Петербург история: О Санкт-Петербурге — история города, любопытные и интересные факты

Содержание

История Санкт-Петербурга с допетровских времен. Мифы и реальность. Сражения и невероятный труд

  • Туры в Петербург
  • Речные круизы
  • Туры по России
  • Для школьников
  • Корпоратив
  • Загородный отдых

Можно ли найти в истории еще хоть пример, когда волей одного человека, вопреки стихии, политике и войне, за два десятилетия, почти в пустыне вырос город.

Не просто город – центр производства, науки, культуры и торговли таких масштабов?

Если знаете – скажите нам.

История – это не просто набор дат и событий.

В хрониках Санкт-Петербурга можно найти отражение всему, что происходило и происходит с нашей страной. От великих подвигов русского солдата, отстоявшего эту землю в кровавых войнах, до примеров безнравственного расточительства и цинизма высшей знати.

Те дворцы, мосты, набережные, которыми мы так восторгаемся сегодня, — это пот и кровь миллионов крестьян.

Для тщеславия и величия столица Империи, двести лет сосала из страны соки. И, как справедливый результат — Санкт-Петербург стал «колыбелью революции», а попросту – местом, где Империя погибла.

Сегодня у России другая столица. Но история повторяется.

Гуляя по городу, посещая музеи, не забывайте задавать себе один и тот же вопрос: какой ценой досталось все это историческое богатство.

Появление такого города было внезапным. Это был вызов всей Европе

Короткая история приневских земель в 14-16 веке. Новгород — Швеция — Россия

Приготовления царя Петра. Польский «союзник» — классика европолитики

Нарва. Первый бой. Кто начал Северную войну?

Уроки и выводы. Польша — «надежный союзник»… как всегда

Первые бои на Ладоге. Сосредоточение сил. Обеспечение флангов

Возврат старинной крепости Орешек в истоке Невы на Ладожском озере

История крепости в период владычества шведов на Неве

Что было на Неве до Петра Первого. Шведская история

Один день боевой осады и шведы сдались. Их спокойно отпустили в Выборг

Медаль Петра Первого в честь смелого абордажа шведского военного корабля

Почему не Ниеншанц? Выбор места для Петропавловской крепости.

Город празднует свой день рождения 27 мая. Но так ли это на самом деле?

Зачем была нужна крепость на Неве и что она дала городу

Торговый порт позволил России связать экономику со странами Европы

Почему Петр не использовал шведскую крепость, а уничтожил её

Один из первых кораблей Петра Первого построенный на Олонецкой верфи

формального царского указа о переносе столицы никогда не было

Шведская эскадра с моря и сухопутная атака в Выборга. Провал

Шведские генералы уже назначили себе банкет в Петербурге. Как всегда…

В любой момент шведам могла помочь Англия, и требовалась надежная защита

Без артиллерии крепость Выборга оказалась неприступной.

Спустя 100 лет Россия вернула себе свободный выход на Балтику

Прихоть самодержца или разумный расчет и необходимость?

© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Войти

Вверх

Санкт-Петербург: история в звуке

Первые упоминания о Санкт–Петербурге относятся к 1703 году, когда на отвоёванных у Швеции землях – на Заячьем острове и берегах Невы — царь Пётр I задумал построить новую столицу Российского государства.

Говорят, что Петербург «стоит на костях». И это правда. Во время строительства погибли несколько тысяч рабочих, крепостных и посадских людей.

Руководили ими иноземные инженеры и архитекторы. Неудивительно, что Санкт-Петербург разительно отличался от тогда ещё медлительной, патриархальной, «боярской» Москвы. Подробнее об этом слушайте в одной из наших рубрик:

 

В 1710 году царь Пётр переселил на берега Невы более 15 тысяч мастеровых со всей России. Раздача земель в городе была бесплатной. В результате быстрее других застроились берега Невы, Васильевский остров.

Удивительно, но сам Пётр Алексеевич жил в Петербурге более чем скромно.

На фото — музей «Домик Петра I» в Санкт-Петербурге. Это здание считается первой официальной постройкой в городе. Рядовые солдаты-плотники построили его в 1703 году всего за 3 дня.

 

Сегодня в городе – 342 моста. Из них 21 – разводной. Самый длинный – мост Александра Невского, его длина – 905 метров. А самый широкий – Синий мост через речку Мойку (97 метров).

В Амстердаме и в Венеции мостов, конечно, больше. Но необходимо учитывать размеры Невы! Об этом – наша короткая рубрика «Радиограмма»:

  

До середины XVIII века в городе было очень мало каменных зданий. О каких-либо царских палатах, усадьбах, музеях и памятниках не было и речи. Всё изменилось при Елизавете Петровне. По её указу были построены Аничков дворец, Владимирский собор и, конечно,

Зимний дворец. Что любопытно, это был не единственный Зимний дворец в истории Санкт-Петербурга. Об этом слушайте программу Радио ЗВЕЗДА «Теперь буду знать«:

  

Каждый день, ровно в полдень, в городе раздаётся выстрел артиллерийского орудия Петропавловской крепости. По нему петербуржцы… сверяют часы. Эта традиция появилась с середины XVIII века.

Сама Петропавловская крепость была заложена 16 мая 1703 года. Кстати, местоположение крепости было выбрано Петром весьма удачно — на небольшом островке, в самом широком месте Невы. Любопытно, что в переводе с финского языка это место называется «Заячьим островом», а в переводе со шведского – «Весёлая земля». О том, как строилась Петропавловская крепость, Вы узнаете из нашей программы «Моя Россия. Радиопутешествие«:

  

О знаменитой питерской погоде слагают легенды. В основном – туристы и приезжие. Кто-то говорит, что здесь всегда сыро, холодно и ветрено. Многие утверждают, что тут постоянно меняется температура воздуха и давление. Что зима – достаточно тёплая, а лето – почти всегда холодное. Жители Петербурга давно привыкли к подобным капризам погоды. Ещё 300 лет назад они с юмором относились к своему весьма специфическому климату. Об этом – в нашей следующей рубрике:

 

  

Сегодня – только на территории самого города – находятся 93 речки, а ещё протоки, каналы, ручьи, свыше 100 озёр и прудов. Это «водное кольцо» является для Санкт-Петербурга источником постоянных тревог. Сильные ветры Финского залива нередко загоняют воды Невы обратно в устье, затапливая жилые кварталы. Подробности – в нашей короткой рубрике «Радиограмма»:

  

Самые крупные наводнения в городе случились в 1777 и 1824 годах. Но только в середине ХХ века был задуман уникальный гидроинженерный проект – строительство огромной дамбы, защищающей Санкт-Петербург с моря. Реализовать его удалось лишь частично, но сила наводнений заметно ослабла.

  

Каждый из русских царей привносил в облик города что-то своё. При Елизавете Петровне был построен Смольный собор. При Александре I – собор Казанский. При Екатерине Великой в Санкт-Петербурге появились Мраморный и Таврический дворцы, к Зимнему присоединили Малый и Старый Эрмитаж, установили памятник Петру – Медный всадник. Было начато сооружение знаменитой Дворцовой площади. Об этом – в программе Радио ЗВЕЗДА «Моя Россия. Радиопутешествие«:

  

Изначально морской флот России базировался в Архангельске. Отсюда русские моряки ходили к берегам Англии, Португалии и Голландии. Но после основания Санкт-Петербурга главным портом страны стал Кронштадт. Здесь же в 1707 году появилась первая в России футшточная служба – для замера уровня воды в Финском заливе. Это было необходимо, чтобы корабли могли проходить мелководные участки Балтийского моря. Подробнее об этом – в нашей следующей рубрике:

 

В середине XVIII века недалеко от Зимнего дворца был построен великолепный каменный дворец для богатейшего купеческого рода – династии Строгановых. 15 декабря 1754 года в новом  дворце состоялась пышная церемония по случаю «…Высочайшего дня рождения Ея Императорского Величества – Елизаветы Петровны». Так Строгановский дворец стал самым популярным в городе. Сюда стремились попасть все жители Петербурга, но удавалось это не каждому. Почему? Подробности – в подкасте Радио ЗВЕЗДА:

 

Петербуржцы всегда очень трепетно относились к архитектуре своего города. Любые изменения или новшества немедленно становились темой для обсуждений, пересудов, споров, а нередко – и объектами насмешек.

В 1967 году на станции метро «Площадь Александра Невского» открыли красочное рельефное панно, где были изображены русские всадники-богатыри. Жители города сразу же обратили внимание, что богатырей-то – пятеро, а лошадей… всего четыре.

О своеобразном «тонком» юморе жителей Санкт-Петербурга – в нашей следующей рубрике:

 

В XIX веке в городе началось строительство, которое полностью изменило его облик. Появились Исаакиевский и Казанский собор, Мариинский и Михайловский дворец, храм Спаса-на-Крови. И всё же, любимым местом отдыха петербуржцев неизменно оставалась набережная Мойки. Этому, кстати, есть логичное объяснение. Подробности – в нашей очередной рубрике:

  

Санкт-Петербург часто называют музеем под открытым небом. Храмы и соборы, дворцы… Одних только статуй чугунных, каменных и бронзовых львов – несколько тысяч. А укротители коней на Аничковом мосту и таинственные грифоны с золотыми крыльями на Банковском мосту? А загадочные Сфинксы на набережной Невы? Всех и не перечислишь. О том, когда в Санкт-Петербурге появился первый конный памятник, слушайте подкаст:

 

За свою историю город несколько раз менял название – Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград. Самая трагическая страница в его истории – 900-дневная блокада времён Великой Отечественной войны.

Летом 1941 года фашистские войска собирались окружить город. В планы Гитлера входило стереть Ленинград с лица Земли, устроив перед этим торжественный бал в гостинице «Астория». В бой были брошены лучшие части Вермахта.

В страшные годы блокады население Ленинграда уменьшилось почти вдвое. От голода и холода умерли более 600 тысяч человек! Эвакуировать удалось не больше 10 тысяч горожан. Те, кто остался, держал оборону. О героических подвигах жителей Ленинграда слушайте программу «Операции специальных подразделений«:

 

  

В 1949 году в СССР был издан «Толковый словарь русского языка» под редакцией известного лингвиста Сергея Ожегова. Автор намеренно не включил в него названия жителей советских городов – москвичей, свердловчан, пензенцев и костромичей – чтобы не увеличивать размер издания. Исключение было сделано только для одного слова – «ленинградец«! Но не в знак особого уважения к жителям Ленинграда. Ожегову необходимо было разделить в тексте слова «ленивый» и… «ленинец».

О том, какие ещё забавные истории связаны с петербуржцами, слушайте в программе «Теперь буду знать«:

 

На гербе Санкт-Петербурга изображены два перекрещённых якоря, морской и речной. Пётр I считал, что якоря – это ключи от Парадиза, то есть от рая. Именно так российский император собирался назвать свой новый город. Собирался, да передумал. И назвал его в честь апостола Петра. А вот на башне Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге установлен совсем другой герб. Он тоже считается символом города – золотой кораблик. Подробнее об этом — в нашем подкасте:

 

У каждого города есть своя визитная карточка. У Санкт-Петербурга их несколько. Кто-то вспомнит о знаменитом Медном всаднике, кто-то обязательно скажет, что это Александровский столп на Дворцовой площади, третий будет утверждать, что это ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова, четвёртый не забудет о легендарном шпиле Петропавловской крепости. Но каждый житель Санкт-Петербурга обязательно вспомнит о Невском проспекте. Так, по крайней мере, считал Николай Васильевич Гоголь:

  

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! – О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность, и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской, или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий как дым, башмачек молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая на нем резкую царапину, – всё вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!»

   

Летом 1991 года, накануне распада Советского Союза, Ленинградский городской совет народных депутатов принял проект очередного устава. В документе предлагалось ввести новую символику города, в частности – обновить флаг Ленинграда. Это полотнище представляло собой современный российский триколор, в центре которого размещался… трёхглавый орёл! Головы символизировали законодательную, исполнительную и судебную власти. Планировалось, что новый флаг разместят не только на всех административных зданиях, но и в самом сердце Ленинграда – у входа в Летний сад! Но… обошлось.

А история Летнего сада – самого старого парка Санкт-Петербурга – в нашем подкасте:

Поделиться: 

Петербургская историческая хронология

Основание Петербурга, Питер Джонс Биография

1702, кладбище Бландфорд

1730, Петербургская гавань и порт

1730, Табачная промышленность Петербурга

1733, Старый город Петербург

1735, Бландфордская церковь и Женская мемориальная ассоциация

1781, Отечественная война Битва за Петербург

1785 г. , торговая станция Питера Джонса 9.0003

1815, Самый страшный пожар в истории Петербурга

1817, Фермерский банк

1820 г. Начало хлопчатобумажной промышленности Петербурга

1839, здание суда Хастингса

1854, Южная железная дорога и станция

1857 г., Епископальная церковь Святого Павла

1858, Дело Кезии

1864 г., Битва стариков и юношей

1864 г., Начало осады Петербурга

1864 г., Битва у кратера

1865, Встреча Линкольна Гранта

1909, Президент Тафт Визит

Основание Петербурга, Питер Джонс Биография

Среди историков преобладает мнение, что город Петербург назван в честь Питера Джонса. Если это действительно так, то о жизни Питера Джонса существует очень мало исторической информации. Его родители, место его рождения, а также даты его рождения и смерти точно не известны. Первое упоминание о Питере Джонсе в исторических записях датировано 1 июня 1655 года, когда некий Питер Джонс стал свидетелем соглашения, подписанного Авраамом Вудом. >Подробнее

 

1702, Кладбище Бландфорд

Кладбище Бландфорд является вторым по величине кладбищем в Содружестве Вирджиния, уступая только Арлингтонскому национальному кладбищу за пределами Вашингтона, округ Колумбия. Примерно через 14 лет после того, как Епископальная церковь в Петербурге переехала из церкви Бландфорд на место нынешнее здание суда в центре Петербурга, город приобрел заброшенное здание церкви и четыре акра земли в 1819 году для создания кладбища. >Подробнее

1730, Гавань и порт Петербурга

Основание поселения на южном берегу реки Аппоматтокс в 1630-х годах, строительство там форта Генри в 1640-х годах и первоначальное планирование города Петербурга Уильямом Бердом II. в 1730-х годах все были основаны на одной географической реальности: наличие водопадов реки Аппоматтокс. >Подробнее

 

1730, Табачная промышленность Петербурга

«Табачные изделия всегда были в числе важных статей экспорта Петербурга». На самом деле табачные склады в Петербурге были еще до того, как появился город Петербург. В 1730 году полковник Роберт Боллинг получил полномочия провести инспекцию своего табачного склада на земле, известной как Боллингс-Пойнт, вероятно, на месте 1878-1879 годов.Фермерский рынок. >Подробнее

1733, Старый город Петербург

Основание форта Генри у водопада Аппоматтокс в 1645 году расширило английское поселение, которое началось в предыдущем десятилетии к югу от реки Аппоматтокс. Отцы-основатели Петербурга, Авраам Вуд и Питер Джонс, были военными и торговыми лидерами в комплексе Форт-Генри в 17   веке. >Подробнее

1735, Бландфордская церковь и Женская мемориальная ассоциация

Блэндфордская церковь — «старейшее строение в Петербурге с четко задокументированной историей». Сегодня он стоит как памятник южным солдатам, погибшим во время Гражданской войны. Он был построен с 1735 по 1737 год на самой высокой точке Петербурга, Колодезной горе. >Подробнее

1781, Война за независимость Битва за Петербург

Осада Петербурга гражданской войной с июня 1864 по апрель 1865 года — историческое событие, которое сделало город всемирно известным, но относительно немногие жители Вирджинии знают о битве при Войне за независимость. Петербург. Вирджиния была ареной нескольких небольших сражений вскоре после начала войны, и некоторые британские войска действовали в Вирджинии и ее окрестностях в 1779 году.и 1780. В 1781 году, однако, жители Вирджинии ощутили всю ярость войны.>Подробнее

1785, Торговая станция Питера Джонса

Традиционно считается, что это каменное сооружение восходит к ок. 1665 г. в составе Торговой станции Питера Джонса, а потому старейшее здание Петербурга. Этот дом, также называемый Каменным домом из пиломатериалов, был частью оригинального урочища Форт-Генри, принадлежавшего Абрахаму Вуду и Питеру Джонсу в 17   веке. >Подробнее

1815, Самый страшный пожар в истории Петербурга

Город Петербург за свою историю пережил множество разрушительных пожаров. Городской устав 1784 года разрешал городу закупать противопожарное оборудование, что свидетельствовало о повторяющихся пожарах в 18 веке. В 1788 году была образована старейшая пожарная рота Петербурга — Старая уличная пожарная рота. Самый разрушительный пожар в истории Петербурга произошел в ночь на 16 июля 1815 года. >Подробнее

1817, The Farmers’ Bank

Построенный в 1817 году, Farmers’ Bank в Петербурге является одним из старейших банковских зданий в Соединенных Штатах. Здание появилось в результате решения Генеральной Ассамблеи 13 февраля 1812 года, которая учредила «Фермерский банк Вирджинии» в Ричмонде. >Подробнее

1820, Начало хлопчатобумажной промышленности Петербурга

Производство хлопка было одной из крупнейших отраслей промышленности Петербурга на протяжении почти столетия, начиная с 1820-х годов. Фактически, Петербург был самым северным городом в Соединенных Штатах, который одновременно получал хлопок с близлежащих полей и перерабатывал хлопок в промышленные товары. Первая крупная хлопчатобумажная фабрика в городе, Петербургская мануфактурная компания, открылась в 1826 г. >Подробнее

1839, Hustings Courthouse

Петербург вырос вокруг форта Генри на реке Аппоматтокс, начиная с 1645 года, а город Петербург был основан в 1748 году. В мае 1784 года Петербург был преобразован в район. Согласно этому учреждению, судебные разбирательства должны были проводиться в первую среду каждого месяца. Этот суд до сих пор функционирует в современном городе Петербурге. >Подробнее

1854, South Side Rail Road & Station

South Side Rail Road (как она называлась первоначально) была зафрахтована в марте 1846 года, за два месяца до того, как Соединенные Штаты объявили войну Мексике. Эта железнодорожная линия проходила в 124 милях к западу от Линчбурга. В конечном итоге он заменил Верхний Аппоматтокс-канал, который долгое время обеспечивал непрерывное водное грузовое движение из Фармвилля на восток в Петербург. >Подробнее

1857, Епископальная церковь Святого Павла

Самой ранней епископальной церковью в этом районе была Сити-Черч, расположенная в современном Хоупвелле. Он был образован в Бристольском приходе Генеральной Ассамблеей в 1642 году (по старому стилю). Сегодня, как самая старая община прихода, церковь Святого Павла известна как «материнская» церковь Бристольского прихода. >Подробнее

1858, Дело Кезии

Успешные и даже неудачные попытки бегства рабов из Вирджинии на Север часто вызывали глубокую реакцию белого населения. В 1855 году газета Norfolk Southern Argus писала, что «частые побеги беглецов из нашего порта» были «невыносимым злом». >Подробнее

1864, Битва стариков и юношей

5 мая 1864 года генерал-майор Союза Бенджамин Ф. Батлер высадил свою 30-тысячную армию Джеймса в Бермудской сотне, начав то, что стало известно как Кампания Бермудской сотни. После примерно четырех недель боев в графстве Честерфилд шпионы Батлера в начале июня сообщили, что в Петербурге остались только 7-й кавалерийский полк Северной Каролины, 300 человек из 7-го кавалерийского полка Конфедерации и «несколько артиллерийских орудий». (Фото Тима Тэлботта) >Подробнее

1864, Начало осады Петербурга

Петербург, штат Вирджиния, прежде всего известен тем, что стал жертвой самой продолжительной осады в американской истории. Осада началась 15 июня 1864 года с нападения армии Союза на земляные укрепления Конфедерации к востоку от города и закончилась отходом армии Конфедерации Северной Вирджинии из Петербурга и Ричмонда рано утром 3 апреля 1865 года. >Читать Подробнее

1864, Битва у кратера

«Говорят, Битва у Кратера — самое зрелищное событие в нашей истории». Так писал краевед о самом известном событии за всю 292-дневную блокаду Петербурга. Осада началась с четырехдневных сильных атак Союза на восточную оборону Петербурга с 15 по 18 июня 1864 года. >Подробнее

1865, Встреча Линкольна Гранта

Важные события в американской истории произошли в конце марта и начале апреля 1865 года. в Петербурге и его окрестностях, штат Вирджиния. Поражение сил Конфедерации генерал-майора Джорджа Э. Пикетта в битве при Файв-Форкс 1 апреля 1865 года открыло силам Союза возможность окончательно перерезать Южную железную дорогу к западу от Петербурга на следующий день. >Подробнее

1909, президент Тафт Визит

19 мая 1909 года «Сентер-Хилл стал ареной одной из лучших вечеринок, которые мы когда-либо устраивали, — приема радушного президента Соединенных Штатов Уильяма Говарда Тафта». Тафт был республиканцем, 27-м президентом США. >Подробнее

История и культура — Национальное поле битвы за Петербург (Служба национальных парков США)

На этой земле


Пролог

В период с мая по середину июня 1864 года армия Союза под командованием генерала С. Улисса. Грант и армия Конфедерации под командованием генерала Роберта Э. Ли участвовали в серии ожесточенных сражений в рамках того, что сейчас называется Сухопутной кампанией. Колд-Харбор был последним сражением этой кампании и был сокрушительным поражением Союза. Это вынудило Гранта отказаться от своего плана по захвату Ричмонда прямым штурмом.

Ключ к Ричмонду

Всего в двадцати пяти милях к югу от Ричмонда Петербург был важным центром снабжения столицы Конфедерации. И Грант, и Ли знали, что с его пятью железнодорожными линиями и ключевыми дорогами, если их можно будет сократить, Петербург больше не сможет снабжать Ричмонд столь необходимыми припасами и средствами к существованию. Без этого Ли был бы вынужден покинуть оба города.

Осада

Грант выводит свою армию из Колд-Харбора и пересекает реку Джеймс в направлении Петербурга. В течение нескольких дней Ли не верит, что главной целью Гранта является Петербург, и поэтому держит большую часть своей армии вокруг Ричмонда. В период с 15 по 18 июня 1864 года Грант бросает свои силы на Петербург, и он мог бы пасть, если бы не федеральные командиры, не сумевшие воспользоваться своим преимуществом, и оборона, которую организовали немногие конфедераты, удерживающие позиции. Ли наконец прибывает 18 июня, и после четырех дней безуспешных боев Грант начинает осадные операции.

Эта самая длительная осада в американской войне проводилась методично. Почти на каждую атаку Союза вокруг Петербурга приходилось еще одну в Ричмонде, и это истощало силы и ресурсы Конфедерации. Благодаря этой стратегии армия Гранта постепенно и неустанно работала над тем, чтобы окружить Петербург и перерезать пути снабжения Ли с юга. Конфедератам пришлось продержаться десять месяцев в надежде, что народы Севера устанут от войны. Для солдат обеих армий это были десять месяцев ружейных пуль, артиллерийских орудий и минометных снарядов, облегченных только тыловой скукой, муштрами и еще раз муштрами, соленой свининой и кукурузной мукой, подгоревшими бобами и плохим кофе.

К октябрю 1864 года Грант отрезал Велдонскую железную дорогу и продолжил движение на запад, чтобы еще сильнее затянуть петлю вокруг Петербурга. Приближение зимы привело к полной остановке деятельности. Еще были ежедневные перестрелки, снайперский огонь и минометные обстрелы.

В начале февраля 1865 года у Ли было всего 45 000 солдат, чтобы противостоять силам Гранта в 110 000 человек. Грант расширил свои позиции на юго-запад до Хэтчерс-Ран и вынудил Ли удлинить свою собственную слабо натянутую оборону.

900:44 К середине марта Ли стало очевидно, что превосходящие силы Гранта либо обойдут правый фланг Конфедерации, либо прорвут линию фронта где-то на 37-мильной длине. Южное командование надеялось сломить мертвую хватку Союза в Петербурге внезапным нападением на Грант. Это привело к поражению Конфедерации в форте Стедман и стало последним грандиозным наступлением Ли в войне.

Конец

Когда победа была близка, 1 апреля 1865 года Грант высвободил генерала Филипа Шеридана в Файв-Форкс. Его целью была Южная железная дорога, последняя железнодорожная линия в Петербург. Шеридан с V корпусом разгромил силы Конфедерации под командованием генерала Джорджа Пикетта и открыл доступ к путям за их пределами. 2 апреля Грант приказал начать тотальную атаку, и правый фланг Ли рухнул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *