Піфагорійська школа.
Основывая все на представлениях о мере и числе, пифагорейская школа старалась объяснить ими формы предметов и отношения отдельных предметов к первобытному единству бытия. Законы этих отношений она определяла простыми числами, составляющими, по её мнению, сущность всех предметов и форм предметов. Единицу пифагорейцы уподобляли точке, число 2 соответствовало, по их мнению, линии, число 3 плоскости, число 4 соответствовало отдельному предмету. Они основывали эти выводы на следующих соображениях: «прямая линия имеет своими пределами две точки; простейшая прямолинейная фигура имеет своими границами три линии; простейшее правильное тело имеет своими пределами четыре плоскости; а точка это – неделимая единица». Но не только геометрические фигуры, но и самые предметы представлялись пифагорейцам числами. Все землянистые тела состоят, по их мнению, из частиц, имеющих форму куба; частицы огня имеют форму тетраэдра или пирамиды; частицы воздуха форму восьмигранника, частицы воды форму двадцатигранника, частицы всех других простых тел форму двенадцатигранника.
Отождествляя материю с формой, принимая числа не за обозначение пропорций между предметами, а за сущность самих предметов, пифагорейская школа приходила к очень странным мыслям. По её учению, все числа более десяти – только повторения первых десяти чисел. Число десять, в котором заключаются все числа и все силы чисел, – число совершенное, «начало и правитель небесной и земной жизни». Подобное ему значение, согласно взглядам пифагорейской школы, имеет число четыре: во-первых, потому, что сумма первых четырех чисел образует совершенное число десять, а во вторых потому, что число 4 – первое квадратное число; поэтому оно «великое число, источник и корень вечной природы». Единица, из которой произошло число десять – первоначальнейший источник всего существующего.
Число семь, занимающее середину между 4 и числом 10 (4 + 3=7; 7 + 3=10), тоже имеет очень большую важность; десять небесных тел движутся по семи кругам.В понятия о числах пифагорейцы влагали весь физический и весь нравственный мир, отождествляя количественные отношения между предметами с сущностью предметов. Так например, они говорили, что «справедливость производится перемножением равного на равное, то есть, она – квадратное число, потому что она воздает равным за равное»; и они называли справедливость числом 4, потому что оно первое квадратное число, или числом 9, потому что оно квадрат первого нечетного числа. Число 5, соединение первого мужского (нечетного) числа 3 с первым женским (четным) 2, было в пифагорейской философии сущностью брака; здоровье, по её учению, было число 7; любовь и дружба были число 8; единица была разум, потому что разум неизменен; число 2 было «мнение», потому что оно изменчиво; и т. д.
С учением о числе теснейшим образом соединено в пифагорейской философии учение о гармонии, о переходе противоположности в тождество. Все числа разделяются на четные и нечетные; четные – неограниченны, нечетные – ограниченны. В единице еще нет раздвоения; оно возникает в числе 2; в числе 3 единица сливается с числом 2; потому число 3 – первое примирение противоположностей. Нечетное число, согласно пифагорейской школе, – владычество единства над противоположностями, потому оно лучше, совершеннее четного. Четное число – раздвоение, не подведенное под границу единства; в нем не примирены противоположности; потому в нем нет совершенства. Всякий отдельный предмет имеет характер несовершенства; а совершенство создаётся подведением противоположных несовершенств под единство. Связью между ними служит гармония, примиряющая противоположности, превращающая разногласие в согласие. Гармония есть сочетание тонов; тоны тоже числа; но система этих чисел не та, что система чисел поверхностей и тел; она имеет своим основанием не 10, а 8 (октаву). Пифагор нашел, что разница тонов, издаваемых струнами кифары, соответствует точным пропорциям длины струн; что одна и та же струна, натягиваемая разными тяжестями, изменяет тон тоже в точной пропорции с весом их. Он определил, что основной тон относится к октаве, как 1 к 2, к кварте как 3 к 4, к квинте как 2 к 3. Таким образом, по пифагорейской философии, оказывалось, что число – причина гармонии тонов, что дивная сила музыки – результат таинственного действия чисел.
33 Піфагорійська школа: представники, основні ідеї.
Піфагореїзм — напрям у давньогрецькій філософії, який абсолютизував та обожнював поняття числа і проголошував його першоосновою світу та сутністю речей.
Піфагор (6 ст. до н. е.) та його послідовники вбачали основу світу в числах, в кількісних пропорціях. У всьому — в русі планет, архітектурі, звучанні струни — вони прагнули відкрити кількісні відношення, числову гармонію. Числа піфагорійці мислили не абстрактно, а як чуттєво-споглядальні відношення.
Піфагор та його послідовники порушили проблему квантифікації сущого, зведення всього сущого до величин, які можна вимірювати
.Поглядам піфагорійців властива і містика. Стосовно всього, навіть любові, дружби, справедливості, вони шукали числові відношення.
Піфагорійці приховували своє вчення від людей. Їхня школа була організована на зразок релігійного ордену, де тільки найбільш наближених до Піфагора посвячували в заповітні таємниці.
Намагання Піфагора шукати за речами числа вражає своєю незвичністю. Завдяки торгівлі, яка динамічно розвивалася, вимірювання, зважування, рахування стали звичними явищами. Еквівалентом товару були гроші, тобто числа, кількісні відношення. Філософи взялися кількісно градуювати (поділяти на одиниці) явища навколишнього світу тільки після того, як у сфері соціального життя речі (товари) були зведені до грошей (чисел).
Піфагореїзм проповідував аскетизм
Філософія Фіхте — це суб´єктивний ідеалізм, який все виводить і все пояснює з діяльності «Я» як творчого начала. «Я» у Фіхте — це водночас індивідуальне обмежене «Я» (свідомість людини) і «абсолютне Я» (божественна свідомість). Фіхте досліджував проблему можливості наукового пізнання. Цьому присвячена основна праця мислителя «Науковивчення», в якій «Я» постає як творець всього сущого і водночас як творець знання про нього (творець не тільки форм, а й змісту знання).
Перший акт цієї діяльності — самоусвідомлення себе, що виражається в тезі «Я є Я».
Це самоусвідомлення (і самотворення) переростає в покладання (творення) «не-Я», чогось відмінного від «Я». Природа у Фіхте позбавлена самості, вона тільки матеріал, обмеження діяльності «Я» (Бога). Але ця обмеженість не об´єктивна, ця межа покладена самим «Я», яка ним же може бути й подолана в процесі діяльності. Акт самоусвідомлення є водночас актом самотворення.Другий акт —«Я є не-Я» (антитеза). «Не-Я» виступає як об´єкт, який обмежує свободу «Я». Об´єкт, як у формі природи, так і культури, у філософії Фіхте породжений суб´єктом. Вихідною позицією появи будь-якого явища культури є творець, який має задум, проект. Це теза. Він втілює свій проект в життя (зводить палац, малює картину, приймає конституцію). Будучи створеним, об´єкт протистоїть йому як «не-Я»
Він віддавав перевагу практичному розуму над теоретичним. Пізнання для нього виступає лише як момент залежності «Я» від «не-Я», що долається в практичній діяльності, в якій «Я» діє як вільне, оскільки воно творить «не-Я».
Пифагореизм | философия | Британика
Пифагореизм
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Публий Нигидий Фигул
- Похожие темы:
- таблица противоположностей акустика тетрактис Неопифагорейство математики
Просмотреть весь связанный контент →
Пифагореизм
, философская школа и религиозное братство, основанное, как полагают, Пифагором Самосским, поселившимся в Кротоне на юге Италии около 525 г. до н. э.Общие черты пифагореизма
Характер первоначального пифагорейства противоречив, а нагромождение разрозненных черт, которые он демонстрировал, внутренне сбивает с толку. Его слава, однако, основана на некоторых очень влиятельных идеях, не всегда правильно понятых, которые приписывались ему с древности. Эти идеи включают идеи (1) метафизики чисел и представления о том, что реальность, включая музыку и астрономию, на самом глубоком уровне является математической по своей природе; (2) использование философии как средства духовного очищения; (3) небесное предназначение души и возможность ее восхождения к единению с божественным; (4) обращение к определенным символам, иногда мистическим, таким как
Делая акцент на определенных внутренних переживаниях и интуитивных истинах, открываемых только посвященным, пифагорейство, по-видимому, представляло направленный на душу субъективизм, чуждый основному направлению досократовской греческой мысли, сосредоточенной на Ионическом побережье Малой Азии, которая была озабочена определение того, что является основной космической субстанцией.
В отличие от такого ионийского натурализма, пифагореизм был сродни течениям, наблюдаемым в мистических религиях и эмоциональных движениях, таких как орфизм, которые часто заявляли о достижении посредством опьянения духовного понимания божественного происхождения и природы души. Тем не менее, есть также аспекты, которые, по-видимому, во многом обязаны более трезвой, «гомеровской» философии ионийцев. Пифагорейцы, например, проявляли интерес к метафизике, как и их предшественники-натуралисты, хотя и утверждали, что нашли ключ к ней в математической форме, а не в какой-либо субстанции. Они приняли ионийское по своей сути учение о том, что мир состоит из противоположностей (влажное-сухое, горячее-холодное и т. д.) и порождается чем-то безграничным; но они добавили идею ограничения неограниченного и ощущение музыкальной гармонии во вселенной. Опять же, подобно ионийцам, они посвятили себя астрономическим и геометрическим спекуляциям. Сочетая рационалистическую теорию чисел с мистической нумерологией и спекулятивную космологию с теорией более глубоких и загадочных глубин души, пифагореизм переплетает рационализм и иррационализм более неразрывно, чем любое другое направление древнегреческой мысли.
Основные проблемы и учения
Проблема описания пифагорейства осложняется тем, что сохранившаяся картина далека от полной и основывается главным образом на небольшом числе фрагментов доплатоновского времени ( ок. 428– ок. 348 до н. э.) и на различные дискуссии у авторов, писавших гораздо позже, большинство из которых были либо аристотелистами, либо неоплатониками ( см. ниже История пифагорейства). Однако, несмотря на историческую неопределенность, от которой страдают пытливые ученые, вклад пифагорейства в западную культуру был значителен и, следовательно, оправдывает усилия, пусть и неадекватные, изобразить, какими могли быть его учения. Более того, неоднородность пифагорейских учений была хорошо задокументирована со времен Гераклита, классика греческого философа начала V века, который, насмехаясь над обширными знаниями Пифагора, сказал, что они «не учат быть разумными». Вероятно, никогда не существовало строго единой системы пифагорейской философии и религиозных верований, даже если школа имела определенную внутреннюю организацию. Пифагор, по-видимому, учил беременных, загадочных akousmata (греч. буквально «что-то услышанное») или symbola («символы»). Его ученики передали их, частично сформировали из них Hieroi Logoi («Священные беседы»), различные версии которых были в ходу с 4 века, и интерпретировали их в соответствии со своими убеждениями.
Религия и этика
Вера в переселение душ легла в основу пифагорейского образа жизни. Некоторые пифагорейцы вывели из этой веры принцип «родства всех существ», этические последствия которого позже подчеркивались в рассуждениях 4-го века. Сам Пифагор, по-видимому, претендовал на полубожественный статус в тесной связи с высшим богом Аполлоном; он считал, что способен помнить свои прежние воплощения и, следовательно, знать больше, чем знали другие. Исследования 20-го века подчеркивали шаманские черты, проистекающие из экстатических культовых практик фракийских знахарей в раннепифагорейском мировоззрении. Правила религиозной жизни, которым учил Пифагор, носили в значительной степени ритуальный характер: воздерживаться от разговоров о святом, носить белые одежды, соблюдать половую чистоту, не прикасаться к бобам и т. д. Похоже, он также учил очищению души с помощью музыки и умственной деятельности (позже названной философией) для достижения более высоких воплощений. «Быть похожим на своего Учителя» и таким образом «приблизиться к богам» — таков был вызов, который он поставил перед своими учениками. Спасение и, возможно, окончательный союз с божественным космосом через изучение космического порядка стали одной из ведущих идей в его школе.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Передовые этические и политические теории, иногда приписываемые пифагореизму, могут в какой-то степени отражать идеи, позже развитые в кругу Архита, ведущего пифагорейца 4-го века. Но распространенное среди перипатетиков (школы, основанной Аристотелем) представление о Пифагоре как о воспитателе греков, публично проповедовавшем евангелие человечества, явно анахронично. Некоторые писатели-перипатетики, по-видимому, интерпретировали некоторые принципы, должным образом изложенные только для эзотерического использования в братстве, как будто они применимы ко всему человечеству: внутренняя верность, скромность, самодисциплина, благочестие и воздержание, требуемые тайной доктриной. система; более высокий взгляд на женственность, отраженный в приеме женщин в школу; определенная общность имущества; и, возможно, проведение параллелизма между макрокосмом (вселенной) и микрокосмом (человечеством), в котором (например) пифагорейская идея о том, что космос есть организм, применялась к государству, которое, таким образом, должно смешивать монархию, олигархию, и демократия в гармоничное целое — все это было универсализировано.
Тайные учения Пифагора
Жизнь
Пифагор родился спустя некоторое время после 570 г. до н.э. на острове Самос. В некоторых источниках говорится, что в молодости он много путешествовал, вплоть до Египта, Вавилонии и Персии, и это могло повлиять на его философское развитие. В других историях говорится, что он посетил и Фалеса, и Анаксимандра в Милете, когда ему было за двадцать. Все эти истории могут быть правдой, но мы мало что знаем о его молодости наверняка.
Мы знаем, что около 530 г. до н. э. он отправился в Кротон, греческий город, расположенный на территории современной Италии; и там он поселился и основал свою собственную философскую школу. Пифагор быстро приобрел большое количество последователей в Кротоне и оказал значительное влияние на жизнь города.
Тайна и молчание
Пифагорейская школа функционировала как религиозная община, связанная строгими правилами и секретностью. Вступление в пифагорейскую общину было трудным и, возможно, требовало пятилетнего обета молчания, когда новые посвященные слушали учения, но им не разрешалось говорить.
Одним из результатов этой секретности является то, что трудно точно сказать, чему учили ранние пифагорейцы. Они, вероятно, были в основном вегетарианцами и жили в состоянии общественной аскезы. В других менее надежных источниках говорится, что Пифагор также избегал есть бобы, потому что бобы были мягкими и несколько мясистыми, и Пифагор утверждал, что у них есть душа.
Одной из вещей, которая сделала первых пифагорейцев особенно радикальными, было включение женщин в философское сообщество. Ранние записи пифагорейцев содержат многочисленные рассказы о женщинах-философах, по именам которых упоминаются семнадцать женщин-философов, в том числе Феано Кротонская, которая, возможно, была женой Пифагора и была плодовитым писателем, хотя от ее произведений осталось немногое.
Пифагорейцы у власти
Несмотря на всю свою секретность, пифагорейская община быстро росла и стала играть важную роль в политической жизни Кротона. Многие члены пифагорейского сообщества поднялись до политической власти на юге Италии. И пифагорейцам приписывают роль в военной победе Кротона над соседним городом-государством Сибарис, их дисциплина и целеустремленность помогли государству Кротон победить знаменитых вялых сибаритов.
Но политическая власть всегда имеет свою цену. И по мере того, как пифагорейцы набирали силу, они привлекали к себе врагов. Более поздние отчеты говорят о восстаниях против пифагорейских общин. Говорят, что сам Пифагор бежал из Кротона и отправился в изгнание в город Метапонт, на самом юге современной Италии.
По некоторым сведениям, здесь он и умер. Его враги выследили его до Метапонта, а затем преследовали его до края бобового поля. Не желая попирать бобы и погубить столько душ, Пифагор вместо этого выбрал смерть. Эта история хоть и красочна, но не совсем правдоподобна.
Философия
Пифагор был первым философом, заговорившим о философии (φιλοσοφία) или «любви к мудрости». не мудры (см. также Философское досье о Диотиме). В частности, с пифагорейским стремлением к мудрости связаны две идеи: идея переселения душ; и идея о том, что числа каким-то образом фундаментальны для реальности.
Путешествующие души
Одним из отличительных учений Пифагора было переселение души. Другими словами, душа — это то, что существует за пределами смерти и может переродиться в других телах: будь то человек или животное. Есть известная история, рассказанная Диогеном Лаэртиусом о Пифагоре и собаке. Однажды философ увидел, как кто-то бьет щенка. Пифагор вмешался и сказал человеку остановиться. Он сказал, что в визге щенка узнал голос одного из своих умерших друзей.
Более поздние греческие мыслители проследили эту идею переселения души до Египта; и это может служить некоторым свидетельством юношеских путешествий Пифагора. Эта идея снова появляется у Платона, хотя он не цитирует Пифагора как источник. И хотя идея переселения души не прижилась после Пифагора и Платона, она, возможно, оказала более тонкое влияние на западные философские традиции. Потому что, если душа может переходить из тела в тело — как утверждали и Пифагор, и Платон, — это означает, что тело и душа в принципе неразделимы. И эта идея отделимости тела и души на протяжении столетий сохранялась в традициях философии, берущих свое начало в Древней Греции.
Числа
Числа занимали центральное место в пифагорейской философии. Сегодня Пифагор до сих пор в основном известен своей теоремой: квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов двух других сторон. Более поздние данные свидетельствуют о том, что это уже было хорошо известно как в Индии, так и в Вавилонии, и что эта идея появилась до Пифагора примерно на 1000 лет. Таким образом, Пифагору нельзя приписать его открытие; но он или его последователи, возможно, были ответственны за то, чтобы представить его греческому миру.
Пифагорейцы также были связаны с идеей, что вселенная в целом опирается на числа. Аристотель, не являющийся поклонником Пифагора, писал, что:
Для них [пифагорейцев] вся вселенная построена из чисел — Аристотель, Метафизика
Но реальный взгляд Пифагора мог быть более тонким. Один фрагмент, приписываемый Теано, гласит:
Я узнал, что многие греки думают, что Пифагор сказал, что все создано из числа. Само это утверждение вызывает вопрос. Как может мыслить и воспроизводить несуществующее? Но он не сказал, что все происходит от числа, но все порождено числом, что первичный порядок в числе.
Если этот отрывок подлинный, он предполагает, что Аристотель неправильно понял Пифагора. Дело не в том, что, как утверждает Аристотель, все состоит из чисел. Теано признает, что сами по себе чисел не могут ничего воспроизвести или создать. Вместо этого она утверждает, что в основе мира лежит математическая закономерность.
Эта идея оставалась чрезвычайно могущественной на протяжении двух с половиной тысяч лет со времен Пифагора.