Пифийские игры в древней греции: ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ • Большая российская энциклопедия

Пифагор, Пифия и Пифийские игры

***


О самом Пифагоре было уже довольно много сказано. Сейчас речь пойдёт о времени, в котором он жил. Годы жизни древнегреческого философа — 570—490 гг. до н.э.. Какой была тогда Греция?

Наступление железного века имело огромное значение — металл стал дешёвым и доступным, что способствовало постепенному росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению её зависимости от родовой организации. Отделение ремесел от земледелия обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города. Поэтому в период VIII—VI веков до н. э. происходит становление полисов — разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединённых только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы.

На VII—VI века до н. э. приходится расцвет греческой колонизации в Средиземноморье и Северном Причерноморье. Только выходцы из Милета основали 70 колоний на побережье Чёрного моря. В то же время в самой Греции приобретают большое значение Дельфы с оракулом Аполлона.

Руины в Дельфах (Википедия)

Дельфийский оракул  — оракул, то есть прорицалище, при храме Аполлона в Дельфах, расположенных у подножия южного склона горы Парнас в Фокиде. Согласно древнегреческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, где номинально главным лицом была жрица (пифия), но фактически все предсказания формулировались толковавшими её жрецами храма, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Его появление относят к микенскому времени, а окончательное исчезновение — к IV в. н. э., расцвет оракула приходится на VII–V вв. до н. э. архаического и классического периодов истории Древней Греции.


Дельфы. Модель античного святилища Аполлона

Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря. Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами, посвящёнными Аполлону. Около этого источника музы и нимфы источников собирались для пения под аккомпанемент аполлоновой  лиры. На фронтоне храма были изречения Семи мудрецов: «познай самого себя», «ничего сверх меры», а также загадочное изображение буквы «Ε». Деревянное изображение этой буквы было приношением Семи мудрецов, афиняне заменили его на медное, а императрица Ливия подарила золотое.


Фемида в роли Пифии вещает Эгею

Пифия была жрицей, избранной среди сенситивов (от англ. sensitive, телепат, медиум) из низших слоёв и помещённой в храм, где у неё, отрешённой от мирской жизни, развивали её пророческие способности. Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник (из жёлтой меди или по другим вариантам из золота), стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала.

Пифия в представлении современного художника

Джон Кольер, «Дельфийская пифия»

В VII — VI веках до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. В Дельфах также хранился священный камень — омфал. Кроме того, с начала VI век до н. э. в Дельфах раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры. Во время их проведения устанавливалось священное перемирие. В город стекались многочисленные дары, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии.

Дельфы — Почему они так важны?

Пифийские игры (др. -греч. Πύθια) — один из четырёх общеэллинских агонов, занимавший второе место после олимпийского и проходивший раз в четыре года в Дельфах. Проводились в честь Аполлона, как победителя змея Пифона.

Принцип состязательности играл огромную роль в жизни Эллады и пронизывал многие сферы деятельности греков: политику, торговлю, спорт, искусство и религию. Особое значение имели агоны — общегреческие игры, которые содействовали усилению национального самосознания эллинов. Варварам — чужеземцам — участие в общегреческих Играх было строго запрещено.

Широкую известность получили четыре древнегреческих праздника: Пифийские игры, Античные Олимпийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Общегреческий характер этих Игр подчёркивали специальные призы для победителей — венки из ветвей различных растений-символов, поскольку в Элладе венки считались особенно почётной наградой. Пифийские игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, гармонии, покровителя искусств и муз, объявлявшего людям волю Зевса. Согласно мифам, эти Игры были учреждены самим Аполлоном в честь его победы над драконом Пифоном. После победы к имени Аполлона прибавился эпитет «пифийский», а жрицы-прорицательницы его храма в Дельфах получили название пифии.

Первоначально Пифийские игры состояли только из музыкальных состязаний кифаредов, исполнявших пеан (хоровая лирическая песнь, жанр древнегреческой поэзии) в честь Аполлона. В 590 г. до н. э. к пению под аккомпанемент кифары, добавили пение под аккомпанемент флейты и отдельно игру на флейте, а также гимнастические и конные соревнования. В отличие от других крупных античных праздников, музыкальные дисциплины постоянно сохраняли своё главенствующее значение на Пифийских играх в Дельфах, несмотря на включённые в их программу зрелищные конкурсы атлетов, гонки квадриг и скачки.

Стартовая линия стадиона

Священный Мир, установленный на время проведения Игр, гарантировал как участникам, так и зрителям безопасную поездку в Дельфы и обратно домой. До нас дошли также упоминания о воодушевлении и восторге, с которым публика принимала участников соревнований. Большое количество людей стекалось в Дельфы, что приносило городу огромные доходы.

Пифийские игры были прежде всего играми чести. В награду победителю вручался венок из лавра — дерева, посвящённого Аполлону.

Амфитеатр в Дельфах, где проходили художественные соревнования (фото из Википедии)

Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, воссоздающего победу Аполлона над Пифоном. Во время торжественной процессии в храме Аполлона совершалось большое праздничное жертвоприношение. На четвертый день после праздничного пиршества начинались Игры.

В театре города Дельфы проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе города Дельфы — атлетические состязания. Из-за гористой местности Дельф гонки на колесницах проходили на равнине у города Криса.

Художественные дисциплины:


  • Гимн богу Аполлону

  • Соревнования в игре на флейте и кифаре, с пением или без него

  • Соревнования в театральном и танцевальном искусстве

  • Выставки-продажи художественных изделий

Дельфы выступали в сознании греков, как духовная столица эллинского мира, как «общий очаг» Эллады (др. -греч. κοινὴ ἑστία), что позволило дельфийским жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием.

Олимпия с Храмом Зевса и Олимпийскими играми также приобрела значение общегреческого религиозного центра наиболее почитаемых богов.

Историческая реконструкция храма Зевса XIX века, художники — Вильгельм Любке, Макс Земрау

Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу. Классический храм Зевса был заложен в 52 олимпиаду элейцем Либоном (572 г.до н.э.), но закончен только в период 85-86 олимпиад Фидием, то есть между 472 и 456 до н. э.

Современное состояние (фото из Википедии)

Олимпийские игры — величайшие из эллинских национальных празднеств, происходившие в Олимпии на Пелопоннесе в период с 776 г. до н. э. до 394 года н. э. Центральным элементом Олимпийских игр были спортивные соревнования, при этом игры имели религиозное значение. В первый день атлеты (участники) клялись и приносили жертвы богам. Судьи тоже клялись, что будут честно судить. Следующие 3 дня проходили соревнования. Главное состязание — это пятиборье. Начиналось пятиборье всегда с бега, затем прыжки в длину (прыжки в длину были очень сложны, так как в руках у прыгуна были зажаты гири). Метание копья — третье и метание диска — четвёртое, а пятым была борьба, в которой для победы было необходимо добиться трёхкратного падения на землю противника. Гонки колесниц были, пожалуй, самым ожидаемым зрелищем.

Олимпийский стадион строился постепенно с увеличением популярности игр. Это был первый стадион в Древней Греции, на котором имелись трибуны. После модернизации в V веке до н. э. он мог принимать около 40 тыс. зрителей. Размеры спортивного поля стадиона составляли 212 на 32 метра, а на беговой дорожке могли одновременно бежать двадцать человек.

Олимпийский ипподром имел внушительные размеры — свыше 700 метров в длину и более 300 метров в ширину.

Для тренировок спортсменов использовался Гимнасий — открытое сооружение с беговой дорожкой той же длины, что и на стадионе, окружённое колоннадой. Рядом находилась Палестра — квадратное сооружение с внутренним двором для тренировок в борьбе, кулачном бою и других видах спорта.

Развалины Палестры‎ в Олимпии (Википедия)

Греческая торговля фактически стала международной, имея сбыт и на западных, и на восточных рынках. В Грецию ввозились рабы, сырье, предметы роскоши, а также продукты питания для все возрастающего населения полисов. У лидийцев в VII веке греки заимствовали чеканку монет.


Пифийские, Немейские, Истмийские и Панафинейские игры Древней Греции

Великими священными играми Греции были четыре праздника: Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмийские игры. Их отличительными чертами были, во-первых, общегреческий характер; во-вторых, особые награды для победителей – венки из ветвей растений-символов. Венки считались особенно почетной наградой в Греции. Так в Пифийских играх в Дельфах (в честь Аполлона) – награда – лавровый венок, Немейских играх (в честь Зевса) – награда – венок из сухого сельдерея, Истмийских (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, наградой был венок из сосновых веток либо свежего сельдерея.

Существовали и Панафинейские игры (в Афинах), где атлеты награждались амфорами с вином и оливковым маслом (в зависимости от занятого места число сосудов колебалось от 1 до 60).

Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки). Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки.

Пифийские игры — одно из четырех общеэллинских соревнований, занимавшее второе место после олимпийских. По преданию, установлены были самим Аполлоном.

История Пифийских игр начинается в VI в. до н.э. и с этих пор они стали проходить каждые четыре года, соответственно за год до Олимпийских игр. Пифийские игры проводились в честь Аполлона – бога солнечного света, бога красоты и покровителя искусств. Место состязания — равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыка, гимнастика, ристания колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок.

В самом начале в Пифийских играх проводились только музические (творческие, «которыми руководят музы») состязания. Поначалу это было пение под аккомпанемент кифары, позднее к ним добавились пение под аккомпанемент флейты и отдельно игра на флейте. В отличие от других крупных фестивалей эти дисциплины сохранили на играх свое большое значение, хотя при обновлении Пифийских игр в них появились атлетические соревнования, состязания на колесницах и верховая езда.

На время игр действовал священный мир, продолжавшийся три месяца. Перемирие гарантировало людям – как участникам так и зрителям – безопасную поездку на игры и обратно домой. Большое количество людей стекалось в Грецию, это приносило Дельфам огромные доходы.

Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, которое представляло победу Аполлона над драконом. Во время торжественной процессии в храме Аполлона совершалось большое праздничное жертвоприношение. После праздничного пиршества на четвертый день начинались игры.

В театре города Дельфы проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе города Дельфы – атлетические состязания. Из-за гористой местности Дельф состязания на колесницах проводились на равнине у города Криса.

Художественные дисциплины охватывали: гимн богу Аполлону, игра на флейте и кифаре (древнем греческом струнном инструменте) с пением и без него, соревнования в театральном и танцевальном искусстве, соревнования по живописи.

Пифийские игры были играми чести. Победители получали в качестве награды лавровый венок. При оказании особых почестей участнику соревнований ставили памятник в виде статуи. Однако самыми бесценными были почет и уважение, которые доставались победителям и их родным городам.

Пифийские игры восходили не к одному древнейшему местному обычаю, а были праздником с самого начала создававшимся на основе нескольких обычаев и объединившим в своей программе виды искусств с атлетическими состязаниями. Учреждение этого праздника было очередным этапом в развитии культуры древних греков.

Немейские игры — состязания в Древней Греции, проводившиеся как и Олимпийские игры в честь Зевса в храме Немеи. Они проводились один раз в два года, за год или через год после Олимпийских игр.

По одной легенде Немейские игры стали проводиться после победы Геракла над Немейским львом. По другой версии Немейские игры впервые проводились в память о молодом сыне царя по имени Офельт. Первые упоминания Немейских игр относятся к 573 г. до н.э. По традиции их победитель получал в награду венок, свитый из листьев сельдерея из города Аргос.

Руководство Немейскими играми осуществлял город Клеонаи, а после его завоевания в 450 г. до н.э. городом Аргосом, Немейские игры стали проводиться под его руководством. В программу игр входили следующие спортивные дисциплины: стадионный бег (180 м), бокс, стрельба из лука, борьба, метание диска, метание копья и гонки на повозках.

Истмийские игры — одни из 4-х общегреческих. Они проводились на Коринфском перешейке (Истме) через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов олимпиады. Предание относит их учреждение к доисторическому времени и их основателем называет бога Посейдона. Соревнования возникли или получили свое общегреческое значение лишь в конце VI в. до н.э. Заведовали играми коринфяне, но почетное председательство на нем имели афиняне. Время игр начиналось, как и в прочих соревнованиях, объявлением священного перемирия.

Состязания были гимнастические и конные, познее присоединяются музыкальные. Игры продолжались несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который плелся из сосновых ветвей, а позднее – из сельдерея.

Панафинейские игры – самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

По преданию афинское празднество учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив поселения в единое государство, дал празднику новое название – Панафинеи, то есть «праздник для всех афинян». В празднествах принимали участие и соседние государства.

Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, – один раз в пять лет, в третий олимпийский год. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г.

до н.э. —гимнические, т.е. такие, где все решали сила и проворство (бег, борьба, кулачный бой, метание диска и т.д.), позже — музыкальные состязания.

Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — так называемые панафинейские (панафинские) амфоры, наполненные святым маслом.

Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и ущемленные в правах жители полиса. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней специально ткали и шили. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

С приходом римлян все общегреческие игры, а также Панафинейские существенно потеряли своё значение.

Пифийские игры — Священное соревнование Древней Греции

Написано GreekBoston.com по истории Древней Греции. Комментарии к записи Пифийские игры — священное состязание Древней Греции

отключены

Большинство из нас знают об Олимпийских играх, которые впервые прошли в Олимпии Древней Греции. Каждые несколько лет лучшие спортсмены со всей Древней Греции собирались, чтобы не только соревноваться, но и почтить Зевса, царя богов. Чего большинство людей не понимает, так это того, что Олимпийские игры были не единственными спортивными соревнованиями, проводившимися в Древней Греции.

Пифийские игры, также называемые Дельфийскими играми, являются одним из таких соревнований. Для участия в этих играх приезжали участники со всей Древней Греции, и победа считалась престижной, как и в случае с Олимпийскими играми:

.

Вот дополнительная информация о том, что такое Пифийские игры и какое значение они играли в Древней Греции:

Где проводились Пифийские игры

При посещении древних археологических раскопок в Дельфах вы заметите одну вещь: в этом районе есть несколько построек. Дельфы расположены в центре современной Греции, но еще в Древней Греции они были известны как место, где жил легендарный Дельфийский оракул. Это также было место, где присутствовал бог Аполлон. Исторически он был связан с Оракулом, и в Дельфах также есть храм, посвященный ему.

Место в Дельфах состоит из нескольких зданий, включая место, где обычно проживал оракул. Однако есть и стадион, на котором проводились Пифийские игры. Как Олимпийские игры были посвящены Зевсу, так и Пифийские игры были посвящены Аполлону. Части этого стадиона сохранились до наших дней.

Информация о Пифийских играх

Пифийские игры проводились в Дельфах, святилище бога Аполлона, раз в четыре года в его честь. Первый документально подтвержденный случай проведения этих игр относится к 6 веку до н.э. и они были разработаны, чтобы отметить физическую силу лучших спортсменов и участников соревнований в Греции. Однако, в отличие от других мероприятий, таких как Олимпийские игры, люди соревновались не только в легкой атлетике.

Были также соревнования по искусству и танцам. На самом деле считается, что художественные и танцевальные соревнования проводились на Пифийских играх задолго до спортивных соревнований. Спортивные состязания на Пифийских играх включали бокс, борьбу, гимнастику и панкратион. Художественные состязания включали в себя музыкальные состязания, танцы, рисование, а позднее, в истории игры, и театральные состязания.

Пифийские игры в греческой мифологии

Хотя было доказано, что Дельфы были реальным местом, это одно из тех мест, которые также были активной частью греческой мифологии. То же самое относится и к самим Пифийским играм. Говорят, что Пифон, мифический змей из греческих мифов, начал игры. Пифон бежал в Дельфы, чтобы спрятаться после того, как ему не удалось убить Лето, которая была беременна близнецами, Артемидой и Аполлоном.

Поскольку Афина послала Пифона убить Лето, змей испытал чувство стыда, когда не смог выполнить свою миссию. Аполлон последовал за существом в Дельфы с намерением убить его. Эти двое сразились, и в результате Питон был убит. После того, как Delphi избавился от Python, Аполлон запустил Дельфийский оракул. Однако Зевс был недоволен убийством Пифона и заявил, что Аполлон совершил преступление. Пифийские игры были основаны как плата за преступление.

Победители Пифийских игр на самом деле не выигрывали деньги. Однако им подарили венок из лавра, который традиционно ассоциировался с Аполлоном. Это показывает, что, хотя игры не сделают вас богатым, победа считалась большой честью. Спортсмены тренировались и соревновались, чтобы показать всей Греции, насколько они спортивны, и игры также прославляли богов.

Источники:

Википедия – Делфи

Википедия – Пифийские игры

Категория: История Древней Греции

Этот пост был написан GreekBoston. com

Археология и древнегреческие Пифийские игры в Дельфах

В Дельфах хранится множество археологических находок, относящихся к Пифийским играм. Стадион и спортзал сохранились, как и вотивные приношения победителей.

Пифийские игры в Дельфах были частью праздника Аполлона. Игры проводились каждые четыре года, и каждая Пифиада знаменовала собой полпути к Олимпийским играм.

Изначально состязания были музыкальными, но в шестом веке до нашей эры к программе добавились спортивные и конные состязания. Археологи раскопали многие места проведения этих мероприятий в Дельфах, включая стадион и спортзал. Как и в Олимпии, многие из их находок включали подношения по обету. Эти предложения важны тем, что они могут помочь определить, кто участвовал в Пифийских играх.

Обзор территории Дельф: Театр на переднем плане, Храм Аполлона и Сокровищницы за ним. Авторы и права: Наташа Шелдон (2007). Все права защищены.

Древнегреческие виды спорта в Дельфах 

Спортивные состязания и конные соревнования, добавленные в программу игр после 586 г. до н.э., были аналогичны тем, что проводились в Олимпии. Они включали:

  • Долихос или бег на длинные дистанции
  • Диаулос  или бег на два этапа для мальчиков
  • Stadion или Stade — гонка на стадионе.
  • Гонка гоплитов или скачка в полных доспехах
  • Тетриппос Дромос  или гонка на четверке колесниц
  •   Синорис или гонка на двух колесницах
  •   Келес7 — Гонка всадников.
Стадион. Изображение предоставлено Наташей Шелдон (2007). Все права защищены.

Стадион и спортзал в Дельфах

В самой высокой и самой низкой точках Дельф были обнаружены археологические свидетельства существования спортивных и тренировочных сооружений. Однако наиболее полные раскопки состоят из стадиона и спортзала.

Стадион Дельф лучше всего сохранился в Греции. Он расположен над священным теменосом, что делает его самым высоким сооружением на этом месте. Построенный в пятом веке до нашей эры, стадион был дополнительно украшен во втором веке нашей эры.

Археологические остатки стадиона впечатляют. К северу располагались двенадцать рядов сидений, вырубленных в естественной скале. На юге было место для дополнительных шести рядов, а дорожка была украшена линией римских арок II века. Гоночная зона сохраняет свои линии старта и финиша, а канавки для бегунов все еще на месте.

Интересным элементом подпорной стены стадиона является надпись четвертого века до нашей эры, запрещающая употребление вина на стадионе. С любого, кто нарушал правило, налагался штраф в пять драхм.

Гимназия и Палестра располагались ниже теменоса Аполлона, недалеко от храма Афины Пронайи. Остатки на месте сегодня относятся к четвертому веку до нашей эры.

Местные жители и спортсмены на тренировках пользовались помещениями, расположенными на двух террасах. На верхней террасе были две тренировочные беговые дорожки. Крытая дорожка или xystos имел крытую колоннаду для защиты спортсменов от непогоды. По соседству находился открытый парадром для спортивных тренировок.

Внизу на нижней террасе находилась  палестра , используемая для борьбы. Были также раздевалки для спортсменов, состоящие из раздевалок и большого круглого бассейна для купания.

Возничий из Дельф. Изображение предоставлено Наташей Шелдон (2007). Все права защищены.

Победители и приношения по обету: Возничего из Дельф

Призы для победителей Пифийских игр были аналогичны олимпийским и включали золотые треножники и венки из лавровых листьев, которые были посвящены Аполлону. В свою очередь, победители выражали благодарность за свои победы, совершая жертвоприношения в священном темуносе.

Многие оставшиеся подношения хранятся в музее Дельф. Возможно, самым сложным и известным является возничий из Дельф. Посвященная Полисалосом, тираном Гелы на Сицилии, это единственная фигура, уцелевшая от более крупной фигуры, на которой изображены четыре лошади и конюх.

Возничий, относящийся к пятому веку до нашей эры — раннему классическому периоду, был изготовлен методом литья из воска — новой техники, которая придавала статуям более реалистичную позу. Глаза возницы из белой пасты с темными каменными зрачками остались и, кажется, следят за зрителями по комнате.

Хотя Полисалос назвал себя победителем в своей гонке, он был не гонщиком, а только спонсором. Его победоносный возничий остался незамеченным.

Другие находки содержат дополнительную интересную информацию об участниках Пифийских игр. Надпись, датированная 50 г. н.э., доказывает, что среди участников были женщины, которые могли участвовать исключительно в женских гонках или соревнованиях для мальчиков.

Этими женщинами были три сестры, победительницы не только Пифийских игр, но и других всегреческих соревнований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *