Русский Гамлет • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсВесь ШекспирЛекцииМатериалыСодержание шестой лекции из курса Алексея Бартошевича «Весь Шекспир»
«Гамлет» для России — особая пьеса. Гамлет в трагедии говорит, что театр — это зеркало, в котором отражаются века, сословия и поколения, и цель театра — держать зеркало перед человечеством. Но и сам «Гамлет» — это зеркало. Кто-то сказал, что это зеркало, поставленное на большой дороге. И мимо него идут люди, поколения, народы, сословия. И каждый видит себя. Применительно к русской истории это особенно верно. Гамлет — это то зеркало, в котором Россия всегда стремилась увидеть свое лицо, стремилась через Гамлета понять себя.
Когда Мочалов Павел Степанович Мочалов (1800–1848) — актер эпохи романтизма, служил в московском Малом театре. сыграл Гамлета в 1837 году, Белинский написал свои знаменитые слова о том, что Гамлет — «это вы, это я, это каждый из нас».
Когда Станиславский в 1909 году репетировал «Гамлета», готовя актеров к приезду Гордона Крэга Эдвард Гордон Крэг (1872–1966) — английский актер, театральный и оперный режиссер эпохи модернизма., который ставил пьесу в Московском Художественном театре, он сказал, что Гамлет — это ипостась Христа. Что миссия Гамлета не только в пьесе, а в мире — это миссия, которую можно сопоставить с существом Сына Божия. Это совсем не случайная для русского сознания ассоциация.
Вспомните стихотворение Бориса Пастернака из «Доктора Живаго», когда Гамлету в уста вкладываются слова Христа в Гефсиманском саду:«Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти».
Очень интересно посмотреть на то, в какие моменты русской истории «Гамлет» выходит на первый план. В какие моменты какая шекспировская пьеса оказывается самой существенной, самой важной. Были времена, когда «Гамлет» оказывался на периферии, когда первым номером становились другие пьесы Шекспира. Любопытно посмотреть, в какие моменты русской истории «Гамлет» оказывается инструментом русской исповеди. Так было в годы Серебряного века.
Кстати, в статье Пастернака к переводам шекспировских трагедий есть фраза о том, что Гамлет идет «творить волю пославшего его». Гамлет Михаила Чехова шел исполнять волю пославшего его призрака — который не появлялся на сцене, но который был символизирован огромным вертикальным лучом, спускающимся с неба. Гамлет вступал в этот огненный столб, в это светящееся пространство и подставлял себя ему, впитывая это небесное свечение не только в сознание, но и в каждую жилку своего тела. Михаил Чехов сыграл человека, раздавленного тяжкой поступью истории. Это был крик боли человека, по которому прошелся механизм русской революционной и послереволюционной реальности. Чехов сыграл Гамлета в 1924 году, а в 1928-м эмигрировал.
Отъезд Чехова был абсолютно неизбежным — ему нечего было делать в стране победившей революции.Его дальнейшая судьба была драматична. Он умер в 1955 году, а до этого жил на Западе: в Прибалтике, во Франции, потом в Америке. Он играл, был режиссером, педагогом. Но ничего соизмеримого с той ролью, которую он играл в России, он не сделал. И это была его трагедия. В этом была трагедия его Гамлета.
30 лет «Гамлет» не шел на московской сцене. (Если не считать особый случай акимовского «Гамлета» в Театре Вахтангова «Гамлет» в постановке Николая Акимова 1932 года в Театре им. Вахтангова.. Это была полупародия, расправа с традиционным, обожествляющим Гамлета русским взглядом.) Одной из причин, почему «Гамлет» был отлучен от московской сцены, было то, что эту пьесу терпеть не мог Сталин. Это понятно, потому что русская интеллигенция всегда видела в себе гамлетовское начало.
Был случай, когда в Художественном театре Немирович-Данченко, получивший особое разрешение, репетировал «Гамлета» (спектакль потом так и не вышел). И актер Борис Ливанов на одном из кремлевских приемов подошел к Сталину и сказал: «Товарищ Сталин, мы сейчас репетируем трагедию Шекспира „Гамлет“. Что бы вы нам посоветовали? Как нам подойти к постановке этой пьесы?» Есть несколько версий ответа Сталина, но самая достоверная такая. Сталин с непередаваемым презрением сказал: «Ну он же слабый». «Нет-нет! — сказал Ливанов. — Мы играем его сильным!»
Поэтому, когда не стало Сталина, в 1953 году сразу несколько русских театров обратились к этой полунеразрешенной пьесе. Одновременно в 1954-м вышли премьеры в Театре Маяковского, где пьесу поставил Охлопков Николай Павлович Охлопков (1900–1967) — актер театра и кино, режиссер, педагог. Ученик и продолжатель традиций Вс. Мейерхольда. С 1943 года возглавлял Театр им. Маяковского., и в Ленинграде в Театре имени Пушкина (Александринском), где ее поставил Козинцев Григорий Михайлович Козинцев (1905–1973) — режиссер кино и театра, сценарист, педагог. За фильм «Гамлет» (1964) получил Ленинскую премию. еще до своего фильма.
История «Гамлета» в послевоенном российском театре — это очень большая тема, но я хочу сказать об одном. О том «Гамлете», который был «Гамлетом» моего поколения. Это был «Гамлет» Высоцкого, Боровского, Любимова «Гамлет» в Театре на Таганке был поставлен в 1971 году. Режиссером спектакля был Юрий Любимов, художником и сценографом — Давид Боровский, роль Гамлета исполнял Владимир Высоцкий.. Это было время не страшное, 1971 год, его невозможно сопоставить с концом 30-х годов. Но это было стыдное, позорное время. Всеобщее равнодушие, молчание, немногие диссиденты, которые отважились поднять свой голос, оказывались в тюрьме, танки в Чехословакии и так далее.
В такой стыдной политической и духовной атмосфере появился этот спектакль с Высоцким, и он заключал в себе настоящий русский мятеж, настоящий взрыв. Это был «Гамлет» очень простой, очень русский и очень гневный. Это был Гамлет, который позволял себе восстать. Это был Гамлет-мятежник. Он бросал вызов абсолютной силе трагедии, которая ему противостояла. Ему противостояла не только политическая система, советская тирания — все это Высоцкого не очень интересовало. Ему противостояли силы, справиться с которыми было невозможно. Силы, которые были символизированы в знаменитом образе занавеса «С помощью авиационных инженеров над сценой была смонтирована очень сложная конструкция, благодаря которой занавес мог двигаться в различных направлениях, меняя декорации, открывая одних действующих лиц, закрывая других, сметая со сцены третьих… Идея подвижного занавеса позволила Любимову найти ключ ко всему спектаклю. Где бы ни находился Гамлет, занавес приходил в движение и останавливался по строгому правилу: Высоцкий всегда оставался особняком, отдельно от других» (из статьи «Гамлет с Таганки. К двадцатилетию спектакля» в газете «Молодой коммунар», 1991 год)., созданного гениальным Давидом Боровским. Это было огромное безглазое чудовище, которое становилось то стеной из земли, то образом смерти, то огромной паутиной, опутывавшей людей.
Два образа смерти в этом спектакле существовали одновременно — занавес как символ надличных неизбежных сил трагедии и могила на краю сцены из настоящей, живой земли. Я сказал «живой», но я ошибся. Это была мертвая земля, не та, в которой что-то растет. Это была земля, в которой хоронят.
И между этими образами смерти существовал Высоцкий. Гамлет, сама хриплость голоса которого, казалось, происходила от того, что кто-то цепкой рукой держал его за горло. Этот Гамлет пытался взвешивать все за и против, и это неизбежно заводило его в бесплодие умственного тупика, потому что с точки зрения здравого смысла восстание бессмысленно, обречено на поражение. Но в этом Гамлете была святая ненависть, если ненависть может быть святой. В этом Гамлете была правота нетерпения. И этот человек, этот воин, этот интеллигент и поэт, очертя голову, отбросив все сомнения, бросался на борьбу, на мятеж, на восстание и умирал, как умирают солдаты, тихо и не парадно.
Никакого Фортинбраса тут было не нужно, никакого торжественного выноса тела Гамлета не было. Гамлет в глубине сцены, прислонившись спиной к стене, тихо сползал на землю — вот и вся смерть.Замершему залу, в котором сидели люди моего поколения, этот спектакль и этот актер дарили надежду. Надежду на возможность сопротивления. Это был образ Гамлета, ставший частью души моего поколения, который, кстати, был прямо связан с пастернаковским образом Гамлета. Ведь совсем не случайно спектакль начинался с песни Высоцкого на эти самые стихи Пастернака из «Доктора Живаго». Занятно, что Высоцкий из этого стихотворения, которое он исполнял почти целиком, выбрасывал одну строфу «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль…». Этот Гамлет не любил мировой замысел. Он сопротивлялся любому лежащему в основании мира высшему замыслу. Он не соглашался играть эту роль. Этот Гамлет был весь мятеж, бунт, сопротивление. Это был порыв к воле, к воле-волюшке, к русскому пониманию свободы, к тому, о чем у Толстого говорил Федя Протасов
Есть времена для «Гамлета», есть времена не для «Гамлета». Ничего стыдного в негамлетовских временах нет. В конце концов, есть другие пьесы Шекспира. Гамлетовские времена особенные, и мне кажется (может быть, я ошибаюсь), что наше время не гамлетовское, мы не тянем на эту пьесу. Хотя, если вдруг выйдет молодой режиссер и, поставив эту пьесу, докажет, что мы достойны «Гамлета», я буду первый, кто будет радоваться.
Радио ArzamasКак училась Россия
В шестом выпуске подкаста Arzamas и «Рыбаков Фонда» Александр Асмолов и Александр Архангельский разговаривают о том, как в самом начале перестройки возникла идея новой открытой школы, а в 90-х появились новые университеты и ЕГЭ
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
14 минут
1/7
Рабочие условия Шекспира
Как одышка актеров влияет на текст пьес и как избавиться от трупов, если в театре не выключается свет
Читает Алексей Бартошевич
Как одышка актеров влияет на текст пьес и как избавиться от трупов, если в театре не выключается свет
14 минут
2/7
«Гамлет» для пьяных
Чем «Гамлет» нравился матросам и как появилось литературное пиратство
Читает Алексей Бартошевич
Чем «Гамлет» нравился матросам и как появилось литературное пиратство
13 минут
3/7
Чем комедия хуже трагедии
Какова природа юмора Шекспира и почему его комедии так не похожи на комедии других авторов
Читает Алексей Бартошевич
Какова природа юмора Шекспира и почему его комедии так не похожи на комедии других авторов
16 минут
4/7
Злодеи в истории Англии
Почему шекспировские тираны так привлекательны
Читает Алексей Бартошевич
Почему шекспировские тираны так привлекательны
15 минут
5/7
Все еще нет повести печальнее
Как историю о Ромео и Джульетте трактовал Шекспир и как ее трактуют современные режиссеры
Читает Алексей Бартошевич
Как историю о Ромео и Джульетте трактовал Шекспир и как ее трактуют современные режиссеры
18 минут
6/7
Русский Гамлет
Почему именно этот герой так важен для русского зрителя и почему сейчас не время для «Гамлета»
Читает Алексей Бартошевич
Почему именно этот герой так важен для русского зрителя и почему сейчас не время для «Гамлета»
15 минут
7/7
Завещание Шекспира
Почему Шекспир замолчал после «Бури» и можно ли спасти мир с помощью искусства и милосердия
Читает Алексей Бартошевич
Почему Шекспир замолчал после «Бури» и можно ли спасти мир с помощью искусства и милосердия
Материалы
Сравнительная таблица гениев
Самое главное о Шекспире, Данте, Пушкине, Гете и других — в наглядной форме
Обзывайтесь, как Шекспир
Самоучитель английского языка для сквернословов
Обычаи и представления эпохи Шекспира
16 фактов, которые помогут понять классические пьесы
Кто писал за Шекспира?
Главные ответы на шекспировский вопрос
Непрограммные пьесы Шекспира
7 произведений, которые обидно не знать
Быть или не быть
Самые знаменитые экранизации «Гамлета» за 131 секунду
Emoji Shakespeare
Лучший способ узнать, из чего сделан Уильям Шекспир
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
До повышения стоимости подписки осталось
.
Успейте купить сейчас
.
Радзиховский: Пьеса Шекспира «Гамлет» — величайшая в истории мировой литературы
Спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли стал визитной карточкой Театра на Таганке и культовым событием 1970-х. / РИА Новости
Особенно досталось от Толстого «Гамлету». Слабая пьеса без сюжета. Шекспир просто свалил в кучу свои, казавшиеся ему интересными мысли, и не заботясь о правдоподобии, формально связал их тонкой, на каждом шагу рвущейся ниткой. Но так как это априори «Гений Шекспир», то сотни литературоведов, делая вид, что не видят, что принц — голый, пытаются в этой куче найти жемчужные зерна.
Что ж, чем грубее и проще критика, тем в некоторых случаях ценнее.
Вспомним фабулу. Гамлет встречается с Призраком умершего отца, который рассказывает, что его убил брат, Клавдий, дядя Гамлета, который женился на матери-вдове (а до того был ее любовником) и стал королем. Как это возможно в обход законного наследника Гамлета? Пьеса молчит, никто не спрашивает! Так или иначе, Отец завещает ему месть, но Гамлет сомневается — а не соврал ли Призрак, не было ли это, скажем, его галлюцинацией. Для проверки он устраивает сцену «Мышеловка», где актеры разыгрывают убийство Гамлета-старшего и Клавдий бежит с представления. После этого уверовав, что Призрак не соврал, Гамлет: а) пропускает случай убить Клавдия («Он молится. Какой удобный миг! / Удар мечом — и он взовьется к небу, / И вот возмездье. Так ли? Разберем».). Оказывается, это был бы подарок Клавдию — убить в момент молитвы! Нет, надо дождаться, «когда он будет в гневе или пьян… Руби его, чтоб он свалился в ад» б) после ряда приключений (Клавдий отправляет его в Англию, он едет, затем возвращается и т.д.) Гамлет… будто забывает обо всей этой истории! Он больше не нападает на Короля, не строит планов — ни убийства, ни восстания (хотя куда менее популярный в народе Лаэрт как раз бунт против Клавдия легко поднимает!), занят какими-то дурацкими играми — спортивным фехтованием на рапирах с Лаэртом и только уже раненый, в безнадежном положении, убивает Клавдия — «ступай отравленная сталь по назначенью !».
Простите, но если прочесть саму по себе эту story, всякий скажет — ну и галиматья!
Кстати, «мышеловка» выглядит сверхглупо: ну да, услышав более чем прозрачные обвинения в убийстве брата, Клавдий, как и любой бы на его месте, психанул — и что? Единственный эпизод «признания обвиняемого» — та самая «молитва Клавдия» (которую едва ли СЛЫШИТ Гамлет!). Если убирать этот монолог Клавдия — а ведь и не такие купюры делали режиссеры — вообще неизвестно, убит Гамлет-старший или это глюки Гамлета-младшего, впавшего в паранойю (или шизофрению). Ну а действия Клавдия по организации убийства Гамлета — всего лишь самооборона от этого опасного сумасшедшего («Пока он жив, нет жизни для меня»).
Однако я и правда считаю эту пьесу величайшей в истории мировой литературы.
Из всех пьес Шекспира «Гамлет» — особая. Не «приключения тела», а «приключения духа», где внешние события — или просто дань почтеннейшей публике (вот вам реки крови и горы трупов, над чем сам Гамлет издевается в сцене с актерами — «рвать страсть в куски и клочья к восторгу стоячих мест»). Или это лишь поводы, «идеальные эксперименты», которые разыгрывает (над собой и другими) Гамлет, чтобы «мысль разрешить».
Действия Гамлета — условны, но сам этот циник-идеалист-невротик — абсолютно живой, и пожалуй, самый глубокий, харизматично-притягательный герой мировой литературы.
Студент Эпохи Возрождения бьется о главные, вечные вопросы. С него-то эти «гамлетовские вопросы» и начались, отравили и зажгли европейское сознание. Зачем я живу? В чем смысл, «надо ли» жить? Через 400 лет донеслось русское эхо — «тварь я дрожащая или право имею»? «Русские мальчики» Достоевского без конца спрашивали себя : «Есть ли Бог?» Британский интеллектуал прямо это не обсуждает — даже встретившись с пришедшим с Того Света отцом, он не только не пытается расспросить его «что ТАМ?», но и сам с собой на эти темы не говорит. Однако он (как и Иван Карамазов) — «мира божьего не принимает». «Дания — тюрьма», «весь мир — тюрьма», и как же (зачем?) гнить в тюрьме — «когда так просто сводит все концы удар кинжала!»?
Говоря о «тюрьме», Гамлет повторяет знаменитый Сонет 66: «Тоска смотреть, как мается бедняк и как шутя живется богачу». Шекспир не просто раз и навсегда перечислил там ВСЕ социальные проблемы, о которых говорят философы и революционеры последние 2000 лет, но и выделил ГЛАВНОЕ — «насмешки недостойных над достойным». Звучит вроде наивно, но поскреби любые социальные беды и язвы, и вылезет — чувство гнева и унижения перед издевательски-злорадным торжеством «недостойных над достойным». ОБИДА ЖЖЕТ, потому что у человека есть гордость, инстинкт справедливости. И всякий это прекрасно ощущает.
В Сонете 66 Шекспир отвечает: «Все мерзостно, что вижу я вокруг…/ Но как тебя покинуть, милый друг?» Любовь, только любовь держит человека в этом мире. Ответ эгоцентрика и эгоиста Гамлета куда безнадежней: нет, держит только СТРАХ. «Боязнь страны, откуда ни один/ Не возвращался, не склоняла воли/ Мириться лучше со знакомым злом,/ Чем бегством к незнакомому стремиться».
Но не человеческая гордость, не социальная несправедливость и уж тем более не драка за пост Короля-Тюремщика — главное для Гамлета. Иван Карамазов отвергает социальный мир (тот же Сонет 66 + особо выделенные страдания детей), но на этом его Бунт кончается: Бога «принимаю просто и ясно».
Гамлет же роет куда глубже: не только отношения людей в обществе ужасны. Нет! Он не понимает, «отторгает», можно сказать, ФИЗИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ Мира! Он ошеломлен картиной: Время течет, Дней Связующая Нить скользит сквозь пальцы. Иногда нить рвется. И соединить потом — нельзя.
Главное в «Гамлете» сказано в самом начале. «Королева. Так создан мир: что живо, то умрет/ И вслед за жизнью в вечность отойдет. / Гамлет. Так создан мир./ Королева. Что ж кажется тогда/ Столь редкостной тебе твоя беда? / Гамлет. Не кажется сударыня, а есть».
Вот завязка неразвязываемой драмы.
Смерть Гамлета-старшего — что для всех НЕИЗБЕЖНО, такова Жизнь — то для Гамлета — Катастрофа. Он ХОЧЕТ, чтоб отца убили — виновата чья-то злая воля, и можно пусть не «исправить», но хотя бы отомстить! А если убило просто Время, его неслышное и необратимое Течение за годы конечной человеческой жизни? НОРМАЛЬНО, НЕИЗБЕЖНО = необъяснимо и неисправимо.
У Гамлета нет обычного для всех «механизма привыкания», «задубения Жизнью». Его сознание — на краю, его Флейта в общий оркестр не встраивается.
Об этом — и встреча с черепом Йорика, покруче, чем с Призраком! Его-то уж точно никто не убивал, ну и что? Такой конец ничем не лучше, чем у Гамлета-старшего…
Если дней связующая нить все равно будет разорвана, то ЗАЧЕМ она? Нестерпимо не только СОДЕРЖАНИЕ Мира, но и априорные формы его существования, само Время.
Мы — люди обычные, не гамлеты, мы — из породы гертруд. Но когда сталкиваемся с «Гамлетом», острее ощущаем движение Старого Крота под нашей землей.
Все, что вам нужно знать о пьесе Шекспира «Гамлет»
Представляем обзор пьесы Шекспира «Гамлет», включая краткие факты, краткое изложение сюжета, обзор персонажей, краткое изложение обстановки, ответы на часто задаваемые вопросы о Гамлете и ссылки на более подробные обзоры.
Краткие факты о Гамлете
Когда был написан «Гамлет»?
1601
Что за пьеса «Гамлет»?
Гамлет считается одной из трагедий Шекспира.
Где происходит действие Гамлета?
Гамлет расположен в холодном и темном уединенном Эльсиноре, унылом, заснеженном регионе Дании. Это королевский двор короля Дании. Атмосфера создается на холодных, ветреных зубчатых стенах замка. Большая часть действия происходит во внутренних комнатах и коридорах замка, а одна сцена происходит на соседнем кладбище. Подробнее о настройках в Hamlet.
Какие темы проходят через Гамлета?
Спектакль относится к жанру «трагедии мести», который был очень популярен в эпоху Якова с его пристрастием к насилию и интригам. Месть — самая очевидная и одна из главных тем пьесы. Хотя исследования идеи явления и реальности присутствуют во всех пьесах Шекспира, более полно она развита в «Гамлете», со всеми его заговорами, интригами, обманом и лицемерием. Другие темы — это вопрос о том, что такое человек; смерть и смертность и самоубийство. Как и в нескольких других пьесах Шекспира, здесь есть четкая христианская параллель.
Кто главные герои Гамлета?
Гамлет, сын недавно убитого короля, является наследником престола. У него украл корону злодейский брат его отца, Клавдий, за которого вышла замуж вдова покойного короля Гертруда — мать Гамлета. Призрак отца Гамлета сообщает ему на зубчатой стене, что его убил Клавдий. За Гамлетом постоянно шпионит Полоний, болтливый лорд-камергер Дании. Его подслушивание приводит к тому, что Гамлет случайно убивает его. Офелия — дочь Полония. Приведенная Гамлетом к возможным отношениям, а затем отвергнутая, она совершает самоубийство, утонув. Ее брат Лаэрт стремится отомстить, замышляя с Клавдием убить Гамлета.
Другие персонажи: друг Гамлета Горацио, которому он доверяет, Розенкранц и Гиденстерн, сокурсники Гамлета по университету, которые шпионят за Гамлетом для Клавдия, Фортинбрас, принц Норвегии и труппа бродячих актеров и пара могильщиков. Полный список персонажей Гамлета см.
Какова основная сюжетная линия Гамлета?
- Гамлета вызывают домой в Данию на похороны отца, где появляется призрак, утверждающий, что он бывший король, отец Гамлета. Призрак утверждает, что отец Гамлета был убит дядей Гамлета, Клавдием, который затем женился на матери Гамлета, Гертруде, и занял трон.
- Гамлет пытается раскрыть правду, выставляя себя сумасшедшим и жестоко обращаясь со своей девушкой Офелией, чтобы отвести подозрения Клавдия. Он организует для группы актеров постановку пьесы, воспроизводящей убийство короля Гамлета путем отравления, чтобы оценить реакцию Клавдия.
- Гамлет шпионит за Клавдием, затем, разозлившись, случайно убивает Полония, отца Офелии. Клавдий отправляет Гамлета в Англию с дипломатической миссией, но тайно планирует казнить Гамлета. Гамлет убегает и возвращается вовремя, чтобы увидеть похороны Офелии, которая утопилась.
- Клавдий устраивает дуэль между Гамлетом и Лаэртом, братом Офелии. Во время дуэли Гертруда выпивает яд, предназначенный Гамлету. Лаэрт и Гамлет дерутся, ранят друг друга отравленной рапирой и в конце концов оба умирают. Прочитайте более подробное изложение Гамлета.
Просмотреть все ресурсы Hamlet
Hamlet | Краткое содержание Гамлета | Гамлетовские персонажи: Клавдий, Фортинбрас, Горацио, Лаэрт, Офелия. Осрик, Полоний, Розенкранц и Гильденстерн | Гамлет настройки | темы Гамлета | Гамлет на современном английском языке | Гамлет полный текст | Электронная книга «Современный Гамлет» | Гамлет для детей электронные книги | Гамлет цитаты | переводы цитат Гамлета | Монологи Гамлета | монологи Гамлета | История спектакля «Гамлет» | Все о «Быть или не быть»
Общие вопросы о Гамлете
Является ли Гамлет правдивой историей?
Гамлет — неправда. Это художественное произведение, вдохновленное рассказом о средневековом датском правителе Амлете из Gesta Danorum, истории Дании 1200 года нашей эры, написанной историком Саксоном Грамматикусом. Спектакль представляет собой драму в традициях елизаветинской трагедии мести, на которую повлияла пьеса Томаса Кида «Ур-Гамлет», ныне утерянная.
Что за человек Гамлет?
Гамлет — очень умный, задумчивый молодой человек. Он остроумен и интересен, проявляя сильное чувство юмора во всем, даже посреди своих душевных страданий. Он общителен, но склонен быть жестоким в том, как он разговаривает с людьми, которые ему не нравятся. В конце концов, он серьезный, вдумчивый человек.
Кто убил Гамлета?
Гамлет погибает на дуэли с Лаэртом, сыном Полония, придворного, которого Гамлет убил по ошибке. Дуэль — это ловушка, расставленная Лаэртом и королем Клавдием, в которой Лаэрт вооружен рапирой с отравленным наконечником. Во время дуэли рапиры несколько раз меняются местами, и оба мужчины погибают от яда.
Как умирает Офелия?
Офелия совершает самоубийство. Сведенная с ума из-за давления, оказываемого на нее мужчинами в этой истории — ее отцом Полонием, королем Клавдием и ее любовником Гамлетом, — она сходит с ума и тонет. Гамлет, сам под невыносимым эмоциональным давлением, отвергает ее, и это становится для нее последней каплей.
Известные цитаты о Гамлете
«Гамлет», возможно, самая цитируемая пьеса Шекспира, с огромными строками на протяжении всей пьесы, многие из которых принадлежат Полонию, советнику короля. И, конечно же, «Гамлет» включает в себя едва ли не самую известную из всех шекспировских строк, произнесенную самим Гамлетом:
«Ни заемщиком, ни кредитором не будь»
(Полоний, акт 1, сцена 3)
Это прежде всего: твоему
(Полоний, акт 1, сцена 3)
«Краткость — душа остроумия».
(Полоний, акт 2 сцена 2)
«Быть или не быть, вот в чем вопрос».
(Гамлет, акт 3, сцена 1)
Прочтите все лучшие цитаты из Гамлета.
Фотографии Гамлета
Обложка бульварной газеты с изображением Гамлета от Buzzfeed
Кеннет Бранна смотрит на череп Йорика, произнося монолог Гамлета «Увы, бедный Йорик»
5 ответов
Оставить комментарий
Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!
История сцены | Гамлет | Королевская шекспировская компания
Сценическая история «Гамлета» от времени написания его Шекспиром до наших дней.
Ранние выступления Гамлета
Гамлет имеет одно из самых необычных из ранних записанных исполнений. Он был исполнен в 1607 году на борту корабля Ост-Индской компании «Дракон », стоявшего у берегов Сьерра-Леоне. Капитан отмечает в своем журнале, что действие этого удержало «моих людей от праздности и незаконных игр или сна».
На фото Сюзанны Уортингтон Гамлет (Ванешран Арумугам) читает, пока Полоний разговаривает с ним в постановке «Гамлета» в постановке Baxter Theater Company 2006 года в сотрудничестве с RSC.Фото Сюзанны Уортингтон © РСК Просмотрите и лицензируйте наши изображения
На суше театральный успех и популярность пьесы не ослабевают с момента ее первых представлений в начале 1600-х годов. На титульном листе четвертого издания 1603 года говорится, что на нем играли «его высочество слуги в лондонском Сити, а также в двух университетах Кембриджа и Оксфорда и в других местах». В судебных записях отмечается, что она была исполнена перед королем Яковом в 1619 году.и до короля Карла в 1637 году.
В театре «Глобус» (место, для которого он был написан) простая, незагроможденная, динамичная сцена позволяла быстро, плавно действовать и концентрироваться на языке. Музыка, прекрасные костюмы и соответствующий реквизит помогали действу. Столбы по обеим сторонам сцены и балкон сзади служили удобным укрытием для многочисленных шпионов пьесы. Призрак, как и другие современные сценические призраки, мог войти через люк на сцене, который также служил могилой для Офелии. Офелию и Гертруду, конечно, должны были сыграть мальчики, что придавало дополнительную остроту нападкам Гамлета на фальшивые лица женщин. Ричард Бербедж был удачливым актером, для которого была написана главная роль. Шекспир писал, чтобы извлечь выгоду из экстраординарных, разносторонних дарований актера: превосходной вокальной техники, необходимой для произнесения длинных речей пустых стихов, способности передавать как высокие эмоции, так и высокий интеллект, а также физической выносливости и грации, чтобы добиться успеха в поединке по фехтованию. в конце очень длинной пьесы.
400-летняя сценическая история
Гамлет — самая сложная и желанная роль в классическом театре, привлекающая ведущих актеров всех возрастов, а также нескольких актрис, включая комически изобретательную Сару Бернар, в конце девятнадцатого века, и Сара Сиддонс, великая трагедия конца восемнадцатого века, которая, должно быть, была одной из немногих актеров, сыгравших не только с Гамлетом, но и с Офелией. Пьеса редко покидала сцену на протяжении 400 лет, прошедших с момента ее написания, и, соответственно, ее сценическая история обширна.
Томасу Беттертону было за двадцать, когда он впервые сыграл Гамлета в 1661 году, и он оставался за этой ролью следующие полвека. Согласно свидетельствам современников, он продолжал убеждать публику в том, что он «молодой человек больших надежд, энергичный и предприимчивый», даже когда ему было далеко за семьдесят. С другой стороны, в начале девятнадцатого века Гамлет мастера Уильяма Бетти, настоящий «маленький эйас», штурмом взял Лондон в нежном 13-летнем возрасте.
Политическая цензура
Хотя текст «Гамлета» не подвергался долговременным переделкам, которым подвергались другие шекспировские пьесы конца XVII и XVIII вв., тем не менее он был сокращен: длинные речи были урезаны, похабные отсылки, в том числе безумной Офелии, были прилично вырезаны. С семнадцатого века до конца девятнадцатого века политическая нить пьесы, сосредоточенная на Фортинбрасе и его угрозе вторжения, была удалена из постановочной версии пьесы. Хотя такая нарезка все еще иногда делалась в постановках двадцатого века, в настоящее время театральные режиссеры редко отказываются от проницательного исследования политических маневров в пьесе. Именно это измерение побудило так много спектаклей Гамлета в странах Восточной Европы в последние десятилетия, предоставив провокационно актуальный анализ ограничений тирании.
Гамлет Гаррика
Дэвид Гаррик, выдающийся актер-менеджер восемнадцатого века, был во многом человеком своего времени, сосредоточившись на семье и сыновних чувствах в своей интерпретации Гамлета. Зрители были в восторге от натурализма и эмоциональной силы игры Гаррика, особенно в нежном выражении любви к его мертвому отцу и его заразительном ужасе при встрече с призраком этого отца. Георг Лихтенберг, восторженный театрал того времени, описывает, как в трауре по умершему отцу Гамлет Гаррика описывается как «полностью охваченный слезами горя… «Такой превосходный король» совершенно потерян; его можно уловить только по движению рта, который дрожит и тотчас же после этого плотно смыкается, чтобы сдержать слишком отчетливое выражение горя на губах, которые могли бы легко дрожать от немужского волнения». Увидев Призрака, «все поведение Гаррика настолько выражало ужас, что у меня по телу побежали мурашки еще до того, как он начал говорить». (Как всегда профессионал, Гаррик ничего не оставлял на волю случая и изобрел специальный стул для сцены в туалете, так что, когда он вскакивал с него при виде Призрака, он постоянно опрокидывался с удовлетворительно поразительным грохотом. Кроме того, он носил хитрый парик, поэтому что на его волосы всегда можно положиться, чтобы они стояли как «иглы на капризном дикобразе», как и говорит Призрак. 0003
Гамлет девятнадцатого века
Все ведущие актеры девятнадцатого века проявили себя в Гамлете: Джон Филип Кембл был меланхоликом и слишком величественным принцем (Хазлитт описал его как играющего «как человек в доспехах») , Эдмунд Кин выразил страстную любовь, а не ужас при встрече с Призраком, и его любовь к Офелии оставалась очевидной, хотя обстоятельства вынудили его отвергнуть ее. Доминантным Гамлетом конца девятнадцатого века, несомненно, был Генри Ирвинг в театре «Лицеум». Описанный Йейтсом как «тощий образ голодного размышления», он умело сыграл гамлетовскую изменчивость — приступы меланхолии, чередующиеся с приступами бодрости, — вместе с его любезностью, пафосом и остроумием. Порой было трудно сказать, действительно ли Гамлет Ирвинга был сумасшедшим или только притворялся. Эллен Терри в роли Офелии была достаточно смелой, чтобы придать резкость страданиям своего персонажа: она разыгрывала свое безумие в тревожно болезненной манере, в противоречии с традицией красивого и жалкого ребенка.
Современный Гамлет
Гамлет был поразительно обновлен в постановке Г. К. Эйлиффа в Бирмингемском репертуарном театре в 1925 году. чулки, плюс четверки, платья-хлопушки и стрижки: датский двор был так же модно одет, как и их публика из Мидлендса. Под влиянием театральной работы Уильяма Поэла и Харли Грэнвилл-Баркер цель режиссера состояла в том, чтобы вернуться к непосредственности эффекта и стремительному стилю оригинальной постановки. Полония больше изображали не как старого дурака, а как властного отца и проницательного советника. Сексуально-взрывные безумные сцены Офелии были прямым результатом постоянного подавления ее естественных желаний и желаний окружающими ее мужчинами — зрители не могли найти убежища в живописном и сентиментальном изображении расстроенного ума. Это была одна из многих психологически проницательных интерпретаций, которые повлияли на будущие постановки пьесы.
Гамлет Гилгуда
Джон Гилгуд — актер двадцатого века, наиболее тесно связанный с Гамлетом. Он играл эту роль пять раз в период с 1930 по 1944 год, а также поставил Ричарда Бертона в роли принца в Нью-Йорке в 1964 году. В возрасте 25 лет, когда он впервые взял на себя эту роль, Гилгуд продемонстрировал юношескую изменчивость персонажа и постоянную скорость мысли. Как всегда, превосходная вокальная техника и выразительный тон Гейлгуда заслужили похвалу, но, когда он вернулся к роли спустя годы, он был намного больше, чем милый и благородный принц, постоянно проявляя острый ум в сложных партиях.
Гамлет Оливье
Лоуренс Оливье сыграл спортивного и пылкого Принца в полнотекстовой постановке Тайрона Гатри в «Олд Вик» в 1937 году. Эта постановка была примечательна своей интерпретацией задержки Гамлета, основанной на фрейдовском анализе эдипова комплекса, в котором сын бессознательно желает убить отца и завладеть матерью. В этом чтении Гамлет не может заставить себя наказать Клавдия, поскольку его дядя фактически исполнил то, что Гамлет смутно осознает как свои собственные незаконные желания. Режиссер и актер раскрыли психосексуальный смысл пьесы. С этого момента супружеское ложе редко отсутствовало в сцене 4 акта 3, с ее наэлектризованной встречей между матерью и сыном.
Гамлет 1980-х годов
Постановка Хансгунтера Хейме в Кельне в 1979 году была бесстрашно посвящена исследованию границ между иллюзией и реальностью. Его актеры снимали друг друга на видео с ручными камерами, которые затем умножали каждое действие через стену телевизионных мониторов. Самого Гамлета представляли два актера, один из которых произносил строки классического перевода Шлегеля из зала, а его альтер-эго оставалось на сцене, пленником своих грубых сексуальных фантазий.
В постановке Ричарда Эйра в Королевском дворе в 1980 году Призрака не было видно. Вместо этого его ужасающие речи были вырваны из Гамлета Джонатана Прайса, когда он корчился в тисках психической одержимости. Это потребовало смелого решения вырезать вступительную сцену с ее тщательным подтверждением объективной реальности Призрака.
Сыграв Гамлета на сцене с большим успехом в 1977 году, Дерек Джейкоби поставил Кеннета Брана в постановке Театральной труппы «Ренессанс» в 1919 году.88. В поразительной интерпретации заключительных моментов пьесы команда Фортинбраса «Иди, прикажи, чтобы солдаты стреляли» была исполнена его вооруженной охраной, немедленно убившей Горацио и других лордов датского двора.
Гамлет продолжает очаровывать режиссеров, актеров и зрителей. В этом столетии уже было несколько известных сценических постановок, в том числе остроумный «Гамлет» Саймона Рассела Била для Джона Кэрда в Национальном театре в 2000 году, метафизические исследования Адриана Лестера в постановке Питера Брука «Буфф дю Нор» в 2001 году и постановка Тревора Нанна. в 2004 году в «Олд Вик», в котором актерский состав необычно молодых актеров возглавлял 23-летний Бен Уишоу.
Гамлет на пленке
- В 1948 году Оливье поставил и снялся в киноверсии, тесно связанной с эдиповой интерпретацией его сценического выступления, но на этот раз вырезал Фортинбраса, чтобы сосредоточиться на семейной динамике.