Петр алексеевич i: Петр I: биография, история, увлечения

Как быть Европой, оставаясь при этом Россией: 350 лет назад родился Пётр I

Пётр Алексеевич Романов, безусловно, самый популярный персонаж русской истории. О последнем царе всея Руси и первом российском императоре написаны тысячи книг, научных монографий, статей, о нём и его эпохе сняты десятки кинофильмов. И до сих пор учёные, писатели и политики спорят о феномене Петра. Великий подвижник или безжалостный деспот? Безудержный романтик или жёсткий прагматик? Оказались его реформы благом для страны или, может быть, так перепахали Россию, что повредили какие-то важные её сухожилия и сосуды? Как бы то ни было, а мы, сами подчас того не осознавая, живём в стране, которую он во многом построил — начиная с её очертаний и заканчивая системой ценностей. Известный политгеограф, преподаватель МГИМО и член Русского географического общества Игорь ОКУНЕВ попытался понять этого человека, а вместе с этим зафиксировать ключевое свойство России.

Пётр Великий отражён на века в своём главном творении — Санкт-Петербурге.

Вглядитесь в этот город, и вы начнёте понимать этого человека.

Есть, на мой взгляд, ошибочное представлении о том, что Петербург доподлинно европейский город, а Пётр исключительно вестернизатор российского общества. Но закройте глаза и очутитесь мысленно в центре европейского города: это будет соборная, ратушная или рыночная площадь. В любом случае, место, куда стекаются люди со всех окраин, пространство максимального переплетения городских коммуникаций.


Утро на Дворцовой. Фото: Виталий Сазоненко, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

Вернёмся теперь в Петербург и вспомним центр этого города. Огромная безлюдная Дворцовая площадь будет окаймлена царской резиденцией, министерствами и военными штабами, создавая образцовые декорации для парадов и массовых шествий.

Пройдёмся дальше по улицам Северной Пальмиры и поймём, что город в своей пространственной организации более похож на идеальный перпендикулярно-прямолинейный чертёж, чем на хаотичный европейский полис.

 

В этом разгадка нашего царя-реформатора: он не создавал для России простого слепка с европейского оригинала, но воплотил в нашей новой имперской государственности русскую мечту о построении идеальной Европы.

Санкт-Петербург, в самом деле, — это скорее русская грёза о Западе, наша фантазия о том, как должен выглядеть утопичный европейский город. В этом неповторимость и великолепие самого северного из крупных городов мира.

В этом же, по-моему, и значение Петра Алексеевича для истории русской нации. Он не отказал нашему народу в самобытности, но и не позволил деградировать в периферийной провинциальности.


Жан-Марк Натье, Портрет царя Петра I (1717 г.). Фото: wikipedia.org/Residenz München

Переодевая Россию из византийско-монгольского кафтана в западноевропейский камзол, первый российский император на самом деле породил извечный русский сон о какой-то другой Европе. А значит, и о неизбежном преображении последней в синтезе с русской культурой. Прорубленное царём окно на Балтике не только вестеринизировало Россию, но и задавало амбицию построить альтернативную Европу.

Пётр Великий выпестовал ключевой вопрос русской идентичности: европейцы мы или нет. Невозможность ответа на этот вопрос, непроходящие метания из одной позиции в другую — это неизбывное головокружение нашего двуглавого орла и является, уверен, фундаментом нашего национального самосознания, окончательно оформленного великим монархом.

Мы не знаем и никогда не узнаем, европейцы мы или нет, и в этой неопределённости и неуверенности и есть созидательная сила русского духа. Наша цивилизация раз за разом вбирала в себя компоненты Запада, но никогда в нём не растворялась, комбинируя эти компоненты европейского и неевропейского в уникальные конструкты русского культурного кода.

Подобная идентичность привела к ключевой закономерности пространственной организации российской государственности: со времён Петра мучающей нас неопределённости границ русского мира, этакого моста, начинающегося глубоко на Западе и уходящего далеко на Восток.


Ангел Санкт-Петербурга. Фото: Алексей Никитин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

С одной стороны, такая неуверенность предопределила исключительно наднациональный характер России, которую при несомненном русско-православном ядре нельзя выразить исключительно в этнических или религиозных границах.

С другой стороны, она же выразилась в неизлечимой фобии от зыбкости внешних пределов российской культуры, выражающейся в постоянном соперничестве с идеологиями, выстраивающимися на противопоставлении себя России на наших лимитрофах.

Я думаю, ключевая миссия Петра I в том, что он убедительно показал нам, как можно учиться у Запада, не испытывая при этом чувства неполноценности, как можно быть Европой, оставаясь при этом Россией.

 

Российский Императорский Дом — Петр I Алексеевич Великий (в 1682-1721 Царь; с 1721 по 1725 Император Всероссийский)

  1. Главная
  2. Дом Романовых
  3. Династическая преемственность
  4. Российская Монархия

Император Всероссийский Петр I Великий (Москва, 30 мая/12 июня 1672 – Санкт-Петербург, 28 января/10 февраля 1725). Сын Царя Алексея I Тишайшего и Царицы Наталии Кирилловны (урожд. Нарышкиной). После смерти бездетного старшего брата Царя Феодора III и последовавшего стрелецкого мятежа 26 мая/8 июня 1682 воцарился одновременно со своим старшим братом Царем Иоанном V. Оба брата венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля 25 июня/8 июля 1682 года. В правление Царевны Софьи Петр I с матерью Царицей Наталией Кирилловной находился в отдалении от Двора в селе Преображенском. С детства проявлял интерес к военному и морскому делу и точным наукам. По его инициативе были созданы потешные Преображенский и Семеновский полки, ставшие в будущем основой Гвардии. Спасаясь от заговора сторонников сестры, 8/21 августа 1689 Царь Петр I бежал из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Династический кризис завершился падением Царевны и сосредоточение власти в руках Петра I. Он немедленно приступил к созданию Российского Флота. В 1696 кончина Царя Иоанна V сделала Царя Петра I единодержавным Государем.

В 1697 началось его первое заграничное путешествие, во время которого Царь, постигая ремесло кораблестроения, трудился простым рабочим на верфи в Саардаме под именем Петра Михайлова. В 1698 Государь был вынужден прервать свое пребывание вне России из-за последнего в истории нашего Отечества стрелецкого бунта. Заключив мир с Турцией, Царь Петр I в союзе с Королем Дании Христианом V и Королем Польши Августом весной 1700 начал военные действия против Швеции с целью обеспечения выхода России к Балтийскому морю. В 1703 основал Санкт-Петербург, ставший в 1712 году новой столицей России. Война с Карлом XII Шведским затруднялась восстанием К. Булавина, вспыхнувшим в 1706. Но уже в 1709 русскими войсками была одержана решительная победа под Полтавой. Карл XII еще продолжал сопротивление и сумел поднять против России турецкого Султана. Прутский поход 1711 был неудачен для Петра I. Он попал в окружение. Лишь мудрость и мужество его возлюбленной Екатерины Алексеевны спасли Царя от плена. Однако Швеции эта неудача не помогла.
В 1714 русский флот одержал победу над шведами в битве при мысе Гангут, а в 1720 – у острова Гренгам. Карл XII погиб в 1718. В 1721 Ништадтский мирный договор закрепил за Россией Ингерманландию, Эстляндию и Лифляндию. В том же году 22 октября/4 ноября Государь принял титул Императора Всероссийского, который носили с тех пор все Монархи России. В 1724, победив Персию, Император Петр I положил начало завоеванию Кавказа. За границей Петр I создал постоянные посольства и консульства России, обеспечивавшие регулярные сношения с иностранными государствами. В области внутренней политики Петр I разделил государство на 8 губерний (1708), а губернии на провинции (1719), реформировал всю систему государственных учреждений: создал в 1711 году Правительствующий Сенат, упразднил приказную систему, заменив Приказы Коллегиями в 1717-1720 годах, ввел Табель о рангах (в 1722 году), обеспечивавшую пополнение правящего слоя лучшими представителями народа. К числу негативных событий царствования Петра I Великого приходится отнести законодательное уничтожение прежнего традиционной порядка престолонаследия и введение Устава (1722), согласно которому определение личности Наследника ставилось в зависимость от воли царствующего Государя.
Этот акт почти на целый век подорвал наследственную Монархию и явился причиной и оправданием многочисленных переворотов и нескольких цареубийств. В 1721 Петр I официально упразднил Патриаршество в Русской Церкви и создал Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Правительствующий Синод. Этот акт также признается многими сомнительным с точки зрения канонического права, приведшим к чрезмерной бюрократизации церковной жизни и ослаблению общественной роли Церкви. Дискуссии о синодальной реформе Петра Великого продолжаются до сих пор. В заботе о просвещении и развитии отечественной науки и культуры Петр I основывал школы, привлекал иностранных специалистов и посылал молодых людей учиться за границу, а в 1724 подготовил основание Академии Наук. Он лично овладел многими науками и ремеслами, мог делать медицинские операции, строить корабли, ковать металл, заниматься токарным делом, шить одежду и обувь. В быту Государь был скромен и аскетичен. Петр I Великий покровительствовал развитию промышленности и торговли.
При нем возникали мануфактуры, началась разработка полезных ископаемых на Урале и в других местностях. Император свободно говорил на немецком, французском, английском и голландском языках. Он прекрасно знал православное Богослужение и мог вести всю уставную службу. Политика Петра I Великого, его войны и коренные реформы существенно усложнили жизнь простого народа. Но это были неизбежные жертвы, без которых Россия могла просто погибнуть как государство. Император относился к своим подданным с неподдельной любовью и смертельно заболел, спасая матросов с севшей на мель шлюпки в Сестербеке. Петр I Великий был женат дважды. Первая его супруга Царица Евдокия Феодоровна (урожденная Лопухина), была пострижена в монашество в 1698 году. Вторая — Царица (с 1721 г. — Императрица) Екатерина Алексеевна (урожденная Скавронская) наследовала Престол под именем Екатерины I после кончины Царственного Реформатора. Император Петр I Великий скончался в Санкт-Петербурге и погребен там в заложенном им Петропавловском соборе, ставшем с тех пор Родовой Усыпальницей Династии Романовых.
В историю всего мира он вошел как величайший Российский Монарх, преобразивший облик своей страны.

Наверх

Кропоткин Петр Алексеевич (1842–1921) | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

Кропоткин Петр Алексеевич (1842–1921), русский ученый и анархист. Петр Кропоткин объединил биологические и исторические факты, чтобы вывести теорию «взаимопомощи», чтобы поддержать свою веру в превосходство анархического общества.

Петр Кропоткин родился в Москве 12 декабря 1842 года в старинной и знатной русской семье. В 15 лет он поступил в аристократический Пажеский корпус Санкт-Петербурга, а в 19он стал личным пажом царя Александра II. Не по годам развитый и начитанный юноша, он отказался от возможности сделать фешенебельную военную карьеру в Императорской гвардии и вызвался помочь провести александрийские реформы в Сибири. Разочарованный результатами через 5 лет, он предпринял географические исследования Восточной Сибири, и его теория о горном строении Сибири принесла ему известность и предложение должности секретаря Императорского географического общества. Однако Кропоткин осознавал пропасть между образованной элитой и обедневшими массами и решил вступить в русское революционное движение. Он был арестован в 1874 г., но сумел бежать из России в 1876 г.

Анархист и писатель. В Швейцарии Кропоткин развил свои идеи об анархизме, которые позже были опубликованы как Paroles d’un révolté (1885). В 1881 году Кропоткин был изгнан из Швейцарии и поселился во Франции. Но в 1883 году французское правительство арестовало Кропоткина за принадлежность к Первому Интернационалу. Его наблюдения над тюремной жизнью позже были опубликованы как В русских и французских тюрьмах (1887).

Освобожденный в 1886 году после активной политической агитации в его пользу, Кропоткин переехал в Англию, где стал очень активным участником международного социалистического движения. Там он также начал серию статей против социального дарвинизма и его акцента на преимуществах конкуренции. Кропоткин пытался доказать, что среди животных существует общительность и что эволюция человека и человеческого интеллекта объясняется скорее сотрудничеством, чем борьбой. Публикация Взаимопомощь (1902), вслед за его Воспоминаниями революционера (1899), принесли Кропоткину всемирную известность. Он подробно остановился на экономических и социальных последствиях взаимопомощи для общества в «Завоевание хлеба» (1892 г.) и «Поля, фабрики и мастерские » (1901 г.).

После провала русской революции 1905 года Кропоткин пытался найти ее значение для анархистов, изучая Французскую революцию. В г. Великая французская революция 1789 г.–1793 (1909) он интерпретировал революцию как объединение идей высшего класса с действиями масс.

Хотя Кропоткин как анархист выступал против войны, но начавшаяся в 1914 году Первая мировая война привела его на сторону России. Он видел в Германии основную поддержку реакции в России и Европе. После краха российского самодержавия в 1917 году Кропоткин вернулся на родину, где его тепло встретили. Хотя он отказался от кабинетного поста во временном правительстве, Кропоткин поддержал его против большевиков, которых он назвал «государственными социалистами». После большевистского переворота 19 окт.17 октября Кропоткин оказался столь же категорически против интервенции Запада, как и против большевиков, поскольку опасался, что интервенция только отравит будущие русско-европейские отношения. По болезни он переехал из Москвы в Дмитров и вернулся к своей работе по этике, которую так и не закончил. Он был опубликован посмертно из его заметок как «Этика, происхождение и развитие » (1922 г.). Петр Кропоткин умер от пневмонии 8 февраля 1921 года.

Кропоткин — прототип немарксистского русского революционного мыслителя XIX века.век. В нем сочетались основные темы революционных социалистов: народничество, материализм, коммунализм, анархизм и сциентизм. Отличительной чертой Кропоткина было объединение этих тем в оригинальную философию анархизма, основанную на взаимопомощи.

EWB

Энциклопедия европейской социальной истории

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) | Энциклопедия проекта «Эмбрио»

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)

Петр Кропоткин предложил теорию плейстоценового ледникового периода, альтернативные теории эволюции, основанные на эмбриологии, и отстаивал анархистские и коммунистические социальные доктрины в Европе в девятнадцатом и двадцатом веках. Он путешествовал по Восточной Сибири и Маньчжурии с 1863 по 1867 год, и его последующие публикации о географии этой местности пользовались авторитетом до середины двадцатого века. Кропоткин утверждал, что его географические и геологические наблюдения в Азии, Финляндии, Швеции и Канаде подтверждают теорию плейстоценового континентального оледенения, часто называемого ледниковым периодом. Он был одним из первых, кто изучил древнюю географию и климат четвертичного периода, который охватывает период от 2,5 миллионов лет назад до наших дней. На рубеже девятнадцатого века Кропоткин предложил то, что он назвал дополнительными поправками к книге Чарльза Дарвина 1859 года.теория эволюции путем естественного отбора. Кропоткин использовал множество аргументов из естественной истории, эмбриологии и географии, чтобы поддержать свою теорию взаимопомощи, которая, как он утверждал, была положительным механистическим дополнением к теории эволюции.

Кропоткин родился в Москве, Россия, 9 декабря 1842 года в семье Екатерины Николаевны Кропоткиной и князя Алексея Петровича Кропоткина. Мать Петра была дочерью казачьего генерала, а так как его отец был военным генералом и потомком династии Рюриковичей, правителей России до Романовых. Наряду с обширными земельными владениями семья Кропоткиных владела почти двенадцатью сотнями крепостных в трех разных губерниях России. Когда Кропоткину было четыре года, умерла его мать. В 1857 году, в возрасте пятнадцати лет, Кропоткин был отправлен в военное подготовительное училище для русской элиты под названием Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, Россия. Его отличия в корпусе, окончание учебы лучшим в своем классе, в дополнение к его наследственному аристократическому статусу, принесли ему положение личного сюзерена царя Александра II.

По окончании службы в Пажеском корпусе в 1862 году Кропоткин выбрал комиссию в Афарском районе Восточной Сибири с Амурским казачьим войском вместо более удобного положения у царя. Кропоткин сказал, что выбрал этот регион, потому что думал, что он позволит ему активно участвовать в проведении социальных реформ, которые должны были последовать за Эдиктом Свободы. Русский царь Александр II подписал Указ об освобождении крепостных в марте 1861 года по русскому православному календарю. Именно благодаря назначению Кропоткина адъюнктом генерала Кукеля, начальника штаба генерал-губернатора Восточной Сибири, а также преимуществам военной тыловой поддержки и финансирования, Кропоткин сделал большую часть своих ранних географических и зоологических исследований и наблюдение. Кропоткин получил Золотую медаль Русского географического общества за свои экспедиции в 1864 г.

Кульминацией работы Кропоткина с военными стала Олекмо-Витимская экспедиция 1866 года, которую он возглавлял для Русского географического общества со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. После этой экспедиции Кропоткин уволился из армии и в 1867 г. поступил на математическое отделение Петербургского университета в Петербурге. В 1868 г. члены Русского географического общества избрали Кропоткина своим секретарем физической географии.

Кропоткин в подтверждение своей теории плейстоценового оледенения привел плавновершинный рельеф Восточного Саянского хребта. В частности, он описал горы Тункинские Гольцы, которые он посетил и совершил восхождение в 1865 году. Во время своей Олекмо-Витимской экспедиции 1866 года он нашел дополнительные доказательства своей теории плейстоценового оледенения в сглаженных поверхностях гнейсовых гор, окружающих бассейн реки Олекмы, и при наличии проксимальных исчерченных валунов, представляющих собой камни, которые льдины волочат по земле, оставляя на скалах параллельные царапины или штрихи. Русское географическое общество отправило Кропоткина в Финляндию и Швецию в 1871 году для изучения ледников и свидетельств прошлых оледенений в Европе. В 1873 г. был опубликован «Отчет об Олекминско-Витимской экспедиции» Кропоткина, а двумя годами позже «Общечерк орографии Восточной Сибири» («Общий очерк орографии Восточной Сибири»).

Гипотеза ледникового периода Кропоткина объясняла другие аномальные явления, такие как большие валуны, найденные на равнинах с низким рельефом в Северной Европе, позже названные ледниковыми эрратиками, и лёсс, ил размером с муку, взвешенный в воде, придающий ему характерный молочный оттенок. непрозрачность. Кропоткин утверждал, что лёсс мог образоваться только в результате ледниковой эрозии, что позже подтвердили исследователи. Кропоткин представил Русскому географическому обществу гипотезу ледникового периода 21 марта 1874 года. Вскоре после презентации он был арестован и был вынужден закончить свою работу по этому вопросу в тюрьме, в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Петербург, Россия. Работа была опубликована РГО в 1876 г. под названием «Исследование о ледниковом периоде». Русское географическое общество опубликовало статью в виде монографии, пока Кропоткин оставался в тюрьме.

Находясь в Санкт-Петербурге с 1867 по 1874 год, Кропоткин участвовал в анархистских политических группах, в том числе в кружке Чайковского. Кропоткин сказал, что он разочаровался в перспективах рационального реформирования царской России после того, как стал свидетелем коррумпированной бюрократии в Афаре, гнева Александра II после польского восстания 1863 года и арестов ткачей и студентов в 1869 году, которые агитировали за права рабочих. . Кропоткин сказал, что по этим причинам он стал анархистом-коммунистом. В марте 1874 года Кропоткин был арестован и доставлен в Петропавловскую крепость, где недавно были заключены другие политические диссиденты, такие как княгиня Тараканова, писатель Федор Достоевский и анархист Михаил Бакунин.

В тюрьме Кропоткин смертельно заболел ревматизмом и через двадцать один месяц был переведен из своей крепостной камеры в военный госпиталь для лечения. 30 июня 1876 года под меньшей охраной, чем в крепости, и с помощью местных анархистов Кропоткин сбежал из больничной тюрьмы, покинул Россию и отправился в ссылку. Он бежал через финскую границу, ненадолго остановился в Эдинбурге, Шотландия, а затем быстро отправился в Лондон, Англия. С тех пор его жизнь была отмечена постоянными поездками, перемежающимися случайным тюремным заключением. Из Лондона Кропоткин отправился в Швейцарию, чтобы участвовать в более революционной деятельности. В 1881 году он был выслан из Швейцарии за одобрение убийства Александра II и вернулся в Лондон. Из Лондона он отправился во Францию, чтобы заняться более радикальной политической деятельностью. После прибытия в 1883 году он был арестован за свою анархистскую пропаганду. Следующие три года он провел под стражей во Франции, в Лионе и Клерво. После освобождения в 1886 году Кропоткин вернулся в Лондон, где оставался до XIX века.17 февраля революция в России, после чего он вернулся на родину.

Находясь за пределами России, Кропоткин продолжал публиковаться по географии Европы и Азии. Он помогал Жаку Элизе Реклю с его книгой Nouvelle Geographie Universelle: La Terre et les Hommes ( A New Universal Geographie: Earth and Men ), опубликованной в 1866 году. В 1892 году, когда Томас Хаксли ушел с работы, Кропоткин стал редактор раздела «Современная наука» Девятнадцатый век и после (далее Девятнадцатый век ), литературный журнал, издаваемый в Великобритании.

В 1893 году Кропоткин стал членом Британской ассоциации развития науки. Он продолжал работать над теориями четвертичного ледникового периода и в 1897 году отправился в Канаду, чтобы работать над американской частью теории. В 1896 году ему предложили кафедру геологии в Кембриджском университете в Кембридже, Англия, при условии, что он прекратит политическую деятельность. Он отказался от поста.

Многие публикации Кропоткина об эволюции и наследственности появились в виде серии эссе, напечатанных в Девятнадцатом веке , написанных с 1890 года. по 1896 г., в ответ на произведение Томаса Хаксли 1888 г. «Борьба за существование». Кропоткин собрал пять из этих эссе и опубликовал их в октябре 1902 года в виде книги под названием « Взаимопомощь: фактор эволюции ». Кропоткин ранее читал книгу Дарвина 1859 «О происхождении видов », будучи вассалом Александра II, а также во время своих путешествий по Сибири и Маньчжурии с 1862 по 1867 год. Однако переписка между Кропоткиным и его братом указывает на то, что оба мужчины приняли теории. эволюции до прочтения книги Дарвина.

Кропоткин защитил теорию наследственности, постулировавшую адаптивные эффекты прямого действия среды на организмы. Ламаркизм, названный в честь эволюциониста Жана Батиста Ламарка, выдвинувшего эту гипотезу в начале девятнадцатого века, представляет собой доктрину, утверждающую, что потомки наследуют черты, которые их родители приобрели при жизни. Эту теорию часто называют наследованием приобретенных признаков. Кропоткин отверг утверждение о несовместимости ламаркизма с дарвинизмом.

В 1798 году Томас Мальтус в Англии опубликовал «Эссе о принципах народонаселения» , в котором подробно излагались его утверждения по проблеме нехватка ресурсов по отношению к росту населения. Эссе Мальтуса повлияло на эволюционную теорию со времен Дарвина 1859 О происхождении видов , в котором Мальтуса благосклонно цитируют. Кропоткин, вспоминая свои зоологические наблюдения в Восточной Сибири, выступал против широкого признания теории Мальтуса среди западных эволюционистов, утверждая, что теория Мальтуса не точно описывает условия окружающей среды, в которых оказались животные. В отличие от Мальтуса и Дарвина, Кропоткин сказал, что перенаселенность, вытекающая из жесткой внутригрупповой конкуренции, не была основной проблемой адаптации, с которой сталкивались животные Восточной Сибири. Для Кропоткина погода в Восточной Сибири была главной адаптивной проблемой, с которой сталкивались животные. Итак, теория о том, что эволюция была своего рода bellum omnium contra omnes (война всех против всех), поддерживаемая мальтузианской индивидуалистической концепцией эволюции, была для Кропоткина не только морально нежелательной, но и эмпирически неверной.

В двадцатом веке историк науки Стивен Дж. Гулд утверждал, что утверждения Кропоткина о роли и силе взаимопомощи исходят из его опыта в северных краях, где суровые условия окружающей среды вынуждают популяции животных сотрудничать для выживания. Гулд и другие историки науки сравнили путешествия Кропоткина по Сибири с путешествием Дарвина на биглях с точки зрения влияния, которое исследования оказали на мировоззрение людей. Сибирский климат суров, и, по мнению Кропоткина, отдельные люди и группы лучше подходили друг другу, если они сотрудничали, ставя солидарность, а не конкуренцию, в центр теории естественного отбора.

В своей книге Взаимопомощь Кропоткин отмечал, что Дарвин предлагал три формы борьбы за существование: между особями внутри популяции сходных друг с другом особей (внутривидовой конфликт), между особями разных популяций (межвидовой конфликт) и между индивидуумом и окружающими его обстоятельствами, которое Кропоткин называл непосредственным воздействием среды на эволюцию. Кропоткин утверждал, что последние две формы конфликта оказывали эволюционное давление на сотрудничество между людьми внутри групп и что они будут выбирать против исключительно индивидуалистического конкурента. Кропоткин отмечает, что особи одной и той же популяции в природе поддерживают друг друга в неблагоприятных условиях среды, почти всегда географически широко распространенных. Из-за повсеместного распространения условий окружающей среды большие группы, а возможно, и целые виды сталкивались с аналогичными адаптивными проблемами. Чтобы справиться с этими проблемами, группы считают внутригрупповое сотрудничество лучшей стратегией выживания и воспроизводства.

Ссылаясь на второй том Дарвина «Жизнь и письма» , в частности на письмо Дарвина Джозефу Д. Хукеру в 1860 году, Кропоткин предположил, что Дарвин ослабил утверждение о том, что естественный отбор был единственной причиной эволюции. Кропоткин стремился показать, что прямое воздействие среды на эволюцию было процессом равного теоретического статуса естественного отбора между особями, и что это прямое воздействие среды подрывало индивидуализм, присущий естественному отбору.

В эссе 1910 года «Теория эволюции и взаимопомощи» Кропоткин утверждал, что эволюционная чувствительность организма или группы организмов к окружающей среде порождает черты, адаптированные к их текущей среде. Если эти адаптивные признаки повышают приспособленность организма, они сохраняются в популяции в результате естественного отбора. Позднее ученые назвали эти черты экзаптацией. Экзаптация — это признак, который либо развился для какой-то функции, а затем был кооптирован естественным отбором для какой-то другой функции, либо признак, который развился без какой-либо функции, в результате неадаптации, и был кооптирован естественным отбором для какой-либо функции. . Распространенным примером первой формы экзаптации являются перья птиц, которые, по мнению некоторых ученых, были адаптацией к терморегуляции, а последние были использованы естественным отбором для полета. Распространенным примером второй формы экзаптации является использование пупка улиток, геометрической особенности роста раковины по мере того, как трубка расширяется вокруг оси, которую особи некоторых видов используют в качестве выводковой камеры для своего потомства.

В более поздних публикациях Кропоткин сосредоточился на изменчивости, наследственности и эмбриологии, чтобы обосновать свою теорию прямого воздействия окружающей среды на процессы биологического наследования. В этих публикациях Кропоткин выступал против Августа Вейсмана из Германии и против теории Вейсмана о зародышевой плазме, которая утверждала, что материал, который потомки наследуют от своих родителей, находится только в зародышевых клетках, а не в других клетках тела. Кропоткин утверждал, что Вейсман использовал неподходящие методы для обоснования своей теории наследственности и отвергания ламаркизма. Например, Кропоткин возражал против метода Вейсмана по удалению хвостов у мышей, их размножению и проверке отсутствия хвостов у их потомков, потому что этот метод упускал из виду тот факт, что мыши не могут развиваться без хвостов. Кропоткин утверждал, что изощренный синтез ламаркизма и дарвинизма, такой как тот, что был предложен Маркусом Хартогом в Ирландии, подчеркивал, что части организмов изменчивы в процессе развития и поэтому они могут развиваться по-разному в разных средах. не один из вариантов развития мышей, эксперименты Вейсмана ничего не говорили о том, как окружающая среда взаимодействует с развивающимися организмами, чтобы изменить черты, которые отбираются и наследуются потомством.

Чтобы развить этот синтез теории наследственности Ламарка и теории эволюции путем естественного отбора, Кропоткин обратился к современным эмбриологическим исследованиям. Кропоткин привел работу Хартога в качестве примера эмбриологической работы, подтверждающей его утверждения. Хартог утверждал, что большинство биологов догматически приняли теорию о том, что никакие приобретенные признаки не могут передаваться от родителей к потомству, и представил то, что Кропоткин счел убедительными аргументами против этой теории и в пользу неоламаркизма. Кропоткин также предположил, что работа американских ученых Джона Т. Гулика по улиткам с Сандвичевых островов и Алфея Хаятта по ископаемым головоногим поддерживает его позицию.

Кропоткин считал себя внесшим по крайней мере четыре важных вклада в эволюционное мышление. Во-первых, он сказал, что избавил теорию эволюции Дарвина путем естественного отбора от ее мальтузианского характера с помощью географических и зоологических доказательств, представленных в Взаимопомощи . Во-вторых, он утверждал, что показал влияние прямого воздействия окружающей среды на биологическую наследственность. В-третьих, он сказал, что показал, что влияние окружающей среды обеспечивает адаптивное направление эволюции и, таким образом, подрывает теорию случайных мутаций. В-четвертых, он утверждал, что популяции организмов внутри вида, которые были изолированы друг от друга, эволюционировали в новые виды не только тогда, когда они больше не могли скрещиваться, но и когда география изолировала их друг от друга.

В 1912 году Королевское географическое общество в Лондоне, Англия, отметило Кропоткина за его работы по географии и геологии, а также за работу по теории эволюции по случаю его семидесятилетия. После своего возвращения в Россию в 1917 году Кропоткин работал над книгой об этике. В 1921 году, после четырех лет пребывания в России, Кропоткин умер в нищете, изолированный от политического и научного мира в Дмитрове, подмосковном городе. Этот конец его жизни описан его другом и коллегой-анархистом Эммой Гольдман в ее автобиографии 9.0009 Живу своей жизнью . Последняя книга Кропоткина «Этика: происхождение и развитие » была опубликована посмертно в 1924 году.

  1. Боррелло, Марк. «Кропоткин, Петр Алексеевич». В завершено Научно-биографический словарь 22: 160–4. Детройт: Чарльз Сыновья Скрибнера, 2008.
  2. Дарвин, Чарльз. На Происхождение видов путем естественного отбора. Лондон: Джон Мюррей, 1859 г. http://dx.doi.org/10.5962/bhl.title. 68064 (по состоянию на 20 мая 2015 г.).
  3. Дарвин, Чарльз. Жизнь и письма . Эд. Фрэнсис Дарвин. Нью-Йорк: Д. Эпплтон, 1891 г. http://dx.doi.org/10.5962/bhl.title.1600 (по состоянию на 24 июля 2014 г.).
  4. Голдман, Эмма. Жизнь Моя жизнь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publications, 1970/1931. http://theanarchistlibrary.org/library/emma-goldman-living-my-life (по состоянию на 24 июня 2014 г.).
  5. Гулд, Стивен Дж. «Кропоткин не был сумасшедшим». В Хулиган для бронтозавра , Гулд, Стивен Дж., 325–339.. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Norton Company, Inc., 1991. http://www.marxists.org/subject/science/essays/kropotkin.htm (по состоянию на 24 июня 2014 г.).
  6. Гулд, Стивен Дж., Элизабет Врба. «Экзаптация — недостающий термин в науке о Форма». Палеобиология 8 (1982): 4–15.
  7. Гулик, Джон Т. «О разнообразии эволюции при одном наборе внешних условий». Журнал Лондонского Линнеевского общества, Зоология 11 (1873): 496–505.
  8. Харман, Орен. Цена альтруизма: Джордж Прайс и Поиск истоков доброты. Нью-Йорк: Нортон и Ко, 2011.
  9. Хартог, Маркус. Проблемы жизни и репродукции. Нью-Йорк: Г.П. Сыновья Патнэма, 1913 г. https://play.google.com/store/books/details?id=04cLAQAAIAAJ&rdid=book-04cLAQAAIAAJ&rdot=1 (по состоянию на 24 июня 2014 г.).
  10. Хаксли, Томас Х. «Борьба за существование в человеческом Общество.» Девятнадцатый век (1888): 195. https://archive.org/stream/TheStruggleForExistenceInHumanSociety/huxley_thomas_henry_1825_1895_struggle_for_existence_in_human_society#page/n0/mode/2up (по состоянию на 24 июня 2014 г.).
  11. Хаятт, Алфей. «Филогения приобретенной характеристики». Труды Американского философского общества 32 (1894): 349–647. http://www.jstor.org/stable/983047 (по состоянию на 20 мая 2015 г.).
  12. Кропоткин, Петр. «Отчет об Олекминско-Витимской экспедиции». Олекмо-Витимская экспедиция. Записки Русского географического общества по общей географии [Записки Русского географического общества по общей географии] 3 (1873): 1–482.
  13. Кропоткин, Петр. «Общеочерк орографии Восточной Сибири». Очерк орографии Восточной Сибири. Записки Русского географического общества по общей географии [Записки Русского географического общества по общей географии] 5 (1875): 1–91.
  14. Кропоткин, Петр. «Исследование о ледниковом периоде» [Исследование ледникового периода]. Записки Русского географического общества по общей географии [Записки Русского географического общества по общей географии] 7 (1876).
  15. Кропоткин, Петр. Воспоминания революционера . 2 тт. Лондон: Смит, Элдер и Ко., 1899 г. Том 1. https://archive.org/stream/memoirsofrevolut01kropuoft#page/n5/mode/2up Vol. 2 https://archive.org/stream/memoirsofrevolut02kropuoft#page/n7/mode/2up (по состоянию на 24 июня 2014 г.).
  16. Кропоткин, Петр. Взаимопомощь: фактор эволюции. 2-е издание. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1908 г. https://play.google.com/store/books/details/Petr_Alekseevich_Kropotkin_kni_a_z%CA%B9_Mutual_Aid?id=fpEtAQAAMAAJ (по состоянию на 24 июня 2014 г. ).
  17. Кропоткин, Петр. » Теория эволюции и взаимопомощи». Девятнадцатый век и После 86 (1910): 86–107.
  18. Кропоткин, Петр. «Наследство приобретенного Персонажи: теоретические трудности». Девятнадцатый век и после (1912): 511–31.
  19. Кропоткин, Петр. «Прямое действие окружающей среды и Эволюция.» Девятнадцатый век и после 85 (1919): 70–89. https://archive.org/stream/directactionenv00kropgoog#page/n4/mode/2up (по состоянию на 24 июня 2014 г.).
  20. Кропоткин, Петр. Этика: происхождение и Разработка. Пер. Луи С. Фридланд и Джозеф Р. Пирошников. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: The Dial Press Inc, 1924. https://archive.org/stream/al_Petr_Kropotkin_Ethics_Origin_and_Development_a4/Petr_Kropotkin__Ethics__Origin_and_Development_a4#page/n0/mode/2up (по состоянию на 24 июня 2014 г.).
  21. Ламарк, Жан Батист Пьер Антуан. Philosophie Zoologique: ou, Изложение соображений родственников по истории природы животных . [Зоологическая философия: Изложение в отношении естественной истории животных]. Том 1. Париж: Ф. Сави, 1873 г. http://www.biodiversitylibrary.org/bibliography/26297#/summary (по состоянию на 24 ноября 2013 г.).
  22. Мальтус, Томас Р. Очерк о принципах народонаселения. Лондон: Дж. Джонсон, 179 лет8. https://archive.org/stream/anessayontheprin04239gut/prppl10.txt (По состоянию на 4 марта 2014 г.).
  23. Наумов, Гурий «В. Кропоткин Петр Алексеевич. Полный словарь Научная биография, . Детройт: Сыновья Чарльза Скрибнера, (2008): 510–2.
  24. Реклю, Жак Э. Нувель Geographie Universelle: La Terre et les Hommes [Новый Универсальная география: Земля и человек. Paris: Hachette, 1877. https://archive.org/stream/nouvellegeograph01recluoft#page/n5/mode/2up (по состоянию на 24 июня 2014 г.).
  25. Тодес, Дайниэль. Дарвин без Мальтуса: борьба за существование по-русски Эволюционная мысль . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1989: 123–43.
  26. Вейсманн, август. Зародышевая плазма: теория наследственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *