Плач ярославны текст перевод жуковского: Текст песни Плач Ярославны — переложение Николая Заболоцкого на сайте Rus-Songs.ru

Текст песни Плач Ярославны — переложение Николая Заболоцкого на сайте Rus-Songs.ru

Оригинальный текст и слова песни

переложение Николая Заболоцкого:

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

Перевод на русский или английский язык текста песни —

переложение Николая Заболоцкого исполнителя Плач Ярославны:

Over a wide bank of the Danube,
Above the great Galician land
Cries of Putivel glide,
Voice Yaroslavna young:

«I turn around poor, cuckoo,
On the Danube-river fly
And the sleeves trimmed with beaver,
Leaning in Kayala dip.


Fly away, dispelled the mists,
Slightly open the eyes of Prince Igor,
And the morning I bloody wounds,
Above powerful body leaning forward. «

Far in Putivl on the visor,
Only dawn will the morning,
Yaroslavna, full of sadness,
As the cuckoo is calling on the Jurassic:

«What are you, Wind, viciously povevaesh,
The club from the mists of the river,
Arrows Polovtsian heaving,
Mecheshsya them on Russian shelves?
What you do not like it in the open
High fly under the cloud,
Ships cherish in the blue sea,
Waves over the stern flap?
You arrows enemy sowing,
Only veesh death from above.
Oh, why, why my fun
The hobbling forever dispelled you? «

At dawn in Putivl wailing,
Like the cuckoo in early spring,
Yaroslavna is calling young,
On the wall of the city crying:

«Dnepr my good! Stone Mountain
The lands Polovtsian you broke,
Svyatoslav to distant expanses
Before regiments wore Kobyakov.
Vozleley the prince, lord,
Save on the far side,
That I forgot to tears now,
To live, he came back to me! «

Far in Putivl on the visor,
Only dawn will the morning,
Yaroslavna, full of sadness,
As the cuckoo is calling on the Jurassic:

«The sun three times brighter! With you
Each Privetnoye and heat.
What are you swashbuckling army of Prince
On hot rays burned?
And why are you in the wilderness, waterless
Under attack formidable polovchan
Thirst pulled together bow camp,
Grief overwhelmed quiver? «

Если нашли опечатку в тексте или переводе песни переложение Николая Заболоцкого, просим сообщить об этом в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Ctrl+Enter.

Чага по ногате. Погружаемся в «Слово о полку Игореве» – Учительская газета

Урок №1. Тема «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы». Цели: дать обзор древнерусской литературы, рассказать об особенностях эпохи XII века, познакомить учащихся с событиями, которые нашли отражение в произведении «Слово о полку Игореве», с историей обретения этого шедевра мировой культуры, его ролью в культуре России.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации Владимира Фаворского к «Слову», иллюстрации к тексту (работы учеников), фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь».

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, репродукции икон Богородицы, фотография церкви Покрова на Нерли, схема генеалогического древа Рюриковичей.

1. «Толковый словарь». Определить значение слов: брань, рать, воевода, дерзость, дружина, жребий, идол, крамола, междоусобие, поганый, полонить, порицать, престол, распря, усобица.

2. Слово учителя. Рассказ об эпохе: язычество, христианство, междоусобица, набеги кочевников, половцы-саки, множество племен и родов, населяющих Русь, богатые княжества.

3. Индивидуальное задание «Исторический срез».

4. Беседа по тексту учебника «Слово о полку Игореве» и культура Древней Руси» (проверка конспекта):

В чем видели ценность человека в Древней Руси?

Какие произведения архитектурного искусства отражают это видение?

Как отражается история Руси в произведениях древнерусской живописи?

5. Беседа по произведениям искусства:

5.1. Репродукции икон Богородицы.

5.2. Фотографии церквей, храмов.

6. Вывод об эпохе (история, культура).

7. Домашнее задание. Учебник – «Историческая основа «Слова», чтение «Слова», индивидуальное задание «История обретения «Слова», «Мифология зачина».

«Толковый словарь»: авторитет, богатырь, доблесть, нашествие, осуждать, призыв, роковой, раскаяние, скорбь, рокотать, скорбная повесть, вещий Боян (вещие струны), ратный дух.

Урок №2. Тема «Мифология в «Слове». Анализ зачина и первой части»

Цели: знакомство с исторической основой «Слова», разными переводами, определение связи «Слова» с русским фольклором, погружение в ритм старославянского перевода, попытка почувствовать время, эпоху.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, раздаточный материал.

1. «Толковый словарь» – комментарий к словам: авторитет, богатырь, доблесть, нашествие, осуждать, призыв, роковой, раскаяние, скорбь, рокотать, скорбная повесть, вещий Боян (вещие струны), ратный дух.

2. Слово учителя (знакомство с текстом, выявление особенностей композиции, анализ лексики, погружение в поэтику, ритм произведения).

3. Фронтальный опрос по тексту учебника «Историческая основа «Слова», выяснение, что запомнили из предыдущего индивидуального задания «Исторический срез».

4. Работа с раздаточным материалом (древнерусский текст, перевод В.Жуковского, перевод Н.Заболоцкого):

4.1. Выразительное чтение, читают учитель и ученики.

4.2. Погружение в ритм произведения (степень сохранения ритма в разных переводах).

4.3. Анализ лексики.

(Слово «рокотали» сохранено во всех переводах, определяем его эмоциональную насыщенность; «растекался мысью (мыслью) по древу…» – где точное, а где поэтическое определение?)

5. Индивидуальное задание «Мифология в «Слове»: зачин, 1-я часть».

6. Выразительное чтение 1-й части «Слова» (перевод В.Жуковского):

6.1. Анализ лексики, приметы фольклора.

6.2. Характеристика Игоря: самохарактеристика, характеристика автора, Всеволода.

6.3. Вывод.

7. Домашнее задание: Учебник «Чтение «Слова». Индивидуальное задание «Мифология в «Слове»: Поход замечен. Последствия похода». Выразительное чтение 2-й части.

«Толковый словарь»: Буй-тур, Дева Обида, Великий князь (Князь Отец), рек, шелом, чет-нечет, червленый, хоругвь, Див, Древо, Птиц, Куряне, Плач, Шеломянь, тьма заступила.

Урок №3.

Тема Поход замечен. Бой. Последствия боя». Анализ второй части»

Цели: погружение в содержание «Слова», выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в музыке, живописи.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», аудиозапись фрагмента оперы Александра Бородина «Князь Игорь», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».

1. «Толковый словарь» – выяснение значений слов: Буй-тур, Дева Обида, Великий князь (Князь Отец), рек, шелом, чет-нечет, червленый, хоругвь, Див, Древо, Птиц, Куряне, Плач, Шеломянь, тьма заступила и других (по тексту).

2. Беседа по тексту из учебника.

3. Пересказ содержания 1-й части:

3.1. Характеристика Игоря в 1-й части (автор, самохарактеристика, Всеволод).

4. Индивидуальное задание «Мифология во 2-й части «Слова».

5. Выразительное чтение 2-й части:

5.1. «Поход замечен» – анализ лексики, создающей тревожную атмосферу.

5.2. «Битва» – анализ лексики, создающей перемену ритма.

5. 3. Прослушивание фрагмента увертюры к опере Александра Бородина, комментарий к музыке (медь – половцы, деревянные инструменты – русские. Темп темы половцев, темы русских).

5.4. «Последствия битвы» – ритм, лексика печали, отношение автора.

6. Вывод. Обращение к картине Виктора Васнецова.

7. Домашнее задание: учебник «Политический и поэтический смысл «Слова».

«Толковый словарь»: Тропа Трояна, оборотничество, мутный сон, ввергнулся Див, метафора, гипербола, эпитет, этос, нашла хула на хвалу, чага по ногате, а кощей по резане, затворил вороты, изронить душу.

Выразительное чтение «Золотого слова» Святослава и «Клич Дона» (3-я часть).

Проиллюстрировать (по желанию) Бой, Игоря, Древо и др.

Урок №4.

Тема «Золотое слово» Святослава. Клич Дона. 3-я часть»

Цели: погружение в содержание «Слова», характеристика Святослава, выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в живописи.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации к тексту (работы учеников).

1. «Толковый словарь» – выяснение значения слов: Тропа Трояна, оборотничество, мутный сон, ввергнулся Див, метафора, гипербола, эпитет, этос, нашла хула на хвалу, чага по ногате, а кощей по резане, затворил вороты, изронить душу.

2. Беседа по тексту учебника:

2.1. Пересказ битвы, ее последствий.

2.2. Отношение автора к событиям.

2.3. Характеристика Игоря, Всеволода.

2.4. Впечатления от музыкального фрагмента, от картины Виктора Васнецова.

3. Индивидуальное задание «Приметы фольклора в «Слове».

4. Выразительное чтение «Золотого слова» Святослава:

4.1. Обращение. Этикет при обращении.

4.2. Эмоциональная лексика и изобразительные средства (сравнения, метафоры).

4.3. Сравнение переводов В.Жуковского и Н.Заболоцкого (у Заболоцкого более резкое осуждение).

5. Выразительное чтение учителем фрагмента «Слова» («Клич Дона») с комментированием по Александру Ковешникову «Спевы Тыя».

6. Вывод о близости к произведению устного народного творчества.

7. Домашнее задание: учебник, стр.58-64.

«Толковый словарь»: Лада, Каяла-река, зигзица, легковейные крылья, заточило тулы печалью, лелеешь (прилелей), стрелы хоралужные, трижды-светлое, пресветлое, колчан, тембр голоса, пафос.

Выразительное чтение «Плача Ярославны» в переводе В.Жуковского, наизусть – в переводе Н.Заболоцкого. Индивидуальные задания: «Приметы фольклора в Плаче», «Природа в «Слове».

Урок №5.

Тема «Плачи» в «Слове».

«Плач Ярославны»

Цели: погружение в содержание «Слова», характеристика жен, Ярославны, выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в живописи, музыке.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации Владимира Фаворского к «Слову», иллюстрации к тексту (работы учеников), фрагмент «Плач Ярославны» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь».

1. «Толковый словарь» – комментарий к словам: Лада, Каяла-река, зигзица, легковейные крылья, заточило тулы печалью, лелеешь (прилелей), стрелы хоралужные, трижды-светлое, пресветлое, колчан, тембр голоса, пафос.

Краткий пересказ событий.

Содержание «Золотого слова» Святослава.

Пафос в части «Клич Дона».

3. Выявление особенностей жанра «плача» как фольклорного произведения. Обрядовое значение жанра. Содержание – просьба бескорыстная. Индивидуальное задание «Приметы фольклора в «Плаче».

3.1. Анализ «плача» жен дружины Олега (корысть в основе, поэтому не отозвались силы природы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *