Первый халиф после мухаммеда: Эпоха праведных халифов и их правление халифатом

Эпоха праведных халифов и их правление халифатом

На заре своей истории мусульманская история прошла через период, который позже получил название «эпоха праведных халифов». Праведные халифы – это четыре халифа, те, кто стал первыми преемниками Пророка Мухаммада ﷺ и возглавили мусульманскую общину. Само слово «халиф» в переводе означает «наместник». По данным истории мусульманской веры, четыре праведных халифа или первые главы мусульманской общины, которые вступил на этот пост после того, как ушел Пророк Мухаммад ﷺ, были идеальными правителями. Это подтверждается и рядом исторических фактов: в эпоху праведных халифов значительно расширились границы государства, был утвержден текст Корана, который был признан каноническим, а также была окончательно сформирована не только система мусульманского права и предания, но и система управления мусульманской общиной. Этих четверых праведных халифов звали Абу Бакр, Умар, Усман и Али.

Абу Бакр ас-Сиддик — первый халиф

Праведный халиф Абу Бакр, которого называют «правдивым».

Абу Бакр ас-Сиддик был первым преемником Пророка Мухаммада ﷺ после его смерти – именно к нему перешла власть над общиной мусульман. Абу Бакр был близким другом и сподвижником Мухаммада ﷺ, который был женат на его дочери Аише, то есть Абу Бакр приходился Мухаммаду ﷺ также тестем. Абу Бакра называют первым из праведных халифов. Поначалу, приняв руководство мусульманской общиной, Абу Бакр даже не подумал изменить привычный уклад жизни: он все также пас овец, торговал на базаре одеждой, но со временем он понял, что ему придется целиком сосредоточиться на своей должности.

Он жил в период с 572 по 634 гг. После вести о смерти Пророка Мухаммада ﷺ арабские племена подчиняться Абу Бакру не захотели, некоторые даже решили вернуться к язычеству, и новый халиф должен бы найти способ принудить их к покорности.

На начало эпохи праведных халифов пришлось подчинение халифатом всего Аравийского полуострова, разгром «лжепророков» и язычников, а также начало завоевания Ирака и Сирии. Позже была завоевана вся Персидская империя. Завоевательные походы начались уже при первом праведном халифе. Тому нимало способствовала и международная обстановка, которая была очень благоприятной для распространения ислама в соседних государствах.

И Византия, и Персидская империя были ослаблены войнами между собой, их силы были истощены. Абу Бакр умер, как гласят некоторые источники, от простуды, как раз в тот момент, когда арабами под командованием Халида ибн аль-Валида вовсю велась активная осада Дамаска – это был август 634 года. Абу Бакр дожил до преклонного возраста, а перед смертью сам назвал своего будущего преемника, которому присягнули все его поданные.

Умар ибн аль-Хаттаб — второй халиф

Преемником Абу Бакра и вторым праведным халифом стал Омар I или Умар ибн аль-Хаттаб. Он также приходился Мухаммаду ﷺ тестем и являлся его сподвижником. Умара называли аль-Фарук, что переводилось как «различающий истину», его запомнили как мудрого и сильного правителя. При нем в эпоху праведных халифов государство росло и прирастало, он проявил себя как хороший законник и талантливый политик. Он жил в период с 585 по 644 год, и к его заслугам следует причислить победу над византийцами, создание законов о трактовке в стране иудеев и христиан.

Преемник Абу Бакра был благочестив и богомолен, скромен, как и первый праведный халиф, но Омар был более активен, нежели его предшественник. Он требовал от своих поданных такого же поведения. Умар правил десять лет, и за это время мусульманское государство окончательно сформировалось, приняло такую форму, которая не менялась потом на протяжении многих веков. Им была учреждена система налогообложения, которая предполагала уплату всеми жителями хараджа или поземельной подати. Также иноверцы должны были заплатить и дзижью или подушный налог. Налоги у арабов были намного мягче, чем у тех же византийцев, но в результате внедрения такой системы налогообложения стало возможным даже выплачивания армии жалованья, которая до этого существовала только за счет собственной военной добычи. С этого момента все земли, что были завоеваны арабской армии, стали называть государственными, а от государства деньги имели право получать те, кто был включен в списки министерств — диванов.

Умар ибн аль-Хаттаб является автором системы военной и гражданской власти. При нем же были введены единые меры веса и длины и календарь по Хиджре, начато строительство мечети на том месте, где стоял Иерусалимский храм.

Смерть, которой умер Умар, была насильственной. Находясь в мечети, Умар был ранен во время молитвы иранским рабом по имени Файруз. Это произошло в 644 году 3 ноября. После того, как Файруз смертельно ранил кинжалом правителя, он начал прорываться к выходу из мечети, и по дороге убил и ранил еще больше десятка человек, а затем покончил с собой, поняв, что спастись ему не удастся.

Но перед смертью умирающий Умар успел назначить преемника во время экстренного заседания Совета, который был учрежден тут же специально для избрания нового правителя. Этот совет или «шура» состоял из шести наиболее знатных курайшитов. Этот совет после совещания принял решение сделать новым правителем омейяда Османа ибн Аффана.

Усман ибн Аффан — третий халиф

Праведный халиф Усман ибн ‘Аффан, которого называли «обладателем двух сияний».

Преемником Умара был назначен Усман ибн ‘Аффан или Осман. Усман прожил с 575 по 656 год, продолжив эпоху праведных халифов, а ранее был соратником Пророка Мухаммада ﷺ и его зятем – две дочери Пророка Мухаммада ﷺ были женами Усмана в разное время.

В период его правления был окончательно сформирован и принят канонический текст Корана.

Границы государства к середине праведной эпохи расширились, и территория государства теперь простиралась от земель Северной Африки до самого Закавказья. Усман принял решение объявить большую часть земель Ирака, Сирии и Египта государственными, а крестьянам был присвоен статус наследственных арендаторов, которым полагалось выплачивать поземельную подать. После ряда завоеваний новых земель на захваченные территории начали переселяться арабы, и в Сирии и Ираке стала происходить арабизация. Арабизация распространилась и на территорию Северной Африки и Египта, но совершенно не затронула Среднюю Азию, Иран и Закавказье.

По указу Усмана были собраны все откровения Пророка Мухаммада ﷺ, которые стали основой первого официального канонического текста Корана, который был составлен специальной комиссией. Этот текст был признан единственно верным.

Усман был повелителем верующих в течение двенадцати лет. В течение первых шести лет люди не имели никаких претензий к нему, и курайшиты даже любили его больше, чем Умара ибн аль-Хаттаба, потому что Умар был суров к ним, а Усман проявил мягкость и стал поддерживать с ними более тесные связи.

В мусульманском обществе появилось новое поколение, готовое занять своё место под солнцем. Это было уже не поколение сподвижников, и жили представители этого поколения не в ту эпоху, на которую пришлась жизнь абсолютного большинства сподвижников.

Вера этого поколения была много слабее веры первого поколения мусульман, которое вынесло ислам на своих плечах и построило исламское государство. То, первое поколение отличали сила веры, правильное понимание сути исламских убеждений и полная готовность покориться установленному исламом порядку, представленному Кораном и Сунной.

В новом поколении ярче обозначились корыстные интересы, национализм, племенной фанатизм. Сподвижники не создавали поводов для возникновения смут, но чем больше времени проходило после кончины Посланника Аллаха ﷺ, тем больше разногласий возникало внутри мусульманского общества, тем сильнее и яснее обозначался наметившийся раскол. Представители этого поколения перестали понимать представителей поколения сподвижников. Поэтому уклонившиеся от прямого пути люди из числа представителей нового поколения присоединились к разжигателям смуты.

Из тех, кто был враждебно настроен по отношению к Усману – были шииты («шиа» в переводе означает «группировка»), а затем превратились в отдельное направление в исламе. Шииты выступали за то, что во главе Халифата должен стоять Али, зять Пророка ﷺ, а после того, как он покинет этот мир, власть должна перейти к Алидам, то есть его родственникам, потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ через его дочь Фатиму. Это касается как духовного главы или имама, так и политического главы.

Правитель пал от рук убийц, когда на него совершили нападение арабы и послы из Египта, которые были недовольны его правлением. В тот момент в Медине появились сразу несколько групп недовольных граждан, из Куфы, Басры и Египта, и начали требовать сместить наместников Усмана. В день 20 июня 656 г.х. группы недовольных подожгли ворота его дома, ворвались к нему на подворье. Усман повелел, чтобы его сподвижники и рабы ничего не предпринимали, убедил своих защитников, чтобы они остановились и покинули дом.

Когда же в доме остался только он сам и его семья, он открыл дверь, развернул Коран и начал читать его. В это время Усман соблюдал пост.

Один из бунтовщиков вошел в его дом и ударил Усмана мечом. Кровь из его раны оросила Коран, который лежал перед ним, и попала как раз на слова Аллаха: «Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (2:137). По самой вероятной из версий на момент смерти Усману было восемьдесят два года.

В тот день в доме было убито четыре человека – сам Усман, Наджих, а также двое преступников – Кутайра и Саудан. Дом подвергся грабежу со стороны преступников: они забрали даже то, что было надето на женщинах. После того, как преступники ограбили дом Усмана, они добрались и до государственной казны.

Али ибн абу Талиб — четвертый халиф

Последний представитель эпохи праведных халифов Али – представитель рода Пророка ﷺ.

Четвертым праведным халифом, после убийства халифа Усмана, стал Али ибн Абу Талиб. Когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Он стал последним представителем эпохи праведных халифов. Али был знаменитым оратором и видным исламским богословом. Мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.

Из всех четверых праведных халифов он – единственный, кто приходился родственником по крови Мухаммаду ﷺ, поскольку являлся его двоюродным братом. Шииты, опираясь на этот факт, объявляют всех правителей, которые были до него, узурпаторами, и считают Али не четвертым «праведным халифом», а первым. Рафидиты приписывают ему вымышленные достоинства, хотя у него достаточно настоящих.

Не все согласились признать Али правителем: ему на верность отказались присягать даже старые сподвижники Пророка ﷺ, но поначалу не противодействовали ему. Сын Умара Абдулла также отказывался присягнуть Али, поскольку заявлял, что выборы нового правителя прошли неправильно. В Мекку прибыла вскоре и вдова Пророка ﷺ Аиша. Мекканское войско встретилось с армией Али под городом Басрой, там же состоялась знаменитое сражение «при верблюде», на котором в паланкине сидела Аиша. Но битва закончилась поражением войска Аишы.

Также Али сумел разгромить силы хариджитов в 38 г.х. в месяц сафар – это было сражение при Нахраване, и часть тех хариджитов, что остались в живых, долго не сдавались победителю.

Построив коварный план, хариджиты вознамерились совершить покушение на праведного халифа, и хариджит Абд ар-Рахман ибн Мулджам ранил халифа отравленным клинком непосредственно во время утреннего намаза. В тот же роковой день в Куфе было запланировано покушение и на Шама Му‘авийу ибн Абу Суфйана, и на Амра ибн аль-Аса, его наместника в Египте, но Му‘авийа был несмертельно ранен, а Амра заслонил собой его помощник. Али ибн Абу Талиб, четвертый праведный халиф, через два дня скончался. Вопрос о преемнике остался открытым, и мусульманам предстояло решить участь власти, избрав кандидатуру правителя. Сторонники халифа предложили на пост правителя его сына Аль-Хасана ибн Али. Аль-Хасан сразу понял, что ситуация в государстве складывается не в его пользу, поэтому попытался наладить отношения с Му‘авией и начал переговоры о том, чтобы начать ему передачу власти. Му‘авия прибыл в Куфу в 41 г.х., где ему передал все полномочия Аль-Хасан, а сам уехал в Медину с братом аль-Хусайном.

Этим событием завершилась эпоха Праведных халифов, халифат превратился в монархическое государство. Му‘авия, прийдя к власти, стал основателем династии Омейядов, и эта династия правила почти сто лет.

Праведные халифы.

Кто они?
  1. Кто такие праведные халифы?
  2. Первый праведный халиф
    1. Начало Халифата
  3. Второй праведный халиф
  4. Третий праведный халиф
  5. Четвертый праведный халиф
Каллиграфия на арабском (сверху-вниз справа-налево): Абу Бакр, Умар, Усман, Али

Не всегда мусульмане относятся с достаточным вниманием к тому, чтобы изучить жизнеописания сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ и в будущем следовать их примеру. Но ведь этот путь является одним из самых верных средств приблизиться к Аллаху и воспитать свое сердце в любви к Нему. Пророк Мухаммад ﷺ неоднократно указывал на необходимость признания превосходства и достоинств четырех праведных халифов и следования их примеру.

По своим достоинствам четыре праведных халифа превосходят всех сподвижников, поскольку приняли Ислам раньше всех, вели самоотверженную борьбу за религию Ислама и вынесли немало испытаний в этой борьбе. О том, что четырех праведных халифов следует любить, и это является обязательным для мусульманина, говорили Масрук ибн аль-Джаузи.

Знать о жизни этих достойнейших людей, об их личностях и достоинствах и брать пример с них необходимо каждому мусульманину.

Шейхуль-ислам ибн Таймийя говорил, что все то наилучшее, чего смогли добиться в своей религии мусульмане, они добились исключительно благодаря труду праведных халифов и сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ: благодаря им были получены знания о религии, благодаря им были побеждены враги Ислама, а слово Всевышнего Аллаха было возвышено.

Отдавать должное сподвижникам и их заслугам должен каждый мусульманин до самого Судного дня, если он является истинным верующим. Праведные халифы являлись среди сподвижников лучшими, кто стремился к благим делам, кто совершал их больше всех остальных. Они были в мусульманской умме лучшими людьми, их сердца были чисты, а в обхождении они были легкими людьми. Всевышний Аллах избрал праведных халифов для того, чтобы они сопровождали Пророка Мухаммада ﷺ на его нелегком пути, поддержали его в деле установления религии Ислама. Всевышний Аллаха хвалил их в аятах Корана, а Пророк Мухаммад ﷺ превозносил их достоинства в хадисах, говоря, что Аллах доволен ими.

Кто же эти люди? Праведные халифы — это сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ Абу Бакр ас-Сыддык, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб — самые уважаемые среди сподвижников, возглавившие дела мусульманской общины и создавшие крепкое государство на основе Корана и Сунны с принципами справедливости.

Первый праведный халиф

Абу Бакр Сиддик носил полное имя Абдулла ибн Усман ибн Амир ибн Ка‘б. У него с Пророком Мухаммадом ﷺ есть общие родственные корни через Мурра ибн Ка‘ба. Год его рождения наступил спустя два года после наступления «года слона», то есть через 2 года после рождения Пророка Мухаммада ﷺ.

По роду своей деятельности он занимался торговлей, и сумел заработать очень много денег, расходуя заработанные средства на пользу Ислама. Он стал первым человеком, кто принял Ислам. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Абу Бакр был праведным, очень правдивым человеком, и именно из-за этого его и прозвали «Сиддиком».

Передано от Анаса ибн Малика, что, когда Пророк Мухаммад ﷺ поднимался на гору Ухуд, его сопровождал Абу Бакр, а также с ними были Усман ибн Аффан и Умар ибн аль-Хаттаб. В тот момент гора Ухуд сильно затряслась, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал ей: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, правдивейший и два мученика!», в последствии Умар и Усман стали мучениками, погибшими от рук врагов.

Абу Бакр призывал людей к Исламу, и в этом он был первым среди людей. Он был тем, кто привлек в Ислам сподвижников Усмана ибн Аффана, Зубайра, Тальху, а также Абдуррахмана ибн Ауфа и Абу Убайду. Об Абу Бакре Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что он не только наиболее надежный в сподвижничестве человек, но и наиболее щедрый в своих богатствах. Имущество Абу Бакра принесло много пользы самому Пророку Мухаммаду ﷺ, который им распоряжался как своим собственным, и Посланник Аллаха ﷺ говорил, что никогда еще имущество столько пользы ему не приносило. Абу Бакр же говорил, что и он сам, и имущество его полностью принадлежит Посланнику Аллаха ﷺ. На свои деньги он выкупил из рабства Биляля, а также Амира ибн Фухайра и многих других мусульман.

В хадисе из сборников Абу Дауда и Тирмизи, который был передан Умаром, сказано, что Посланник ﷺ велел мусульманам делать пожертвования. По словам Умара, в то время у него было много денег, и он мог себе позволить делать настолько щедрые пожертвования в этом благом деле, чтобы опередить даже Абу Бакра. И тогда Умар отнес половину своего имущества Посланнику ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ спросил, какую часть своего имущества оставил он своей семье? И тогда Умар ответил, что оставил семье половину. После него пришел Абу Бакр, принес деньги, и на такой же вопрос ответил Посланнику Всевышнего ﷺ, что принес все свои деньги, а семье оставил «..Всевышнего Аллаха и Его посланника», и в тот момент Умар понял, что он никогда не сможет опередить Абу Бакра.

Посланник Аллаха ﷺ женился на дочери Абу Бакра Аише, и она стала любимой женой Мухаммада ﷺ. Среди сподвижников и вообщем мусульманской общины Абу Бакр занимает самое значительное место, он заслуживает самого глубокого почтения. Именно Абу Бакр сопровождал Посланника ﷺ всю его жизнь, с самого начала пророческой миссии и до самой смерти Мухаммада ﷺ. В самые тяжелые моменты жизни Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр оставался рядом с ним, поддерживал его. В Коране Аллах упоминает о нем, указывая, что одним из тех двоих, кто был с Мухаммадом ﷺ в пещере, когда его изгнали неверующие, был именно Абу Бакр.

Из всей мусульманской уммы за всю ее историю самым богобоязненным человеком был праведный халиф Абу Бакр – об этом говорит Сунна, об этом сказано и в Коране, где приводятся слова Всевышнего Аллаха о нем: «самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (сура Аль-Лайл (Ночь), 17-20-й аяты).

В своей повседневной жизни он был человеком праведным, неприхотливым, очень доброжелательным и спокойным, но и бесстрашным, и смелым. В сборнике хадисов Абу Дауда сказано, что Абу Бакр первым войдет в Рай.

Начало Халифата

После смерти Мухаммада ﷺ сподвижники избрали Абу Бакра в качестве халифа. Новый халиф обратился к людям в этот тяжелый момент, зачитав им слова Аллаха, которые он обращал к своему Посланнику ﷺ. Он обратился к мусульманам со словами просьбы поправлять его, если будет совершать дурное, и помогать ему, если он будет совершать благо. За время своего правления первый праведный халиф принес Исламу много блага.  После смерти Мухаммада ﷺ он начал жесткую борьбу с вероотступничеством. Абу Бакру принадлежит заслуга собирания воедино Корана – весь Коран по поручению халифа был собран Зайдом ибн Сабитом в свитках. После халифа Абу Бакра эти свитки перешли по наследству Умару и Усману.

Абу Бакр был похоронен возле Пророка Мухаммада ﷺ, после него халифат перешел к Умару ибн Хаттабу.

Второй праведный халиф

Умар ибн Хаттаб (Абу Хафс Умар ибн Хаттаб) вошел в мировую историю Ислама как второй праведный халиф. Пророк Мухаммад ﷺ называл его «Фарук», что в переводе означает «Различающий»(ложь от истины). Умар входит в число десяти сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ обрадованных раем. Родился он за сорок лет до того, как случилась хиджра Пророка Мухаммада ﷺ, в Мекке. Семья, в которой родился и вырос Умар, была знатной и имела почет и власть, но юного Умара воспитали верным и правдивым: он смело высказывал истину и придерживался неуклонно своей точки зрения.

Именно Умар был послом, когда возникали конфликты у курайшитов между собой или случались какие-то военные столкновения между племенем курайшитов и другими племенами. Когда Умар принял Ислам, это стало для мусульман огромной поддержкой и ознаменовало собой новый этап борьбы за распространение исламской религии. Пророк Мухаммад ﷺ женился на дочери Умара Хафсе. Среди сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ он был одним из лучших, он одним из первых совершил хиджру в Медину из Мекки. Во многих сражениях и походах он сопровождал Пророка Мухаммада ﷺ, в битвах при Ухуде и Хунайне он стоял рядом с Пророком ﷺ. Были такие случаи, когда мнение Умара находило отражение в аятах Корана, ниспосланных позже. По словам Посланника Аллаха ﷺ, «Аллах вложил истину на язык и сердце Умара» (Абу Дауд).

Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом после Абу Бакра ас-Сыддыка с согласия самых авторитетных сподвижников, ансаров и мухаджиров. Во время правления праведного халифа Умара для Ислама открывались новые и новые земли, мусульманским государством были сделаны исторические завоевания. Правил же праведный халиф Умар мудро, вел аскетичную жизнь и был правителем очень набожным. В вопросах правления во многом Умар следовал тому примеру, который подал ему халиф Абу Бакр во время своего правления. Умар уделил большое внимание распространению исламской религии, предпринял ряд шагов, чтобы завоевать Византию и Персию, продолжив то дело, которое начал до него Абу Бакр.

В четырнадцатом году состоялась знаменитая битва при Кадисии, когда войска, которые возглавлял Са‘д ибн Абу Ваккас, разгромили войска Рустума. После этого у мусульман началась череда завоеваний вплоть до взятия персидской столицы. После этой победы полководец отправил халифу Умару серебряные и золотые браслеты, а также перстень Хосроя, правителя Персии, и тогда Умар надел украшения на Сураке, и поблагодарил Аллаха за то, что Всевышний подарил такую возможность. Эти браслеты на запястье Сураки увидел Пророк Мухаммад ﷺ, и сказал Сураке, что однажды тот наденет браслеты Хосроя. Это предсказание, которое стало поистине чудом, подаренным Аллахом, сбылось: войско Ну‘мана ибн Мукаррина сошлось с персами в сражении под Нахавандом, это сражение стали называть «Победой побед» или «Фатхуль футух»: империя Хосроя была разбита.

Во время правления праведного халифа Умара были завоеваны территории Шама, Египта, Иерусалим стал открытым для Ислама, а после волна завоеваний охватила все новые и новые земли: Тарабулус, Азербайджан, Джурджан и Нахаванд.

Праведный халиф Умар выстроил города Куфу и Басру, при нем было введено летоисчисление по хиджре, были основаны разные государственные учреждения, а также возобновлена коллективная молитва таравих. Праведный халиф Умар правил десять с лишним лет, а затем погиб от руки Абу Луълуъа, огнепоклонника, когда совершал в мечети Пророка ﷺ утреннюю молитву от шесть ударов кинжалом с двумя лезвиями.

Третий праведный халиф

Третьим праведным халифом стал Усман ибн Аффан. Усман является одним из тех десяти сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, которым был обещан Рай еще при их жизни. Усман ибн Аффан знал наизусть Коран.

Усман родился через пять лет после рождения Пророка Мухаммада ﷺ в Таифе. Его детство прошло в семье, которая была очень богата, его воспитывали в роскоши, поскольку его отец занимался торговлей, и у их семьи был очень хороший достаток. Он принял Ислам по призыву Абу Бакра в числе первых пяти людей. Пророк Мухаммад ﷺ очень любил Усмана, настолько, что выдал свою дочь Рукаййу замуж за него. Его дочь Рукайа умерла рано, и вскоре Посланник Аллаха ﷺ выдал замуж за Усмана свою вторую дочь Умм Кульсум, за что Усман и получил от него прозвище «Зу-н-нурайн» («обладатель двух сияний»).

Усман все-таки совершил в Эфиопию хиджру, несмотря на то, что для торговых дел она обернулось крахом, а затем совершил еще одну хиджру в Медину, и позже он получил прозвище «совершивший хиджру дважды». На битве при Бадре он отсутствовал, но его причисляют к участникам этой битве поскольку он был в момент битвы дома у постели умирающей своей жены Рукайи. За него стрелу в этой битве пустил сам Пророк Мухаммад ﷺ.

В возвышении замени Ислама заслуга Усмана огромна – не только имущество, но и душу жертвовал он на пути Аллаха: для битвы при Табуке им было снаряжено девятьсот верблюдов и пятьдесят коней, он насыпал в подол Пророка Мухаммада ﷺ тысячу динаров, выкупил за тридцать пять тысяч дирхемов колодец Рума, который был во владении иудея, продававшего воду из этого колодца мусульманам Медины, которым больше неоткуда было пить. После того, как Усман купил этот колодец, он подарил его мусульманам.

Его избрали халифом после того, как халиф Умар получил смертельные удары кинжалом. Выбор Усмана ибн Аффана поддержали все, зная, насколько он опережает всех остальных в Исламе.

В списке достижений и свершений третьего праведного халифа – тот факт, что по его повелению Коран был записан на едином диалекте, и после этого свитки были разосланы во все концы халифата. При Усмане продолжились завоевания в Азии и Африке, распространяя единобожие и там. Жизнь мусульман в государстве при праведном халифе Усмане отличалась благополучием и достатком.

Халиф Усман погиб в результате нападения на него группы врагов и лицемеров, которые старались посеять в народе смуту. Усман принял смерть мученика и умер с молитвой на устах на пороге собственного дома. Всего праведный халиф Усман правил в течение двенадцати лет.

Четвертый праведный халиф

Четвертым праведным халифом был Али ибн Абу Талиб, который приходился двоюродным братом Посланнику Аллаха ﷺ, сыном его дяди. Дочь Посланника Аллаха ﷺ Фатима была замужем за Али. Али принадлежал к числу десяти сподвижников Посланника ﷺ обрадованных Раем еще при жизни. Родился Али за десять лет до того, как началась пророческая миссия Пророка Мухаммада ﷺ, и он является первым ребенком, который принял Ислам. В ночь хиджры Али остался в постели Посланника Аллаха ﷺ: он завернулся в плащ, чтобы ввести в заблуждение многобожников, которые хотели убить Пророка Мухаммада ﷺ в его постели.

Али был человеком храбрым, принимал участие в сражениях на пути Аллаха и проявил немалый героизм. Когда произошла битва у рва, в которой против мусульман выступали объединенные войска нескольких племен, Али ибн Абу Талиб принял вызов нескольких воинов, которые славились как могучие богатыри, и он легко победил их все. Али ибн Абу Талиб участвовал во всех битвах, находясь рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ. Но во время битвы при Табуке Пророк ﷺ оставил Али ибн Абу Талиба дома как опекуна своей семьи, сказав ему: «Разве ты не согласен занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?».

Али ибн Абу Талиб стал халифом после того, как вероломно убили халифа Усмана. Между сподвижниками в это период произошли определенные события, относительно которых мудро и лаконично высказался Шейхуль-ислам ибн Таймийя, призвав воздерживаться от комментариев относительно того, что именно произошло, поскольку достоинства сподвижников остаются непоколебимыми, а любовь и дружба по отношению к ним со стороны мусульман обязательна.

Во время правления халифа Али произошла верблюжья битва, разожженная сабаитами и их приспешниками, далее произошла битва при Сиффине. После того, как Али сошелся в битве с хариджитами, один из них, которого звали Абдуррахман ибн Мульджим, задумал убить халифа Али: на халифа Али было совершено нападение в Куфе во время его пути на утреннюю молитву, его ранили ножом в голову. Умер Али ибн Абу Талиб в возрасте 63 лет.

Праведные халифы внесли свои имена в историю Ислама не только благодаря тому, что они были первыми руководителями исламской уммы после Пророка Мухаммада ﷺ, а также тем, что они отличались особой добродетелью, праведностью и самоотверженностью, приложив огромные усилия в распространении Ислама по всему миру, принеся в жертву свои жизни ради религии Аллаха.

преемников Мухаммеда | Мировая цивилизация

Цель обучения

  • Оценить приход халифатов к власти

Ключевые моменты

  • После смерти Мухаммеда в 632 г.
    н.э. его друг Абу Бакр был назначен халифом и правителем исламского сообщества, или уммы.
  • Мусульмане-сунниты считают, что Абу Бакр был надлежащим преемником, в то время как мусульмане-шииты считают, что Али должен был стать преемником Мухаммеда на посту халифа.
  • После смерти Мухаммеда и восстания нескольких племен Абу Бакр инициировал несколько военных кампаний, чтобы подчинить Аравию исламу и войти в состав халифата.
  • Халифат Рашидун (632–661) возглавлял Абу Бакр, затем Умар ибн Хаттаб в качестве второго халифа, Усман ибн Аффан в качестве третьего халифа и Али в качестве четвертого халифа.
  • 90 005 Мусульманские армии завоевали большую часть Аравии к 633 году, а затем Северную Африку, Месопотамию и Персию, существенно сформировав мировую историю благодаря распространению ислама.

Термины

Сунниты

Ответвление ислама, которое считает, что халиф должен избираться мусульманами или их представителями и что Абу Бакр был первым халифом.

Умма

Арабское слово, означающее «нация» или «сообщество»; обычно относится к коллективному сообществу исламских народов.

Шииты

Исламская ветвь меньшинства, которая считает, что Мухаммед назначил своего двоюродного брата Али своим преемником и что халиф должен быть выбран на основе этой семейной линии.

халиф

Глава государства халифата и титул правителя исламской уммы; преемник Мухаммеда.

Мухаммед объединил племена Аравии в единое арабо-мусульманское религиозное государство в последние годы своей жизни. Он основал новый единый Аравийский полуостров, что привело к халифатам Рашидун и Омейядов и быстрому расширению мусульманской власти в следующем столетии.

Со смертью Мухаммеда в 632 г. н.э. среди его последователей вспыхнули разногласия по поводу выбора его преемника. Видный соратник Мухаммеда Умар ибн аль-Хаттаб назначил Абу Бакра, друга и соратника Мухаммеда. При дополнительной поддержке в том же году Абу Бакр был утвержден в качестве первого халифа (религиозного преемника Мухаммеда). Этот выбор оспаривался некоторыми сподвижниками Мухаммеда, которые считали, что Али ибн Аби Талиб, его двоюродный брат и зять, был назначен преемником Мухаммеда в Гадир-Хумме. Али был двоюродным братом и ближайшим живым родственником Мухаммеда, а также его зятем, женившимся на дочери Мухаммеда Фатиме. В конечном итоге Али стал четвертым суннитским халифом. Эти разногласия по поводу истинного преемника Мухаммеда привели к серьезному расколу в исламе между тем, что стало суннитской и шиитской конфессиями, расколу, который сохраняется и по сей день.

Мусульмане-сунниты верят и подтверждают, что Абу Бакр был избран общиной и что это была надлежащая процедура. Сунниты также утверждают, что халиф в идеале должен быть выбран путем выборов или консенсуса сообщества. Мусульмане-шииты верят, что точно так же, как только Бог назначает пророка, только Бог имеет прерогативу назначать преемника своего пророка. Они верят, что Бог избрал Али преемником Мухаммеда и первым халифом ислама.

После смерти Мухаммеда многие арабские племена отвергли ислам или удержали налог на милостыню, установленный Мухаммедом. Многие племена утверждали, что они подчинились Мухаммеду и что со смертью Мухаммеда их верность закончилась. Халиф Абу Бакр настаивал на том, что они не просто подчинились лидеру, а присоединились к исламской общине уммы.

Чтобы сохранить целостность Исламского государства, Абу Бакр разделил свою мусульманскую армию, чтобы заставить арабские племена подчиниться. После серии успешных кампаний генерал Абу Бакра Халид ибн Валид победил конкурирующего пророка, и Аравийский полуостров был объединен под халифатом в Медине. Как только восстания были подавлены, Абу Бакр начал захватническую войну. Всего за несколько коротких десятилетий его кампании привели к созданию одной из крупнейших империй в истории. Мусульманские армии завоевали большую часть Аравии к 633 году, затем Северную Африку, Месопотамию и Персию, значительно сформировав мировую историю благодаря распространению ислама.

Абу Бакр назначил Умара своим преемником на смертном одре. Умар ибн Хаттаб, второй халиф, был убит персом по имени Пируз Нахаванди. Преемник Умара, Усман ибн Аффан, был избран советом выборщиков (меджлисом). Усман был убит членами группы недовольных. Затем Али взял на себя управление, но не был повсеместно признан халифом правителями Египта, а позже и некоторыми из его собственной гвардии. Он столкнулся с двумя крупными восстаниями и был убит Абдл-аль-Рахманом, хариджитом. Бурное правление Али продлилось всего пять лет. Этот период известен как Фитна, или первая исламская гражданская война.

Последователи Али позже стали сектой шиитского меньшинства ислама, которая отвергает легитимность первых трех халифов. Последователи всех четырех халифов Рашидун (Абу Бакр, Умар, Усман и Али) стали сектой большинства суннитов. При Рашидуне в каждой области (султанате) халифата был свой наместник (султан). Муавия, родственник Усмана и губернатор (Вали) Сирии, стал одним из соперников Али и после убийства Али сумел победить других претендентов на халифат. Муавия преобразовал халифат в наследственный офис, основав таким образом династию Омейядов. В районах, которые ранее находились под персидским или византийским правлением Сасанидов, халифы снизили налоги, предоставили большую местную автономию (своим делегированным губернаторам), предоставили большую религиозную свободу евреям и некоторым коренным христианам и принесли мир народам, деморализованным и недовольным жертвами. и высокие налоги, возникшие в результате десятилетий византийско-персидской войны.

Первые халифы ислама: власть, коррупция и война в халифате Рашидун

?>

Написано Калебом Стромом , Древние истоки

Первыми халифами исламского мира были Рашидун , или «правильно ведомые», халифы, и они контролировали обширную империю. Согласно мусульманам-суннитам, халифы Рашидун были выбраны последователями Мухаммеда, и все четверо были законными халифами.

Для мусульман-шиитов, с другой стороны, первые трое были узурпаторами, поскольку они не были прямыми потомками Мухаммед . Каким бы ни было теологическое значение халифов Рашидун для ислама, нельзя отрицать, что правление первых четырех халифов очень важно для истории ислама.

Тридцать лет их правления были наполнены политическими интригами, коррупцией, убийствами и гражданской войной, а также впечатляющими военными завоеваниями и формированием основных разногласий, определяющих ислам сегодня.

Абу Бакр, первый халиф. (Cropbot/Public Domain)

Происхождение халифата Рашидун

Когда Мухаммед умер в 632 г. н.э., он не оставил четких указаний о том, кто станет его преемником. Это вызвало разногласия в исламском мире и по сей день. Мусульманское сообщество спорило между собой, кого назначить политическим преемником Мухаммеда. Некоторые считали, что это должен быть двоюродный брат Мухаммеда, Али, но в итоге был выбран Абу Бакр, близкий друг и тесть Мухаммеда.

Первый халиф
Абу Бакр, первый халиф, правил два года. Он смог сохранить исламский мир, но не все было хорошо. Как только он был назначен халифом, некоторые арабские племена, которые были частью общины только благодаря Мухаммеду, вышли из политической коалиции. Это вынудило Абу Бакра начать войну против них, чтобы подчинить их себе. Он настаивал на том, что они подчинились не только Мухаммеду, но и мусульманскому сообществу. К 633 году н.э. Абу Бакр объединил почти весь Аравийский полуостров под своим халифатом.

Второй халиф
Абу Бакр назначил Умара (также пишется Омар) своим преемником перед смертью в 634 году н.э. Умар привел мусульман к выдающимся победам и расширил политическое влияние ислама на Ближний Восток и в Северную Африку.

В то время двумя основными политическими силами на Ближнем Востоке были Персидская или Сасанидская империя Сасанидов на востоке и Византийская империя на западе. К этому моменту эти две империи вели борьбу за власть на протяжении нескольких столетий. Это сказалось на людях Персии и восточного Средиземноморья.

К 634 году н. э., во время правления халифа Умара, мусульманские армии начали продвигаться из Аравии на остальную часть Ближнего Востока. Отчасти это было вызвано сильными военными традициями среди арабских племен и необходимостью направить воинственные наклонности арабских племен того времени во что-то, что не разорвало бы мусульманский мир на части.

Мусульмане одержали решающую победу над византийцами в битве при Ярмуке в 636 году н.э. Они также одержали крупную победу над сасанидами в 637 г. н.э. в битве при аль-Кадисии. К концу правления Умара исламский халифат завоевал империю, простирающуюся через Персию, Месопотамию, Палестину и Сирию, а также на запад до Северной Африки. Сасанидская империя прекратила свое существование после 642 г. н.э., а Византийская империя отступила.

В то время расширение Мусульманской империи было в основном политическим. Христиан и другие немусульманские религиозные группы, такие как зороастрийцы, индуисты и буддисты, не принуждали к обращению, и, пока они платили дань и не восставали, им по большей части разрешалось жить в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *