Максим Горький | |
1868-1936 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Максим ГорькийПрозаик, драматург, поэт, публицистГорький Максим, настоящее имя — Пешков Алексей Максимович (1868 - 1936), прозаик, драматург, поэт, публицист. Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В.Каширина, владельца красильного заведения. В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих «хозяев»: посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни. В 1884 приезжает в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понимает всю нереальность такого плана. Начинает работать. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде.» В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М.Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начинаются странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа. Прошел через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда — через Крым и Северный Кавказ — в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время написал свой первый рассказ — «Макар Чудра», опубликованный в тифлисской газете, и поэму «Девушка и смерть» (напечатан в 1917). С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занимается литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в «Самарской газете» стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет «Очерки и рассказы» Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).В 1899 был опубликован роман «Фома Гордеев», выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приезжает в Петербург, где знакомится с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с Л.Н. Толстым, Л.Андреевым, А.П. Чеховым, И.Буниным, В 1901 — 02 написал свои первые пьесы «Мещане» и «На дне», поставленные на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставляет правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке». По возвращении в Россию пишет пьесу «Враги» и роман «Мать» (1906). В этом же году Горький едет в Италию, на Капри, где живет до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910), повести «Лето», «Городок Окуров» (1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910 — 11). Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах «Звезда» и «Правда». В 1915 основал журнал «Летопись», руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты «Новая жизнь», являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что «диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков. ..», размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: «Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа». Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство «Всемирная литература». В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти. В 1921 Горький по настоянию В.И.Ленина едет лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: заканчивает трилогию — «Мои университеты» («Детство» и «В людях» вышли в 1913 — 16), пишет роман «Дело Артамоновых» (1925). Начинает работу над книгой «Жизнь Клима Самгина», которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обращается к драматургии: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, очерк «В.И.Ленин». В 1934 усилиями М.Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М.Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Вернуться на главную страницу Максима Горького |
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
К 150-летию со дня рождения Максима Горького
Представляем вашему внимаю материалы выставки, посвященной 150-летию со дня рождения одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей – Максима Горького.
Максим Горький (Алексей Пешков, 1868-1936) — выдающийся русский писатель, мыслитель, драматург и прозаик. Считается родоначальником советской литературы. Пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР.
Родился в Нижнем Новгороде. Рано осиротел. Детство прошло в доме деда. Закончил ремесленное училище. Начинал как провинциальный газетчик. Псевдоним “Горький” появился в 1982 году в газете “Кавказ”, где был напечатан его первый рассказ “Макар Чудра”. Первую литературную известность Максиму Горькому принес рассказ “Челкаш” — история о приключениях босяка-контрабандиста, рассказанная попавшему в больницу начинающему писателю его соседом по палате. Созданный за два дня и одобренный В.Г.Короленко, который в то время был наставником Горького. Рассказ был опубликован в 1895 году в июньском номере журнала “Русское богаство”. В 1898 году вышел первый сборник М. Горького — «Очерки и рассказы», который имел шумный успех. Он снискал репутацию литературного выразителя интересов рабочего класса, защитника идеи социального, политического и культурного преображения России.
В произведениях раннего М.Горького появился новый герой – герой-борец, герой-бунтарь. Для творчества молодого М.Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого писателя (”Старуха Изергиль”, 1895; “Песня о соколе”, 1899; “Песня о Буревестнике”, 1901) с их пафосом “безумства храбрых” звали к революционному подвигу, демонстрировали ростки нового социально-политического сознания, воплощали мечты о справедливости.
В этот период написал свои первые пьесы: «Мещане»(1901) и «На дне»(1902), “Дачники”(1904), “Дети солнца”(1905), постановки которых стали событиями культурной и общественной жизни России.
В 2018 году исполняется 120 лет со времени основания К.С.Станиславским и В. И.Немировичем-Данченко Московского Художественного театра. Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. В 1932 году театру (тогда уже академическому) дали имя Максима Горького.
Осенью 1899 года М.Горький приезжает в Петербург, где знакомится с Н.Михайловским и В.Вересаевым, с И.Репиным; позже в Москве — с Л.Толстым, Л.Андреевым, А.Чеховым, И.Буниным, А.Куприным и другими писателями.
М.Горький талантливо проявил себя и как издатель. В 1901 г. он становится руководителем и идеологом издательства «Знание». Под его началом издательство полностью сменило своё направление, выдвинувшись на лидирующие позиции в России. Ежемесячно выпускалось около 20 книг совокупным тиражом более 200 тысяч экземпляров. К 1903 г. «Знание» выпустило отдельными изданиями с необычно крупными по тем временам тиражами сочинения самого М.Горького, а также Л.Андреева, И.Бунина, А.Куприна, А.Серафимовича, и других писателей.
М.Горький осенью 1905 года стал членом Российской социал-демократической рабочей партии. В 1906 г. (в связи с болезнью) поселился на острове Капри. Именно в этот период (1906) он пишет роман «Мать» — первое изображение в литературе борьбы революционного пролетариата под руководством большевистской партии. Роман «Мать» положил начало новому направлению в литературе — социалистическому реализму.
В 1906-1913 годах на Капри М.Горький сочинил 27 небольших рассказов, составивших цикл «Сказки об Италии». Эпиграфом ко всему циклу писатель поставил слова Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь». Первые семь сказок были опубликованы в большевистской газете «Звезда», часть — в «Правде». «Великолепными и духоподъёмными» назвал «Сказки об Италии» В.Ленин, который тепло вспоминал 13 дней на Капри, проведённых в 1910 году вместе с М.Горьким.
В 1922 году М. Горький в мемуарном очерке “В.И.Ленин” (1924-1931) с большой художественной силой воссоздал образ вождя, принимавшего самое активное участие в судьбе писателя.
Создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), где с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества… Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума». Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия.
В стихотворении Горького 1914 года есть строки:
Как же мы потом жить будем?
Что нам этот ужас принесет?
Что теперь от ненависти к людям
Душу мою спасет?
В 1917-1919 годах М. Горький вёл большую общественную и правозащитную работу. Из своих публицистических колонок в газете «Новая жизнь» он сформировал две книги: «Несвоевременные мысли» и «Революция и культура». В публицистике М.Горького этого периода были размышления о свободе русского народа («Готовы ли мы к ней?»), призыв к овладению знаниями и преодолению невежества, к занятиям творчеством и наукой, к сбережению культуры (ценности которой нещадно разграблялись).
Несомненной заслугой М.Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е.И.Замятин, А.М.Ремизов, В.Ф.Ходасевич, В.Б.Шкловский и другие).
Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств». Однако многих писателей (в т. ч. А.Блока, Н.Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва М. Горького с большевиками. С 1921 по 1928 годы жил в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л.М.Леоновым, В.В.Ивановым, А.А.Фадеевым, И.Э.Бабелем).
Написал цикл: «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925). Современники отмечали экспериментальный характер произведений М.Горького этого времени.
В течение последних 11 лет жизни (1925 — 1936 ) М.Горький пишет своё самое крупное, итоговое произведение, роман-эпопею в четырёх частях — «Жизнь Клима Самгина» — о судьбах русской интеллигенции в переломную эпоху, её трудном пути в революцию, разоблачении её иллюзий и заблуждений. Роман остался не дописан до финала, тем не менее воспринимается литературоведами как цельное произведение. Неоднократно экранизирован как культовое произведение социалистического реализма, стал литературной основой для спектаклей во многих театрах СССР.
В октябре 1932 год М.Горький окончательно возвращается в Советский Союз. В Москве правительство устроило писателю торжественную встречу. М.Горький сразу получает заказ Сталина — подготовить почву для 1-го съезда советских писателей. И в 1934 году Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.
Продолжается его организаторская и издательская деятельность: возобновляется серия «Жизнь замечательных людей», открываются книжные серии: «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба». Это время нового расцвета его драматургии (пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935).
Писатель умер 18 июня 1936 г. в местечке Горки, под Москвой. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
В 1960-х годах был создан мемориальный музей писателя, уникальный благодаря хранящимся в нем экспонатам. Музей М. Горького расположен в одном из красивейших особняков, построенном знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем. Здесь писатель провел последние годы жизни, работая над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина». Музей сохранил уникальную, богатейшую библиотеку писателя.
В ознаменование 40-летнего юбилея литературно-художественной и общественной деятельности М.Горького его имя было присвоено множеству разных научных и культурных учреждений. В их числе оказалось множество библиотек, принадлежащих крупным университетам — Московскому, Рязанскому, Владимирскому и другим. Этой чести удостоилась и библиотека Ленинградского государственного университета, которую до сих пор в разговоре принято называть «Горьковкой».
Библиография:
- 5/48418 М. Горький. Полное собрание сочинений. Т 1,2,3,4. М, 1968
- 7/23168 М. Горький. Избранные рассказы. Берлин-Санкт-Петербург-Москва, 1923
- 51/88675 М. Горький. Макар Чудра и другие рассказы. М, 1988
- E I 6579 М. Горький. Мещане. Санкт-Петербург, 1902
- E I 28983 М. Горький. Дети солнца. М-Л, 1950
- 4/25004 М. Горький. Легенда о Данко. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Горький, 1978
- 6/18440 М. Горький. Песня о Буревестнике. М, 1965
- 51/9145 М. Горький. Мещане. На дне. Егор Булычев и другие. Киев, 1978
- 52/29478 М. Горький. На дне. М, 2001
- H II 6478 Выпуск 17(549). Г. Бердников. Чехов. М, 1978
- H II 6478 М. Горький. Литературные портреты. М, 1978
- H II 6478 О. Михайлов. Куприн. М, 1978
- E I 7008 Сборник Товарищества «Знание». Санкт-Петербург, 1904
- E I 10657 Альманах мировой литературы по ред. М. Горького. Петроград, 1918
- E I 27489 И. Суриков. Стихотворения. М, 1948
- 51/68156 М. Горький. По Руси. М, 1982
- 51/92258 М. Горький. Фома Гордеев, 1989
- 51/5519 М. Горький. Мать. Л, 1977
- 6/91707 М. Горький. Мать. М, 1985
- 51/49039 М. Горький. Детство. В людях. Мои университеты. М, 1983
- 6/90315 М. Горький. Мои университеты. Казань, 1984
- 61/21576 М. Горький. Детство. М, 2000
- 51/4376 М. Горький. Старуха Изергиль. Алма-Ата, 1976
- 51/76439 М. Горький. Сказки об Италии. М, 1987
- 6/79014 М. Горький. В. И. Ленин. М, 1981
- 52/12040 М. Горький. Несвоевременные мысли. М, 1991
- E I 28948 М. Горький. Васса Железнова. М-Л, 1950
- 51/98131 М. Горький. Егор Булычев и другие. М, 1989
- 51/48305 М. Горький. Дело Артамоновых. Горький, 1983
- 51/76577 М. Горький. Жизнь Клима Самгина. М, 1987
- 5/43911 И.Нович. Художественное завещание Горького. «Жизнь Клима Самгина». М, 1968
- 61/18736 М. Горький. PRO et CONTRA. СПб, 1997
- 51/26585 М. Горький. О литературе. М, 1980
- 7/47875 Филологический факультет СПбГУ. СПбГУ, 2000
- E I 38579 М. Горький. В. Десницкий. А. М. Горький. М, 1959
- E II Е. Наумов. М. Горький в борьбе за идейность и мастерство советских писателей. М, 1958
- H I 3724 В. Десницкий. М. Горький. Очерки жизни. Л, 1940
- 6/50156-1 Словарь автобиографической трилогии М. Горького. Лгу, 1974
- 611/8278 Д. М. Поцепня. Образ мира в слове писателя. СПб, 1997
- E I 21138 С. Балухатый и К. Муратова. М, Горький. Справочник. Л, 1938
Аршил Горки Картины, Биография, Идеи
Краткое изложение Аршила Горки
Разнообразные работы Аршила Горки сыграли решающую роль в появлении абстрактного экспрессионизма. Он перенял биоморфные формы художников-сюрреалистов, но еще больше освободил эти формы в процессе самого рисования, подчеркнув более лирический цвет и личное содержание. С помощью своего уникального подхода к цвету и форме он смог передать зрителю болезненные детские переживания Геноцида армян, а также приятные и ностальгические чувства, которые он испытывал к своей потерянной родине. Его работы значимы еще и потому, что они так прямо отражают культурную и историческую среду Нью-Йорка 19-го века.40-х годов, когда сходились художники-авангардисты как из США, так и из Европы, и в целом послевоенного периода, когда преобладала экзистенциалистская философия. Эта философия провозглашала абсурдность жизни и в то же время призывала человека взять на себя ответственность за создание собственного смысла, что и сделал Горький, создав красоту из личной трагедии.
Удалить рекламу
Достижения
- Многие работы Горького отражают как травматическое прошлое художника, пережившего геноцид, так и память об утонченной красоте его раннего детства в Армении. Через сам процесс рисования Горький мог начать решать свою в значительной степени трагическую жизнь, превращая реальных людей и реальные объекты, памятные или присутствующие, в новые реальности, абстрагированные и контролируемые.
- Горький стал пионером в наименовании своих абстрактных композиций названиями, непосредственно относящимися к конкретным объектам и местам, тем самым соединив в своих произведениях объективную реальность и субъективное ощущение.
- Творчество Горького имеет особое историческое значение, поскольку оно обеспечивает важнейшую связь между довоенными европейскими современными стилями и появлением абстрактного экспрессионизма в Америке в 1940-х годах.
Удалить рекламу
Важное искусство Аршила Горки
Развитие искусства
c. 1926-36
Художник и его мать
Раннее произведение Горького Художник и его мать (ок. 1926-36), для которого он сделал много рисунков и живописных версий, представляет собой глубоко личную композицию, изображающую художника как ребенок со своей матерью, которая умерла у него на руках в 1919 году после Геноцида армян. Обработка фигур напоминает картины Пабло Пикассо «Голубой период», вызывая ту же меланхолическую атмосферу своей палитрой, абстрактной плоскостью и незавершенностью. Однако более непосредственным источником картины является (часто воспроизводимая) фотография молодого Горького с матерью, сделанная в Армении около 19 г. 12. Сравнение картины с оригинальной фотографией — полезный урок понимания современного искусства. Такие переходы от фотографии к картине, как почти болезненно негативное пространство, возникающее между двумя фигурами, ноги мальчика, отодвинутые от матери под углом, акцент на глаза и расширение темного прямоугольника для создания своего рода Мадонны… как «почетная ткань» над головой его матери (а также многие более тонкие различия) — все они служат для того, чтобы передать эмоциональную боль потери его матери, которую он никогда больше не увидит и не коснется, а также возвысить ее до статус бессмертной иконы.
Холст, масло. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
1927
Статен-Айленд
Эта ранняя картина 1927 года является превосходным образцом периода творчества Горького «Сезанна». В эти годы Горький написал множество полотен по мотивам натюрмортов и пейзажей Поля Сезанна. Этот конкретный пейзаж был написан с натуры на Статен-Айленде, где Горький искал склон холма, напоминающий Л’Эстак, одно из любимых мест живописи Сезанна. Строгая архитектоническая геометрия частных домов доминирует в композиции, а теплая, радостная палитра наполняет вид нью-йоркского района обликом юга Франции. Хотя это и не точная копия Сезанна, это тщательное изучение стиля геометрической абстракции художника, который был частью современного движения в Европе, что указывает на желание Горького активно впитывать стили и движения прошлого в поисках своего собственного индивидуального стиля.
Холст, масло — Изобразительное искусство Джека Рутберга
1937
Авиация: эволюция форм в условиях аэродинамических ограничений
Во время Великой депрессии Горький работал художником-монументалистом в Федеральном управлении художественных проектов/прогресса работ (ФАП/УПА). Между 1935 и 1937 годами Горький создал цикл крупномасштабных росписей из десяти панелей для аэропорта Ньюарк. Из оригинальных фресок сохранились только две; остальные были либо уничтожены, либо каким-то образом исчезли. Горький был одним из очень немногих художников-монументалистов Нового курса, писавших абстрактным языком.
В этой фреске Горький показывает продолжающееся влияние европейского модернизма. Хотя они явно связаны с кубистским словарем Пикассо и Брака, яркие цвета и механизированные формы этих фресок во многом обязаны Фернану Леже. Горький гармонично соединил различные направления модернизма, которые он использует, чтобы прославить современное воздухоплавание, полет и скорость. Здесь Горький успешно использует язык чистой абстракции с биоморфизмом наряду с более буквальным представлением Соединенных Штатов с траекториями полета, относящимися к Ньюарку. Современный, абстрактный стиль этих ярких фресок вызвал споры в XIX веке.30-х годов публика ценила реализм американской сцены. Каждая панель пробуждает в зрителе волнение современной эпохи машин и зрелище авиаперелетов эпохи Великой депрессии. Кроме того, благодаря публичному размещению фрески в аэропорту Ньюарка Горький успешно представил модернистскую лексику более широкому, не связанному с искусством сегменту общества.
Холст, масло — Художественный музей Ньюарка, Ньюарк, Нью-Джерси
1933-36
Организация
Типизация его работ середины 1930-х годов, полностью абстрактная композиция Организация (1933-36) представляет собой смесь знакомства Горького с синтетическими кубистическими работами Пабло Пикассо (с плоскими плоскостями, менее фрагментарными и линейными, но более красочными), а также фирменной органической живописные мотивы Жоана Миро. Картина исследует множество концепций, выдвинутых этими художниками: плоскость, редукция формы, расположение цветов и образы, возникающие из бессознательного, хотя Горький предпочитал, чтобы его формы были непосредственно вдохновлены природой и реальностью. В своих более поздних работах Горький отходил от таких жестко выстроенных композиций в пользу более спонтанной живописной техники, но всегда оставался внимательным к структуре своих картин.
Холст, масло – Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
1943
Сад в Сочи
Эта картина (первая из как минимум шести, относящихся к этой теме) представляет собой ностальгические размышления Горького о саду, который был частью его ферме отца у озера Ван в его родной Армении. Определяющее влияние работы Жоана Миро можно различить в этой картине с точки зрения ее палитры, композиции и форм, а мастерство Горького как рисовальщика проявляется в разделении линии и цвета. А точнее в 1942 неопубликованной машинописной рукописи, которую Горький предоставил Музею современного искусства, художник описал сад и его объекты (в том числе морковь и дикобразы), а также изображенные на нем мотивы, в том числе женщин, трущихся грудью о камни, чтобы увидеть, как исполняются их желания, и «Святое дерево» с разорванными кусочками одежды людей, посещавших дерево. В том же документе Горький также описал «ш-ш-ш-ш-ш серебряных листьев тополей». По словам ученого Гарри Рэнда, Sos или Соси по-армянски означает тополь, который создает звук, описанный Горьким. Это слово также является каламбуром на русском курорте Сочи, что, вероятно, было намеренной ассоциацией, точно так же, как художник выбрал имя Горький. Этель Швабахер также идентифицировала расположенное в центре изображение элегантного башмака, который отец Горького предположительно подарил ему перед отъездом из Армении. Однако зритель, который настаивает на слишком конкретном прочтении образов Горького, не будет полностью вознагражден, поскольку высшее удовольствие состоит в том, чтобы позволить его названиям подсказывать предмет, а затем позволить нашим собственным воспоминаниям и ассоциациям смешаться с тем, что есть на экране. холст. В этом смысле его работы позволяют зрителю насладиться лирической игрой цвета, следуя ритму изгибающихся форм, поскольку они помогают нам открыть воспоминания о наших собственных переживаниях, которые, как мы понимаем, являются общими для всего человечества.
Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
1944
Печень — это петушиный гребень
Несмотря на то, что эта работа в значительной степени абстрактна, она тем не менее раскрывает любовь Горького к органическим формам, свободно основанным на природе, и к пышности. цвета, которые оказались важными для его зрелого стиля. Работы Пабло Пикассо и Василия Кандинского, а также работы Жоана Миро и Роберто Матта (которые в 1942 году предложили Горькому использовать больше скипидара, чтобы размягчить краску) оказали сильное влияние на живописную практику Горького. В 1945, Андре Бретон, автор «Манифеста сюрреалистов» 1924 года, похвалил эту картину за сочетание природы и реальности, отфильтрованных через память и чувства. Ученый Гарри Рэнд подробно обсуждал содержание этой картины, указывая на фигуру с головой петуха и пернатым пахом справа как на тщеславного дурака. Рэнд объясняет, что печень когда-то считалась вместилищем страстей (любви и вожделения), таким образом каламбурив часть названия «петушиный гребень», и могла также быть истолкована как «тот, кто живет», поэтому утверждая, что жизнь сама суета и все напрасно.
Холст, масло — Галерея Олбрайт Нокс. Буффало, Нью-Йорк
1947
Агония
Пожар в студии, операция по поводу рака и эмоциональные потрясения помогают объяснить название этой картины, написанной за год до смерти Горького. Ученые (помогло, как и в других случаях, изучение рисунков Горького) предположили наличие изображений, в том числе фигур — возможно, слева измученная и подвешенная фигура самого Горького — в структурированном интерьере. Как и в других картинах Горького, вместо точной передачи зрителю представляются предположения о реальных предметах, подвергающиеся личной интерпретации художником их форм и значений. Однако сдержанная палитра и резкая вытянутость линий и форм в этой картине неизбежно возвращают нас к названию произведения и чувствам страдания, боли и печали, но все в контексте выраженного круговорота жизни и смерти. в податливости горьковских форм.
Холст, масло — Музей современного искусства, Нью-Йорк
Убрать рекламу
Биография Аршила Горки
Детство
Точно неизвестно, когда родился Аршил Горки. 1904 год широко известен как год его рождения, но точная дата остается загадкой, потому что художник принял привычку менять день рождения год за годом, живя в Нью-Йорке. В детстве художник пережил геноцид армянского народа турками-османами. Когда его семья была перемещена и рассеяна, мать Горького умерла от голода на руках Горького в 1919. Однако его отец избежал призыва в турецкую армию, переехав в Соединенные Штаты в 1908 году и поселившись в Провиденсе, штат Род-Айленд. Горький присоединился к своему отцу в 1920 году в возрасте 15 лет после того, как покинул охваченную войной территорию рухнувшей Российской империи.
Раннее обучение
Аршил Горки до иммиграции в США оставался художником-самоучкой. Здесь он поступил в Новую школу дизайна в Бостоне, которую посещал с 1922 по 1924 год. В его новом доме художники впервые познакомились с дискурсами художественного модернизма, отцы-основатели которого, такие как французский художник-постимпрессионист Поль Сезанн оказал большое влияние на собственное творчество Горького в этот период становления. Около 1925 Горький переехал в Нью-Йорк, где быстро влился в формирующуюся художественную среду и получил удовольствие от все более обширного знакомства с текущими художественными тенденциями, включая новаторские инновации Пабло Пикассо, а также ранние работы испанского художника-сюрреалиста Хоана Миро.
Именно в Нью-Йорке Горький познакомился и завязал личную и художественную дружбу с такими художниками, как Стюарт Дэвис, и его товарищами-эмигрантами, включая украинца Джона Грэма (урожденного Ивана Грациановича Домбровского) и голландца Виллема де Кунинга. Климат постоянного художественного обмена в Нью-Йорке оказался благоприятным для формирования раннего стиля Горького, который в значительной степени опирался на композиционный метод Сезанна и синтетические кубистические формы Пикассо. Красочная палитра фовистов и европейских экспрессионистов также оказала на художника определяющее влияние.
Находясь в Нью-Йорке, Горький поступил в Национальную академию дизайна и Большую центральную художественную школу, где он также преподавал до 1931 года. Это также был период, когда художник сменил имя с Восданика Адояна на Аршила Горки. чтобы развестись с негативным отношением к армянским беженцам в США. Изменение также было сделано, чтобы заявить об определенной связи с русской художественной средой. Некоторое время Горький даже претендовал на то, чтобы быть родственником видного советского писателя Максима Горького, пользовавшегося большой известностью на Западе. Кроме того, имя Аршил было формой имени гомеровского героя Ахиллеса, а Горький — русским словом, означающим «горький». Учитывая личную историю Горького и преобладание во время и после Второй мировой войны экзистенциальной философии, которая призывала людей брать на себя ответственность за создание собственного смысла, выбранное им имя и личность кажутся уместными.
Основные характеристики его раннего стиля кристаллизовались в течение первых пяти лет его жизни в Нью-Йорке: от вдохновленных Сезанна пейзажей и натюрмортов до более плоской и более экспериментальной передачи поверхности под влиянием синтетического (менее фрагментированного и более колористического) кубизма Пикассо и его коллега-новатор Жорж Брак. Степень, в которой Горький ассимилировал эти влияния в своих ранних работах, напрямую отражала пористый художественный контекст нью-йоркской сцены того времени, который служил платформой для постоянных экспериментов и инноваций.
Удалить рекламу
Зрелый период
В 1930-е годы творчество Горького стало пользоваться общественным признанием. В 1930 году он был включен в групповую выставку молодых художников, организованную Альфредом Барром-младшим, влиятельным директором Музея современного искусства в Нью-Йорке. В 1931 году состоялась первая персональная выставка картин Горького в галереях Меллона в Филадельфии. С 1935 по 1941 год художник вместе с Де Кунингом работал в Управлении прогресса работ Федерального художественного проекта, крупной правительственной инициативы по предоставлению художникам работы во время Великой депрессии. Одним из проектов, задуманных Горьким для ВПА, была группа росписей в аэропорту Ньюарк в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Также в 1935, четыре картины Горького были включены в знаменитую выставку, организованную Музеем американского искусства Уитни под названием « Абстрактная живопись в Америке », которая привлекла к художнику растущее внимание как критиков, так и публики. В 1938 году Горький провел свою первую персональную выставку в Нью-Йорке в галереях Бойера.
К 1940-м годам живопись Горького будет двигаться в совершенно новом направлении: его зрелый стиль будет иметь сходство с сюрреалистическими идеями и формами, импортированными из Европы (хотя художник избегает опоры сюрреалистов на бессознательное), а также новаторская техника применения красок, которые предвосхитили, если не вдохновили, метод Action Painting художников-абстрактных экспрессионистов следующего десятилетия.
Стилистический сдвиг в творчестве Горького лучше всего можно понять, проанализировав Нью-Йоркскую школу 1940-х годов, которая была вызвана большим притоком европейских художников и интеллектуалов, переехавших в город до и во время Второй мировой войны. Среди этих людей были Йозеф Альберс и Ганс Хофманн, бежавшие из нацистской Германии и зарекомендовавшие себя как влиятельные учителя и теоретики искусства в Нью-Йорке; Эрвин Панофски, отец-основатель академической дисциплины истории искусств в ее современной форме, преподававший в Нью-Йоркском и Принстонском университетах; выдающийся немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст; главный теоретик сюрреалистического движения Андре Бретон, бежавший из оккупированного Парижа; и Пит Мондриан и Фернан Леже, которые принесли свои уникальные живописные приемы в качестве единственного багажа. Слияние этих личностей сделало Нью-Йорк все более бурной и разнообразной художественной площадкой, где смешались знаковые имена современной живописи со всем ее разнообразием стилей, подготовив почву для возникновения неповторимого нью-йоркского стиля живописи, известного как абстрактный экспрессионизм.
Стоит отметить, что хотя Горький на протяжении всей своей карьеры зависел от внешних влияний, он никогда напрямую не копировал свои источники. Скорее, он тщательно исследовал их на предмет их структуры и значения, выбирая элементы, которые впоследствии можно было ассимилировать в его собственной работе. Будучи учеником ранней модернистской традиции, Горький стал самостоятельным мастером, его творчество послужило мостом между довоенными европейцами и послевоенными американцами. Одним из примеров его важности является то, что Андре Бретон активно уговаривал Горького присоединиться к движению сюррелистов. Горький даже позволил Бретону назвать некоторые свои картины. Позднее Горький, как личность-одиночка, отмежевался от Бретона, и движение сюррелизма — по этой или ряду других причин — распалось.
Поздние годы и смерть
В 1941 году Горький женился на Агнес Магрудер, которая была на двадцать лет моложе его, и у пары родились две дочери. К сожалению, брак был омрачен трагедией. В январе 1946 года мастерская Горького, устроенная на территории его жены в Коннектикуте, сгорела дотла, уничтожив большую часть работ художника. Через месяц у артиста диагностировали рак, подорвавший его физическое и эмоциональное состояние. Вскоре выяснилось, что Агнес была вовлечена в роман с другом и коллегой Горького, художником Роберто Маттой, что привело к последующему разрыву пары и переезду Агнес с детьми. Вскоре после этого Горький попал в автомобильную аварию, усугубившую его ухудшающееся здоровье. Совокупность этих трагических обстоятельств привела художника к самоубийству 21 июля 19 года.48 лет, повесившись в своем доме в Коннектикуте.
Удалить рекламу
Наследие Аршила Горки
Хотя Аршила Горки обычно называют абстрактным экспрессионистом, возможно, Аршила Горки следует считать непосредственным предшественником абстрактных экспрессионистов. Его сочетание экспрессионистской и сюрреалистической эстетики открыло нью-йоркским художникам новаторские способы ассимиляции преобладающих европейских модернистских стилей того времени. Являясь основной силой, стоящей за появлением движения абстрактного экспрессионизма, Горький помог сделать Нью-Йорк важным центром искусств и, соответственно, Соединенным Штатам как культурной столице послевоенного мира.
В частности, Горький поддерживал тесную личную и профессиональную дружбу с Де Кунингом. Считается, что Горький познакомил Де Кунинга с включением в свои работы лично значимых изобразительных элементов. Более того, подход Горького к составлению своих композиций, внешне спонтанный, но тщательно спланированный, стал методологическим шаблоном для многих абстрактных экспрессионистов, включая Де Кунинга и Джексона Поллока, чья яростно энергичная и, казалось бы, неструктурированная манера письма часто тщательно задумывалась с помощью набора предварительных набросков. Акцент Горького на процессе рисования — как он сам выразился, «всегда начинать рисовать, никогда не заканчивая рисовать» — также сильно повлиял на Поллока и абстрактных экспрессионистов.
Artist Timeline
Influences and Connections
Influences on Artist
Influenced by Artist
Paul Cézanne
Roberto Matta
Wassily Kandinsky
Pablo Picasso
Joan Miró
Андре Бретон
Стюарт Дэвис
Джон Грэм
Willem de Kooning
Post-Impressionism
Fauvism
Cubism
Expressionism
Surrealism
Jasper Johns
Robert Rauschenberg
Виллем де Кунинг
Гарольд Розенберг
Clement Greenberg
Abstract Expressionism
Pop Art
Open Influences
Close Influences
Useful Resources on Arshile Gorky
Books
websites
articles
video clips
Подробнее
Книги
Приведенные ниже книги и статьи представляют собой библиографию источников, использованных при написании этой страницы. Они также предлагают некоторые доступные ресурсы для дальнейших исследований, особенно те, которые можно найти и приобрести через Интернет.
biography
paintings
View more books
websites
articles
video clips
Similar Art
Mont Sainte-Victoire ( c.1905)
Поль Сезанн
Подробнее
Etre Cible Nous Monde (1958)
Роберто Матта
Подробнее
Прекрасная птица, открывающая неизвестное паре влюбленных (1941)
Жоан Миро
Подробнее
Его жизнь была подделкой
Первая глава: «С высоты»ЭНДРЮ СОЛОМОН
С ВЫСОКОГО МЕСТА Жизнь Аршила Горки. Мэтью Спендер. Иллюстрировано. 417 стр. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. 35 долларов. |
Художник Аршил Горки был загадкой, окутанной загадкой. На момент самоубийства в 1948 лет, ни его жена, ни большинство его друзей не знали его настоящее имя (Востаниг Адоян). Почти никто не был до конца уверен, был ли он армянином, грузином или черкесом. Те, кто считал себя его близкими, в основном не знали, что в детстве он был свидетелем и едва не стал жертвой ужасного геноцида, когда турки вырезали армян северо-восточной Турции. Даже его жене никогда не говорили, что отец Горького живет в Соединенных Штатах (она думала, что он пропал в детстве Горького) и поддерживал связь с Горьким до самой своей смерти в 1947. Хотя общепризнано, что Горький сочинял свою историю на ходу, многие из его друзей считали что он посещал Брауна. Горький не только приумножал свой опыт, как это делали многие художники; почти каждый факт, который он когда-либо рассказывал о себе, был полной фикцией.
Не помогла делу отделения правды от лжи и первая биография Горького, написанная его подругой Этель Швабахер, которая опиралась на сведения художника. Горький еще больше затенен переводом его племянником армянского языка Горького. переписка с его сестрой, которая явно искажает содержание многих писем. Даже установить подробности взрослой жизни Горького в Америке сложно, так как большинство людей вокруг него были подвержены или сообщники его привычки запутывать себя. Поиски исторического Горького — это продирание через дезинформацию и дезинформацию, попытка извлечь крупицы правды из панегириков. поклонников и тирады врагов. Кажется, нет людей, которые относились бы к Горькому нейтрально, а значит, нет и тех, кто говорит о нем прямо и честно.
Много было написано об искусстве Горького, и ряд прекрасных выставок за последние 35 лет компенсировали смешанный (хотя иногда и восторженный) прием, оказанный ему при жизни Горького. Нет сомнений, что он является одним из величайших художников, работавших в США в этом столетии. В отличие от многих, чьи личности, кажется, почти затмевают их работы, он был художником, чьи картины существуют совершенно независимо от его известности. Любой Кто стоял перед его картинами, тот задавался вопросом, какая интенсивность могла привести к таким тщательно проработанным полотнам, какая необычность могла побудить такие скрупулезные, но дикие композиции, какое вдохновение могло создали такую сложную, осмысленную абстракцию. Их не разочарует человек за занавеской. То, кем он казался, очаровательно, почти так же интересно, как и то, кем он был; и во взаимодействии между кажущееся и бытие — потрясающая история.
Настоящие ужасы Горький видел в самом начале своей жизни; он эмигрировал со своей матерью и сестрами из Турции в армянский город Ереван в Советском Союзе, где его мать впала в изнурительную депрессию. После ее смерти он, в возрасте в возрасте 16 лет приехал в Соединенные Штаты в 1920 году и решил стать художником. Он открыл студию в Нью-Йорке и занимался идеями Сезанна и Пикассо в то время, когда эти художники не были в полной мере оценены в эта страна. Он стал одним из основателей абстрактного экспрессионизма, изобретя словарь, который будет использоваться в преобладающем послевоенном американском искусстве. Его картины жуткие, плотные, органичные, часто обширные и столь же загадочные как сам художник. Они полны подробностей, которые как бы переполнены смыслом, но специфика этого смысла остается во многом недоступной. Он никогда не продавал достаточно произведений искусства, чтобы заплатить за свою жизнь; он всегда жил на щедрость его друзей и поклонников — большой группы, в которую входили Андре Бретон и Виллем де Кунинг.
В личной жизни он был отдан страстной, всепоглощающей любви, которая имела тенденцию подавлять тех, на ком она была сосредоточена; это была великолепная, но эгоцентричная форма обожающей зависимости, которая, кажется, не сильно изменилась, поскольку нашла новые объекты. После Претерпев несколько отказов, Горький нашел Агнес Магрудер, которую назвал Мугушем. Вскоре они поженились и родили двух дочерей. Их жизнь была романтической, сложной, волнующей, богатой и радостной. затем богато трагично. После операции по поводу рака толстой кишки, которая оставила Горького в зависимости от колостомической трубки, случайного сожжения его мастерской, в которой находилась большая часть его произведений, некоторых унижений от рук искусствоведов. и дико взволнованная депрессия, во время которой Мугуш дистанцировалась от него, Горький повесился в возрасте 44 лет, оставив классную доску, на которой он написал: «До свидания, моя любовь».
Мэтью Спендер, автор книги «С высоты: жизнь Аршила Горки», скульптор, женат на старшей дочери Горького, Маро. По собственному признанию автора, любовь к жене привела его к Горькому. проблематичная карьера, и это обстоятельство придает его биографии некую легкую интимность. Он не пишет собственных мемуаров, потому что Горький уже давно умер, когда встретил Маро; но у него есть случайный способ обратиться к жизни Горьких, как если бы они были общими для всех нас людьми. Это может быть очаровательно и дает такое же чувство привилегии, какое возникает при чтении чьей-то корреспонденции.
Спендеру удалось соединить кусочки Горького в поразительно связное повествование. Он убедительно раз и навсегда устанавливает грань между фактом и вымыслом в биографии Горького, что немаловажно. Любой, кто задавался вопросом о том, что у художника будет с этой книгой то чувство последней главы тайны: вот, наконец, то, что на самом деле происходило. Спендер не претендует на звание искусствоведа, но очень умелое изложение приемов и стилей, которые использовал Горький, и критического отклика на эти стили. Когда Спендер иногда осмеливается высказать свое мнение о картине, он делает это в привлекательной спокойной манере. высказывает свое мнение, чтобы дать вам знать, что оно у него есть, но никогда не настаивает на нем.
Это добрая и нежная книга, пожалуй, более благожелательная, чем Горький считал бы себя заслуживающим. История, подобная истории Горького, побуждает тех, кто ее распутывает, возложить на себя большую вину, и Спендер сопротивляется этому импульсу; его письмо разумно и даже прилично. Он рассказывает о том, что говорил Горький и о том, что произошло, не мешая своему предмету. Он мало что может дать характеристике, и поэтому фактам приходится оживлять для вас этого человека. К сожалению, факты не справляются с этой задачей. В конце «С высоты» вы много знаете о Горьком, но вы обманете себя, если скажете, что знаете Горького. Вы понимаете, что он был одинок, но у вас нет окна в его одиночество. Вам будет трудно пролить настоящую слезу, рассказывая о его страданиях, хотя Спендер дает вам ощущение, что в какой-то момент он пролил собственные слезы.
Ясно, что с тех пор, как он встретил свою жену, Спендер постоянно думал о человеке, который действительно был великим, и что он пытался бороться с величием. Ясно также, что он сам не в силах соответствовать описываемому им художнику; сверхчеловеческий масштаб жизни Горького затмевает цивилизованное повествование Спендера об этой жизни. Пустота в центре книги, кажется, отражает трудности автора в столь радикальном заклинании личности. отличается от его собственного.
Горький, которого описывает Спендер, у которого «если факт не вызывает эмоции или образ, нечего и беспокоиться об этом», — возненавидел бы «С высоты».