Пьеса гроза характеристика екатерины: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Образ и характеристика Екатерины Катерины в пьесе Гроза Островского (10 класс)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Образ и характеристика Екатерины Катерины

Екатерина Кабанова – главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Она является единственным положительным персонажем пьесы, поэтому её называют «лучом света в темном царстве».

Катерина – молодая женщина, которую рано выдали замуж, причем за нелюбимого. Никто не спрашивал её согласия, менталитет того времени был таков, что девушку пытались пристроить в состоятельную семью.Ее детство прошло в хорошей семье, она была окружена любовью родителей, которые в ней души не чаяли и позволяли делать все, что она хочет. Родители воспитали в дочери такие качества, как доброта, открытость и честность, набожность и искренность. Катерина обладала острым умом и горячим сердцем. Она любила мечтать, и от этого казалась всем немного странной.

Выйдя замуж, Екатерина Петровна попала совсем в другую атмосферу. В родительском доме она была вольной птицей, а в доме мужа оказалась запертой в клетке. Свекровь Кабаниха невзлюбила молодую невестку и постоянно срывала на ней злость, а муж Тихон, хоть и любил Катю, не заступался за жену, а иногда и сам обижал по приказу матери. Все было не мило Катерине в чужом доме, в сердце её поселилась печаль, а былая красота и веселость исчезли. Но она не смела перечить и не решалась дать отпор, потому что была очень мягкой и кроткой. Катя продолжала относится к свекрови и мужу с уважением и почтением, а они продолжали вытирать о неё ноги.

Молодая жена вырвалась на волю, когда Тихон уехал из города на 10 дней. Все это время она провела с Борисом, сыном купца Дикого. Катерина по-настоящему влюбилась в него, но её терзали муки совести. Любовь к Борису казалась ей большим грехом, но она верила, что вместе они справятся. Молодой человек же просто воспользовался Катей и трусливо сбежал из города, а она осталась один на один со своей бедой.

Катерина, не способная на ложь и обман, не может врать мужу и сознается в измене, причем на глазах у народа.

Ей кажется, что она не сможет замолить свой грех никакими молитвами. Ее душа кричит и стремится избавиться от тяжкой ноши стыда. Екатерина бросается в Волгу. Она настолько сентиментальна, что не видит другого выхода, кроме смерти.

Образ Катерины яркий и неоднозначный. Он является примером того, как нелюбовь и ложь рушат человеческие жизни.

Вариант 2

В знаменитой пьесе «Гроза» Островского А.Н. показал жизни и характеры героев, за которыми интересно наблюдать. Одной из главных героинь произведения является Катерина Кабанова. Это девушка выросла в патриархальном городе, где правят мужчины, в нем же и вышла замуж за Тихона. Свекровь женщины властная женщина, которая не дает ей жизни: ревнует к сыну, унижает и попрекает ее день ото дня.

Героиня показана сильной личностью, она не лебезит перед матерью мужа, а ставит себя ей вровень обращаясь на — ты, и высказывая свое мнение. Тихон не поддерживает жену, он во всем слушает мать и боится сказать ей слово наперекор. Без поддержки мужа, доведенная до отчаяния Катерина, ищет утешения в объятиях Бориса, а затем винит себя за совершенный грех и возникшие чувства к другому мужчине.

Довольно часто главная героиня вспоминает свою жизнь до заключения брака. В родительском доме она была любима, ей позволялись многие вольности по тому времени. Девушка сравнивает с себя с птицей, которая была полна жизни и свободы, а нынче заточена в клетку и мается в неволе. Можно сделать вывод, что Катерина натура романтичная, ранимая, любящая свободу и нуждающаяся в ласке и любви.

Героиня пьесы как послушная дочь исполняет волю родителей и выходит замуж за нелюбимого. Как бы она не старалась, но приказать сердцу и полюбить мужа не смогла. Первый раз девушка делает свой собственный выбор после встречи с Борисом. Она чувствует, что есть и другая жизнь, где она могла бы быть счастлива и любима. Но Катерина понимает что вряд ли кто поддержит ее в таком стремлении, ведь она «мужнина жена». Поэтому на протяжении всего произведения героиня страдает муками совести. Она пытается поддавить в себе возникшие «недостойные» замужней женщины чувства. Катерину можно назвать смелой, так как она отвечает за свои поступки и не боится людской молвы.

С каждым днем обстановка накаляется, и героиня находится в душевном смятении. Приближается гроза, которой женщина инстинктивно боится, предчувствуя свою скорую кончину. И наконец, Катерина признается перед всеми в своем грехе. Она не ждет, что ее простят, ей просто важно быть честной и откровенной, получить освобождение.

Женщина бросается в Волгу, не сумев смириться с нахождением в «темном царстве», куда ее затягивал Борис и своей любовью к нему.

С одной стороны, Катерина женщина сильная духом, а с другой ей присуще женская слабость и мягкость, которые и толкают ее объятия запретной любви, что в итоге приводит к ее смерти.

Характеристика 3

Существует версия, что драму «Гроза», Островский написал под большим впечатлением от Любы Косицкой, которая на тот момент находилась замужем. Именно с нее он взял образ Екатерины, которая является ключевым персонажем в произведении. Катерина родилась в семье купцов, поэтому ее детство можно назвать по-настоящему радостным и спокойным.

Героиня всегда сравнивает себя с вольной птицей, которая не знает границ и рамок, она признается Варваре, что замуж она никогда не хотела, она занималась всегда тем, что было дорого ее сердцу.

Ей дали хорошее и достойное воспитание, которое позволяет ей быть чистой и открытой душой. Автор показывает, что у нее есть искренняя душа, она не может обмануть человека, который находится перед ней. Но жизнь вынуждает ее притворятся и жить так, как живут окружающие. Семья, в которую она попала, вынуждает ее быть другим человеком.

Кабаниха, свекровь Екатерины, постоянно запугивала все семейство, она буквально держала в напряжении всех, кто находится вокруг. Поэтому и Варваре, и Тихону проще создавать ощущение, что они полностью во всем покорны и готовы подчиняться Кабанихе.

Поэтому между Катериной и Кабанихой быстро назревает конфликт. Катерина никогда не терпела обмана, который происходил вокруг нее. Она не могла смириться с тем, что происходит. Девушка уверена, что нужно жить так, как велит душа, поэтому, когда ей приглянулся Борис, она не стала скрывать своих пламенных чувств и сразу в них призналась.

Когда Катерина понимает, что она не в силах так больше жить, то она все чаще думает о том, чтобы закончить свою собственную жизнь, ей приходят в голову варианты выйти в окно или же утопиться в речке недалеко от дома.

При этом Катерина является смелой девушкой, она решается признаться Борису в своих пламенных чувствах, она была замужней девушкой, поэтому понимала, чем это может закончится. Девушка же желает быть счастливой и свободной, поэтому решается на отчаянный шаг.

Екатерина полна религиозного страха, но при этом она переступает собственные моральные принципы, ради собственного счастья. Она не готова жить под моральным прессингом. Но и Борис не сможет помочь девушке, когда ей так экстренно нужна помощь, он окажется абсолютно бессильным.

Не зря Катерина противопоставляется всему существующему обществу. Она словно лучик света в темном царстве, но и она не может долго сопротивляться существующим традициям, кроме того, ее душа не принимает происходящего вокруг. Кабаниха устраивает свои правила в своем доме, она не принимает того, что кто-то не намерен их соблюдать, поэтому властная женщина прибегает к запугиваниям и призывает соблюдать установленные правила.

Другие сочинения:

← Анализ пьесы Бедность не порок Островского↑ ОстровскийСравнительная характеристика Дикого и Кабанихи →

Образ и характеристика Екатерины Катерины

Несколько интересных сочинений

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») (Гроза Островский А. Н.)

А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А. Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина — сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.

Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.

Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья — одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.

Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.

Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.

Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.

У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары — делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» — одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.

Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»Основная идея произведения «Гроза»Характеристика персонажа: Варвара КабановаЕкатерина в драме «Гроза»Сравнение образов: Дикой и КабанихаЧьё толкование образа Катерины Кабановой — Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее вернымБыт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»История создания и анализ драмы «Гроза» Островского А. Н.Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза»Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством»Хозяева и жертвы «темного царства»Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»Основной конфликт пьесы «Гроза»Лариса и Катерина сходства и различияПортретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза»Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмыИдейная кульминация пьесы «Гроза»Гроза Островский А.Н. Катерина — луч света в темном царствеЗначение символов в пьесе Островского «Гроза»Представители темного царства в пьесе «Гроза»Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Название драмы Островского «Гроза»Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Взаимосвязь персонажей: Катерина и КабанихаСравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы«Гроза» – это отражение жизни русской провинцииПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы «Гроза»Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)Самоубийство — это протест или слабость?Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Анализ образов Катерины и ТихонаИзображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. ОстровскогоОбразы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза»)СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С «ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВАОбраз «жестокого мира» в драматургии А.Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаПроблема любви в драме А. Н. Островскою \’Гроза»Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза»)Темное царство в драме «Гроза»Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема любви в «Грозе» А. Н. ОстровскогоТипичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза»Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза»Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза»Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Место образа Катерины в пьесе «Гроза» Островского А.Н.Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза»)Слабые и сильные характеры в драме Гроза«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаТема греха в драме Островского «Гроза»Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского «Гроза».Трагедия Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского «Гроза»Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)Сочинение по драме «Гроза» или Темное царство в драме «Гроза»Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза»Описание «Грозы» МайковаБыл ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Дикой — главная фигура в КалиновеНравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы «Гроза»).Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза)Характер Катерины раскрыт в сложных взаимосвязях с другими персонажами драмыТема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План)Душевная драма КатериныИзображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Н. Островского «Гроза»Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»Образ главной героини в пьесе «Гроза»Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза»Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлениемВ «темном царств» (драма Островского «Гроза»)Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и А.П.Чехова «Вишневый сад»Проблематика пьес Островского «Гроза» и «Лес»Слабые и сильные характерыОбраз КулигинаТрагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством»СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза”Так что же это за такое «темное царство»Разговор Дикого и КабанихиЛюбовь и милосердие (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза»Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза»Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»Обреченность «темного царства»Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы «Гроза»Анализ финальной сцены драмы А. Н.Островского «Гроза» 2ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского «Гроза»)Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с «Темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза». Образ Катерины в оценке Н. А. ДобролююбоваТрагедия женской судьбыКатерина в кругу героев пьесы «Гроза»Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)Катерина — протагонист, а Кабаниха — антагонист трагедииХарактер действия в драме А. Островского «Гроза»Дикой и Кабаниха«Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»)Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза»)О гибели жаждавшей воли в пьесе «Гроза»Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».Второстепенные персонажы в драме Островского «Гроза».Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза»Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи«Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница»)Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позицийВ центре пьесы — общественно-политический конфликтСочинение на тему «Размышления о «Темном царстве» в драме А.Н.Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н.ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ .АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»Художественный метод в драме «Гроза» ОстровскогоДве судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза»)Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Красота души Катерины»РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»)Пьеса А. Н. Островского «Гроза»Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»Кто составляет фон пьесы «Гроза»Два художественных символа пьесы «Грозы»Народные истоки характера КатериныХарактер, конфликт и особенности сценического действияВарвара: «Я много разговаривать не люблю. ..» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза»Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы «г А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. «Гроза».)Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3Гроза над КалиновомЗначение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?»В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза»А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины ИзмайловойСудьбы трех женщин: Катерины, Варвары, ЛарисыНа чьей стороне автор пьесы «Гроза»Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского)Интересные подробности жизни и творчества А. Н. ОстровскогоРОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза»Кризис патриархального мира в драма «Гроза»Проблема народного характера в драме «Гроза»Как попала Катерина в семью КабанихиСила характера КатериныЖенские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Система образовОбраз Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза»ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА», «СНЕГУРОЧКА»Конфликт сценического действия в драме «Гроза»Радость жизни Катерины в пьесе ГрозаМожно ли Кулигина считать положительным героемТипичные представители «темного царства» в драме «Гроза»Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Проблема народного характера в драме «Гроза» ОстровскогоТема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза»Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза»Протест Катерины в драме «Гроза»

Портретная характеристика Екатерины Бури.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза». Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза

«Гроза». Это молодая женщина, пока не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо мужа Тихона, незамужняя Тихона живет и сестра Варвара, Катерина уже давно влюблена в Бориса, который живет в доме Дикого, его осиротевшего племянника.0003

Пока муж рядом, она втайне мечтает о Борисе, но после его ухода Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при соучастии невестки, к которой Катерина отношения даже выгодны.

Главный конфликт романа — противостояние Катерины и ее свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове — глубокое болото, которое засасывает все глубже и глубже. «Старые понятия» превалируют над всем. Что бы ни делали «старейшины», им должно сойти с рук, они не потерпят здесь вольнодумства, «дикое господство» здесь чувствует себя как рыба в воде.

Свекровь ревнует к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына ее власть над ним держится только на постоянных упреках и моральном давлении. В невестке, несмотря на свое зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, целостную натуру, не поддающуюся ее тираническому гнету.

Катерина не испытывает к ней должного уважения, не дрожит и не смотрит Кабанихе в рот, ловя каждое ее слово. Она не разыгрывает грусти, когда уходит муж, не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок, — она другая, ее натура сопротивляется давлению.

Катерина — верующая женщина, и для нее грех — преступление, которое она не может скрыть. Она жила в родительском доме, как хотела, и делала, что ей нравилось: сажала цветы, усердно молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы паломников. Ее всегда любили, и характер у нее сложился сильный, упрямый, она не терпела никакой несправедливости, не умела лгать и маневрировать.

Свекровь же будет сталкиваться с постоянными несправедливыми упреками. Она виновата в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного уважения к матери и не требует его от жены. Кабаниха упрекает сына в том, что он не ценит страданий матери от его имени. Сила тирана вырывается из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой публично призналась впечатлительная Катерина, — повод Кабанихи радоваться и повторять:

«Но я же говорил! И никто меня не слушал! »

Все грехи и проступки от того, что, воспринимая новые веяния, не слушаются старших. Мир, в котором живет старшая Кабанова, ее вполне устраивает: власть над домочадцами и в городе, богатство, жесткое моральное давление на домочадцев. Это жизнь Кабанихи, так жили ее родители и их родители — и это не изменилось.

Пока девушка молода, она делает, что хочет, но выйдя замуж, она словно умирает для мира, появляясь с семьей только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Так что Катерина, приехав в дом мужа после вольной и счастливой юности, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То самое чувство чуда, которое вот-вот грянет, ожидание неизвестного, желание прилететь и воспарить, которое было с ней с вольной юности, никуда не исчезло, и взрыв все равно произошел бы .

Пусть не общением с Борисом, но Катерина все равно бросила бы вызов тому миру, в который попала после замужества.

Катерине было бы легче, если бы она любила своего мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихона безжалостно подавляет свекровь, она теряла к нему чувства и даже остатки уважения. Она жалела его, время от времени подбадривая, и даже не очень обижалась, когда Тихон, униженный матерью, вымещал на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя из-за сестры он находится в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Кэтрин ненадолго видит его, она не может его оценить. душевные качества… И когда две недели одурманивающей любви рассеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и собственной виной, чтобы понять, что его положение не лучше, чем у Тихона. Борис, все еще цепляясь за слабую надежду, что он получит что-то от состояния бабушки, вынужден уйти. Он не зовет с собой Катерину, на это у него душевных сил не хватает, и уходит со слезами:

«Эх, ​​если бы силы были!»

У Катерины нет выхода. Невестка убежала, муж разбит, любовник уходит. Она остается во власти Кабанихи, и понимает, что теперь она не даст провинившейся невестке спуститься… если раньше она зря ее ругала. Дальше — это медленная смерть, ни дня без упреков, слабый муж и нет возможности увидеться с Борисом. И всему этому верующая Катерина предпочитает страшный смертный грех — самоубийство — как освобождение от земных мук.

Она осознает, что ее порыв ужасен, но для нее даже предпочтительнее наказание за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до ее физической смерти — духовная уже состоялась.

Целостная и свободолюбивая натура никогда не сможет противостоять давлению и насмешкам.

Катерина могла бы бежать, но не с кем. Поэтому — самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Она все-таки сбежала из царства «тиранов русской жизни».

По одной из версий, драма «Гроза» была написана Островским под впечатлением от замужней актрисы Любы Косицкой. Образ Катерины в «Грозах» появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль досталась ей на сцене.

Катерина родилась в купеческой семье, их дом был зажиточным, а детство Катерины было беззаботным и радостным. Сама героиня сравнила себя с вольной птицей, и призналась Варваре, что делала то, что хотела, пока не вышла замуж. Да, семья у Катерины была хорошая, воспитание нормальное, поэтому девочка росла чистой и открытой. В образе Катерины отчетливо видна добрая, искренняя, русская душа, не умеющая обманывать.

Продолжим рассматривать образ Катерины в драме Островского «Гроза» и отметим, что девушке было очень трудно без притворства жить с мужем, учитывая его семью. Если вспомнить Кабаниху, свекровь Катерины, которая держит в страхе всех домочадцев, становится понятно, почему у этих персонажей драмы конфликт. Конечно, Кабаниха действовала методами унижения и запугивания, и некоторые смогли к этому приспособиться и смириться. Например, Варваре и Тихону было легче создать впечатление, что они полностью покорны матери, хотя вне дома и дочь, и сын кутили.

Черты в образе Катерины в драме «Гроза»

Какими чертами характера Катерина буквально напугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренна и горяча, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда произошел отъезд мужа, свекровь хотела видеть, как воет невестка, но притворяться было не в правилах Катерины. Если обычай не принимает душ, то и следовать ему не стоит, считает девушка.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. Варвара, свекровь и сам муж узнали о любви Катерины к главной героине… В характере девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты характера. Она говорит о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что не потерпит невыносимой и отвратительной жизни, а в крайнем случае решится на роковой шаг — выбросится в окно или утопится в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского «Гроза».

Наконец, каких усилий стоила девушка, чтобы рассказать Борису о своих чувствах! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли проявились в этом смелом поступке. Этим чертам характера Катерины Островский противопоставляет мир Кабанихи (Марфа Кабанова). В чем это проявляется? Например, Кабаниха слепо обожает традиции старины, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же самое можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины естественно и приятно ходить в церковь, в Кабанихе она выполняет формальность, и бытовые вопросы волнуют ее больше, чем мысли о духовном.

К чему стремится Катерина

Важным моментом, который необходимо учитывать, говоря об образе Катерины в драме «Гроза», является то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что наказание за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, ужасны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее говорить о своем грехе перед всеми. Катерина решает сбежать из семьи, что не принимает душой и сердцем. Муж жалеет ее, но бьет, потому что так надо.

Борис, любовник Катерины, не может ей помочь. И хотя он ей сочувствует, видно, что он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись одна, Катерина решает броситься со скалы. Некоторые связывают этот поступок со слабостью девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что, опять же, дополняет образ Катерины.

В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа — чистая и светлая. Ее душа противостоит тирании, грубости, жестокости и невежеству — качествам, присущим многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.

Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме Островского «Гроза» было для вас полезным. Другие статьи

Пожалуй, немногие произведения того времени и даже среди произведений самого автора Островского могли бы вызвать столько бурных споров, чем пьеса «Гроза».

Отчаянный поступок Катерины Кабановой, перешагнувшей черту жизни и смерти, вызывает как сочувственное понимание, так и резкое неприятие. Единого мнения нет и быть не может.

Характеристика героини

Любимая и избалованная дочь купеческой семьи Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая ее мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), или глубоким и искренним, скрытым от посторонних глаз.

Отсутствие полноценного образования вносит свою лепту в судьбу этой женщины. По рассказам Катерины, она почерпнула свои знания из рассказов своих матери и отца, а также богомольцев и странников. Вера в людей и восхищение миром, созданным Богом, — вот его главные черты. Катерина не знала тяжелой работы, она любила ходить в церковь, которая казалась ей сказочным храмом, где ее ждали ангелы.

( Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )

Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным браком. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с открытой ненавистью к окружающим ее людям. В новой семье уже нет места ангелочкам и радости. Да и сам брак вовсе не по любви. И если Катерина надеется влюбить в себя Тихона, то Кабаниха — так называют все вокруг ее свекрови — не оставляет шансов ни сыну, ни невестке. Возможно, Тихон и стал бы тем, кто осчастливил бы Катю, но только под крылом матери он не знает такого чувства, как любовь.

Встреча с Борисом дает несчастной женщине надежду на то, что жизнь еще может измениться и стать лучше. Черная атмосфера дома побуждает ее бунтовать и пытаться бороться за свое счастье. Выйдя на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не покидает ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину во всем признаться мужу и свекрови.

Образ героини в произведении

( Сцена из драмы )

Пораженный, но в глубине души понимающий жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого лучше не становится. Простить себя намного сложнее. Возможно, она хотела облегчить свои душевные порывы узнаванием, но просто не вышло. Ей не нужно прощение. Сама мысль о возвращении в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. Согласно религиозному канону, самоубийство — смертный грех, который не может быть прощен. Но это не останавливает отчаявшуюся женщину.

В мыслях Катя часто представляет себя птицей, ее душа устремляется к небесам. Она не может жить в Калинове. Влюбившись в недавно приехавшего в город Бориса, она представляет, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…

( Фрагмент из драматической постановки )

Встретив Бориса на берегу Волги, Катерина переживает жесточайшее разочарование. Однажды такой красивый юноша решительно отказывается брать с собой замужнюю женщину, нанося своим отказом последний удар в сердце. Катя больше не хочет быть камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ​​ломать себе душу ради свекрови.

А вот и выход — совсем рядом, надо только шагнуть со скалы в Волгу. И гроза кажется ей самой что ни на есть указанием свыше. То, о чем Катя когда-то только смутно думала, боясь признаться самой себе в своих грешных мыслях, оказалось самым легким выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается на этот самый последний шаг.

— это природа не податливая, не гнущаяся. У нее высокоразвитая личность, в ней много силы, энергии; ее богатая душа требует свободы, широты, — она не хочет тайно «украсть» радость жизни. Она способна не гнуться, а ломаться. (См. также статью Образ Катерины в спектакле «Гроза» — кратко.)

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Катерина получила чисто национальное воспитание, выработанное древнерусской педагогикой Домостроя. Все детство и отрочество она прожила взаперти, но атмосфера родительской любви смягчила эту жизнь — к тому же влияние религии не давало ее душе зачерстветь в удушающем одиночестве. Наоборот, она не чувствовала кабалы: «жила — ни о чем не тужила, как птица на воле!» Катерина часто ходила в храмы, слушала рассказы богомольцев и богомольцев, слушала пение духовных стихов, — жила беззаботно, окруженная любовью и лаской. .. И выросла она красивой, нежной девочкой, с тонкая духовная организация, большая мечтательница… Воспитанная религиозным путем, она жила исключительно в кругу религиозных верований; ее богатое воображение питалось только теми впечатлениями, которые она получала из житий святых, из преданий, апокрифов и теми настроениями, которые она испытывала во время богослужения…

«…до самой смерти любил ходить в церковь! — вспоминала она потом свою молодость в разговоре с сестрой мужа Варварой. — Точно, в рай бывал… И никого не вижу, и время не помню, и не слышу, когда служба кончается. Мама говорила, что все смотрели на меня, что со мной происходит! И, знаете, в солнечный день с купола спускается такой световой столб и в этом столбе идет дым, как облака. И вижу, раньше была девушка, ночью вставала — у нас тоже везде лампы горели — но где-то, в уголке, молюсь до утра. Или я пойду в сад рано утром, как только взойдет солнце, я упаду на колени, буду молиться и плакать, и я не знаю, о чем я молюсь и что я плачу о!

Из этого рассказа видно, что Катерина была не просто религиозным человеком — она ​​знала моменты религиозного «экстаза» — энтузиазма, которым были богаты святые подвижники, и примеры чего мы найдем в изобилии в житиях святые. .. Так же, как и у них, у Катерины зрели «видения» и чудные сны.

«А какие сны снились Вареньке, какие сны! То золотые храмы, то сады какие-то необыкновенные… И все поют незримые голоса, и кипарисом пахнут… И горы и деревья, как будто не такие, как обыкновенно, а так, как написаны на образах!

Из всех этих рассказов Катерина дает понять, что она не совсем обычный человек… Душа ее, сокрушенная старым строем жизни, ищет простора, не находит его вокруг себя и уносится «горем», к Богу …Многие такие натуры в старину ушли в «подвижничество»…

Но иногда энергия ее души прорывалась в отношениях с родными — она ​​шла не «Против людей» а возмущалась, протестуя, она ушла тогда «от людей»…

«Я родился таким горячим! — говорит она Варваре. — Мне было еще шесть лет, не больше, так я и поступил! Обидели меня чем-то дома, но дело было к вечеру, было уже темно; Я выбежал на Волгу, сел в лодку и оттолкнул ее от берега. На следующее утро они нашли его примерно в десяти милях отсюда! . .

Эх, Варя, ты не знаешь моего характера! Конечно, не дай Бог этому случиться! И если мне здесь будет очень противно, они не удержат меня никакой силой. Я брошусь в окно, брошусь в Волгу. Я не хочу здесь жить, не хочу, хоть ты меня и режь!

Из этих слов видно, что спокойная, мечтательная Катерина знает порывы, с которыми трудно справиться.

Среди всех видов работ с текстом пьесы «Гроза» (Островский) особые трудности вызывает композиция. Вероятно, это связано с тем, что школьники не до конца понимают особенности характера Катерины, своеобразие времени, в котором она жила.

Давайте вместе попробуем разобраться в вопросе и, исходя из текста, интерпретировать изображение так, как его хотел показать автор.

А.Н. Островский. «Гроза». Характеристики Катерины

Самое начало девятнадцатого века. Первое знакомство с Катериной помогает понять, в какой непростой ситуации она живет. Безвольный, боящийся матери муж, мелочная Кабаниха, любящая унижать людей, душить и притеснять Катерину. Она чувствует свое одиночество, свою беззащитность, но с большой любовью вспоминает родительский дом.

Характеристика Катерины («Гроза») начинается с картины городских нравов, а продолжается воспоминаниями о доме, где она была любима и свободна, где чувствовала себя птицей. Но так ли все было хорошо? Ведь ее отдали замуж по решению семьи, и родители не могли не знать, насколько бессилен ее муж, насколько жестока ее свекровь.

Однако девушке даже в душной атмосфере домостроения удалось сохранить способность любить. Он влюбляется в племянника торговца Уайлда. Но характер у Катерины настолько силен, а сама она настолько чиста, что девушка боится даже подумать об измене мужу.

Характеристика Катерины («Гроза») выделяется ярким пятном на фоне других героев. Слабые, безвольные, довольные тем, что Тихон вырвется из-под контроля матери, лживая по велению обстоятельств, Варвара — каждая из них по-своему борется с невыносимой и бесчеловечной моралью.

А воюет только Катерина.

Первый со мной. Сначала она даже слышать не хочет о свидании с Борисом. Пытаясь «удержаться», умоляет Тихона взять ее с собой. Затем она восстает против бесчеловечного общества.

Характеристика Катерины («Гроза») основана на том, что девушка противопоставляется всем персонажам. Она не бегает тайком по тусовкам, как хитрая Варвара, не боится Кабанихи, как ее сын.

Сила характера Катерины не в том, что она влюбилась, а в том, что она отважилась на это. И в том, что, не в силах сохранить свою чистоту перед Богом, осмелилась принять смерть вопреки человеческим и Божественным законам.

Характеристика Катерины («Гроза») создана Островским не путем описания особенностей ее натуры, а по действиям, которые совершала девушка. Чистая и честная, но бесконечно одинокая и бесконечно любящая Бориса, она хотела признаться в любви всему калиновскому обществу. Он знал, что она может подождать, но не боялся ни сарафанного радио, ни издевательств, которые обязательно последуют за ее признанием.

Но трагедия героини в том, что ни у кого больше нет такого сильного характера… Борис бросает ее, предпочитая эфемерное наследство. Варвара не понимает, почему она призналась: она будет ходить для себя втихаря. Муж может только плакать над трупом, говоря «ты счастлива, Катя».

Образ Катерины у Островского — прекрасный пример пробуждающейся личности, пытающейся вырваться из липкой паутины патриархального уклада жизни.

Обзор

штук: La Primavera | Обзор музыкальной литературы — весна 2015 г. Блог

/ Эндрюбокман

La Primavera, из Времена года, — концерт для скрипки, опубликованный в 1725 году Антонио Вивальди. Эта пьеса состоит из трех частей и написана для скрипача-солиста, скрипок 1 и 2, альта и бассо континуо (который мог исполняться на виолончели или клавесине). Хотя этот концерт не имеет такой же формы, как более современные концерты, он был важен для определения структуры того, как они должны быть организованы.

В частности, использование трех движений в быстром, медленном и быстром темпе, с внешними движениями в форме ритурнелло.

Первая часть этого великого произведения начинается в ми мажоре с преимущественно гомофонной фактурой, так как узнаваемая мелодия, которую играет солист-скрипка, имитируется в других партиях скрипки и альта, а бассо континуо обеспечивает гармонию со строго аккомпанементной линией . Вскоре после окончания этого раздела начинается первый эпизод. Эта часть движения разительно отличается от начала, так как фактура значительно истончается и превращается в полифонию. Альт и бассо континуо вообще перестают играть, а скрипки обмениваются легким трепетом нот. Этот раздел был задуман Вивальди для имитации звуков птиц, чего он добивается, заставляя скрипки играть короткие и отдельные трели, быстрые нисходящие линии и легкие стаккато восемь нот на одной высоте, все в высоком регистре. Он очень эффектно имитирует тихое чириканье и порхание птиц и одновременно подчеркивает доминанту, которая возвращает музыку к «ритурнелло» или повторяющейся части, слышимой в начале.

Между каждым из следующих двух рефренов находятся другие эпизоды, имеющие разные, уникальные цели. Первый из них предназначен для создания звука журчащего ручья, и, хотя он также хорошо справляется с этим, он делает это совершенно иначе, чем в оригинальном эпизоде. Этот эпизод имеет гораздо более гомофонную текстуру, как и ритурнель, поскольку все скрипки играют непрерывную линию шестнадцатых нот, состоящую в основном из соседних тонов вокруг одной высоты тона. Последний эпизод, который также сильно отличается от других, звучит как гроза. Вивальди достигает этого за счет того, что все инструменты играют громкие 32-е ноты в унисон, разбитые еще более быстрыми триольными линиями в сольной партии.

Следующая часть намного медленнее, но включает в себя больше украшений в соло скрипке, которая играет выдающуюся мелодическую линию, заимствованную из стиля да капо ария. Последняя часть быстрая и в форме ритурнели, как и первая, но содержит больше гармонических нарушений, таких как модуляции относительной минорной тональности и последовательности повсюду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *