Пьесы баха: Балет Пети «Юноша и смерть» (Le Jeune Homme et la Mort)

Балет Пети «Юноша и смерть» (Le Jeune Homme et la Mort)

Одноактный балет на музыку И. С. Баха.

Сценарист Ж. Кокто, балетмейстер Р. Пети, художник Ж. Вакевич.

Премьера состоялась 25 июня 1946 года в труппе «Балет Елисейских полей», Париж.

Мансарда художника загромождена столом, стульями, железной кроватью, умывальником, гипсовыми слепками, холстами. Все расставлено и разбросано в явном беспорядке. К обшарпанной стене приколот автопортрет Жана Кокто. Посредине комнаты на потолочной перекладине висит веревочная петля. На постели валяется молодой человек в одном трико и с сигаретой в зубах. Он нервно посматривает на часы. Наконец, появляется молодая Девушка в платье с короткими рукавчиками, ее волосы перевязаны легким шарфом. Она дразнит Юношу, не даваясь ему в руки. Он преследует ее по всей мастерской, проделывая при этом сложные балетные движения и акробатические трюки. Она то ускользает, то сама преследует юношу. В этот своеобразный дуэт вовлекаются стулья, стол. Мастерская выглядит разгромленной. Неожиданно Девушка исчезает. Юноша в отчаянии вешается в заранее заготовленной петле.

Стены мастерской исчезают, уступая место парижским крышам. Видна Эйфелева башня и неоновая реклама фирмы «Ситроен». Приходит Смерть в длинном белом платье, в длинных до локтя черных перчатках, в легком капюшоне и с маской на лице. Когда пришедшая снимает маску и надевает ее на умершего, то выясняется, что Смерть лишь другой лик недавней гостьи мансарды. Смерть медленно и торжественно уводит за собой Юношу по крышам Парижа.

* * *

Роль сценариста в балете бывает различной. Вклад Жана Кокто в «Юношу и Смерть» был решающим. На афише премьерного спектакля было указано: «танцы, декорации и костюмы подсказаны хореографу Ролану Пети, декоратору Жоржу Вакевичу и костюмеру Барбаре Карински Жаном Кокто». Полное авторство Кокто на этот балет было даже признано судом в 1958 году. И это не удивительно. Ролану Пети было только 22 года, и он лишь начинал свою великолепную карьеру. А Жан Кокто (1889-1963) находился в расцвете своей славы поэта, драматурга, романиста, художника, киносценариста и кинорежиссера. Он начинал как дерзкий поэт и закончил членом Французской академии (1955). В России известны пьесы Кокто «Трудные родители» и «Человеческий голос», его фильмы «Опасное сходство», «Вечное возвращение» и «Орфей» стали классикой кинематографа. Кокто был тесно связан с «Русским балетом Сергея Дягилева», написав сценарии к балетам «Синий бог» (1912), «Парад» (1917), «Голубой экспресс» (1924) и нарисовав свои, вошедшие в историю, знаменитые афиши. Кокто был одним из организаторов труппы «Балет Елисейских полей», сочинив, помимо «Юноши и Смерть», еще ряд балетных сценариев и создав сценографию к ним.

Казалось бы, уж на музыку, использованную в спектакле, Кокто не мог повлиять. Не тут-то было! Балет сочинялся и репетировался Пети на джазовую музыку, в которой звучала тема популярной американской песни «Френки и Джонни». И буквально накануне премьеры Кокто потребовал поменять музыкальную основу балета на «Пассакалью и фугу си минор» Иоганна Себастьяна Баха в обработке Отторино Респиги. О замене хореограф и исполнители узнали в день премьеры.

Кокто позже так пояснял свое решение: «Я знаю и по опыту фильмов, что, неважно какая, возвышенная музыка неожиданно объединяет действия и поступки героев. Оставалось попробовать, сможет ли танец, сочиненный на выбранные хореографом ритмы, обойтись без них и обрести силу в ином музыкальном климате». Кокто добавлял, что нет ничего более чуждого искусству, чем жесты и движения, воспроизводящие ноты. «Контрапункт, обдуманная неуравновешенность, откуда проистекает взаимодействие, не могут проявлять себя, когда равновесие полного согласия порождает инертность. Именно из тонко продуманной неуравновешенности равновесие извлекает свое очарование».

Музыка Баха придала балету значительность, строгая сдержанность непреклонно идущей к кульминации музыки «поясняла» неизбежность суицида юноши. Первому исполнителю главной партии Жану Бабиле роль принесла известность. В дальнейшем роль Юноши привлекала многих, среди них Михаил Барышников (1975, Американский театр балета; исполнение этой партии частично вошло в фильм «Белые ночи»).

Экзистенциализм темы был характерен для атмосферы послевоенного Парижа. Герой тщетно пытается вырваться из гнетущего его одиночества. Только Смерть выводит Юношу из постылой реальности в иные измерения. Смерть — одна из постоянных тем и самого Жана Кокто: «В моей жизни выпадали столь тяжкие времена, что смерть казалось мне желанным избавлением. И я приучился не бояться ее и разглядывать в упор… Смерть, как хамелеон: мы полагаем, что она за тридевять земель, а она тут как тут, везде, даже в самой радости жизни. Она наша молодость. Наша зрелость. Наша любовь».

В 1998 году Франсуа Адре и Ян Брекс (ассистенты Ролана Пети) перенесли балет «Юноша и Смерть» в Мариинский театр. Премьеру танцевали признанные звезды Ульяна Лопаткина и Фарух Рузиматов. В дальнейшем интересные трактовки спектакля показали и Диана Вишнева, Юлия Махалина, Игорь Зеленский и другие. Русские артисты танцевали французский балет пятидесятилетней давности с отчаянием последней юношеской надежды, как равноправный поединок человека и его судьбы.

А. Деген, И. Ступников

рекомендуем

смотрите также

Петров. Балет «Сотворение мира» Балеты

Бах. Страсти по Матфею Вокально-симфонические

Римский-Корсаков. «Похвала пустыне», «Сеча при Керженце» Симфонические

Опера Римского-Корсакова «Майская ночь» Оперы

Опера Лорцинга «Ундина» Оперы

Опера Верстовского «Громобой» Оперы

Вагнер. «Путешествие Зигфрида по Рейну», «Траурный марш на смерть Зигфрида» Симфонические

Шуман. «Манфред» Симфонические

Опера Герольда «Луг писцов» Оперы

Опера Кюи «Мадемуазель Фифи» Оперы

Реклама

«Органный концерт «Бах и колокола Вестминстера»»

Бах и колокола Вестминстера — органные хиты в исполнении любимой публикой петербургской органистки Екатерины Маришкиной. Арка через столетия, под которой пройдут Бах и Вивальди, Боэльман и Вьерн, Пьяццолла и Рота.

Самое известное сочинение Баха Токката и фуга ре минор у всех на слуху, но вот парадокс, — принадлежит ли она перу Иоганна Себастьяна? В знаменитой Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия.

Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Баха, получившая всеобщее признание. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно на канонический латинский текст. Автор этой идеи – неизвестен, но в вокальном варианте пьеса родилась заново.

Бах и Вивальди никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуёмного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! 

Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд,  Сезар Франк  писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа.

Вестминстерские колокола — самое известное сочинение Луи Вьерна, блестящего ученика Франка и Видора. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет!  Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Маэстро нового танго, великий Астор Пьяццолла, органная версия Libertango которого прозвучит, создал особую музыкальную форму – танго-фуга. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии.

Изюминка концерта — Серенада для органа малоизвестного в России британского композитора и дирижера, нашего современника Дерека Буржуа, среди композиторского наследия которого – 15 крупных сочинений для духовых ансамблей и семь симфоний, музыка для телевизионных передач, радио и кино, а также камерные, вокальные и инструментальные сочинения.  И, наконец, — органная версия легендарного саундтрека Нино Роты к шедевру Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».

Бах и колокола Вестминстера — прекрасное настроение в первый месяц долгой петербургской зимы!

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах – Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Концерт для органа ре минор
Леон Боэльман (1862–1897) Молитва и Токката из Готической сюиты
Сезар Франк (1822–1890) Andantino
Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола
Дерек Буржуа (1941–2017) Серенада
Астор Пьяццолла (1921–1992) Libertango
Нино Рота (1911–1979) A time for us (Песня певца на балу) из музыки к фильму Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», переложение для органа
Георгий Мушель (1909–1989) Токката

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов

Екатерина Маришкина, орган
Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.


12 величайших произведений Баха для фортепиано: лучшие произведения для клавишных

Бах — один из самых почитаемых классических композиторов всех времен. Его музыка наслаждалась публикой на протяжении веков, а его фортепианные пьесы являются одними из самых любимых классических произведений, когда-либо написанных.

Итак, если вы ищете знакомство с великим композитором, в этой записи блога мы рассмотрим 12 величайших фортепианных произведений Баха всех времен. Так что расслабьтесь и наслаждайтесь удивительной музыкой Баха!

Связанный : Посмотрите наш пост о других великих немецких композиторах здесь.

Содержание

1. Менуэт соль мажор

Во-первых, Менуэт соль мажор Баха. Это одна из самых узнаваемых пьес во всем классическом фортепиано, и даже если вы не уверены, как именно она звучит, есть большая вероятность, что вы уже слышали ее раньше.

Пьеса известна своими элегантными мелодиями и простыми гармониями, и многие начинающие студенты, изучающие фортепиано, выучат эту пьесу, потому что ее относительно легко играть. Однако даже опытным пианистам нравится играть Менуэт соль мажор из-за его красоты и обаяния.

Изучив основы чтения нот, подсчета долей и чтения тональности, вы должны попробовать это произведение. Это не так уж сложно, но вы проверите основы аппликатуры, фразировки и счета.

Связанный : Наш список интересных фактов о Бахе.

2. Токката и фуга ре минор

Итак, «Токката и фуга ре минор» Баха на самом деле является произведением для органа, но, возможно, это его самая узнаваемая композиция.

Почти все слышали это произведение, и вы, вероятно, слышали его на фоне множества фильмов ужасов. Если вы вообще выйдете на Хэллоуин, есть большая вероятность, что вы где-нибудь услышите эту пьесу.

Несмотря на то, что это не самая счастливая вещь в мире, она все равно очень красивая. Хотя вы не сможете имитировать звук органа на фортепиано, существует множество доступных транскрипций.

3. Вариации Гольдберга: BMV 998

В общем, чем дальше вы продвигаетесь в истории музыки, тем сложнее становятся произведения; тем не менее, есть много произведений, написанных Бахом, которые достаточно сложны! «Вариации Гольдберга» Баха — прекрасный тому пример.

Вариации Гольдберга — одни из самых сложных произведений во всем классическом фортепиано. Несмотря на то, что есть некоторые вариации, которые относительно просты, действительно требуется мастер игры на фортепиано, чтобы сыграть все вариации Гольдберга точно так, как они были задуманы.

Если вы чувствуете, что обладаете необходимыми навыками, чтобы справиться с ними, подумайте о том, чтобы попробовать! Имейте в виду, что вам не нужно изучать их все одновременно. Выберите свои любимые и изучите их.

4. Итальянский концерт In F

В свое время Бах написал множество прекрасных концертов, и одним из самых популярных является Итальянский концерт. Его уже показывали в телешоу и фильмах, так что не удивляйтесь, если вы уже слышали его раньше.

Есть несколько частей, но третья часть самая узнаваемая. Это также является самым сложным. Это движение вечного движения, и оно ни перед чем не останавливается!

Требуется много практики, чтобы научиться хорошо играть эту пьесу, но оно того стоит.

5. Французская сюита No.2 до минор

Если вы ищете промежуточную пьесу, которую могли бы сыграть, подумайте о Французской сюите No.2 до минор. Возможно, это одно из лучших и самых популярных произведений Баха для клавишных, оно является прекрасным примером мастерства композитора в этом жанре.

Это не та пьеса, которая заставит вас выйти за пределы своих возможностей, но это отличный способ проверить некоторые из основных навыков игры на фортепиано. Вас попросят обработать основные изменения выражения и фразировки, и вам придется потрудиться, чтобы адекватно передать эмоции произведения.

Сюита состоит из семи частей, каждая из которых представляет собой отдельный танцевальный стиль. На протяжении всего произведения Бах демонстрирует свою замечательную способность вызывать через музыку различные настроения и эмоции.

Французская сюита № 2 — шедевр, неподвластный времени, который остается таким же свежим и актуальным сегодня, каким он был, когда он был впервые написан более 250 лет назад.

6. Прелюдия и фуга № 2

Если вы хотите немного улучшить свое мастерство, вы можете поближе познакомиться с некоторыми прелюдиями и фугами в «Хорошо темперированном клавире». Это один из самых узнаваемых сборников нот для фортепиано!

Если вы начнете с передней части и будете продвигаться вперед, вы увидите множество красивых предметов. Сюда входят вторая прелюдия и фуга, которые очень узнаваемы и являются одним из самых известных фортепианных произведений Баха. Его часто используют для прослушивания в консерваториях и музыкальных школах.

Прелюдия предназначена для исполнения в быстром темпе и представляет собой красивое лирическое произведение, демонстрирующее диапазон и способности пианиста.

Фуга — сложная и трудная работа, требующая от пианиста сильного владения контрапунктом.

И Прелюдия, и Фуга являются важными произведениями в каноне Баха, и они, несомненно, бросят вызов и вызовут восхищение у любого пианиста, который бросит вызов.

7. Air on the G String

Из всех фортепианных пьес Баха «Air on the G String» является, пожалуй, самой известной. Написанная как часть Оркестровой сюиты № 3, пьеса изначально предназначалась для струнного оркестра, но вы, безусловно, можете выучить фортепианную аранжировку самостоятельно.

Несмотря на то, что это относительно простое и прямолинейное произведение, одной из вещей, которые делают «Air on the G String» таким особенным, является его мелодия. Парящая тема прекрасна и вечна.

Как и следовало ожидать, он использовался в бесчисленных фильмах, рекламных роликах и телешоу на протяжении многих лет, а также на свадьбах. Неудивительно, что это произведение до сих пор остается одним из самых популярных произведений Баха.

8. Концерт ре минор – Адажио

Бах далеко не единственный известный композитор эпохи барокко. Он поддерживал связь с самыми разными итальянскими и французскими композиторами и часто пытался подражать им в своих произведениях.

Именно это он и делает со своим Концертом ре минор. Это небольшая модификация стиля по сравнению с другими композиторами его эпохи, включая Люлли, Куперена и Корелли, но это все же прекрасное произведение.

Одно из самых популярных фортепианных произведений Баха, известное своим красивым и трогательным Адажио, второй из трех частей концерта.

Адажио начинается с простой, но элегантной мелодии в правой руке, которую затем поддерживает левая рука, обеспечивая гармонию. Адажио достигает мощной кульминации, прежде чем снова успокаивается.

Концерт ре минор — фантастическое произведение, а Адажио — один из лучших моментов Баха.

9. Концерт № 1 ре минор

Концерт № 1 ре минор Баха — еще один прекрасный концерт, который вы можете попробовать. В то время, когда он писал это произведение, он был концертным директором Collegium Musicum, и его постоянно просили создавать новые произведения.

Хотя это и не для начинающего пианиста, доступно множество аранжировок, поэтому постарайтесь найти одну для солирующего фортепиано. Затем проверьте себя, пытаясь воспроизвести различные мелодии так, как задумал Бах.

10. Инвенция № 1 до мажор

При рассмотрении лучших фортепианных произведений Баха следует упомянуть еще один тип сочинений — его двухголосные инвенции. Это пьесы с двумя отдельными мелодиями, которые работают вместе, чтобы выдвинуть на первый план уникальное звучание.

Его изобретение № 1 является одним из самых популярных, вероятно, потому, что на нем относительно легко играть, и оно великолепно звучит при хорошем исполнении.

Отличный пример использования Бахом контрапункта и его мастерства игры на клавиатуре. Неудивительно, что это произведение остается популярным на протяжении веков.

11. Концерт № 7 соль минор

Концерт № 7 соль минор Баха – еще одно прекрасное сочинение для фортепиано, о котором стоит упомянуть. Это немного сложнее, чем некоторые другие произведения, но оно предназначалось для клавесина со струнным оркестром. При этом вы можете играть в нее как сольный пианист и проверить свои навыки.

Этот концерт также послужил источником вдохновения для многих композиторов, пришедших после него, включая Гайдна и Моцарта.

12. Симфония № 1 до мажор

И, наконец, после того, как вы закончите двухголосные инвенции, вы можете попробовать попробовать трехголосную инвенцию, например Симфонию № 1 до мажор Баха. .

Написанная в 1723 году, эта короткая, но динамичная пьеса станет проверкой ваших навыков контрапункта. Это потому, что вместо двух мелодий, работающих вместе, вам придется иметь дело с тремя. Понятно, что это будет немного сложнее, но это прекрасный способ поработать над своим ритмом, аппликатурой и фразировкой.

Подводя итоги лучших фортепианных произведений Баха

На этом мы завершаем нашу статью о лучших фортепианных произведениях Баха. Надеемся, вам было интересно узнать о них.

Но, как вы можете догадаться по такому плодовитому композитору, как Бах, этот список — лишь некоторые из многих прекрасных произведений, которые он написал.

Тем не менее, если вы учитесь игре на фортепиано или просто больше изучаете классическую музыку, Бах написал одни из самых красивых и вневременных произведений, когда-либо написанных, и их следует обязательно слушать.

Дайте нам знать, какие части, по вашему мнению, мы должны были включить!

Дж.С. Бах: Самые легкие пьесы для фортепиано — Библиотека музыкальных классиков Ширмера, Vol. 2141 — Классическая библиотека Ширмера

Ряд: Библиотека классиков Ширмера Издатель: Г. Ширмер, Инк. Формат: Мягкая обложка Композитор: Иоганн Себастьян Бах

38 пьес из Английских сюит, Французских сюит, Инвенций, Хорошо темперированного клавира и др.

Состав: Английская сюита № 2, Сарабанда • Английская сюита № 3, Гавот I и II • Английская сюита № 4, Менуэт I и II • Английская сюита № 5, Сарабанда • Английская сюита № 6, Сарабанда и Конверт и Гавот II • Французская сюита № 2, Сарабанда и Менуэт • Французская сюита № 4, Сарабанда и Менуэт • Французская сюита № 5, Гавот и Бурре • Французская сюита № 6, Гавот и Менуэт • Вариации Гольдберга, Ария • Сюита для лютни № 1, Буре • Увертюра фа мажор, BWV 820, Менуэт • Увертюра соль минор, BWV 822, Гавот, Менуэт I и II • Партита № 1, BWV 825, Менуэт I и II • Партита № 2 , BWV 826, Сарабанда

РАЗНЫЕ ПРЕЛЮДИИ: Прелюдия соль мажор, BWV 902a • Прелюдия до мажор, BWV 924 • ДВУСТОРОННИЕ ИНВЕНЦИИ: Инвенция № 1 до мажор, BWV 772 • Инвенция № 2 до минор, BWV 773 • Инвенция № 4 ре минор, BWV 775 • Инвенция № 14 си-бемоль мажор, BWV 785

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР, КНИГА I: Прелюдия № 1 до мажор, BWV 846 • Прелюдия № 9 ми мажор, BWV 854 • Прелюдия No. 12 фа минор, BWV 857 • Прелюдия No. 16 соль минор, BWV 861

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР, КНИГА II: Прелюдия No. 1 до мажор, BWV 870 • Прелюдия No. 7 ми-бемоль мажор, BWV 876 • Фуга № 7 ми-бемоль мажор, BWV 876 • Фуга № 9ми мажор, BWV 878 • Прелюдия № 12 фа минор, BWV 881 • Прелюдия № 16 соль минор, BWV 885

  • Ария да Капо, BWV 988
  • Бурре, BWV 816
  • Бурре, BWV 996
  • Фуга № 9 ми мажор, BWV 878
  • Фуга № 7 ми-бемоль мажор, BWV 876
  • Гавот, BWV 817
  • Гавот, BWV 816
  • Гавот соль минор, BWV 822
  • Гавот I, BWV 808
  • Гавот II, BWV 808
  • Гавот II ре мажор, BWV 811
  • Инвенция № 14 си-бемоль мажор, BWV 785
  • Инвенция № 4 ре минор, BWV 775
  • Инвенция № 1 до мажор, BWV 772
  • Инвенция № 2 до минор, BWV 773
  • Менуэт, BWV 813
  • Менуэт, BWV 817
  • Менуэт, BWV 815
  • Менуэт I, BWV 825
  • Менуэт I, BWV 809
  • Менуэт II, BWV 809
  • Менуэт II, BWV 825
  • Менуэт фа мажор, BWV 820
  • Менуэт I соль минор, BWV 822
  • Менуэт II соль минор, BWV 822
  • Прелюдия до мажор, BWV 939
  • Прелюдия до мажор, BWV 924
  • Прелюдия соль мажор, BWV 902
  • Прелюдия No.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *