Почему Дельфийский оракул видел будущее. Ученые нашли ответ
https://ria.ru/20210123/pifiya-1594226487.html
Почему Дельфийский оракул видел будущее. Ученые нашли ответ
Почему Дельфийский оракул видел будущее. Ученые нашли ответ — РИА Новости, 23.01.2021
Почему Дельфийский оракул видел будущее. Ученые нашли ответ
Ученые бьются над главной загадкой Дельфийского оракула: как его жрицам удавалось предсказать будущее. Этот вопрос уже более двух с половиной тысяч лет занимает РИА Новости, 23.01.2021
2021-01-23T08:00
2021-01-23T08:00
2021-01-23T08:05
религия
история
греция
аналитика — религия и мировоззрение
эгейское море
археология
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/16/1594210089_0:398:1893:1463_1920x0_80_0_0_69066133714f1676bf69cdf6582e36f5.jpg
МОСКВА, 23 янв — РИА Новости. Ученые бьются над главной загадкой Дельфийского оракула: как его жрицам удавалось предсказать будущее. Этот вопрос уже более двух с половиной тысяч лет занимает умы исследователей. И современные открытия показывают, что в легендарном святилище пользовались довольно хитрыми методами.»Сложная проблема»Это место в Греции любят называть «источником силы». Хотя, кроме красивого пейзажа и античных развалин, с виду оно ничем не примечательно. Однако Дельфы — один из самых посещаемых городов страны.И не только в XXI веке. Люди питают интерес к этому месту уже более 3500 лет. Некогда Дельфы были одним из самых известных центров паломничества. Там находился храм в честь бога света Аполлона — один из древнейших.Местом поклонения святилище стало еще в 1600-х годах до нашей эры. Однако на всю Элладу прославилось спустя тысячелетие. Именно этим временем датируются знаменитые дельфийские треножники — специальные сиденья.Они были предназначены для оракулов и жрецов, которые, согласно поверью, «изъявляли волю богов» по запросу верующих.Обряд, который тоже назывался «оракул», был настолько популярным, что по всей Греции, как пишет «отец истории» Геродот, было 80 подобных святилищ. Где-то волю богов угадывали по шелесту священного дуба, а где-то читали знаки судьбы по внутренностям животных. Прорицателями были исключительно мужчины.Но только не в Дельфах. Там эту роль играла женщина. Жрицу звали по-особому — пифией (согласно мифам, город Дельфы изначально именовался Пифами — по имени убитого здесь Аполлоном дракона Пифона).В VII-VI веках до нашей эры дельфийская пифия была, по сути, главным госсоветником. К ней приезжали правители различных земель Греции. Среди них, например, полулегендарный царь Спарты Ликург или афинский деятель Солон.Несмотря на большую популярность обряда, ученые знают о нем совсем мало. В частности, до сих пор толком не понятно, как его проводили. Известно лишь, что желающие обратиться к прорицательнице должны были пройти специальную ритуальную подготовку.»Процедура прорицания в Дельфах представляет собой чрезвычайно сложную проблему, прежде всего из-за состояния письменной традиции. Несмотря на то что обращение к оракулу требовало определенных усилий и затрат (вопрошавшие должны были подвергнуться ряду очистительных церемоний, совершить жертвоприношение, внести некоторую плату, кроме того, для обращения за прорицанием существовали определенные дни), доступ к оракулу был достаточно свободен, и святилище посещалось огромным количеством паломников. Тем не менее у нас нет источников, подробно описывающих процедуру прорицания в Дельфах даже для классического периода, не говоря уже о более ранних временах», — пишет в работе по теме российский историк Оксана Кулишова.Зато сохранились фразы, которые говорила пифия посетителям. В целом они довольно расплывчатые. В некоторых случаях жрица излагала их и вовсе стихами.Античный брендНеоднозначность прорицаний ученые объясняют по-разному. Одни считают, что Дельфийский оракул стал чем-то вроде «общегреческого бренда», ведь не зря греки на время прекращали распри ради Пифийских игр. Они были вторыми по значимости после Олимпийских.Кроме того, одним из нерушимых принципов международного права той эпохи была неприкосновенность святилища в Дельфах. Ни одно из государств не могло захватить святыню и ее служителей. Тем более пифию.И та, в свою очередь, как полагают исследователи, не имела права на ошибку. Отсюда и смысловая расплывчатость ее прорицаний.Так, например, она ответила жителям острова Сифнос на вопрос, долго ли продлится их благополучие:»Лишь когда белизной пританей (здание государственного совета. — Прим. ред.) засияет сифнийский (острова Сифнос. — Прим. ред.) И когда белой оградой оденется рынок, тогда-то, Благоразумный, засады древесной, багряного вестника бойся».Вопреки общепринятому представлению, пифию спрашивали чаще о делах насущных, нежели о будущем. В «Истории» Геродота только шесть из шестидесяти паломников задают вопросы о том, что будет. Из 585 прорицаний, как установили историки, более 300 сбылось.Геологическая причинаК середине V века до нашей эры Дельфы утрачивают былую популярность. Тем же временем датированы немногочисленные описания обряда. Одно из них дало исследователям зацепку.Античный писатель Ксенофонт отмечал, что к оракулу пифия готовится довольно долго. Например, в сопровождении жрецов купается в Кастальском источнике (на горе Парнас), потом в храме Аполлона совершает ряд «очистительных обрядов». А прорицает она, сидя на треножнике, «окруженная одурманивающими парами», которые выходят из небольшой расселины прямо под сиденьем.Долгое время считали, что для пифии делали специальный эликсир, который вызывал галлюцинации. Аналогичным образом поступали во время еще одного известного обряда античности — мистерий в Элевсине. Там в качестве основного компонента использовали лавровые листья.Однако в случае с Дельфами все сложнее. Недавно проведенные раскопки показали, что греки неспроста назвали это место «пупом земли».»Древние свидетельства подтверждаются геологическими находками. Химический анализ родниковых вод под святилищем показывает: там есть скопления метана, этана и этилена. Эффекты от вдыхания этилена аналогичны тем, о которых рассказано в древних писаниях», — говорится в научной работе группы химиков и геологов Генри Спиллера, Джона Хейля и Джеля де Бойера.Этилен, по словам ученых, вызывает сильные галлюцинации. Поэтому расплывчатые прорицания пифии можно объяснить его действием.Кроме того, Дельфы, как выяснили исследователи, находятся на стыке трех тектонических плит. Поэтому в античности там часто бывали землетрясения. И после каждого из них образовывался разлом, откуда выходили ядовитые газы.»Наверное, этим можно объяснить факт, что оракул проводили в определенное время. И то, что фактически Дельфы окончательно перестали быть местом паломничества во втором веке нашей эры, при императоре Адриане. Видимо, тогда сейсмическая активность угасла», — допускают ученые.Несколько пифийОткрытие заставило научное сообщество задуматься: а что если подобным образом прорицали и другие оракулы? Ведь то и дело археологи находят на побережье Эгейского моря практически идентичные с Дельфами святилища.Все они связаны с богом Аполлоном. В октябре прошлого года раскопали жертвенник в его честь в турецком городе Патары — некогда богатом античном полисе. Из источников известно, что там тоже был оракул.Как отмечают исследователи, вполне возможно, что он располагался на месте тектонического разлома. Сейсмологические данные подтверждают частые землетрясения в этом регионе.»На найденный нами жертвенник древние люди клали дары, чтобы успокоить богов», — говорит в интервью агентству Anadolu руководитель раскопок в Патарах Мустафа Кочак.Однако масштабные изыскания только впереди. Согласно древнегреческим источникам, прорицания и предсказания, схожие с дельфийскими, давали еще в шести святилищах на территории античной Греции.
https://ria.ru/20191026/1560232212.html
греция
эгейское море
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/16/1594210089_0:403:1893:1823_1920x0_80_0_0_b9ce8b60a65bb41301aa9859079d13bc. jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
история, греция, аналитика — религия и мировоззрение, эгейское море, археология
Религия, история, Греция, Аналитика — Религия и мировоззрение, Эгейское море, Археология
МОСКВА, 23 янв — РИА Новости. Ученые бьются над главной загадкой Дельфийского оракула: как его жрицам удавалось предсказать будущее. Этот вопрос уже более двух с половиной тысяч лет занимает умы исследователей. И современные открытия показывают, что в легендарном святилище пользовались довольно хитрыми методами.
«Сложная проблема»
Это место в Греции любят называть «источником силы». Хотя, кроме красивого пейзажа и античных развалин, с виду оно ничем не примечательно. Однако Дельфы — один из самых посещаемых городов страны.
И не только в XXI веке. Люди питают интерес к этому месту уже более 3500 лет. Некогда Дельфы были одним из самых известных центров паломничества. Там находился храм в честь бога света Аполлона — один из древнейших.
Местом поклонения святилище стало еще в 1600-х годах до нашей эры. Однако на всю Элладу прославилось спустя тысячелетие. Именно этим временем датируются знаменитые дельфийские треножники — специальные сиденья.
Они были предназначены для оракулов и жрецов, которые, согласно поверью, «изъявляли волю богов» по запросу верующих.
Обряд, который тоже назывался «оракул», был настолько популярным, что по всей Греции, как пишет «отец истории» Геродот, было 80 подобных святилищ. Где-то волю богов угадывали по шелесту священного дуба, а где-то читали знаки судьбы по внутренностям животных. Прорицателями были исключительно мужчины.
CC BY-SA 3.0 / Helen Simonsson / The temple of Apollo (the centre of the Delphi oracle and Pythia) dated to the 4th century BCХрам Аполлона в Дельфах
CC BY-SA 3.0 / Helen Simonsson / The temple of Apollo (the centre of the Delphi oracle and Pythia) dated to the 4th century BC
Храм Аполлона в Дельфах
Но только не в Дельфах. Там эту роль играла женщина. Жрицу звали по-особому — пифией (согласно мифам, город Дельфы изначально именовался Пифами — по имени убитого здесь Аполлоном дракона Пифона).
В VII-VI веках до нашей эры дельфийская пифия была, по сути, главным госсоветником. К ней приезжали правители различных земель Греции. Среди них, например, полулегендарный царь Спарты Ликург или афинский деятель Солон.
Несмотря на большую популярность обряда, ученые знают о нем совсем мало. В частности, до сих пор толком не понятно, как его проводили. Известно лишь, что желающие обратиться к прорицательнице должны были пройти специальную ритуальную подготовку.
«Процедура прорицания в Дельфах представляет собой чрезвычайно сложную проблему, прежде всего из-за состояния письменной традиции. Несмотря на то что обращение к оракулу требовало определенных усилий и затрат (вопрошавшие должны были подвергнуться ряду очистительных церемоний, совершить жертвоприношение, внести некоторую плату, кроме того, для обращения за прорицанием существовали определенные дни), доступ к оракулу был достаточно свободен, и святилище посещалось огромным количеством паломников. Тем не менее у нас нет источников, подробно описывающих процедуру прорицания в Дельфах даже для классического периода, не говоря уже о более ранних временах», — пишет в работе по теме российский историк Оксана Кулишова.
Зато сохранились фразы, которые говорила пифия посетителям. В целом они довольно расплывчатые. В некоторых случаях жрица излагала их и вовсе стихами.
Античный бренд
Неоднозначность прорицаний ученые объясняют по-разному. Одни считают, что Дельфийский оракул стал чем-то вроде «общегреческого бренда», ведь не зря греки на время прекращали распри ради Пифийских игр. Они были вторыми по значимости после Олимпийских.
Церемония зажжения олимпийского огня в древней Олимпии. 12 марта 2020
Кроме того, одним из нерушимых принципов международного права той эпохи была неприкосновенность святилища в Дельфах. Ни одно из государств не могло захватить святыню и ее служителей. Тем более пифию.
И та, в свою очередь, как полагают исследователи, не имела права на ошибку. Отсюда и смысловая расплывчатость ее прорицаний.
Так, например, она ответила жителям острова Сифнос на вопрос, долго ли продлится их благополучие:
«Лишь когда белизной пританей (здание государственного совета. — Прим. ред.) засияет сифнийский (острова Сифнос. — Прим. ред.)
И когда белой оградой оденется рынок, тогда-то,
Благоразумный, засады древесной, багряного вестника бойся».
Вопреки общепринятому представлению, пифию спрашивали чаще о делах насущных, нежели о будущем. В «Истории» Геродота только шесть из шестидесяти паломников задают вопросы о том, что будет. Из 585 прорицаний, как установили историки, более 300 сбылось.
Геологическая причина
К середине V века до нашей эры Дельфы утрачивают былую популярность. Тем же временем датированы немногочисленные описания обряда. Одно из них дало исследователям зацепку.
Античный писатель Ксенофонт отмечал, что к оракулу пифия готовится довольно долго. Например, в сопровождении жрецов купается в Кастальском источнике (на горе Парнас), потом в храме Аполлона совершает ряд «очистительных обрядов». А прорицает она, сидя на треножнике, «окруженная одурманивающими парами», которые выходят из небольшой расселины прямо под сиденьем.
CC BY-SA 3.0 / Mussklprozz / Pythia, 1870, Statue von Marcello (eigentlich Adèle d’Affry, Duchesse de Castiglione-Colonna) in der Pariser OperСтатуя пифии в Парижской национальной опере
CC BY-SA 3.0 / Mussklprozz / Pythia, 1870, Statue von Marcello (eigentlich Adèle d’Affry, Duchesse de Castiglione-Colonna) in der Pariser Oper
Статуя пифии в Парижской национальной опере
Долгое время считали, что для пифии делали специальный эликсир, который вызывал галлюцинации. Аналогичным образом поступали во время еще одного известного обряда античности — мистерий в Элевсине. Там в качестве основного компонента использовали лавровые листья.
Однако в случае с Дельфами все сложнее. Недавно проведенные раскопки показали, что греки неспроста назвали это место «пупом земли».
«Древние свидетельства подтверждаются геологическими находками. Химический анализ родниковых вод под святилищем показывает: там есть скопления метана, этана и этилена. Эффекты от вдыхания этилена аналогичны тем, о которых рассказано в древних писаниях», — говорится в научной работе группы химиков и геологов Генри Спиллера, Джона Хейля и Джеля де Бойера.
Этилен, по словам ученых, вызывает сильные галлюцинации. Поэтому расплывчатые прорицания пифии можно объяснить его действием.
Кроме того, Дельфы, как выяснили исследователи, находятся на стыке трех тектонических плит. Поэтому в античности там часто бывали землетрясения. И после каждого из них образовывался разлом, откуда выходили ядовитые газы.
«Наверное, этим можно объяснить факт, что оракул проводили в определенное время. И то, что фактически Дельфы окончательно перестали быть местом паломничества во втором веке нашей эры, при императоре Адриане. Видимо, тогда сейсмическая активность угасла», — допускают ученые.
CC BY-SA 3.0 / Rabe! / «Stone of Pythia» in the archaeological site in Delphi, GreeceКамень пифии в Дельфах
CC BY-SA 3.0 / Rabe! / «Stone of Pythia» in the archaeological site in Delphi, Greece
Камень пифии в Дельфах
Несколько пифий
Открытие заставило научное сообщество задуматься: а что если подобным образом прорицали и другие оракулы? Ведь то и дело археологи находят на побережье Эгейского моря практически идентичные с Дельфами святилища.
Все они связаны с богом Аполлоном. В октябре прошлого года раскопали жертвенник в его честь в турецком городе Патары — некогда богатом античном полисе. Из источников известно, что там тоже был оракул.
Как отмечают исследователи, вполне возможно, что он располагался на месте тектонического разлома. Сейсмологические данные подтверждают частые землетрясения в этом регионе.
«На найденный нами жертвенник древние люди клали дары, чтобы успокоить богов», — говорит в интервью агентству Anadolu руководитель раскопок в Патарах Мустафа Кочак.
Однако масштабные изыскания только впереди. Согласно древнегреческим источникам, прорицания и предсказания, схожие с дельфийскими, давали еще в шести святилищах на территории античной Греции.
«За разглашение — смерть». Чем были так страшны Элевсинские мистерии
26 октября 2019, 08:00
Дельфийский оракул, прорицание, пифия : VIKENT.RU
«С тех самых пор, как на крутом скалистом южном склоне горы Парнас забил волшебный Кастальский источник, люди стали приходить сюда все чаще. Купаясь в этом источнике, они очищались от всяких злых дел и преступлений, становились пророками и поэтами. Недалеко от этого места был и другой священный источник — Кассотида, из которого пили и тоже чувствовали прилив пророческого вдохновения. Здесь же, в скале Парнаса, была глубокая трещина, из которой исходили холодные ядовитые испарения. Если сюда приходили козы, они начинали издавать необыкновенные звуки. Такое странное явление стало привлекать и людей. Вдыхая эти пары, они чувствовали в себе какие-то чудесные перемены, а многие даже падали в трещину и погибали. И тогда люди решили, что с ними говорит сама Земля, и учредили на этом месте оракул. Место это было выгодное, на скрещении дорог, и сюда стекались паломники со всех концов Греции. Но особенное значение Дельфийский оракул приобрёл после того, как стал общегреческим центром культа Аполлона. Вокруг него вырос целый город — Дельфы.
В центре города, в самой высокой его части, стоял храм Аполлона, построенный легендарными зодчими Трофонием и Агамедом в IX веке до н.э. Он был окружён крепкими стенами. Внутри этой священной территории находилось много разных сооружений. От входа к храму вела мощёная дорога. Справа от дороги в скале была ниша, куда стекала вода Кастальского источника. В ней омывались паломники. На южной стороне стояли многочисленные статуи и сокровищницы. На северной — театр и здание для собраний, украшенное изнутри картинами на мифологические темы. На северо-западной стороне был ипподром. Остатки всех этих сооружений были найдены при археологических раскопках в нашем веке. Не удалось только обнаружить главную деталь оракула — священную трещину в горе. Сам храм, по преданию, был сначала построен из лаврового дерева, затем из пчелиного воска и перьев, потом из меди и наконец из камня. На стенах храма были начертаны изречения семи мудрецов. Например: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры».
Войдя в храм, люди видели жертвенник Посейдону как одному из самых старых богов, статуи мойр, а также Зевса Мойрагета и Аполлона Мойрагета. Слово «мойрагет» означает «предводитель мойр». Такие прозвища Зевса и Аполлона говорят о том, что в это время люди уже верили в возможность управлять судьбой. Мойры подчинялись сначала Зевсу, а потом его главному помощнику в этом — Аполлону.
Во внутренней части храма, в которую не допускали посторонних, находилась золотая статуя Аполлона, лавровое дерево и беломраморный камень, который когда-то был проглочен Кроном вместо маленького Зевса, а потом поставлен сюда как Памятник. Под ним был зарыт убитый Аполлоном Пифон. Каждый день его поливали маслом, а по праздникам на него возлагали некручёную шерсть. Считалось, что он стоит в самом Центре мира, поэтому и. называли его Омфал, то есть Пуп земли. Рядом с ним были два золотых орла с распростёртыми крыльями. По преданию, Зевс выпустил орлов с противоположных концов земли, чтобы узнать, где находится середина мира, и они встретились именно здесь. Тут же, через эту часть храма, проходила и та самая трещина в скале. А самым главным предметом в святилище был золотой треножник над трещиной, на котором восседала жрица Аполлона во время таинства получения оракула.
Называлась она пифия. Считалось, что сам Аполлон её устами выражает волю Зевса. Обряд обставлялся очень торжественно. Перед началом пифия омывалась в Кастальском источнике, надевала шитую золотом одежду, распускала волосы, украшала голову лавровой ветвью, пила воду из источника Кассотиды, жевала лавровый лист. Затем садилась на свой треножник. Дыша парами из расщелины, она приходила в состояние безумия и выкрикивала бессвязные речи. Специальные жрецы расшифровывали их и перекладывали в стихи. Причём в этих стихах обильно использовались иносказания, всякого рода метафоры. Об этом свидетельствует и одно из прозвищ Аполлона — Локсий, что значит «вещающий иносказательно».
Обычно пророчества составлялись с учётом всех обстоятельств, о которых жрецы узнавали от самих же паломников и от специальных своих агентов. Если же знаний не хватало, то пророчества составлялись так неясно и хитро, что их можно было толковать и в ту, и в другую сторону. Например, однажды к Дельфийскому оракулу обратился лидийский царь Крёз, обладавший огромными богатствами и принесший бесчисленные дары. Ему сказали, что, если он перейдёт реку Галис, то разрушит великое царство. Когда же он перешёл реку, то было разрушено его собственное царство. Жрецы потом утверждали, что пророчество сбылось в точности.
Авторитет Дельфийского оракула рос очень быстро, особенно среди аристократии. Многие люди, города и цари целых государств приходили сюда просить совета перед принятием важных решений. Ни одна экспедиция с целью образования колоний не отправлялась без соответствующего предсказания оракула. Сюда приносили богатые жертвы, и на территории храма строились всё новые сокровищницы. Дельфийские жрецы оказывали большое влияние не только на религиозную, но и на политическую жизнь всей страны. Дельфийский оракул стал общегреческим центром культа Аполлона и вообще духовной жизни Греции. Сравниться с ним по значению мог только оракул Зевса у священного дуба в городе Додона».
Гусманов И.Г., Греческая мифология. Боги, М., «Флинта»; «Наука», 2009 г., с. 180-182.
Замечу, что Геродот упоминает и два случая прямого подкупа жрецов Дельфийского оракула.
В XX веке в США в честь дельфийского оракула был назван экспертный метод Дельфи / Delphi.
жрица Пифия у Дельфийского оракула, которая говорила правду силам
В этой серии мы смотрим на недооцененных женщин на протяжении веков.
В то время и в месте, где женщинам было мало карьерных возможностей, работа жрицы Аполлона в Дельфах выделяется. Ее положение было в центре одного из самых могущественных религиозных институтов древнего мира. У конкурирующих греческих городов-государств было мало всеобъемлющих властей (политических или иных), поэтому значение ее голоса не следует недооценивать.
Действительно, есть основания полагать, что Пифия лежала в основе того, что мы сегодня называем «экономикой знаний». Ее роль вполне могла заключаться в сборе, переупаковке и распространении информации с конечной целью дать разумный совет по тривиальным и не очень тривиальным вопросам жизни в древнем мире.
Яцек Мальчевский, Пития, 1917 год. ВикискладК оракулу обращались за консультацией первопроходцы древнего мира по широкому кругу вопросов. Для пифии это означало возможность комментировать множество вопросов, представляющих общественный и индивидуальный интерес: вопросы культа, войны, отношения между существующими городами-государствами и основание новых.
Оракулу также были заданы многочисленные личные вопросы о любовной тоске, советах по карьере, рождении детей и о том, как получить потомство. Так что по всем стандартам эта работа была требовательной, но в то же время разнообразной и полезной — должность, достаточно мощная, чтобы изменить ход истории.
Тем не менее, с самого начала попытки лишить жрицу ее силы преобладали, особенно в старой классической науке. Разве женщина, особенно в таком патерналистском обществе, как древняя Греция, не могла занимать такое влиятельное положение?
Некоторые ученые предположили, что Пифия на самом деле бормотала неразборчивую тарабарщину и что ее слова позже были преобразованы в красивые, глубокие и осмысленные гекзаметровые стихи — священниками-мужчинами.
Тем не менее, в наших древних источниках нет абсолютно ничего, что указывало бы на то, что ответы придумал кто-то, кроме самой Пифии. Наоборот: ее регулярно называют единственным источником пророчеств, произнесенных в Дельфах. Нет ни слова о священниках-мужчинах, кроме тех, кто выполняет чисто административные и вспомогательные функции.
Читать далее:
Скрытые женщины истории: Хоп Лин Чжон, китайская иммигрантка в первые дни Белой Австралии.
Оскорбление оракула
Положение Пифии, похоже, влекло за собой исключительную возможность говорить нежеланную правду тем, кто у власти.
Однажды спартанец подошел к оракулу с намерением утвердиться в качестве самого мудрого человека в мире. В ответ на этот вопрос Пифия назвала другого человека, который был мудрее.
Жители греческого города Мегара примерно в 700 г. до н. э. спросили у Пифии, кто лучший из всех греков, надеясь, что их назовут первыми. Пифия упоминает два лучших города, заканчивая строкой: «[Вы] вы, о мегарцы, [не] ни третий, ни четвертый». Конечно же, мегарцы этого не предвидели!
Клисфен, тем временем, знаменитый тиран Сикиона, спросил, не следует ли ему убрать из города культ героя Адрастуса. Он получил оракул, который попал прямо в точку: «Адраст — царь Сикиона, а ты — обычный убийца».
Такого рода проверка реальности и откровенный разговор наверняка расстроили бы тех, чье эго привыкло к лести и согласию.
Святилище Аполлона в Дельфах. ВикискладКонечно, не всегда можно сказать, были ли эти и другие ответы оракула подлинными или весь инцидент был частью более поздних историографических знаний. Но как бы там ни было: дело в том, что именно женщине приписали такой резкий, осуждающий голос.
И ее голос оказался на редкость безупречным. Греки думали, что это бог Аполлон передал свои высшие божественные знания через уста Пифии, поэтому сама жрица была в значительной степени безупречна. В то время как странствующие провидцы, авгуры и торговцы оракулами изображаются в классической литературе порочными и ненадежными, позиция Пифии, кажется, стоит вне всякой критики.
Читать далее: Скрытые женщины истории: Теруань де Мерикур, феминистка-революционерка
Работа и ее трудности
Джон Коллиер, жрица Дельф, 1891 г. ВикискладБыть Пифией не всегда было легко. Несколько древних исследователей стремились повлиять на ответ, который они надеялись получить от оракула. Тонкие манипуляции с постановкой вопросов, не очень тонкий подкуп и даже попытка заставить оракула дать ответы в неблагоприятный день — все это зафиксировано — как и жалобы на непостижимые ответы.
Например, греческий историк, философ, солдат и заклинатель лошадей Ксенофонт якобы спросил в Дельфах, какому божеству он должен принести жертву и молиться, чтобы военная экспедиция, к которой он собирался присоединиться, увенчалась успехом. Позже философ Сократ сделал ему выговор за то, что он задал манипулятивный вопрос. Сократ чувствовал, что ему следовало спросить, будет ли это успех, а не как.
Говорят, что Клисфен подкупил Пифию, чтобы она давала один и тот же ответ на все спартанские просьбы к оракулу, независимо от вопроса: освободить Афины от власти тиранов.
И после серии захватывающих происшествий, связанных с неверно прочитанными оракулами, лидийский царь Крез пожаловался Дельфийскому оракулу на то, что его ввели в заблуждение. Пифия ответила, что он сам виноват в своем несчастье: надо было правильно истолковать слово Пифии.
Нам также известно о нескольких случаях, когда пифия прямо отказывалась отвечать на вопрос, который так или иначе казался неразумным.
Должностные обязанности
Дельфийский штатив. Пестанский краснофигурный кратер-колокол, ок. 330 г. до н.э. ВикискладК сожалению, древние источники умалчивают. Лауреат Нобелевской премии писатель Уильям Голдинг в своем (опубликованном посмертно) последнем романе «Двойной язык», написанном с точки зрения пифии, видит в ней местную девушку, которая не смогла выйти замуж и поэтому взяла на себя эту роль.
И снова это звучит как спекуляция, призванная преуменьшить значение позиции.
Навыки, необходимые для успеха в этой роли, легче реконструировать. Святилище Аполлона в Дельфах служило рынком для представителей со всего древнегреческого мира (и не только), которые приезжали по разным причинам.
Помимо оракула, в святилище проводились регулярные спортивные соревнования (так называемые Пифийские игры, аналоги более известных Олимпийских игр).
Это место с его многочисленными храмами и памятниками также было популярным туристическим направлением. Все эти действия вместе служили для создания оживленного центра, где информация, новости и сплетни всех видов могли бы свободно распространяться.Так что, возможно, ключ к успеху Pythia заключался в том, чтобы просто внимательно слушать? Имеются веские основания полагать, что фантастические рассказы о предсказаниях и их исполнении относятся к (более поздней) историографической традиции и что пифиям для комментариев задавались в основном довольно прямые вопросы повседневной жизни, подобно тому, как это было предложено древний автор Плутарх, который также был жрецом в Дельфах: Выиграю ли я? Выйду ли я замуж? Это хорошая идея, чтобы плыть по морю? Мне заняться сельским хозяйством? Поеду ли я за границу?
Если бы это действительно было так, то чаще всего можно было бы собрать информацию, необходимую для ответа на любой конкретный вопрос, из болтовни тех, кто стоит в очереди, чтобы проконсультироваться с оракулом, посмотреть или поучаствовать в играх или брать памятники.
Пифия: Оракул и верховная жрица Дельф
Обновлено 6 марта 2020 — 19:27 dhwty
Возможно, одно из самых известных пророчеств Пифии, дельфийского оракула, касается поражения Креза от Персидской империи. Согласно Геродоту, Крез, царь лидийцев, хотел знать, следует ли ему вести войну с молодой Персидской империей. Ему ответили, что он уничтожит великую империю, если нападет на Персию.
Удовлетворенный этим ответом, Крез приготовился к вторжению в Персию. Мало ли Крез знал, что «великая империя», о которой говорил Оракул, была не империей Персии, а его собственной. Остальное, как говорится, уже история. Хотя подлинность этой истории может быть сомнительной, несомненно то, что Дельфийский оракул действительно существовал.
«Александр консультируется с Оракулом Аполлона» (1789 г.) Луи-Жан-Франсуа Лагрене. ( Public Domain )
Дельфийский оракул
Расположенный на юго-западном отроге горы Парнас в долине Фокиды, Дельфы были связаны с греческим богом Аполлоном. Согласно легенде, на протяжении сотен лет холм охранял гигантский змей по имени Пифон, который был последователем культа Геи (Земли). После убийства Пифона Аполлон объявил Дельфы своим убежищем.
Возможно, эта легенда была отражением реальных событий. В микенский период (14-11 вв. до н.э.) в Дельфах существовали небольшие поселения, посвященные божеству Матери-Земли. Впоследствии поклонение Аполлону установилось между 11 и 9 веками до нашей эры. К 8 веку до нашей эры Дельфы уже были известны во всем мире благодаря пророческой силе Пифии. Однако только в следующем столетии Оракул стал общеэллинским учреждением, когда греческие города обратились за советом к Аполлону по важным государственным вопросам.
Кем была Пифия?
Пифия — имя, данное любой жрице на протяжении всей истории храма Аполлона в Дельфах. Жрицей была женщина старше 50 лет, жившая отдельно от мужа и одетая в девичьи одежды. Согласно Плутарху, который когда-то служил жрецом в Дельфах, Пифия сначала входит во внутреннюю камеру храма ( Адытон ). Затем она садится на треногу и вдыхает легкие углеводородные газы, выходящие из пропасти в пористой земле.
Это явление изучается современными геологами. Как сообщает Эшли Коуи для Ancient Origins:
«В 2001 году геолог Йелле З. де Бур обвинил «этилен, вытекающий из пересечения разломов под храмом», как газообразный виновник видений Оракула, но затем, в 2006 году, профессор Джузеппе Этиоп из Национального института геофизики и вулканологии в Риме заявил, что «простой коктейль из углекислого газа, смешанного с метаном, мог вызывать психические трансы, которые Пифия использовала, чтобы направлять богов». Этиопа полагал, что, возможно, «проблемы с токсичностью [были] связаны только с дефицитом кислорода в помещении храма, где вентиляция воздуха была слабой, а выделение газа из почвы было сильным» 9. 0004
Кроме того, Этиопа и его команда обнаружили метан в родниковых водах вокруг Дельф. В 2006 году он сказал LiveScience: «Эта среда склонна к образованию метана… единственное правдоподобное объяснение состоит в том, что в прошлом выброс метана был больше (с небольшим количеством углекислого газа)». Говорят, что «сладкий запах», который вдыхала пифия, «мог быть вызван следами бензола, другого токсичного углеводорода, обнаруженного в этом районе», — сказал Этиоп.
Тем не менее, ученый де Бур оспаривает утверждение Этиопа, говоря: «Бензол — опасное вещество, и после нескольких сеансов пифий заболел бы и, возможно, умер». И «О частых смертях Пифия не сообщалось ни одним из классических писателей. Напротив, кажется, что они прожили долгую и здоровую жизнь».
Впав в транс, Пифия пробормотала слова, которые, как говорили, были непонятны простым смертным. Эти слова затем переводятся священниками святилища на общий язык и передаются тем, кто их просил. Тем не менее, пророчества всегда были открыты для интерпретации и часто имели двойное и противоположное значение. Это хорошо видно на примере Креза. Есть много других случаев, когда пророчества Пифии были двусмысленными.
«Жрица Дельф» Джона Кольера. ( Public Domain )
Пифия часто передавала двусмысленные сообщения
Например, согласно Геродоту, один из Пифий сказал афинянам во время персидского вторжения в 480 г. Афина) стена из дерева, / Только она устоит невредимой и поможет тебе и твоим детям». (Геродот, Истории , 7.141). В то время как некоторые афиняне интерпретировали это буквально и пришли к выводу, что пророчество относилось к выживанию афинского Акрополя (в прошлом он был окружен защитным частоколом), другие рассматривали «деревянную стену» как корабли.
Однако последняя интерпретация не смогла объяснить последние две строки пророчества: «Благословенный Саламин, ты будешь смертью сыновей матерей / Либо когда рассеется семя, либо когда оно будет собрано». Согласно официальной интерпретации, если афиняне вступят в морское сражение с персами, им суждено проиграть.
Несмотря на это, казалось бы, неблагоприятное предзнаменование, афинский полководец по имени Фемистокл решил бросить вызов оракулу, утверждая, что, если бы афиняне были обречены, тон оракула был бы более суровым. Афинян убедило, может быть, не толкование Фемистокла, а тот факт, что лучше воевать с персами, чем ничего не делать, как, казалось бы, предлагала Пифия. Как вы уже догадались, афиняне одержали решающую победу над персами, и это стало поворотным моментом второго персидского вторжения в Грецию.
«Битва при Саламине» (1868 г.) Вильгельма фон Каульбаха. ( Public Domain )
Итак, в следующий раз, когда у вас возникнет искушение поверить в пророчества, вспомните историю Креза и афинскую «деревянную стену». и демонстрирует проблемы, связанные с интерпретацией пророческих заявлений. В последнем, бросив вызов пророчеству Оракула и взяв свою судьбу в свои руки, греки смогли переломить ситуацию против персов и спастись от гибели.
Верхнее изображение: Изображение верховной жрицы Дельф, Пифии — «Оракул» (1880 г.) работы Камилло Миолы. Источник: Public Domain
By Ḏḥwty
Ссылки
Ancient-Greece.org, 2014. Delphi. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.ancient-greece.org/history/delphi.html
[Проверено 6 мая 2014 г.].
Британская энциклопедия, 2014. Оракул. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/430708/oracle#ref207522
[По состоянию на 6 мая 2014 г.].
Геродот, Истории ,
[Уотерфилд, Р. (пер.), 1998. Истории Геродота . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.]
Марк, Дж. Дж., 2009. Крез. [Онлайн]
Плутарх, Моралия ,
[Бэббит, Ф. К. (пер.), 1936. Моралия Плутарха . London: Heinemann.]
Роуч, Дж., 2001. Губы Дельфийского Оракула, возможно, были развязаны парами газа.