Петербургские повести гоголь краткое содержание нос гоголь: Нос (Гоголь) краткое содержание для читательского дневника

Краткое содержание Гоголь Нос для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Год написания: 1835      Жанр: повесть

Герои: Платон Кузьмич Ковалев — коллежский асессор, Иван Яковлевич — цирюльник,пьяница, Нос — сбежавший от хозяина

Сюжет: Повесть знакомит нас с необыкновенным  эпизодом, который произошел с Ковалевым. Как-то завтракая, парикмахер находит в булке хлеба нос, который принадлежал майору. Он всячески пытается освободиться от этого ненужного ему предмета, но у него долго не получается. Наконец-то он выбрасывает нос в реку. А Ковалев, обнаружив пропажу своего носа,  сильно страдает.  И когда он возвращается к хозяину, то мы видим, как коллежский асессор  успокаивается, и жизнь ему кажется совсем уже такой печальной.

Автор  пытается разоблачить все пороки петербургской среды, показывая на примере главного героя Ковалеве. Ведь вначале он предстает перед читателями высокомерным человеком со своими привычками, но данная  потеря  обличает нам майора со всеми его отрицательными качествами.

 Заставить людей почувствовать окружающую их пошлость — основная цель писателя.

Читательский дневник для 9 класса

Краткое содержание Нос Гоголя подробнее

В один из  дней некий Иван Яковлевич нашел в хлебе нос, принадлежащий майору Ковалеву. Цирюльник хочет выкинуть необычную вещь, но окружающие не дают ему сделать это. Наконец он бросает его в воду с моста, но полицмейстер делает ему замечание. Параллельно с происходящими событиями мы видим, как коллежский асессор,  проснувшись, не видит у себя на лице носа.  С ним случается истерика. Как же так? Как он будет жить дальше? Он не сможет теперь появиться в приличных семействах, да и за женщинами он тоже не сможет приударить. А некоторые красавицы Петербурга уже знают его хорошо. А ведь он привык прогуливаться  по городу в опрятном мундире и всегда ухоженным мужчиной.  Что же подумают они, увидев  господина в таком неприличном виде?

Прикрывшись платочком, Ковалев выходит из дома и направляется прямо к обер-полицмейстеру.

 По дороге он заходит в питейное заведение и желает посмотреться в зеркало. А вдруг все случившееся ему почудилось? Но вместо такого важного органа только пустота. Следуя далее, он замечает, что  его собственный нос, весь принаряженный  выходит из подъезда соседнего дома и важно направляется к карете. Майор поспешно устремляется за ним. И неожиданно для него, нос прибывает в храм  на службу. Ковалев, вначале робко и несмело старался поговорить с ним о возвращении к хозяину, и вначале не мог даже заговорить, но его взгляд перешел на красавицу в шикарном головном уборе. И он и забыл о том, зачем  здесь находится. Майор  хотел было пофлиртовать с дамами, но вспомнив в каком он положении, хотел было продолжить разговор с носом, но того и след простыл.

Очнувшись от посторонних мыслей, он спешит к обер-полицмейстеру. Торопясь по делу, он встречает на проспекте много знакомых ему людей, но никому из них Ковалев не мог показаться и даже поздороваться.  Ему пришлось поехать в повозке. Прибыв в нужный пункт, он не может поговорить  с обер-полицмейстером.

Тот отсутствует. Тогда Ковалев решается отправиться в редакцию, где он просит сотрудников поместить объявление о пропаже. Зайдя в помещение, он увидел, что там много посетителей, и стоял невыносимый запах. Ему пришлось долго ждать и объяснять всем о своей пропаже. Работники газеты были  удивлены такой необычной просьбой. Как же они напечатают  такой текст? После такого поступка они просто предстанут в глупом обличье пред жителями Петербурга.

Расстроенный асессор устремляется домой, но при этом желает навестить пристава . Но глава семейства собрался было отдохнуть, и поэтому  посетителя своего встретил с недовольным видом. Не найдя поддержки, майор возвращается домой уставший и огорченный. Он подходит к зеркалу, чтобы удостовериться, на самом деле все это с ним произошло. А потом долго думает, кто же сделал ему такую гадость. Через несколько минут у него мелькнула мысль, что потеря  связана с именем Подточиной. Она решила отомстить, так как ей не получилось выдать замуж свою дочь за Ковалева.

И он уже обдумывал план действий, как призвать ее к ответу за такой поступок, как в это время зашел полицейский и заявил, что нос майора найден. Чиновник сообщил, что вероятно виной всему происшедшему является цирюльник, которого давно подозревали в мошенничестве. Вручив нос хозяину, и получив соответствующее вознаграждение, полицейский ушел, а Ковалев начал приделывать нос, но, увы,  у ничего не получалось. Позвав слугу, он отправляет его за врачом. Но лекарь, который прибыл, только развел руками от своей беспомощности и предложил  майору поместить нос в спиртосодержащий раствор, а лучше выгодно продать.

Проводив доктора, растерянный Ковалев пишет гневное письмо Александре Григорьевне Подточиной, где настоятельно просит вернуть его нос на место. Ответное письмо дамы заставляет удостовериться майора в честности и благородстве штаб-офицерши. А пока Ковалев находится в удрученном состоянии, в Петербурге начали  говорить о похождениях носа майора. То его видели прогуливающимся по проспекту, то как– будто бы тот совершал покупки в магазине. И естественно в тех местах собирается толпа народу, чтобы полюбоваться на такое зрелище.

И может быть все продолжалось бы до бесконечности, и майор лежал бы дома расстроенный. Но, один из апрельских дней, пробудившись ото сна, Ковалев обнаруживает нос на месте. Как же был рад Ковалев этому событию. Он несколько раз просит посмотреть цирюльника, который пришел его брить, нет ли у него прыщика. Приведя себя в порядок, майор решил прогуляться, как делал это обычно. Он встречает Подточину с дочерью, на которую он уже и не держал зла и поздоровался с ней почтительно, слегка заигрывая, посетил своего приятеля, и в контору, где искал себе выгодное место службы. Вот такой случай произошел в Петербурге. И никто не знает, на самом деле произошло это, или же все надумали люди. Но одно известно, что перечитывая страницы, каждый должен задуматься над своим характером.

Николай Васильевич Гоголь известен читателям такими  знаменитыми произведениями, как «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба».  Все они писались в различные периоды творчества писателя. Один из таких моментов – это его жизнь  в Петербурге. С первых своих дней пребывания в нем Николай Васильевич записывал все, что окружало его вокруг. Так появились «Петербургские повести», куда вошло одно из  интереснейших творений  – «Нос».

Оцените произведение:

  • 2.7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 71

Читать краткое содержание Нос. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания Ревизора
  • Коляска
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мертвые души
  • Мертвые души история создания
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас бульба
  • Шинель

Картинка или рисунок Нос

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Не пускайте рыжую на озеро Габовой

    Светку Сергееву одноклассники не любили. Она была рыжая и бледная, сидела посреди класса, и взгляд то и дело натыкался на нее. Еще у нее был очень высокий пронзительный голос. Когда Светка отвечала у доски, девчонки закрывали ладонями уши

  • Краткое содержание Горький Воробьишко

    Многие птицы похожи на людей. Взрослые – иногда очень скучные, а маленькие – веселые. В произведении речь пойдет о воробье, которого звали Пудик. Важно слушать взрослых, быть внимательным.

  • Краткое содержание Быков Журавлиный крик

    Шел 1941 год. Стоял осень. Этот год был особенно трудным, а сколько еще нужно было перенести впереди. Начальство комбат приказал группе военным просто с виду невыполнимую задачу. Нужно было задержать любым возможным путем войска немцев

  • Краткое содержание Полковнику никто не пишет Маркеса

    Ранним октябрьским утром полковник принес жене, которую всю ночь мучил приступ удушья, остатки кофе. Несмотря на свое плохое самочувствие, он отказался от напитка и скрыл, что он был последним.

  • Краткое содержание Сотник Как я был самостоятельным

    Первый день взрослой самостоятельной жизни на всю жизнь запал в память рассказчика. Накануне родители сидели на лавочке у дома, куда только недавно переехали, и спорили о возможности оставления автора

  • Краткое содержание Мой полет Куприн

    Находясь в городе Одесса, писатель Куприн наблюдает диковинные полёты на фанерном аэроплане. Его знакомый Заикин, уже сделав несколько удачных кругов, предлагает писателю полетать вместе с ним.

Краткое содержание «Нос» менее 1 минуты и по главам за 5 минут

⭐⭐⭐⭐⭐ «Нос» менее 1 минуты и подробно по главам за 5 минут. 

Содержание

Очень краткий пересказ повести «Нос»

От Ковалева сбегает собственный нос. Он появляется в хлебе для завтрака цирюльника Ивана Яковлевича. Тот выбрасывает находку в реку. Платон Кузьмич пытается найти пропажу, которая не теряет времени и становится чиновником, пытается уехать заграницу. Его ловят и возвращают хозяину. Затем, неожиданно нос прирастает на свое родное место.

Главные герои и их характеристика:

  •  Иван Яковлевич  – цирюльник, который бреет Ковалева каждую среду и воскресенье. Циник, пьяница и грязнуля. Ходит в неопрятном виде, небритый.
  •  Платон Кузьмич Ковалев  – майор, коллежский асессор. Служил на Кавказе, а в Санкт-Петербург переехал для заключения выгодного брака и получения высокого чина. Самолюбив, горделив и глуп. Отращивает бакенбарды.
  •  Нос  — зачинщик всего хаоса, сбежал от хозяина.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Квартальный надзиратель  – полицейский. Обладает приятной наружностью, носит бакенбарды, шпагу и шляпу. Он уличил цирюльника, когда тот выкидывал находку с моста. Впоследствии ловит нос с фальшивыми документами и намерением уехать в Ригу.
  •  Частный пристав  – две самые дорогие для него вещи – деньги и сахар. После обеда особенно любил поспать, по этой причине отказывает в ведении дела о пропаже носа.
  •  Седой чиновник  – отвечает за объявления в газете. Отказывает Королеву в помощи, так как скандальное объявление о пропаже может испортить репутацию.
  •  Иван  – лакей Платона Кузьмича. Отличается ленью и глупостью.
  •  Александра Григорьевна Подточина  – штаб-офицерша, мать одинокой незамужней дочери, на которой майор отказался жениться. Была обвинена им в найме «колдовок-баб».
  •  Доктор  – врач, не сумевший вернуть нос на законное место, дает совет поместить орган в банку со спиртом.
  •  Прасковья Осиповна  – жена Ивана Яковлевича. Обладает деспотичным и повелевающим характером.

Краткое содержание повести «Нос» подробно по главам

Глава 1

Это случилось Питерским утром 25 марта. Цирюльник, решивший позавтракать, разрезает свежеиспеченный хлеб и находит в нем нос. Присмотревшись получше, он догадывается, что тот принадлежит его постоянному клиенту – коллежскому асессору Королеву, которого он брил по средам и воскресеньям. Супруга решает, что ее муж отрезал кому-то нос и ругая, велит выбросить его куда-нибудь подальше.
Иван Яковлевич долго пытается избавиться от неприятного сюрприза, но его тут и там отвлекают знакомые. Наконец он добирается до реки. Не найдя лучшего варианта, он, предварительно завернув нос в тряпочку, выбрасывает его с Исаакиевского моста в Неву, это подозрительное действие замечает квартальный надзиратель. Он задерживает цирюльника у заведения «Кушанье и чай» и начинает допрос.

Глава 2

Тем временем Платон Кузьмич, решая рассмотреть в зеркале прыщик на носу, не находит ни того, ни другого. Майор паникует, ведь для получения высокого чина и выгодного брака, ему необходима благородная наружность.

Он, прикрыв «совершенно гладкое место» платком и завернувшись в плащ, направляется к начальнику полиции. По дороге встречает господина в форме. Платон подмечает на нем шляпу с плюмажем, поэтому приходит к выводу, что тот обладает рангом статского советника. Но неожиданно узнает в важном господине свой нос. «Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у меня на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире!» — с горечью думает Ковалев и следует за офицером вплоть до Казанского собора.

В соборе предпринимает безуспешные попытки вернуть беглеца, но тот лишь «с выражением величайшей набожности» молится, игнорируя просьбы. В этот момент к майору подходят дама и молодая барышня, отвлекая его внимание. Когда Платон вспоминает о чиновнике, того уже нет и в помине.

Он продолжает свой путь к полицмейстеру. В доме отвечают, что того нет на месте.
Ковалев не сдается и решает пойти другим путем – обратиться к чиновнику, ответственному за прессу. Тот отказывает, оправдывая это большим риском испортить репутацию, дает совет заказать заметку о пропаже «для пользы юношества или так, для общего любопытства», а в конце и вовсе предлагает «понюхать табаку для успокоения», это выводит асессора из себя.

Частный пристав ничем не может помочь герою и отказывает в «произведении следствия», ворча, что «у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких майоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии и таскаются по всяким непристойным местам». Затем преспокойно продолжает послеобеденный сон.

Дома майор в расстроенных чувствах подозревает, что виновницей может быть штаб-офицерша Подточина, решившая отомстить из-за отказа жениться на ее дочери, и посылает письмо с угрозами. Но оказывается, что дама не насылала порчу и лишь соболезнует утрате.

В этот момент в дом асессора наведывается полицейский. Он объявляет о задержании носа при попытке выезда в Ригу с поддельным паспортом и о причастности к делу Ивана Яковлевича.

Платону Кузьмичу возвращают его пропажу. Но радость сменяется отчаянием, после нескольких бесплодных попыток прирастить нос на место. А вызванный доктор может только пожать плечами и предлагает заспиртовать орган в бутылке и выставлять на потеху зрителям. Тем временем по городу вовсю распространяются слухи о побеге носа и его появлениях в разных местах Петербурга — в три тот прогуливается по Невскому, потом заглядывает в магазин Юнкера, а дальше в Таврический сад. В этих местах даже собираются толпы зевак.

Глава 3

Но неожиданно 7 апреля нос магическим образом прирастает на место. Счастью асессора не было предела, он принимается ездить по всем знакомым местам, показывая людям теперь уже полноценное лицо. С тех пор он регулярно начал ходить в хорошем настроении и активно общаться с молодыми дамами, а цирюльник обращается с ним с большей осторожностью и опасается притрагиваться к носу — раньше он держался за эту часть лица, но теперь опирается руками исключительно о щеки.

В заключении произведения Николай Васильевич Гоголь пишет свои рассуждения по поводу того, что в истории много неправдоподобного, сверхъестественного, и вообще удивительно, что авторы пишут такие сюжеты. Но в самом конце, писатель намекает на вероятность подобных удивительных событий в реальной жизни.

Кратко об истории создания произведения

Повесть была закончена еще в 1833, но претерпела ряд поправок из-за цензуры, среди которых перенос сцены из Казанского собора в Гостиный двор. Автор несколько раз переписывал финал, в одном из первых вариантов все события оказались сном главного героя.

Хотя «Московский наблюдатель» назвал повесть «плохой, банальной и тривиальной» и отказался выводить в печать, Александр Сергеевич Пушкин уговорил Гоголя опубликоваться в «Современнике». «В произведении так много неожиданного, фантастического, веселого и оригинального» — так отзывался великий поэт.

«Нос» Николая Гоголя — 1123 Words

Рассказ «Нос» Гоголя относится к магическому реализму и определяется как сатирический рассказ. В этом рассказе Гоголь пытается отразить культурно-социальные условия России и ее быт. Главный герой рассказа, коллежский асессор Ковалев, крупный чиновник в Петербурге, потерявший нос. Большая часть сатиры проистекает из этих противопоставлений и из-за того, что невозможно достоверно описать разницу между двойниками и противоположностями. «Нос» комично относится к серьезности жизни; автор повести прибегает к таким литературным средствам, как современный магический реализм и сатира, чтобы средствами фантазии объяснить действительность и раскрыть реальную сущность главного героя.

События, происходящие в рассказе, можно расценивать как комичные, так и серьезные. Кажется, нет ничего смешного в том, что человек однажды просыпается без носа; напротив, этот факт должен вызывать сострадание. Однако Гоголь представляет все с несколько иной точки зрения. Магический реализм помогает ему переплести реальность с фантазией и представить серьезные события как комические: «В «Носе» Гоголь переворачивает типичную динамику современного магического реализма. В магическом реализме сверхъестественное или необъяснимое событие порождает ряд реальных последствий; но реалистическая подробность жизни в Петербурге могла быть удовлетворительно объяснена только ссылкой на фантастические и сюрреалистические рассказы» (Hardy and Stanton 128).

В рассказе рассказывается о событиях из жизни коллежского асессора Ковалёва. Однажды его цирюльник Иван Яковлевич находит в завтраке, который только что принесла его жена, человеческий нос. Сначала он пугается, предполагая, что это может вовлечь его в преступление. Чтобы скрыть неприятные улики, Иван Яковлевич заматывает нос и собирается избавиться от него. Он идет к реке, но полицейские останавливают его и предотвращают попытку бросить нос в реку. «Но Иван Яковлевич был скорее мертв, чем жив. Он узнал нос не кого иного, как коллежского асессора Ковалева, которого он брил каждую среду и воскресенье» (Гоголь 2). Волшебство повести в том, что Гоголь не рассказывает читателям, как «убегает» нос и почему он вновь появляется в тарелке Ивана Яковлевича. Автор дает некоторые подсказки читателю для понимания сюжетного конфликта и роли магических элементов для дальнейшего развития сюжета. Маус полагает, что «В сложном и интересном ходе гоголевских поисков своего своеобразного, гоголевского «я» происходит естественное размежевание двух фаз, хотя и очень тесно связанных между собой» (Маус 76). Маус подчеркивает, что «Нос» переизбирает самость и идентичность самого Гоголя и его мировых соперничеств. Поэтому символ рассказа, нос, имеет двоякое значение: он используется как зеркальное отражение и как символ безрезультатных поисков Ковалёва.

Это соучастие между символом носа и силы дополнительно подтверждается различными образами себя, которые проходят через текст. Иронически-комический тон подрывает любые претензии на абсолютную авторитетность текста, но не стирает полностью подспудной ноты серьезности, наиболее ярко проявляющейся в трактовке носа, господство которого можно рассматривать как проявление способности Ковалева к победить магические силы. «В первой фазе развития его творчества как сатирика раскрываются две стороны личности Гоголя: его попытка изобразить и комическое, и страшное. Здесь его склонность пытаться дискредитировать других людей не скрывается» (Maus 76).

Сатира, которой Гоголь представляет Ковалева, помогает реализовать многогранность этого персонажа. Обладателя носа, коллежского асессора Ковалева, Гоголь описывает как безнадежного юношу, к которому обращаются «майор». Однажды утром он смотрит в зеркало на пятно на своем носу, но обнаруживает, что на его лице нет носа. — Нет-с, не только прыща нет, но и самого носа нет! (Гоголь 40). Уникальность этой истории в том, что Ковалев сообщает в полицию и пытается дать объявление о потерянном носе и просит граждан помочь ему в этой ситуации. Сатира гоголевского подхода, безусловно, обогащает литературные качества его текста, но именно эта сатира предполагает, что текст можно читать по-разному.

Харди и Стэнтон настаивают на том, что не может быть никаких сомнений в том, что элементы острой сатиры присущи Ковалеву и вновь и вновь проявляются в различных обстоятельствах его жизни. В ходе трактовки этой темы Гоголь затрагивает многие вопросы, обычно связанные с внешним миром. Например, дьявол и магия играют важную роль как в общении между персонажами, которое делает возможным совместное использование однородной, отупляющей народной культуры, так и в сложных информационных системах, которые делают универсальные часы практической реальностью. Уникальность и магические элементы в том, что нос ведет саморегулирующееся существование и отказывается признавать какое-либо знакомство. «Примат вечного (кайрос) над видимым и обыденным (хронос) придает повестям Гоголя косвенное отношение к современному магическому реализму» (Харди и Стентон 138).

Хотя «Нос» задумывался как волшебная история с некоторыми оговорками, ее можно явно рассматривать как утверждение, особенно в свете окончательного провала российских чиновников. Самое интересное, что ни Ковалев, ни какой-либо хирург не могут вернуть нос на лицо. Однажды утром нос появляется на лице Ковалёва без живого следа и напоминания о прошедшем дне. Несмотря на свой комический тон, это произведение Гоголя представляет Россию как сатирическое общество, в котором тонкие проявления власти держат народ под жестким контролем, хотя большинство из них даже не осознает этого. Наиболее непосредственно это общество изображено в рассказе Гоголя в предположениях о том, что правительство в течение некоторого времени создавало массовую систему политических заключений в ответ на революционную энергию шестидесятых годов.

Таким образом, магические элементы и символ потерянного носа позволяют Гоголю раскрыть личность главного героя и символически изобразить его истинную природу. Гоголь изображает общество как потенциальный источник власти и контроля, но он также предполагает, что риторика социальных ценностей может использоваться для продвижения программ тех, кто находится у официальной власти. Нос – главный символ, который движет развитием сюжета и помогает автору держать читателя в напряжении до самого конца. Магический реализм и сатира используются Гоголем как основные литературные средства для раскрытия главной темы и символического изображения природы и характера Ковалёва.

Гоголь Николай. Нос. ReadHowYouWant.com, 2006.

Харди, Дж. Д. и Стэнтон, Л. «Магический реализм в повестях Николая Гоголя». Голова Януса 5.2 (2002): 126-139.

Маус, Дерек. «Дьяволы в деталях: роль зла в новеллах Николая Васильевича Гоголя и Натаниэля Готорна». Документы по языку и литературе 38 (2002): 76.

Эта исследовательская работа о «Носе» Николая Гоголя была написана и представлена ​​вашим коллегой студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Нужен образец Research Paper , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?

807 сертифицированных писателей онлайн

ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

Краткое изложение носа — eNotes.com

«Чрезвычайнейшее событие произошло в Петербурге двадцать пятого марта». Иван Яковлевич, русский парикмахер из Санкт-Петербурга, просыпается в своем доме и готовится съесть завтрак, приготовленный его женой. Когда он разрезает свежую буханку хлеба, он находит внутри человеческий нос. Сбитый с толку и обезумевший от этого открытия, парикмахер узнает в носу коллежского асессора Платона Кузьмича Ковалева, государственного служащего, которого он бреет каждую среду и воскресенье. Опасаясь гнева жены и дальнейших осложнений, Иван Яковлевич одевается и уходит с мыслью избавиться от носа. Однако на улицах многолюдно, и у него мало возможностей избавиться от своего гротескного бремени, которое он завернул в тряпку. В конце концов ему удается бросить нос в Неву, но, как назло, его замечает инспектор милиции, который вызывает его, чтобы объяснить, почему он оказался на мосту. Здесь, продолжает рассказ, «происшествие полностью окутывается туманом и сказать, что было дальше, действительно невозможно».

Тем же мартовским утром Ковалев, холостяк, просыпается в своей петербургской квартире и сразу же идет к зеркалу, чтобы проверить прыщик, появившийся на его носу накануне вечером. Вместо носа с пятном он видит только «совершенно пустое, плоское пятно» на лице, где раньше был его нос.

Ковалев одевается и выходит с намерением сообщить о пропаже в полицию. Направляясь в полицейский участок, он замечает джентльмена в расшитом золотом мундире, который выпрыгивает из кареты и входит в частный дом. Этот господин не кто иной, как нос Ковалева, одетый как статский советник, чином на три степени выше коллежского асессора. Через несколько минут из дома выходит Нос/Статский советник и едет к ближайшему собору, а Ковалёв преследует его. Внутри собора Ковалев видит, как Нос возносит свои молитвы, и решает противостоять ему (или ему), несмотря на протокол, связанный с обращением к государственному служащему более высокого ранга. Когда Ковалев, наконец, набирается мужества и присутствия духа, чтобы заговорить с благочестивым Носом, он может только выпалить очевидное: «Вы мой нос-с!» Нос, в свою очередь, отвергает любое такое предположение, настаивая: «Милый друг, вы ошибаетесь. Я сам.»

Ковалев не знает, что думать и говорить, но в этот момент его отвлекает стройная молодая девушка в белом платье и соломенной шляпке, стоящая рядом с ним в собрании. Ковалев улыбается этому «весеннему цветку» с «полупрозрачными пальцами» и «ослепительно белым подбородком», но вдруг понимает, что подставляет свое безносое лицо юной красавице и отступает.

Пока Ковалев занят неизвестной девушкой, Нос уходит из церкви. Ковалев бросается в погоню, но теряет Носа в толпе на Невском проспекте. Боясь, что его добыча ускользнет из города, Ковалев отправляется за помощью в дом комиссара полиции, но, обнаружив чиновника на вечере, решает зайти в редакцию газеты, чтобы разместить объявление о «отсутствующем носу». Сначала газетчик не понимает, в чем суть объявления, которое Ковалев предлагает напечатать. Наконец, поняв, что это не обычное уведомление о находках, клерк отклоняет его, поскольку, по его мнению, оно абсурдно и потенциально клеветнически. Служащий жалеет Ковалёва и пытается его успокоить, предлагая нюхательный табак. Ковалев сердито отвечает, напоминая приказчику, что у него сейчас нет подходящего органа для нюхательного табака.

Ковалев возвращается в дом комиссара полиции, на этот раз заставая комиссара дома, но чиновник сонный после большого обеда и не в настроении для проблемы Ковалева, добавляя, что «порядочному человеку нос не оторвут». Оскорбленный и расстроенный, Ковалев возвращается в свою квартиру, где размышляет о случившемся с ним. Он отвергает возможные объяснения, что он спит или пьян; применяя к ситуации какую-то странную логику, он заключает, что госпожа Подточина наняла ведьму, чтобы та наложила на него проклятие и заставила его нос исчезнуть. Он уверен, что это месть дамы за его отказ жениться на ее дочери без приданого, с которой он флиртовал.

Пока Ковалев размышляет о том, как поступить с госпожой Подточиной, появляется милиционер и сообщает, что он нашел нос Ковалева. По словам офицера, Нос пытался бежать из страны на дилижансе в Ригу по поддельному паспорту. Далее полицейский объясняет, что, к счастью, в момент инцидента на нем были очки, и он понял, что Нос не был тем джентльменом, за которого притворялся. Полицейский также сообщает, что парикмахер из первой части истории каким-то образом замешан в этом деле и сейчас находится в тюрьме. Ковалев улавливает намек офицера на то, что в чаевых не откажут, и дает ему щедрые чаевые.

Оставшись наедине со своим носом, Ковалев сначала в восторге от того, что он вернулся, но радость его умеряется сознанием того, что нос все еще оторван и находится не на своем месте. Все попытки Ковалева пристроить нос к лицу терпят неудачу, и даже местному врачу не удается заставить нос прилипнуть к своему месту между щеками Ковалева. Вместо этого врач предлагает купить нос как диковинку, если его предварительно замариновать в банке с уксусом и если цена будет подходящей.

В этот момент Ковалев все еще считает, что вдова Подточина имеет какое-то отношение к случившемуся, и решает написать ей письмо, обвиняя ее в колдовстве и угрожая судебным иском. Госпожа Подточина отвечает своим письмом, формулировка которого убеждает Ковалева в ее невиновности в каком-либо заговоре против него или его носа, и поэтому дело остается таким же загадочным, как и всегда.

Тем временем по Петербургу ходят всякие слухи о носе Ковалёва. Утверждают, что нос Ковалёва видели прогуливающимся по Невскому проспекту каждый день в три часа дня. Посмотреть на это приходят тысячи любопытных. Билеты продаются, чтобы получить лучшие места для наблюдения за этим редким явлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *