План горе от ума 2 действие: План 2 действия Горе от ума

ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ по комедии ГОРЕ ОТ УМА

«Век нынешний» и «век минувший»

в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

( урок в 9 Б классе)

Учитель: Батюк Ю.В.

Планируемые результаты:

Предметный:

-анализируя текст II действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,

проследить, как автор изображает протест передовых людей XIX века

против реакционных политических и духовных устоев помещичьего

общества

Личностный:

— оценивать собственную учебную деятельность, проявлять готовность к самообразованию

Регулятивный:

-научатся основам прогнозирования ( оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений)

Коммуникативный:

— учитывать разные мнения, интерпретировать и обосновывать собственную позицию

Познавательные:

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания

— интерпретировать прочитанное , устанавливать поле читательских ассоциаций

— аргументировать свое отношение к прочитанному произведению

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие

2. Вступительное слово учителя.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» важной является тема ума. Писатель показал, создав образ Чацкого, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Сама проблема ума в грибоедовское время была актуальна, и понятия «умный», «умник» часто употреблялись (например, декабристами или близкими к ним людьми) как синонимы понятия «вольнодумный», т.е. человек независимых, свободолюбивых взглядов. Именно такой ум в фамусовском обществе расценивался как безумие, сумасшествие. Грибоедов в своей комедии показал горе умного человека, вольнодумца, противостоящего всему косному фамусовскому обществу.

3. Актуализация знаний

А) Разминка.

Вставьте нужное слово во фразу. Определите, кому принадлежат афоризмы:

И . . . гнев, и . . . любовь.

Б) Узнайте героя.

Характеристика героя:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти – так был бы деловой.  
Жаль, очень жаль, он малый с головой, 
И славно пишет, переводит.


Высказывания героя:
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
И дым Отечества нам сладок и приятен!

Итак,

— Как ведут себя герои до появления Чацкого?

(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)

— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)

— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?

(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)

— Каковы эти взаимоотношения?

4) Наблюдение над развитием драматического конфликта пьесы.

Беседа по вопросам:

— Что такое конфликт в драматическом произведении?

(Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении. )

— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?

(Любовный конфликт.),

— Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)

— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)

— Определите, когда завязывается любовный конфликт?

(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек— змея»)

— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?

(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)

— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным?

(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени. Основной конфликт в комедии общественный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего)

— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества.)

— Кто является идеологом «века нынешнего», а кто – «века минувшего»?

(Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов.

Исторический рубеж между «веком нынешним» и «веком минувшим» – война 1812 года.

Декабрист И. Якушкин отмечал в своих «Записках»: «В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих всё старое и порицающих всякое движение вперёд. Мы ушли от них на сто лет вперёд».

То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодёжи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между «веком нынешним» и «веком минувшим» в «Горе от ума»)

5. Работа с текстом комедии.

А)Выборочное чтение 2-го, 3-го и 4-го явлений 2 действия.

  • Кто является инициатором спора – Фамусов или Чацкий?

  • Это люди одной эпохи или разных?

  • Что важно для «века минувшего»?

  • А что важно для Чацкого?

  • Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонарии!», «Опасный человек!», «Да он властей не признаёт!» и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название «qwi pro qwo» – «кто про что»).

В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.

В присутствии Скалозуба страсти накаляются.

Чтение монолога Фамусова «Вкус, батюшка…» учащимися.

Итак, после «оды» Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?».

Б) Работа над монологом Чацкого «А судьи кто?»

Давайте посмотрим, а кто же эти судьи? Чтобы выяснить это, прослушаем монолог Чацкого «А судьи кто?» Но прежде обратите внимание на слова и выражения, которые встретятся в тексте и могут быть вам непонятны.

Словарная работа

Времен Очаковских и покоренья Крыма – то есть с давних времен. Взятие русскими войсками турецкой крепости Очаков и присоединение Крыма к России относится к 1783 году (≈ за 40 лет до написания комедии).

Нестор – имя греческого полководца (из поэмы Гомера «Илиада»). В нарицательном смысле имя Нестор стало обозначать предводителя, главаря.

Должник– в грибоедовское время это слово обозначало не только того, кто должен деньги, но и того, кто одолжил их (кредитора).

Аналитическая беседа:

— Имеют ли эти люди моральное право осуждать Чацкого?

— Какого же человека противопоставляет Чацкий этому обществу?

— Как отнесется фамусовское общество к такому человеку? Почему?

— С каким чувством Чацкий произносит монолог? В каких строчках это наиболее всего проявляется?

— Могут ли эти люди жить в мире и согласии?

(Чацкий в своем монологе негодует на то, что судьями в обществе, образцами для подражания признаны те, кто ненавидит свободу, черпает суждения «из забытых газет», кто укрывает расшитым мундиром свое слабодушие и нищету рассудка.

Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения, развития, прогресса. Он говорит о тех, кто критикует новые порядки, новые мысли.

Гневно обличает Чацкий неправый суд, который защищает «грабительством богатых» людей, имеющих влиятельных друзей и родственников.

Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» (безделье), распоряжаются жизнью своих крепостных. Они выменивают честных и преданных слуг на борзых собак или продают их на аукционе.

Монолог носит обличительный характер. Чацкий отказывает всем, кого Фамусов считает идеалом, в порядочности, честности, говорит об их косности (отсталости), ничтожестве, безнравственности. В этом ионологе Чацкий обличает крепостное право, бесчеловечное обращение дворян с крепостными, неправый суд и суде, которые защищают «грабительством богатых».)

Какие черты «века минувшего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова во II действии комедии?

(«Прошедшего житья подлейшие черты»

Это – крепостническая идеология и боязнь изменения старых порядков;

  • карьеризм и чинопочитание;

  • оценка людей не по их качествам, а по состоянию и чину;

  • невежество;

  • ненависть к просвещению и к передовым людям;

  • рабское подражание иностранцам;

  • безделье и узость интересов;

  • низкий нравственный облик изображенного в комедии косного дворянства

( запись в тетрадях)

Проблемный вопрос: кто же побеждает в борьбе: Чацкий или общество крепостников?

(Старый мир ещё очень силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий бежит из дома Фамусова, из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Казалось бы, герой в борьбе с обществом терпит поражение. Однако мы твердо убеждены в нравственной, моральной победе Чацкого над старым миром)

Ребята, подумайте и скажите, вышло ли действие комедии за пределы своего времени?

(Фамусовыми, скалозубами, молчалиными стали называть в разные времена людей различных социальных слоев, похожих на героев комедии.

Итак, Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не имеет будущего.

Чацкий страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

И всё-таки, на чьей стороне автор?

Для того чтобы определить нравственный идеал (образец личных качеств, способностей) А. С. Грибоедова, или хотя бы попытаться это сделать, необходимо вернуться к прототипу главного героя.

-Кого принято считать прототипом Чацкого?

(П. Я. Чаадаев и …А. С. Грибоедов.
Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова).

6. Подведение итогов

Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому что он стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому что он постиг существо и характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.

Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Его характер, мировоззрение, взгляды и вкусы сформировались под решающим воздействием самой русской действительности и в тесном, непосредственном общении с наиболее прогрессивными общественными силами эпохи.

Он вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме презрения и ненависти. В этом мире задавали тон люди совершенно иной психологии, иного поведения. Грибоедову среди них было явно не по себе.

7. Рефлексия

Оцените урок в целом и своё участие в нём фразами из комедии:

8. Домашнее задание: чтение 3-4 действий комедии

Горе от ума действие 3 урок литературы. Анализ III действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1. МЕСТО ЭПИЗОДА

3 действие 3 явление. Данный эпизод начинается сразу после слов Чацкого “Я там дни целые пожертвую молве. Про ум Молчалина…”, что дает понять, что речь пойдет об открытии образа Молчалина.

2. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Описание некоторых пунктов в характере Молчалина. Благодаря диалогу и разногласиям, также дается и описание Чацкого, сравнение их отношения к службе, к жизни, делам и развлечениям, выявляется наличие ил отсутствие у каждого из них собственного мнения.

Следовательно, данный эпизод помогает охарактеризовать

персонажей для более глубокого дальнейшего понимания действий в комедии.

3.ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Основными являются два конфликта: любовный и социальный. В данном эпизоде столкновения в любовном конфликте не возникает, Чацкий лишь ведет короткое размышление о том, как же Софья могла выбрать такого человека, как Алексей Степаныч. Роль данного отрывка комедии в основном прослеживается в раскрытии социального конфликта. Для этого противопоставляются две стороны: разум, честь, нравственные ценности – Александр Андреевич Чацкий, и прислужничество, стремление к выгоде, богатству любыми путями – Алексей Степанович Молчалин.

4. РОЛЬ ЭПИЗОДА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРОВ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

“- Вам не дались чины, по службе неуспех?”

“- Чины людьми даются, а люди могут обмануться”

Молчалин в первую очередь интересуется чином, судит человека по карьере и так составляет отношение к нему. Чацкий сразу дает понять, что для него чин – лишь отдельная характеристика человека. Александр Андреевич судит по уму, внутренним качествам, причем каждого по единой норме оценок. Чин – это показатель того, как сильно человек умеет прислужничать и подмазываться к более “высоким людям”.

” – Я с нею не знаком.

– С Татьяной Юрьевной!!!”

Молчалин делает акцент на этом имени, словно говорит: “Как можно не знать такого великого человека с таким высоким чином?”. Для Чацкого же эта женщина не является святой из-за своего положения; на утверждение собеседника, что Александру Андреевичу нужно к ней съездить, тот отвечает: “На что же?” – не видя в этом смысла.

5.ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЦКОГО

Чацкий – умен, красноречив и в общем-то очень разговорчив. Борец за социальную независимость и оценку человека не по чину, а по уму и развитию. Считает, что “чины людьми даются, а люди могут обмануться”. Не ищет покровительства, находясь в делах, отдается им полностью, в веселье – веселью. Он не из тех, кто “смешивает два эти ремесла”. Он “глупостей не чтец, а пуще образцовых”.

По мнению Чацкого, человек не должен полностью отдаваться чужому мнению, независимо от своего чина; свое мнение всегда должно быть.

6.ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЧАЛИНА

Молчалин – ярко выраженный прислужник. Как сказал Чацкий: “Ума в нем только мало”, “Услужлив, скромненький в лице румянец есть”, “не богат словами”. В разговоре сразу стал хвалиться чинами. Имеет два таланта: умеренность и аккуратность. Прислуживание и стремление к богатству лишают его всяких моральных ценностей. Восхищается богатыми людьми с высокой должностью, не смеет высказать своего мнения из-за того, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, и свято для него чужое, шаблонное мнение.

7. КОМПОЗИЦИЯ ЭПИЗОДА

Завязка: размышления Чацкого о Молчалине и начало разговора с ним.

Развитие действий: Разговор между персонажами

Кульминация: “Не смею моего сужденья произнесть…” – начало основного момента, определяющего положение и жалкость Молчалина.

Развязка: “С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!”

Автор неоднозначно относится к Чацкому. С одной стороны, он является положительным героем относительно фамусовского общества, умен, не утратил моральных ценностей, благороден. С другой стороны, Александр Андреевич является слишком навязчивым, слишком умным для тех людей. Он пытается изменить уже сформировавшееся мировоззрение представителей века минувшего и тех, кто находится под их влиянием. Это и стало причиной того, что его стали звать сумасшедшим. Молчалин – явный отрицательный герой. Грибоедов показывает его жалким и безнравственным, но при этом удачливым из-за его положения: он подмазывается к Фамусову, пробивая себе карьерный путь, и все, до поры до времени, шло у Молчалина весьма удачно. Только из-за этого он выигрывает у Чацкого в любви, в отношении посторонних людей.


Другие работы по этой теме:

  1. Прежде чем совершить анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” комедии Грибоедова “Горе от ума”, очень уместно было бы кратко рассказать о том, что представляет собой…
  2. Александр Андреич Чацкий – центральный персонаж комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова. Чацкий – молодой дворянин, образованный человек с широкими и прогрессивными взглядами на. ..
  3. Молчалин Алексей Степаныч – центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1824). Значимость этого образа осознавалась постепенно, с течением времени. Первым заметил что-то…
  4. Комедия “Горе от ума” – это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким…
  5. Грибоедов, в своей комедии “Горе от ума” создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких героев является Молчалин….
  6. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий…
  7. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя…

Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

I. Оргмомент.

Обобщение по второму действию комедии.

Развитие любовного и социального конфликта коме­дии.

Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

II. Анализ третьего действия.

1. Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.

Каков Молчалин, по мнению Софьи?

Молчалин в восприятии Софьи — нравственный идеал, по сути христианский, с его смире­нием, любовью к ближнему, душевной чистотой, готов­ностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку

над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого — низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,

крайне не умен.

Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

2. Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штри­хов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Пла­тон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реп­лики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может ска­зать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот..

.».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клевет­ников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по по­воду скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветан­ного товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями.

Князья Тугоуховские , озабоченные лишь тем, чтобы удачно вы­дать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка , находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий , сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова , старая московская барыня, отличающаяся гру­боватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаме­нательно: и точное знание состояния другого человека (

«Уж чужих имений мне не знать!» ), и знаменитое хлестовское «Все врут календари» , и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе — в совокупности они являют собой мир дворян­ской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скало­зубом они «сходились» один на один, то сцена бала от­крыла полное одиночество Чацкого.

3. Кульминация пьесы.

Что является кульминацией комедии?

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасше­ствии героя.

Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?

Первая реплика Софьи:

«Он не в своем уме» — просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.» , но светские сплетники Г. Н., по­том Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распрост­раняя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя приме­рить?»

Попробуем проследить распространение этой «новости »/составление таблицы/

Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего разви­тия действия, или это все-таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумас­шествии Чацкого?

Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Сплетня распространилась с необычайно быстротой.

Во-первых, с точки зрения фамусовского обще­ства, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайло­вичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях — и нивесть что скажет! (Фамусов)

Действие комедии движется к развязке. Заключительные сцены поистине драматичны: наступает прозрение главных героев. Но не случайно Грибоедов называет свое произведение комедией. Мы уже неоднократно убеждались в том, что в пьесе драматическое тесно переплетается с комическим.

В IV действии перед читателями и зрителями вновь проходят гос­ти Фамусова, уверенные в себе и довольные собой. Это последняя встреча с ними. Это зеркальное отражение общества, обрисо­ванного в самом начале комедии в монологах Чацкого и Фамусова.

Какова роль этих сцен в развитии действия? Как они характери­зуют московское дворянство? Как усиливают трагизм положения Чацкого? Каков финал пьесы? Эти вопросы — в центре нашего вни­мания сегодня на уроке.

1. Начало IV действия. Гости Фамусова разъезжаются по домам. Сколько интересных наблюдений дают нам эти сцены для группо­вой характеристики персонажей — фамусовских гостей! Какие штрихи к следующим портретам второстепенных персо­нажей вы можете добавить?

Графиня Внучка . Ее последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится своим аристо­кратическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспом­ним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует на то, что приехала первой!). Ее фраза комична тем, что метко характеризует общество, к которому она сама отно­сится, и все происшедшее на балу у Фамусова — «какие-то уроды с того света».

Горичи. Платон Михайлович во время бала скучает, но он готов делать все по желанию жены; Наталья Дмитриевна властно повелева­ет мужем.

Скалозуб. Уезжает один из первых — он не испытывает особых чувств к Софии; если и надумает жениться, его позиции как воз­можного жениха достаточно сильны, поэтому ему нет необходимос­ти оставаться дольше в доме Фамусова, он и так здесь всегда желан­ный гость. Его юмор «солдафонский».

Хлестова Амфиса Ниловна. Дама самовластная и безапелляци­онная, не лишенная ума, верно оценивает Репетилова («А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось»), ласково-снисходительно указы­вает Молчалину на его пока что незначительное положение, назы­вая его комнату «чуланчиком» и т.д.

2. Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, гости начинают разъезжаться по домам, по­является новый герой. Это

Репетилов, Связано ли его появление с развитием действия комедии? (Фамусовское общество единодушно объявило Чацкого сумасшедшим, определило тому причины, но сам Чацкий об этом еще ничего не знает. Конфликт в такой ситуации не может разрешиться. Приблизить развязку общественного конфликта и помогает приезд Репетилова.)

3. Как гости Фамусова убеждают Репетилова в «помешательст­ве» Чацкого? Почему он тоже соглашается с «общественным мнением», хотя незадолго перед этим изъяснялся Чацкому «в любви» и «дружбе»? (Они подавляют его всеобщностью и единодушием:

Все вместе: Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! что вы!

Да как вы! Можно ль против всех! Да почему вы? Стыд и смех, —

в этих словах гневное осуждение сообщника, пытавшегося укло­ниться от единомыслия.)

4. Согласны ли вы с мнением, что в образе Репетилова заключе­на насмешка над некоторыми взглядами Чацкого? Зачем Грибоедов противопоставляет Чацкому Репетилова? Как автор это делает? Докажите текстом. (В репликах и поступках Репетилова, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого — вплоть до отдельных деталей.

В некотором роде образ Репетилова напоминает пародию на Чацкого.)

Этот герой принадлежит к тем «вольнодумцам», которые не подвергаются гонениям, так как их жизненные идеалы ничем не от­личаются от общепринятых. Репетилов не прочь был повторить путь, приведший к успеху многих, но ему не повезло с женитьбой на дочери влиятельного барона. Поэтому источником его «оппозици­онных» настроений стали зависть к более удачливым и обида на обманувшего его ожидания тестя.

5. В финале пьесы Чацкий и София одновременно убеждаются в неверности тех, кого любят. По сути, они оказываются в ситуации, которую можно расценить как испытание. Вот почему многие лите­ратуроведы считают именно эту сцену кульминацией любовного конфликта . Как ведут себя герои? Что можно добавить к их харак­теристике?

(Это сильное потрясение для героев, но они достойно встречают удар судьбы. Это свидетельствует о том, что София — сильная личность. Она отвергает Молчалина. Чацкий, убедившийся в «измене» Софии, разражается гневным монологом, в котором с «гордостью» и горечью говорит о разрыве.

София винит во всем только себя. А Чацкий обвиняет Софию, даже в том, в чем она явно не виновата: что завлекла его надеждой (это неправда!), что пожертвовала им ради подлеца, что не рассказала обо всем сра­зу и т. д. Но психологическое состояние Чацкого можно понять: он потрясен прежде всего тем, что именно София пустила слух о его су­масшествии. Герой справедливо видит в этом предательство близко­го человека. И уж «рубит вкривь и вкось». Вот почему он так жесток по отношению к любимой девушке.)

6. А где же «доброта души»? Вспомним, что София уже однаж­ды упрекала Чацкого в отсутствии «доброты души»… Может быть, она права? Как вы оцениваете поведение главного героя в этой сцене?

7. Чтение 14 явления по ролям.

8. Какое прозрение наступило для Фамусова? Почему в такой трагический момент его поведение выглядит комичным?

(Комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что его «прозре­ние» далеко от истины: он твердо решил, что дочь в заговоре с Чац­ким, и совершенно уверен в своей правоте. Это к Чацкому, а не к Молчалину обращается он со словами:

Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подеретесь, не поверю…)

9. Но вот прозвучал последний и полный драматизма монолог Чацкого. Почему Грибоедов не завершает им свою пьесу? Для чего нужна последняя реплика Фамусова в 15 явлении? (Снова перепле­тение трагического и комического: Фамусова (снова обыгрывается его фамилия!) больше всего в этой истории волнует общественное мнение:

Ax! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Так финал комедии снова возвращает нас в комедийную об­становку.)

Итак, прозрение героев наступило. Но что будет с ними дальше? Грибоедов оставляет финал комедии открытым, а читателя — наеди­не со своими чувствами, мыслями о прочитанном…

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Тексты… внешне даже самые ясные и подат­ливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Марк Бок

В эпиграф урока вынесены слова из работы французско­го историка Марка Бока (1886-1944) «Апология истории, или Ре­месло историка».

С чего начать анализ произведения? С его жанра, потому что жанр — это те «первые ворота», через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы «уметь спрашивать».

Сопоставление разных высказываний о жанре комедии

Материал для раздачи на уроке

1.И.А. Гончаров:

«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея жи­вых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя — больше всего комедия — какая едва ли най­дется в других литературах…»

2.А. Блок:

«Горе от ума»… — гениальнейшая русская драма; но как пора­зительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной об­становке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и зло­стью в душе и с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядови­тый насмешник и скептик… написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователе! себе равных».

3.Н. Пиксанов:

«По существу, «Горе от ума» следовало бы назвать не комедией а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении.

Реализм «Горя от ума» — это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный».

4. А.А. Лебедев:

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях… Стихия комического в «Горе от ума» — стихия сложнейше противоречивая… Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая иро­ния», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, осве­щена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего. ..»

Каков жанр «Горя от ума» — комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам иссле­дователей.

32 Bible verses about Evil Plans

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • o
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z

Самые соответствующие версии

8888888888888888888 21:11111111111111138888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888
  • 9004

    .0059

    Понятия стиха

    Хоть замышляли против Тебя зло
    И замышляли заговор,
    Не добьются успеха.

    Псалом 140:2

    Понятия стиха

    которые замышляют зло в сердцах своих;
    Они постоянно разжигают войны.

    Псалом 28:3

    Понятия стиха

    Не увлекай меня с нечестивыми
    И с теми, кто делает беззаконие,
    Кто говорит мир с ближними,
    Пока зло в их сердцах.

    Псалом 36:4

    Понятия стиха

    Он замышляет зло на своей постели;
    Он встал на недобрый путь;
    Он не презирает зла.

    Псалом 62:3

    Понятия стиха

    Как долго вы будете нападать на человека,
    Чтобы убить его, всех вас,
    Как на покосившуюся стену, как на пошатнувшийся забор?

    Михей 2:1

    Понятия стиха

    Горе тем, кто замышляет беззаконие,
    Кто зло творит на ложах своих!
    Когда наступает утро, они делают это,
    Ибо это во власти их рук.

    Притчи 6:14

    Понятия стиха

    Кто с извращенностью в сердце своем постоянно замышляет зло,
    Кто сеет раздоры.

    Притчи 24:8

    Понятия стиха

    Того, кто задумал сделать зло,
    Мужчины назовут интриганом.

    Притчи 24:9

    Понятия стиха

    Замысел глупости есть грех,
    И насмешник есть мерзость для людей.

    Псалом 2:1

    Понятия стиха

    Почему возмущаются народы
    И народы тщетно замышляют?

    Псалом 38:12

    Понятия стиха

    Те, кто ищет моей души, расставляют сети для меня;
    И те, кто хочет причинить мне вред, угрожают гибелью,
    И они замышляют предательство целый день.

    Иезекииль 38:10

    Понятия стиха

    «Так говорит Господь Бог: будет в тот день, и придут тебе в голову мысли, и замыслишь ты злое,

    Наум 1:11

    Понятия стиха

    От тебя ушел
    Тот, кто замышлял зло против Господа,
    Злой советник.

    Исаия 32:7

    Понятия стиха

    Что касается разбойника, то его оружие зло;
    Он плетет злые замыслы.
    Чтобы погубить одержимого клеветой,
    Даже если бедняк говорит правду.

    Псалом 37:12

    Понятия стиха

    Нечестивые замышляют против праведника
    И скрежещут на него зубами своими.

    Плач 3:62

    Понятия стиха

    Губы моих обидчиков и их шепот
    Целый день против меня.

    Плач 3:60

    Понятия стиха

    Ты видел всю их месть,
    Все их замыслы против меня.

    Плач 3:61

    Ты слышал их поношение, Господи,
    Все их замыслы против меня.

    Притчи 12:5

    Понятия стиха

    Помыслы праведника справедливы,
    Но замыслы нечестивых обманчивы.

    Притчи 12:20

    Понятия стиха

    Коварство в сердце замышляющих зло,
    Но у советников мира радость.

    Притчи 14:22

    Понятия стиха

    Не заблудятся ли замышляющие зло?
    Но доброта и истина будут у тех, кто замышляет добро.

    Осия 7:6

    Понятия стиха

    Ибо их сердца подобны печи
    Когда они приближаются к своему заговору;
    Их гнев тлеет всю ночь,
    Утром пылает, как пылающий огонь.

    Осия 7:15

    Понятия стиха

    Хотя Я тренировал и укреплял их руки,
    Но они замышляют против Меня зло.

    Захария 7:10

    Понятия стиха

    и не притесняйте вдову или сироту, пришельца или бедного; и не замышляйте зла друг против друга в сердцах ваших».

    Захария 8:17

    Понятия стиха

    Также да не замышляет никто из вас зла в сердце своем против другого, и не любите лжесвидетельства; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь».

    Притчи 6:18

    Понятия стиха

    Сердце, кующее злые замыслы,
    Ноги, быстро бегущие ко злу,

    Притчи 15:26

    Понятия стиха

    Злые замыслы мерзость пред Господом,
    Но приятные слова чисты.

    Исаия 30:1

    Понятия стиха

    «Горе мятежным детям, — возвещает Господь,
    , — которые исполняют план, но не Мой,
    И заключить союз, но не с Моим Духом,
    Чтобы грех к греху добавить;

    Иезекииль 11:2

    Понятия стиха

    Он сказал мне: «Сын человеческий, это люди, которые замышляют беззаконие и дают злые советы в этом городе,

    Даниил 11:24

    Понятия стиха

    В мирное время он войдет в самые богатые части королевства и совершит то, чего никогда не делали ни его отцы, ни его предки; он раздаст им добычу, добычу и имущество, и он будет изобретать свои планы против укреплений, но только на время.

    Даниил 11:25

    Понятия стиха

    Он возбудит свою силу и мужество против царя южного с большим войском; так король юга мобилизует чрезвычайно большую и сильную армию для войны; но он не устоит, потому что против него будут замышляться козни.

    Исаия 7:5

    Понятия стиха

    За то, что Арам с Ефремом и сыном Ремалии замышляли против вас зло, говоря:

    Библейский Теазаурус

    • Зло (1602 экземпляра)
    • Планы (127 экземпляров)
    • Злые устройства
    • Воображение, Злые замыслы
    • Зло
    • Планы
    • Заговор
    • Ловушка
    • Воображение
    • Еще 79 тем о Зле
    • Еще 9 тем в Планах

      Актуальность. по алфавитуABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

      Новая американская стандартная Библия Copyright © 1960, 1962, 1963, 1968, 1971, 1972, 1973, 1975, 1977, 1995 Фонд Локмана, Ла-Хабра, Калифорния. Все права защищены. Для получения разрешения на цитирование информации посетите сайт http://www.lockman.org

      © Copyright [2011 — 2023] Knowing-Jesus.com — Все права защищены

      9 библейских стихов о планах людей0004

    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z

    Наиболее релевантные стихи

    Иакова 4:13-15

    Придите теперь вы, говорящие: «Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то и такой-то город, и проведем там год, и займемся бизнесом и получим прибыль». Но вы не знаете, какой будет ваша жизнь завтра. Вы просто пар, который появляется на короткое время, а затем исчезает. Вместо этого вы должны сказать: «Если будет угодно Господу, мы будем живы и сделаем то или иное».

    Псалом 33:10

    Понятия стиха

    Господь сводит на нет совет народов;
    Он срывает планы народов.

    Притчи 19:21

    Понятия стиха

    Много планов в сердце человека,
    Но совет Господа будет стоять.

    Притчи 16:9

    Понятия стиха

    Разум человека планирует свой путь,
    Но Господь направляет его шаги.

    Притчи 16:1

    Понятия стиха

    Замыслы сердца принадлежат человеку,
    Но ответ языка от Господа.

    Бытие 11:4

    Понятия стиха

    Они сказали: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, иначе рассеемся по лицу всей земли».

    Иеремия 22:13-14

    «Горе тому, кто строит дом свой без праведности
    И горницы свои без справедливости,
    Кто пользуется услугами ближнего своего без платы
    И не отдает ему платы своей,
    Кто говорит: «Я построю себе вместительный дом
    С просторными Верхние комнаты,
    И вырезали окна,
    Обшивка кедром и покраска в ярко-красный цвет»

    Луки 12:18

    Понятия стиха

    Тогда он сказал: «Вот что я сделаю: я сломаю свои амбары и построю большие, и буду хранить там весь мой хлеб и мои вещи.

    Джеймс 4:13

    Понятия стиха

    Придите теперь вы, говорящие: «Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то и такой-то город, и проведем там год, и займемся бизнесом и получим прибыль».

    Библейский Теазаурус

    • Мужчины (3194 экземпляра)
    • Планы (127 экземпляров)

    Из Тематической Библии. » Планы, примеры » Естественный человек

    Планы мужчин » Планы, примеры » Люди после потопа

    Планы мужчин » Смелый » Деловой человек

    Планы мужчин » Планы, примеры » Смелый » Деловой человек

    Планы мужчин » Планы, примеры » Богатый дурак


    Планы мужчин » Приборы злые » Общие ссылки на

    Михей 2:1

    Понятия стиха

    Горе тем, кто замышляет беззаконие,
    Кто зло творит на ложах своих!
    Когда наступает утро, они делают это,
    Ибо это во власти их рук.

    Псалом 36:4

    Понятия стиха

    Он замышляет зло на своей постели;
    Он встал на недобрый путь;
    Он не презирает зла.

    Притчи 24:8

    Понятия стиха

    Того, кто замышляет зло,
    Мужчины назовут интриганом.

    Иеремия 18:12

    Понятия стиха

    Но они скажут: «Безнадежно! Ибо мы будем следовать своим планам, и каждый из нас будет поступать по упорству своего злого сердца».

    Псалом 37:7

    Понятия стиха

    Покойся с Господом и терпеливо жди Его;
    Не тревожься о том, кто преуспевает в пути своем,
    Из-за человека, который осуществляет злые замыслы.

    Еще стихи: Притчи 6:14 Притчи 14:22 Притчи 16:30 Исаия 32:7 Иезекииль 11:2

    Планы людей » Устройства злые » Будет побежден

    Притчи 6:18

    Понятия стиха

    Сердце, кующее злые замыслы,
    Ноги, быстро бегущие ко злу,

    Притчи 12:2

    Понятия стиха

    Добрый человек получит милость от Господа,
    Но Он осудит человека, который замышляет зло.

    Псалом 33:10

    Понятия стиха

    Господь сводит на нет совет народов;
    Он срывает планы народов.

    Эсфирь 9:25

    Понятия стиха

    Но когда это дошло до сведения царя, он письмом приказал, чтобы его злой план, который он задумал против евреев, вернулся на его собственную голову и чтобы он и его сыновья были повешены на виселице.

    Иов 5:12

    Понятия стиха

    «Он расстраивает заговор хитрых,
    Чтоб руки их не достигли успеха.

    Еще стихи: Псалом 10:2

    Планы людей » Планы, примеры » Царь роскошный

    Иеремия 22:13-14

    «Горе тому, кто строит дом свой без праведности И горницы свои без справедливости, Кто пользуется услугами ближнего своего без платы И не отдает ему жалованья, Который говорит: «Построю себе просторный дом С просторными горницами, И вырежу в нем окна, Обшив его кедром и покрашу в ярко-красный цвет».

    Планы людей » Планы, примеры » Природный человек

    Притчи 19:21

    Понятия стиха

    Много замыслов в сердце человека,
    Но совет Господа выстоит.

    Планы людей » Планы, примеры » Люди после потопа

    Бытие 11:4

    Понятия стиха

    Они сказали: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, иначе рассеемся по лицу всей земли».

    Планы мужчин » Смелый » Деловой человек

    Джеймс 4:13

    Понятия стиха

    Ну же, те, кто говорит: «Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город, проведем там год и займемся бизнесом и получим прибыль».

    Планы мужчин » Планы, примеры » Жирный » Деловой человек

    Джеймс 4:13

    Понятия стиха

    Ну же, те, кто говорит: «Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город, проведем там год и займемся бизнесом и получим прибыль».

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *