Плач ярославны содержание: Плач Ярославны: краткое содержание, пересказ для читательского дневника

Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве)

Гениальность автора исторического произведения «Слово о полку Игореве» признана литературоведами разных эпох. Большинство из них проводили анализ эпизода «Плач Ярославны». Такой литературный жанр встречается крайне редко, он ближе к народным сказкам. Ярославна — это, с одной стороны, символ любящей и верной жены, с другой — этот образ показывает общее народное горе. В её монологе звучит волнение за исход предстоящей битвы и неугасающая надежда на возвращение мужа.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, он складывается в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядовые события.

Заклинание связано с содержанием. Героиня просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится её судьба. Причитание – это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи Ярославны.

Слезы Ярославны – крик души. Каждая строчка несёт особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера. Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, тёплое солнце – эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая. Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Обращение к реке

Анализ «Плач Ярославны» начинается с обращения героини к стихиям природы. В «Слове…» плач встречается несколько раз. Учёные посчитали и перечислили все употреблённые в тексте плачи: Ярославны, жен русских воинов, матери Ростислава, Киева, Чернигова, всей Руси.

Происходит усиление значимости плача. От слёз одной женщины автор переходит к горю жён, оставшихся вдовами, матерей. Плачут города. Самый сильный плач – это вся русская земля. Русь плачет ветром, реками, шумом деревьев, птичьим гомоном.

Ярославна стоит на юру, на забрале городской крепости, охраняющей Путивль; кукушкой взлетает над Дунаем и просит помощи у реки. Дунай – родная река для Ярославны, она протекает через княжество её отца. Полёт героини мысленный, образный. Она вспоминает реку, видит в ней огромную силу, которая должна поддержать её и помочь мужу.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу. Ярославна спрашивает природную стихию, почему она изменила своё отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославны в «Слове о полку Игореве» интересен силой женской души.

Она, как птица, не боится ветра. Он развевает её крылья, разносит мысли, но нет в нём жестоких порывов. Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Обращение к солнцу

Солнце дарит всем тепло. Оно прекрасно на небе. От него зависит всё живое на земле. Ярославна спрашивает солнце, зачем оно прожгло степь, лишило её воды. Жгучие лучи мешали русским воинам, мучили жаждой. Солнце «луки скрутило». Истома колчаны «заткнула». Тяжело было воинству князя. Ярославна воспевает силу солнца и плачет по погибшим. Описанная битва через пейзажные картины в речи героини становится еще значимее. Все тяготы боя становятся явственнее и зримее.

Значение природы

В плаче природа – это не фон, она герой битвы. Русский пейзаж плачет вместе с Ярославной и радуется возвращению Игоря, освобождению из плена. Песня-плач соединяется с ветром, солнцем, льётся над рекой. Сказочность персонажа и реальность события сливается, не даёт возможности автору отвлечься от речи героини. Природа, как магнит, притягивает слушателя, отвлекает и успокаивает читателя.

Плач Ярославны не может остаться без внимания. Плач в художественном произведении имеет огромную силу.

Написать сочинение «Анализ эпизода «Плач Ярославны» с помощью предлагаемых рассуждений станет проще, информация будет интересной и содержательной.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Гринго Фроликов

    15/15

  • Вадим Акимов

    8/15

  • Nasty Fox

    14/15

  • Вика Голотюк

    15/15

  • Полина Токарчук

    9/15

  • Данута Уршуля

    15/15

  • Наталья Садовская

    11/15

  • Михаил Ничепоренко

    9/15

  • Евгений Александров

    11/15

  • Екатерина Сазонова

    14/15

текст, анализ, слушать. Школьникам и студентам

Слушай онлайн, если не любишь читать!

В этом материале вы сможете прочитать полный текст и анализ эпизода «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве».

О да! Это мое любимое занятие )))

21.67%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

43.82%

Фу, не люблю

26.6%

Книги — а что это вообще такое?

7.91%

Проголосовало: 30459

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Плач Ярославны. Текст

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру́ кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру́:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки́,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки́?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко́ под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

(«Слово о полку Игореве».

Перевод Н. Заболоцкого.)

Краткое содержание «Слова о полку Игореве»

Анализ эпизода

В «Слове о полку Игореве» рассказывается, как Новгород-северской князь Игорь отправился в поход на половцев, но все закончилось полным разгромом русского войска. Сам князь оказывается в плену, а дома его ждет жена – Евросинья Ярославна, которая очень переживает о судьбе своего мужа.

В третьей части поэмы показано, как Ярославна уже не справляется с собственным волнением. Ей настолько тяжело и горько, что она отправляется к берегам Дуная и произносит горький монолог, обращенный ко всем сразу – к силам природы, к самому Игорю, к русской земле, к другим князьям. Она мечтает о том, чтобы ее муж вернулся домой целый и невредимый, и она просит, чтобы ему помогли.

Образ Ярославны

В «Слове о полку Игореве» Ярославна олицетворяет собой все лучшие женские качества. Она – мудрая и сильная, но при этом она не имеет влияния на своего мужа. Например, жена не отговаривает Игоря от похода на половцев, хотя она, скорее всего, понимала, что это неразумная и опасная затея.

Ярославна отлично исполняет свою женскую роль. Пока ее муж – полководец и грозный воин, сражается с врагами и защищает свою родину, Ярославна преданно ждет его дома. В ней олицетворено понимание семьи и тепла родного очага, ведь как бы не сложились дела у Игоря, он всегда может вернуться туда, где его любят и ждут. Доля томительного ожидания, волнения за своих мужей, ведения домашнего хозяйства – все это было характерно для всех русских жен, и Ярославна является их собирательным образом. Через этого персонажа автор передает также те качества, которые наиболее ценны в русских женщинах – это возможность нежно любить и стойко бороться за свою любовь одновременно.

Обращение Ярославны к высшим силам

После того, как Игоря пленили половцы, для Руси настали нелегкие времена. Князья различных земель стали драться между собой, и в борьбе за славу, расширение собственных владений и богатство они забыли о том, что русские границы нуждаются в защите. Поэтому с одной стороны Русь разрывали междоусобные войны, с другой – нападения от внешних врагов.

В этих условиях Ярославна, жена Игоря, хочет хоть как-то помочь плененному мужу. При этом она не осуждает его поступок и не говорит о том, к каким последствиям привела его жажда славы и военных побед. Все, что ее волнует – это жизнь и здоровье любимого.

Ярославна – верующая женщина. Она живет в гармонии с природой и знает, что может попросить у нее помощи в критической ситуации. Поэтому она обращается к высшим силам для того, чтобы они помогли ее супругу вернуться домой. Причем где-то ее плач звучит жалобно, где-то – требовательно и даже с упреком, ведь в свое обращение Ярославна вкладывают всю свою тревогу и любовь.  

К реке

Река Дунай протекает через княжество отца Ярославны (Галицкое). Для нее эта река является родной, и в своем обращении женщина взлетает над ней кукушкой и сверху смотрит на быстрое и неумолимое течение. Она видит в этом воплощение силы – неукротимой и безжалостной. Ярославна надеется, что эта сила поможет Игорю вернуться домой и укроет его от вражеских глаз, ведь сам он может не справиться.

К ветру

Ярославна плачет на ветру. Это могучая стихия, которая может погубить много людей одновременно, утопить корабль или сдвинуть что-то очень тяжелое. Бороться и спорить с ветром бесполезно, потому что его поток устремился куда-либо – от него нужно либо бежать, либо ждать и просить помилования.

Когда-то добрый ветер помогал князю Святославу, и об этом вспоминает Ярославна в своем обращении. Она не боится стихии и говорит с ней смело, даже упрекая за то, что она не помогла русским воинам в борьбе с врагами. Ярославна спрашивает, почему ветер отвернулся от ее мужа, почему он не помог ему в сражении с половцами, ведь он мог?

При этом Ярославна, будто бы расправляя крылья, летает на ветру и становится с ним единым целым. Этот эпизод символизирует связь женщины с природой (она более сильная, чем у мужчин). Если мужчины могут объявить войну таким же мужчинам и сражаться с ними не на жизнь, а на смерть, то сила женщин незаметна – из кротких и тихих созданий они могут перевоплотиться в грозных птиц, которые не боятся могучего ветра. Именно это и произошло с доведенной до отчаяния Ярославной.

К солнцу

Солнце – это прекрасная звезда, которая может согреть или сжечь. От него зависит существование всех живых существ на земле, в том числе и людей. И когда происходила битва князя Игоря с половцами, солнце оказалось на стороне последних.

Ярославна напоминает ему об этом. Она спрашивает солнце, почему оно было так беспощадно к русским воинам, для чего слепило им глаза и мучило жаждой. Мужчинам было очень тяжело, ведь если с врагами у них еще оставался шанс справиться, то противостоять силе солнца было бессмысленно. Ярославна одновременно восхищается этой силой и сокрушается о том, что она была направлена против ее мужа и его дружины.

В этом эпизоде читатель может прочувствовать все тягости, с которым столкнулись русские воины в бессмысленном и трагическом для них сражении с половцами.

Во всем «Слове о полку Игореве» природа является не фоном для происходящих событий, а прямым ее участником. Например, еще до похода на половцев она посылает Игорю дурные предзнаменования, но князь не обращает на них внимание. После поражения русских войск природа сникает и скорбит вместе со всей Русью, потом – помогает Игорю при возвращении домой и радуется, когда он благополучно добирается до родных земель.

Связующим звеном между военным походом Игоря, силами природой и самим читателем как раз является плач Ярославны. Это – полное горя обращение, которое имеет огромную силу. В нем сливается реальность и фантастика, а читатель не может оторваться от строк, завороженный удивительными образами природы и женщины, которая настолько смелая, что может не то, что попросить – потребовать у нее помощи и покровительства.

Итог

Лирическая песня Ярославны была услышана. Высшие силы природы откликнулись на ее призыв и действительно помогли князю вернуться домой. Ветер, река, солнце – все они постарались скрыть Игоря от его злобных преследователей и оградить от возможных в пути опасностей. В итоге князь возвратился на родину целым и невредимым на радость семьи и всей Руси, а половцы остались ни с чем – в дальнейшем им также пришлось отпустить других пленников.

Один из самых мистических элементов «Слова о полку Игореве» — появление Овлура. Это половец, который помогает Игорю бежать из плена. При этом причины, из-за которых он так поступил и предал свой народ (кроме того, что его мать была русской) – неизвестны. Отдав Игорю конец, Овлур тихо растворяется в ночи, и больше в произведении не появляется.

Можно предположить, что этот половец – это проявление мистических сил, пришедших на помощь Игорю. Возможно, что Овлур стал неким духом, вызванным плачем Ярославны, ведь без него у князя не появилась бы возможность сбежать. Однако подтверждений или опровержений этой теории в тексте не встречается, поэтому каждый читатель может сам для себя решить, насколько сильным было обращение княжеской жены к высшим силам.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Василий Григорьевич Перов великий русский художник 19 века

Содержание

  1. Биография Василия Григорьевича Перова
  2. С 1843 по 1846 год Перов учился в Арзамасском уездном училище.
  3. Мастер плодотворно работает дома.
Сватовство чиновника с дочерью портного. 1862

Василий Григорьевич Перов — великий русский художник 19 века, имя которого навсегда вписано в историю мировой живописи. Творчество Василия Перова открыло новые горизонты для русского искусства. Перов был человеком с непростой судьбой. Возможно, поэтому его картины такие глубокие и сложные, психологические и жизненные. Их рассказы остросоциальны и демонстрируют всю правду тяжелой жизни народа. Один из учеников даже однажды назвал мастера «настоящим певцом печали».

Утопленница

Василий Перов родился 21 декабря 1833 года в холодном сибирском Тобольске. Малыш родился вне брака: его отцом был губернский прокурор барон Криднер. Позднее родители будущего барина все-таки поженились, но клеймо незаконнорожденного сопровождало Перова всю жизнь. Не только титул, но и отцовская фамилия и все связанные с ней преимущества навсегда остались для художника недосягаемыми.

Рыбак

Василий Григорьевич Перов фамилию получил не сразу. В официальных бумагах он фигурирует как Васильев, так носил крестный отец будущего живописца. Художник стал Перовым гораздо позже. Фамилия своим происхождением обязана пономарю, который научил мальчика писать и часто отмечал его успехи. Дьячок дал ученику прозвище, которое впоследствии стало творческим псевдонимом мастера.

Охотники на отдыхе

Трудно судить, когда у ребенка проснулся интерес к рисованию. Они рассказывают о случае, который вполне может стать решающим для судьбоносного выбора. У барона была картина, которую он хотел немного изменить. Для этого был выписан маляр, который перерисовал нужную деталь. Растирание красок, письмо, приемы приглашенного художника — все это настолько заинтересовало юного Василия, что после ухода гостя он с головой окунулся в новое увлечение.

С 1843 по 1846 год Перов посещал Арзамасское уездное училище.

Подросток живет в квартире учителя Фаворского. В школе он не бросает занятия рисованием и после окончания учебы поступает в процветающее училище живописи академика Ступина, основанное в 1802 году. Обучение продолжается до 1849 года. Юноша был одним из первых учеников, начавших рисовать масляными красками, овладевая мастерством, копируя работы известных живописцев.

Плачет Ярославна. 1881

В 1860 году полотно «Первый чин» было удостоено малой золотой медали. Большая золотая медаль, которую заработала Проповедь в деревне в 1861 году, дала мастеру возможность продолжить обучение за границей за счет государственных средств. В 1862 году Перов с женой Еленой уехали в Европу.

Художник посещает Германию, затем переезжает в Париж. Он пытается рисовать, но работа идет плохо, ему скучно за границей, чужие края не вдохновляют. Художник просит Академию позволить ему вернуться на родину досрочно. В 1864 году Василий Перов приехал в Москву. Критики наконец замечают его, и картины становятся интересными для публики.

Дворник сдает квартиру даме
Мастер плодотворно работает по дому.

Из-под его кисти выходят все более зрелые произведения, пронзительные по своему психологическому воздействию, обличающие отношение общества к «черни». Они отражают гражданскую позицию живописца.

Помимо социальных работ художник пишет шедевры, в которых запечатлена жизнь простых людей, прекрасные портреты самых талантливых деятелей страны.

Парижские праздники. Интерьер будки во время перформанса

Художник организует в Москве группу «Передвижники» и на семь лет становится членом ее правления. Он много пишет и в то же время успевает преподавать: с 1871 года дает уроки живописи в Московском училище. Педагогическому таланту Василия Григорьевича Перова русское искусство обязано появлению целой плеяды великих художников.

В 1881 году художник тяжело заболел. Лучшие врачи пытаются ему помочь, но болезнь прогрессирует. В 1882 году, 29 мая, Василий Перов тихо угасает от чахотки, не дожив до своего 50-летия всего полтора года. Последним пристанищем живописца стало кладбище Данилова монастыря.

Сельский крестный ход на Пасху
Самые известные картины

Картины Василия Перова — своего рода «совесть эпохи». Каждое произведение – это голос заступницы за обиженных и обездоленных. Среди самых известных шедевров художника:

  • «Чаепитие в Мытищах» (1862). Картина была заказана городскими властями. В то же время его отличает острая социальная тема.
  • «Тройка» (1866 г.). Самая страшная и пронзительная картина мастера, свидетельствующая о том, как бедняки жили на Руси.
  • «Приезд гувернантки» (1866). Купеческий тип для этого шедевра художник подсмотрел на Нижегородской ярмарке.
  • «Человек-птица» (1870). Бытовая сцена, перенесенная на полотно, принесла Василию Григорьевичу Перову звание профессора. Картина написана в соавторстве с Алексеем Саврасовым.
  • «Охотники на отдыхе» (1871). Знаменитый шедевр был написан мастером для европейской выставки.
  • «Голубятня» (1874 г.). Одна из самых жизнеутверждающих работ мастера. На картине изображен молодой мальчик, восхищенно наблюдающий за полетом голубей.
Проводы покойногоЧаепитие в подмосковных Мытищах.Приезд школьницы к слепому отцуСтолТройка. Ученики ремесленников несут воду

Плач Ярославны. Почему Ferrari все сделала правильно на Гран-при Монако

Поиск

Александр Насонов — о том, почему нельзя критиковать Ferrari за молчаливое предоставление Себастьяну Феттелю статуса первого пилота.

Ferrari, которая постепенно возвращает себе статус фаворита Формулы-1, взялась за старое. На Гран-при Монако команда пожертвовала интересами любимца публики Кими Райкконена в пользу Себастьяна Феттеля, у которого, объективно говоря, куда больше шансов побороться за титул.

На это есть только один ответ: ну и что?

В Испании Mercedes сделал то же самое с Валттери Боттасом. Метод был совершенно другим, но результат был тот же: победа первого номера команды. У финна была возможность победить в Барселоне. И, возможно, выиграл бы его, если бы изначально на трассе не оказался Льюис Хэмилтон.

«Я сделал все, что мог, чтобы сохранить Себастьяна», — сказал тогда Боттас. Я хотел, чтобы он потерял время. Вот и все. Это моя работа и моя миссия на данный момент».

Валттери Боттас

В Mercedes, конечно же, не замедлили поблагодарить Валттери за помощь Льюису.

«Это результат совместной работы», — сказал генеральный директор Mercedes Motorsport Тото Вольф. – Я бы не забыл о вкладе Валттери. Его гонка фактически закончилась на первом повороте. Он внес весомый вклад в нашу победу».

И тогда никто не возмущался. Ни обозреватели, ни даже сам Боттас.

Так почему же сейчас многие склонны обвинять Ferrari — особенно британцев, конечно — в том, что команда предпочла рокировать своих пилотов? Что в этом предосудительного? Командная тактика в Формуле 1 официально разрешена. Ведь это командный вид спорта.

Райкконен стартовал с поула и лидировал в первой половине гонки. У Феттеля не было ни малейшего шанса обойти это. Все так.

Но когда немец вышел вперед, картина изменилась. За 20 кругов разрыв между красными машинами вырос до 20 секунд. Вопрос: почему в таком случае Ferrari сдерживает своего самого быстрого пилота, тем самым ставя под угрозу победу команды?

Можно сказать, что Райкконен, мол, опустил руки, расстроился и поэтому отстал. Но гонщик Ferrari, даже если он второй пилот, не имеет права на такую ​​слабость. Особенно, когда Скудерия впервые за много лет не на словах, а на деле борется за титул. Феттель почему-то не расстроился, когда ему не хватило каких-то 0,043 секунды до поула.

Аналогичным образом поступили и Red Bull, когда стало понятно, что пересидеть соперника на трассе в Монако выгоднее, чем подрезать, «не пересидеть». Можно не сомневаться, что команда из Милтон-Кинса колебалась бы еще меньше, если бы ее гонщики претендовали на победу, а не только на третье место.

Даниэль Риккардо

С точки зрения чисто спортивной борьбы, конечно, нехорошо, когда команда манипулирует результатами гонки. Но Формула 1 — это не только и не столько спорт, сколько бизнес. Победа Феттеля была в интересах бизнеса Скудерии — Скудерия ее обеспечила.

И вот что интересно: все те, кто критикует «Феррари» за использование командной тактики (очень виртуозной, между прочим), будут критиковать ее за совершенно противоположные вещи, если Феттель уступит титул Хэмилтону, потеряв, скажем, пять очков. Потом будут звучать другие речи: почему Феррари не предоставила Феттелю лучшие условия на всех этапах, он первый номер и т. д.

В предыдущие годы Mercedes не всегда делил своих пилотов на первые и вторые номера, давая им равные возможности. Но будем откровенны: в личном зачете на титул претендовали только Хэмилтон и Нико Росберг, а в Кубке конструкторов команда вообще ни с кем не боролась. В таких тепличных условиях действительно можно дать повоевать своим райдерам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *