…в документе, цитируемом Аристотелем, который носит название «Пифагорейская таблица противоположностей», мы находим атрибуты изогнутыми, темными, тайными, вечно движущимися, несамостоятельными и не имеющими собственных границ, выровненными с Женщина и противопоставление прямым, легким, честным, добрым, устойчивым, самодостаточным и прочно связанным с мужской стороной» (Карсон, 124). Распространяя это на биологию полов, женщины были в основном более холодными, влажными и пассивными, в то время как мужчины были горячими, сухими и активными.
Аристотель обнаружил, что женщины хуже из-за того, что их тела были слишком холодными, чтобы производить семя (или сперму). В своем известном труде «О происхождении животных» Аристотель утверждает, что «ибо первый принцип движения… согласно которому то, что возникает, является мужским, лучше и божественнее, чем материал, из которого оно является женским. Самец, однако, собирается вместе и смешивается с самкой для работы порождения» (Аристотель, книга II).
Таким образом, женщины просто функционируют как хранилище спермы и питательный сосуд для развивающегося плода. Если этого комплимента было недостаточно, он продолжает аргументировать, что женщина — это «… уродливый мужчина; и менструальные выделения — это семя, хотя и в нечистом состоянии; то есть в нем отсутствует одна составляющая… принцип Души» (Аристотель, книга III). Помимо обладания бездушной спермой, женщины неизбежно достигали половой зрелости, зрелости и старости быстрее, чем мужчины, из-за своего несовершенства.Аристотель бросил женщине кость, когда утверждал, что у обоих полов есть душа, способная рассуждать. Однако женщины были обречены подчиняться мужчинам, потому что они не могли «…контролировать себя физически и психологически с помощью разума, как это могут делать мужчины» (Уэйли, 16). Интересно, что Аристотель использовал свою биологию пола, чтобы определить роль каждого пола в обществе. Он чувствовал, что разумная, сильная, активная и совершенная форма человечества должна получить образование и занимать руководящие должности.
Биология Аристотеля принесла ему титул самого известного женоненавистника подавляющим большинством ученых. Однако некоторые люди утверждают, что вынесли решение слишком быстро. Джонаннес Морсинк утверждает, что Аристотель не просто наблюдал за миром природы, а затем сформулировал теорию; вместо этого он попытался примирить конкурирующие биологические теории своего времени. Морсинк также утверждает, что «Аристотель не смог увидеть, что связь между «биологической неполноценностью» женщины и ее предполагаемой социальной и политической неполноценностью вовсе не является прямой… Таким образом, его биология была сексистской в том смысле, что имела пагубные последствия. которому Аристотель не смог бросить вызов» (Морсинк, 85). Такое утверждение заставляет философа казаться пассивным наблюдателем.
В моих глазах Аристотель явно вышел за пределы своих наблюдений и экстраполировал свои смутные знания об анатомии человека, чтобы определить способности человека как человеческого существа.Аристотелю не удалось оспорить последствия своих теорий, потому что он активно продвигал идеи, которые приносили пользу другим аристократическим белым мужчинам, таким как он сам. По словам Марианны Клайн Горовиц, «… Вера Аристотеля в умственное и биологическое превосходство свободных мужчин как над женщинами, так и над естественными рабами, которая была его окончательным оправданием мужского правления в домашнем хозяйстве и государстве, санкционировала иерархию рабства, включая супружество. и рабство» (Горовиц, 187–188). При этом анатомические описания Аристотеля с женоненавистническим подтекстом могли быть одним из средств укрепления типичных патриархальных властных структур. Кто бы не продвигал систему, обеспечивающую ваше собственное процветание?
Широко оспариваются не только взгляды Платона на женщин, но и термин, используемый для его описания. Доротея Вендер, представленная в книге «Женщины в древнем мире: документы Аретузы», определяет феминистку как «… мужчину или женщину, которые считают, что женщинам следует отводить «лучшее» место в обществе (в юридическом, политическом, профессиональном и т. д.) или тот, который более близок к тому, которого придерживаются люди того же класса» (Вендер, 213). Согласно этому определению, Платон был одним из первых «феминистских» писателей. Философ обнаружил, что душа беспола, и мало сосредоточил свои усилия на определении анатомических различий между мужчинами и женщинами.
В «Государстве» Платон сделал смелое заявление, говоря о превосходстве того или иного пола по форме или способностям: «…если разница состоит только в том, что женщины рожают, а мужчины рождают детей, это не является доказательством того, что женщина отличается от мужчины». в отношении вида образования, которое она должна получить; и поэтому мы будем продолжать утверждать, что наши опекуны и их жены должны иметь одни и те же занятия» (Платон, Книга V). Платон радикально продвигал идею о том, что в идеальном обществе все достойные люди будут получать обучение и образование, независимо от пола. Хотя Платон считал женщин физически слабее мужчин, в «Законах» он устанавливает, что женщины неизбежно станут более равными мужчинам, если получат соответствующую подготовку.
Платон не соглашался с философией Аристотеля, согласно которой женщины были созданы для служения в домашней сфере. Он рассматривал подавление женщин как пустую трату человеческих ресурсов и отказывал обществу в доступе к лучшим опекунам (например, философам). Перспектива женщин мыслить абстрактно, а также занимать руководящие должности была почти неслыханной во времена Платона, что делает многие из его философий революционными. Однако это не значит, что его работы не замусорены противоречиями. В «Тимее» Платон язвительно заметил, что мужчины, которые были трусливы и несправедливы в этой жизни, обязательно вернутся в женщину в следующей. Вендер также отмечает, что в «Республике III» Аристотель «…говорит, что наши будущие опекуны не должны подражать женщинам, ведущим себя «женственно», или рабам, ведущим себя «рабски». хуже, это плохо. Свободнорожденные мужчины не образуют «класс», как это делают рабы и женщины; они человечество; они виды. Рабы и женщины — своеобразные разновидности, девиантные формы нормы» (Вендер, 218). Во всех своих произведениях Платон называл женщин скрытными, неполноценными, раздражительными, грубыми, чрезмерно эмоциональными, беспорядочными и плохими воспитателями.
Невозможно разглядеть истинные чувства Платона к женщинам, но мы можем постулировать причину его непоследовательных взглядов. Греческая философия характеризовалась способностью видеть обе стороны каждого аргумента. Это ясно демонстрирует склонность Платона писать в форме диалога. Философ мог легко выступать за улучшение положения женщин, а также придавать вес женоненавистническим взглядам своего времени. Кроме того, Республика Платона была направлена на прекращение кумовства путем уничтожения семьи, произвольной лояльности и собственности. Использование талантов женщин помогло бы улучшить государство в целом, но это не означает, что сам Платон питал к женскому полу чисто положительные чувства.
Чрезвычайно сложно приписывать современные термины и определения людям, которые жили в совершенно других географических точках, периодах времени и социальных контекстах. При чтении их произведений многое теряется в переводе. Возможно, никогда не будет окончательного ответа на вопрос, был ли Аристотель истинным женоненавистником или Платон истинным феминистом. Что можно с уверенностью сказать, так это то, что вопиющее унижение женщин Аристотелем породило философию, которая доминировала в западной цивилизации на протяжении столетий, в то время как Платон незаметно заложил основу для женских движений в далеком будущем. Это действительно пугает, насколько могущественными могут быть слова.